Пишет Gid_gor_club, 01.11.2021 11:37

Сравнительная характеристика "классических" маршрутов на Хан-Тенгри с Севера и Юга (Альпинизм)

Хан-Тенгри СЕВЕР&ЮГ что выбрать?

ПРЕДИСЛОВИЕ: меня часто спрашивают, почему я вожу группы на Пик Хан-Тенгри с Юга, а не с Севера, ведь там безопаснее, интереснее и т.д.В сезоне 2021 года я решил со своей коммерческой группой взойти на Хан-Тенгри с Севера, дабы понять самому как выглядит маршрут, и в будущем правильно рекомендовать выбор того или иного маршрута на пик Хан-Тенгри для своих клиентов.

Когда я начал искать подробную информацию на просторах интернета про Хан с Севера, то был удивлен очень "скудным" описаниям, в отличие от маршрута с Юга. И этот момент как раз и приводит, по моему мнению, к неправильному или неосознанному выбору маршрута будущими восходителями.

Идея этой статьи исправить, дополнить и провести чёткую сравнительную характеристику двух маршрутов на Хан-Тенгри: Севера и Юга. В ней нет рекламы и призыва к выбору конкретного маршрута, выбор всегда за Вами. И так, начнём.

Базовые Лагеря

На протяжении многих лет я пользуюсь услугами компании Aksai-Travel по "полному пакету", поскольку считаю, что на горе всегда хватит приключений и трудностей, а "максимальный сервис" и комфорт всегда только в пользу. Лагеря этой фирмы находятся как на Северном Инылчеке, так и на Южном, поэтому с них я как раз и хочу начать сравнительную характеристику.

На Хан с Юга можно долететь на вертолёте или прийти пешком. Причем пешком можно это сделать очень комфортно: есть промежуточные лагеря, где вас напоят и накормят.

На Хан с Севера можно прилететь только на вертолёте. Вариант "прийти пешком" превращается в отдельную экспедицию и ничего общего с идей восхождения на Хан-Тенгри не имеет.

Посадка вертолёта на Хан с Юга происходит на вздыбленную морену (на камни), что более опасно.

Посадка вертолёта на Хан с Севера происходит на ровный ледник.

Высота обоих базовых лагерей Севера и Юга одна: около 4000 метров над уровнем моря. Базовые лагеря стоят на морене ледников.

Базовый Лагерь с Юга имеет более развитую инфраструктуру, поскольку туда приходят или прилетают не только восходители, но и экскурсионщики. С этого лагеря ходят также на Пик Победы. Лагерь всегда многолюден.

Базовый Лагерь с Севера маленький, скромный. Там всегда тихо и уютно, но нет такого красивого вида, как с Юга. Ущелье гораздо у́же и ходить куда-то на другие горы с него можно только подготовленной спортивной командой.

Условия проживания в лагерях Севера и Юга одинаковы, но питание разнообразнее и богаче с Юга (опять же из-за потока туристов).

По климату я никакой разницы не заметил: и там, и там достаточно холодно, поскольку вокруг сплошные ледники.

Лагерь 1

Лагерь 1 с Юга располагается на высоте 4200м на камнях на краю ледника. До него пешком из Базового лагеря (далее БЛ) идти 9км и 3-4 часа по времени. Переход несложный, но есть трещины, можно заблудиться при плохой видимости. Места под палатки сколько угодно, есть вода. Пространство вокруг лагеря не ограничено, можно свободно передвигаться. Выходить в Лагерь 1 из БЛ можно в любое время дня и ночи. Далее я буду указывать время перехода "среднее", за которое участники моих групп преодолевают расстояния от точки А до точки Б.

Лагерь 1 с Севера располагается на широком гребне на высоте 4400м. Около 5-7 палаток можно поставить на краю обрыва на камнях, остальные только на снег. Переход из БЛ в Лагерь 1 несложный, сопоставим с переходом БЛ-Лагерь1 с Юга, но в два раза короче (около 5км) и занимает по времени 4 часа. Здесь уже есть участки фиксированных перил на подходе к Лагерю 1. Пространство вокруг Лагеря 1 ограничено, воды нет, только топить снег. Выходить в Лагерь 1 из БЛ можно в любое время дня и ночи.

Надо сказать, что тропа из БЛ в Лагерь 1 и с Севера и с Юга маркируется вешками и можно комфортно передвигаться даже в темное время суток. Трудности возникают, в тумане и после снегопада.

Далее я стараюсь не указывать дистанцию в километрах, поскольку основная сложность в технических участках и лучше все измерять часами!

Лагерь 2

Лагерь 2 с Юга располагается на высоте 5300м и каждый год немного в разных местах, поскольку ледник изменяет форму и безопасное место от лавин и ледовых обвалов с Хан-Тенгри и Пика Чапаева тоже приходится искать заново.

Лагерь холодный, стоит на леднике в ущелье. Солнца здесь немного, часто палатки находятся в тени. С лагеря открывается шикарный вид на Пик Победы. Переход из Л1 в Л2 занимает 6-8 часов. Переход возможен только в утренние и вечерние часы из-за частых ледовых обвалов с Пика Чапаева. Приходится вставать ночью и выходить из Л1 наверх в 1:00 - 3:00 часа ночи. Переход утомительный, в первую очередь из-за ночи и холода.

Мест под палатки всегда достаточно, но куда-то погулять отойти опасно - везде закрытый ледник с трещинами. Если при переходе Л1-Л2 стало кому-то плохо, то очень легко и быстро можно (даже за руки) спуститься обратно в Л1. Также можно поставить промежуточный лагерь (ОЧЕНЬ ОПАСНО!), если совсем приспичит. Спуск из Л2 в Л1 занимает 2 часа.

Лагерь 2 с Севера располагается на высоте 5400м на широком снежном гребне. Мест под палатки достаточно. В Лагере солнце почти всегда, шикарные закаты и рассветы. Переход из Л1 в Л2 представляет собой бесконечную вереницу закрепленных перил длинной от 20 до 60 метров. Я насчитал 26 таких участков. Маршрут проходит все время по гребню и занимает в среднем 9 часов. Мест для отдыха нет, все время стоишь и висишь на перилах. Выходить из Л1 наверх нужно с рассветом. Маршрут технически сложный, но безопасный, поскольку гребневой. Самая большая опасность - это гроза, которая почти каждый день приходит во второй половине дня. Также маршрут весь продувается ветрами и требует грамотно подобранной одежды, поскольку переодеться на маршруте тяжело, и остановиться, чтобы сходить в туалет, тоже! Можно легко поморозиться при резком изменении погоды. Зато легко передвигаться по нему в любое время дня и ночи и точно не заблудишься - движение везде только по перилам.

Есть еще одна особенность: гребень в основном снежный и очень быстро "восстанавливается". Если ночью был ветер или снег, то утром первым 2-3 человекам тропить адски тяжело, причем как вверх, так и вниз. В группе должны быть физически очень подготовленные люди на такой случай, иначе 9 часов перехода легко превращаются в 12-14 часов.

Еще одной особенностью этого перехода является наличие почти везде только 1 ветки перил. Если группа спускается вам на встречу, то очень много неудобств и потеря времени на ожидание и перестёжку на перилах. Сколько бы вы времени не потратили на переход, идти придется до конца, возможности поставить промежуточный лагерь НЕТ! Или вылазить до Л2 или возвращаться в Л1.

Если вдруг на подъеме или спуске кому-то стало плохо, спускаться по перилам при помощи товарища проблематично. Другими словами "пострадавшему конец".

Спуск из Л2 в Л1 занимает 3-4 часа, но они легко могут превратиться в 5 при встречном потоке людей или снегопаде.

Лагерь 3

Лагерь 3 с Юга расположен в широкой мульде под перемычкой между Хан-Тегри и гребнем пика Чапаева на высоте 5800м. Здесь днем тихо, солнечно и тепло. Места под палатки ограничены, но есть альтернатива: чуть ниже выкопать снежную пещеру. Переход из Л2 в Л3 простой (если не выпало 1 метр свежего снега ночью) по закрытому леднику. Маршрут относительно безопасный: трещин немного, везде снежные мосты. При солнце может быть очень жарко.

Переход из Л2 в Л3 занимает 3 часа. Передвигаться можно в любое время суток. Спуск из Л3 в Л2 происходит за 1 час. В случае вынужденной ночевки между лагерями, палатку можно поставить где угодно, но лично я сам ни разу не видел такой ночевки: очень короткое расстояние между Л2 и Л3.

Лагерь 3 с Севера располагается на самой перемычке прямо над лагерем 3 с Юга на высоте 5900м. Место очень продуваемое, открытое, но мест под палатки сколько хочешь. Я рекомендую не лениться и при возможности и наличии свободных мест идя с Севера, палатки ставить в Лагере 3 Юга. Это на 15 минут дольше, зато намного комфортнее.

Переход из Л2 в Л3 маршрута с Севера схож с участком Л1 - Л2, только тут перила еще круче, требуется хорошая техника передвижения по перилам при помощи жумара. На этом участке гораздо больше мест где брошены 2-3 ветки параллельных перил и встречный поток людей уже так не мешает движению. Особенностью данного участка является "лишний" набор высоты с 5400 до 6100м, а потом спуск с 6100 на 5900м. Маршрут проходит через гребень пика Чапаева.

Общее время прохождения от Л2 до Л3 7-8 часов, до гребня Чапаева из Л2 - 6 часов. Переход из Л2 в Л3 можно назвать безопасным только на участке до гребня пика Чапаева - там везде провешены перила, а вот спуск на перемычку к Л3 требует хорошей видимости, поскольку со стороны Казахстана (северный склон) большие карнизы, а со стороны Киргизии (южный склон) крутой снежный склон. Не всегда на гребне есть вешки и перил там нет. Следы быстро переметает, приходится тропить заново. Есть также на подходе к Л3 большой бергшрунд с вертикальным дюльфером и лестницей - это отдельная "изюминка" для горовосходителей. В случае вынужденной ночевки палатки можно поставить только на отрезке 6100-Л3, и то не везде. Обратный путь Л3 - Л2 с Севера занимает 5 часов.

Далее маршруты с Севера и Юга сходятся и путь на вершину один. Его нет смысла подробно описывать в рамках моей сравнительной статьи.

Общие нюансы маршрутов СЕВЕРА и ЮГА

На сегодняшний день на Маршрутах СЕВЕРА и ЮГА есть возможность пользоваться услугой "Установленных палаток", т.е жить в Л1, Л2 и Л3 в уже заранее подготовленных палатках, что значительно облегчает передвижение по маршруту и экономит силы.

На маршруте с севера есть услуги ПОРТЕРА, который доставит ваш груз в любой из Лагерей. На Юге такой услуги нет из-за опасности прохождения ледопада!

Связь по рации хорошая и с Севера, и с Юга.

В случае ЧП, на маршруте с Севера вряд ли кто-то быстро придёт на помощь, с Юга все проще.

Есть возможность при восхождении с Севера спуститься на Юг или наоборот, транспортная логистика решается на месте.

Выводы и рекомендации

Как видно из сравнения маршрутов: оба они опасные и сложные. Если с Юга большую опасность представляет "СТИХИЯ" - она же ледопад, то с Севера опасность представляет "ВРЕМЯ", которое ты проводишь на маршруте. Нет возможности быстро спуститься, подняться, изменить планы, подстроиться под изменяющиеся условия. И что из этого опаснее?? Решать Вам!

НО кое-какие рекомендации хочу дать.

Маршрут с Юга подойдет:

- тем, кто не имеет опыта восхождения на 7000+ или этот опыт НЕзначительный (технически простые горы типа пика Ленина, Охос дель Саладо, Аконкагуа и т.п)

- не имеет возможности выделить достаточного количества времени на экспедицию

- идёт в группе составом более 6 человек, нет мобильности

- идёт в группе без гида (самостоятельная СПОРТИВНАЯ группа)

Маршрут с Севера я порекомендую:

- тем, кто на данный момент прошел акклиматизацию (например, только что спустился с Пика Ленина) и готов пройти маршрут в "Альпийском стиле"

- тем, кто подготовлен хорошо технически, умеет САМОСТОЯТЕЛЬНО обращаться с Жумаром, спусковыми устройствами, делать перестёжку на перилах и т.д. Другими словами, тем кто имеет альпинистскую подготовку

- спортивным группам, имеющим в своем арсенале опыт восхождения на подобные вершины в прошлом и рассматривающим восхождение на Хан, как тренировку перед более серьезным маршрутом или горой

-коммерческим группам, где 1 гид - 1 клиент.