Кредо инструктора альпинизма

Пишет doc-matveev, 31.07.2008 23:54

Первый инструктор во многом определяет альпинистскую судьбу своих участников. Не случайно инструкторов альпинизма обучают в школах, «прогоняют» через стажировку, пишут для них учебники. Однако есть важные мелочи, нюансы, «пустячки», которые приходят только с годами и десятилетиями работы. Ниже я хочу поделиться квинтессенцией опыта работы инструктора по альпинизму с более чем 30-летним стажем.
КРЕДО инструктора альпинизма.
Некоторые подходы в работе с отделением начинающих альпинистов.

Общая концепция.
Помочь каждому участнику отделения воспринять «дни в новичках» как неповторимые дни трудного счастья, продолжением которых будет более совершенный взгляд на мир и более гармоничные с ним отношения.

Элементы концепции.
1. Узнать и культивировать лечшие стороны каждого участника.
2. Верить в каждого участника и бороться за его совершенствование даже с ним самим.
3. Иметь бесконечно доброжелательное улыбчивое терпение, если вопрос не касается безопасности, тогда – по обстоятельствам.
4. Помочь участникам обратить внимание на светлые стороны личности и добрые дела каждого в отделении.
5. Придумать эмблему (зрительную, звуковую, и т.д.) отделения, которую мог бы реализовать каждый его участник.
6. Донести до всех участников, что каждый наш день – праздник, который иногда нужно просто видеть, и что это лучше всего получается вместе с товарищами.
7. Последовательно проводить мысль о том, что завтра будет лучше, чем вчера. НО! день расставания неотвратимо приближается.
8. Мечтать и планировать будущие встречи.
9. Проводить «Вы позицию» по отношению к участникам, в частности, тепло и уважительно относиться к каждому из них, но не допускать панибратства.
10. Построить отношения в отделении как семейные – братски-сестринские с элементами светлой влюбленности, как описано Л.Н.Толстым об этом в семье Ростовых.
11. Не заводить романов с участниками отделения. Это может оказаться миражом, но иметь очень горькие и болезненные, а то и трагические последствия.
12. Наладить доверительные отношения с каждым из участников.
13. Не иметь изгоев и любимчиков.
14. Чувствовать настроение группы, в частности, моменты, когда отделению хочется быть без Вас.
15. Всегда помните, что новички в новых для них условиях требуют внимания, понимания и опеки-поддержки, как дети малые (или как взрослые чукчи, приехавшие из яранги сразу в Москву.

Некоторые технические элементы работы с отделением новичков.

1. При перовой же встрече с отделением предложить участникам рассказать о себе и подробно представиться самому.
2. Конструктивно-оптимистично рассказать о планах отделения. Предложить выбрать старосту, начпрода, начснара. Можно придумать и другие, даже шутливые должности, чтобы каждый был «при портфеле».
3. Тут же проговорить наличие экипировки каждого, включая одежду – все ее слои.
4. Помочь участникам в подборе снаряжения на складе.
5. После каждого занятия проводить доброжелательный разбор (не разборку!), настаивая на том, чтобы и самому быть включенным в зону благожелательной конструктивной критики. Структура разбора: а) что было сделано; б) что удалось; в) что не удалось; г)причины этого; в) выводы.
6. Изначально определиться и постоянно напоминать своим поведением, что при опасностях, на занятиях и на маршруте инструктор – авторитарный командир, но без раздражения и «горлопанства». В остальных случаях – просто старший (если получается по возрасту) товарищ.
7. Вводить «табу» на несовместимые состояния, например, каска на голове с незастегнутой пряжкой, или – на склоне друг над другом, или -страховка без рукавиц, и т.д.
8. Неукоснительно контролировать выполнение этих «табу». Только тогда навык будет автоматизирован и не пояаится невроз от лишь периодической требовательности инструктора.
9. Движение на подходах с помощю палок разрешите лишь тем, кто освоил работу с ледорубом. Остальным выгоднее подходы с ледорубом в руках – для выработки более прочных нужных навыков в работе с ним.
10. При появлении в отделении признаков напряженности, надвигающегося конфликта, снимайте их с мягкой деликатностью, возможно, с юмором.
11. Население каждой палатки лучше сделать разнополым.
12. Тщательно и заранее решайте для себя распределение связок. Учитывайте, но не руководствуйтесь пожеланиями участников. Родственников распределяйте по разным связкам.
13. Порядок движения сделайте постоянным. Сразу за Вами – девочки (или – слабейший), замыкающий – староста. Если будут идти по росту, легче, оглянувшись, видеть лица участников. Не стесняйтесь подбадривать их взглядами, улыбкой, особенно – трудно идущих. Пресекайте разговоры при движении по сложному, опасному маршруту.
14. Недопустимо, чтобы отделение растягивалось.
15. Через 20 минут после выхода и на последующих привалах САМИ контролируйте частоту сердечных сокращений у участников по пульсу на сонной артерии. Сразу разгружайте тех, у кого он наиболее учащен.
16. Жестко контролируйте наличие головных убуоров и режим питья на тропе.
17. Постепенно «накачивайте» духовную и психологическую значимость предстоящего восхождения.
18. Обеспечьте, чтобы сон перед восхождением был не менее 6 часов.
19. На Вершине устройте изысканную трапезу хотя бы в знак благодарности Горе, благосклонно к вам относящейся.
20. Разбор восхождения устройте назавтра. До этого, особенно на маршруте, решительно пресекайте любую критику, но скупо отмечайте положительные действия участников.
21. В конце смены, если получится, организуйте итоговый разговор «за жизнь» при торжественном, но некрепкоградусном застолье.

ПРИМЕНЯТЬ С ОСТОРОЖНОСТЬЮ!
Я допускаю применение принципа «маленьких синячков», т.е. дискомфортных ощущений, которые участник получает в результате несоблюдения требований инструктора, хотя до этого я мог бы ему в очередной раз напомнить, или наорать. Это – так называемая «проблематизация». Она убеждает участника в справедливости требований инструктора и научает всегда делать так «лучше десятков воплей и сотен напоминаний».
Пример. При небрежно завязанных шнурках я не требую их перевязать, но доброжелательно подшучиваю, когда они все же развяжутся (а это - почти наверняка).

В редких случаях я не препятствую формированию и развитию серьезной ошибки отделения. Это бывает в случае, когда отделение, хронически пренебрегая и не осознавая требуемых от него необходимостей, в итоге, при моем попустительстве, испытывают сильный стресс, временно лишаясь чего-то значимого для них. Однако позже, когда они, с моей помощью, все же понимают свою неправоту, то, с лихвой наверстывая упущенное, сами устраняют недостатки. И даже становятся более продвинутыми, чем если бы делали то же самое по указке инструктора.
Пример. Проспали выход на восхождение. 1,5 часа готовились к выходу с завтраком. В медлительности были засечены и ранее (эта тенденция, кстати, есть у всех новичков). Я понимал, что восхождение сделать не успеем, но - повел (хотя мог бы просто отложить восхождение на сутки). В итоге – повернули уже из-под предвершинного взлета. Был жеский разбор с дружным «наездом» на меня. Затем, при встречном, сделанном мною анализе ситуации, признали свою неправоту. И, на следующем выходе, эти же люди, весь бивак с ужином организовали за ... 35 минут!

Желаю многолетнего успешного инструкторства! Дерзайте, но .... не за счет участников.

Поделился врач, инструктор по альпинизму Матвеев Владимир Иванович.
(Стаж работы с отделениями новичков 46 смен. Все безаварийные).

35


Комментарии:
1
здравствуйте Матвеев Владимир Иванович. как мне можно с Вами связаться? это необходимо! напишите мне письмо на 200817@rambler.ru.

1
Здравствуйте!

Связь со мной может быть по телеф в Москве 8 495 4383950, либо е-mail - vladiimir@list.ru
С уважением Матвеев

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru