"Тут кто как умеет,- мне важно увидеть восход".
В этом году некоторые участники треков клуба "Третий полюс" всерьез задумались о восхождении на Эверест.
Я рекомендовал ребятам примерно пятилетнюю программу подготовки, но, боюсь, что сообщения о сотнях и сотнях благополучно взошедших на Эверест, зачастую совершенно не подготовленных восходителей, создает превратное мнение о легкости покорения высочайшей вершины мира.
Я рекомендовал ребятам примерно пятилетнюю программу подготовки, но, боюсь, что сообщения о сотнях и сотнях благополучно взошедших на Эверест, зачастую совершенно не подготовленных восходителей, создает превратное мнение о легкости покорения высочайшей вершины мира.
Северный склон Эвереста
А тут мне удалось по случаю приобрести килограмм 20 старых номеров испанского альпинистского журнала "Базовый лагерь"
В июльском номере за 2006 г. я наткнулся на статью о ставшем печально известным случае с английским альпинистом Дэвидом Шарпом
Случай, много раз разбиравшийся в прессе и на альпинистских сайтах, но коль скоро я прочел и перевел статью для своих друзей, я решил ее выложить и на сайте Риска.
Эту статью я печатаю для напоминания, для предостережения, а не для обсуждения. Если бы была возможность отключить "обсуждение", я бы так и поступил.
Я считаю, что обсуждать поведение восходителей на высоте 8500 м. могут только те, кто побывал на такой высоте.
В чем-то я согласен с автором статьи, в чем-то нет. Но так как сам выше вершины пика Ленина не восходил, то в полемики о спасработах на высоте 8500 м. никогда не вступал.
Эверест
Смерть в прямом эфире
Оскар Гогорса, фото: Оскар Гогорса / Хесус Кальеха
Весной 2006 года одиннадцать человек погибли на Эвересте – не новость, казалось бы, если бы один из них, британец Дэвид Шарп, не был оставлен в состоянии агонии проходящей мимо группой из около 40 альпинистов. Шарп не был богачом и совершал восхождение без гидов и шерпов. Драматизм заключается в том, что имей он достаточно денег, его спасение было бы возможно. Он и сегодня был бы жив.
Дэвид Шарп
Каждой весной на склонах Эвереста, как с непальской, так и с тибетской стороны вырастают бесчисленные палатки, в которых лелеется одна и та же мечта - взойти на крышу мира. Возможно, из-за пестрого разнообразия палаток, напоминающих гигантские шатры, или из-за того, что с некоторого времени на этой горе происходят аномальные явления, место действия окрестили «Цирк на Эвересте».
Открытие Базового лагеря
Общество с мудрым спокойствием взирало на этот дом клоунов, как на место развлечений, немного волшебное, чуть абсурдное, но безобидное. Эверест стал ареной для цирковых представлений, тут совершаются нелепые и смешные вещи: дети приходят на охоту за скороспелыми рекордами, старики совершают восхождения без посторонней помощи, появляются эксцентричные миллионеры, не видевшие кошек даже на фотографии, на вершину совершают посадку вертолеты… Список бесконечен и не имеет ничего общего с альпинизмом, но много общего с деньгами, которые если и не двигают горами, то делают их ниже. Однако, весной 2006 г. «цирк» превратился в театр ужасов, стирая навсегда образ невинности, который обычно ассоциировался с паломничеством на крышу мира.
Обработка маршрута шерпами
Весной 2006 года на Эвересте погибло десять человек - всего на два трупа меньше, чем в 1996 году с его печально известным рекордом, - и один - на соседней Лхотзе. Весной около сорока альпинистов оставили англичанина Дэвида Шарпа одного умирать посреди северного склона; стоя перед выбором, оказать помощь или продолжить восхождение на вершину, они выбрали второе, так как достичь самой высокой вершины мира для них означало совершить подвиг.
В тот самый день, когда Дэвид Шарп умирал в окружении этой хорошенькой компании и в полном презрении, средства массовой информации всего мира пели дифирамбы Марку Инглису, новозеландскому гиду, который за неимением ног, ампутированных после профессиональной травмы, взобрался на вершину Эвереста на протезах из углеводородного искусственного волокна с закреплёнными на них кошками.
Марк Инглис
Новость, представленная СМИ как суперпоступок, как доказательство того, что мечты могут изменить действительность, скрывала в себе тонны мусора и грязи, так что и сам Инглис стал говорить: никто не помог британцу Дэвиду Шарпу в его страданиях. Американская веб-страница mounteverest.net подхватила новость и начала тянуть за ниточку. На конце ее - история человеческой деградации, которую трудно понять, ужас, который утаили бы, если бы не средства информации, взявшиеся расследовать случившееся.
