Дороги. Горы. Лед.
Это НЕ Саша и не кто-то из его спутников;)))
Саша Руткевич попросил меня выложить на РИСК его рассказ о похождениях по Шамони... Обещала - выполняю:)))
Саша Руткевич попросил меня выложить на РИСК его рассказ о похождениях по Шамони... Обещала - выполняю:)))
Дороги. Горы. Лед.
Александр и Наталья Руткевич
Последние три года мы каждую зиму повторяли одно и тоже – с нетерпеньем ждали новогодних каникул, чтобы отправиться на поиск приключений. Наша цель – самое сердце Альп – Шамони. В этом году нам особенно повезло – выполнили все свои планы, получи массу эмоций и опыта, и пока есть время и желание, хочется ими поделиться с вами.
Начало всех трех поездок проходило под девизом – берем с собой все снаряжение (ледовое, скальное, сноуборд, горные лыжи, а в этом году еще и беговые) и направляемся в горы, а там по обстоятельствам. Единственным отличием от двух предыдущих поездок была взаимная договорённость между нами о том, что день катаемся – день занимаемся спортом: каскады, альпинизм и т. д. Поскольку снаряжения огромное количество, то каждый раз мы отправлялись в путь из Москвы на машине. (Да и любим мы на машине кататься…) План поездки был следующий – сначала добраться до Австрии в ледолазно-горнолыжный район Piztal, раскататься и сходить два водопада, акклиматизироваться и переехать в Шамони, чтобы сходить пару маршрутов. На всё про всё – три недели. Нас трое: я, моя жена Натаха, и Мишаня, он же Малыш. Попробую начать сначала:
1. Сборы. Все просто, бронируем еще в сентябре гостиницу в ущелье Piztal в поселке St’ Leonard. За два месяца до выезда покупаем для машины багажник Thule (предыдущие две поездки ездили на пикапе грузоподъемностью 1 т и проблем с размещением груза в машине не было).
Зеленая карта и страховка. По поводу страховки надо рассказать отдельно. Когда мы ездили первый раз, я вообще не умел кататься на сноуборде и решил учиться прямо в Марибеле (соседняя долина радом с Куршавелем). На второй день катания, когда немого стало получаться, поймал передний кант на льду. Лежу, вокруг стали собираться люди. Мне реально плохо, хорошо, что не обедал, а то обед лежал бы передо мной. Я ни на английском, ни на французском ни «бе», ни «ме». Они вопросительно смотрят. Собрал силы, показал знаками что всё ОК. Спустился вниз, потом домой.
В общем, симптомы: больно смеяться, в машину залезаю с трудом, тяжело переключать передачи, о лазаньи даже думать не хочется. Решил, что надо к доктору. Мне тут же дали кучу телефонов с платными клиниками. Решил позвонить в Москву в страховую, они нам сказали, куда ехать. Это оказалось за 40 км в соседней деревне. Обычная больница, типа муниципальных. Кстати, туда идет постоянный поток поломанных на горнолыжных курортах и т. д.
Русские там уже лежали. Мне сделали рентген, и доктор сопровождавшей меня девушке сказал: всё нормально, ничего делать не надо, кататься можно, все заживет само. Я удивился, поскольку больно было даже смеяться. Почему они так просто меня отпустили, я не понял. Понял одно, посмотрев на поток больных в клинику, на СТРАХОВКЕ экономить не стоит. Так что в этом году из-за нашей паранойи страховой агент умудрился нам впарить даже горнолыжную страховку гражданской ответственности (т.е. если ты кого-нибудь повредишь во время катания, твоя страховая ему оплатит лечение).
Визы – получили на удивление легко во французском консульстве, потратив часа два в очереди. Пепелац – он же автомобиль – практически не готовили. Только масло поменяли. В Европу на шипах нельзя, поэтому едем на штатной всесезонке. Хотя, думаю, что оптимально (но не обязательно) ездить зимой в Европу на зимней нешипованной резине, поскольку несколько раз на трассе до Минска встречали гололед на протяжении 300 км и снежную кашу километров до 500. В прошлом году был случай. Подъезжаем к Минску, дорога – каток. Ночь. Вижу – аккуратно лежит машина на обочине, без переворота, встречи с бетонным блоком, просто аккуратно лежит в сугробе.
Думаю: вот повезло, что так безобидно улетели, обычно всё более плачевно. Еду дальше. Думаю, надо позвонить ребятам из второй машины, звоню, они не берут. Звоню через минуту, берут трубку – слышу, что у них полная эйфория, понимаю, что это были они. Возвращаемся. Как писал выше, лежат аккуратно, все цело, только брызговик оторвался. В общем, дорога интересная. Про сборы можно добавить, что, помня опыт предыдущих лет, купили больше ледобуров. В прошлые поездки мы пытались тоже лазить по водопадам, и чувствовали острую нехватку буров. В этот раз мы взяли на двоих 12 штук и не ошиблись.
2. Дорога. Выезжаем 30 декабря, вечером после работы. Планируем новый год встретить в Мюнхене. Для автолюбителей: наш пепелац Паджеро спорт, 3.0. part time.
Примерно в 8:00 31.12.08 мы доехали до Бреста. Гранца Белоруссии и Польши, въезд в Шенген. За рулем мы вдвоём с Натахой. Едем без остановок на ночевку. Один ведет, другой пытается спать. В этот раз нам повезло, и таможню мы прошли за 40 мин. Наверно потому что попали туда под самый Новый год. В прошлые годы стояли часов по 6. Главной деталью спокойной поездки должен быть хороший навигатор. Первый раз без навигатора поезда по Италии выглядела так. Все названия на Итальянском. Проезжаешь на автобане нужный поворот, едешь дальше километров 20-30, платишь дополнительно за проезд по платной дороге, разворачиваешься. Едешь обратно. Да, если вы собрались на машине, помните: виза у Вас должна быть открыта на день пересечения границы Белоруссия-Польша, а не на день планируемого приезда в отель. Мы так попались в первый раз и 10 часов до 00:00 следующего дня куковали на таможне. Помните про ограничение на ввоз спиртного в Шенген, около 2-3 литров на человека!!!! После таможни – Польша. Примерно полпути по двух полосным дорогам и полпути по автобану. В Польше есть особый прикол – нельзя ехать с включенными противотуманками, только в туман, штраф около 30 евро. В общем, скоро Новый год, а мы только в 15:00 проехали Польшу. Германия – автобан – скорость ограничивает только расход топлива.
Мы спешили, хотели Новый год встретить в Мюнхене. У перегруженного пепелаца на скорости 140-160 км/ч расход был – 70 литровый бак на 200–250 км. В Мюнхен приезжаем в 21:30 по местному.
После вождения машины и этой автогонки мы как зомби, усталые, но настроение предновогоднее. Распиваем бутылку шампанского. Идем смотреть местную тусовку. Народ буянит. Стреляют петардами, ракетами и фейерверками по крышам домов. На площади тысяч 10 народу, у каждого третьего огромное количество пиротехники – как на войне, везде дым и очень не привычно, но весело.
Сразу, после наступления нового года мы едем дальше, но сил нет, и как только въезжаем в Австрию, останавливаемся в первом попавшемся месте для ночевки и, не глуша двигатель, ложимся спать. Когда проснулись, поняли – мы в горах, море снега. Еще чуть-чуть и приехали.
Путешествуя по австрийским дорогам на авто с не местной регистрацией, помните про СТИКЕР – о нем ничего нигде не написано, не сказано на таможнях, на заправках и т. д., но если у ВАС его нет, то когда вас останавливают проверяющие, вы должны около 120 Евро. Просто беспредел. В первый год мы так попались. На австрийском автобане весь поток поворачивают на проверочную площадку и смотрят стикер, если его нет – ты попал. 120 евро штраф, причем ты имеешь возможность внести деньги как наличными, так и с карточки и можешь ехать дальше. Сам стикер стоит 7-15 евро, в зависимости от срока его действия. Ну да ладно, мы в горах. Еще часа 4, и мы находим нашу гостиницу. Нас узнают и селят.
