Вертолетные спасработы на высоте 6300м
Ранее codelancer уже упоминал о неудачной попытке соло восхождения Томаша Хумара(Tomas Humar) на Рупальскую стену горы Нанга Парбат(Nanga Parbat) Западные Гималаи. Когда он вынужден был прекратить восхождение на высоте 6,300м, однако было ошибочно сказано, что Томаш спустился САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!- что очень не справедливо по отношению к спасателям, которые участвовали в невероятно сложной и опасной операции по спасению альпиниста. К тому же данная спасательная операция, на сегодняшний день является одной из самых высокогорных спас операций с использованием вертолета! Хоть и с большим опозданием, считаю необходимым восстановить справедливость!
Кратко напомню историю событий...
7 августа 2005 года полковнику Пакистанских вооруженных сил Рашиду Улаху Бежу (Rashid Ullah Beg) поступил звонок от пакистанского альпиниста Назира Сабира (Nazir Sabir) с просьбой о помощи по спасению словенского альпиниста Томаша Хумара, терпящего бедствие на высоте 6,300м на Рупальской стене(Rupal), горы Нанга Парбат(8,125м) Западные Гималаи.
Томаш Хумар, широко известный во всем мире альпинист своими соло восхождениями по самым сложным маршрутам, выбрал новый маршрут восхождения по центру Рупальской стены. Спонсорами экспедиции выступили крупнейшая словенская газета, телевизионный канал, а также крупная телефонная компания.
Хумар потратил неделю в базовом лагере, наблюдая, как плохая погода сменяется на ужасную . На своем веб сайте он объявил, что погодные условия очень опасны для восхождения, потом, что он начнет восхождение в любом случае, потом, что все-таки Нет, потому что муссон пришел слишком рано и попытка восхождения равносильна самоубийству. В 2004 году Томаш уже совершал попытку соло восхождения на Нанга Парбат, однако после 4 безуспешных попыток акклиматизироваться на маршруте Месснера был вынужден прекратить восхождение, в связи тяжелыми погодными условиями.
После недели ожидания и бездействия, психологическое давление на Хумара увеличилось, когда в базовый лагерь приехал молодой талантливый американский альпинист Стив Хаус (Steve House). Летом 2004 он с Брюсом Миллером уже пытался взойти на Нанга Парбат маршрутом Шела, но из-за плохого самочувствия они были вынуждены отступить с высоты 7,500м. Сейчас Хаус чувствовал себя превосходно, вместе с ним был его напарник - сильный альпинист Винцент Андерсон (Vince Anderson). И в этот раз они были настроены достичь вершины тем же маршрутом, что и Хумар. (позднее двойка Стива Хауса достигла вершины читать тут)
1 августа Хумар начал восхождение. Первые два дня он продвигался очень быстро. На третий день началось активное таяние снега, у Хумара промокла одежда и спальный мешок, плотный туман закрыл стену, а лавины со всех сторон заставили его остановиться в 1,825м от вершины. Хумар выкопал снежную пещеру, чтобы переждать непогоду. Погода ухудшалась. Стив Хаус оставался в базовом лагере, не предпринимая попыток к штурму. Постепенно все внимание прессы переключилось на драму жизни и смерти Хумара в реальном времени.
Автопортрет Томаша Хумара на фоне снежной пещеры. http://www.nationalgeographic.com
«Этим мне и нравится высотный альпинизм! Никто не может тебе помочь, даже вертолет. Ты можешь надеяться только на самого себя», - через группу поддержки написал Хумар 5 августа на своем сайте. Сначала в Словении, а потом в других странах в прессе и на телевидении начали активно задавать вопрос – Почему европейцы, имея вертолет и пилота который смог сесть на Эвересте, не могут спасти альпиниста?
Спасательная операция.
7 августа, полковник Беж направил к альпинисту горный вертолет SA316B Alouette III для разведки. Пилоты должны были попробовать сбросить Хумару сухие вещи и еду. Однако им пришлось вернуться из-за сильного ветра и плохой погоды.