Дэвид Шарп, поднимавшийся на гору самостоятельно, участвуя в восхождении, организованной фирмой «Азия Треккинг», умер, когда его баллон с кислородом отказал на высоте 8500 метров. Это случилось 16 мая. Шарп не был новичком в горах. В свои 34 года он уже восходил на восьмитысячник Чо- Ойю, проходя наиболее сложные участки без использования перил, что может и не является героическим поступком, но по меньшей мере, показывает его характер. Неожиданно оставшись без кислорода, Шарп сейчас же почувствовал себя плохо и тотчас же рухнул на скалы на высоте 8500 метров посреди северного гребня. Некоторые из тех, кто его опередил, уверяют, что думали, что он отдыхает. Несколько шерпов поинтересовались его состоянием, спрашивали, кто он и с кем путешествовал. Он ответил: «Меня зовут Дэвид Шарп, я здесь вместе с «Азия Треккинг» и просто хочу поспать».
Северный гребень Эвереста.
Новозеландец Марк Инглис, с двумя ампутированными ногами, переступил своими углеводородными протезами через тело Дэвида Шарпа, чтобы достичь вершины; он был один из немногих, кто признал, что Шарпа действительно оставили умирать. «По меньшей мере, наша экспедиция была единственной, которая что-то сделала для него: наши шерпы дали ему кислород. В тот день мимо него прошли около 40 восходителей, и никто ничего не сделал», - заявил он.
Восхождение на Эверест
Первым, кого насторожила смерть Шарпа, был бразилец Витор Негрете, который, кроме того, заявил, что в высокогорном лагере его обокрали. Никаких более подробностей Витор так и не смог сообщить, т. к. через два дня умер. Негрете ступил на вершину с северного гребня без помощи искусственного кислорода, но во время спуска начал чувствовать себя плохо и запросил по радио помощь у своего шерпа, который и помог ему добраться до лагеря № 3. Он умер в своей палатке, возможно, из-за отёка, вызванного пребыванием на высоте.
В противовес общепринятому мнению, большинство людей умирает на Эвересте во время хорошей погоды, а не тогда, когда гора покрывается тучами. Безоблачное небо воодушевляет любого, независимо от его технического снаряжения и физических возможностей, вот тут то его и подстерегают отёки и типичные коллапсы, вызванные высотой. Этой весной крыша мира знала период хорошей погоды, длившийся на протяжении двух недель без ветра и туч, достаточный, чтоб побить рекорд восхождений в это самое время года: 500.
Лагерь после шторма
При худших условиях многие не стали бы подниматься и не погибли бы…
Дэвид Шарп все еще оставался жив, проведя ужасную ночь на высоте 8500 метров. На протяжении этого времени у него была фантасмагорическая компания «мистера жёлтые сапоги», трупа индийского альпиниста, одетого в старые жёлтые пластиковые ботинки «Кофлач», находящегося там годы, лёжа на гребне посреди дороги и всё ещё в положении эмбриона.
Грот, где умер Дэвид Шарп. Из этических соображений тело закрашено белым.
На этом самом склоне насчитывается, по меньшей мере, десять трупов, разбросанных справа и слева. Член одной из экспедиций, ступивших на вершину, сообщает, что шерп Дава из «Арун Трекса» также предложил искусственный кислород Дэвиду Шарпу, хотя последний, без перчаток, уже сильно обморозил руки и лицо. На протяжении часа Дава пытался поставить его на ноги, помочь ему идти, но ему даже не удалось помочь Шарпу удержаться на ногах хотя бы миг. Плача от бессилия, Дава его оставил.
Тем временем некоторые из членов экспедиции «Гимекс», среди них Марк Инглис, вели переговоры по радио с базовым лагерем, прося инструкций относительно Дэвида Шарпа. «С ним ничего не поделаешь, ты же знаешь, на такой высоте и после проведённой там ночи он скорее мёртв, чем жив. Продолжать движение к вершине» - разрешил проблему Рассел Брайс, руководитель экспедиции. Теперь, высокогорные ботинки «Миллет», сверкают вместе с жёлтыми «Кофлачами». В них обуты трупы.
Миф о спасении
Гималаизм традиционно прилагал усилия к тому, чтобы подпитывать всевозможные легенды о том, что Месснер назвал «зоной смерти», местом в стратосфере, где находишься одной ногой в этом мире, а другой - в мире теней. Наше время сделало этот край света и тьмы значительно доступней.
На Эвересте, где, за исключением смехотворного процента альпинистов, все идут с несколькими баллонами кислорода на спине, больше опасности заключается в злоупотреблении маской, чем в самой высоте. Самое опасное, это не нахождение в «зоне смерти», а недооценка реальной высоты, полностью полагаясь на закачанный в баллон кислород. Но когда он подводит, человек передвигается как болид, безудержно и безумно, подвергаясь риску разбиться на первом же повороте. Но если всё идёт хорошо, крыша мира остаётся из-за применения кислородных баллонов, просто пиком в шесть тысяч метров, увешанного перильными веревками, протянутыми до самой вершины.
То, что может служить оправданием для некоторых восьмитысячников, не подходит для Эвереста: если, например, на Канченджанге спасение на высоте 8500 метров представляется задачей, превыше человеческих сил, на Эвересте это не так. Отрицать этот очевидный факт - означает оправдывать умышленное оставление человека без помощи.
Лагерь II. 7700 м.
Дэвид Шарп не должен был умереть. Довольно было бы того, чтобы коммерческие и некоммерческие экспедиции, которые отправлялись на вершину, договорились спасти англичанина. Если этого не произошло, то только потому, что не было ни денег, ни оборудования, в базовом лагере не было никого, кто мог бы предложить шерпам, занимающимся такой работой, хорошую сумму долларов в обмен на жизнь. И, поскольку не было экономического стимула, прибегли к ложному азбучному выражению: «на высоте нужно быть самостоятельным». Если бы этот принцип был верен, на вершину Эвереста не ступали бы старцы, незрячие, люди с различными ампутированными конечностями, совершенно несведущие, больные и прочие представители фауны, которые встречаются у подножия «иконы» Гималаев, прекрасно зная, что то, что не сможет сделать их компетенция и опытность, разрешит их толстая чековая книжка.
Три дня спустя после гибели Дэвида Шарпа руководитель «Peace Project» Джеми Мак Гиннес и десять его шерпов спасли одного из его клиентов, вошедшего в штопор, немного погодя после восхождения на вершину. На это потратили 36 часов, но на импровизированных носилках его эвакуировали с вершины, донеся до базового лагеря. Можно или нельзя спасти умирающего? Он, конечно, немало заплатил, и это спасло ему жизнь. Дэвид Шарп заплатил только за то, чтоб иметь в базовом лагере повара и палатку.
Спасработы на Эвересте.
Несколько дней спустя двух членов одной экспедиции из Кастилии Ла Манчи хватило, чтобы эвакуировать одного полуживого канадца по имени Винс с Северного седла (на высоте 7000 метров) под равнодушными взглядами многих из тех, кто там проходил.
Транспортировка
Немного позднее был один эпизод, который окончательно разрешит споры о том, можно или нет оказывать помощь умирающему на Эвересте. Гид Гарри Кикстра получил задание вести одну группу, в которой среди его клиентов фигурировал Томас Вебер, имевший проблемы со зрением вследствие удаления в прошлом опухоли мозга. В день подъёма на вершину Кикстра, Вебер, пять шерпов и второй клиент, Линкольн Холл, вышли вместе из третьего лагеря ночью при хороших климатических условиях.
Обильно глотая кислород, немного более чем через два часа они наткнулись на труп Дэвида Шарпа, с брезгливостью обошли его и продолжили путь на вершину. Вопреки проблемам со зрением, которые высота должна была бы обострить, Вебер взбирался самостоятельно, используя перила. Всё происходило, как было предусмотрено. Линкольн Холл со своими двумя шерпами продвинулся вперёд, но в это время у Вебера серьёзно ухудшилось зрение. В 50 метрах от вершины Кикстра решил закончить восхождение и направился со своим шерпом и Вебером обратно. Мало - помалу группа стала спускаться с третьей ступени, затем со второй… пока вдруг Вебер, казавшийся обессиленным и потерявший координацию, не бросил панический взгляд на Кикстру и не огорошил его: «Я умираю». И умер, падая ему на руки посреди гребня. Никто не мог его оживить.
Сверх того, Линкольн Холл, возвращаясь с вершины, стал чувствовать себя плохо. Предупреждённый по радио Кикстра, всё ещё находясь в состоянии шока от смерти Вебера, послал одного из своих шерпов навстречу Холлу, но последний рухнул на 8700 метрах и, несмотря на помощь шерпов, на протяжении девяти часов пытавшихся его оживить, не смог подняться. В семь часов они сообщили, что он мёртв. Руководители экспедиции посоветовали шерпам, обеспокоенным начинающейся темнотой, оставить Линкольна Холла и спасать свои жизни, что они и сделали.
Склоны Эвереста
Тем же самым утром, спустя семь часов, гид Дан Мазур, следовавший с клиентами по дороге на вершину, наткнулся на Холла, который, к удивлению, оказался жив. После того как ему дали чай, кислород и лекарства, Холл смог сам поговорить по радио со своей группой на базе. Тотчас же все экспедиции, находившиеся на северной стороне, договорились между собой и выслали отряд из десяти шерпов ему на помощь. Сообща они сняли его с гребня и вернули к жизни.
Обморожение
Он обморозил руки - минимальная потеря в этой ситуации. Так же должны были бы поступить и с Дэвидом Шарпом, но в отличие от Холла (один из наиболее знаменитых гималайцев из Австралии, участник экспедиции, открывшей один из путей на северной стороне Эвереста в 1984 году), у англичанина не было знаменитого имени и группы поддержки. Шерпы, спасшие жизнь Холлу, это: Нима Вангде Шерпа, Пассанг Шерпа, Фурба Рушак Шерпа, Дава Тензинг Шерпа, Дордже Шерпа, Ремба Шерпа, Пемба Нуру Шерпа, Пассанг Гайльцен Шерпа и Лакча Шерпа.
Это не в первый раз
Случай с Шарпом не является новостью, каким бы скандальным это ни казалось. Голландская экспедиция оставила умирать на Южном седле одного индийского альпиниста, оставив его всего в пяти метрах от своей палатки, оставив, когда он ещё что-то шептал и махал рукой. Другая альпинистка умерла на перилах, на северном гребне, упав и сломав ногу. Пока её муж умирал, длбравшись к ней на помощь, она агонизировала три дня подряд на глазах тех, что проходили рядами на вершину. Несколько японцев предпочли пойти в обход, чтобы избежать вида троих индийцев, проводивших ночь на высоте 8600 метров в агонии. Трое несчастных не получили ни воды, ни кислорода, ни слова утешения. Эд Вистурс, покоривший 14 восьмитысячников и 5 раз восходивший на Эверест, считает, что «если имеешь силы достичь вершины, имеешь силы, чтоб спасти кого-нибудь», тем более когда поблизости есть 40 человек.
Смерть на склоне.
На Эвересте шерпы действуют, как прекрасные актёры второго плана в фильме, снятом для прославления актёров без гонорара, молча исполняющих свою роль.
Шерпы на работе
Но шерпы, оказывающие свои услуги за деньги, являются в этом деле главными. Без них нет ни перильных веревок, ни многих восхождений, ни, естественно, спасения. И для того чтобы они оказали помощь, нужно, чтобы им платили деньги: шерпов научили продаваться за деньги, и они используют тариф при любых встречающихся обстоятельствах. Так же как бедный альпинист, который не в состоянии заплатить, шерп сам может оказаться в тяжёлом положении, поэтому по той же причине он является пушечным мясом.
Шерпам тоже тяжело
Положение шерпов очень затруднительно, т. к. они берут на себя в первую очередь риск организовать «спектакль», чтобы даже наименее квалифицированные смогли урвать себе кусок того, за что заплачено. Этой самой весной шерпы Анг Пхиньо Шерпа из агентства IMG, Лакпа Тсери и Дава Темба, сотрудники «Азия Треккинг», погибли во время подготовки прохода на ледопаде Кхумбу для одной американской группы. Испанский альпинист Хесус Кальеха был в базовом лагере и свидетельствует, что «трое шерпов были посланы как раз тогда, когда заканчивался сильный снегопад, что всегда вызывает значительную неустойчивость сераков ледопада. Мы все знали, что нужно подождать два или три дня, пока всё не стабилизируется, чтобы можно было ступить в этот ледовый хаос, но даже в этих условиях американцы послали своих шерпов», - объясняет он. Кальеха организовал в базовом лагере сбор средств в помощь семьям пропавших. Почти все экспедиции жертвовали деньги.
Обморозившийся шерп
В Соединённых Штатах споры о случае Дэвида Шарпа не утихают хотя бы потому, что настал час, когда альпинисты не должны прятаться за своими вершинами, а кроме предрассветной лирики слышать что-то ещё. С этической точки зрения этот вопрос достоин того, чтоб к нему вернуться. Остаётся только подумать, возможно ли юридически покарать тех, кто оставляет на произвол судьбы умирающего. Закон наказывает за отказ от помощи, но получается, что это не распространяется на обжитую вершину Эвереста.
Дэвид Шарп
Образ Дэвида Шарпа останется в сознании тех, кто прошёл мимо него, глядя только на вершину, как будто достигнув её, они достигли бы чего-то большего, чем самого высокого нагромождения скал, снега и льда. У гида Джерри Мак Гиннеса есть превосходное изречение, чтобы взволновать совесть тех, кто проходили и пройдут мимо Шарпа: «Думаю, что желанием Дэвида Шарпа было бы следовать туда, где он умер, провожая ледяным взглядом тех, кто избегает с ним встречи, чтобы идти к вершине, несмотря на то, что лицо его было скрыто под курткой «Бергхаус».
Оскар Гагорса
Хронология одиннадцати потерь.
7 апреля, северный склон Эвереста. Шерп Тук Бахадур Тхапа Масар, 32 лет, умирает в базовом лагере в результате лёгочного отёка.
21 апреля, южный склон Эвереста. Анг Пхиньо Шерпа, из IMG, Лакпа Тсери и Дава Темба, служащие «Азия Треккинг», умирают в ледовом обвале серака на ледопаде Кхумбу.
5 мая, Лхотзе. Чех Павел Кальны разбивается при падении со склонов Лхотзе. На следующий день группа шерпов и чилийский врач помогают ему, но Павел умирает в третьем лагере.
15 мая, северный склон Эвереста. Англичанин Дэвид Шарп, член группы, не сопровождавшийся гидом и помощниками-шерпами, умирает из-за нехватки на высоте кислорода, когда испортились его баллоны. По меньшей мере 40 восходивших видели, как он агонизирует на дороге к вершине, но никто не организовал его спасение.
16 мая, северный склон Эвереста. Швед Томас Олссон умирает на северной стороне во время спуска на лыжах, когда отказывают крепления на глазах своего товарища Тормода Гранхейма. Его тело было найдено одним шерпом на высоте 6700 метров.
18 мая, северный склон Эвереста. Товарищ Дэвида Шарпа по экспедиции бразилец Витор Негрете умирает в третьем лагере в результате отёка, после того как он взошел на вершину без искусственного кислорода. Негрете был первым, кто объявил о смерти Шарпа.
20 - 21 мая, северный склон Эвереста. Французский альпинист Жак- Юг Летранж умирает во время спуска.
22 мая, северный склон Эвереста. Русский Игорь Плюшкин, 54 года, умирает из-за осложнений, связанных с пребыванием на высоте в 7800 метров.
5 мая, северный склон Эвереста. Томас Вебер, 41 год, теряет сознание и умирает на высоте 8700 метров.
Хронология восхождений и смертей на Эвересте с 1922 по 1996 годы
203
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Его бы на главную ленту сайта. А комментарии и правда отключить. Может администрация сможет ?
p.s. а мне пятилетнюю программу ? :)
К сожалению, администрация говорит, что не может отключать комментарии и "спасибо", я об этом просил...
А программа проста - Безенги (школа, техника). Лед, снег, пятитысячник. Эльбрус зимой.(Чтобы понять, что такое холодно) Ленина (Корженевы)(чтобы почувствовать высоту). Хан (высота, погода). Чо-Ойю (8000). Северное седло (состояние на Эвересте из Тибета, привыкнуть к Горе) , а там уж и... Но это для тех, у кого будут и гиды, и шерпы, и вся инфраструктура и кислорода в избытке.
Честно говоря Том, Вы меня потрясли!
Ведь совершенно ясно, откуда берутся предпосылки для создания описаных Вами трагедий, и тем не мение Вы сами запускаете эту "мельницу" Ленина... Хан... Чо-Ойу... ...
Чем она отличается от "мельницы" Кибо... Аконкагуа... Ленина... Чо-Ойу... Эверест...?
Кислород, перила... дорога в ловушку.
Удручает...
Высоту надо набирать постепенно, и чем быстрее ты поймешь свой высотный барьер - тем лучше. для всех. кислород - это да, это зло. лично для себя я этот вопрос какое-то время назад окончательно закрыл. безотносительно чего либо - просто если вдруг когда-нибудь дорасту до попытки Эвереста ...
P.S. помню мой разговор с шерпом Сандуком (Эверест - 2 раза, всего 4 экспедиции, Чо-Ойю - 1 раз) - "А какая у тебя первая гора была ?" - Эверест. - Что самое сложное на Эвересте ? - Холод. Адский холод. Все остальное - мелочи.
такие вот они - шерпы :)))
Я считаю, что на Эверест меня затащить можно, но когда подумаю, что я там буду просто куклой,
и не смогу никому протянуть руку помощи, всякое желание думать об этой горе отпадает.
Поэтому, в треки господа, в треки, на Калапатар, Гокьо, Тзеро Ри и прочие красивые места, их и без Эвереста вполне достаточно на шарике.
1)тренироваться так,как тренировался Вадимир Балыбердин и участники советской
экспедиции на Канченджангу - методами циклических видов спорта;
2) обучаться пользоваться киcлородной аппаратурой так,как это
делали Сергей Бершов и Михаил Туркевич;
3)не брать в связку жирных партнеров-они не подготовлены,и на маршруте потеряют
рюкзак со саряжением,Вам придется отдать им свой кислород,Вы вместе подниметесь
на Вершину,но умрете на спуске,если к Вам не придут на помощь друзья.
Успеха Вам!
Вы должны:
4) ПОЛНОСТЬЮ акклиматизироваться (гемоглобин 16,0-17,0) в горах ли, в барокамере или нормобарически, и хорошо отдохнуть перед выходом из АВС на штурм Вершины;
5)стартовать при установившеся хорошей погоде и стараться пройти маршрут за 1 - 2 дня:вероятность сохранения погоды будет высока.
Хорошей Вам погоды!
В.М.
спасибо! если бы таких людей, как Вы было больше.... может многое было бы подругому.....
Из собственного опыта восхождений на семитысячники и даже разносезонных восхождений на Эльбрус, Казбек сделал вывод, что на Высоте действуют свои законы. И решающую роль играют там не "толстые чековые книжки", ни упование на "собственную самостоятельность", а только чисто человеческая ответсвенность и за себя и за тех, кто рядом с тобой. И примеров этому достаточно у каждого, кто прошел сложные маршруты.
(насколько я понимаю, он составлен по материалам ИХ экстремальных журналов, ничего, пишут-не боятся что популярность упадет...)
- коммерческой выгоды я лично не получаю
- материал "старый"
- я указал источник и авторов
Кроме того, ни один испанец не читает сайты на русском языке.
Если "экстремальные журналы" (а их-то всего, вроде аж 4 во всем СНГ) хотят опубликовать эту статью, редакции надо получить разрешение у CAMPO BASE. За перевод я ничего не потребую:-)) Телефоны и адрес редакции могу подсказать.
ПС Виталий, вот навеяло , была такая книга Р Пристли "антарктическая одиссея", не про альпинизм, а про полярников- во время экспедиции Скотта у англичан еще была северная партия, возглавляемая Кемпбеллом. Их забросили на островок возле самого берега Антарктиды на 2 недели пособирать геологические образцы. А забрать не смогли. И вот эти 6 человек смогли перезимовать с минимумом продовольствия, в летней полярной одежде , да еще и САМИ пришли в базовый лагерь километров за 300 , и принесли с собой все геологические образцы. Все остались живы, и слегка свихнулся только один. Книга меня в свое время очень впечатлила, даже не силий духа, а тем, как это все делалось- довольно буднично и даже утилитарно. Может, ее стоит включить в список литературы?
(Фото Петра Рыкалова)
Том, объясни своим ребятам, что на свете много красивых и чистых вершин.
Кто в жизни (в горах) хоть чего-то понял - в пояснениях к этой статье не нуждается.
Так что - без комментариев. Разводить базар по данному случаю считаю неуместным, чего и другим желаю.
спорное высказывание
То что не спасают, думаю, что от того, что они не альпинисты. У них нет альпинистского мировозрения. Просто они купили белеты на аттракцион.
Думаю вся путаница в отождествлении спортивных альпинистов (Мейснер) и коммерческих альпинистских клиентов (браток Вася). Разные миры.
Жалко конечно, что Эверест отдан на откуп чайникам, и "настоящим" не протолкнуться сквозь очереди на перилах, но есть ли смысл лезть в эту кашу? Отступи влево-вправо и испытывай свою силу духа в поединке "один на один". По моему в этом смысл альпинизма?
"Чайников" не осуждаю. Они должны лезть, а иначе зачем им столько денег?
"Пусть лучше уж так, чем от водки и от простуд".
Считаю, что все миллионеры должны туда сходить. И даже удивляюсь: "Как это? Иметь столько денег и не сходить?" Пусть тащат за собой команду спасателей. Глядишь кто-то получит работу, и в таком виде поимеет возможность свидания с Горой.
:-)
есть очень простой взгляд на проблему. один вопрос: что такое "готовность альпиниста к той или иной вершине"? если я считаю, что готов забраться на Эльбрус, то я автоматически подразумеваю, что я готов и сам бороться за свою жизнь до последнего издоха и оказывать помощь пострадальцам, даже если заплачу за это своим собственным восхождением. а что в этом высказывании изменится, если вместо слова "Эльбрус" будет стоять слово "Эверест"? - изменятся обязанности альпинистов? перепишется кодекс этики какого-то конкретного альп.клуба?