3. Катание, акклиматизация и ледолазание. Сразу после приезда мчим кататься. Надо сказать, нам сильно повезло с погодой в этом году, температура каждое утро –15°С, днем теплеет, вечером холодает. Много водопадов, очень много, на глаз состояние очень хорошее. То, что надо. Для катания снега просто море. Льда на склонах нет.
На второй день решили полазить на леднике. Там есть естественный ледодром, который образует ледник. В прошлом году мы там активно лазали. Нас интересуют простые трассы с несильным нависанием, а вот Павел Добринский лазал в прошлом году потолок с выходом на крутое нависание.
Местная ледолазка
Паша Добринский
В прошлом году там было накручено много буров, так что лазай на здоровье, оттачивай технику, только оттяжки свои вщелкивай, да подтаявшие буры подкручивай. Сложность от G7 до G12. Трасс по воспоминаниям было около 5. Но в этом году снега было настолько много, что на краю ледника были огромные снежные карнизы такой массы, что стало сразу понятно – туда лучше не соваться. Вариантов оставалось не много, выбрать 4-метровую немного нависающую стеночку справа и полазить на ней. Для первого раза нам вполне хватило. Лед ледниковый и сильно смороженный, без ступенек предыдущих ледолазов. Лазанье со своими бурами, чуть нависает. Пока крутишь бур, рука сильно устает. Мы с Малышом для тренировки лезли по одному буру через 1 метр, потом просто полазали по нашей трассе с нижней страховкой.
Вторую половину дня катались. Высота 3000–3500 м вносила свои коррективы – в первое время сильно чувствовалось отсутствие акклиматизации.
На третий день решили дать нагрузку на высоте, повысить акклиматизацию. Это был просто «цирк». На леднике, на высоте около 3000 м есть трасса для беговых лыж. Натаха перед отъездом спросила у меня, возьму ли я свои беговые лыжи с собой (отличные беговые лыжи, купленные в конце прошлого сезона со скидкой), я с дуру сказал, что нет.
Сказал, что возьму в прокат, и взял только ботинки. Итак, австрийский прокат. Отличные, чем-то, смазанные лыжи. Вот только мазь у них для тех, кто хочет не бегать на лыжах, а гулять на них, то есть они не поехали вообще. Может, фишка в том, что мы лыжи брали внизу, там одни температуры на нижней трассе, а на верху – другие. Как выяснилось потом, наверху есть свой прокат, наверно надо было брать лыжи там. В общем 1,5 часа катания, пульс в ушах, думаешь, что тащишь плуг, но деваться некуда, акклиматизация.
Беговую трассу отчетливо видно на снежном плато.
Потом катание на борде. Вечером за ужином выбираем водопад, на который полезем. Наш гид – книжечка «Eisklettern in Tirol» от Axel Jentzsch-Rabl и еще двух авторов, 2005 г. издания. В ней описано огромное количество водопадов, микстов и ледников в окрестности Инсбрука. Только лучше найти ее заранее, мы в Австрии в продаже её не видели.
Выбираем с водопад Klockelefall. Категория Wi4 (80º). Водопад представляет собой 4 ледовые ступени с простыми переходами между ними. Вообще-то, по вечерам его подсвечивают прожекторами, и нас долго мучили глупые мысли, если мы на него полезем, можем ли мы его испортить, могут ли нас с него снять полицаи – достопримечательность всё-таки. Но мысли отбросили и полезли. Тем более что водопад описан в гайд-буке. Лазанье очень непривычное. Лед такой крутизны мы раньше не лазали, тем более с нижней страховкой. Несмотря на низкие температуры, течет вода.
Временами лед очень тонкий, полый внутри. Есть места очень хорошего льда. В общем, эмоций много. Всего 4 веревки, примерно одинаковой сложности. Длина сложных участков от 8 до 15 метров. Станции свои и страховка своя, на бурах.