Беж запросил Назира Сабира, у которого была связь по радио с Томашом, подробно описать обстановку. Назир нарисовал очень унылую картину. Томаш находился на почти вертикальной 4,500м стене, в 30м выше над ним нависал большой снежный карниз. «Никто не сможет взойти и спасти его»,- сказал Сабир, «все попытки спустить его с этой стены будут равны самоубийству».
8 августа пришел приказ от командующего Пакистанской армии провести попытку спасработ, даже если придется рисковать вертолетом и жизнью пилотов.
Для спасработ Беж решил использовать вертолет SA315B Lama, поскольку он обладал лучшими характеристиками из имеющихся в Пакистанской армии вертолетов. При текущей температуре и влажности истинная высота расположения альпиниста соответствовала 7,010м. В этих условиях Lama в существующей конфигурации не могла зависнуть на нужной высоте даже с учетом влияния воздушной подушки, использование лебедки было невозможно. Оставалась единственная возможность это подцепить альпиниста на трос внешней подвески, попробовав зависнуть над альпинистом на минимально возможное время. Для троса решили использовать статическую альпинистскую веревку с небольшим мешком камней на свободном конце.
Горные вертолеты SA315B Lama и SA316B Alouette III в Гималаи попали довольно поздно, уже тогда когда компания Aerospatiale прародитель Eurocopter прекратила их выпуск во Франции, и вертолеты стали производится в Индии под именами Cheetah и Chetak соответственно. На тот момент Lama обладала рекордом высоты в динамическом полете 12,800м..
Индусы доработали вертолет, что позволило поднять его "потолок". Есть мнение, что "несанкционированный" полет Eurocopter 350B3(полет санкционировали уже потом) с посадкой на шаге на вершине г. Эверест 8,850м в мае 2005 г. был во многом спровоцирован желанием не дать индусам первыми сесть на Эвересте на Cheetah. Поскольку в 2004 г. во время спас-операции на леднике Камет(Kamet Glacier) два Индийских пилота на Cheetah, три раза садились на высоте 7,083м, эвакуируя травмированных альпинистов и облегченная Lama садилась на 7,670м.
Посадки на высотах сильно выше расчетных возможны при минимальном весе вертолета(минимальном количестве топлива) и наличаи мощных восходящих потоков. Однако возможна ситуация, когда вертолет после посадки не сможет взлеть, из-за изменившихся условий. Спуск часто осуществляется в режиме авторотации или РСВНВ(в российской терминалогии) - режим самовращения НВ - это когда НВ раскручивается под действием набегающего потока снизу без использования мощности двигателя. Посадка в данном случае может быть осуществлена только с первого раза.
Разница в потребляемой мощности вертолета на висении при наличии эффекта воздушной подушки и без него 10-15%. Работа лебедки отбирает 5-10% мощности.
Несмотря на свою уже более чем 50 летнюю историю горные вертолеты Alouette и Lama до сих пор активно используются горными спас службами Швейцарии, а во Франции их использование прекратили только 2009 г..
«У нас был очень призрачный шанс на успех, но это было единственное, что мы могли попробовать», - сказал Беж позднее.
Прогноз погоды на ближайшие два дня был хорошим, далее погода сильно ухудшалась на несколько дней. Томаш мог столько не выдержать.
Беж планировал вылететь на двух Lama и одном Ми17, в качестве вертолета поддержки. Одна Lama вылетала с авиабазы в Куазим (Qasim), другие два вертолета из Скарду (Skardu). Встретившись в деревне Астор (Astore), находящейся в 30км северо-западнее базового лагеря, группа должна была переместиться в базовый лагерь на высоту 3,500м. Здесь предполагалось максимально облегчить вертолет Бежа, чтобы он смог зависнуть на высоте и снять альпиниста. Тем не менее он должен был остаться достаточно тяжелым, чтобы быстро спуститься на 3,000м не больше чем за 10мин., иначе альпинист мог замерзнуть, болтаясь на внешней подвеске.
В 14.15 наблюдатель сообщил, что облака поднялись выше и Рупальская стена открылась. Через 45 минут вертолеты приземлились в базовом лагере.
