Обзор ферратных сетов
Недавно здесь появилось пара статей, вызвавших бурный ажиотаж :)
Провел ревизию и посчитал. За почти три года я отвел на Виа Феррату в Крыму у Ильяс-Кая более 200 человек и хочу поделиться обзором того снаряжения, вызвавшего горячие споры, которое имеется у меня лично и которое я использую в повседневной работе. Данный обзор коснется исключительно ферратных сетов. Все оборудование и фото лично мое.
После того как было принято решение водить людей на Фиа Феррату я специально купил несколько разных ферратных сетов, которые были доступны, с целью оценить и сравнить их.
Они достаточно разные, объединяет их то, что все соответствуют стандарту EN 958:2017.
Также в моей коллекции есть самосбор из страховочных усов и амортизатора рывка от фирмы Krok. Их у меня два, в разной комплектации.
Забегая вперед, отвечу на вопрос, зачем? Клиенты должны ходить с сертифицированным снаряжением, а я и супруга можем ходить с чем угодно. Так я думал три года назад. Сейчас я думаю по другому.
Конструкция от Krok получается тяжелая и неудобная в использовании, ну, и не соответствует требованиям действующего стандарта. Нельзя показывать такой пример. Я их сейчас практически не использую. Ну, только если группа большая и мне не хватило нормальных сетов для себя.
Тем не менее, этой конструкции я тоже коснусь в своем обзоре. То что называется "дешево и сердито". Настоящая брутальная штука, особенно где усы с амортизатором соединены с помощью шакла :)
1. Сет от Black Diamond. Модель Iron Cruiser.
Качественно сделанная вещь, красивая, приятная, вызывает уважение. Карабины с автоматической прыгающей муфтой, с маркировкой "К", 27-8-10 кН.
На карабинах не наблюдается следов износа и пропиливания. Муфта работает отлично. Никаких замечаний.
2. Сет от Climbing Technology.
Карабины с прыгающей муфтой, но иной конструкцией, чем у Black Diamond.
Карабины с маркировкой "К", 30-10-10 кН.
После относительно короткого использования муфта перестает прыгать до конца и карабины при перестежке периодически встают в такое положение:
Достаточно часто между муфтой и клювиком в это время оказывается трос, таким образом данные карабины небезопасны в использовании людьми, которые могут забыть проконтролировать этот момент.
Эта же самая особенность присуща и следующему ферратному сету.
3. Сет от Singing Rock. Модель Phario.
Наверное самое дешевое предложение сертифицированных сетов, которое присутствует на рынке.
Маркировка "К" на карабинах присутствует. 30-8-9 кН. Усы имеют своеобразную конструкцию. Внутри трубчатой резиночки руками прощупывается шнур (веревка), по ощущениям 6-7 мм.
Карабинам свойственен тот же недостаток, что и предыдущему образцу, неполное закрытие после некоторого использования.
Вообще, глядя на одинаковое литье этой и предыдущей модели, мне кажется, что обе они изготовлены на одном и том же заводе в великой Китайской стране.
4. Сет от Edelrid. Модель Triton.
Несмотря на то, что именно на усах этой фирмы погиб тот самый чувак, фирма продолжает выпускать на рынок несколько моделей ферратных сетов.
У меня от сетов этой фирмы положительное впечатление. Буду добавлять в свое снаряжение именно эту модель по мере износа.
Маркировка "К" на карабинах присутствует. 33-8-12 кН.
Карабины работают как автомат Калашникова. Четко и без закусывания троса. К ним нужно немного привыкнуть, особенно детям. Но когда люди понимают и осваивают эту нехитрую моторику все щелкает как по маслу.
5. Сет от Ocun.
Положительное впечатление. Выглядят и ощущаются как то мягко. Мешочек для амортизатора изготовлен не из износостойкого материала.
Маркировка "К" на карабинах присутствует. 30-8-8 кН.
Карабины того же конструктива как и у предыдущей модели. Работают четко и без закусывания троса. Никаких замечаний.
6. Сет от Petzl. Модель Scorpio.
По внешнему виду - качественно и красиво сделанная вещь. Единственная модель в моей коллекции, где карабин "для отдыха" вынесен на отдельной петельке.
Маркировка "К" на карабинах присутствует. 25-10-8 кН. Имеют собственную запатентованную защелку с прыгающей муфтой. Исполнение муфты намного лучше, чем у Singing Rock и Climbing Technology. Пружина на ощупь сильнее и проблем с неполным закрытием защелки я пока не замечал.
7. Для суровых мужчин :).
Фирма Krок выпускает много чего интересного для работы на высоте. Есть среди их продукции даже и специальный амортизатор для Виа Феррат (но у меня его нет).
Поэтому берем простой разрывной ленточный амортизатор, цепляем с одной стороны пару стальных карабинов... С усами из 11 мм статики с разрывом 27 кН можно присоединиться полусхватом (минус дофига прочности, что, впрочем, не особо важно :) ), а можно взять вещь в сбор, где усы присоединены через шакл.
На концы усов можно повесить карабины от менее брутальной фирмы Венто.
Маркировка "К" на карабинах отсутствует. 26-9-8 кН.
Либо от совсем не брутальной, но именитой фирмы Kong. Маркировка "К" присутствует. 30-10 кН.
Обе модели карабинов работают без замечаний, у Kong пружина в защелке помощнее.
Можно ли ходить на Фиа Феррату с последними двумя сетапами?
Если ваша работа - водить клиентов за деньги. Нет.
Если вы сами идете прогуляться, тоже нет. Случаев таких на этой феррате бывает мало, но только на моей памяти спасатели туда три раза заходили.
Были ли у меня срывы? Был один раз. Легкая девушка на участке выше скамейки, выше второго анкера. С учетом того, что цеплялась до последнего, оцениваю фактор рывка не выше 0,5.
Лента амортизатора чуть вылезла из мешочка и "целка" на нем порвалась.
Без последствий полезли дальше, но опять с "верхней", как и на предыдущем участке.
Как-то так...
Бобы? Бобы почему не используете?
Виноват, исправлюсь...
Вывода не услышали...
И хотелось бы узнать квалификацию проводника...
Где кстати протоколы испытаний (или осмотра) снаряжения...
По мне некоторые пора бы отбраковывать...
Квалификация имеется, позволяющая вести трудовую деятельность полностью в соответствии с законодательством. Вы же не думаете, что на этих фотах все снаряжение? 😁 С изжившими свое вскоре будут проведены испытания с разными факторами рывка, в том числе больше 2, будет интересно.
Для меня грамотное изложение. Возможно не для новыичка. Мало кто так полэксперементировал, очень полезно. Спасибо
Хорошо написано.
Хотя сам к "ферратам" никаким боком.
Но вот общаясь с теми, кто по ним ходит (включая упомянутые) высказался вольнодумно. И абсолютно теорехтическии предложил третий короткий ус "для отдыха".
Меня поддержали, неожиданно оказался на острие ферратной мысли.
А теперь и Вы подтвердили, что оказывается "деды", даже сидя на диване не являются... (ну, теми , как их любят называть).
А его, этот ус, ещё и регулировать "теорехтически" можно...
Но сертификация, блин...
На практике, может гиды на феррату и водят только на сертифицированном снаряжении, желающие лезут кто как пожелает. Для усов используют кусок динамики, статики, реп или дейзик. Что под руку подвернулось в данный момент. То же с карабинами.
Собственно, так же, как и на настоящих альпмаршрутах - кто как хочет, так и мочит! Скока раз говорилось, что дейзик не для самостраховки? Гляньте фото с шестёрок - половина на дейзиках висит)
"желающие лезут кто как пожелает."
Так и лезут.
Народ в Крыму двойки-тройки с Ситником ходит первым номером (не пятёрки, но...).
И чего, им сейчас надо срочно ферратную фирмУ закупать и балдеть от сертификатов?!...
Зачем? Я ж говорю, каждый мочит, как он хочет.
Я для своих друзей купил сертифицированное, а себе использую, что под рукой есть.
Кто ходит двойки-тройки в Крыму, им не нужно ничего :) Усы им пригодятся только для того, чтобы зависнуть на них и сделать красивую фотку двумя руками :)
01
Не все гиды. Я в общем то и написал вывод, что каждый может лезть как хочет. Конкретно на этой феррате ничего военного для более-менее подготовленного человека нет. Но! Срывы бывают... И на Д-Ж спасатели периодически заходят. Для человека ростом 160 см и слабого физически (бывают в основном такие дамы) прохождение одного участка там без верхней страховки опасно.
По мне без этого третьего уса даже идти новичкам не стоит. Можно на вертикали всегда в ступеньку щелкнуться, А то внизу пока достанешь-дотянешься, улетишь.
Я бы сделал там устройство крепления карабина этого уса, но не от петли и подобного, а от небольшого пластикового листа, с него карабин легко соскальзывает когда припрет. Просто у меня даже на системе такой есть, иногда сил не остается в щелкнуться в точку.
"По мне без этого третьего уса даже идти новичкам не стоит."
О чём речь.
Даже сугубо теоретически - примитивно-логичная вещь.
А её сейчас вытаскивают как "величайшее достижение" ферратных технологий.
Щаз придёт Ситник и скажет, что все эти ваши болтающиеся между ног бесконечные усы херня полная и сам он вообще без самостраховки ходит. В натуре, три, потом четыре, потом пяти не хватит? Два уса вполне достаточно. Или хотите новичка на маршруте тремя усами запутать? Так он запутается и вообще встегнуться забудет.
у Ситника в Узунколе интернет недостаточно сильный чтобы поддержать ваш стёб.
Но ваши мысли понятны. Хорошо что у вас никто не учится, в отличии от Ситника.
А я вот не уверен что Михаил будет обсуждать фератные сеты и карабины. Зачем ему это надо? :)))
Марат, я из тех кто "лезет как пожелает". Но еще когда начал читать о ферратах и готовиться к ним, в центральную петлю системы ввязал петлю короткой оттяжки с карабином. И таки она однажды помогла. Пришлось в одном месте подсаживать и подстраховывать женщину малого роста. С длинными усами никак. А оттяжкой всегнулся в ступеньку, сел на систему устойчиво и свободными руками придержал и подсадил на стремном участке.
Кстати, на фото у автора у пецлевского сета отдельная петелька есть.
А там на всех сетах эта опция предусмотрена, просто карабин вставляется в петлю которая выходит из амортизатора.
P1060536
Не всегда удобно, особенно для малоопытного пользователя, пристегивать карабин, когда вплотную к нему "блямба" амортизатора. Отдельная петелька удобнее для работы одной рукой, как по мне.
Когда он лезет по вертикальной лестнице усы на тросе под коленками. А если будет висеть, руки забьет и упадет, у них не понятия когда отвалится от ступенек. А тут на уровне груди, секунда и самастраховка
Вопрос а автору поста.
Встречались ли Вам одинаковые карабины одного и того же бренда, но с разными маркировками: В и К ?
Ферратные карабины они же вещь в себе... Они все "К", кроме Венто :) Мне, нет, не встречались.
Карабины
спасибо за ответ, хотя бы такой.
просто, хотелось для себя закрыть тот вопрос, про одни и те же но с разными буквами.
Вдогонку.
Смотрел я тот стандарт на карабины EN 12275.
Там есть один параметр: зазор раскрытия карабина и место для троса в его верхней части.
Он существенно отличается от норматива для других типов
Так вот, если Ваши №№ 1,4,5,6 - похоже что этому нормативу для К соответствуют,
то №№ 2 и 3 (Climbing Technology и Singing Rock) - похоже что нет.
Просьба, если не трудно - померить этот параметр у них, для прояснения ситуации.
И кстати, на Ильяс-кае - какого диаметра трос?
Прибор не самый точный, но, похоже, что близко к 21 мм.
Трос не мерил, завтра пойду, но штангенциркуль с собой не понесу :) Попробую прикинуть.
32
хорошо. внушает надежду, что мои стальные боб и Вертикаль тоже сгодятся для такого. Муфты у них, правда, не "прыгают" а тихо-спокойно закручиваются.
Вместо одноразового разрывного аморта полагаю что сгодится многоразовая Kisa https://skygear.ru/catalog/alpinistskoe-snaryazhenie/amortizatory-ryvka/kong-kachestvennyy-amortizator-ryvka-kisa-6-fori-anod/
Это если там и вправду будет зачем цепляться
У Нефедова есть подробный обзор снаряги для ферраты. Фрикционные амортизаторы не отвечают последнему стандарту т.к. со временем веревка становится жестче и амортизатор работает хуже. Все таки фактор рывка больше двух это не фигульки воробьям показывать, это серьезно...
цитирую описание девайса
Возможны несколько вариантов заправки верёвки в устройство для регулировки усилия срабатывания (150-500 кг).
Чего нельзя сказать о разрывных к тому же одноразовых
Последнему стандарту не отвечают и карабины с "непрыгающими" муфтами. Чтож теперь - не ходить? Сильно уверен что стальные карабины на излом работают не хуже чем на растяжение и не хуже чем дуралевые. Потому и спрашивал про диаметр троса чтобы понять залезет ли он в обычные карабины
Прыгающие муфты это экономия времени на перестежках. Если работаешь с муфтой быстро и двигаешься быстро это некритично. А вот амортизатор... можно конечно взять свежую веревку, поставить на минимальное усилие что бы только энергетики хватило и активно молиться;-)
а какое разрывное усилие у одноразовых сшивных амортов? напомните, плиз...
а также вспомните отчего тот чувак не выжил, который на таком аморте улетел
Юрий, как удалось сходить?
Диаметр троса какой, по Вашим оценкам?
Извините за задержку с ответом. Каждый день хожу куда-нибудь, сегодня выходной :)
P1070508
P1070510
P1070511
С указательный палец. У меня 172 см рост и 72 вес...
Судя по всему, от 10 до 15.
Если уж совсем будет скучно и лень таскать штангель, то можно сделать оборотов 10 тонкой проволоки или нитки, а потом измерить длину и посчитать.
Это сугубо теоретически. Вопрос задавал не я.
Да зачем? Сравнение с размером карабина - показательно и достаточно. Полагаю что 12мм.
Юрий, большое спасибо.
Получается что для троса такого диаметра вполне достаточно стального обычного (не грушевидного) муфтованного карабина (для тех кто умеет работать с муфтой карабина). Или дуралевого но тогда с клеймом "К". А размер 21мм в EN 12275 - дан с запасом, под трос 20мм.
Всё прояснилось, благодарю.
Успехов вам, в работе и на отдыхе.
Вариант самостраховки с вертлюгом более интересен для современных виа феррат:
Dinatwist
http://rockempire.ru/catalog/sport/helmets-ferrata/dynatwist/
Да, но Сергей Сумберг пишет, что они все равно умудряются перекручиваться... :)
https://goclimbing.ru/blog/368-snaryazhenie-dlya-via-ferratyi.-instrukcziya-k-primeneniyu
- Только не перекручиваться(перекручивание с вертлюгом легко устраняется без выщёлкивания карабинов), а имеется в виду у Сергея "завязываться в узел" )) - это при особенном таланте некоторых пользователей никаким "дивайсом" не исправить ))
//СтарыйЧайник2: а какое разрывное усилие у одноразовых сшивных амортов? напомните, плиз...а также вспомните отчего тот чувак не выжил, который на таком аморте улетел//
старческий маразм вновь не позволяет понять, что тот чувак "улетел" от разрыва строп, а не проблем с амортизатором. дементий он такой дементий.... хотя у каждого свой "тот чувак".. бугага ))
sky4you
жуть.
как же с такой злобой можно жить?
самому-то - больше чем мне, а туда же, в упоротые
полечиться вам бы
а заодно почитать ещё раз. там ус оборвался при несработавшем амортизаторе
https://risk.ru/blog/196199
Интересно, а за "такие" профили: https://risk.ru/people/sky4you
банить не принято?...
Ведь это почище любого мата.
Ну, и?... Слабо стало Вольдемару...
Спрятал личико. И кто теперь "чичипуча"?
Было (на 09-58 17.08.2021).
Opera Снимок_2021-08-17_095816_risk.ru
Стало (на 12-40 17.08 2021).
И ещё не вечер - может опять перекраситься.
Opera Снимок_2021-08-17_122217_risk.ru
осмелюсь предположить что это не лечится
Да, наверное не стоило реагировать.
Но что-то их последнее время слишком много "однояйцевых " с "10-11-ого года" развелось, которых раньше ни слухом, ни духом. Чудеса прямо.
Кстати, он таки перекрасился в третий раз и прикинулся шлангом (чистый казах). Скрин делать лень.
На то количество людей которые ходят по виа ферратам, одна смерть от .... снаряжения не проблема. Это даже не статистика. Ведь не зря автор написал что само снаряжение ему понравилось. Функционал хороший. Мне кажется что если человек падает там легко можно получить открытый перелом конечности, даже если амортизатор сработает. Поэтому надо грамотно обучать пользоваться этим третим усиком самостраховки. Не все такие сильные, выносливые и бесстрашные.
sky4you вы написали ересь безграмотную, не позорьтесь, "что тот чувак "улетел" от разрыва строп, а не проблем с амортизатором". Амортизатор и была основная проблема. Не работает амортизатор, все усы будут рваться как нитки. Надеюсь в причине обрыва разобрались. В конструкции амортизатора (и был ли он тогда предусмотрен в конструкции) или его материале, не имеет значение. Он не сработал. Единственная "радость". Тот кто его водил пострадает от закона не так сильно. Все правила соблюдены.
разбиралось это всё, и неоднократно.
кроме https://risk.ru/blog/196199
есть ещё https://risk.ru/blog/218706
понятно что есть развитие и современные аморты лучше прежних.
но и доверять одноразовому разрывному, который невозможно испытать в силу его одноразовости - после таких случаев как-то ... неуютно.
поэтому и обсуждается как и из чего сделать при необходимости грамотную систему из того что есть и чему доверяешь, и не одноразово. И понятно что для этого необходимо обладать необходимыми знаниями, умениями, опытом.
а если нет таковых - да, надо применять то что прописано в нормативке, хотя бы чтоб потом за НС не отвечать перед следаком, тому кто водит экскурсантов.
СтарыйЧайник2 наверное с вами не соглашусь. "да, надо применять то что прописано в нормативке, хотя бы чтоб потом за НС не отвечать перед следаком, тому кто водит экскурсантов." Это без обсуждений. Но мне кажется что городить огород надо по минимуму. И если говорить о достаточно квалифицированных людях то будет достаточно... главное что бы была короткая самостраховка, отдохнуть когда устанешь. Разрывные амортизаторы это не бог есть что по сложности. Просто тогда порвались резинка, она и была сделана как амортизатор (без нормального сшитого)
там был сшитый. Kombrig разбор делал в конце лесенки комментов к посту 196199