С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом.

Пишет SRomanenkov, 01.10.2021 12:39

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)

Прошлую неделю провели с детьми в походе по горной Ингушетии. Открыли для себя этот прекрасный район. Людей в горах практически никого. Только яркие осенние краски, башни, дополняющие горные пейзажи, и отличная компания.

Стартовать в поход по горной Ингушетии можно как из аэропорта Магас, так и из Владикавказа. Авто заброска к пешей части маршрута занимает не более 2 часов, а точное время зависит от начальной точки трекинга. Дороги в районе хорошие. Практически через весь Джейрахский район с запада на восток идет асфальтовая трасса.

Схема пройденного маршрута.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Красным цветом показана пешая часть, желтым - подъезд на машине, зеленым - заезд в горы

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)

Главная достопримечательность региона – башни. Часто они объединены в целые комплексы, напоминающие каменные крепости – города. Через такие башенные комплексы мы и постарались проложить маршрут нашего похода, разбавляя их природными достопримечательностями. Сами башни похожи на Сванские, но имеют свои отличительные черты. Они более узкие с крышами, напоминающими китайские пагоды.

Помимо башен в горах много погребальных склепов. И если вблизи населенных пунктов склепы закрыты, а останки людей захоронены, то в горах в полуразрушенных каменных строениях можно увидеть груды костей и человеческие черепа. Но таковы местные традиции и история, мы относились к увиденному мы спокойно.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Хорошо сохранившийся склеп на одном из перевалов.

Среди альпинистов район известен своими скальными стенами. В Скалистом хребте, расположенном к северу от ГКХ, выделяются вершины Гайкомд, Гиряг и гора Скалистая. Под южными склонами Гайкомда расположены вагончики а/л Кязи. Почти все вершины имеют пологие платообразные поросшие травой гребни. Подъем по ним доступен для туристов-трекеров и не требует специального снаряжения.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)

Перед планированием поездки в Ингушетию у многих появляются вопросы о безопасности. Подобные опасения возникли и у нас. Но полистав отчеты и узнав мнение друзей, побывавших в районе, пришли к выводу, что они беспочвенны. На деле, сталкивались только с проявлением гостеприимства немногочисленных местных жителей. Нас угощали хлебом и фруктами, во время движения по дороге, регулярно предлагали подвезти.

Весь Джейрахский район усиленно контролируется пограничниками. Застав в горах больше чем в населенных пунктах. По тропам ходят патрули. Туристам пограничники препятствий не чинят. К нам они пару раз подходили, вежливо интересуясь маршрутом. Для граждан РФ въезд в горную Ингушетию по паспорту, иностранцам необходимо заранее заказать погран пропуск. Единственным минусом явилось то, что при такой плотности застав не рискнули полетать над башнями на коптере. Подобные съемки близ границы необходимо заранее согласовывать.

Благоприятный сезон для походов по Ингушетии с апреля по октябрь. Но нужно учитывать, что ближе к середине осени на высотах от 2000-2500 метров может выпасть первый снег. Нам во второй половине сентября повезло застать золотые краски осени при вполне комфортной температуре. Район богат “подножным кормом”. Встречаются дикие сливы, груши и яблони, много грибов, рощи грецких орехов и заросли облепихи вдоль троп и дорог.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Башенный комплекс Вовнушки ночью. Известен тем, что вышел в финал конкурса семи чудес России. В древности здесь проходил Шелковый путь.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)На севере Скалистый хребет обрывается отвесными стенами

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Башни словно выросли из камня

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Маршрут подъема на север пришлось согласовывать с пограничниками. В горах есть датчики и сигнализация.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)На склоне видны башни Двух соперниц

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Старое кладбище

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Панорама в направлении массива вершины Гайкомд. Внизу башенный комплекс Пялинг

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Башни Двух соперниц

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Башни комплекса Ний один из самых видовых на маршруте.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)На башнях хорошо видны родовые знаки ингушских тейпов

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Башни комплекса Пялинг на фоне вершины Гайкомд

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Рисунок Светланы Романенковой

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Группа на развалинах комплекса Пялинг.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Плюс ингушских башен в том, что ни кто не препятствует осмотру. Дети были в восторге и чувствовали себя настоящими рыцарями в замках.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Наперегонки к перевалу

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Массив вершины Гайкомд

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Спуск к башням комплекса Кале

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Живописная панорама в направлении Цей-лоамского перевала

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Башенный комплекс Таргим

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Древний христианский храм VIII века Тхаба-Ерды

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Облака как овцы

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Походная живопись

Рисунок Светланы Романенковой

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Башня Дошкале и стены Гайкомда

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Юные пастухи

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Башня комплекса Карт

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)

Настя и Егор, возрастом 3,2-3,5 года, прошли маршрут сами. Саша 9ти месяцев в рюкзачке на маме.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Башенный комплекс Лялах

Рисунок Светланы Романенковой

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Башенный комплекс Лялах и стены Гайкомда

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Маскируемся под осеннюю листву

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)От дождика укрылись внутри боевой башни

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Башенный комплекс Хяни

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Дети на поводочке

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)По склонам ползет утренний туман

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Дождик кончился, настроение супер!

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Причудливые скалы под седловиной перевала в гребне вершины Гиряг

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Перевальное фото 🙂

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Подъем в направлении вершины Гиряг. Облака на мгновение раздуло ветром.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)В тумане есть тоже своя прелесть

Рисунок Светланы Романенковой

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)На многих развилках дорог стоят подобные камни.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Башенный комплекс Эрзи - один из самых больших и отреставрированных

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Здесь уже настоящая осень

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Небольшой участок по асфальту от б/к Эрзи до села Ляжги. Дождь прекратился и выглянуло солнце.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Вынужденную дневку из-за погоды разбавили прогулкой к Ляжгинскому водопаду. К нему идет оборудованная экотропа.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Провокационное фото 🙂 На самом деле выше заросшая долина без тропы в сторону грузинской границы. Опасные участки отгорожены колючей проволокой, висят таблички. Ходить туда незачем. Башен и достопримечательностей выше нет.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Башни комплекса Фалхан

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Древние полуразрушенные склепы

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)На вершинах ГКХ выпал снег

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Гора Столовая изначально была в планах, но дожди помешали на нее подняться.

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Рукотворные террасы рядом с селом Джейрах

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Вечерний хребет по ту сторону Военно-грузинской дороги

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Рисуем горы и башни 🙂 На ночлег остановились в роще грецких орехов. По мешочку привезли домой 🙂

С детьми по горной Ингушетии. Фотоальбом. (Туризм)Арка на границе Ингушетии и Северной Осетии

Ингушетия очень понравится тем, кто любит оставаться наедине с природой. На данный момент здесь нет изобилия коммерческих или самодеятельных групп. За весь маршрут мы видели только двух туристов, постеснявшихся подойти и разбивших лагерь поодаль. Местные также говорили, что групп, подобных нашей, еще не видели :)

Класс!

какие молодцы!
а рисунки - просто волшебные!

Пусть не оборвётся связь времён...

Успели до циклона пройти

Только первые 3 дня маршрута. Затем начались дожди, но они не сильно смущали. Пришлось только отказаться от подъема на Столовую и кольца вокруг Гиряга

Изначально планировали такую нитку https://nakarte.me/#m=12/42.82550/44.83864&l=E/Gh/Wp&nktl=pwhpAPkkymVWW7QTOFXAhg
Но из-за погоды ее видоизменили и порезали

Замечательно!

Удивило количество башен.

От Архыза до Казбека (до Военно-Грузинской дороги) башни помню только в Местии.

Почему в Ингушетии их так много?

Точно не скажу. Наверное это особенности культуры. К западу, помимо Сванетии есть несколько башен в Осетии и в Балкарии. В грузинской Тушетии к югу от ГКХ много башен и они внешним видом очень напоминают ингушские. Есть башни в Дагестане.

В Осетии довольно много башен. Хотя, возможно в Ингушетии больше. А уж в Дагестане...
Хорошо сходили! Это был семейный поход или организация?
И, такой нюанс — как там с клещами?

Башни здесь больше бросаются в глаза, чем в Сванетии. Так как после депортации 1944 года рядом с большинством из них люди не живут. Есть несколько башен и старых каменных домов, адаптированных под современное проживание-хозяйство. Но это скорее исключения.

Классные фото и рассказ! Рисунки отличные!!!

Замечательный поход в интересных местах!

А можно узнать возраст у младших участников вашего похода? Сколько лет самому младшему и сколько самому старшему из детей?

На 10 взрослых было 11 детей. Возрастом от 9ти месяцев (ехала на маме в рюкзачке) до 11 лет (в этом возрасте детей уже не каждый взрослый догонит). Самостоятельно шли мальчик и девочка возрастом 3,5 и 3,2 года. В сложных местах, естественно, с родителями за ручку.
В подобных походах километраж или количество препятствий для нас не самоцель. Максимум это стараемся посмотреть больше интересностей. Сейчас за 7 дней прошли порядка 80 км. А например, прошлым летом аналогичной компанией в Архызе 100 км и 7 перевалов 1А. Все зависит от специфики выбранного района.

Ого! впечатляет и соотношение дети/родители, и то, что 3-х летних берёте (до года в переноске это как раз норм, понятно)))
Мы в ранге бабушек и дедушек только нынче решились в горы повести внуков, так как младшему в нашей компании стукнуло, наконец, 7 лет. До этого только сплавы (но с пелёнок). И начали совсем потихоньку - 5 дней, 40 км, 4 перевала 1А в Архызе. Ну и соотношение 5 бабушкодедушек на троих внуков (7, 8 и 10 лет). Так как внуки сразу после финиша запросили повторения следующим летом, то вот присматриваем по вашим отчётам район на следующий год - к Сванетии теперь вот Ингушетия добавилась )))
Поэтому огромное спасибо за ваши публикации! И удачи в горах!

Роскошный поход, отчет, огромное спасибо! ПОзитив! За рисунки отдельное спасибо!

Фотографии супер!!! То что с детьми - это отдельный респект. Молодцы!!!

Молодцы!
А дети, должно быть, посто счастлтвы!
Это то, что им на всю жизнь запомнится.
И фото отличные, самому повторить маршрут захотелось!

Молодцы 😀

Шикарные фото и рисунки! Замечательный поход!

Сплошной позитив и оптимизм!

Дети - это наше Всё!

Супер!

Всегда скептически относился к детям в горах (был пару раз свидетелем).
Но здесь...
Посильный маршрут, а запас прочности взрослых тянет на 1000 процентов.
Снимки потрясающие, но маловато "быта" (а было бы очень хорошо).

И пару фраз от жены (скачал полномасштабно и показал).
"Эти (о детях) уже точно не будут по подворотням."
"Сама бы пошла с внуками, не взирая на "старые раны". Хороший рюкзак и кроссовки ведь в наличии."
"То о чём вы бодаетесь на РИСКе и рядом не стояло с этим."

так и в чём проблема, "встал и пошёл" !

Жене передам.
А мне сейчас лишь бы "добежать до канадской границы" (конца семестра). Вторая нога поджимает, а всю нагрузку свалили в этот самый первый. Вкалываю по 36-40 часов в неделю (в молодые годы такое и не снилось).
Но выбирать не приходится - голый пенсион, он и есть голый. И все реплики о диванах и пенсах со стаканами первача на них...
Вот на выходных напряг чуток спал и пару коментов написал.

«То, о чём вы бодаетесь на РИСКе и рядом не стояло с этим.»

Мудрая женщина!

Жена оценила.

Серёж, ну это была осень. а на следующее лето предлагаю пройти мою несостоявшуюся мечту - Дарвазский Кругозор на Памире. Километр верёвки с меня. Детей бери не моложе 25 лет.

109.Эмиль начал спуск с Дарвазского Кругозора

111.Начало спуска с перевала Дарвазский Кругозор(5-ЗЮ,5500м.). 09.08

Никита, перевальный склон выглядит сурово, в карнизах заманчивого мало и историю вашей попытки хорошо помню. Но я обязательно внимательно изучу твое предложение :)

Слов нет - одно восхищение! Всем - и походом. и людьми. и рисунками Светы!)) Лёха вырастил достойного сына!))

Отличный поход! Несколько дней после вас шли примерно тем же маршрутом. Столовая гора не далась - сел циклон недели на две, ждать смысла не было.

Так и не удалось узнать, есть ли вода (ручей, родник) за первым перевалом вокруг горы Гиряг, под горой Джарлам. На генштабе есть. Местный товарищ из Гули сказал, что есть. Но надо самому проверить. В следующий раз...

Еще подметил - ручьи, которые в марте-апреле были чистые, в сентябре оказались очень мутными. С водой большая проблема в районе.

тот, кто водит детей в горы красавчик!