В 16.30 две Lama вылетели на спасение. На высоте 5,300м стену внезапно закрыло облаками, и ситуация стала быстро ухудшаться. Уже почти полностью потеряв видимость, пилотам пришлось повернуть назад, закончив со спасработами в этот день.
Хумар передал по радио, что он слышал шум вертолетов, но смертельно устал, и если следующая попытка будет неудачной, он начнет спуск или умрет.
На следующий день 10 августа Беж планировал стартовать как можно раньше. Еще не прогретый солнцем воздух обладал большей плотностью, однако тяжелый воздух одновременно являлся причиной образования мощного нисходяшего потока – катабалического ветра. Как только появлялось солнце ситуация становилась противоположной - воздух нагревался и становился менее плотным, однако начинал образовываться восходящий поток вдоль освещенного склона. «Мы долго ломали голову, в какое время вылетать» - говорил Беж- «В результате решили вылетать через 30мин после рассвета, чтобы быть на позиции за 30-60 минут до прихода солнца».
10 августа в 5.45 утра Томаш все еще был скрыт слоем облаков. Две Lama с минимальным количеством топлива поднялись в воздух из базового лагеря, рассчитывая, что быстро образующийся восходящий поток успеет приподнять облака выше к тому моменту, когда они выйдут на позицию. Пока одна Lama выискивала альпиниста на стене, Беж сделал проверку на висение на высоте 6100м. Вертолет вел себя стабильно. Температура за бортом была -8С. Установив местонахождение альпиниста, вернулась первая Lama. Беж совершил несколько проходов над ним, чтобы определить направление ветра и лучше рассмотреть позицию. Заход против ветра был невозможен, поэтому Беж развернул вертолет боком к ветру, чтобы по максимуму использовать левую педаль и получить еще немного мощности.
(На вертолетах классической схемы при даче педали рулевого управления, отвечающей за разворот вертолета в сторону против вращения Несущего Винта (для Lama - левая), подъемная сила на НВ увеличивается, при даче оппозитной педали подъемная сила НВ уменьшается).
Зависнув на 9 часов от альпиниста, чтобы завести трос, Беж начал потихоньку перемещать вертолет налево. Педаль встала на упор, было невероятно сложно удерживать положение вертолета. Индикатор мощности показывал 98 процентов – едва достаточно, чтобы вытянуть еще 70кг груза.
( Вертолеты Lama и Alouette имеют уникальный суммарный показатель используемой мощности - один параметр, в отличии от других типов вертолетов, например Eurocopter 350B3, где мощность измеряется по нескольким показателям, таким как температура турбины и момент. )
Вертолет приблизился к скале, едва не цепляя за нее ротором, здесь восходящий поток был сильнее. Потребляемая мощность упала до 95-96 процентов. Наблюдая в зеркало, Беж начал подводить трос, как можно ближе к альпинисту. Томаш попытался дотянуться до крюка, но не смог. Беж отошел от скалы и передал управление Ране - второму пилоту, чтобы немного подышать кислородом. Они не надевали маски надолго, боясь запотевания кабины. Беж снова взял управление.
Беж начал раскачивать вертолет, чтобы раскачать веревку и забросить ее альпинисту. «Ротор крошил снег с нависающего вверху карниза, было очень тяжело дышать и смотреть. Это было похоже на ад» - вспоминал Хумар - «Наконец я смог поймать веревку, но мой карабин замерз. Мне пришлось отогревать его, чтобы пристегнуться к веревке. Когда я встегнул карабин, я стал искать нож, чтобы отрезать себя от веревки, пристегнутой к анкерам в скале. Но мои руки так замерзли, что я никак не мог найти нож в кармане!»
Теперь и вертолет был привязан к скале – это то, чего в первую очередь опасаются горные спасатели. Пилоту было очень трудно удерживать положение вертолета на такой высоте. Вертолет сместился вправо, и Хумара сдернуло с полки, теперь он болтался привязанный к вертолету и скале одновременно.
