Подробное описание маршрута на Matterhorn по гребню «Hörnli»

Пишет Maxim Foygel, 25.03.2021 12:14

Эта гора стала символом альпинизма, а ее название синонимом красоты и неприступности. Черная гора Маттерхорн вздымается почти на 4500 метров, стоя как бы в стороне от своих соседей, она производит поистине впечатляющее зрелище. Нет ничего удивительного в том что совершить восхождение на Маттерхорн мечтает почти каждый восходитель.

Подробное описание маршрута на Matterhorn по гребню «Hörnli» (Альпинизм)

Несмотря на то, что маршрут частично оборудован канатами и стационарными точками страховки, а лазание не превышает 4ю категорию, он требует солидного опыта, умения ориентироваться, преодолевать скальный и микстовый рельеф в ботинках и кошках, а также хорошей физической подготовки.

Сложность маршрута сильно варьируется в зависимости от количества снега. При этом, на отдельных участках, это может как усложнить, так и упростить маршрут. Ориентирование на маршруте проще при наличии снега, т.к. видны следы предыдущих групп. При «идеальном» сухом состоянии маршрута ориентирование, в особенности на спуске, может быть проблематичным, т.к. рельеф очень однообразный, без явных ориентиров, на достаточно протяженных участках.

Паспорт маршрута

Вершина: Matterhorn (4478)
Маршрут: по северо-восточному гребню «Hörnli Ridge» (комбинированный) Первопрохождение: E. Whymper, M. Croz, C. Hudson, F. Douglas, R. Hadow, P. Taugwalder (старший), P. Taugwalder (младший) — 14.07.1865
Сложность: AD+ / D-
Пробивка маршрута: только отдельные шлямбура и канаты (перила)
Перепад высоты: 1200м
Протяженность: ~ 2150м
Время подхода: 5 мин от хиж. Хёрнли
Время подъема: 4-5 часов
Время спуска: 3-4 часа

Подход

Из Церматта на канатной дороге до станции Шварцзе (Zermatt-Furi-Schwarzsee). Отсюда по хорошей тропе к хижине Хёрнли (Hörnli Hütte, 3260м). На всех развилках установлены однозначные указатели.

От канатной дороги 2 часа.

От хижины, по единственной тропе, под основание СВ гребня 5 мин.

Маршрут

R0-R1 ~500м 1-3

Маршрут начинается у пояса крутых скал в основании СВ гребня, здесь провешен 1й канат. По канату вверх на полку. Траверс по полке влево за перегиб на пологий В склон гребня. Далее по полкам и коротким стенкам (1-2) вверх-влево в обход первого плеча в гребне. Местами набита хорошая тропа. Подойти к 1му кулуару.

Подробное описание маршрута на Matterhorn по гребню «Hörnli» (Альпинизм)

Не поднимаясь на гребень, пересечь кулуар и продолжить подъем по полкам и стенкам В стороны гребня (1-2), направление вверх-влево. Подойдя ко 2му кулуару так же пересечь его и снова продолжить подъем по полкам и стенкам, которые на этом участке становятся чуть сложнее (2-3), в направлении СВ гребня.

Выйдя на гребень подняться по нему до 2го каната (1-2). По канату вверх, затем далее по гребню выйти на горизонтальное плечо (2) под основанием крутого взлета СВ гребня.

Как правило этот участок проходится в темноте с фонариками, поэтому ориентировать здесь трудно. Рекомендуется за день перед восхождением разведать часть маршрута до 2го каната.

R1-R2 ~750м 1-3, короткие участки 4

С плеча выйти на восточный склон гребня и двигаться вверх-влево по полкам и пологим стенкам, параллельно гребню, но значительно ниже его. По ходу движения будет небольшой контрфорс, на который необходимо подняться, немного пролезть по нему вверх и снова выйти на склон, продолжив движение вверх-влево (полки и пологие стенки) к следующему более явно выраженному контрфорсу.

Подняться на контрфорс и продолжить движение вверх по скалам контрфорса (~150м 2-3) до маленького жандармика, немного левее самого контрфорса. Здесь уйти с контрфорса влево, проходя между жандармиком слева и скальной стенкой справа, на склон основного гребня.

Продолжить движение вверх-влево к характерному большому жандарму в основном гребне. Чем ближе к жандарму, тем сложнее становятся скалы (преимущественно 3), появляются штыри и шлямбура для страховки. Подойти под жандарм, под его нижнюю правую часть, и пройти под ним траверсом влево (скалы 2-3, штыри, шлямбура).

Подробное описание маршрута на Matterhorn по гребню «Hörnli» (Альпинизм)

За жандармом, придерживаясь того же направления (вверх-влево) подойти к очередному контрфорсу (неявно выражен). Выход на контрфорс по крутой стенке («Gebiss» 10м 3-4). Стенка проходится вверх-влево, здесь часто бывает натечный лед. Есть штыри и шлямбура для страховки.

Преодолев стенку и перевалив на другую строну контрфорса, продолжить движение вверх-влево к уже хорошо видимой хижине Солвей (Solvayhütte). Непосредственно перед хижиной крутая скальная стенка — «Untere Moseleyplatte». По этой стенке вверх (20м 3-4), есть штыри и шлямбура для страховки, на более простой рельеф, и далее к хижине.

R2-R3 ~500м 2-3, короткие участки 4

От хижины пройти по полке около 5м влево к крутой стенке («Obere Moseleyplatte»), под основание стенки забито 2 анкера. Отсюда прямо вверх по крутым скалам (25м 4, шлямбура и штыри для страховки), к более пологим скалам чуть ниже гребня. Далее, вдоль скал гребня вверх-влево до удобного и логичного выхода на гребень (15м 2-3, шлямбура и штыри для страховки).

Далее вверх по гребню (~100м 2-3) под так называемый «Нижний рыжий жандарм» («Unterer roter Turm»). На этом участке есть шлямбура, много удобных выступов для страховки.

Жандарм обходится слева, здесь зафиксирован канат (30м). Обойдя жандарм, снова выйти на гребень и продолжить движение по нему (~100м 2-3) до места, где гребень переходит в широкий склон, образующий горизонтальное плечо в гребне. Из долины это плечо отчетливо видно. Отсюда вверх по склону подняться на плечо. На этом участке часто лежит снег, возможен лед, для страховки забиты штыри.

От плеча дальше вверх по гребню (~150м 2-3) под так называемый «Верхний рыжий жандарм» («Oberer roter Turm»), хотя на самом деле это место правильнее назвать крутым плечом гребня. Жандарм проходится в лоб, чуть левее линии гребня (20м 3). Выше жандарма по несложному гребню подойти к началу серии канатов.

R3-R4 ~150м

По серии канатов вверх подняться на снежно-ледовую «крышу» Маттерхорна. Отдельные участки очень крутые. На скалах может быть снег/лед.

R4-R5 ~250м 2

От конца канатов вверх по снежно-ледовому склону под пояс разрушенных скал (~100м). Для страховки забиты штыри. Обойти скалы справа и снова вверх по снежному, более пологому, склону на предвершинный гребень. По нему подняться на вершину Маттерхорна.

Спуск

Спуск по пути подъема.

Подробное описание в формате pdf можно скачать по ссылке

Еще несколько видео гайдов по маршрутам в Альпах:

Roi du Siam - Lifting du Roi

Breithorn - Half Traverse

ЛЕДОЛАЗАНИЕ - Lillaz Gully, Val di Cogne

"Троечка"? Вроде так.

С учетом канатов да, но маршрут достаточно длинный для тройки. Я бы все же что между 3Б и 4А присвоил.

Сам я там не был, но 4А за длину я бы оставил. Как мне кто то рассказывал, лазит по канатам очень страшно, легче в стороне пролезть.

Большое человеческое Спасибо!

Не за что, рад что пост оказался полезным!

Maxim Foygel, как полагаете: реально ли самостоятельно его пройти по Вашему фото, видео и текстовому описанию?

Все зависит от уровня вашей подготовки. Это где-то как спрашивать: реально ли пробежать марафон за три часа? Тому кто тренировался - будет легко.

спасибо за ответ, Николай,
Но мой вопрос был Максиму

Конечно же это реально. Но я присоединюсь к мнению nzambi, что все зависит от вашего уровня.

Но мой взгляд самые опасные места это:
1) Gebiss
2) Нижние и верхние Moseleyplatte
3) Крыша

На первых двух нужно немного полазить по скалам 3-4, при этом нет канатов. А крыша сама по себе достаточно крутая, не сложно, но если оступиться и полететь, то задержатся будет трудно.

В остальных местах сильно помогают канаты, несмотря на трудности лазания по таким штуковинам это достаточно безопасно. Конечно все еще много скальных участков на уровне 1-2, которые нужно аккуратно, но быстро преодолевать.

И да, возможно самая большая опасность это другие связки, которых практически в любое время летом очень много. Трафик на маршруте по альпинистским меркам просто огромный. А там где много людей и риски возрастают.

Макс, спасибо!. Самая беда на этом офигенном маршруте-это толпы,конечно.Особенно понравились ребята, навязавшие пруссики на эти толстые канаты, и связанные между собой в связку -четверку!!!

А чтобы не было толп, нужно лезть на что-то совсем уж устрашающее. Куда же деваться нам, грешным...

К счастью не совсем, если про Альпы говорить. Есть немало троек -четверок, с хорошим качеством скаЛ, интересных,довольно безопасных но малолюдных(относительно). Просто Хернли нереально раскручен и популярен.Но вообще-да, толпы в Альпах на популярных даже пятерках -это что-то..уж не говоря о более простых

Спасибо!

Думаю через годик-другой исполнить )

Спасибо! В конце августа - начале сентября планируем это сделать, так что пригодится.

Да уж, как говорится "не сотвори себе кумира", если переосмыслить, "нафига попу гармонь"....

Альпмазохизм, в толпах народу лезть куда-то...чем-то напоминает Эльбрус....Белуху и дальше по списку...

Ну да ладно...всем любителям Маттерхорна и ему подобным вершинам Удачи!!!

Даже в благоприятное время Маттерхорн не всегда "открыт" - много народа ждет погодного "окна". Поэтому в начале маршрута толпы даже при раннем выходе.

По времени подъема: если идти в общем темпе, то можно и не залезть. Если экономить время, то быстрее 4 часов - вполне (мы, кажется, сходили наверх за 3.5 часа от Хернли).

А вот вниз времени можно потратить очень много - на восточной стене потеряться легче легкого, а в нижней части там много похожих кулуаров с "разрухой", по которым периодически сыпется. Лучше постараться не терять дорогу, не увлекаться излишне дюльферянием (там много "ложных троп" с остатками петель в конце )), и тогда, волне возможно быстро спуститься.

Традиционно, во второй половине дня гору закрывает облако, поэтому лучше сходить ночью-утром.

Все, конечно, имхо.

p.s. Забыл сказать очевидное: хорошая акклиматизация сильно помогает везде (есс-но), но тут - в особенности. Маршрут длинный, народу - тьма, в основном, идут медленно (поэтому выходят рано). Поэтому темп 400-500 вертикальных метров по рельефу и скалам до 4к, я бы сказал, крайне желателен.

"В-общем, выходить при нормальной погоде нужно не только рано, но и еще активно. Чтобы не стоять "пробках", облезали параллельно."

Такое даже представить страшно .

Да нет, вполне весело. Ну а что - старт массового спортивного мероприятия )).

Довольно много идет гидов с клиентами. Клиенты - не все такие уж спортсмены. Поначалу все рядом, но быстро растягиваются по маршруту. Кто-то вперед убегает, кто-то сзади отдыхает.

При этом, так как маршрут идет либо по гребню, либо непосредственно под ним (обходы жандармов), в основном, нет опасности того, что кто-то спустит камень на соседа. Разве что на коротких стенках, где немного лазать нужно.

Цена вопроса по ночевке в хижине раскрыта? Или для желающих на Маттерхорн деньги не имеют значения?

Так же нужно учесть стоимость канатной дороги. Это еще около 60 франков. Ну в целом Швейцария страна не из дешевых.
Как правило мы все подготовку делаем в Италии, и только на само восхождение приезжаем в Церматт.

Максим, если не секрет, на каких маршрутах Вы готовитесь к восхождению?

+++Цена вопроса по ночевке в хижине раскрыта?+++

в приюте внизу (Хёрнли), если без аусвайса альпклубов- 150 франков с носа за ночь (с аусвайсом скидка 10 франков), если ночевать наверху в биваке Сольвей (примерно 4000 м), то внизу в Хёрнли надо заплатить 20 франков после ночевки - многие это не делают, наверное потому что там вывеска "оплата добровольная" )) . эти цены были в позапрошлом году, как сейчас не знаю, надо сечь по оф. сайтам приютов конкретику по ковиду.

вот еще с Риска ссылка на маршрут по гребню Хёрнли:

Цены не изменились. На мой взгляд, для не клиентов это самая главная практическая информация. Ночевать там, обычно, до и после приходится.

Если все сделать правильно, то вторая ночевка не понадобиться. В крайнем случае пешком от хижины до Церматта не больше 4 часов. Так что можно спуститься поздно вечером в Церматт и сразу уехать. Такой вариант позволяет значительно снизить бюджет, т.к. не приходится ночевать ни в Церматте, не в хижине второю ночь проводить.

а вариант со штурмом из Сольвей - не реален?

//Если все сделать правильно, то вторая ночевка не понадобиться. В крайнем случае пешком от хижины до Церматта не больше 4 часов.// Это все надо учитывать при планировании. Потому что 4 часика 1.5 км вниз сбросить после восхождения, это не за хлебушком сбегать. И вечером из Церматта проблематично уехать.

Макс спасибо за описание.
Может тебе пригодится, мой старый обзор по теме))) (фотки частично пропали, но основное есть)

Спасибо!

По мнению местных ночевать в Сольвее-типа дурной тон, если не аварийная ситуация(равно как и в приюте Валло на Монблане).Это мнение можно учитывать, можно не учитывать. К тому же в Сольвее (по крайней мере в августе 13го) был жуткий срач и запах мочи и кала,пардон за подробности

//По мнению местных//

От очень многих швейцарцев слышал, что ходить на Маттерхорн по этому гребню, это дурной тон. Где главные опасности, - поскользнуться на кожуре от банана и получить по голове банкой из под пива. Сам, если что, такую точку зрения не разделяю. Вопросы этики каждый решает сам для себя. У Гогена выше очень хороший пост. Надо много что учитывать планируя восхождение. И если туда идти не сильно акклиматизированным и тренированным то очень велика вероятность заночевать на хижине и до и после. А это + 300 Фр. Кому то мелочь, кому то не очень.

Вы это расскажите тем более чем 500м людям что погибли на этом маршруте. Наверное от кожуры банана и банки пива. Наверное поэтому местные гиды берут строго 1 клиента и требуют 1200 франков-немалая цена по альпийским меркам. Гоген как раз и пишет в своем очень действительно хорошем посте про кривизну варианта (планового) ночевки в Солвее

Не укладываются в голове такие "заморочки":
ночевать нельзя (в хижине Сольвей), а срать можно.
Понятно, что вроде как не "приветствуется" и то, и другое -
однако, видимо, менталитет всё же позволяет.

Это не имеет отношения к сути разговора. Оставляют мусор в хижине, те люди, которым наплевать на экологию и элементарную этику. Про уважение к ближним я уже молчу. И менталитет здесь ни при чем. На Маттерхорн приезжают сотни, если не тысячи, альпинистов со всей Европы. Понятно, что у всех разный менталитет. А правильнее сказать у всех разное воспитание и образование.

Ходите туда в межсезонье, и не будете толкаться.

Когда реально весной? Апрель? Май?

Когда спадает толпа осенью?

на такой же теме год назад писали что в конце сентября уже пусто: швейцарские гиды едут отдохнуть на море в период между летним и зимним сезонами.
Но вот ковид - все схемы и планы ломает к чертям

В первой половине сентября пожалуй меньше всего людей. Это если в стандартный сезон. А так, как только хижина Хернли закрывается, то на горе практически никого не остается.

Пару дней назад смотрел фильм! Очень интересно и познавательно! Теперь самому захотелось на Маттерхорн)

Как по мне то Вайсхорн куда более интересный. Не нужно в Царемат заезжать. Нет толпы людей.

Возможно. Просто Маттерхорн очень красивый.
А так да, на тот же Эльбрус я люблю ходить с востока, где поменьше людей.

Вокруг Церматта куча вершин с более безопасными и куда как менее людными маршрутами 3-4 категорий по нашему.И Вайсхорн , и Обергабельхорн и тд. Но толпы идут на гору с шоколадки- беда всех знаковых вершин