Перевал между пиками

Пишет ALEX, 22.11.2008 18:46

Перевал между пиками


Вера Михайлова, корреспондент отдела «Спорт» журнала «Русский репортер»

«Зачем вы ходите в горы?» — альпинисты не любят этот сакраментальный вопрос. Они утверждают, что объяснять так же бессмысленно, как пытаться описать слепому красоту радуги. Просто однажды человек уходит из города и поднимается в горы, которые становятся для него и любовью, и образом жизни

Перевал между пиками (Альпинизм, альпинизм, международный фестиваль альпинизма, узункол, чемпионат россии, чемпионат снг, женский кубок)




Альпинизм выделяется из ряда традиционных спортивных дисциплин. Известный советский бард Юрий Визбор как-то написал: «Альпинист — партнер природы. Он состязается с величинами, не знающими ни правил игры, ни отступления, ни пощады. Эти величины — снег, скалы, лед, отвесы, ветер, холод, гипоксия. И победа в горах так щедра потому, что никакая спортивная радость не может сравниться с ней».

Действительно, измерить победу в горах гораздо сложнее, чем в любом другом виде спорта. В альпинизме слишком мало прагматичных соревновательных моментов: очков, голов, секунд. И все же чемпионаты по альпинизму проводятся во всем мире. Не исключение и Россия, унаследовавшая традиции покорения гор от Советского Союза. В 2008 году российский альпинизм обрел новый формат чемпионатов. В ущелье Узункол в Карачаево-Черкесии состоялся Международный фестиваль альпинизма «Узункол-2008», в рамках которого одновременно прошли чемпионат России, чемпионат СНГ, Женский кубок и Кубок фестиваля по альпинизму.

Пик СССР
В альпинистском лагере «Узункол» за последние десятилетия мало что изменилось. Полное впечатление, что находишься на турбазе советского времени. В небольшой долине, окруженной со всех сторон горами, несколько деревянных домиков. Отдельно — радиорубка, столовая, душевая. Спортс­мены живут в палатках. Рядом с лагерем горная речка, вода в ней ледяная — в такой руки долго не подержишь: пальцы немеют. Зато ее можно пить — в городе такой вкусной воды не найти ни за какие деньги. Здесь остро чувствуешь полную оторванность от цивилизации. Мобильные не работают, есть только пара спутниковых телефонов — для связи с теми, кто ушел в горы.

Во время соревнований Узункол — это особый мир, где правит бал новое поколение, которому предстоит восстанавливать, а где-то и создавать заново российский альпинизм. Как и во всех других видах спорта, 90−е годы оставили в этой дисциплине неизгладимый след: провал между поколениями, разрушение системы подготовки, развал инфраструктуры, созданной в Советском Союзе.

— То, что было у нас, не могла себе позволить ни одна страна в мире, — рассказывает Владимир Кавуненко, мастер спорта международного класса. Сейчас ему за семьдесят, правда, глядя на его подтянутую фигуру, в это верится с трудом. За плечами у Кавуненко 18 восхождений высшей категории сложности, не говоря уже о других маршрутах. Более опытного альпиниста в России найти сложно. — В Советском Союзе процветал чистый альпинизм, больше такого нигде и никогда не будет. У нас были 22 альпинистские базы, которые принимали по 12 смен в год — около 22 тысяч человек, одна из них была здесь, в Узунколе. Была жуткая конкуренция за путевки: на одно место претендовало по пять человек. Самое интересное, что люди ехали практически бесплатно. Альпинизм дотировался как оборонный вид спорта благодаря лично товарищу Сталину: он подписал постановление, по которому инструктор по альпинизму освобождался с любой работы на три месяца для работы на альпинистских базах. Так что молодежь, студенты ехали сюда. Советская система была очень сильная — пять этапов подготовки. Начальный этап: люди приезжают, узлы вяжут, делают два восхождения, получают значок «Альпинист СССР». Второй: двойки, тройки, восхождения на младшие разряды. И если вы не прошли второй этап, вас на третий — восхождение четвертой степени — не допустят.

Однако с развалом Советского Союза альпинизм не только потерял. Пожалуй, самым важным стало открытие границ. Российские спортсмены теперь могут ездить по всему миру и покорять самые сложные горы планеты. Старт был дан в 1992 году, когда экспедиция из 11 человек поднялась на Эверест.

— В советские времена альпинизм у нас в стране трактовался как спорт. При этом во всем остальном мире он спортом не считался. Более того, слово «спорт» противопоставлялось слову «альпинизм», считалось, что в альпинизме соревнований быть не может. Его полагали философией, стилем жизни, способом самовыражения: как один носит дреды, так другой — альпинистскую обвязку, — говорит Александр Одинцов, мастер спорта международного класса по альпинизму, руководитель проекта «Русский путь — стены мира». — Но мы этого не знали, потому что с Западом не контактировали, а они нами вообще не интересовались. А в 90−е информационный занавес рухнул — и тут же у нас возникло смысловое и принципиальное противостояние.

Полностью статья - в журнале "Русский репортёр"

14


Комментарии:
0
Как обычно - полно всяких ляпов(((

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru