Номинанты "Хрустального пика-2009": Памирский марафон

Пишет robinsya, 03.11.2009 22:24

Номинанты "Хрустального пика-2009": Памирский марафон (Альпинизм, хрустальный пик, события, риск.ру, risk.ru, лебедев, маи)
Фото из архива экспедиции...

Пару слов о процедуре. Памятуя о дискуссии из моего предыдущего поста, хочу написать следующее. Мы обсудили вопрос в редакции и решили что... В этом году мы не будем ничего менять. Мы провозгласили принцип - пользователи Risk.ru объявляют номинантов - вы их объявили. Менять номинантов по воле редакции - это менять правила игры по ее ходу. Мы не можем себе этого позволить. И не будем. Возможно, в будущем году мы несколько ужесточим правила объявления номинантов: ограничим число или будем принимать только первопрохождения - у нас с вами еще будет возможность это обсудить! Сейчас мы видим то, что мы видим - среди номинантов полный спектр стилей, целей, мотиваций - от восьмитысячника зимой до чемпионата траверсов. И это, по-своему, не плохо. Вы можете с нами спорить, но я больше в дискуссии на эту тему вступать не буду. Голосование все расставит по своим местам! Я в этом не сомневаюсь.

А теперь к основной теме моего поста:))) Рада представить вам первого номинанта - команду турклуба МАИ. Только очень организованный человек мог спланировать такой поход. И конечно, когда я запросила информацию, Андрей Лебедев мне ее оперативно предоставил.

Читаем, знакомимся с материалами и ждем представления других номинантов!

Итак, мы уже многое знаем об этом мероприятии.

Подробно Андрей писал о нем ЗДЕСЬ!

Есть даже фильм!

Текст к этому фильму с небольшими, насколько могу судить, изменениями можно прочитать в журнале "РИСК онсайт" № 40 (к слову, тема номера: альпинисты и скалолазы МАИ).

Особенность этого похода в том, что 622-километровое путешествие соединило одним маршрутом ТРИ семитысячника (пик Революции немного не дотянул - но кому теперь важны эти 60 м). При этом на пик Ленина команда взошла новым путем.

Описания маршрутов восхождений Андрей очень оперативно выложил в "Живой энциклопедии Риска"!!!

Пик Революции по правой части юго-восточной стены, А. Зайдлер, 5Б

Пик Коммунизма по юго-восточному гребню с ледника Бивачный, Е. Тамм, 5Б

Пик Ленина по западному гребню с ледника Малая Саукдара, 5А (не классиф.)

Андрей Лебедев:) фото © Ивана Жданова

Чтобы разбавить немного сухие факты, блиц-интервью с Андреем Лебедевым - руководителем команды!

- Какой группе по силам такое предприятие?

Из молодых и одновременно очень опытных участников. Может и не совсем молодых, но главное очень задорных. Задора, спортивной злости должно хватить до конца. А опыт нужен такой. Участники должны уже уметь выдерживать длительные нагрузки, может и не такие большие, но приближающиеся к ним. Когда я принимаю в команду новеньких, то меня интересуют, прежде всего, ответы на три вопроса:

1) проходил ли человек до этого поход 6 категории,
2) сколько раз он был выше 7000 м,
3) какой он как человек.

- Почему подобные марафоны реально совершать только раз в несколько лет?

Походы многогранны. Есть грань – физическая сложность. Есть грань – техническая сложность отдельных элементов (перевалов вершин). Есть грань – путешественническая новизна. Это когда открывается возможность сделать вклад в альпгеографию. Есть и другие грани. Зацикливаться на одной грани скучно. Походы должны быть разными, тогда каждый раз интересно.

Этот поход был предельным по физической нагрузке. Здесь мы приблизились к грани. Общепринятым эталоном выдающегося достижения является поход на северный Полюс. От Северной Земли до полюса 975 км, от Гренландии – 720 км. А теперь сравните, мы прошли 622 км, это немного меньше, но порядок тот же. Это было сделано по горному рельефу на высоте не ноль метров над уровнем моря, а на средней высоте 4550 м. Суммарный набор высоты 22 с лишним километра. И еще были три восхождения на семитысячники.

Если так ходить два или три раза подряд, то организм, пожалуй, развалится. Кто-нибудь заработает себе какую-нибудь хроническую болезнь. Но реально, до этого не дойдет. Просто во второй раз программу не удастся выполнить. Люди будут болеть в походе, в результате ничего не получится. Организм это чувствует, и второй раз подряд в такой поход идти не хочется.

Этот поход был после перерыва, в 2008 году мы были в горах только 2 недели. Вот энергия и накопилась.

- Что нового узнали вы лично о себе во время этого марафона?

Я понял, что я верю в Бога.

- Что вы узнали о членах своей команды?

Я не ожидал, что команда будет настолько мотивирована дойти до конца. Я ожидал, что после пика Коммунизма от нее останется лишь половина. Что касается отдельных личностей, то четверых я хорошо знал по прошлым совместным походам. А трое новичков были новы для меня всем. Я с ними не ходил, я их вообще не знал.

- Основная трудность похода.

Главная трудность этого похода – не заболеть. И с этим все справились! Но это общие слова. А вот лично для меня самым трудным было пройти 100 км после пика Коммунизма от ледника Бивачного до нашей заброски за четыре дня. Об этой эпопее я уже написал на сайте Риск в рассказике "Бросок к Танымасу". А самый насыщенный лазаньем и всякими опасностями день – это нижний ледопад Малой Саукдары, когда мы «рубились» с раннего утра до 8 вечера и прошли всего 3 км и поднялись на 300 метров.

- Сюрприз похода.

Удивительным сюрпризом было то, что нам удалось все это пройти до конца. Когда мы шли на пик Ленина и стало ясно, что вершина «у нас в кармане», вот тогда я это все и осознал. Собственно, на пик Ленина никто не шел, как на вершину. Сама вершина нафиг никому не нужна. Все на ней были, я, например, уже три раза до этого был. Все шли на вершину, чтобы исполнить программу до конца. Вот эта программа и была нашей вершиной.

- Насколько вы за время похода похудели «вскладчину» – посчитайте:)))

Ровно на 100 кг. Я потерял 16 кг, Жданов – 14 кг, Тимошенков – 14 кг, Жаров – 12 кг, Янчевский – 12 кг, Воробьев – 12 кг, Шабалин – 10 кг, Савчинский – 10 кг.

Ну и еще немного картинок: путь команды на вершины!

Информацию предоставил Андрей Лебедев.

Пик Революции (6940). Маршрут А. Зайдлера, 5Б

Показан путь к пику Революции по ледопадам ледника Хабарвивхац. Красными цифрами обозначены первая (1), вторая (2) и третья (3) ступени ледопада. Первая ступень проходится на почтительном расстоянии от ледосбросов правого борта ледника (на фото они не видны), вторая ступень проходится вдоль правого борта, а третья ступень обходится вдоль левого борта ледника. За пиком Туманный (6448) поворот направо к восточному гребню пика Революции.

Путь подъёма на восточный гребень пика Революции с ледника Хабарвивхац. От лагеря 6302 на краю разлома в ледопаде до лагеря 6646 на кромке гребня 500 метров ледового склона крутизной до 50 градусов. Белыми цифрами обозначены: 1 - первый взлёт гребня, 2 - второй взлет гребня.

Вид от основания первого взлёта (1) назад в сторону лагеря 6646 и пика Туманного (6448). Угадывается выход на восточный гребень к лагерю 6646, показан участок гребня с карнизами между лагерем 6646 и первым взлётом (1).

Вид с гребня (почти от лагеря 6646) в сторону южной вершины (6910) пика Революции. На переднем плане участок гребня с карнизами. Красными цифрами обозначены: 1 - первый взлёт гребня, 2 - второй взлет гребня.

Пик Коммунизма (7495). Маршрут Е. Тамма, 5Б

Показан весь маршрут, начиная с прохождения второй (красная цифра 2) и третьей (3) ступеней ледопада ледника Россия. Видны: 5694 - перемычка Радиоклуба, 6040 - поворот с гребня пика Россия на плато Правды, 5980 - низшая точка на плато Правды, 6938 - место штурмового лагеря на юго-восточном гребне пика Коммунизма.

Путь подъёма на перемычку Радиоклуба (5694) (250-метровый 45-градусный снежно-ледовый склон) и далее по северо-восточному гребню пика Россия на плато Правды. 6040 - точка поворота с гребня пика Россия на плато Правды. Цифрами 1 и 2 отмечены два жандарма на гребне. Протяженность гребня между точками 5694 и 6040 составляет 700 м, средняя крутизна 30 град., средняя крутизна между жандармом (1) и точкой 6040 равна 34 град.

Путь подъёма с перемычки Радиоклуба (5694) на плато Правды. 6040 - точка поворота с гребня пика Россия на плато Правды. Цифрами 1 и 2 отмечены два жандарма на гребне.

Подъем с плато Правды (5980) на вершину пика Коммунизма (7495). Удобным местом для организации штурмового лагеря является площадка 6938, расположенная у скал на юго-восточном гребне вершины. 6429 - верхний разлом в ледопаде. Наиболее ответственным участком маршрута является острый снежный гребень над скальным островом левее площадки 6938.

Пик Ленина (7134) по западному гребню с Малой Саукдары. Маршрут команды, 5А

Показан весь маршрут, начиная с прохождения нижнего (красная цифра 1) и верхнего (2) ледопада ледника Малая Саукдара. Отмечены следующие точки: 4773 - выход с морены на ледник, 4794 - начало подъема по леднику, 5080 - плато между нижним и верхним ледопадами, 5807 - основание склона западного гребня пика Ленина, 6460 - выход на западный гребень пика Ленина.

Изюмина маршрута - сложнейший нижний ледопад Малой Саукдары.

Путь подъема с ледника Малая Саукдара на западный гребень пика Ленина.

Фото © Ивана Жданова, Андрея Жарова и Даниила Попова.

Круто однако мужики походили по пересечёнке! МЕГА поход! Сильно!

Знаешь, Шур, меня впечатлил кусок в тексте Андрея и, соответственно, в фильме.... Сейчас процитирую!

Была уже середина августа, и реки поднялись от талой воды. Река Тордара, которую в начале июля мы перешли чуть ли не по щиколотку, превратилась в смертельно опасный грязный поток. Мы подошли к ней примерно в час дня и, очумевшие от жары, задумали организовать навесную переправу. Первым вызвался идти Дима. Ребята уже надели страховочные системы, достали веревки. А я смотрел на это в каком-то оцепенении и никак не решался прекратить эту авантюру. Мне очень хотелось узнать, насколько глубоко погрузится Шабалин на первых двух метрах пути.
И тут в стане основных инициаторов переправы возникли сомнения. «Я что-то боюсь, – вдруг заявил Тимошенков. – Ведь если Диму завалит у противоположного берега, то мы его не вытащим. Веревка может зацепиться в камнях, и Дима будет болтаться в бочке, мы его не спасем». Мое оцепенение тут же прошло: «Ну что же, переправа отменяется, пошли на ледник».

Вот тут ты реально понимаешь, какая была напряженка - не только физическая, но и психологическая - принятие решений, выбор пути, ответственность за жизнь не только свою, но и того парня!

Да, хорошая иллюстрация ситуации! Очень даже хорошо понимаю Андрея - сталкивался с подобным на восхождениях, особенно если ещё на тебе лежит ответственность не только за одного парня, а за целое отделение:)

Лена! Пожалуйста! Ведь можно, не поступаясь принципами, идти на мааааленькие корректировки! Сделайте возможность голосовать не за одного, а за 3-х номинантов! Хочется и за того, и за того, и за этого голосовать... :-)))))

Ребята, колоссаньно...! Очень рад за вас...!
Андрей, напиши об этом походе для 10-го тома.
Андреев Герман.

Андрей, поздравляю, замечательное мероприятие.
Продолжайте в том же духе ))) В.Ш.

мужики вы мега-люди... преклоняюсь....

Десятая доля того, что они сделали, для меня лично было бы уже событием.
Буду голосовать за команду Лебедева.

Давайте пока воздержимся от высказываний, кто за кого будет голосовать!
Мне кажется, что это дело, как бы сказать, интимное...

Лена, а почему собственно нельзя высказать сейчас публично свой выбор? Это нарушает протокол голосования? Тогда уточните. Думаю, многие внимательные читатели РИСКа уже определились в своих симпатиях и не хотят отделываться общими фразами в адрес претендентов.

Маршрут сильный!

Но только вот подъем на п.Ленина все-таки классифицированный, раз есть в классификаторе.
Это маршрут Юшина.
Это данные из Ежегодника " Побежденные вершины" за 68-69гг.
Ленина пик, по юго-западному гребню из ущелья Малая Саук-Дара (5 А)
* Н. Юшин, С. Артюхин, И. Богачев, Е. Захаров, В. Засецкий, А. Маликов, К. Кузьмин (Б. Соустин, А. Шиндяйкин («Буревестник»).

Ну, тут надо уточнить. Мы шли по западному гребню. Это красная нить. А Юшин шел, если верить классификатору, по юго-западному. Там есть даже 2 маршрута с юго-запада с ледника Малая Саукдара без выхода на западный гребень на 6460.

Это зеленый и синий. Синий тоже смыкается с западным гребнем, но на 6900. А вот зеленый идет самостоятельно до вершины.

Поэтому остался еще возможный будущий первопроход на Ленина с Малой Саукдары.

Согласен!
Если они объективно не лавиноопасны, может они там и шли...
Хотя лучше узнать у них самих...
имена то известные все..

Вот читаю я пост и никак не могу сравнить маршрут на тот же пик Верный и этот поход. Как прыжки с шестом и бег с препятствиями. И то хорошо, и это здорово, а категории разные. Свести всё к трём высотным восхождениям вроде тоже что-то не то...

А это не соревногвания. Так что можно не сравнивать)))) Тут принимаются решения по принципу, что больше впечатлило.

А что тут сравнивать ? - два совершенно разных по подходу стиля : стенной альпинизм с неподъемной горой снаряги и экспедиционный альпинизм с подъемным грузом и умопомрачительным маршрутом.
Путь Лебедева однозначно более нагруженный, требует большего напряжения человеческих сил, чем восхождение на п.Верный. Вот по этому критерию, мне кажется, и вполне можно сравнивать.
По значительности этот маршрут можно сравнивать с достижениями полюсов, с первыми восхождениями на восьмитысячники, ЮЗ стеной Коммунизма, западной стеной К2 - такой же прорыв в небосводе обозримых человеческих возможностей, после чего люди понимают, что способны на гораздо большее, чем сами себе представляют.
Ходить на семитысячники, а потом несколько дней подряд по 25 км в день по ледникам и моренам - это меганапряг.
Конечно в такие экспедиции брать стенное снаряжение - это совершенно ненужная трата сил, берется только самое необходимое снаряжение и самый лучший технический опыт.

По-моему достойно не только Хрустального Пика,
но и Золотого Ледоруба России

классный маршрут, классная команда!

Просто ну ваще слов нет - вы такие молодцы!!! прям аж мурашки по спине от восхищения!!!

за видео - отдельное огромное спасибо!

Мужики меня поразили! Снимаю перед ними шляпу! Не просто МОЛОДЦЫ, ГЕРОИ!!!

рЕБЯТА ВЫ МОЛОДЦЫ!!!!!В СВОЕ ВРЕМЯ Я ДАЖЕ НЕ МЕЧТАЛ ЭТО СДЕЛАТЬ......ЭТО БЫЛИ БЕШЕНЫЕ ГОДА---ХОТЯ Я И СЕИЧАС НЕ СТАР НО С АЛЬПИНИСТОВ-ЛЕГЕНД ВЫЖИЛО МОЖЕТ 2-3 ЧЕЛОВЕКА(ИЗ СТАРИКОВ).......МОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫМЕРЛО ПО СПОРТУ-Я ПОЧТИ ПОСЛЕДНИИ КТО ВИДЕЛ ПИК КОММУНИЗМА....ОТВЕЧАИТЕ...БУДУ РАД.....МИША КАЗАКОВ....СЕВЕРНЫЙ УРАЛ....ЕСЛИ ЧТО ЖДУ В ГОСТИ...