Горы европейского уровня

Пишет RobinBobin, 17.06.2008 11:42

Горы европейского уровня (Альпинизм, приэльбрусье, альпинизм. red fox, эльбрус, федерация альпинизма россии, фар)


Продолжение темы развития Приэльбрусья.
Свежая статья в журнале "Эксперт".



В обозримом будущем Приэльбрусье может стать курортом мирового класса — главным на Северном Кавказ.




Двуглавый Эльбрус украшает флаг Кабардино-Балкарии. Он ее символ, ее гордость, а с некоторых пор — и основная точка экономического роста республики. Создание туристическо-рекреационой зоны в Приэльбрусье — основа стратегии развития региона до 2022 года, разработанной республиканским правительством, а также один из приоритетов развития всего Юга России, включенный в федеральную целевую программу финансирования. В последнее время самая высокая точка Европы (высота Эльбруса — 5642 м) все больше притягивает внимание и зарубежных инвесторов, готовых участвовать в создании жемчужины Кавказа, как называют Приэльбрусье в Кабардино-Балкарии.

Догнать Францию

Концепцию развития горнолыжных курортов в Приэльбрусье по заказу правительства Кабардино-Балкарии разрабатывала российская группа компаний «Горимпекс» совместно с французами. «Франция — страна номер один в области горнолыжного туризма. Мы привыкли в этом плане смотреть на Швейцарию, Австрию, но именно Франция — лидер и по количеству катающихся, и по количеству подъемников, гостиниц. Поэтому мы работаем с французами. Мы хотели получить некий взгляд извне, от европейских специалистов. Если мы собираемся строить курорт европейского уровня, надо было понять, как сами европейцы видят развитие этой территории», — рассказывает министр экономического развития Кабардино-Балкарии Алий Мусуков.

Созданный российско-французскими усилиями план сегодня проходит последние стадии согласования. В нем обозначены наиболее привлекательные участки для строительства канатных дорог, гостиничных комплексов, зоны развития различных видов туризма. На площади более 500 кв. км предполагается создать четыре курортных сектора, где одновременно сможет пребывать 33 тысячи человек. Здесь планируется проложить 62 горнолыжные трассы (общая протяженность — 108 км) и построить 32 канатные дороги разного типа протяженностью 54 км, способные обслуживать 67 тысяч человек в час.

Еще один проект — в республике его считают самым амбициозным — создание комплекса «Джилы-Су» на северо-восточном склоне Эльбруса. Снег там лежит почти круглый год, а те, кто бывал у источников минеральных вод Джилы-Су, рассказывают о почти чудесных свойствах бьющей из эльбрусских недр «живой воды». Осваивать эту территорию предстоит практически с нуля — до сих пор там никто ничего не строил. В этом, впрочем, есть особая привлекательность для инвестора: можно использовать любые формы и технологии, воплощать самые смелые идеи. Проект освоения северо-восточного склона горы готова реализовать компания «Интеррос», с которой уже подписаны соответствующие соглашения.

Все эти проекты руководство республики в марте представило на международном инвестиционном форуме MIPIM-2008 в Каннах. Во Францию, взятую Кабардино-Балкарией за эталон развития туристических рекреаций, привезли тематическую экспозицию, посвященную именно туризму — проекты общей стоимостью 1,2 млрд евро. Итогом стала предварительная договоренность с итальянским банком инфраструктурного и инновационного развития Banca Infrastrutture Innovazione e Sviluppo. «Представители банка специально приезжали на выставку, чтобы познакомиться с нашими проектами. Кроме Приэльбрусья их заинтересовало строительство железной дороги от станции Солдатская до города Тырныауз, международного аэропорта и жилых комплексов в Нальчике. Сейчас они изучают документы, а мы изучаем их предложения», — говорит Алий Мусуков.

Не успела делегация Кабардино-Балкарии вернуться из Франции, как в республику приехали представители австрийской компании Doppelmayr — всемирно известного производителя оборудования для канатных дорог. Микаэль Доппельмайер лично поднялся на Эльбрус на высоту 3500 м, до станции «Мир». В вагончике старой канатки, построенной еще в советские времена, он поделился впечатлениями: «Мы увидели, что горнолыжный комплекс вокруг Эльбруса имеет очень большой потенциал, сейчас его развитие на хорошем пути. Не исключено, что и наш следующий шаг будет как раз на Эльбрус. Кроме того, мы, возможно, примем участие в развитии еще одного курорта — горы Чегет.

На Северный Кавказ нас пригласил господин президент Кабардино-Балкарии. Мы построили канатные дороги в 76 странах — во всех климатических зонах, во всех самых знаменитых горнолыжных комплексах. И этот всемирный опыт мы с удовольствием применим для развития курортов в Приэльбрусье. Сейчас будем работать над теми материалами, которые мы здесь получили, чтобы потом довести этот курорт до настоящего уровня!»

В республике не исключают, что первые документы о сотрудничестве с Doppelmayr будут подписаны в этом году. Ручку для этого президент Арсен Каноков Микаэлю Доппельмаейру уже подарил…

Трасса номер один

Сегодня наиболее освоенный участок будущего рекреационного комплекса Приэльбрусья — курортная зона «Эльбрус». Год назад в дополнение к старой канатке здесь пущена первая очередь новой канатной дороги гондольного типа «Азау—Старый Кругозор». «Потенциал этой канатки колоссальный — только первая очередь рассчитана на 2400 человек в час! Пока что пиковые нагрузки только 3000 человек в день, например, во время новогодних каникул. Дело в том, что в последние годы этот курорт оставался востребованным только теми, кто давно знает и любит эти места, фанатами, которые едут сюда со всей страны», — говорит генеральный директор ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья» Тимур Аброков.

Однако востребованность курорта растет. По данным ОАО «Эльбрустурист», сейчас все гостиницы Приэльбрусья вместе с частным сектором могут разместить одновременно около 4300 отдыхающих. В ближайшие два-три года цифру планируется утроить — до 12,5 тысячи. «На наших глазах после запуска первой очереди новой канатной дороги здесь выросли четыре новые гостиницы. Сейчас строится еще несколько. А с пуском целой серии новых канатных дорог гостиничный сектор, надеемся, будет развиваться еще более интенсивно», — подтверждает Тимур Аброков.

В период же последних новогодних каникул на «Старом Кругозоре» было тесно, как в московском метро. Мощность новой канатки в разы превышает возможности старой и ведет к основным горнолыжным трассам, расположенным выше 3000 метров. Правда, уже в этом году планируется построить вторую очередь дороги — «Старый Кругозор—Мир», и начать третью — «Мир—Гарабаши».

В прошлом году первой в стране прошла сертификацию горнолыжная трасса «Азау». Ей присвоили первый номер в реестре, а в республике стали называть трассой номер один в России. Сейчас здесь осваивают принципиально новые для России виды спорта, например айрбординг (спуск по склону, лежа на надувной платформе). Пока новшество носит характер эксперимента, но, если дело пойдет, трассы для айрбординга готовы сертифицировать и развивать это направление в полном масштабе.

Другие большие планы связаны с безопасностью туристов. «Иной турист, — сокрушается генеральный директор “Канатных дорог Приэльбрусья”, — два-три раза прокатившись по выложенной трассе, теряет к ней интерес. Потом идет туда, куда идти если и можно, то лишь в сопровождении профессиональных инструкторов или спасателей. Многие этим требованием пренебрегают, не регистрируются ни в МЧС, ни у нас. Последствия могут быть самые печальные». Однажды на Эльбрусе замерзла группа японских альпинистов — шли под руководством своего инструктора, который покорял главную вершину Европы семь раз. Японцы просто не послушались местных спасателей, предупреждавших о неблагоприятной для восхождения погоде. Ушли, не взяв с собой рацию… Совсем недавно спасатели вытаскивали из водопада лыжника с десятилетнем стажем — казалось бы, знает на эльбрусских трассах каждый поворот. Уникальная спасательная операция прошла успешно, пострадавший через неделю снова стоял на лыжах.

На станциях канатной дороги красуются предупреждающие щиты — не помогает. Нарушителей правил хотели даже штрафовать — поняли, что тоже не поможет, скорее наоборот, станет дополнительным раздражающим фактором. В итоге решили, что единственный способ обеспечить безопасность тем, кто ищет опасность, — максимально исключить ее так таковую. Сейчас здесь налаживают систему видеонаблюдения, чтобы вести туриста постоянно, на протяжении всей трассы. Это решит проблему поиска тех, кто «закатался» допоздна и потерялся. В мастер-плане развития Приэльбрусья прописан целый комплекс подобных мер — вплоть до создания вдоль трасс и альпинистских маршрутов убежищ с «тревожными» кнопками вызова спасателей и видеонаблюдением.

Генплан будущего

Один из местных бизнесменов рассказал, как пригласил в Приэльбрусье друга из США — тот оказался фанатом горнолыжного спорта, объездил все мировые курорты и давно рвался на Северный Кавказ. Американец влюбился в Эльбрус с первого взгляда. Единственное, что вызвало недоумение, — гостиничный сервис. «Мы поселили его в лучшую частную гостиницу, — вспоминал наш собеседник, — с евроремонтом. Он потом говорил: “Апартаменты — пять звезд, сервис — без звезд вообще”».

Сервис «без звезд» скоро уйдет в прошлое: неизбежное увеличение количества гостиниц и частных отелей повлечет за собой повышение качества предлагаемых ими услуг. В этом убеждены и в правительстве Кабардино-Балкарии, и в ОАО «Эльбрустурист», призванном стать базовой организацией в развитии новой туристической инфраструктуры Приэльбрусья. Сейчас в ведении «Эльбрустуриста» находятся все эксплуатируемые горнолыжные трассы, канатные дороги (кроме новой канатки «Азау—Старый Кругозор», которая, впрочем, в этом году также должна влиться в состав «Эльбрустуриста»), а также часть гостиничного фонда. «Рассматривается вариант, при котором все государственные активы в курортно-туристической сфере объединятся в одну организацию. А потом, увеличивая капитализацию, будем приглашать дополнительных инвесторов, акционеров», — рассказывает глава «Эльбрустуриста» Азрет Сабанчиев. Предстоит не только расширить гостиничный сектор, но и увеличить его класс. Объем капитализации ОАО «Эльбрустурист» к концу этого года предположительно составит около 3 млрд рублей, а со строительством второй и третьей очереди новой канатной дороги — около 7 млрд.

При этом застройка Приэльбрусья будет вестись согласно разработанному генеральному плану — республиканское правительство заказало этот стратегический документ, ожидая здесь настоящего строительного бума, который и последует, как только генплан будет утвержден. «От желающих построить что-нибудь в Приэльбрусье отбоя нет уже сегодня. Основным ограничителем является отсутствие выделенных земельных участков. Все, что там есть сейчас, — построено стихийно. Но правительство республики убеждено, что развивать эту территорию нужно планово. Все, что будет строиться теперь, будет полностью соответствовать единой концепции и действующему законодательству», — объясняет глава республиканского Минэкономики Алий Мусуков.

Государственные инвестиции на строительство современной инфраструктуры Приэльбрусья по федеральной целевой программе «Юг России» составляют 5 млрд рублей. Финансирование начинается уже в этом году: за счет федеральных средств предполагается реализовать проекты строительства автомобильных дорог к будущим основным курортным зонам, в том числе автотрассы от Кавминвод до Джилы-Су, которую планируется построить за три-четыре года. На очереди начало строительства международного аэропорта и железной дороги, которые откроют возможности для развития курортов жемчужины Кавказа. «Потенциал Приэльбрусья настолько велик, даже сейчас мы лишь на уровне общей концепции можем себе представить все, что здесь возможно сделать! Сейчас мы говорим о проекте, рассчитанном на одновременное пребывание здесь 35 тысяч туристов. А со строительством нового аэропорта и новых дорог возможна реализация проектов и на 60 тысяч человек!» — говорит генеральный директор ОАО «Эльбрустурист» Азрет Сабанчиев.