Беж фиксировал нагрузку на крюке вначале было 70 кг, потом 150кг. Вертолет сильно трясло он уже выбрал всю мощность, потом вес стал 200кг. На несущем винте стремительно образовалось вихревое кольцо - вертолет начал быстро проседать и заваливаться на бок, вес на крюке возрос до 270 кг. «Я понял, что это конец» - вспоминал Хумар,-«Вертолет стал опускаться вниз, и я видел как пилот закрыл глаза. Он молился. Я тоже закрыл глаза и стал молиться. Внезапно, что-то порвалось и я полетел вверх словно на банджи.» Анкера вылетели первыми, и Хумар остался болтаться на тросу под вертолетом. Пилот выправил положение вертолета и начал снижение. «Я сказал себе, это было желание Господа, и это больше никогда не повториться опять. Никогда!» - сказал Хумар.
Беж подумал, что альпинист погиб, но через мгновение он увидел его болтающимся на веревке внизу. Беж моментально ушел вправо, чтобы Томаш не врезался в стену. Хотя они уже далеко отошли от скалы, Томаш все еще сильно раскачивался на тросе, им пришлось сильно потрудиться, чтобы снижаясь успокоить колебания альпиниста. Посадка в базовом лагере прошла успешно.
Вихревое кольцо - при превышении допустимой нагрузки на лопасти, в следствии высокой скорости или недостаточной плотности воздуха, на лопастях образуется срыв потока, как следствие резко теряется подъемная сила НВ.
Заключение...
9 Ноября 2009 г. Томаш Хумар связался своим другом в Словении по спутниковому телефону и сообщил без подробностей, что получил серьезную травму во время соло восхождения по Северной стене Лангтанг Лирунг (Langtang Lirung), – 7,227м. Непальские Гималаи. Это был первый и последний звонок от альпиниста. Предполагали, что он находится на высоте примерно 6,300м. Друг Томаша позвонил в Швейцарию в известную горноспасательную службу Air Zermatt с просьбой о помощи.
На следующий день пилот и группа спасателей Air Zermatt вылетела в Катманду. Большой проблемой стало получение Швейцарским пилотом разрешения от непальского агентства гражданской авиации для полета на непальском вертолете(Уровень Непальских пилотов сильно отличается от Пакистанских совсем не в лучшую сторону). Особенно много времени ушло на подтверждение навыков работы на подвеске, на большой высоте и наличия опыта спасательных операций.
12 ноября вертолет со спасателями прибыли в базовый лагерь.
13 ноября спасательные работы не проводились из-за плохой погоды.
14 ноября Томас был найден мертвым на Южной стене Лангтанг Лирунг на высоте 5,600м.
С помощью вертолета тело было спущено в базовый лагерь. При последующем осмотре было обнаружено, что у альпиниста сломана нога. Других повреждений не обнаружено.
PS
В июле 2008 г. опять с г.Нанга Парбат с высоты 5,600м Пакистанскими пилотами были эвакуированы два оставшихся в живых члена итальянской экспедиции Walter Nones и Simon Kehrer, которые прекратили восхождение после гибели их лидера и товарища Карла Унтеркирхер (Karl Unterkircher) на высоте 6,400м.
Весь следующий день после гибели лидера альпинисты провели на том же месте. Из за высокой лавиной опасности они не могли спуститься тем же маршрутом, которым поднимались, поэтому им пришлось сначала продолжить восхождение для поиска безопасного спуска. Батареи спутникового телефона хватило только на то, чтобы сообщить о трагедии. Спасением занялась Пакистанская армия.
Во время первого вылета, из за сильной турбулентности удалось обнаружить палатку альпинистов и сбросить баллон с газом и новый спутниковый телефон для связи с миром.
"Погодные условия были очень сложные, ветер достигал 60-70 км/ч. Чтобы максимально облегчить вертолет мы залили минимальное количество топлива. Мы планировали эвакуировать их используя внешнюю подвеску, но альпинисты оказались не готовы к этому! Поэтому у нас не осталось выбора, кроме как поставить одну лыжу на снег. При таком ветре это было очень сложно. Сначала мы забрали одного Саймона. Погода начала портиться. Безопаснее было бы перенести спас работы на следущий день, но мы не могли оставить Вальтера одного на верху, поэтому мы вернулись и сели второй раз." - вспоминал потом пилот майор Амир Масуд(Amir Masood). Вся операция по спасению заняла 3 часа.
