Как я ходил на Аккем с двумя мастерами спорта СССР

Пишет Михаил Курдюмов, 19.08.2024 10:26

Участники похода:

Иванов Юрий Константинович – МСМК – мастер спорта международного класса по туризму. Десять удачных восхождений на Белуху, более 200 походов 6 категории сложности и т.д. и т.п. Про него можно написать отдельную книгу.

Тищенко Мария Владимировна – МС – мастер спорта по гребле на байдарках 1975 год. Призёр полиатлона Алтайского края. С высокой энергетикой и радостным ощущением мира.

Я – Михаил Курдюмов.

В 1990 г приехал на Алтай, сходил по плановому маршруту 347 по Сумультинскому хребту. Осенью поступил на курсы инструкторов. В 1991 г сходил первый раз на Аккем, инструкторский поход в январе на лыжах. Водил нас Сергей Платонов, инструктор контрольно-спасательной службы по кличке «Змей». Поработал на турбазе «Золотое озеро» (Телецкое оз.), турбазе «Алтай» под Бийском (занавес советского туризма). В 1994 г в январе, впервые, сам сводил группу на Аккем (в этом году был юбилей – 30 лет как я вожу на Аккем).

Время – с 5 по 10 марта 2024 года.

Место: Тюнгур – пер.Кузуяк – река Аккем – озеро Аккем – радиальный выход в сторону ледника (до часовни Архангела Михаила) – радиальный выход в Ярлу – река Аккем – пер.Кузуяк - Тюнгур

Зима 2023-24 годов выдалась многоснежная и с резкими перепадами температуры. Но в марте снегоходка уже есть, по ней возят туристов. В начале февраля организовал снегоходный тур с четырьмя туристами, и нас свозили на Аккем на снегоходах. Валера – спец по ремонту техники из Тюнгура и Андрей – спец по ремонту человеческих тел – хирург. Экскурсия была всего один день, 3,5 часа поднимались до Аккема и 3 часа спускались в Тюнгур. В Тюнгуре переночевали в гостинице со всеми удобствами «Клуб-Алтай».

Февраль, Клуб-Алтай

Почему то туристы любят говорить: – Идём на Белуху. Мне кажется, вернее сказать «к подножию Белухи, на Аккем».

Утром выехали из Усть-Коксы и по дороге, полностью покрытой снегом и большими сугробами по краям доехали до с.Кучерла (Кодюрлу – солонец в горах) – последней деревне по дороге на Аккем. Снега много, подвезли недалеко и встали на лыжи, не доходя урочища Озеро. Говорят, что в 19 веке здесь было небольшое озеро. Начинается подъём на перевал Кузуяк (Куш айяк – ножка птички) 1516 м высотой. Летом здесь тракторная дорога и Валера из Тюнгура возит туристов на ГАЗ-66. А раньше, при СССР, возил доярок на ферму. В советские времена за перевалом стоял дойный гурт. На перевале делаем обед: чай с красным корнем из термоса и сало с чёрным хлебом – лучшая еда в зимнем походе. В декабре 2014 г ходили вдвоём с парнем из серьёзных структур, взяли сало, хлеб и травяной чай в термосе. Дни были самыми короткими, погода оказалась хорошей, ходили через Каратюрек, и как то всё удачно сложилось. Инструктор важен в походе, но… – очень много зависит от туристов.

пер.Каратюрек, 2014, декабрь

Спускаемся вниз к избушке чабанов. Заранее договорился со знакомыми из Кучерлы: Валера, Марат, Денис – большое спасибо (быйан болзын) за приют. Утром выходим на речку, длинный переход до озера Аккем. День солнечный и насыщенный встречами. Всё больше снегоходчиков узнают про дорогу, гоняют туда-сюда. Даже не вспомню, сколько мы их встретили. Пора уже светофор ставить.

Избушка чабанов

Идём на лыжах, хотя дорога укатана так, что можно идти пешком. Но у нас план – скатиться сверху. И пусть сейчас временами лыжи приходиться нести, но греет мысль – обратно с ветерком. Первый раз я спускался по реке в 2007 году – см здесь. Потом много раз ходили с женой см здесь. Приходилось тропить по очереди. Но опять же было классно катить по своей лыжне вниз. Потом турбаза «Высотник» начала делать дорогу по реке Аккем и подниматься стало ещё проще. (Немного о жене – участник горно-лыжного похода 5-й категории сложности (Северо-Чуйский – Катунский хребты) 1999 г, в 2000 г в составе группы под руководством Иванова Ю.К. (да, того самого) взошла на Белуху).

В одном месте, в реке, лежат ножки, всё, что осталось от марала. Волки загнали его в полынью и там съели.

Ноги маралёнка

В феврале 2020 г , прямо перед «бананофикусом» сводил 13 мужиков по снегоходке. Все шли пешком, большинство в сапогах, а некоторые даже в ботинках.

Был в каждом месяце на Аккеме, но считаю что начало марта по реке – лучшее время и лучший маршрут.

Одно из интересных мест – ущелье. Аккем здесь сдавлен скалами с двух сторон. Можно только воображать, что тут творится в начале лета. Как-то в августе 2009 года я познакомился со сплавщиками, увидел ребят с катамаранами на берегу Аккема и был так удивлён, специально подошёл и расспросил. Да, действительно сплавились от курумов по Аккему – первопроход Аккема. Именно эти ребята видели ущелье летом. К сожалению контакты потерялись, по моему они были из Перми. Сам раньше сплавлялся (Утулик-Снежная на Байкале мой пик) и представляю, что это – первопроход по Аккему.

2009 перевопроход р.Аккем

Выход из ущелья

Ущелье р.Аккем

Перед впадением р.Текелю нас догнали на снегоходах. Константин – горный гид, со знакомыми из Павловска довезли нас до бочек МЧС. Заночевали в первой бочке. Когда то в 1984 году их забросили на Аккем. Пожилые мужики из Кучерлы рассказывали, как их вёз на подвеске МИ-10, грохот был большой. К сожалению денег на ремонт бочек у МЧС не хватает, печка дымила и мы решили перебраться на метеостанцию. Когда то была хорошая идея создания на Аккеме альплагеря на базе МЧС, но что-то не срослось.

Снегоходчики

Бочки МЧС

На следующий день сходили к часовне Архангела Михаила. Это уже вторая часовня. Первую построили в 2006 году, а в 2020 в ночь с 12 на 13 июня её поджёг сатанист Серёга. «Мама мы все тяжело больны, мама мы все сошли с ума» пел Цой. Да, виделся с ним несколько раз до поджога. Цой прав, степень у всех разная, к сожалению, бывают и с тяжёлой степенью.

В часовне

2020 г пожар в часовне

В первой часовне была книга Памяти, там были фото и списки людей отдавших жизнь горам. Кто то погиб в горах, кто то в большом городе, но, как сказал Юрий Константинович: - Их души здесь, в горах. Хоть они и не были религиозными людьми, туристы, знакомые и не знакомые, могут почтить их память, вспомнить о них. Когда то я сфотографировал книгу Памяти, и после пожара напечатал и принёс листы в новую часовню. Некоторых из них я знал лично, и горжусь, что был знаком с Костей Винниковым, Андреем (Французом) Ерёминым, Валерой Скапенко, Сергеем Платоновым (Змеем), Николаем Шадриным, Тигрием Дулькейтом, Сергеем Васильевым, Шурой Китрис, Медведевым Валерой …

Книга Памяти

С 1991 года хожу на Аккем. За это время мало что поменялось здесь с точки зрения человека. Практически ничего. Добавился верхний лагерь Высотника – но он в 30 мин ниже от озера. Появился домик пограничников – но он не заметен. Но для природы произошли изменения. Если в 93 году в Акойюке на полянке рос курильский чай, то теперь его там нет, поляна вытоптана. Раньше в ручьях около поляны Акойюка водились маленькие красные рачки – бокоплавы – индикатор чистоты воды, то теперь я их не вижу уже давно. Ледник отступает всё дальше. Как рассказывают спасатели – в 90-х под ледником была пещера, потом она обрушилась. В 2015-18 годах грот появился опять. В 1997 году сын начальника Аккемского отряда Шуры Китриса – Сергей, измерял Аккемский ледник. За год он отступил на 4,77 метра. Сергей Копытин (МЧС горно-Алтайска) в 2018 году участвовал в советско-швейцарской экспедиции в седло Белухи, брали керн льда по программе «Ice memory» см видео. По рассказам Шуры Китриса были экспедиции швейцарцев и японцев в 2000-2001 годах. О программе «Ice memory» на леднике Белухи см здесь: 1-я статья 2-я статья 3-я статья (к сожалению публикацию об экспедиции 2018 г убрали).

После второй ночёвки на метео сходили в Ярлу. Там последователи мистического учения Рикла построили «каменный город». В центре, по легенде – камень, исполняющий желания. Вспоминается фантастический рассказ Еремея Парнова «Проснись в Фамагусте», как в Тибете, несколько человек, пробивались в долину Лха-Ла где тоже исполняются желания. Хочется людям исполнения желаний. «…Иногда мне начинает казаться, что счастье — только в погоне за счастьем» Алексей Толстой «Гиперболоид инженера Гарина». Как то лет 10 назад нашёл здесь бумажки с текстом. По легенде в 80-х годах жил мужик, ходил в этих местах. А потом в Ярлу на этом камне у него произошло озарение, он что то понял. Позже его последователи создали стену из камней, внутри сделали пирамиды из камней и самые рьяные (а обычно это женщины в возрасте) начали охранять это место и читать правила поведения. Так обычно делают набожные старушки в церквях. Моему знакомому коноводу из Тюнгура грозили за то, что он проехал мимо на коне. Туристы называют этот камень – камень Рериха, из-за знака – три точки в круге. Хотя сам Рерих говорил, что он взял его из далёкой старины. Житель Тюнгура рассказывал мне, что видел плиту с древними рисунками и таким знаком в лесу, вниз по Катуни от Тюнгура.

Ярлу

На метео встретились с двумя альпинистами: Андреем из Красноярска и Дмитрием из Уфы. Они ходили до разрешённого перевала ББС – Большое Берельское седло, брали пропуск в пяти километровую зону вдоль границы с Казахстаном. К сожалению дальше проход закрыт. Теперь надо брать пропуск на Томские стоянки. Когда то ходил туда чуть ли не по два раза за летний сезон, пару раз был там зимой и один раз весной – в мае. Один раз с туристами в 1996 г сходили туда и обратно с Аккема за день, как раз там проходили соревнования России в ледовом классе. День был тёплый, солнечный, один турист был в плавках, а я в трико и в майке с коротким рукавом. На Томских стоянках сидели мужики в пуховках и косо на нас смотрели. Просто у них была холодовая усталость, а мы к вечеру опять были на зелёнке, на высоте 2005 м над уровнем моря, на озере Аккем, где ягоды жимолости, и кедры вокруг. Теперь простой выход на вершину – по 2Б через перевал Белухинский закрыт (минус – лавиноопасен) и по 3А по подушкам (минус – надо знать путь). Для восхождения открыта 4А через вершину Делоне. Андрей как раз и водит коммерческие группы по 4А. Но по рассказам – там ужас. Сбросы в обе стороны по 300-500 м. Именно на этом маршруте Юрий Константиновича Иванов, шёл в связке с молодым альпинистом и он «сдёрнул» его, погиб сам, и Юрий Константинович получил травмы (рассказ на видео см.) . Смогут ли договориться политики? Открыть Белуху для совместных восхождений? Можно было бы проводить альпиниады, совместные тур походы и это способствовало бы объединению людей, которые совсем недавно были одним народом.

2 мастера спорта СССР и 2 альпиниста

Переночевали ещё одну ночь на метео. Большая благодарность Владимиру и Дмитрию. К сожалению, Росгидромет тоже не торопится обустроить жизнь работникам труднодоступных станций. Такое ощущение, что делается всё возможное, чтобы люди сюда не приезжали на работу. Низкая зарплата (каждый может узнать её, позвонив в Росгидромет Горно-Алтайска с предложением устроиться на работу), тяжёлые бытовые условия, которые не решаются годами. Поэтому здесь постоянная текучка кадров. Росгидромет – Вам нужна метеостанция на Аккеме?

Метеостанция

Утром встали на лыжи и покатили вниз по снегоходке. Решили не торопиться и заночевать опять в избушке чабанов перед перевалом. Ночью в горах при хорошей погоде люблю выйти на улицу. «Открылась бездна звёзд полна, Звездам числа нет, бездне – дна». Млечный путь, W Кассиопеи, пояс Ориона. Яркая звёздочка – похоже это Юпитер. Помнить бы постоянно, что как в мульте про Смешариков: «Где мы?» «Всё на том же куске скалы, который несётся с бешенной скоростью в безвоздушном пространстве». Мы вращаемся на планете, которая летит вокруг Солнца, которое со всеми планетами летит вокруг центра Млечного пути, который сам летит навстречу Андромеде. А куда летит это ВСЁ? К Великому Аттрактору?

Уходили – была зима, а когда вернулись в Тюнгур – везде лужи. Снег по дороге растаял, открылся асфальт. Вернулись в весну.

При СССР больше людей ходили в походы. И были они тогда добрее, и понимали друг друга лучше. К сожалению, современный туризм скатился до коммерции. Современный турист хочет за меньшее время увидеть больше. Но на скорости исчезают детали, а вся жизнь и состоит из этих мелочей.

Человек бежит по жизни, не жалея ног.

Дом – работа, дом – работа, отбывая срок.

Выходные – передышка, отпуск, как привал.

Старость, пенсия, одышка, ты сюда бежал?

Ты для этого родился? И за этим жил?

Счастья ждал, мечтал, учился, верил и любил?

Если нет, тогда, пожалуй, свой замедли бег.

И начни свой путь с начала – новый человек.

Оксана Аистова

Приезжают в горный Алтай люди в поисках каких то чудес, Шамбалы, шаманов… Придумал я как то такую шутку: турист – «Я хочу за 2 дня увидеть двух шаманов, побывать в Шамбале и получить три просветления-озарения». Лучше отбросить стереотипы о зелёных человечках, просветлённых учителях/гуру, НЛО, и «местах силы» и приехать на Алтай с чистой головой. Возможно, тогда и получится увидеть, что Алтай – это и есть то чудо. Чистый аржан-родник, удивительная форма скалы на фоне голубого неба, кедровый лес с запахами и шумом ветра в кронах – вот она, Шамбала. Встречный мужик на коне – учитель/гуру. А шаман – это обычный человек, который имеет связь с духами природы. Дверь открыта.

ещё фото с похода

Андрей с Дмитрием идут вечером с Томских стоянок

Мария Владимировна

Юрий (МСМК) и Мария (МС) СССР

Как я ходил на Аккем с двумя мастерами спорта СССР (Туризм)

Рассказы мастера (вечер в бочке)