Бутан - страна Громового Дракона. И король не женатый...
Команда Клуба экзотического экстрима "Третий полюс" побывала в Бутане в 2006 году. Проездом.
И осознали, что вернуться надо. Через 10 дней начинаем возвращаться.
О посещении нами Бутана я писал в РИСКе № 22.
Изучая материалы по Бутану, наткнулся на предлагаемую вам статью из журнала "Дорогое удовольствие". Автора не обнаружил, судя по тексту, милая девушка. Публикую эту статью с иллюстрациями участников поездки в Бутан.
И осознали, что вернуться надо. Через 10 дней начинаем возвращаться.
О посещении нами Бутана я писал в РИСКе № 22.
Изучая материалы по Бутану, наткнулся на предлагаемую вам статью из журнала "Дорогое удовольствие". Автора не обнаружил, судя по тексту, милая девушка. Публикую эту статью с иллюстрациями участников поездки в Бутан.
Бутан-страна Громового Дракона
Есть страны, услышав названия которых, удивляешься – они почти никогда не встречаются в том потоке информации, который мы потребляем через новости, статьи или рассказы. Кажется, что такое почти невозможно – вся география мира уже изучена, карты разобраны на маленькие сегменты, сотни материалов про самые интересные места прочитаны!
И тут на арену твоего сознания выходит такой вот «бутан» и переворачивает все внутри: мысли, чувства, фантазии. Он начинает назойливо «преследовать» тебя и «проситься» в твои планы. Мои отношения с Бутаном были давними и усложненными формулой «Тибет-Непал-Бутан», именно так выглядел маршрут одного знакомого лет 10 назад. Я запомнила эту цепочку, и она состоялась спустя годы уже в моей жизни. Из всего этого набора стран Бутан был самой таинственной и мистической. Но таким его увидела его не только я, а таким он хочет быть в глазах всего мира. Причем правительство и лично король Бутана прилагают немалые усилия для этого.
Въезд в эту страну имеет серьезные ограничения по количеству посещающих ее туристов в год (от трех до пяти тысяч). Необходима четкая программа передвижений и действий, согласованная заранее с департаментом по туризму, да и перемещения по стране возможны только в сопровождении лицензированных гидов и только на их транспорте. Минимальная сумма за пребывание в Бутане за сутки составляет 200 долларов, т.е. больше тратить можно, но меньше уже нет. Эта оплата берется за проживание, питание, транспорт, гидов и экскурсии. Влететь и вылететь из страны можно только самолетами единственной бутанской авиакомпании с оранжевыми драконами на бортах. Что так ревностно охраняет эта маленькая горная страна, лежащая высоко в Гималаях и зажатая с севера и юга двумя гигантами – Китаем и Индией? Чего она боится и хотела бы избежать? К чему стремится? О чем мечтает?
Главное желание короля и его подданных – сохранить уникальную бутанскую культуру.
Не дать превратиться этому романтическому оазису средневековья в подобие соседнего Непала, где шумная, пестрая многонациональная толпа хиппи-альпинистов-буддистов-туристов превратила эту страну в свой второй дом. Позиционирование Бутана четкое и ясное – самобытность и независимость от чужих влияний. Интернет и свой телеканал появились в Бутане всего несколько лет назад. Самой большой проблемой в стране является борьба с дикими кабанами, которые серьезно повреждают крестьянские поля.
Вырубка деревьев, убийство животных в стране запрещены. Преступность практически отсутствует. На короле лежит ответственность за благополучие каждого жителя страны. И т.к. это не пустые слова, а реальность, Бутан вошел в десятку стран на планете с самым высоким индексом счастья у населения после вполне благополучных и развитых скандинавских государств ( по исследованию А.Уайта из британского университета Лейстера). Увеличение валового национального счастья – так выглядит программа действий правительства Бутана.
Тихо и уединенно Бутан жил всегда, веками. Окружающий мир не знал о его существовании, не знал его имени, хотя были легенды и слухи о «Спрятанной святой стране», «Долине целебных трав» и о таинственной Шангри-Ла. Сами бутанцы всегда называли свою страну Друк Юл, или «Королевство Громового Дракона». Они искренне считают, что он действительно живет высоко в снежных горах, но только самые посвященные могут его увидеть. История Бутана тесно связана с Тибетом. Центральный район страны заселен народом бхотия, который в этническом отношении близок к тиебтцам.
Распространение буддизма по территории Бутана также связывают с тибетскими монахами, которые пришли сюда в большом количестве в IХ в. н.э. Но еще до их появления, в VIII веке , согласно легендам, сидя верхом на тигрице, в Бутан прибыл основоположник буддизма Великий Падмасамбхава. На той горе, где он остановился для медитации, сейчас стоит самый труднодоступный и красивый монастырь страны – Таксанг.
Падмасамбхава обратил в буддизм также и большинство представителей древней тибетской религии – бон, которая больше похожа на разновидность шаманизма и колдовства. Теперь рудиментарные остатки бон можно изредка встретить на востоке Бутана. Так как бутанский буддизм – разновидность тибетского, соответственно на монастырских праздниках и ярмарках танцоры исполняют религиозные танцы соседней страны. Движения танцоров и костюмы очень символичны, и их история уходит своими корнями очень глубоко, но, как правило, все они о борьбе со злыми духами, человеческими грехами, страстями за торжество буддизма, светлого начала и очищенной кармы.
На территории Бутана расположено около 200 монастырей, часть из которых были основаны еще в VII в. царем Тибета Сонгстеном Гампо. Но расцвет строительства монастырей, как, впрочем, и всей страны, произошел в XVII в. при Шабрунге Римпоче, который пришел по старой традиции также из Тибета, но смог объединить Бутан в единое сильное государство. До него раздробленность территории под властью могущественных богатых семей не позволяла говорить о Бутане как об отдельной стране. Шабрунг ввел новую систему управления, поделив функции на религиозные и административные. Фактически этот тибетский лама стал первым правителем Бутана, который при нем окреп настолько, что сумел отразить несколько военных вмешательств неугомонных соседей в свои внутренние дела.
После смерти этого духовного и государственного лидера власть в стране постепенно перешла к чиновникам, оттеснив роль религиозных учителей на второй план. И еще на несколько столетий Бутан погряз в конфликтах и войнах. Первым коронованным королем Бутана в 1907 году стал потомок административной ветви власти. Современный король Бутана Джигме Синге Вангчук – четвертый по счету, и женат он сразу на четырех родных сестрах, которые родили ему десять детей. Видимо, разновидность местного буддизма ничего не имеет против многоженства.
Именно при нем впервые в 1974 году в Бутан въехала первая туристическая группа. Серьезные ограничения на въезд чужеземцев существовали долго и составляли 200 человек в год. Гиды рассказывают, что сначала был план — загрузить отели класса «люкс» (а их три на всю страну!), которые были вынужденно построены к моменту коронации последнего короля для иностранных гостей. И только совсем недавно туризм превратился в государственную программу, контролируемую лично монархом.
И тут начинаются серьезные противоречия: с одной стороны, это так здорово, что есть возможность хоть одним глазком заглянуть в реальное средневековье, а с другой, так хочется, чтобы эта изолированная сказочная страна оставалась таковой как можно дольше. Пока бутанцы держат «марку». Начиная, например, с внешнего вида. Все поголовно носят национальную одежду в соответствии с указом короля. И женский, и мужской костюм представляют собой подобие халата до пола, который имеет глубокий запах. И у мужчин эта ниша на животе служит чем-то вроде сумки, куда вмещается все их нехитрое имущество.
У нашего гида (молодого человека лет 23-х) там всегда под рукой были книга-путеводитель, карта страны А-2 формата, документы формата А-4, шариковые ручки, мобильник, носовой платок, специальный белый шарф для посещения монастырей и, возможно, еще много чего, что при посторонних доставать просто нельзя. Завершают костюм настоящего бутанца плотные гольфы (как у шотландцев) и туфли. Именно туфли, а не ботинки и не кроссовки, которые по последней местной моде должны быть размеров на пять больше реального размера ног их владельца! Комичность этого наряда была бы полной, если бы не самое серьезное выражение лица того, кто в нем ходит ежедневно. Ткани для пошива одежды бутанские женщины ткут сами из хлопка или шелка-сырца. Красители используют только натуральные, которые можно добыть в природе – из растений и минералов. Видимо, только приезжим эти наряды кажутся неудобными и непригодными для массы ситуаций, но сомнения отпали сами собой, когда наш гид смог легко подняться в этом халате высоко в горы, ни разу не поскользнувшись, в такой оригинальной для трека обуви.
Еще одной характерной чертой бутанцев является их страсть к стрельбе из лука. Это их национальный вид спорта. Каждая деревня имеет свое поле для стрельбы, и ни один праздник или фестиваль не обходится без соревнований. Мишени, до которых по традиции 120 метров, вырезаются из дерева и раскрашиваются яркими красками. Участники команды и день соревнования выбираются с помощью астрологов. Приезжающие в Бутан могут взять уроки стрельбы из лука у местных чемпионов, как и мастер-классы йоги у самых знаменитых учителей. Многие голливудские звезды приезжают в Бутан за душевной гармонией и медитацией. Залы для йоги, как правило, имеют стеклянные стены, чтобы люди, выполняя упражнения, могли любоваться на молитвенные флаги, развевающиеся на ветру и покрытые снегами горы.
Йога и медитация – это те вещи, которые внутри каждого бутанца, а не способ удовлетворить модные потребности туристической индустрии. Местные жители – люди серьезные и обстоятельные. И дома у них такие же – большие и крепкие, покрытые красивыми рисунками по белым фасадам с резными наличниками. Многие приезжие отмечают самый необычный элемент декора многих жилых домов — фаллические символы огромных размеров прямо на фасадах. Бутанцы объясняют, что эти рисунки – самый действенный элемент спасения от сглаза. Но это не самые кардинальные меры по борьбе с гипотетическими несчастьями в Бутане. Предел по профилактике неприятностей наступает, когда астрологи вычисляют все предположительно плохие дни или месяцы в будущем году и правительство исключает эти периоды из национального календаря! Например, в каком-то году может быть два февраля и ни одного марта. Но на международных контактах такие местные приколы никак не сказываются.
Кстати, комната для медитаций есть в каждом бутанском доме. Время и место для постройки определяет только астролог. Поселения бутанцев зачастую состоят из четырех-пяти подворий, стоящих все же на достаточном расстоянии друг от друга. Почти весь день летом занят работой на своем огороде, а зимой бутанцы предпочитают путешествовать, навещая друзей или курорты с горячими источниками. Те, кто могут, отправляются в паломничество к святым местам в Индию или Непал. Такое пасторальное, трогательное уединение высоко в горах постепенно теряет свой романтический ореол, и газеты отмечают резко возросший уровень миграции сельского населения в города.
Города Бутана – это, конечно, громко сказано! В столице – городе Тхимпху только одна улица в двух уровнях, движение практически отсутствует, следовательно, и светофоры. Самое большое впечатление произвел столичный госпиталь, в котором, по стечению обстоятельств, пришлось побывать. Зрелище не для слабонервных! Полагаю, что передвижные медчасти в годы войны на линии фронта выглядели более приспособленными к оказанию услуг и консультированию. Бутанские гиды с гордостью сообщили, что вся медицина у них в стране бесплатная, включая пластическую хирургию и стоматологию. Ну, дай то Бог! Доктор оказался европейски образованным молодым человеком с нехитрым инструментарием по замерам различных параметров человеческого организма. Он дал очень дельный совет по дозировке антибиотика и очень настаивал на анализе крови. Пришлось вежливо отказаться. В момент обсуждения темы давления и температуры хлипкая дверь «кабинета» врача была распахнута случайно упавшей на нее «очередью», которая выглядела как несколько единиц бутанского населения последовательно лежащих друг на друге стоя. Прикольный способ сократить время ожидания.
Второй по величине город страны – Паро, миновать который не получится, т.к. именно здесь расположен единственный в стране аэропорт. Хотя ехать сюда специально все равно бы пришлось ради великолепного музея, где находится коллекция тибетской живописи – танка, а также другие исторические и природные экспонаты. А еще именно рядом с Паро расположен символ Бутана — монастырь Таксанг. Но он заслуживает отдельной истории. Каждый крупный монастырь-дзонг в этой стране является и центром очередного населенного пункта. Именно здесь сосредоточена политическая, культурная, духовная, религиозная, административная власть, а также дзонги – это места проживания сотен монахов.
Дзонг Пунакха – бывшая столица Бутана — по сей день является одним из богатейших монастырей страны и зимней резиденцией Верховного Ламы. Пунакха расположен на западе страны в очень необычном месте – на острове, образованном в месте слияния двух рек. Гид, прежде чем войти в стены этого величественного здания, сотворил со своим специальным шарфом сложную комбинацию вокруг плеч и торса, объясняя, что, только задекорировавшись таким образом, разрешено войти внутрь. Монастырь хранит внушительное собрание буддистских текстов, изданных на бумаге производства Бутана. Способ производства бумаги для священных текстов из волокон растений по древнекитайской технологии бутанцы хранят в строгом секрете и снабжают ей все буддистские монастыри во всех странах мира. Особенность этой грубой на ощупь бумаги в том, что напечатанные на ней книги выдерживают многие сотни лет.
Природа Бутана на такой небольшой территории являет собой спектр различных зон с абсолютно разными природными и климатическими условиями – от заболоченных джунглей в субтропических равнинных областях до альпийских и субальпийских поясов в высокогорных районах. В теплых местах, среди зарослей бананов, пальм, мимоз, бамбука водятся тигры, слоны, обезьяны и змеи , в прохладных – растут все виды хвойных деревьев, можжевельник , цветут прекрасные рододендроны, а из животного мира нередко можно встретить черного гималайского медведя и дикого яка.
Рассказ о Бутане можно писать бесконечно, дополняя его все более экзотическими деталями, но лучше всего об этой стране расскажет самая любимая сказка бутанцев о четырех друзьях. Слон, обезьяна, кролик и павлин решили вырастить фруктовое дерево, чтобы полакомиться вкусными плодами. Павлин нашел зерно и посадил в землю, кролик – поливал его, обезьяна – выращивала, слон – охранял. Дерево выросло высокое-превысокое, и фрукты на нем висели очень высоко. Тогда обезьяна забралась на слона, кролик на обезьяну, а на него – павлин и таким образом друзья смогли собрать урожай!
Что-то в этой притче напоминает нашу русскую сказку про репку, кроме одного – наш дед самонадеянно хотел положиться только на себя, поэтому и не смог осилить поставленную перед собой задачу. Восточная мудрость говорит нам, что только изначально сплоченная команда может быть символом успеха!
|
123
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
надо бы туда обязательно съездить....
удивило их многоженство и кровосмешение в разновидности буддизма:
"Современный король Бутана Джигме Синге Вангчук – четвертый по счету, и женат он сразу на четырех родных сестрах, которые родили ему десять детей".
а что с альпинизмом? наверное, запрещено взбираться на их вершины..
Вопросы с восхождениями решаются, просто много бюрократии, надо все заранее делать и иметь связи в свите короля:-)
Мы на несложную горку собираемся, а уж там как карта ляжет.
Видимо, надо выложить и свой рассказ о Бутане, впечатления новичка. Не все РИСК читают.
У предыдущего короля было 5 дочек и ни одного сына. Для фестиваля в Доломитах просто находка, а для преемственности власти - просто беда.
Новый король, замечательный парень, все его обожают, но он не прямой наследник и это его нервировало.
А дочки могли претендовать на власть.
И тогда мудрый король решил все вопросы снять. И предложил дочкам старого короля выйти за него.
Так вот 4 согласились, а пятая - ни в какую.
И интрига сохраняется, и король не спокоен. И власть его не стопроцентная. И он вынужден стараться и делать народу хорошо.
Вот так, вкратце. Этого вы, пожалуй, нигде не прочтете:-))
Джигме Кхесар Намгьял Вангчук
Происхождение
Намгьял — старший сын короля Джигме Сингье Вангчук, его матерю является третья жена короля Аши Церинг Янгдон.
У него есть младший брат, младшая сестра, четыре сводных сестры и сводных брата от других жён короля. Он не женат.
Хотя его отец ранее объявил, что собирается передать ему трон в 2008, 14 декабря 2006 он отрёкся от трона досрочно.
Образование
Закончив основное обучение в Бутане, Намгьял прошёл обучение в нескольких колледжах США и Великобритании и защитил диссертацию по политологии в Оксфорде.[2]
Он многократно выступал как представитель Бутана на международных мероприятиях.
Восхождение на трон
14 декабря 2006 отец отрекся от престола в его пользу. Официальная коронация состоялась 6 ноября 2008 года
В настоящее время Намгьял — самый молодой глава государства в мире.
непонятно, и почему же пятая сестрица не захотела за него замуж?:))
В Вангчуках запутались.
4 жены - у Сингье, старого короля, а Намгьялу всего 29 лет, он -ВНИМАНИЕ, еще не женат (там же написано...) и является самым молодым главой государства в мире.
А что вы думаете, зачем со мной в Бутан собрались 3 прекрасных и, ну совершенно свободных, девушки:-))
а девушкам удачи! будет прикольно, если королевой Бутана станет одна из наших девчонок:)
вам успешной поездки!
p.s. фото с монастырем Таксанг - безумно красиво!!
Это современная графика или вне времени?
Панно огромные, сняты в монастырях, дзонгах, на стенах. Думаю, достаточно старые.
Хотя таких старых, как в христианских монастырях на озере Тана в Эфиопии, я более не видел нигде.
А хотел я показать вот это панно - мир глазами бутанцев. Вверху- рай с удовольствиями, внизу -преисподняя с мучениями.
Увеличивайте и смотрите, что кого ждет:-))
Таксанг-лакханг
- знаменитый монастырь в Бутане. Он висит на скале высотой 3120 м, на 700 м над уровнем долины Паро.Название монастыря переводится как гнездо тигрицы, по легендам, в эту пещеру перенёсся Падмасамбхава, сидя на тигрице, в которую превратилась его жена Еше Цогьял. В пещере медитировал также Миларепа. Монастырь нередко посещал Шабдрунг.
19 апреля 1998 монастырь почти полностью сгорел, погибло несколько монахов, из-за труднодоступности невозможно было оказать срочную помощь. Однако за короткое время монастырь был скрупулёзно восстановлен.
Источник — «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B3-%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3»
Почитайте...
Кстати фотка где типа доктор ковыряется в ухе мне напомнила Дели, и ваще это не доктор а уличный чистильщик ушей:).
Но после местной разновидности бани, она же ванна, она же сауна которую разогревают камями разогретыми в костре сильно ломило старые раны. А сама ванна сделана из дерева по типу бочки только квадратной и находится прямо на улице. Разделена на 2 отделения,в большом сидиш а в маленькое при крике поддай пару кидают раскаленный бульник, который весело потрескиая в воде на плохо подогревал воду. И при всем при этом тебя окружают прекрасные пейзажи.