"неоказание помощи" - вопрос даже не в этом... мне кажется, что я был бы очень горд, приехав домой, с чистой совестью сказать: "ребята! хоть я и не постоял на вершине, но я спас жизнь человеку (людям) на высоте 8.700 (например)!!!".
и вопрос не в том, сколько раз я до конца своей жизни буду получать звонки, смс, почту с одним и тем же вопросом - как я мог пройти мимо? - а в том, что на этот вопрос я буду отвечать себе перед зеркалом, перед сном, перед Богом до конца своих дней...
ПС (версия): "как ты мог пройти мимо?" - "да ты не понимаешь, о чём говоришь! я несколько лет собирал деньги на это восхождение!". а в комментах выше ещё звучала такая мысль, что обсуждать ситуацию берутся те, кто не бывали выше Эльбруса... - наверное, это слова человека, который не попадал на Эльбрусе в "зону смерти" - маленькую такую, локальную...
ребята, у каждого свой "вертикальный предел". и если мы будем общаться категориями типа: "а ты учавствовал в реальных боевых действиях? нет? - ну так с тобой не о чем разговаривать! твоё мнение изначально неверно!" - так нельзя, поверьте - и в реальном бою вас осудят за неоказание помощи...
ППС. это не приглашение поспорить - только ещё одно субъективное мнение. ИМХО. есть материал - есть право читателя на собственное мнение.
Идёт ручеёк альпинистов на Эверест, все - люди как люди, с лейбами Мармота, Кемпа, Моторолы, и прочих... И вот среди них выделяется один восходитель с крупными надписями на груди и на спине:
Я ЗДЕСЬ ДЛЯ ВОСХОЖДЕНИЯ, А НЕ ДЛЯ ПОМОЩИ ДРУГИМ
думаю, что все сторонились бы этого человека, а кто-то даже посчитал бы его дурной приметой на Горе, но это был бы честный поступок с его стороны - зачем дарить людям ЛЖЕ-надежду (я думаю, что не обсуждается тот факт, что каждый из нас будет надеяться до последнего вдоха на себе подобных, мы даже на дельфина будем смотреть с надеждой посреди моря - на существо, интеллект которого не превышает мышиный по мнению большинства учёных в мире...).
Перечитал и подумал, что даже умирая я всё-таки надеялся бы на такого парня с такой надписью на спине и на груди шептал бы из последних сил: "ведь ты - человек..."
Единственное "но" - сослагательное наклонение...
А хочется ясно прочитать - " Я, Квадрат, совершая восхождение в таком-то году на восьмитысячник Х, на высоте 8700 метров, увидел лежащего в снегу страдальца Y и, прервав восхождение и взвалив его на плечи, стащил в Базовый лагерь". Вот тогда, как говорят нынче - респект и уважуха. А так - мечты и предположения.
А таблички от отказа от спасработ, кстати, реально были. Выберу время, покажу.
Да и на горнолыжных склонах сейчас полно табличек- "Поедешь за ограждение, спасать тебя никто не будет." И не спасают, на РИСКЕ об этом много писано.
2. наклонение сослагательное, иначе пока быть не может - к сожалению, абсолютное большинство пройдёт мимо.
3. то, что Вы написали от моего лица - недалеко от истины, хоть и не имело отношения непосредственно к Эвересту, но я думал, что личности авторов комментариев не обсуждаются... а "мечты и предположения" - формулировка для фантастов.
4. таблички немного помогают, но мы говорим не о профессиональных спасателях в зоне их непосредственной компетенции.
5. лень сидеть-писать (уже 2 месяца не могу о лавине дописать статейку - тяжело на душе...), я бы Вам рассказал, как несколько лет назад на Говерле (о, Господи! всего лишь на Говерле!, которую мы втихаря называем "детской горой") самодеятельная, без проводника, московская группа туристов, отлично экипированная и со сноубордами, посреди белого дня (погода ещё была терпимой!) бросила замерзать 50-летнего мужичка со сломанной ногой, пообещав ему, что "кого-нибудь" поставят в известность, особенно спасателей :-))))) и каким же было их удивление, когда через сутки они узнали, что мужичка в тот же день, но значительно позже (в условиях почти нулевой видимости и в свежем снегу-пухляке "по грудь"), снесла на палатке другая группа, обыкновенных туристов-студентов, у которых не было даже палок и снегоступов... и никаких сигналов к спасателям за сутки не поступало!
Ребята! Речь в статье вовсе не об Эвересте, а о людях... Кому-то хотелось бы, чтобы Эверест (и прочие великие Вершины) проводили границу между "оправдано" и "НЕоправдано", но этого никогда не будет... (не будет также, как если бы, отступая, мы проходили мимо раненого бойца из другой роты, имени которого мы не знаем... УВЫ).
И с этими словами согласен на 100% - Эд Вистурс, покоривший 14 восьмитысячников и 5 раз восходивший на Эверест, считает, что «если имеешь силы достичь вершины, имеешь силы, чтоб спасти кого-нибудь», тем более когда поблизости есть 40 человек.
Больно, но теряем лицо... человеческое лицо...
Это из книги Д.Олсена "Восхождение в ад".
И зачем смешивать в одну кучу нормальные человеческие чувства и политику? - если когда-то "миллионы сидели в лагерях", так давайте сегодня бросать на склонах гор всех, кто нуждается в помощи только потому, что мы можем утратить шанс постоять на самой большой куче камня в мире!
Главный тезис - "Почему надо организовывать спасработы и рисковать жизнями людей, ради тех, кто сознательно рискует своими"...
Рассказ здесь, но из фильма я узнал много нового, рекомендую найти и посмотреть.
Для тех, кто идёт вниз, поделиться кислородом - чревато потерей собственной жизни.
Для тех, кто идёт вверх, поделиться кислородом - означает всего лишь не постоять на самой высокой куче камней.
Есть и масса других моментов, но выше была правильная цитата (не моя) - 40 опытных человек могли придумать, как помочь одному. Просто никто над этим не думал...
Или не был в состоянии думать...
-Думаю, в большинстве своём не в состоянии оказать первую медецинскую помощь даже себе.
Полностью интервьюздесь
Альпинисты, которые оставили Дэвида Шарпа погибать, утверждают, что ему не хватило опыта, что у него было дешевое снаряжение и спасти его было невозможно. Как ты относишься к таким высказываниям? Вы обсуждали этот момент с ребятами из группы?
- Нам было известно, что Дэвид погиб, но подробностей мы не знали. Все прояснилось только тогда, когда мы вернулись. Об этом много писали, но мы никак не могли понять, почему история вызвала такой резонанс.
Мы разобрались, в чем дело, только тогда, когда 40 альпинистов обвинили в том, что они прошли мимо Дэвида. Я полагаю, они раскритиковали снаряжение Дэвида, чтобы подчеркнуть, что он сам был в ответе за свою жизнь.
Не помню, чтобы они называли его неопытным. Несложно представить, в каком ужасном состоянии был Дэвид. Уверен, для Инглиса все это было как страшный сон. Им пришлось принимать невероятно сложное решение: они должны были определить, выживет ли Дэвид.
Я выделил для себя два аспекта в этой истории. В первую очередь я считаю, что неразумно лезть на гору, руководствуясь принципом "была не была". Нужно сначала хорошенько подумать. Ведь если человек карабкается к вершине до потери пульса, он создает проблемы не только себе, но и другим альпинистам. Сам Дэвид Шарп сказал однажды: "Ты не один на горе". С одной стороны, он имел в виду, что помощь всегда рядом. С другой стороны, он говорил еще и о том, что поступки одного человека могут изменить жизнь других людей.
Не нужно лезть на гору, если твои физические данные тебе этого не позволяют. Не надо рассчитывать на то, что будут толпы желающих тебя спасти. Конечно, горы - это всегда большой риск. Всякое может случиться…
Во-вторых, я считаю, что нужно делать все возможное для спасения людей. Я не думаю, что когда-нибудь произойдет история, похожая на историю Дэвида Шарпа. Случись что-нибудь подобное, я уверен, люди наймут сотни шерпов, чтобы те оказали помощь. Говоря о деле Шарпа, я могу только строить предположения - меня там не было. Те, кто там был, решили, что Дэвида не спасти. Но если честно, сообщения о том, что Шарп просил о помощи, меня коробят. Одно я знаю точно - все это очень трагично.
А для тех, кто считает, что дело было в "зоне смерти", а в другом месте ему оказали бы помощь, я приведу пример:
В 2008 году во время восхождения на Монблан я получил небольшую травму позвоночника и меня вертолетом от хижины доставили в больницу. Но до хижины после травмы я спускался 5-6 часов. Это был август месяц и меня толпами обгоняли восходители из разных стран. По пути я прошел мимо 2-х палаточных лагерей из Германии и Польши (специально для ivan-s: это были спортсмены-альпинисты). Разумеется, я ковылял и регулярно останавливался от боли. Но за все время спуска только один пожилой человек спросил меня, нужна ли мне помощь, он же сообщил спасателям, что нужен вертолет. Монблан намного ниже Эвереста и не входит в "зону смерти".
Не подумайте, что раньше и "сахар был слаще", но когда в 1980 году я спускал с Эльбруса товарища, подвернувшего ногу, желающих оказать помощь было значительно больше.