На полях юбилейной Вертикали
В Москве завершился 25-й кинофестиваль ВЕРТИКАЛЬ. Старейший российский фестиваль горных и приключенческих фильмов проходил в сложной геополитической обстановке, что отразилось на конкурсной программе — практически не было фильмов из ныне недружественных стран, как правило боровшихся за самые высокие места в номинациях.
Гран-при
В битве за Гран-при фестиваля сошлись занявший два десятка первых мест на зарубежных фестивалях «Преодолевая пределы» Пабло Аулиты (Аргентина-Мексика-Испания) и «Антарктида. Станция Восток: в преддверии будущего» Антона Мельника из Московской области. С перевесом в один голос победил российский фильм и на мой взгляд вполне заслуженно. Фильм Пабло Ауэлиты про инвалида, решившего самостоятельно подняться на горный перевал — качественный, дорогой, очень политкорректный — изначально снятый и заточенный на победы на фестивалях. При этом очень типичный и стандартный. Здорово, что инвалид, хоть и по дороге, но смог самостоятельно заехать на инвалидной коляске на перевал. Это важно, это раздвигает границы возможного для людей с ограниченными возможностями, но сам фильм смотрится скучновато и предсказуемо.
Кадр из фильма «Антарктида. Станция Восток: в преддверии будущего»
Из российского фильма узнал много нового о строительстве новой российской станции «Восток», значительно повышающей комфорт полярников. А то старая, если опираться на видеоряд фильма — больше похожа на ночлежку для людей без определенного места жительства. Проживание в которой действительно подвиг, выходить в мороз -80 снимать показания приборов — еще больший, но непонятно, зачем эти усилия, когда на дворе давно 21-й век, широко используется телеметрия и интернет вещей. Неужели показания датчиков нельзя снять удаленно?
Сам фильм очень профессиональный, сразу видна рука мастера снявшего художественный фильм «Территория», еще не так давно с успехом шедшего в широком прокате. Солнечные пейзажи Антарктиды завораживают и вызывают желание посетить этот удаленный район планеты.
Горные фильмы
Сильно ударила геополитика по горной номинации — ни одного зарубежного фильма в конкурсной программе. Российские же выглядели неоднозначно. «Поход 16 звезд» Анатолия Михайлова — посмотрел с удовольствием. Приятный, вызывающий ностальгию, но все-же больше любительский. Профессиональный «Чечня и мир» — интересный, сложный, спорный, но не горный. К пешеходному туризму отнес бы фильм «Большой круг» Андрея Бузмакова, съемки с дрона которого в одиночном походе впечатляют.
Кадр из фильма «Эльбрус. Буйные есть»
Горным профессиональным относится только «Эльбрус. Буйные есть» Аркадия Усачева — ставший победителем в номинации. Но фильм очень затянут — его надо бы сократить раза в три.Плюс фильма — отличная операторская работа — приятно любоваться знакомыми панорамами, снятыми в высоком качестве.
Игровые фильмы
Много споров вызвала номинация игровые фильмы. Мнения жюри разделились, победил французский фильм «Море» Елены Суриной, но непонятно, какой этот действительно профессионально снятый фильм имеет к горным и приключенческим фильмам. Если на следующий год пришлют «Игру престолов» — давать победу им? «По протоптанным тропам» Влалистава Емелина (диплом за лучшую игру актера первого плана) пусть и не так качественно снят, зато поднимает философские вопросы взаимоотношения отцов и детей, передачи опыта следующим поколениям людей, отправляющихся в походы.
Природа и приключения
Не вызвал вопросов победитель в номинации «Дикая природа» — пришедший в последний момент фильм «Озеро Маныч-Гудило. Царство пернатых» Родиона Бучукури. Отличная картинка, хороший текст и последовательный рассказ о жизни пеликанов с помощью видеоряда. Ничем не уступает лучшим фильмам о дикой природе National Geographic и BBC,догадываюсь, при значительно более скромном бюджете. Конкурирующий с ним психоделический фильм «Сотворение» Ярослава Булавина получил приз лучшего оператора — даже трудно представить, как проходили съемки большинства кадров этого странного фильма.
Кадр из фильма «Озеро Маныч-Гудило. Царство пернатых»
В номинации приключенческие фильмы победил «Волок. Сны о дороге» Сергея Карандашева о походе на 3500 км от Вологды до Салехарда по древним волокам Руси.
Хотя и здесь мнения жюри разделились. Основную конкуренцию победителю составил фильм «Жизнь зарождается в море» Александра Ильина (приз за лучшую режиссуру) — о кругосветке на больших парусниках российских курсантов.
Политически правильный «Дорогой дружбы народов» Максима Кузнецова — снят отлично, но немного отдает официозом. Хотя тема сохранения дружбы России с азиатскими республиками с постсоветского пространства — крайне важная и современная. А такие фильмы вносят в нее вклад, напоминая о страницах совместной борьбы с фашистами.
Иранский фильм «Демавенд» режиссера Али Заре, рассказывающий об экспедиции вулканологов на Демавенд — скорее научно-познавательный, а не приключенческий. Хотя на знакомые пейзажи самого высокого вулкана Азии посмотреть было приятно.
Любительская номинациях
Традиционно серьезная борьба шла в любительской номинации. Уровень фильмов значительно вырос, стандартом стали съемки с дрона и часто любительский фильм трудно отличить от профессионального. Заслуженно победил «Под крылом северного ветра» Павла Минаева о кайтинг-походе по Ямалу. Отличная картинка, реальные приключения практически в режиме онлайн, интересный маршрут. Среди замечаний — затянутость некоторых сцен, например, телефонных разговоров с родными. Но этим грешат многие любительские фильмы.
Кадр из фильма «Под крылом северного ветра»
Получил свои голоса жюри фильм «У истоков последней реки» Сергея Шинкарева из Сочи, рассказывающий об экспедиции к истокам Лены. Недостаток — непонятно, зачем с ними ехали и что изучали геологи, ведь эта экспедиция была не спортивной, а в первую очередь научной. Среди основных конкурентов в номинации был и фильм «В одиночку на Камчатку» — об одиночном сплаве автора — Евгения Морсакова из Волгограда. Интересный поход и съемки с дрона смотрелись хорошо.
Спорт-экстрим
Большие споры вызвало выявление победителя в категории «Спорт-экстрим». С перевесом в один голос победил фильм «Река Сарыджаз» Вадима Морозова из Московской области. В плане картинки он проигрывал основному конкуренту «ТОКЕ»Олега Долженкова из Екатеринбурга, но взял экстемальностью сплава 6-й категории — в таких условиях сама съемка — подвиг, а номинация не только спорт, но и экстрим. В плане передачи эмоций участников выделялся «Дагестан 2022 ChilloutRiver», но к настоящему экстриму поход начинающих водников отнести было трудно.
Кадр из фильма «Река Сарыджаз»
… Уютная атмосфера Клуба путешественников Спорт-Марафон. Фирменный профессиональный голос ведущего — Евгения Штиля. Пожелания победителям от нашего знаменитого полярника Владимира Чукова. Да, уже не было такого ажиотажа, как в переполненных залах Дома кино двадцать лет назад. Но в целом фестиваль, несмотря на все возникшие в этом году трудности, прошел вполне успешно. И это большая заслуга организаторов, сохранивший самый авторитетный фестиваль в нашем жанре.