Остается лишь напомнить, что туристические возможности Кабардино-Балкарии не ограничиваются Приэльбрусьем. Нальчик, столица республики, сам по себе курорт когда-то всесоюзного значения. В комплексной программе пребывания туристов, рассчитанной на 21 день, семь дней отводилось именно ему. На территории республики расположены четыре живописнейших ущелья, озера с лечебными грязями, недалеко от Нальчика сказочные Долина нарзанов и чегемские водопады. «Эти и другие объекты включены в программу развития туристического комплекса республики, которая уже согласована с Минфином России. Будем находить для них источники финансирования — и федеральные, и местные. Надо просто приложить некоторые усилия и вложить некоторое количество денег, а потенциал — огромный!» — подводит итог заместитель министра курортов и туризма Кабардино-Балкарии Заур Барагунов.

57


Комментарии:
-6
Показать комментарий

2
Теперь опубликовалось!:)

6
"сервис — без звезд вообще" - очень точно сказано!
После посещения Приэльбрусья остается чувство, что тебя здесь просто грабят, а когда речь идет о сервисе - "Какой сервис-да? - дэньги плати!"

0
Ох уж эти сказочники...

4
"Сервис «без звезд» скоро уйдет в прошлое: неизбежное увеличение количества гостиниц и частных отелей повлечет за собой повышение качества предлагаемых ими услуг."
Наивные!!!! Через 5 лет в Приэльбрусье будет одна сплошная свалка :(
Не могут решить проблему сбора и утилизации мусора при том количестве народа, который приезжает сейчас, а замахиваются на европейский уровень.
Пока не изменится менталитет местного населения, все деньги будут утекать как вода в песок :(

4
Неплохо написано, но только для тех, кто совсем не в теме..Те, кто там бывает, думаю, прекрасно понимают, что это утопия.
Проблема там не в инфраструктуре, а в головах.

5
Для настоящего джигита "турист" не клиент, а ДОБЫЧА ))))))))))))

-6
Показать комментарий

3
А любовь тут не при чем..ничего личного, just business)))
Думаю, им моя любовь нужна также, как мне-их. Им от меня надо денег, мне от них -качественных услуг.
Сервис - это не прикрытие, это именно то, за что люди готовы платить. И тот, кто действительно что-то делает - делает это не бесплатно. И это- нормально.
В данной статье обсуждается именно Приэльбрусье - поэтому, видимо, никто не говорит про Украину или Питер. А то, что где-то еще хуже - не оправдание. Рыночные отношения - это отлично. Только там они не работают. Это скорее тарифный сговор, чем конкуренция (в официальном бизнесе это нарушение закона). Легче поджечь повышающего планку соседа, чем что-либо улучшить у себя - такие истории тоже были.
Вы правы, более политкорректно будет звучать "Проблема ТУТ не в инфраструктуре, а в головах".

4
----Да, в "цивилизованом" обществе это делается чуть более изощренно, под прикрытием "сервиса".
Гм только надо отметить, что в цивилизованном обществе работает и обратный закон - нет сервиса - нет денег.

Согласен, что желание, несомненно великолепно говорящих на своем родном языке представителей коренных народов предгорий Кавказа, получить высокую прибыль не делая при этом ничего для улучшения своего сервиса, качества предоставляемых услуг или обеспечения безопасности несомненно является проявлением особого "рыночного" типа морали (действительно весьма распространенного на рынках).
Также очевидно, что данный тип морали победив иные (несомненно еретические) воззрения действительно продолжает распространяться по территории страны и в некоторых ее уголках, несомненно в связи с еще большей жадностью руссконеправильноговорящего или иного населения, приводит к появлению приличного сервиса.
Видимо в Приэльбрусье бизнесом занимаются чистые альтруисты и берут денег ровно так чтобы не умереть с голоду, потому и не остается на сервис и на вывоз мусора.
Как сейчас помню непрерывное ворчание водителя газели цену на проезд в которой мы сбили вдвое (с непомерной до завышенной)
Вай в убыток себе еду...

3
+++ Мы сами навязали всем людям "рыночный" тип морали. Вот и они пытаются извликать максимум прибыли из минимума возможностей. +++
Вообще говоря, и типа-то такого нет, и никто ничего не навязывал. "Навязали", если так можно выразится, свободу выбора. Предоставленной свободой люди и воспользовались, выбрав им подходящее.

А россказни о курорте "мирового уровня" применительно к Приэльбрусью уже давно набили оскомину (ещё с советского периода). Не будет этого. Никогда.
Что всем заинтересованным лицам и так понятно.

1
Если брать аналогию в Карпатах с буковелем- я тоже пять лет назад не верил, что это возможно. И три года назад, это была порнуха чистой воды. А в этом году- уже не порнуха, хотя еще и не "Ивропа". Очередей НЕТ, и это главное. Новые трассы открываются каждый год- это два. скипассы для умеющих кататься с большой скидкой- это три. НО это все сделано было "с чистого листа", в месте где никаких подъемников не было и не планировалось никогда (у меня есть фото в лыжном походе в 89-м в тех местах- глухомань!). Полагаю, что здесь тоже будет лучшим наиболее удаленных вариант- дороги построить можно в любую глухомань. Но не надо будет разводить бадягу со спекулянтами всех мастей. Хотя для этого инвестор (он же будущий хозяин) должен решиться на работу 3-5 лет без отдачи. В любом случае поживем- увидим.
ПС правда, цифири какие-то приводят странные- для приэльбрусья 35 тыс чел- и 108 км трасс- это мизер, в том же буковеле 50 км трасс, 22 подъемника, и мы прикидывали тыс 20 одновременно кататься сможет уже сейчас. Но масштабы-то несопоставимы. Да и 5 млрд руб- это не сумма для нормальной горной дороги. И главное, ничего не сказано, про затраты на местное ГАИ, ну, сколько им нужно дать из бюджета, чтобы они не выходили на большую дорогу?:-)))

-6
Показать комментарий

1
Мое мнение по этому поводу основано на том, что я там неоднократно видела. При чем тут власть то, опять во всем виноват Чубайс?))
Кстати, правильно будет "власти предержащие" - для знатоков русского языка)))
А что мешает отказаться?Я за прошлые 3-4 года прилетала на Кавказ в сумме на неделю-полторы наверное. Да и то легко можно было заменить чем-нибудь другим.
А насчет рынка - все же не стоит мешать его законы (вполне научные) и мораль (вообще не понятно что это).
Спрос на услуги низкого качества обычно ниже, чем на услуги качественные. Отдых в Приэльбрусье вроде не относится к товарам, которые будут востребованы всегда несмотря на цену и качество.
Про МС и энергетику -повторюсь - то, что где-то еще хуже - не оправдание.
P.S. Если там все же что-то получится сделать - замечательно! Буду только рада за регион.

-6
Показать комментарий


4
---Просто замечательные "зомби" из Вас получились

Рыбак рыбака??? или даже Сережа??? - Папа??? Voulez-Vous...
Воздействие сверху, тем более хорошо рассчитанное, трудно игнорировать.
Фактически варианта 3 - поддерживать, не чирикать и открыто сопротивляться.
Вы типа сопротивляетесь - соответственно Вас используют как статистически малозначимую единицу необходимую (и даже специально создаваемую) для определения степени неприятия действующей политики населением.
---А про чесность рыночных отношений роскажите корпорациям и картелям,

Поймите, никто не ждет от рыночных отношений честности, но всем потребителям выгодна высокая степень единообразия и стабильности на рынке любых услуг. Условно говоря если нет разницы, то клиент скорей доволен чем нет - феномен Макдональдс... Здесь же речь совершенно о другом - есть страна, где зачастую, услуги совершенно неадекватны плате за них, в этой стране есть область (в данном обсуждении Приэльбрусье) где ситуация еще хуже, чем в остальных местах...
Причем соотношение цена/качество поддерживается на низком уровне за счет
а) инерции мышления клиента - типа за границу ездить сильно дороже
б) картельности причем худьшего из возможных диаспорического типа на месте
Эти две особенности в сочетании с необходимостью быстрого оборота денег в российском бизнесе в целом и создали ту плачевную ситуацию, которую мы имеем сейчас в Приэльбрусье...
А картель пока он где-то далеко в Газпроме или Майкрософте потребителя беспокоит не сильно, другое дело когда картель пытается стрясти денег непосредственно с тебя безо всяких изысков и прикрытий не за качество сервиса, не за предоставляемые услуги, а просто так за здорово живешь - вплоть до ситуации когда местный житель вышел со стволом к группе и пытается требовать денег (причем будучи полностью прикрыт местной милицией).
От уродливых неконкурентных услуг, где бы они не предоставлялись, по возможности надо отказываться, благо в данном случае (в обличие от Газпрома) возможностей масса.

-4
Приятно общаться с маркетологом (я сделал такой вывод исходя из Вашей аргументации) Вы очень четко описали мое видение, да только сами его не увидели: "...то клиент скорей доволен чем нет...". Короче он не доволен, но все обставлено так - вроде бы доволен! Выше господа кричали о полученом праве выбора благодоря рынку, за что ему огромное наше спасибо. Вот наш выбор:"...всем потребителям выгодна высокая степень единообразия..." Хочеш желтую? Нет? Ну тогда возми желтую? Тоже не нравится? Тогда только для Вас - эксклюзив - ЖЕЛТАЯ! Ладно, тема поста была не о глобальных проблемах человечества и кризисе индустриального общества. Я просто пытался защитить от шовинистических нападок и иронии жителей Кавказа т.к. с дробовиком на большую дорогу и русский и украинский мужик нередко выходит. Вы просто почаще бывайте в родной глубинке - там царят не менее дикие обычаи.


1
>Ведь согласно законом рынка повлиять на эту ситуацию может лишь потребитель отказавшись от "неконкурентных" услу

Давно уже не был на Кавказе и не собираюсь. Думаю, таких порядочно наберется.

-1
Позволю себе пару замечаний. Существенное. Дело в том, что Эльбрус не один. И, с точки зрения развития регион, чем раньше этот факт будет осознан, тем больше шансов на успешное развитие туристического бизнеса в КБ.
Про мораль. В принципе, размно построенный бизнес вполне морален. При этом, процесс продажи гнилого огурца в ситуации отсутсвия, с одной стороны, свежих и, с другой стороны, наличия покупателей, которые хотят сожрать огурец не является, как мне кажется, примером разумно построенного бизнеса. В этом примере вполне отражена проблема сегодняшнего сервиса в Приэльбрусье.
Ну и еще про науку и ее творцов :) Мне кажется, все же, что не все научные работники кормятся сомнительным образом. Вот, например, Диоген... :)

-5
Мне сложно пояснить Вам философию гуманизма и философию киников. Мы оперируем с Вами разными материями. Ваша религия - Бизнес, Вы оперируете не разумом, а рассудком. Давайте не будем спорить здесь - устно лучше! Просто давайте будем относится с уважением к народу Кавказа, и не позволять шовинестических выпадов в их сторону (если у самих рыльце в пушку). Не нравиться - езжайте в Альпы

-1
"Не в чем так не разбирается население. как в медицине и экономике!" На мой дилетанский взгляд, защита интересов потребителя при недобросовестной конкуренции происходит ч/з общественные организации. Т.е. нам это пока не светит:(

-1
С удовольствием обсужу с Вами вопрос при личном общении. Мне кажется, что, по крайней мере, для меня это будет действительно интересный разговор.
С другой стороны, очень надеюсь, что шовинистические замечания, в адрес кого бы то ни было, не допускал.
Сейчас же отмечу, что в обсуждаемом вопросе - экономическом развитии Приэльбрусья - всеж привалировать должны, скорее, меркантильные соображения. Под которыми было бы хоршо увидеть "подушку" ВЗАИМНОГО уважения хозяев и гостей.

-5
А мой первый коментарий, который все так рьяно бросились обсуждать, был адресован не Вам. Я сделал маленькое философское отступление с целью присеч нападки на жителей Кавказа. Мне не хотелось "наезжать" на сдешних жителей форума. Я пытался дать людям понять, что подобное поведение вызванно не "особым менталитетом" местного населения, а теми социально-экономическими условиями в которых они оказались и новым (навязанным) "социальным характером" (понятие введенное в современную науку представителями гуманистической школы). Так что к Вам у меня нет притензий. Верить или не верить в "свободный рынок" - Ваше личное дело.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru