Эльбрус без посредников

Пишет Игорь Н., 04.06.2021 21:42

Горами заболел я довольно поздно, всего-то лет пять-шесть назад (мне сейчас 52). Пригласил друг из Майкопа пройтись по Лаго-Накам вокруг Оштена. В обнимку со старым добрым «Ермаком» вылез я со стороны Псенодаха на Фишт-Оштеновский перевал, глянул с него на горы впереди – и ближайшие сутки объяснялся исключительно на русском матерном, с восторженным оттенком. Уж больно здорово. До сих пор горы Адыгеи считаю самыми красивыми, хотя повидал всего достаточно.

Но «мои» горы – это лесная зона, субальпика и альпика. Идешь себе один, не торопясь, радуешься открывающимся видам. Дней пять-семь, километров 60 – 100, перепад высот порядка 1000 – 1700. Снег – только опционально, и если придет мысль немного повыше забраться. В общем, нормальный отдых.

Альпинизм как таковой, наоборот, никогда особо не привлекал (хотя ради интереса в свое время научился работать с восьмеркой, и проверенная в деле обвязка, веревки, карабины там, пара жумаров дома имеются).

Однако одна гора время от времени всплывала в мыслях, с тех пор, как увидел я однажды на рассвете ее тень на небе с переседлины между Тхачами. Точнее, его тень.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

Определившись, что сходить на поклон к дедушке Эльбрусу хочется, порешил я для себя однозначно: либо я сделаю это сам, либо не судьба. По крайности, у кого-то на веревочке точно не пойду.

Разумеется, прочитал доступные в инете, в том числе на Риске, материалы на данную тему. Не вдаваясь в подробности, из авторов, которые здесь публиковались и публикуются, хотелось бы поблагодарить т. Морозову (за подтвердившиеся практикой полезные советы по одежде и особенно обуви, а также методике акклиматизации) и т. Баранова (за два нюанса: ледоруб в плюс и таблетки в минус). Честно, всё. Остальную нужную информацию собирал по фрагментам, и часть из нее (не такая уж маленькая) на проверку оказалась, как бы это помягче, недостоверной.

Отступление: собственно, данная статья и появилась на свет в первую очередь как возможность поделиться конкретным практическим опытом с человеком, который, как и я в свое время, хочет самостоятельно увидеть мир с вершины Эльбруса, но в Приэльбрусье никогда не был. Чтобы ему соответствующие сведения не собирать, как мне, по крупинкам, и чтобы они были актуальными, без разбега в 10 лет.

Однако чтение чтением, а никакие тексты не заменят живого знакомства с предметом. Поэтому в 2019м в начале февраля я первый раз приехал на субботу-воскресенье в Азау и увидел Гору вблизи.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)Эльбрус встретил изумительной погодой: ни облачка, небольшой ветер. Поднявшись в тот же день на канатке и заночевав на Бочках, в 2-40час собрался я и пошел в направлении параллельных скал, ориентируясь на следы снегохода. Конечно, о возможности уделить Горе сколь-нибудь серьезное время не было и речи – на следующий день надо было улетать домой, а для этого еще спуститься вниз, перепаковать вещи, 3 часа ехать до Минвод, сдавать багаж и тд – в общем, никак я не успевал. Но погода, повторюсь, манила и звала, так что в 5-00 я безо всякого напряга дошел до середины параллельной гряды (4180м) и вернулся назад еще до восхода, в 6-00. А на проснувшихся Бочках встретили меня две проживающих там лисы и роскошный рассвет с «солнечным крестом» – единственный раз, когда я его видел.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)К сказанному можно добавить полное отсутствие каких-либо проявлений горной болезни, хотя поднимался я на Бочки, конечно, безо всякой акклиматизации. Видимо, потому, что большую часть ночи я не спал, а двигался.

В общем, положительных эмоций было много, и пользы тоже. Скажем, одежда и экипировка, опробованная в феврале 2019го, с минимальными дополнениями и изменениями использовалась мной и при заходе на Эльбрус в мае текущего года (про вещи для тех, кто с ними еще не определился, дальше подробнее скажу).

С другой стороны, из этой поездки я сделал вывод о том, что зайти на Гору могу без дополнительной подготовки, и что «горняшки» у меня не будет.

На этот вывод наслоились еще два соображения: уверенность в том, что я знаю, как идти вверх (действительно, с Бочек, да в хорошую погоду, дорога кажется очевидной) и нелюбовь к хождению в толпе.

Все это привело к тому, что в конце апреля того же 2019 года я приехал в Азау на шесть дней с желанием подняться на вершину до начала Red Fox Elbrus Race.

Базироваться я при этом решил в районе бывшего Приюта 11, ну чтоб идти было поближе, и в результате первым в сезоне заночевал в Дизель Хат, 27 марта, там еще и смотритель не жил постоянно. Поднялся я туда, «разумеется», без акклиматизации, с намерением тут же в первое утро сходить докуда получится, а назавтра идти наверх.

В результате в первую ночь словил весьма своеобразное состояние организма, с сильной головной болью и «атакой на мозги»: решение вместо сна каких-то сложных задач, полностью придуманных, но очень реальных. Сложно рассказать, но выматывает солидно. Вышел в результате не ночью, а уже под утро. Дул ветер со снегом, шел я, прямо скажем, тяжело и хреново, дошел до подъема перед скалами Пастухова, взмок как мышь и повернул назад. Вернувшись на приют, понял, что в нем, скажем так, прохладно, высушить одежду не представляется возможным. Тут две ошибки: переутеплился и оставил запасные вещи в большинстве внизу, не рассчитывал настолько взмокнуть. Совокупность сделанных ошибок повлекла за собой основную: решение спуститься на следующую ночь вниз, в Азау,чтобы просушиться и переукомплектовать рюкзак.

В результате пропустил я единственную ночь и единственное утро с более-менее подходящей для подъема наверх погодой. К сожалению, узнал об этом только внизу, так как инет на приюте не работал.

Следующим днем я снова был на Дизель Хат. Там уже появились люди, в частности, готовилась на восхождение явно коммерческая команда человек из пяти-шести. Погода портилась, но была некоторая надежда, что под утро ветер стихнет. На следующие дни прогноз был только хуже. Принял решение в ночь доехать до низа скал Пастухова на снегоходе, и в 4-45час выехал (снегоход опоздал на полчаса). Ветер и снег не стихали. На площадке под скалами надел бахилы, кошки и пошел вверх.

И тут выявилась еще одна ошибка. Навигатор у меня был, разумеется, но треком пути вверх я не запасся, потому что «и так видно». Так вот, ни хрена особенно видно не было. Вдоль скал путь был достаточно понятен, потом, следуя по наезженному снегу, буквально наткнулся на утонувший в снегу ратрак, хлебнул, сидя на нем, чаю… и понял, что дальше следов техники, на которые было просто ориентироваться «ногами», нет, и тропы не вижу, снег конкретно метет. Полез выше, пытаясь нащупать начало тропы на Косой полке. Увидел какой-то трос (или веревку), уходящую в снег влево и вверх, решил – вот оно. Отсутствие плотной тропы под ногами списал на снежные заносы и полез по направлению этой самой веревки.

В общем, шел я ниже Косой, не сильно, но существенно, потихоньку с ней сближаясь. Все время против ветра, и здорово много сил тратил на снежные наносы. Да и вообще, шел очень тяжело, «неправильно», часто останавливаясь для отдыха. Однако потихоньку дошел до места, где склон начал ощутимо поворачивать в сторону седловины. И тут справа спереди дунуло всерьез. И меня сдуло. Метров на пять вниз по склону проскользил, задержался ледорубом, который «правильно» был в левой руке, лопаткой вперед, клювом назад. Я его под правое плечо и пихнул, по теории. Первый раз в жизни). Ну, выкарабкался повыше того места, с которого слетел, пошел дальше. Ветер еще усилился, снег аж в закрытые карманы пуховки набивало, потом вытряхивал. Прошел сколько-то, и тут снова дунуло так, что сдуло как комара с руки. Проскользил вперед и вниз на этот раз солиднее, склон был покруче. Задержался (второй раз в жизни), уперся палкой правой рукой… а палочка так и ушла наклонно в склон, по рукоятку. На ней кольца не было, забыл сказать. Вот тут, хм, похорошело. Левой рукой положил ледоруб поперек плашмя, грудью на него, стал выползать по склону прочь от провалившейся палки, ну и ее вытаскивая, она у меня была привязана к варежке. Отполз, полез вверх. На этот раз поднимался с запасом, и вдруг понял, что стою-то я на тропе. Во, и Косая полка нашлась. Только к этому времени стало понятно, что никакого улучшения погоды не грозит, а испытывать судьбу дальше ну не очень хочется. И повернул я назад. Буквально метров через сорок столкнулся с двумя самыми упорными товарищами из той группы, с которой ночевал на приюте. Рассказал им, как летал с горки... ну и ребята тоже решили пойти назад, ибо нефиг. Быстро обогнали и исчезли в летящем снегу. Вниз шел откровенно хреново, долго, присаживаясь и тд, в общем, со всеми нарушениями ритма, которые возможны.

А дальше погода совсем испортилась, и стало понятно, что планы мои неосуществимы. Пришлось говорить дедушке Эльбрусу «до свидания» и улетать.

В общем, вернувшись домой, расписал все ошибки и недочеты по полочкам:

в экипировке: переутепление, неправильный подшлемник, неэффективные перчатки, отсутствие крема для лица, палка без кружка (про все это дальше);

в тактике: ночевка в необогреваемом приюте, неполный комплект сменной одежды;

в стратегии: ложный вывод о том, что не нужна физподготовка; ложный вывод, что не нужна акклиматизация; ложный вывод, что дорогу наверх определить легко.

Ну, наломал дров, чего уж там.

Следующий год употребил на то, чтоб оптимизировать экипировку и улучшить физическое состояние. Тут товарищи советуют бегать. Верю, что это в идеале хорошо, но реально ежедневное бегание для человека с нормально оплачиваемой работой (когда уходишь рано, а возвращаешься ночью), по опыту, просто неосуществимо. Поэтому делал следующее: ходил ежедневно по 4км (до метро, от метро до работы и обратно) и поднимался на свой 10й этаж пешком. Да, и бегал по 4км в ближнем лесу дополнительно при возможности и хорошей погоде. Вполне помогло улучшить форму, по крайности мне.

Ковид здорово ограничил возможности передвигаться по стране, но тем не менее в феврале я снова был на два дня на Эльбрусе. Переночевать на Бочках или других приютах не получилось, так как первый день канатка была закрыта из-за опасности лавин. Но в воскресенье поднялись наверх (я с другом был, профессиональным фотографом) и съездили на ратраке до верха параллельных скал. Был снег, весьма холодно и здорово ветрено, поэтому проверить на месте изменения и дополнения в одежде удалось вполне качественно. Ну и еще в тот год сходил (противу обыкновения в компании) на 10 дней на Путораны, но это уже другая история.

На текущий год заранее (еще в сентябре прошлого) спланировал поездку в Приэльбрусье и решил все вопросы с отпусками, гостиницей и тд. А в первую очередь уговорился с женой.) На этот раз решил ехать непосредственно во время Red Fox Elbrus Race, чтобы, пока там народ бегает, сделать акклиматизацию, а когда мероприятие отшумит, быть готовым зайти на Гору. Поэтому и озаботился гостиницей сильно заранее, чтоб точно иметь комнату там, где я хочу. Плюсом такого выбора дат для меня являлось то, что тропа на Эльбрус будет натоптана и маркирована, гораздо меньше вероятность с нее каким-то образом сбиться. Таким образом нейтрализуется одна из ошибок 2019 года.

Учитывая прошлые ошибки, решил я также следующее: акклиматизацию сделаю максимально, без оглядки на то, какая погода наверху, а там как Бог даст.

Основой для акклиматизации взял два совета т. Морозовой из статьи «Эльбрус для чайников», опубликованной здесь в давние годы, поскольку на опыте убедился, что ее публикации лучше всего отражают, скажем так, реальность. С моей точки зрения, разумеется, только с моей. Здесь и дальше даю расклад по дням и часам, опять же для того, чтобы товарищ, который захочет на Гору и будет искать информацию, мог свою акклиматизацию рассчитать и сравнить с конкретикой, а не с эмоциями. Сведения об одежде, экипировке и прочих нюансах, чтоб не повторяться и не перегружать текст, обобщил ниже.

6 мая. Прилет и Чегет.

К сожалению, Аэрофлот отменил очень удобный рейс Москва-Минводы SU1300 (прилет в 3-45час), пришлось лететь SU1304, прилетающим аж в 10-10. Поэтому первый акклиматизационный выход начался не рано утром, как планировалось, а в 14-20. Прошел из Азау вдоль Баксана до поляны Чегет и поднялся пешком на гору насколько успел, до 16-20. Обратно, разумеется, тоже пешком, в Азау был в 19-00, смеркалось примерно в 19-30, в темноте ходить не хотелось.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

7 мая. Водопад Девичьи Косы и обсерватория.

Вышел из Азау в 9-00, у Девичьих Кос был в 11-20, на обсерватории в 12-30 (это с чаем минут 15 перед водопадом и на нем минут 15). С обсерватории вниз пошел в 13-10, в Терскол спустился в 15-30, в Азау был в 16-30. Отличная погода, солнце, умеренный ветер, красивейшие виды. Лицо чуть обжег, надо было мазаться. Орел прилетал, поздоровался я с братом, он мне на обратном пути свою орлицу показал, похвастался.) Еще взял я с собой в рюкзаке кошки и не прогадал, подниматься по снежному склону к обсерватории в них гораздо удобнее.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

8 мая. Пешком Кругозор – Бочки.

Первый обязательный элемент акклиматизации, о котором говорила т. Морозова. В 9-10 на канатке приехал на Кругозор, дальше пешком по лыжной трассе до Мира и далее пешком с него до Бочек. Солнце весь день. Шел налегке, в кошках на трекинговые ботинки, равномерно, по полступни, без остановок вообще, разве что воды хлебнуть. Не сказать чтоб это было легко, но, дойдя, испытал чувство глубокого удовлетворения: могу. Под Миром стали болеть от солнца глаза, надел лыжные очки. На Бочках был в 13-50, договорился переночевать, поехал вниз за вещами, но забыл, что канатки на Мире закрываются на подъем в 15-30, и опоздал буквально на 19 минут. Ночевал в результате не на Бочках, а в Азау.

9 мая. Бочки.

Поднялся с вещами на канатке до Мира и креселкой до Бочек. Погода – белая муть, ветер и снег. Устраивался на Бочках и сходил три раза вверх-вниз по лыжной трассе до Гарабаши и обратно. Ночью с 9го на 10е мая немного болела голова (единственный раз за все время до и после). Думаю, что если бы заночевал с 8го на 9е на Бочках, и этого бы не было. Принял таблетку обезболивающего (Кетонал Дуо), все прошло почти сразу.

10 мая. Бочки – верх параллельной гряды (4380м).

Вышел в 8-20, там был в 12-00 (всего 3-40час). Сверху здорово дуло, пришлось пуховку надеть и не снимать некоторое время при спуске.

11 мая. Бочки – 4200м.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

Поснимав рассвет, часов в 8 вышел на склон. Думал пройти повыше, но в результате не дошел и до верха параллельной гряды: ветер сильнее, чем 10го, снег и белая муть, и вообще некомфортно. Когда спустился и оглянулся, дедушка прикрылся уже такой шапкой, что смотреть боязно.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

Вот так выглядел Эльбрус в 12-30час.

Договорился о сохранении места на Бочках за собой и вечером спустился на отдых в Азау (второй элемент акклиматизации согласно рекомендациям т. Морозовой).

12 мая. Переночевал в Азау и днем поднялся обратно на Бочки. По прогнозу решил, что наверх пойду в ночь с 13 на 14е мая.

13 мая. Отдых на Бочках. Принял решение подниматься до низа скал Пастухова на снегоходе, чтоб не тратить порядка 4 часов на дорогу туда пешком и не идти в темноте.

14 мая. В 4-00 пришел снегоход (до этого в 3-00 с Бочек ушел ратрак с кучей народа, уж больно прогноз был хороший). Доехав, на площадке внизу скал Пастухова надел кошки и пошел вверх. Рассвет встретил в 5-00.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

В 6-22 поровнялся с закопанным в снег ратраком.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

В 7-00 был на площадке, с которой начинается подъем к началу Косой полки.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

В 9-00 на седловине между Западной и Восточной вершинами.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

В 10-00 на склоне Западной вершины

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

И в 10-45 на вершине (всего от низа скал Пастухова 6-45час).

Ушел оттуда в 11-05. Спустился на седловину в 12-20. Дошел до начала Косой полки в 13-20. У низа скал Пастухова был примерно в 15 часов. К тому времени колено (оно у меня не любит спуски) уже здорово болело, так что взял снегоход и через 15мин был на Бочках.

Самым трудоемким этапом выхода, пожалуй, был спуск с Западной вершины на седловину. Самым нудным и давящим – спуск от начала Косой полки до низа скал Пастухова.

Общее время выхода (с учетом снегоходов) составило 11-20час (с 4-00 до примерно 15-20).

Итого с Бочек до вершины 6-45час с учетом снегохода до низа Пастухова. Принимая во внимание, что на акклиматизации я шел до верха параллельной гряды 3-40час, общее время пешком с Бочек до вершины составило бы порядка 11час, что, вообще говоря, многовато, и потребовало бы выйти самое позднее в 01-00. Это время можно было сократить, выходя с уровня приютов на параллельной гряде (условного «Приюта 11ти»). Туда от Бочек я шел примерно 1-40час, так что время с Приюта 11 до вершины составило бы порядка 9-30час, что уже вполне нормально.

С погодой было настоящее чудо Господне. Утром было солнце, как по прогнозу, но на Косой полке и выше стояла белая муть при практически нулевом ветре. До седловины шел в ней, и было несколько грустно. Но одновременно с тем, как я двигался вперед, она начала понемногу рассеиваться, и где-то на середине склона Западной вершины муть ушла без следа, сменилась ярким солнышком и отличной видимостью.

Вот она, вершина. В первую половину дня и в хорошую погоду на ней, полагаю, всегда кто-то есть, так что будет кому снять вас на ваш телефон или фотик. Другим товарищам это не понадобилось: одновременно со мной одиночек на вершине не было.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

Кукри и нож на фото мои. Я им обоим обещал, что они будут на Эльбрусе, и вот сдержал слово.)

Вид с вершины завораживает. Особенно верхний слой облаков, которые видишь только с самолета. А тут они на уровне глаз. И небо над ними, переходящее в густую синеву стратосферы.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

Из ребят, с которыми познакомился на склоне за эти дни, один зашел передо мной, двое после меня (одного из них я обогнал на Косой) и один повернул назад (кажется, с седловины).

В целом данный выход подтвердил на практике, что:

1) физическую форму я себе подкачал успешно. Шел я по полступни, не торопясь никуда, зато равномерно, экономно и вообще без вынужденных остановок, разве что сам решал присесть и глотнуть воды, колы или чая (на подъеме три раза: под Косой полкой, перед ее поворотом и на седловине; на спуске один раз, только на седловине). При этом на Косой полке обогнал человека 3-4, причем в основном молодых, и еще одного и связку из 5 человек на склоне Западной вершины. Там меня спросили, не инструктор ли я, и сколько мне лет.) Узнав, что не инструктор и что 52, сказали «ого». Было приятно.

2) акклиматизацию я провел успешно. За исключением небольшой головной боли ночью с 9 на 10 мая, никаких других проявлений горной болезни не было вообще и совсем. Вплоть до вершины я ходил как у себя дома, только что дышал почаще.

3) одежду и снаряжение я подобрал успешно. И на случай ветра с холодом (как 10 и 11 мая), и на безветрие с солнцем, как при заходе на вершину.

Собственно, по указанным причинам и решил выложить данную статью.

Далее подробно про одежду, снаряжение и обувь. Еще раз подчеркну: это не для того, чтобы «рассказать что-то новое бывалым», нахрен бы оно сдалось, если я сам в горах без году неделя. Бывалые и без меня все знают. Здесь же мой практический опыт для человека, который, как я три года назад, еще не имеет экипировки для тех условий. При этом понятно, что терморегуляция и требования у каждого свои, но тем не менее.

Одежда (тело и ноги). Еще раз хочу сказать спасибо уважаемой т. Морозовой (независимо от того, прочтет ли она или не прочтет данную статью) за то, что именно в ее статье я впервые прочитал внятное мнение практика по поводу софтшела. Буквально «открытие» было, для меня, конечно. Ранее в качестве верхней шкуры пользовался Горкой, мирясь с ее недостатками зимой, главное – с обмерзанием изнутри. Сочетание софтшела с термобельем и утепляющим (при необходимости) флисом оказалось идеальным для ходьбы на морозе: и греет хорошо, и намокает минимально.

Интересно, что удобство применения софтшелок, по опыту (разумеется, не только Эльбруса, а просто зимнего применения одежды за эти три года), вообще не зависит от фирмы и от цены. Так, дорогущая Мармотовская куртка оказалась совершенно негодной, так как мокнет на ходу, зараза, а стоящая в разы дешевле Декатлоновская – наоборот, идеально подошла. А на моих основных софтшел штанах написано «Salomon», и они реально очень удобны, но в каталоге фирмы такой модели просто нет, да и стоят фирменные в три раза дороже, чем я свои купил. Еще один пример, когда дешевая софтшелка неведомого авторства оказалась реально ничуть не хуже фирменных моделей и лучше, например, Басковских софтшел штанов.

По опыту же софтшелки (куртка и штаны) должны иметь «жабры», то есть вентиляционные щели подмышками и вдоль штанин, которые застегиваются на молнию.

Под софтшелку при сильном морозе поддевается флиска и флисштаны – тут, думаю, комментариев не нужно. И куртка, и штаны у меня Басковские. На теле термотрусы, терморубашка и термоштаны – мне нравится термобелье Норвег Хантер, его и использую. Кстати, по опыту, при ходьбе на морозе надо исключить хэбэшное белье, оно обязательно промокает и начинает холодить. Либо под низ термотрусы и термофутболка, либо уж термобелье сразу на голое тело.

Ну и главное с одеждой, даже хорошо отводящей воду – не переутеплить себя. Потому, что переутепленный взмокнешь на ходу в любой одежде. Особенно вредно переутеплять ноги, поскольку они на ходу греются сильнее всего. Ни разу за этот выезд я не надевал флисштаны, а флиску – всего раз, и то не на ход, а для утепления на креселке. В остальных случаях, в том числе когда зашел на вершину, флиску вообще не использовал. Но иметь флискуртку и флисштаны в экипировке, по мне, обязательно, поскольку погода бывает очень разная.

Идти долго в пуховке – по опыту, значит обязательно взмокнуть самому. При этом пуховка защитит от холода, но вот снять ее будет уже проблемно, поскольку софтшелка и термобелье будут откровенно сырые и некоторое время (пока не высохнут на ходу, если все правильно надето) будут холодить. И сама пуховка отсыревает, потом сушить надо. Соответственно, самая теплая одежда проходит по разряду утеплялок, то есть обычно носится в рюкзаке и применяется преимущественно когда остановился на передых и чувствуешь, что продувает. Или когда вдруг задуло так, что в софтшеле стало некомфортно.

У меня в утеплялки для тела входят пуховка (Marmot Greenland) и Басковские пуховые самосбросы (Meribel), которые можно надеть, не снимая обуви. На маршруте в рюкзаке они лежат в отдельных чехольчиках, которые надо привязывать к рюкзаку, а иначе при распаковке чехол улетает на ветру нафиг. На практике после первой распаковки снятую пуховку уже засовываешь в рюкзак без чехла. Пуховку на этот раз я использовал регулярно, пухштанами на Горе не утеплялся, не было надобности, но носил с собой обязательно.

Отдельно скажу о тонких пуховках (пуховых свитерах). Отличнейшая вещь, но только не для ходьбы зимой: вот она, даже надетая под софтшелку, на ходу отсыревает и промокает реально насквозь, проверено опытом. Разве что наверх надевать, но на ветру и морозе полноценную пуховку не заменит.

Руки. Не знаю как у других, но мне флисовые (полартековые и прочие подобные) перчатки категорически не подошли: в них руки 1) мерзнут, 2) плохо работают в утепляющих пуховых варежках. Поэтому флисовые перчатки отправлены в отставку, и используются тонкие перчатки из Декатлона (Kalenji) в сочетании с флисовыми варежками, соединенными веревкой, перекинутой через шею. Это позволяет снимать варежки без боязни потерять. Варежки тоже Декатлоновские (Wedze), продаются там как двухслойные. Внешний слой (верхонки) от них можно использовать где-то еще, а вот внутренние флисовые – самое то и есть. Несмотря на несерьезный вид, греют отменно. Только надо сразу отпороть от них полосы липучки, нахрен не нужные и мешающие.

Тонкие перчатки названной модели, кстати, позволяют оперировать экраном телефона, что здорово облегчает фотографирование на морозе.

В качестве утеплялок для рук использую дополнительные пуховые варежки (Басковские), также связанные веревкой. Совершенно не собираюсь дискутировать по поводу того, что варежки с синтетическим наполнителем тоже хорошие: мне удобнее пух и точка. Как и все утеплялки, они лежат в рюкзаке и достаются при необходимости. В 2019м в снег и мороз я их надевал, в этом мае не использовал вообще, но с собой, конечно, носил.

Разумеется, размер перчаток, флисовых варежек и пуховых варежек подбирается индивидуально так, чтобы первые влезали во вторые и в третьи.

Голова. По опыту, единственным удобным вариантом для нее оказался подшлемник Сивера Драга с пришитой маской для нижней части лица, которую при необходимости можно сдвинуть вниз. В том числе с точки зрения отвода воздуха из носа и рта при дыхании, из-за которого лыжные очки намертво обмерзают на морозе. Вариант с креплением лицевой маски на липучке (Баск) и тонкий подшлемник с несъемной маской (Норвег) были реальной ошибкой 2019го: исключительно неудобны, мешают и раздражают оба, каждый на свой лад. Басковский к тому же способствует обмерзанию лыжных очков, как нарочно его таким сделали. Также совершенно «не пошел» вариант с отдельной маской для нижней половины лица, был отбракован по причине полного неудобства на стадии комплектования снаряжения.

Утеплялкой для головы является капюшон пуховки или софтшелки.

На акклиматизации на голову надеваешь при необходимости простую однослойную вязаную шапку, горло закрываешь нашейником, флисовым или обычным.

Еще элементы одежды. Мне кажется очень удобным использование софтшел жилеток фирмы 5.11, в основном из-за их нагрудных карманов: туда хорошо класть большой телефон. Только разрез кармана снизу надо немного зашить, чтоб надежно исключить выскальзывание аппарата при наклоне и тд. Жилетка поддевается под софтшел куртку (а также используется отдельно, например, в самолете).

Кроме того, все ремни в штанах заменяю на самодельные, сделанные из куска стропы и стандартного пластикового фастекса («мама» на одном конце стропы, «папа» на другом). Такой ремень – легкий, прочный, легко удлиняется и легко подгоняется впритык по длине на любой объем.

В целом по одежде. Общий критерий для выбора конкретной модели из множества предложений для меня один: вес – качество. То есть при равных теплозащитных характеристиках будет выбрана более легкая вещь, поскольку для одиночных маршрутов вес носимого с собой снаряжения и одежды реально критичен. Разумеется, данный критерий не навязываю, поскольку он может быть затратен по деньгам. Все советы по одежде и экипировке – мои и необязательно верные.

Навигатор. Для фиксации трека и указания направления на маршруте пользуюсь Garmin GPSMap64st с картой OpenStreetMap. У этого отличного навигатора только один, по мне, недостаток: жрет батарейки (2шт. АА) капитально. Обычных хватает в среднем на сутки работы, и это со всеми настройками, обеспечивающими экономию. Хороших аккумуляторов (Eneloop) – до полутора суток. Но они существенно тяжелее, а когда идешь на неделю или больше и тащишь все на своих плечах, это важно. Поэтому с того года использую литиевые батарейки Energizer, вот их хватает на полтора-два дня, и они гораздо легче по весу. К другим литиевым батарейкам относитесь осторожно, попал тут на откровенную подделку.

Для планирования маршрутов, определения координат опорных точек и тд использую приложение на телефон MAPS.ME(фактически, это OpenStreetMap в другой оболочке). Исключительно рекомендую данную программку всем, кто ходит или собирается ходить. Достоверно знает всякие разные тропки и дополнительные объекты, те же пещеры. Ниже привожу примеры маршрутов, проложенных с ее использованием. Недостаток, выявленный в горах – эта программка занижает длину маршрута, причем (по моему опыту) чем больше наклон трека, тем короче она показывает дистанцию, хотя должно быть наоборот. Но в остальном – очень удобное приложение, особенно теперь, когда к карте добавили рельеф.