При касании поверхности Планеты одной лыжей(шасси), вертолет все еще находится в «состоянии висения» или висит на шаге – без полного отключения мощности с НВ, как при полной посадки. Хотя во время этого маневра потребляемая мощность и ниже, чем на висении без учета влияния воздушной подушки, и чем на висении с учетом влияния воздушной подушки, существует большая опасность динамического опрокидывания. Особенно при опускании лыжи на снег или неровную скалу.
PS ps
На настоящий момент, описанные случаи вертолетных спасработ являются самыми высокогорными вертолетными спасательными работами за всю историю!
перевод: team heliaction.ru
167
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Спасибо.
Был еще в советские времена знаменитый спуск на вертолете с плато пика Коммунизма.
Кто знает, есть про это в сети?
Отец рассказал, что Хохлову сделали 2 переливания крови. Его самочувствие было стабильным. Собрался врачебный консилиум. Рэм Викторович просил не делать повторного переливания крови. Но ему всё-таки сделали 3-е переливание (на всякий случай). После этого Рэма Викторовича не стало.
В 1966г. вертолет Ми-4(поршневой!) под управлением Хасаншина М.А. и Рахманова Ю.И. произвел посадку на восточной вершине Эльбруса (5621 м), куда доставил разборный домик по программе акклиматизацонных тренировок космонавтов. В этом же году вертолет Ми-4 Нальчикской АЭ обеспечивал съемки фильма «Вертикаль» в Приэльбрусье.
В мае 1972г. Ми-4 под управлением Авсарагова С.А., Рудяшко А.Г., Данчевского Г.Д. совершил неудачную посадку на западной вершине Эльбруса. Был поврежден хвостовой винт и редуктор. Экипаж оставил вертолет и самостоятельно спустился в Терскол. К снятию борта приступили только летом. КВС Бородинец Л.Е. 8 раз садился на вершину и доставил необходимые агрегаты, аккумуляторы, печь для прогрева двигателя. Менять винт и редуктор помогали альпинисты. Техникам с больши трудом удалось решить проблему запуска двигателя, конструкция которого не предусматривала запуск на такой высоте. Вертолет взлетел с высоты 5640 м и благополучно приземлился в Терсколе.
Потрясающая история профессионализма на грани возможного!
Дело не только в вертолете - пилоты нужны!, которые постоянно летают в горах. Соотвественно, такая спас-служба может быть только в коммерческой компании - чтобы экипажи постоянно работали в горах: на хели-ски, забросках грузов и тд и тп. Тогда и налет будет и спас работы будут профисиональны.
Вопрос только как МЧС будет относится к такой комерческой спас-службе. Работают в тяжелых условиях, только одни за это деньги получают, а другие вроде как за идею!
Чтобы немного скрасить ситуацию позитивный ролик о спасении с застрявшей гондолы:
Помню когда к нам прилетели спасатели на вертолете - чел ногу сломал на спуске - первый их вопрос был "Какого х#$a надо было звонить в Москву??!!", а страдальцу сказали, что с него поляна в кабаке.
бе!
мы как-то стояли на Берельском седле под Белухой. И под вечер такой пепелац в одну сторону пролетел над нами, в другую... потом еще несколько раз...
В итоге, завис над гребнем, метров в 20 от нас... Ага. "Дует" то он нехило. У нас палатку срывает, вещи вниз по склону уносит. Мы в палатку вцепились, чтобы не унесло ее. В морду снег лепит из-под лопастей, морозимся... Пипец, как говорится.
А он повисел минут 10-15 и улетел себе, козел. Чего ему надо было? не знаю
Но осадок мощный остался
Тренировался в зависании, чтобы потом таких вот экстремальных мужиков снимать со стен. А как же без тренировок-то? )))
Вообще, аттракцион, одни лазают, другие снимают, веселуха