Спуск получился с изюминкой. Местные, походу, лазают на двух 60-ках. По окончанию водопада мы пошли по описанию влево, там были чьи-то следы, а потом круто вниз. Уперлись в сбросы. Дюльфернули на сдвоенном полтиннике. Сброс нормальный – отвесный. Почти через 25 метров дерево, посреди сброса. Мы на нем организовали гнездо – станцию.
Долго думали – хватит 25 метров или кидать 50, а завтра приходить и жумарить со второй веревкой. Почти напротив была гостиница с рестораном, и его посетители могли нас наблюдать (наше гнездо и дебаты) во всей красе.
На фото, сильно приглядевшись, можно увидеть человека.
Вот весь водопад. Так он смотрится с дороги. Сброс, через который мы дюльферяли, находится на фото слева и продолжается далее за фото.
Четвертый день – катание, первое падение. Падать больше не хочется. Вечером выбираем новый водопад. Хотим лезть “Galeriefalle”, Wi5 (85º-90º). Выбрали. Очень красивый.
Galeriefalle
Подъезжаем на машине. Смотрим в бинокль и видим то, что не видно невооруженным взглядом. В самом верху центре горловины промоина, и хлещет огромный водопад. Долго дискутируем. Решаем изменить планы и выбираем другие водопады. С другой стороны дороги дальше по ущелью стоят два водопада с общим наименованием Pfaffenfalle. Один Wi4+, другой Wi5+.
Pfaffenfalle.
Оказалось, что к ним даже ехать не надо, от гостиницы просто пешком в снегоступах.
Долго решаем, куда лезть, хочется на Wi5+, но при ближайшем рассмотрении видно: верхний каскад – выход наверх как-то не очень хорошо сморожен. Видно, что лед висит на честном слове, а сосульки достаточно массивные, размером в человеческий рост.
В общем, решили лезть Wi4+. В описании две веревки 50 и 55 метров. Мы разбили на 4. Точки свои, станции свои. Сначала полез Малыш, потом Наталья с верхней решила попробовать одну первую веревку, потом я должен был подойти и дальше мы вдвоем с Малышом уже до верху.
Когда Малыш делал станцию, несколько вышеупомянутых сосулек на соседнем ледопаде, разогретых дневным солнцем, оторвались и с грохотом полетели в нас с Натахой. Еле убежали под стену. Хорошо, что не полезли эту Wi5+. Нынешнее состояние водопадов сильно отличается от того, как они изображены на картинках в гайд-буках. Спуск в обход. Совет: если полезете на водопад, просмотрите заранее путь спуска, в описаниях про него сказано мало, вроде – «налево и вниз». (Ну, хоть направление есть!!!) Сравнивать буржуйские категории водопадов с российскими альпинистскими смысла нет.
На следующий день катались на беговых лыжах внизу по ущелью, там отличная лыжня, потом катались на горных.
Дальше мы выселяемся из гостиницы, и у нас еще один этап акклиматизации. Смысл в том, что мы уже не платим за гостиницу, забиваем все вещи в машину и оставляем её под подъемником. Далее все день катаемся, а потом не едем на подъёмнике вниз, а наоборот, берем из камеры хранения вещи, рюкзаки, спальники, палатку и поднимаемся на высочайшую точку района – 3600 м. Подъем идет в сумерках, рядом носятся космические ратраки с мигалками и ошалело глядят на нас их водители.
Ставим палатку прямо под верхней станцией подъёмника. Ночуем. Утром на первой кабинке вниз – в ресторан. Потом снова целый день катание. И спорт и экономия на жилье. Вечером спускаемся к машине и едем в Шамони.
