Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения

Пишет Katleta, 09.08.2021 21:58

В качестве преамбулы хотелось бы сказать спасибо всем гидам и опытным туристам, которые опубликовали на сайте свои рекомендации и советы по восхождению на Эльбрус.

Также хочу предупредить людей с небольшим опытом, что на данной горе ежегодно случаются трагедии, в том числе с летальным исходом, поэтому для снижения рисков по здоровью и безопасности советую совершать восхождение в сопровождении профессионального гида.

Предыстория

Мы с мужем Антоном походники-любители. До этого ходили в непродолжительные походы на вулкан Семеру в Индонезии, на гору Ачишхо в Сочи, а также в Приэльбрусье в 2019 году – переходили перевал Койавганауш, ходили по ущельям Адырсу и Адылсу в качестве акклиматизации перед восхождением на Эльбрус (поднялись в итоге только до «ледового поля» перед вмерзшим ратраком).

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Спуск с перевала "Койавганауш"

После неудачной попытки восхождения мечта побывать на вершине осталась, я стала читать статьи о нюансах на Эльбрусе и анализировать ситуацию, хотелось понять, в чем была ошибка предыдущего восхождения и как ее избежать в следующий раз.

Как это было в первый раз (июль-август 2019)

За месяц до похода я начала бегать (нерегулярно, через раз, и это явно было не в мою пользу), Антон начал бегать чуть раньше и более регулярно.

Мы проходили акклиматизацию в составе группы из 8 друзей под руководством опытной подруги-альпинистки с категорией (точной категории не помню), которая официально водит детей в горные походы. Ходили в Приэльбрусье под рюкзаком практически каждый день, пересекали (читай «перепрыгивали») горные реки, в один из дней спускались без кошек по снежнику, и почти вся группа полетела со скоростью вниз – все отделались легким испугом и смогли затормозить. Темп ходьбы был довольно быстрый, я шла медленнее остальных, поэтому мы с мужем приходили позже, а когда меня подгоняли, то я запыхивалась и приходилось останавливаться, чтобы отдышаться. В общем, был насыщенный и довольно выматывающий поход (лично для меня), - и это было одним из моментов, сыгравших в плане успеха не в нашу пользу. Один день потратили на дневку в непогоду.

В конце похода часть группы разделилась, самые смелые и сильные пошли на следующий перевал, а мы с мужем и другом решили вернуться в Терскол и допройти акклиматизацию в окрестностях, - дойти до водопада «Девичьи косы» и до «Обсерватории», подняться до нашего будущего приюта «Орлиное гнездо».

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Во время прогулки к Обсерватории

За день до восхождения мы с группой воссоединились. По прогнозу погода на день запланированного восхождения портилась и нашим руководителем было принято решение восходить раньше. Восхождение назначили на ночь после подъёма на скалы Пастухова, - и это еще один момент в копилку усложняющих условий. В один и тот же день мы поднялись до приюта «Орлиное гнездо» (высота 4130 м, на этой высоте трое из нас точно ещё не спали), положили вещи и пошли на скалы Пастухова.

Вернулись в приют около 16:00. Чувствовалась высота, аппетита не было. Примерно в 19:00 после ужина и сборов мы решили лечь поспать. В Орлином гнезде все комнаты выходят в общую кухню-столовую. В нашей комнате было 4 двухъярусных кровати, было окошко, но оно не открывалось. Вентиляции в комнате как таковой нет, работал обогреватель и, видимо, он сжигал кислород, – что тоже ослабило самочувствие участников группы. Было душно, заснуть ни у кого не получалось, все лежали в полудреме. После пробуждения все согласились, что после сна чувствуют себя измотанными.

Мы с Антоном решили выйти на восхождение на пару часов раньше, так как мой темп медленнее группы. Вышли около 12 ночи. У скал Пастухова нас догнала наша группа, а потом они пошли дальше. Начинался рассвет, крутой подъем ледового поля все не кончался. Ощущение было такое, что мы не спали два дня подряд, сильное переутомление, гудела голова, есть не хотелось. Пройдя еще немного, мы решили, что не будем насиловать свой организм, тем более, даже если мы пойдем до вершины, то потом нужно будет брать откуда-то силы. Поэтому мы повернули назад, нас догнал наш друг, у которого у косой полки просто появилась пелена в глазах и не дала ему идти дальше. Дошли до приюта, рухнули на постели и заснули. Остальная часть группы взошла, вернулись после обеда. По словам некоторых участников, они «еле дошли», «засыпали на «косой полке», а после седловины на отрезке к вершине останавливались и падали на землю отдыхать через каждые 30 метров, шли не замечая ничего вокруг.

На мой взгляд, это была ненормальная ситуация при восхождении, так как я читала и слышала отзывы от других людей, у которых с самочувствием было все более-менее.

Для себя я вынесла несколько выводов:

1) Нужна минимальная физическая подготовка перед поездкой.

2) Не должно быть сильной физической нагрузки за неделю до восхождения, иначе организм может не успеть восстановиться.

3) Должна быть правильная постепенная акклиматизация, чтобы организм успевал перестроиться.

4) Должен быть день отдыха перед восхождением – желательно внизу, так организм быстрее перестраивается, восстанавливается и набирается сил.

5) Если вы идете без гида, с собой нужно иметь GPS навигатор на случай непогоды, и он должен обязательно до этого писать ваш личный трек, как только вы начали восхождение (так как встроенные карты могут быть условными). Если Вы мнительный человек, возьмите еще и рацию, так как после седловины связь плохо ловит, а у многих гидов и МЧС они есть.

*Дополнительный пункт для людей, которые себя иногда накручивают, и людей со страхом высоты (привет, это я :) ). Я очень боялась, что у меня начнется какая-нибудь паническая атака, что начну сама себя накручивать и запугивать, что мне будет казаться, что становится плохо, и т.д. Но, видимо, на высоте мозг работает по-другому и концентрируется на текущих задачах. Негативные мысли в голову не лезли, страх высоты отступил. Мозгу было не до выдумывания негативных сценариев.

Более подробно о нюансах подготовки по пунктам

1) Перед вторым восхождением в 2021 мы стали готовиться, примерно, за 2 месяца (по-хорошему, лучше начинать минимум за погода). Я прочитала, что минимально приемлемым физическим состоянием перед восхождением считается возможность пробежать 8-10 километров без остановки. Сначала это у меня совсем не получалось, я думала, что я совсем неспортивный человек. Потом на глаза попались несколько статей, где авторы рассуждают на тему пульса и восхождения в горах. Смысл был такой, что пульс не должен быть сильно высоким, не должно быть сильной одышки, иначе организм будет «закисляться» и ему будет становиться с каждым шагом все хуже. Также один автор советовал при подготовительном беге бежать максимально медленно, - так, чтобы не было одышки и, чтобы была возможность бежать и разговаривать. Вскоре я нашла свой супер-медленный темп и смогла два раза в неделю бегать без остановки по 10 километров. В дальнейшем это помогло мне на восхождении – главное найти свой темп и не спешить.

Также раз в неделю мы ходили по лестнице 16-этажного дома вниз-вверх по 10 раз. Это помогло подготовить мышцы к восхождению, на самом восхождении они вообще не болели.

Антон ещё ходил на тренировки «сайкл» раз в неделю.

2) В этот раз мы приехали на машине, остановились в кемпинге «Кавказ» и не ходили в длинные выходы с тяжелым рюкзаком.

3) и 4) В программе акклиматизации мы старались придерживаться правила «зубьев», доступно описанного в этой статье https://risk.ru/blog/9311 Андреем Лебедевым. Основные два правила из нее: 1. на неосвоенной высоте не следует подниматься за день от ночёвки к ночёвке более, чем на 500 метров. 2. Высота ночёвок в очередном выходе в высокогорье не должна превышать максимальную высоту ночёвок в предыдущих выходах более, чем на 1000 метров. (с)

Также за день до начала акклиматизации я начала принимать Диакарб (перед применением необходимо посоветоваться с врачом, я посоветовалась). По данному препарату ведутся споры, кто-то считает, что это неспортивно, что это «читерство», кто-то считает, что это просто не помогает. Здесь должен каждый сам для себя определиться. В общем же, он применяется для предупреждения симптомов горной болезни и убыстрения акклиматизации, примерно, в два раза, -то есть, она будет длиться не 24 часа, а 12 (здесь важно понимать, что это профилактика, а не лекарство от уже начавшейся сильной горной болезни, и она не заменяет акклиматизационные выходы). Подруга-врач из Америки одобрила мне прием данного препарата, я почитала про его исследования и меня они устроили. Принимала по две таблетки 250 мг в день, с интервалом в 12 часов и для себя однозначно поняла, что в моем случае он сработал. У меня не было тошноты, головокружения, как в прошлый раз. На подъеме к вершине у меня пару раз появилась легкая боль в голове и быстро прошла без болеутоляющих. Аппетит все это время был отменный, в туалет я чаще не бегала (как иногда бывает после Диакарба), побочек не было (но тут у каждого все индивидуально), все дни на высоте, кроме ночи перед восхождением, спала хорошо. Антон принимал по одной, в один из дней у него появились симптомы горной болезни – тошнота, головокружение, потеря аппетита. В этот день он выпил вторую таблетку, стало лучше.

Наш маршрут выглядел так (мы уже бывали до этого у Девичьих кос и Обсерватории, поэтому решили сходить на Чегет):

Описание самой поездки, июль 2021 г.

В субботу мы втроем (муж Антон, друг Даня, который в 2019 зашел на вершину, и я, нам от 27 до 32 лет :) ) из Москвы приехали в Терскол ближе к вечеру, остановились в кемпинге «Кавказ», ехали до этого сутки, поэтому гулять уже не пошли. Кемпинг нам понравился. Находится прямо у горной реки. В кемпинге есть туалеты с чашей «Генуя», выложенные плиткой, в них были гигиенический душ, раковина, свет, защелка. Не всегда встретишь в местных кемпингах такую роскошь. Также в кемпинге есть душ с теплой водой (за 50 р.); кухня со светом и розетками, с двумя газовыми плитами (возьмите спички), с раковиной, с длинными столами и лавочками; мангал; места под палатки; умывальники с зеркалами под открытым небом; места для машин. Стоимость с человека – 200 р. в день, дополнительно за машину – около 50 р. в день. Также в кемпинге есть отдельный домик с номерами. Поставили палатку недалеко от машины. В зимнем пуховом спальнике на 0 было комфортно.

Утром пошли в акклиматизационный выход на Чегет, тропа начинается резко вверх недалеко от кафе, мы использовали карты maps.me (нужно закачивать заранее, так как связь работает с перебоями). По тропе дошли до озера Донгуз Орун-Кёль, дальше уже стояла будочка пограничников. Озеро красивое, но вода в нем ледяная и внизу дует ветер. Если вы любитель Инстаграма, возьмите красивую одежду, некоторые девушки ложатся в платьях в ледяную голубую воду.)

Озеро Донгуз Орун-Кёль

После этого пошли вверх к концу канатки. Когда мы пришли, всё уже было закрыто, время было около 16:30. Посидели немного на бревне, посмотрели на Эльбрус, которые показывался из-за облаков.

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Виды с Чегета

Когда мы спустились, поняли, что обгорели (когда идешь, дует ветер и не замечаешь, как солнце печет). Советую постоянно мазаться солнцезащитным кремом.

На следующий день мы поднялись на подъёмниках и немного прошлись до Бочек, положили вещи, поднялись до приюта "Мария", посмотрели на нашу будущую комнату. Там нас встретил приятный открытый администратор Давид, угостил нас чаем и сухофруктами. После этого вернулись обратно в Бочки.

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Подъём к "Марии"

В нашем вагончике-бочке было 4 двухъярусных и одноярусных кровати с матрасами и подушками, по несколько розеток около кроватей с постоянным электричеством, рабочий обогреватель. С нами в домике был еще один незнакомый человек, аншлага не было. У вагончика есть даже тамбур. Туалеты «дачного типа» с дыркой в полу были метрах в 30 от домиков. Кухня также находилась отдельно. В кухне есть газовая плита, стол, лавки, посуда (убитенькая). Вечером в кухне холодно, обогреватель не нашли. Зато есть электричество. Воду мы брали с собой, так как на этой высоте все источники с дизелем от снегоходов и ратраков.

Кстати, около бочек живет мимимишный лис, который будет рад вашей тушенке (а еще лучше захватите ему хороший собачий корм :) ).

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Высокогорный лис

Виды у "Бочек", на заднем фоне туалеты

Утром мы позавтракали в кафе напротив (там готовят яичницу, хычины, супчики и пр.) и пошли с вещами в приют Мария. В Марии вагончики стоят бок о бок, в каждом вагончике есть тамбур-кухня, из нее двери ведут в два шкафа-спальни. Там на деревянных нарах умещается по 8 человек – 4 снизу, 4 сверху. На нарах лежат пенки (пенолон). В тот раз нам повезло, других людей не было. В кухне есть газовая плита, электричество дают на несколько часов вечером. Обогревателя нет, но было комфортно – около 10 градусов. Порадовало, что в шкафах-спальнях предусмотрена вентиляция в кухню, воздух не спертый.

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)"Спальня-шкаф" (почему-то фото переворачивается)

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Внутри "Марии"

Воду брали из ручья талой воды недалеко от приюта (долго такую воду пить не рекомендуется, потому что в ней нет солей), из нескольких приютов туда ходят за водой. Туалет «дачного типа» стоит в 10 метрах от вагончиков, на краю пропасти среди скал. Узкая дорожка идет среди камней (ночью в непогоду с фонариком идти к нему очень «весело»).

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Вид с тропы к туалету

После размещения мы пошли к Скалам Пастухова, было уже дневное время, погода начала портиться. Мы шли на уровне облаков, рядом с нами гремел гром, начал идти снег-крупа. Некоторые туристы еще шли вверх, но многие уже спускали вниз. Проходящие мимо не советовали идти дальше. Один мужчина рассказал, что у него нагрелись на скалах Пастухова треккинговые палки и ему пришлось их отбросить. Вскоре у Антона начали трещать перчатки, а у Дани пошел ток по палкам. Немного не дойдя до начала скал, мы повернули обратно. Стоит упомянуть, что на Эльбрусе в грозовые сезоны от молний погибают туристы.

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Непогода

На следующий день мы спустились в наш кемпинг и провели день, почти без физических нагрузок. Прогулялись на пару часов по долине нарзанов, оказалось, что там есть два источника, один сильно концентрированный, ближе к лесу, и второй помягче, пить его приятнее – он ближе к остановке. Прогноз погоды на ближайшие дни на всех сайтах был благоприятным - ясно, ветер умеренный. Через сайт зарегистрировались в МЧС, нам присвоили номер и на следующий день Антону даже отзвонился МЧСник, сказал позвонить им, сообщить о выходе на маршрут и выходе с маршрута.

Утром следующего дня мы пошли в прокат Культур Мультур (отличные ребята, советую!) и взяли там недостающее снаряжение. У них хорошие цены (ниже, чем в Азау), большой выбор. Я взяла себе супер-теплую пуховку (300 р. в день), термос на 700 мл (100 р.), фонарик с красным светом (для того, чтобы мы нашли друг друга на восхождении, об этом ниже). Мы поднялись в приют Мария. Там нас определили в другой вагончик, который был полон других туристов. Ох уж этот «аромат», когда заходишь в шкаф-спальню смешанного типа (где спят и мужчины, и женщины :) ). Мы решили, что мне целесообразнее ехать на ратраке до косой полки, так как мой темп медленнее ребят и это увеличит наши шансы. Сначала, конечно, я предложила это скрепя сердце, но потом убедилась, что это правильное решение. Тут опять же каждый решает для себя сам, что для него спортивно, что «фи». Некоторые и подъемники считают «читерством». Если у вас основная цель – побывать на вершине, а не ставить рекорды и проверять свое физическое состояние, а также есть 8-10 тыс. рублей, то берите ратрак, - так вы сэкономите силы и время, а восхождение будет еще более приятным по ощущениям.

Через наш приют подходящий ратрак найти не удалось (только на 1:00, а это слишком рано, восхождение получается в ночи), а вот администратор Орлиного гнезда по соседству смог договориться с одним ратраком на 3:00 (цена со скидкой = 8 000 р., так как мы раньше были клиентами приюта). Удивительно, как у каждого оказались свои знакомые водители.

Легли поспать около 19:00, но заснуть из-за нервов (а как оно будет?) не удалось. Ребята немного подремали. В 23:00 они вышли на тропу. Я начала собираться в 2 ночи. Непередаваемые ощущения – ты выходишь из каморки, где сладко спят люди, которым сегодня не надо идти на вершину, заходишь в темную холодную кухню с фонариком. Надо ничего не забыть, надеть на себя все снаряжение, утеплиться максимально, затянуть обвязку, поесть. Какое-то щемящее чувство одиночества. Вышла в холодную ночь, вдалеке ходят фонарики. Прошла по узкой деревянной дорожке от одного приюта, к другому. Время поджимало, надо было успеть надеть кошки и верхонки. Мимо проезжает ратрак и я думаю «а вдруг, это был мой ратрак и он про меня забыл?», но к назначенному времени подъезжает еще один, сигналит мне. Быстро иду к нему, закидываю рюкзак на штыри впереди, иду по гусеницам, передаю деньги и сажусь на лавку к другим людям. Ратрак рвет с места в гору, только и успеваю схватиться за лавку – ремней нет, держишься руками за что можешь. Успеваю только натянуть верхонку, о фото и речи идти не может, тут бы не соскользнуть. Мы с Антоном надели на себя световозвращающие автомобильные жилеты, чтобы встретить друг друга у косой полки. У конца маршрута ратрака, минут через 20 пути, вижу яркое желто-зеленое пятно, машу жилетом Антону. Через пять минут мы встретились, Даня с Антоном рассказали, как они все это время шли в сильный ветер, отдохнули немного и пошли на косую полку, были предрассветные сумерки. Ветер стихал, сноубордическая маска не понадобилась.

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Предрассветный час

Косая полка – узенькая тропа вдоль крутого склона, с небольшим подъемом вверх. Основная опасность на этом участке – соскальзывание. Если оступишься и упадешь, полетишь вниз по крутому склону, где затормозить можно в первые секунды при помощи ледоруба, дальше скорость увеличится и начнется зона глубоких трещин, где люди погибают и их редко находят. Больше всего я боялась этого участка (начитавшись страшилок), поэтому внимательно контролировала свои шаги, отводила ноги друг от друга подальше, чтобы кошки не цеплялись за штанину. На рассвете показалась знаменитая тень Эльбруса, но я не рискнула останавливаться, снимать верхонку и доставать телефон – слишком велика цена, если я вдруг потеряю равновесие при этих действиях. По косой полке шли около трех часов, я шла медленно, старалась прислушиваться к сердцу дыханию, чтобы не было одышки, благодаря этому шла спокойно без остановки. Впереди в таком же темпе шла группа с гидом, они иногда ненадолго останавливались, я их обходила.

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Косая полка

Показалась седловина, до нее уже было метров 30 и тут я начала убыстрять темп – хотелось догнать Антона (Даня остановился передохнуть сзади). На это действо мой организм моментально отреагировал потемнением в глазах, я быстро села, чтобы не упасть в обморок, достала орешки и сухофрукты, глотнула изотоника, посидела, все пришло в норму. Медленно пошла дальше, но уже так не экспериментировала. На седловине было много групп и самостоятельных восходителей. Вдалеке виднелась будка «Red Fox». Мы устроили «пикник» на солнце. Грелись и ели. Здесь стоит отметить, что я ела бутерброды с колбасой (жаль, что продавец меня уговорил купить местную колбасу-суджук, ее было сложно прожевать), многие мне говорили, что на восхождении не будет хотеться ничего есть, а из еды можно будет есть только сникерсы/твиксы и орехи, так вот – это не так! Если вы любитель мяса и если у вас нет сильных проявлений горной болезни – бутерброды заходят только так! Круто было бы вообще взять с собой мамины котлеты или карбонад (знать бы раньше!). Орешки, сухофрукты, твикс тоже хорошо шли. Попили травяной чай (решила не нагружать нервную систему черным чаем и кофе). С собой я взяла 700 мл чая и маленькую бутылку изотоника, ребята примерно так же. Я подумала – куда мне больше 1,5 литров? Я столько обычно не выпиваю. По факту этого оказалось очень мало! Надо брать больше, но об этом ниже.

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Седловина

Начали подъем от седловины, подъем, как и говорили ранее друзья, крутой, но не настолько страшный (воображение рисовало почти отвесный склон :) ). Гиды (спасибо им) провесили перила, тропа идет немного вдоль склона, спокойно идешь, никакого ужаса. Единственное, страшновато в местах, где отстегиваешься от перил и надо пройти к пологой площадке немного по подъему. * Важно соблюдать правила и идти по тем перилам, которые предназначены для определенного направление – перила справа используют для движения вверх. На наших глазах разгорелся конфликт между участниками, которые шли по правильному направлению и, которые шли против движения по этим же перилам. Вверх идешь очень медленно (при недостатке кислорода быстрее не пойдешь, будет колотиться сердце и появится одышка), есть пара площадок для отдыха. В целом, подъем не сложный, просто из-за скорости он занимает достаточно много времени.

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Вид на подъём

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Очередь к перилам

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Перила наверх

Сначала показалась "псевдовершина", затем уже стало видно вдалеке настоящую вершину.

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Осталось ещё чуть-чуть!

На вершине толпилось много групп, все фотографировались, были даже очереди на фото около памятного камня. Мы прошли по узкой маленькой дорожке и оказались среди других восходителей. Было ощущение восторга, вокруг были красивые виды, но наверху все эти ощущения немного притупленные, мозг постоянно держит на контроле основную задачу – спуститься вниз. Спустя 15 минут ребята начали жаловаться, что дует сильный ветер (а они подразделись до этого) и что надо спускаться. Хотелось, конечно, провести там больше времени (не зря же столько шли).

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)На вершине

Спускались правее, на спуске тоже были перила, но они почти лежали на земле, было неудобно и даже опасно пристегиваться, поэтому мы решили идти без страховки – тропа была хорошо протоптана, шла вдоль склона.

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Ещё немного седловины

На седловине еще перекусили, допили мой чай. Сняли теплые вещи, насколько возможно, и пошли обратно. Косую полку прошли довольно быстро. А дальше начался спуск по крутому склону, тут я идти быстро не могла. Силы начали меня покидать. У нас кончилась вся вода, ужасно хотелось пить, а идти предстояло еще несколько часов. Даня ускакал вперед, а Антон пошел со мной. Такой физической усталости у меня еще не было. В те короткие моменты, когда я останавливалась присесть я понимала, что если задержусь еще, то усну прямо здесь и придется вызывать потом МЧСников. В итоге, приходилось каждые 50 метров уговаривать себя идти дальше. Ощущение, что сил уже просто нет – а ты берешь и делаешь еще шаг. Солнце грело как на море, жарища. Рюкзак внезапно оказался неимоверно тяжелым.

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Спуск после "вмерзшего" ратрака

Еле-еле около 17:00 я спустилась к Марии, подъемники уже не работали, да и до них бы у меня уже не было сил спускаться. Наконец-то я попила воды. Хотелось просто лечь, но я немного поела ужин, который приготовили ребята. Мы завалились спать, проспали так часов 13. Ночью наши соседи по «шкафу» собирались на восхождение. Нам это даже не помешало, надеюсь, они дошли.

Утром мы спустились вниз, сдали снаряжение и пошли в наше любимое кафе «Аяз» на поляне Чегет. Здесь готовят вкуснейшие чебуреки, в которых не много масла, много начинки. И вообще, вся еда довольно вкусная, официанты приветливые, посуда из ресторанной керамики, интерьер стильный. (Также в нашем списке любимых – кафе «Friends» и кафе «Купол».) В главном управлении МЧС никто не брал трубку, Антон дозвонился только до МЧС в Терсколе и попросил передать информацию о том, что мы спустились и с нами все в порядке.

Попрощались с Эльбрусом и поехали дальше – к морю.

П.С. Что на мне было из одежды и снаряжения во время восхождения:

- Термобелье – термоштаны, термокофта, термотрусы (чтобы не потеть и не мерзнуть);

- Флисовые штаны, флисовая кофта (Декатлон);

- Горнолыжные непродуваемые штаны;

- Легкая пуховка на 5-10 градусов (Декатлон);

- Большая зимняя непродуваемая пуховка;

- Теплые зимние носки для горных походов – купила в прокате Культур Мультур;

- Ботинки для горных походов Lowa Mauria GTX Ws (в предыдущий раз ночью так же была в них и в бахилах), ботинки – огонь, даже после перехода в них горной речки по колено, они не пропускают воду и выглядят прилично;

- Валенки-бахилы теплые на ботинки (куплены по интернету, можно взять в прокат);

- Перчатки тонкие синтетические, перчатки флисовые, верхонки (Декатлон);

- Теплая шапка;

- Балаклава (чтобы лицо не обмораживалось ночью, в сильный ветер), рекомендую брать с козырьком для носа и дырочками для рта (покупала в Сплаве);

- Баф – на шею, потом при спуске можно натянуть от слонца на голову;

- Альпинистские очки Julbo Explorer со степенью защиты 4 (очень важно носить в горах очки с защитой от ультрафиолета, так как на высоте озоновый слой тоньше, глаза страдают даже в пасмурную погоду, не говоря уже о снеге, который отсвечивает);

- Кошки мягкие (Декатлон);

- Обвязка;

- Треккинговые палки (Декатлон);

- Ледоруб (Pezl) – с ледорубом в одной руке, палкой в другой, шла на участках, где возможен срыв (спуск от косой полки был с палками), если берете ледоруб, заранее узнайте, как им пользоваться, и потренируйтесь;

- Термос 700 мл (мало, надо литр);

- Изотоник 500 мл (надо брать как минимум два), клала во внутренний карман куртки, чтобы не замерз;

- Бутерброды, орешки, сухофрукты, твикс;

- Аптечка;

- Фонарик;

- Пенолон (сидушка-напопник);

- Телефон;

- Солнцезащитный крем (у Антона) – мазались не всегда, лицо обветрилось и сгорело;

- Рюкзак Deuter на 12 литров (очень люблю эту фирму, так как они удобны для спины и предусмотрена вентиляция).

- Что было с собой, но не понадобилось:

- Непродуваемая ветровка;

- Горнолыжная маска (от ветра);

- GPS-навигатор garmin etrex 20;

- Химические грелки для рук и ног.

+ Забыли в приюте гигиеническую помаду.

Снаряжение

Эльбрус: отчет новичка (июль 2021) + разбор предыдущей попытки восхождения (Горный туризм)Красавец Эльбрус