Диагноз - бесстрашие
Упомянув о бесстрашии в одной своей работе, решил забежать к психологам, дабы мой сюжет не приобрел оттенка мне не желательного.
сон невесомости
сон невесомости
Набрав в поисковике слово СТРАХ, начал пересеивать полученное, попав, в том числе на весьма пространный труд некой ученой дамы. Пробежав его по диагонали, нашел то, что искал, по опыту зная первоисточники должны быть пренепременно. Попутно уяснив, как бы основную мысль сего творения, что уверенные в себе человеки ну ничего не боятся тире бесстрашными становятся просто хронически. И уже собираясь покинуть этот сайт, зацепился за форум благодарных автору читателей. Особенно одной приобщившейся, она с восторгом написала, что теперь ей совсем не страшно смотреть фильмы ужасов. Даже подумалось, эвон как я невнимательно, непочтительно отнесся к столь нужному труду и даже колыхнулся вернуться и вникнуть. Фильмы ужасов я не люблю, а может как раз, потому что боюсь…. А тут вот вникну, по медитирую и все фильмы ужасов мне будут пофик! Но взглянул на часы и понял не судьба, придется жить без фильмов ужасов и дальше, оставаясь, как и прежде позорно не уверенным в себе….
Хотя несколько позже, все-таки решил определиться в себе. Как мне живется со страхами, надо ли от них избавляться, а может не надо?
По сему я порылся в прошлом, выбрал пару случаев с симпатичными пейзажами, для начала.
При приеме на первую мою работу, сразу после школы, в Симферопольский троллейбусный парк, кадровик спросил.
- Боишься, электрического тока? Я ответил.
- Боюсь, конечно. Он улыбнулся и сказал одобрительно.
- Правильно, надо бояться. На крышу троллейбуса залез, и имеешь 600 вольт перед носом, - и добавил. - Тех, кто не боится, на роботу не берем. Иначе говоря, бесстрашным ремонт троллейбусов не доверяли….
В каждой своей поездке в горы, я обязательно снимал слайды. Компоновал слайд-фильмы и показывал друзьям, сокурсникам, моим ученикам. После восторгов, всегда кто-то спрашивал.
- А не страшно? Отвечал обычно.
- Не без этого, я ведь нормальный человек.
А страшно стало, когда старший брат показывал свои слайды вернувшись из альплагеря. Это был слайд, на котором, они шли по узкому, скальному гребню и по обе стороны были такие далекие и красивые перспективы, для полета. Я печально подумал, что альпинизм, похоже, не для меня. Но, во-первых, значок «Альпиниста СССР» у меня уже был, а во-вторых, на меня уже была заявлена путевка в тот же «Эльбрус», где брат побывал годом раньше. Понятно я поехал. Тоже отснял слайды, вернулся довольный и переполненный впечатлениями. Брат посмотрел слайды, отложил один, уточнил название вершины и добавил.
-Какой красивый предвершинный карниз.
Зарядил отложенный слайд в проектор. Карниз, подсвеченный рассветным солнцем, светился изогнутой кромкой, упиравшейся в красноватые скалы вершины.
Усмехнувшись, спросил.
- А страшно было, на гребне? Я ответил.
- Да не до того было. На этом гребне один кретин, в лунатики съехал вроде как от страха. Я злой был. Снимок до того сделал. Брат рассмеялся и уточнил.
- Так это тот же гребень, что тебя так напугал, но у вас он был опасней, снежный с карнизом из-за поздней весны.
Страх меня посещал в горах, когда предстояло, то, что казалось не по силам. Но на маршрутах, похоже было не до того. А когда попадал на грань, то возникало ощущение опустошающей безнадежности, которая не парализовала, а как бы отключала эмоции. И только позже осознанный страх, но он ни чем уже грозить не мог, ни мне, ни моим товарищам.
На Тянь-Шане мы уходили вниз через скальный перевал, который сразу за перевальной точкой, обрывался стенкой до небольшого плато с двумя далекими и оттого миниатюрными, бирюзовыми озерцами. Благо можно было траверсом уйти влево, где не было необходимости дюльферить. Кто знает сыпучие тянь-шаньские скалы, поймет.
Сразу за перевальным перегибом, влево уходил карниз с торчащим скальным выступом, на который мы петлей сделали станцию. Мне оставалось принять последнею связку. От станции, карниз расширялся, так, что все уходили, без перил. Коля первый из последней связки, подошел ко мне и, обойдя меня, не стой стороны, вынудил слегка присесть, под его веревку. И в этот момент нагруженная мною петля, вопреки всем законам физики, соскользнула, я хлопнулся на живот и поплыл по наклонной плоскости карниза к краю. На монолите не было ни одной трещинки, я видел перед лицом только мелкие камушки. Был не страх, а тупая безнадежность. Я не успевал, что-то сделать, край был слишком близок. И Коля стоял спиною. И вдруг, я остановился. Скосил глаз и увидел, что носок моего вибрама зацепился за пятку Колиного. Уже через мгновение я был на ногах, и возвращал петлю на выступ. Все это, оказывается, произошло так быстро, что когда Коля обернулся, я уже поправлял петлю. Он ничего не заметил, так как переговаривался в этот момент с напарником по связке, который его выпускал. Когда я присоединился к команде обсуждавшей, какие красивые внизу озерца среди изумрудной зелени травы, и как они манят, то вынужден был сразу присесть. У меня буквально подломились колени и их тут же начала колотить дрожь. Ни кто из товарищей не увидел этой моей попытки стартануть, и единодушны были в том, что петля не могла соскочить. Но моя напарница по связке Галка, отмела сомнения, добавив.
- Когда Петя подошел ко мне от перевала, у него лицо было как у покойника и глаза почти без зрачков, а на мой вопрос только мотал головой. Когда он хохмит, то выглядит жизнерадостней. И добавила.
- А у группы, что перед нами здесь прошла, ушел рюкзак с этой стенки, так они внизу не нашли, ни клочка от него, ни железки.
Бывал и страх отчаяния, это когда перспектива почти не оставляла шанса. Не знаю как у других, мне удавалось его гасить или отодвигать, ведь я был не один. И этого не замечали обычно. А я не распространялся. Было и прошло.
В последствии случай крайности мне даже помог в мирском бытии.
В организации, где я работал, меня не жаловали и предпринимали попытки выжить. По классике серых контор. Энтузиаст и фанатик своего дела нужен только на старте. А когда дело запущенно ему уже делать нечего в «родном» для них коллективе. И когда я вернулся из альплагеря, то обнаружил, что все предусмотрели с учетом предыдущих неудачных попыток. Задействовали даже тяжелую артиллерию из министерства. И не могли понять моей жизнерадостной физиономии и спокойного поведения. У меня действительно не было ни каких шансов на этот раз, но они отступили. В чем была причина. На одном из недавних восхождений, за моей спиною на площадку хлопнулась небольшая «тумбочка» слегка зацепив мою ногу. Так что у меня был повод радоваться жизни, которая не заканчивалась, естественно, с моим возможным увольнением.
Страх, когда он в форме упреждающего сигнала - что может быть больно, очень больно и совсем уже не больно - вполне естественная реакция организма. Загонять ее тренингами под все поглощающую уверенность, тире самоуверенность как по мне чревато. Кто ж будет работать в связке с человеком, который, счастливо улыбаясь, уверит вас, что он ничего не боится, что он сама уверенность! Наверное, потому, что он не будет испытывать страха и за своего напарника, то бишь за вас, скорее всего.
Есть еще такое загадочное явление как предчувствие. Опять же, по мнению некоторых ученых оно не литературного происхождения, а вполне физического. Организм нас предупреждает, опираясь на некие волны….
- «Туда не ходи, сюда не ходи, …., больно будет». И когда мы не внемлем, организм давит на кнопку «страх».
А неконтролируемый всплеск в момент, когда уже больно и т.д. это скорее паника и она страшнее страха, потом, что организм должен бороться за свое существование до последнего.
Вот здесь можно привести мнение научных авторитетов.
Страх нам помогает выжить, ведь он способствуют резкому выбросу адреналина (который является одним из механизмов адаптации организма к длительному стрессу и повышенным физическим нагрузкам).
В отношении бесстрашия, мне понравилось определение его, как одной из форм безумия….
Так что, похоже, следует бояться, на здоровье. И еще у организма должен быть достаточный физический запас, дабы в критической ситуации была возможность наскрести достаточное количество адреналина и на себя и на это милое создание, что постоянно маячит то сзади, то спереди и, блин совсем не следит за веревкой….
157
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
- Так от того и привязываемся, что страх потеряли... (с)А.Ручкин
Постепенно появилась уверенность...), но привычка аккуратно и плавно нагружать зацепки(а вдруг живые) осталась...))
Но на пятом метре все ушло и напряжение, до дрожи в руках и страх. Я ощутил, что руки ноги заработали, и меня наполнил такой восторг от этого движения на пределе. Будд-то и не было перерыва
Ведь, когда пишут о чем то общеизвестном, стараются тему расширить и\или дополнить новыми выводами, наблюдениями, видением. Ну, не в самом же деле для - "дабы мой сюжет не приобрел оттенка мне не желательного".
Проблема страха\фобий описана в десятках исследований и статей - страхи высоты, воды, темноты, боли (в боевых искусствах), гибели (профессиональные) и мн. др.
Практически во всех материалах красной нитью проходят две мысли:
1. боятся все.
2. страхи управляемы и тренируемы.
Ну, а ценности таким статьям придает, как правило, одно - рекомендации по преодолению страхов и психологической самоуправляемости в конкретной деятельности.
А вот среди откликов, возможно, кто-то и поделится каким-то житейским наблюдением.
В любом случае спасибо, учту, ежели пойду на статью.
- У тебя такое количество интересных историй. Почему бы тебе их не записывать?
Но оказалось это другой жанр, рассказывая, я, всегда следил за реакцией слушателей и соответственно вел свое повествование. А главное, всегда знал, когда следует закончить.
В литературе все гораздо сложнее. Мало необычного сюжета, его надо подать….
Так что я завел себе еще один страх. В ожидании реакции…. Но что не делается, то к лучшему, судя по всему.
И если впадаю в хандру (пост «всем спасибо!») то просто перечитываю приятные отклики, а их все-таки есть! + клики «спасибо»
СПАСИБО!
-Что вы доктор, я ими наслаждаюсь!" (с из анекдота.) :-)
А я в детстве боялся высоты. Потом начал с этим бороться. И успешно. Правда м.б. через чур ;-). И стретьего курса меня отчислили, когда я в сессию вместо того, чтобы готовиться к экзаменам бесстрашно [ :-) ] делал станок для самодельного рюкзака.
Потом, я стал заставлять себя не бояться, т.е. подсознание подсказывает, что ты всегда этого боялся - бойся и дальше, но я старался перебарывать это всё в себе. Другими словами, заставлял себя верить в себя, в свои силы. Постепенно начало получаться. Теперь я считаю, что если человек полностью верит себе, он способен на многое! Сомнения, страх, фобии, "не знаю" - всё это одного поля ягодки, которые надо проглотить и ступать дальше.
Я не лишился страхов, я их просто теперь делю на естественные и искусственные.
Естественные, это когда ты идёшь по минному полю или ползёшь под бронебойным дождём. Мне рассказывал как-то ветеран Великой Отечественной Войны, что когда ползёшь под выстрелами и рядом с тобой разрывы, земля на голову сыпется, погибают товарищи рядом, боятся в этих условиях все, кто кричит "мама", кто сдерживает себя, но после отходит ещё дольше. Это естественный страх, который есть у всех. Если коротко, то естественный страх - это прямая угроза жизни.
Есть искусственный, ну скажем, взять паучка в руки или змею, мышку испугался, ужОсы посмотрел и прочее... Искусственные страхи перебарывать можно и нужно, они мешают жить!
А на высоте...страшно, но только первые минуты, потом страх уступает место осторожности что ль, а сам будто из-за угла наблюдает (когда страшно станет), а сам в это время уходишь в рабочий режим.
"Альпинисты бывают СТАРЫЕ и СМЕЛЫЕ".... (не знаю, чьё... не я сказала...)
Так что тост: “За старых альпинистов!»
все для него
лучшее чувство - страх
а ужасники - это комедийные фильмы по сравнению с реальным страхом
сегодня радостно на крыше на углу Б.Конюшенной и Шведского чуть-чуть словила
хотя это и не горы, но в Питере тоже высота
Однако, проходя ночью мимо пьяных подростков боюсь конкретно, потому что нечего им противопоставить, когда под мою машину девочка норовила бросится меня потом пол часа трясло.
Выводы-
1. У далеко не бесстрашного человека в горах (на войне кстати тоже) страх выключается. 2. Боятся желательно до, а не во время и после.
Но конечно, это не сравниться со страхом реальной опасности.