4. Шамони. Дорога к Шамони была не сложной и красивой. Особенно последние 50 км, узкая двухполосная горная дорога. Любители погонять вряд ли найдут места лучше. Везде прерывистая разметка и можно обгонять. Если бы дорога была в России, то все 50 км была бы сплошная линия. Крым отдыхает. Дороги зимние, могут быть с кусками снега и льда. Вообще у них уровень водительского мастерства у среднестатистического водителя значительно выше. На горных дорогах никто не тупит, на автобане никто 60 в левом ряду не едет. Особенно они злятся, если их справа обогнать. Ладно, отвлёкся. Сейчас Швейцария вошла в Шенген, и через неё ехать ближе. В Швейцарии тоже надо купить стикер, но об этом нас предупредили на границе.
Сразу после приезда в Шамони мы направились кататься. Катались на склонах прямо над городом. Первое, что удивило, это количество спасательных работ на склонах. В Австрии их почти не было. Как только мы подошли к очереди канатки, на ней спускали мужика лет 50-ти в вязаной шапочке с надписью РОССИЯ. И после этого началось: два раза в день видишь подбитых или подбившихся. Некоторых увозят вертолётом. Думаю, основная причина – малое количество снега, сплошной лед и узкие склоны. В Австрии склоны были шире и покрытие мягче. В общем, в Австрии больше места, где развернуться и на трассах, и вне их. С другой стороны, в Шамони есть «Белая долина», еще много других трасс, за которыми едут именно сюда. На склонах Арженьтера покататься не удалось. Мы по ним только ходили на подход. Сам я катаюсь на средненьком уровне, но понял, что если сейчас начну совершенствовать мастерство, то завтра на восхождение можем не пойти.
Когда мы первый раз приехали в Шамони, нас удивило обилие описаний маршрутов, причём в зависимости от сезона. Есть описание на лед, скалы, ски-тур, скалолазные дорожки и т. д. Ни в одной библиотеке альплагеря нет ничего подобного. Да, забыл сказать, в Шамони с покупкой описаний нет проблем, а вот в Австрии описания на водопады лучше иметь заранее. Мы взяли у Паши Добринского, а он – в Amazon.com. Также состояние маршрутов и информацию по лавинной опасности можно узнать не только в офисе горных гидов, но и у продавцов спортивных магазинов.
Объектом нашего следующего похода мы выбрали гулоту Шери Chere Gully на скальный контрфорс Triangle du Tacul. В местных гайд-буках он описан как самостоятельная вершина. Сложность II 4 по французской спецификации, первая цифра – объективная опасность, включая спуск, вторая – техническая сложность. II – почти не опасно (максимум VII), 4 – 75º..85º. В правой части контрфорса отчётливо виден кулуар, покрытый льдом, это и есть наш маршрут.
В середине контрфорса линия выводит на снег, и техническая часть гулоты Шери заканчивается. Некоторые лезут дальше, некоторые идут вниз. Поскольку маршрут популярный, мы очень боялись, что на него будет очень много восходителей, поэтому выехали с вечера на канатке, ведущей на вершину Aiguille du Midi, спустились вниз и поставили палатку (не знали, работают хижины или нет). Переночевали и утром вышли.
На гулоте лед достаточно крутой, но гораздо менее стрёмный, чем на водопадах. Вода не течёт вообще. Есть шлямбура на станциях. Очень много ступенек от предыдущих ледолазов. В общем, после водопадов мы расслабились. Когда пролезли техническую часть, поняли, что лучше вниз, а то не успеем на последнюю канатку. Когда мы спускались, навстречу нам поднималась связка французов. Тогда мы поняли, какой должен быть тактический расклад, чтобы получилось красиво. Они приехали на первой канатке на вершину Aiguille du Midi, налегке на лыжах спустились, подошли к Триангле и в лыжных ботинках полезли на гулоту Шери. Когда мы спускались, они только поднимались. Потом они через Белую долину спустятся на лыжах. Ну а мы, подошли к палатке, собрали свои чувалы и полезли обратно на вершину Aiguille du Midi к станции канатной дороги. Вот оно – настоящее восхождение. Пешком, по крутому снегу в кошках и чувалами, наверх. Местный народ смотрел на нас как на безумных.
Середина технической части.
На фото снизу, конец технической части на гулоту.
После такой активности нам потребовался денек отдыха. Нужно было определиться с нашими планами. Вечером встретились с Валерой Бабановым, чтобы за чашкой чая посоветоваться, обсудить с ним наши планы. И на встрече произошел забавный случай. Оказалось, что во французской провинции, в которой расположен Шамони, есть местный 40º напиток. GENEPI. Так и называется. Сидя в ресторане, мы заказали каждому по 50 гр. Понравилось. Заказали еще, потом еще и… . В какой-то момент нам официант сказал, что следующий GENEPI – подарок ресторана!!! В конце нам выставили счёт на троих – 250 Евро. Оказалось 50 гр. – 8,5 Евро. Но, наш ум не дремал, на следующий день мы перед восхождением бежим в магазин, и, о чудо – одна бутылка 0,5 – 12..15 евро. Закупаем в горы и домой.
Тем же вечером определили следующий план. Гора Pointe du Domino, маршрут Petit Viking. III, 4, 500 метров. Валера наш план одобрил. Так же он предложил Наташе присоединиться к его группе и спуститься по Белой долине, а на следующий день полазить с ним по каскадам у ледника Argentiere и погулять на ски-туре. На этом и остановились. Все оказались при деле, дома никто не сидел. Утром закупка всего необходимого и старт.
Канатка, спуск в кошках по горнолыжному склону и выход на ледник Argentiere. На фотографии самого маршрута не видно, видно нашу гору. Она в дальней гряде. В правой части гряды есть небольшой провал, она сразу справа.
Мы спускаемся на ледник и идем ножками под стену. Ледник очень приятный, набор высоты очень плавный. Когда идешь наверх, создается ощущение, что ты во Вьетнаме, идешь по тропе Хошимина, вертолет может над тобой пролететь в 50 – 100 метрах. Еще летали два маленьких винтомоторных самолётика, наверное, катали туристов. Видно сразу, места обжитые. Только есть нюанс, на который мы не рассчитывали, сотовый телефон в этом ущелье не работает!!! Обычно все восходители выходят на наш маршрут с утра из хижины, которая расположена у подножья большой скальной гряды. Хижина огромная – на 200 мест. Но хижина в этом году на капитальном ремонте, и мы опять с чувалами, палатками и т. д. Есть и плюсы, мы встанем ближе к маршруту, нам не надо лезть к хижине.
В итоге мы прошли значительно дальше, чем хижина. Долго искали место, где ставить лагерь. В 100 метрах огромные разломы, в другой стороне сильный уклон. Ища место для лагеря, везде прощупывали снег телескопической палкой. Она везде уходила в снег на всю длину. На глаз выбрали самое безопасное место и встали. Утром подъём в 4:00. Сборы, выход.
Красная линия, наш путь. Начало маршрута – бергшрунд выше больших разломов. Этот элемент маршрута был достаточно сложен. Суть состояла в том, что он представлял собой вертикальную снежную стенку, к которой подходил снежный мостик. Да, он был именно вертикальный и снежный, пятиметровой высоты. Инструмент отлично входил, но вообще не держал, просто прорезал снег. Потом мне сказали, что для этого хорошо идут клювы полу-трубки – но сам не пробовал. На фото показана нижняя часть берга. Пролез его Малыш, я не осилил. Малыш срывался два раза, хорошо, что улетал внутрь берга, а не на склон до нижних разломов. На это мероприятие ушло часа 2,5.
Потом маршрут. Само лазанье как на гулоте Шери. Только если там было много дырок и ямок от прошлых восходителей, то здесь лед нетронутый. Был и хороший лёд, и много тонкого льда толщиной в 1 см или совсем пустого, но отвесного. Т.е. инструмент держит плохо, а ноги уверенно стоят в дырках, которые пробил ботинками. После маршрута инструмент стал совсем тупым.
Станции в основном на старых ржавых крючьях и старых «сявках». Но, вроде, надежных. Некоторые станции делали сами. Но можно и не делать, а использовать имеющиеся. Просто сразу не разобрались. Лучше иметь про запас петли или реп, который можно бросить. В верхней части маршрута есть горизонтальное снежное пятно. Оно оказалось какое-то нереально глубокое, копал траншею в свой рост наверно 1 час. В общем, за две верёвки до гребня (по описанию простые микстовые скалы) начало темнеть, и мы решили, что пора вниз. Место, где мы развернулись – красная точка на фото с маршрутом. Экстрим в наши планы не входил. Дошли до палатки и легли спать. У утра раздался грохот. Обвалился висячий ледник, находившейся под вершиной у горы Aiguille du Triolet (стоит справа от нашего маршрута). Не ставьте палатку под висящим льдом. Проснулись, собрались и вниз. И тут мы оценили капиталистический альпинизм. Радом со стацией канатки – ресторан.
Пока мы с Малышом лазали и пытались одолеть маршрут. Натаха с Валерой Бабановым спустилась по «Белой долине», наверное, самому знаменитому и живописному фрирайдовому маршруту в Европе, и залезли на один из красивейших водопадов в ущелье Аржентьер.
Если считать водопады слева – то чётвёртый. Подход к водопадам начинается со второй станции канатки, идущей из поселка Аржентьер. Здесь удобнее всего передвигаться на ски-туре.
Каждый из водопадов имеет собственное имя и категорию от 5 Wi до 6 Wi к.т. Они все описаны в местных гайд-буках. Основная опасность при подходе к ним – это ледопад, под которым приходится пересекать ледник. (На фотографии не видно). Его сераки имеют свойство осыпаться, покрывая огромными кусками льда все плато под водопадами. Лучше проходить это место в ранние часы, когда всё сморожено. Но вообще, как мы поняли, некоторые стараются совсем туда не соваться из-за ледопада, и все же Валера с Наташей на водопаде были не одни, две пары французских ледолазов штурмовали лед по соседним линиям.
5.Дорога обратно. Сборы и вперед. Выезд примерно в 11:00. Страны: Франция, Швейцария, Австрия, Германия, Польша, Белоруссия, Россия. 3000 км. Через сутки мы примерно в 8:00 на границе Польша – Белоруссия. Как ни странно, опять проходим за 1,5 часа без очередей. Обычно 4-6 часов. И примерно в 21:00 мы в Москве. Общее время в пути 36 часов. Ехали все время без остановок, два водителя: я и Натаха. Основная сложность на обратном пути – в Белоруссии начался сильнейший снегопад, и километров 700 по Белоруссии и России пришлось ехать по постоянно растущим сугробам. Хорошо, что дорога по две полосы в обе стороны и можно обгонять ползущие грузовики. Когда подъезжали к Москве, посчитали все чеки на бензин и разделили на троих. Получилось меньше, чем 300 евро (примерно 12 500 руб.) на человека с учётом дороги туда, обратно и внутренних перемещений, стоимости автобанов и стикеров. Вот и всё.
121
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Можно поподробнее про стикеры? Или где про них прочитать можно....
Есть еще несколько "забавных и непонятных" с точки зрения российского водителя правил. Например - не ездить с включенными противотуманками, когда нет тумана (стоит 20 евро), не превышать скорость днем в Австрии (надпись "Дорога контролируется радаром" в том же неавтобанном Пицтале означает, что таки контролируется 8-).
Аккуратная табличка "Будем признательны, если вы подождете... Спасибо.", размером метр на метр, которую так легко объехать, может обернуться встречей с тяжелой техникой, убирающей свежую лавину с дороги :)
Про свободный левый ряд, парковки для инвалидов и разметку тоже много интересного можно узнать. В общем - в чужой монастырь...
Лохматые - симпатичные животные. Их держат во многих высоких долинах, и крупных даже доят ;) а мелкие - просто вызывают умиление у публики.
Брызговик на скорость не влияет!!!!!!!
Надеюсь пригодится в будущем :)