Кроме навигатора и телефона считаю обязательным при выходе наверх иметь компас. Мнение не навязываю, конечно.

Фотоаппарат. На Эльбрусе пользовался только телефоном.

Термос. У меня Stanley на 1,3л. Ручку снял для облегчения веса. Хорошо держит тепло. Недостаток – крышка гладкая, на морозе отвинчивать бывает сложно, если по недосмотру чуть прихватит ледком после того, как из нее пил.

Трекинговая палка и ледоруб. Я всегда хожу с одной палкой, везде (никому данное решение, естественно, не навязываю). Как ни странно, лучшие, самые легкие, удобные и прочные – Декатлоновские Forclaz MH500. По пятилетнему (до этого палку не использовал) опыту маршрутов с разными палками, включая итальянские дорогие, которые оказались на практике самой дрянью. На палке обязательно должен быть навинчен кружок для упора в снег (в первый раз я этого не сделал, очень неудобно было).

Ледоруб также выбирался по критерию вес – качество. Grivel G1. Хочу поблагодарить т. Баранова, совет которого перетянул чашку весов «нужен или не нужен», были сомнения. В результате ледоруб мне здорово помог в том апреле. В этот раз он тоже был наготове, использовался на ходу только для опоры на крутом склоне, и очень хорошо. Кстати, еще его применение - на остановке вбить в снег, чтобы рюкзак не уехал по склону.)

Бутылка на шею. На маршруте весной, летом или осенью бутылка 0,6л, заменяющая флягу, спокойно лежит в кармане рюкзака до следующего привала. Но на морозе такой фокус не проходит: вода замерзает мгновенно, и бутылка становится бесполезным грузом. А воду с собой (помимо чая в термосе), по мне, надо иметь обязательно. Поэтому взял небольшой мешочек с затяжками (в Декатлоне продаются как чехлы для очков), привязал к нему тесемку, чтоб на шею вешать, и вставил внутрь ту же бутылку 0,6л. Такая конструкция висит на шее под софтшелкой и жилеткой, вода внутри не замерзает и ее можно пить прямо не снимая с шеи, вынув из-за пазухи и пряча туда же. Чтобы бутылка при этом не выскальзывала из мешочка, его затяжки надо крест-накрест натянуть на ее горлышко.

Поджопник. Да, да, разумеется, о них знают все. Только вот, когда садишься задницей на снег, чтоб те же кошки надеть, выясняется, что твой верный пенополиуретановый друг размером не вышел, и сидишь ты частью штанов не на нем, а на снегу. Так что удобный поджопник для зимы, по практике, должен быть раза в полтора больше стандартного.

Ну и, честно, по опыту многих выходов я всегда стараюсь иметь возможность на маршруте лечь и полежать. Поэтому наряду с поджопником, который висит сверху на рюкзаке, имеется бундесверовская пенка, которая складывается в прямоугольник и кладется по спине. Тонкая, но для лежания на снегу вполне подходит, проверено неоднократно.

Рюкзак. Очевидно, использовать для выхода на вершину 100-литровку, в которой привез все вещи, неудобно и неэффективно. По мне, наиболее удачным решением, когда хочется иметь с собой на выходе достаточно объемные вещи (пуховку, пухштаны и тд), является Декатлоновский рюкзак Simond (30л), сделанный точно по габаритам ручной клади для самолета. Таким образом, он не только не занимает место в багаже, но и может быть сам употреблен для перевозки вне багажа не особо тяжелых занимающих лишний объем вещей, например, тех же горных ботинок, флисок, или аппаратуры, которую не хочется сдавать в багаж.

Отдельно надо сказать про обувь. Вот тут единственный раз нарушу правило, поскольку мое мнение по обуви пойдет вразрез с мнением некоторых бывалых товарищей.

Дело в том, что в прочитанных мной текстах, в том числе и на Риске, неоднократно сталкивался с утверждением, что ботинки для Эльбруса должны быть только двухслойными.

Извиняюсь, конечно, перед бывалыми и опытными, но нет. Не только и не обязательно.

Сначала я честно попробовал это мнение принять. Однако, попробовав пластиковые ботинки, понял, что в этих негнущихся комодах ходить я не хочу и не буду. О ботинках, стоящих как крыло самолета, говорить тоже не хотелось.

При этом, что интересно, все авторы дружно умалчивают о такой полезной штуке, как бахилы. Все, кроме уже упоминаемой т. Морозовой, за что ей отдельное очередное большое спасибо. Найдя в ее старой статье подтверждение собственным соображениям на эту тему, обувь для сильного ветра и мороза укомплектовал следующим образом:

1) ботинки Asolo Aconcagua, купленные с существенным превышением размера: при моем 43м мои ботинки 47го с половиной (вражеского размера 12 с половиной).

2) термоноски: средней толщины Норвеговские и очень толстые Icebreaker.

Оч. толстые носки и ботинки покупались одновременно и примерялись тут же по ноге поверх Норвеговских термоносков, чтобы ничего не жало. В результате и получилось, что купил ботинки максимального размера. В первые разы надевал по трое носков (тонкие Норвеговские, средние Норвеговские и оч. толстые), в этом мае – без тонких.

3) бахилы. Утепленные и такие по размеру, чтоб нормально налезали на ботинки. Сначала бахилы купил Басковские, потом, по результатам первого выхода на Гору, заказал себе бахилы в фирме Глетчер (Gletcher) и сейчас могу ее рекомендовать: качественнее и лучше делает, чем Баск, особенно хорошо, что подошва твердая. Дополнительный плюс бахил, кроме собственно теплоизоляции, в том, что на ботинки не попадает снег и кожа не намокает снаружи, а значит, не обмерзает, не холодит ногу и дышит нормально. К тому же на ботинках много всяких щелей, где снег задерживается, а с бахил он осыпается и все. Фактически, обмерзают только ремни кошек.

Кстати, Глетчеровские бахилы исключительно удобно использовать на приюте, чтобы ходить на кухню и в сортир, а также просто по территории приюта: не надо надевать ботинки, просто ногу в пластиковой тапочке всовываешь в бахилу, застегиваешь ее и алга. А ботинки стоят себе под койкой сушатся.

4) кошки. У меня Petzl Vasak, и от них только положительные эмоции.

Важно: когда покупаешь кошки, надо не полениться и взять с собой ботинок, всунутый в бахилу, чтоб примерить, подойдут ли кошки к нему по максимальной длине (насколько их можно раздвинуть). Я вот поленился и потом купленные кошки ездил менять. Здесь повторюсь: это не для вас, товарищи бывалые, это чтоб человек, впервые покупающий кошки, не совершал моих ошибок.

Кошки использую с мягким креплением, и это принципиальная позиция: мне нужно, чтобы я смог надеть их на любую обувь, а не только на подкошечную. Так, при акклиматизационном выходе на обсерваторию я взял кошечки с собой, надел их на снегу на трекинговые ботинки и было гораздо удобнее, чем просто подошвами по снегу скользить.

К кошкам обязательно нужен чехол для их транспортировки, защищающий содержимое рюкзака от их зубьев. У меня Гривеловский, но можно и самому сделать.

Опять же, для тех, кто их не использовал: надевая, затягивайте ремешки как можно туже. А потом еще подтяните. Ну да, и кошки надо точить до остроты и подновлять заточку.

Данная комбинация обуви (однослойные ботинки на два толстых носка плюс бахилы плюс кошки) проверена до Эльбруса зимой при температурах до -35 включительно и на Эльбрусе показала себя только с хорошей стороны: ноги не мерзли вообще никогда, ни в том апреле в реально скверную погоду, ни при заходе на вершину в этом году. Не мерзли, не мокли (сверх той сырости, которая неизбежна) и вообще вели себя идеально. Готов на практике подтвердить работоспособность данной комбинации обуви любому в любую выбранную им погоду на высотах до 5642м включительно. Без вопросов, списываемся и едем.) Все, больше не буду спорить.)

Это про горные ботинки. Ехать же до Приэльбрусья и ходить на акклиматизацию, по мне, гораздо удобнее в обычных трекинговых. Заодно и мокнуть горные ботинки не будут лишний раз.

Третий элемент обуви – простые пластиковые тапочки. Легко забыть при сборах, а без них реально неудобно и в гостинице внизу, и на приюте.

По перекусу с собой. Очень индивидуальная штука, никакие советы не пригодились от слова «ваще». Вам мои, вероятно, тоже не пригодятся, но на всякий случай пишу. По мне, должно быть много сладкого типа мармелада «лимонные дольки», и для чуть поплотнее поесть – типа печенья с изюмом. Взял еще апельсин, заранее разломанный на дольки и еще каждая долька пополам, чтобы замерзшую не грызть, а сразу в рот. На седловине с большим удовольствием съел. «Прямо в кровь»(с).

И вот еще секретное, хм, оружие некоторых эльбрусских гидов, подсмотрел в каком-то ролике. Бутылочка 0,5л с вражеской кока-колой. На подъеме подкреплялся ей, понравилось. Эдакая горючка в чистом виде. Бутылку вешал на шею, чтоб не замерзала, как и бутылку с водой.

В целом по использованному снаряжению.

При выходе на вершину:

на себе: термотрусы и термоштаны, софтшел штаны, термоноски средние), термоноски очень толстые, горные ботинки, бахилы, кошки; терморубашка, софтшел куртка, софтшел жилетка, подшлемник, тонкие перчатки, флисовые варежки на веревке через шею, лыжные очки; две бутылки на шее под софтшелкой и жилеткой, 0,6 с водой и 0,5 с колой (выпитая бутылка перекочевывает в рюкзак); навигатор, телефон, компас;

в рюкзаке: пуховка в чехле, пуховые брюки-самосбросы в чехле, пуховые варежки на веревке, термос с чаем, небольшой перекус, чехол для кошек; пенка бундесовская проложена под спину; рюкзак перехвачен резинкой, под ней большой поджопник, своим ремешком дополнительно пристегнутый к рюкзаку, чтоб не улетел. Все чехлы, кстати, тоже привязаны к рюкзаку с той же целью;

в руках: палка и ледоруб.

При выходе для акклиматизации на склон – то же самое без еды, колы и ледоруба.

При выходе для акклиматизации на Девичьи Косы и обсерваторию, а также от Кругозора до Бочек:

одежда: термотрусы, софтшел штаны, термоноски средние, ботинки трекинговые; термомайка и терморубашка (чтоб можно было, пока по жаре идешь, до майки раздеться), софтшел жилетка, нашейник флисовый и шапка вязаная однослойная (когда задувает наверху); навигатор, телефон;

в рюкзаке: софтшел куртка, термос с чаем, бутылка 0,6 с водой, лыжные очки (для снега). На Девичьи Косы брал еще ветровку (на случай дождя), на проход Кругозор-Бочки - флиску. На рюкзаке был прикреплен поджопник и притянут резинкой;

в руках или в рюкзаке – палка.

И дополнительная полезная информация для человека, который пока совсем не в теме Эльбруса, но хочет туда. Бывалые и опытные и так все это знают.

Как добраться в Азау. По мне, самое простое – взять прямо в аэропорту Минеральных Вод такси. Я беру на стойке, которая в зале выдачи багажа. Время на дорогу закладываю 3часа, хотя доезжал обычно быстрее. Цена такси, к сожалению, растет и составляет в этом году за переезд Минводы-Азау 4тыс рублей. Обратно удобнее всего тем же такси, заказав его по телефону.

Где жить внизу. Ну, всяческих гостиниц там масса, однако озаботиться жильем надо сильно заранее, поскольку ближе к сроку поездки просто не будет удобных мест. Для примера, гостиницу на май текущего года я бронировал в сентябре прошлого. Разумеется, жить можно как в Азау, так и в Терсколе, но в Азау, по мне, удобнее.

Куда ходить на акклиматизацию. Вот два пеших маршрута из Азау, о которых я говорил выше:

на Чегет

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

и на водопад Девичьи Косы и обсерваторию

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

Повторюсь, что для планирования таких маленьких маршрутов исключительно удобно использовать приложение MAPS.ME(на скриншотах).

Здесь путь от Азау до Терскола в обоих случаях указан по «экологической тропе», которая начинается справа метрах в ста пятидесяти, если идти по дороге от Азау в направлении Терскола. Но на Девичьи косы и обсерваторию проще, на мой взгляд, до поворота в Терсколе идти просто по обочине дороги. До поляны Чегет, действительно, «экологической тропой» удобнее (поскольку все равно гора Чегет по правому берегу Баксана) , да и виды на Баксанское ущелье и реку Баксан там красивые.

Акклиматизационный маршрут от Кругозора до Бочек, как уже говорил, простой: вверх по краешку лыжной трассы (лыжные очки не забыть). Мимо края трассы не промахнешься, там все вешками огорожено.

Акклиматизационные выходы на склон Горы – вышел из приюта и пошел вверх по следам снегоходов и ратраков, докуда дойдешь.) Если хреновая погода – по мне, лучше не ходить или вернуться сразу.

Про расстояния, которые предстоит пройти пешком. Взгляд на карту и вид Горы в хорошую погоду никакого представления об этих расстояниях не дают. Они там реально большие. На акклиматизационных выходах в том числе.

Как идти вверх. Если не имеете опыта – очень рекомендую переставлять ноги вперед не больше чем на полступни за каждый шаг. Не думайте о том, медленно это или что. Просто идите по полступни вперед, увидите, насколько это экономный способ, не сбивающий дыхание, не утомляющий мышцы. За счет равномерного движения вы будете двигаться быстрее того, кто пытается шагать «обычно» и в результате вынужден часто останавливаться и отдыхать. Нет ничего хуже для долгой ходьбы, чем сбой ритма и такие вот остановки. А идти придется в любом случае долго. Поэтому идешь вот так, чуть переставляя ноги, дыхание под ритм подстроил, в такт дыханию повторяешь про себя какой-нить стишок или там что в голову придет. Потом оглянулся – а ты уже высоко.

Про солнце. Две важные вещи: загар и глаза. В первую попытку зайти на Гору ходил опрометчиво с открытым лицом и обгорел очень порядочно, с лица прям чешуя сходила. В этот раз регулярно мазался кремом, который «50», и вообще без последствий, даже загар не особо так, хотя солнце было практически всегда. Не забывать мазать лоб над очками, он тоже сгорает. Защита для глаз – для меня необходимость в ней появляется уже на подходе к Миру, глаза в обычных желтых очках начинают зверски болеть. Использовал лыжные очки с затемненными стеклами, проверенные еще дома зимой на запотевание – очень важная штука, поскольку в мороз запотевшие очки моментально замерзают и через них вообще ни хрена не видно, и не очистишь, разве что сняв, отогрев под курткой и протерев, но тогда нужно с собой иметь сменные темные очки хотя бы.

Про канатки. Кругозор – первая станция основной канатной дороги после Азау. Мир – вторая, Гарабаши – третья. По маршруту Азау-Кругозор и Кругозор – Мир работает также старая («маятниковая») канатка с красными вагончиками, напоминающим снаружи ретро-трамвай, но ей я не пользовался, ничего сказать не могу. Также есть еще одна канатка, кресельная, от Мира до Бочек, расположенных ниже по лыжной трассе и в стороне от Гарабаши. Чтобы найти ее начало на Мире, надо от основной канатки пройти влево, вдоль здания, и чуть вверх. Эта канатка – кресельная, и, поскольку так уж сложилось, что проживал я в этот раз на Бочках, то пользовался ей. Проезд в один конец стоит 100рублей. Если с тобой большой рюкзак, он едет вверх в отдельном кресле еще за 100руб, а вот вниз – бесплатно. Не очень большой рюкзак можно держать на коленях. Сама креселка, несмотря на продуваемый всеми ветрами вид, удобная, если что и подмерзает в ветер немного, то это руки.

Вот так она выглядит, когда идешь пешком от Мира к Бочкам.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

Где жить наверху. Опытные товарищи, возможно, поправят, но, на мой взгляд, сейчас можно выделить три группы приютов для проживания: 1)Бочки и группа модулей рядом с ними по другую сторону лыжной трассы, 2)Гарабаши, и 3)приюты на параллельной гряде (на месте давно сгоревшего Приюта 11ти и выше над ним). Вроде бы чем выше жить, тем лучше, ближе идти. Однако, по мне, при прочих равных, жилье сверху должно обязательно обеспечивать возможность подсушить вещи прямо на спальном месте.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

Это значит, что там должно быть электричество, что исключает третью группу приютов (но кто-то, возможно, решит иначе). Газ для готовки (имеются в виду стационарные баллоны и плиты, конечно, а не баллончики для вашей горелки) в сезон есть везде, а вот в начале февраля – нет, приносил баллончики и горелку с собой.

Важная вещь: зажигалки на Бочках и выше работают только те, что с колесиком и кремнем, пьезоэлектрические либо очень плохо поджигаются, замучаешься, либо вообще не пашут. Ну а спички в самолет, даже в багаж, не пускают – единственный раз, когда у меня из багажа что-то изымали, это спички и были.

«Прописаться» в каком-нибудь приюте можно двумя способами. Первый способ – дойти самому и вежливо войти, а там уже спросить, кто в приюте главный. Идти пешком от Гарабаши до Бочек в первый раз проще всего по лыжной трассе вниз, держась вешек с левой стороны, от Гарабаши до приютов на параллельной гряде – по широкой дороге, проложенной ратраками и снегоходами, которая начинается вправо от кафе. Креселка, как уже говорил, доносит практически до Бочек, только чуть-чуть подняться. Второй способ – зайти на Гарабаши в кафе, подойти к группе местных товарищей (они всегда кучкуются за каким-нибудь столом) и спросить у них, после чего доехать до нужного вам приюта на снегоходе (стоило это раньше 1тыс рублей, в этом году не пользовался, не знаю). Потом вежливо войти и тд. Проживание в приютах, насколько знаю, в настоящее время стоит стандартно: 1тыс рублей за ночь.

Как там на приютах с удобствами. По-деревенски там с удобствами. С поправкой на горный , хм, колорит. То есть деревянная будочка с дыркой в полу стоит, как правило, не над ямой в земле, а над обрывом. В этом случае снизу в дырку может довольно мощно поддувать, поэтому брошенная туда бумажка может полететь совсем даже вверх, а не вниз. Кстати, сортиры на Бочках, в той их части, что примыкает к верхней станции креселки, стоят над остатками служебного здания старых времен, поэтому там хоть снизу не задувает. На правах рекламы.)

Про заказ снегохода или ратрака в ночь подъема на вершину, если захочется часть пути на Гору проехать. Проще всего поговорить об этом со смотрителем приюта, где ночуете, он все объяснит.

Прогноз погоды наверху. Повторюсь еще и еще раз, статья ориентирована не на вас, товарищи бывалые и опытные, а на камрада, который с этой проблемой ранее не сталкивался. Поэтому в явном виде пропишу: сайты snow-forecast.com и mountain-forecast.com давали мне вполне достоверный прогноз погоды на Эльбрусе на три-четыре дня вперед. Только обратите внимание, что там отдельно надо тыкать в высоту, поскольку для разных высот и погода, конечно, разная (на первом сайте высоты 5642, 4422 и 3203м, на втором – 5642, 5000, 4000, 3000 и 2000м).

Про «завтрак с видом на Эльбрус», ежли кто помнит такую книжку. В последний день специально дошел еще раз до Чегета и поднялся тамошней канаткой в кафе «Ай». Кстати, не вдруг понял, как на сиденье канатки защитная планка опускается (она не сбоку, как на креселке к Бочкам, а сверху, висит кусок стропы, за который эдакую раму опускаешь на себя). Пока не разобрался, было довольно забавно ехать над деревьями, просто сидя на лавочке. А так виды с канатки красивые, особенно если освежил в памяти названия тамошних мест и знаешь, на что глядишь. Что до собственно «завтрака с видом»…ммм... сложные впечатления. С одной стороны, Визборовские места и все такое. С другой – ну неуютно там. Люди в кафе хорошие, но кормят откровенно хреново. Вид на Эльбрус из окна кафе есть, но здорово портится какой-то ржавой фигней с тросами, натянутыми непосредственно перед этим самым окном. Почему это безобразие не убрали – загадка, агрегат явно кустарный и явно сейчас не работает. Ну и если поедете, обязательно берите с собой софтшелку, флиску, шапку, нашейник и перчатки. Внизу в майке ходишь, поскольку жара, а уже на первой очереди канатки продувает холодным ветром нехило, и приезжаешь фактически на снег, там маленькие кафе рядом с «Ай» были до крыши сугробами засыпаны.

И напоследок – специально для москвичей. Где и как достаточно полно можно проверить экипировку прям в Москве. Как ни странно, для этого вообще не надо выезжать их города. Зимой, когда снегу уже нападает и будет подходящий мороз (чем сильнее, тем лучше, градусов 15 – уже нормально, градусов 25 – хорошо, ниже 30 – то, что надо), надеваете нужную одежду и ботинки, навешиваете на себя и берете в рюкзак все те же вещи, что планируете взять на вершину, включая перекус и термос с чаем, и едете на станцию метро «Воробьевы горы». Выходите под мост в сторону парка. На скамеечке надеваете бахилы, кошки и вперед, вверх, дальше до склона и вверх по склону. Проходите в кошках примерно вот такой маршрут:

Эльбрус без посредников (Горный туризм)Подъем в гору и спуск с горы, разумеется, не по тропинкам, а напрямки. По дороге надо будет пересечь несколько заасфальтированных дорожек – ну, вот и потренируетесь в снимании-надевании кошек, сидя на снегу, а также проверите, насколько подходит для этого ваш поджопник. Дойдете до края парка или почти до края (это порядка 3,5км) – там посмотрите, не примерзла ли крышка термоса и насколько удобно есть замерзший перекус. А также, насколько вы промокли и насколько легко вынимать из рюкзака и надевать на себя привальные утеплялки, потренируетесь в надевании брюк-самосбросов. Весьма полезный опыт из такой простой прогулки выносится. А ежели, пройдя до конца парка, вы возвращаться будете не по асфальту, а так же, вверх-вниз – ну, значит, физическая форма у вас гораздо лучше, чем была моя, да.)

Серьезно, очень хорошая тренировка получается, тем более, что ее можно повторять до полной оптимизации экипировки, сколько влезет.

Такие дела.

Всем яркого солнца и хорошей погоды!

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

А тем, кто только собирается на Эльбрус - вершина ждет вас, ребяты и девчаты.

Эльбрус без посредников (Горный туризм)

============================================================

Мнения, суждения и оценки в статье мои и необязательно верные.

Все фото в статье сделаны мной.

55


Комментарии:
3

Спасибо.

Интересно было читать.

Особенно понравилась смесь старинного (например ботинки с бахиллами) и современного.


1

Ботинки с бахилами вполне современны, многие практикуют.


3

Не за что. Рад, если понравилось.

Но почему современные ботинки с современными бахилами вдруг оказались "старинными", вот не понял.)


Интересно, что в общем-то, только читая в Интернете статьи, вы действовали интуитивно правильно. В принципе - да, Эльбрус с Юга не такой уж сложный маршрут.


2

Маршрут да, не особо сложный, в том смысле, что не надо с собой тащить все хозяйство. Но дополнительной подготовки требует и обязательные требования предъявляет.

По поводу статей в Инете. Может, я не очень внятно об этом сказал, но как раз из статей полезными оказались фактически только два автора-практика: т. Морозова и т. Баранов, здоровья им.) При этом существенное число других публикаций создавало, хм, весьма искаженную картинку того, с чем потом столкнулся сам. И результатом чтения данных публикаций были не "интуитивно правильные" действия, а наоборот, тройка основных сделанных мной ложных выводов, из-за которых я в 2019м году не выполнил задуманного.

Поэтому, собственно, и захотелось написать данную статью.)


3

Это вы что-то ооочень специфическое читали (или для себя интерпретировали), раз вычитали, что не надо заранее тренироваться, не надо акклиматизироваться, не надо иметь GPS-трек и т.п.



4

Очень забавляет ЭКСПЕРТНАЯ оценка Миши Шабанова, который, по моим сведениям, ни разу с юга не поднимался. Обоссаться и не встать.



2

Спасибо. Хорошо написано.


6

С Горой!!! Но Эльбрус без посредников и без подготовки, это все-таки не соло должно быть. И не покидает, после прочитанного, чувство, что всё было фифти-фифти. Хорошо что с вами была удача. Но лучше не экспериментировать, а то вдруг вас на Ленина потянет...Удачи в Горах!


7

Спасибо! Честно, не знаю, как "должно быть". Думаю, что это все же каждый отдельно для себя решает. Мне лучше одному, другим это решение не навязываю. Да и про "без подготовки" - не сказал бы. Без малого три года было подготовки: 2018 - решение и подбор экипировки, 2019 - проверка на практике, 2020 - работа над ошибками, ну и вот сейчас - результаты подтверждены на Горе. Так что удача удачей, но без труда та самая рыбка из пруда сама не вылазит.

Здоровья и интересных маршрутов!


0

Скажите, а пример Яндекс такси не рассматривали?

Для трансфера?



0

Классный отчёт, правда удивила изначальный план акклиматизации без водорода и чегета.(может я не до конца понял).

А так полезно, интересно, спасибо.собираюсь тоже штурмовать в сентябре, все ждал свежих отчётов от туда.

P.s.что за фирма такая "Басковских". Не пойму как нагуглить, дайте название пожалуйста, интересно глянуть.


1

Позвольте полюбопытствовать, а что это за метода такая, "акклиматизация с водородом и чегетом"?


0

опечатка.
должно было быть "Водопада и ЧЕГЕТА"
:-D


2

Прочитамши про "водород и чегет" мне вот на ум пришло только использование при заходе на Чегет воздушного шарика, надутого водородом. Ну чтоб шагалось легче.) "Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не... "(с)

А ежели серьезно, то какой "первоначальный план" вы имели в виду? В 2019м я вообще акклиматизации не планировал. В 2021 план включал и "водород", в смысле водопад, и Чегет.

Про "Басковских". Речь идет об отечественной фирме "Баск" (Bask). Хорошие вещи делает.


1

Не ну без водорода вообще жизнь невозможна, тем более на Эльбрус лезть водород крайне необходим.


0

Прошу прокомментировать опытных восходителей на Эльбрус относительно использования ботинок типа Asolo Aconcagua. Масса привлекательно мала, но риск замерзнуть пугает.


0

Со своей стороны поддерживаю просьбу.


3

да пофиг как они называются.С виду-нормальные боты.Лишь бы не тесные ,чтоб влезли носки и толстая стелька и можно было надеть кошки.

Что там особо то легкого не понял, по килограмму ботинки, те же самые Граниты.

Легкие-это полкило.А эти чурбаки увесистые.

Почти 30штук отдавать за ботинки, ради одного Эльбруса?

В них особо не погуляешь, тяжеловаты и дубоваты.Только альпинизм и горный туризм от тройки и выше, ниже они нахрен не нужны.


0

Про вес - моя пара этих ботинок весит сухая 2417г, то есть по кило двести один ботинок.

Брал их, разумеется, не "ради одного Эльбруса", а чтоб иметь обувь для низких температур и ветра.


0

Дело в том, что популярные рекомендации для восхождения на Эльбрус рекомендуют двойные и желательно пластиковые ботинки, а это уже 1,2-1,3 кг ((



0

Лучше еще потренироваться и не думать о массе ботинок вовсе. Лишней физуха не будет ;)


4

Народ нежный какой...полуторки и бахилы и вперед...


3

Я первый раз ходил в рабочих "вибрамах" за 15 рублей)

45 размер взял и внутренник от горнолыжных Альпин.

Отлично получилось, и легкие и мягкие и теплые.


2

Замечательная, подробная от а до я статья,чудесные фото.С Горой!Не останавливаться!С удовольствием прочитал до конца.Очень полезно.Спасибо!


0

Спасибо.) Рад, что понравилось.


0

Тема кукри не расрыта. ;)


0

А что по данной теме интересует?


1

Ну не многие ходят в горы с кукри.
Карду взять с собой в символических целях конечно можно, но тащить на верх кукри?



2

>> специально для москвичей

>> едете на станцию метро «Воробьевы горы»

Тропа Хо Ши Мина


1

Просто удобное и доступное любому москвичу место для зимней тренировки.


1

Я рад, что инфа пригодилась.

Сергей Баранов.


0

Да, ещё раз спасибо. За замечания по всяческим таблеткам, которые настроили на полный отказ от них (я про себя, разумеется), тоже.


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru