Урям. Перевал.

Пишет IlyaM, 24.10.2021 20:02

На Туркестанском хребте есть такой перевал, Урям называется. «Упрям», по меткому выражению Юрия Кошеленко. Из пяти (по меньшей мере) попыток прохождения перевала, всего две успешных, хотя сам перевал очень красив и логичен. Перевал Урям - единственная «правильная» седловина между ледниками Урям на севере и Каттаойлама на юге. Других перевалов, соединяющих оба этих ледника, и соответственно, бассейны рек Урям на севере и Ярм на юге, нет.

Впервые отмечен, по информации из отчетов, на картах-схемах Крахмального П. Б. в 80-х годах прошлого столетия, где имел категорию 3А. Глядя на саму седловину, хоть с юга, хоть с севера, последнее, что приходит в голову, это оценка перевала как препятствия 3А к. тр. Интересно, сам Крахмальный – то видел ее живьем? Вроде как должен был, ибо в 1989 г ходил через перевал Коростелева, расположенный в верховьях лед. Урям. И под северной стеной пер. Урям пройти должен был.

Фото 1. Северная стена пер. Урям, неужели 3А?

Первыми, кто прошел пер. Урям насквозь, были уфимцы под руководством Киреева М. Г. в августе 1997 г. Перевал был пройден с юга на север, но подъем был осуществлен не на саму седловину пер. Урям, а на некую западную зазубрину в гребне, получившую название пер. Урям западный, и которая выше самого пер. Урям метров на 300 . С последнего спуска нет (точнее, с него просто никто не спускался, хотя, разумеется, возможно) и был проделан траверс хребта с седловины Урям западной на седловину Урям, и уже с последней осуществлен спуск на лед. Урям. На вышеупомянутую зазубрину ведет весьма камнепадоопасный кулуар, собирающий в себя все, что летит с юго-восточного цирка в. 5010 (называемую Ушбинкой, с ошибочно впоследствии присвоенной высотой 4780).

Фото 2. Южный цирк пер. Урям.

Кстати, на схеме Крахмального высота вершины к западу от пер. Урям указана верная, именно 5010. Команда Киреева сочла подъем на пер. Урям (они его называли Урем, может так и надо) в лоб с юга неоправданно сложным. Цитирую по их отчету: «-…увидели, вверх уходила вертикальная стена, полок мало, есть нависающие участки, очень сложный подъем, явно не 3а…». Речь шла о южной стене перевала. В итоге, команда Киреева поднималась по кулуару в 600-800 м западнее основной седловины, путем также непростым, на подъем было закреплено, судя по описанию, 435 м перил. Но главное, это камнепадоопасность подъема, в процессе движения приходилось пережидать время интенсивных (!) камнепадов, и после этого заменять перебитые веревки, опять же, судя по их описанию. Группа поднималась на гребень в течение трех дней, включая предварительную обработку, с двумя сидячими ночевками. Место выхода на гребень оказалось примерно метров на 300 выше основного перевала. На этом приключения уфимцев не закончились, траверс хребта на седловину Урям потребовал еще 460 м перил и еще двух ночевок без палаток, однако лежачих. Спуск был осуществлен с западной части седловины, что логично, он же явился и оптимальным, еще 410 м перил. В совокупности группа затратила 5 дней на прохождение с четырьмя холодными ночевками. Это был "первопроход" реального перевала 3Б к. тр., ничего удивительного. Это норма, и первопроходцам всегда большой респект. Кстати, группа рекомендовала перевал к прохождению в обратном направлении, северная сторона, по которой они спускались, показалась им проще.

До последнего времени это было первое и единственное успешное (и безаварийное) прохождение перевала. Впоследствии были, по крайней мере, три попытки пройти его снова. Так, в 2007 г группа под руководством В. Э. Кодыша ставила задачу пройти перевал с юга на север (в том же направлении, что и первопроходцы), но по возможности с подъемом по скальной стене пер. Урям, а не по объективно опасному кулуару седловины пер. Урям западный. Здесь и далее туристы используют название Урям, а не Урем. Цитирую по отчету В. Кодыша: «Выйдя под пер. Урям, группа обнаружила гранитную стену высотой около 200 м. Прямо под низшей точкой седловины от ледника стена имеет крутизну 110-115° на протяжении 10 м и сложность V+ - VI в терминах крымского лазанья. Затем идет вертикальная щель, 80-90°, 40 м, внизу мокрая, сложность IV+ - V-. Прямо над щелью полка с живой осыпью, с которой по щели летят камни».

Фото 3. Южная стена пер. Урям

По итогам, передовая связка группы Кодыша пыталась "проИТОшить" описанный участок, после безуспешных попыток пройти его лазаньем. Использование ИТО также не дало результатов, по описанию, были сложности с организацией страховки ("не бились шлямбурные крючья"). В результате, группа вернулись на путь первопроходцев, по западному кулуару, но, по совокупности причин, и от него в дальнейшем отказалась.

Следующие две попытки пройти перевал предпринимались с севера. В 2015 г наша группа поднялась примерно до середины взлета, по череде скальных и снежных полок, до ключевого участка, провесив порядка 200 м перил. Выше следовали отвесные и нависающие скалы. Решено было отступить из-за сложного рельефа, непогоды и нехватки времени. Путь оказался явно сложнее предполагаемого.

Фото 4. Северная сторона пер. Урям и достигнутая точка, фото 2015 г.

В 2019 г звездная команда под руководством С. Романенкова аналогично пыталась пройти перевал с севера, но дойдя до места, достигнутого нами четырьмя годами ранее, также развернулась. Мотивация – предполагаемое тяжелое движение на ИТО с неясными перспективами. Ведь не ходил никто выше, описаний нет.

Вот, собственно, вся история перевала. В нынешнем, 2021 г мы вновь решили включить пер. Урям в свой маршрут, причем изначально не было предпочтений, с какой стороны его идти. Однако в построенную нитку, пер. Урям логичнее ложился с юга на север. Так и пошли. В конце концов, на подъем должны быть теплые сухие скалы. Разумеется, речь шла о "чистом" прохождении перевала, с подъемом непосредственно на седловину, равно как и спуском с нее. Вариант первопроходцев через западную седловину нами не рассматривался.

27 Июля вечером группа вышла в верховья лед. Каттаойлама, разбив бивак на ровной поверхности ледника, примерно в километре от южной стены пер. Урям, на высоте 4300. На следующий день с утра, захватив с собой все специальное снаряжение, 4 человека вышли на разведку и возможную обработку, ибо перспективы были не ясны. Подойдя под широченную южную стену, мы первым делом увидели ту самую "мокрую щель", которая вела прямиком под седловину.

Фото 5. Та самая "мокрая щель"

К слову, щель мокрая лишь в нижней части. И безопасная кстати, при нас со скалы не упало ни одного камня. Вообще. Ни здесь, ни в другом месте. Нависающая скала с первого метра росла прямо из снега, даже рантклюфта толком не было, прямо бери и лезь. Увы, непосредственно это место было сложное, мы даже пробовать не стали. Лазаньем явно выше нашего уровня. А "ИТОшить" не хотелось по двум причинам. Во-первых, "ИТОшить" просто не хотелось, а во-вторых, и это было главное, в 100 м правее открывалось море совершенно "лазового" рельефа с богатыми возможностями для организации страховки. Шло все, от якорей до крупных френдов. Путь подъема выводил на ту же самую наклонную снежно-осыпную полку, что и щель, только на ее восточный край.

Фото 6. Южная стена пер. Урям восточнее "щели". Та самая "щель" в левой части снимка и снежно-осыпная полка.

С боковой морены, непосредственно под южным взлетом пер. Урям, где можно комфортно расположиться, к началу подъема ведет некрутой снежный склон. Далее следовало выйти на скалы, сложенные крупными блоками и плитами. По ним двигаться 40-50 м вверх и вправо, ориентируясь на систему наклонных и горизонтальных полок под монолитным скальным поясом, скалы до 90°, III/III+. На полке возможна станция.

Фото 7. Участок R0 - R1, выход на скалы и нижняя часть южной стены.

Фото 8. Полка в конце первой веревки.

Далее по полкам вправо, 30 м, скалы II, пересекая участок мокрых скал, выйти под крутой внутренний угол, первый "ключ" на маршруте. По внутреннему углу прямо вверх, 10-15 м, IV/IV+. Выше угла, в скальной нише, хорошее место для станции.

Фото 9. Первый "ключ", в конце второй веревки.

Далее по системе внутренних углов, щелей и горизонтальных полок двигаться вверх и налево под видимую снизу скальную нишу с сосулькой, 40 м, скалы III/III+. От ниши по горизонтальной полке влево под монолитный скальный блок с ограниченным рельефом, второй "ключ" маршрута. Блок проходился в левой части по внутреннему углу и плите, 10-15 м, до 90°, VI+/V, выше него удобная полка для станции. В целом, это была ключевая веревка, ориентировка на скалах не простая.

Фото 10. Третья веревка, люди выше станции R2.

Фото 11. Третья веревка, лидер (Л. Шилов) перед вторым "ключом".

От станции R3 возможны два варианта выхода на снежно-осыпную полку, первый — налево за угол и вверх, второй — существенно правее, пересекая внутренний угол. Мы пошли первым вариантом, 50 м, скалы III. На краю снежно-осыпной полки удобной место для сбора. Дальнейший путь на перевал был очевиден.

Вышеописанный участок, R0 - R4, обрабатывали тройкой, четвертый координировал снизу. Закрепив на скалах все имеющиеся 4 веревки, группа спустилась вниз, попутно закрепляя перила на промежуточных точках для удобства будущего подъема. На разведку и обработку ушло немногим более половины дня, к палаткам вернулись к 16.00.

Ранним утром 29 Июля группа с рюкзаками "зажумарила" на снежно-осыпную полку. На участках первых трех веревок целесообразно применение второго зажима и ножной петли. Рюкзаки (благо не тяжелые) отдельно не транспортировали.

Фото 12. Третья веревка, фото сделано из-под станции R3.

Выше следовало пересечь снежную-осыпную полку (возможен даже бивак, если что) под верхний скальный пояс, 30 - 40 м. Вдоль скал двигаться налево по ходу, и немного приспустившись, подойти под наклонную полку, ведущую непосредственно на седловину пер. Урям, 50 м. По простым разрушенным скалам выйти на пер. Урям, на восточный край его седловины, 50 м, скалы II, до 90°.

Фото 13. Выход на пер. Урям с юга.

Южная стена в профиль смотрится очень эффектно.

Фото 14. Профиль южной стены пер. Урям.

На перевал группа вышла к 12 часам. Седловина перевала Урям, вопреки описаниям уфимцев, достаточно широкая, возможен бивак, и даже вода. Немного расслабившись (что напрасно), решили устроить перекус. Ледник Урям выглядел близким и доступным. После обеда приступили к спуску. Для этого было выбрано место ближе к западному краю седловины. На перевал мы вышли с восточного края седловины, где и сложили тур. Движение вдоль гребня труда не представляет, страховка не нужна. Тура первопроходцев не обнаружено, по описанию он сложен как раз на западной оконечности седловины. Возможно, мы немного не дошли до него, начав спуск на север раньше, от удобного камня на седловине, за который закрепили спусковую петлю. Дальше на запад гребень перевала становился уже и начинал забирать вверх. Потребовалась бы организация страховки.

Фото 15. Гребень пер. Урям.

Северная сторона пер. Урям представляет собой череду отвесных, местами нависающих скал и крутых снежно-ледовых полок. Первая веревка идет по снежно-ледовому склону через невысокий, 3х метровый скальный карниз и далее к краю скального сброса, 50 м.

Фото 16. Начало спуска с пер. Урям на север.

Следующий участок, 70 м нависающих мокрых скалы с весьма скудным рельефом, и вдобавок, с водопадами с верхнего края. "Растянутой" 60 м веревки до следующей снежно-ледовой полки не хватило. Станция на стене, висячая и неудобная. Очень напряженный участок, на верхней станции оставили две крупные закладки. Эмоции здесь зашкаливали. Признаться, у меня немного было подобных воздушных "дюльферов". И я вздохнул свободно, когда последний участник опустился на станцию под стеной.

Фото 17. Верхний скальный пояс пер. Урям. Участник на фоне неба на краю скал.

Фото 18. Эмоции после спуска с участка R1-R2.

Чуть ниже была снежно-ледовая полка, к ней пришлось наращивать веревку. С полки спуск влево и вниз, через нависающий внутренний угол, приводил к следующей снежно-ледовой полке, 50 м, здесь возможна станция на ледобурах. Судя по всему, эта полка та самая, до которой мы дошли в 2015 г, выйдя на нее траверсом с западного (левого) ее края. Сейчас же мы решили спускаться прямо вниз. Далее следовал спуск через нижний скальный пояс, всего около 120 м. Четвертая веревка после снежно-ледовой полки выводила в вертикальный внутренний угол, на удобный скальный блок для организации станции, на нем мог стоять один человек, остальные висели на станции ниже. Пятая веревка спуска, отвесные плиты, 60 м, и опять висячая станция. Полной веревки 60 м снова не хватило до выхода на ледовый склон.

Фото 19. Нижний скальный пояс пер. Урям, осталось несколько метров до льда.

Со скал наконец вышли на лед, здесь еще около 100 м до бергшрунда, 6 и 7 веревки. К бергшрунду спустились с последними лучами солнца. Всего на спуске было провешено порядка 400 м перил, из них 2й, 4й и 5й участки весьма напряженные, остальные "обычные".

Фото 20. Общая линия спуска с пер. Урям на север.

Ниже бергшрунда некрутой снежно-ледовый склон с закрытыми трещинами выводит на открытый лед. Напротив перевала, через морену, традиционные стоянки на озере.

Таким образом, техническая часть пер. Урям была пройдена за два дня, включая разведку и обработку. Еще по полдня надо накинуть на прохождение нижних ледопадов ледников Урям и Каттаойлама. Надо сказать, что путь спуска, выбранный нами, возможно, не был оптимальным. Сверху тяжело было выбрать идеальный вариант. Опять же, возможно, спуск по пути первопроходцев был бы предпочтительнее, он проходил немного левее (западнее) нашего. Не смотря на сравнительно быстрое прохождение, перевал оставил впечатление одного из самых технически насыщенных в нашей практике. Я едва ли припомню аналогичный перевал с подобной крутизной и таким сложным рельефом, причем с обеих сторон.

Фото 21. Наша команда на пер. Урям, 29 Июля 2021 г.

Так, спустя почти четверть века, совершено второе прохождение пер. Урям, новым и безопасным путем.

В заключение хочется сказать, что вопрос о прохождении перевала с севера на юг остается открытым. И это будет весьма не простая затея.