Маттерхорн - инструкция для одиночек.

Пишет GorodischenSki, 30.11.2017 14:53

Маттерхорн - инструкция для одиночек. (Альпинизм)
Маттерхорн, очень живописная, коварная, высокая гора, по альпийским меркам, и, ко всему прочему, с очень интересной историей освоения. Еще 14 июля 1865 года впервые на вершине стоял англичанин Эдвард Уимпер со своей командой, но на спуске произошла большая трагедия, унесшая с собой 4 жизни. В наше время на эту гору стремятся подняться сотни людей со всего мира. Надо сказать, что маршрут по которому все ходят, имеет некоторые технические сложности, в связи с чем, простому неподготовленному человеку подняться на неё будет либо очень опасно, либо невозможно.
Вид на Маттерхорн из Церматта

В сентябре этого года я оказался в Церматте, что находится у подножья горы. План был достаточно простым, хотелось подняться на Маттерхорн по гребню Хернли (путь первопроходцев), в одиночку и не пользоваться приютами. Но обойтись без хижины в Швейцарии не так просто, т.к. по местному законодательству ставить палатки можно до определенной высоты, иначе можно нарваться на большой штраф. В Guide Agency, который находится в центре Церматта сказали, что единственный законный вид проживания это хижина Хернли за 150 евро/франков. Также, настоятельно посоветовали воспользоваться услугами гида за 1500 евро. Попытки поговорить с самими гидами на предмет границ санкционированной установки палатки тоже ничем не закончились. Оно и понятно, никому не выгодно чтобы на гору ходили “дикарями” и “мимо кассы”.
В наличие имелась карта с обозначением зон, где запрещено вообще что -либо делать. Самым приемлемым вариантом оказались озера находящиеся за пределами зон, обозначенных на карте. Проблем с водой точно не будет, и при отсутствии площадки под палатку ее легко сделать. Озера находятся на высоте 2765 метров.

Лучше всего идти на ночевку, ближе к вечеру, чтобы избежать ненужных встреч, как говорится, на всякий случай. На канатной дороге необходимо подняться до станции Schwarzsee 2583 метров и далее идти по указателям на Hornlihutte.
Маттерхорн - инструкция для одиночек. (Альпинизм)Карта с ограничениями
Любителям еще большей халявы можно попробовать идти пешком прямо из Церматта. До озер займет примерно 5-6 часов. От станции Schwarzsee до ночевки идти,черепахой, 1-1,5 часа. Поворот на озера находится прямо перед крайним подъёмом к хижине Хёрнли. В общем-то озера с тропы видны и можно сориентироваться на месте.
Маттерхорн - инструкция для одиночек. (Альпинизм)место для ночевки
С места ночевки замечательный вид на северную стену Маттерхорна. Этот вид со мной разделял поляк Лукас, поднявшийся сюда из Церматта, пешком с огромным рюкзаком. Он, тоже не хотел платить, и также собирался один подняться на гору.Маттерхорн - инструкция для одиночек. (Альпинизм)
7 сентября началось в 3:00. Ночь была очень тихая, безветренная и невероятно звёздная. Еще вечером, был собран рюкзак для восхождения: веревка 40м, система, 4 карабина+ АТС, 2 петли, кошки с вертикальными зубами,пуховка, штормовая одежда, вода+перекус, аптечка, теплые перчатки и фотик.
Вышел практически одновременно с Лукасом сразу после завтрака,оставшиеся вещи были спрятаны под большой валун. Подъём до хижины занял около часа, подъём не сложный, постепенный набор по мелкой сыпухе.
Маттерхорн - инструкция для одиночек. (Альпинизм)рассвет
По негласной традиции первым на гору должен выходить местный гид, а за ним уже и все остальные. Мы с Лукасом были первыми, кто поднимался на гору снизу.
На маршруте находится еще спасательная хижина Сольвей, но оставаться в ней на ночевку, признак дурного тона, и не очень удобно со всеми вещами тащиться туда. Но некоторые люди поднимаются и ночуют.
Маттерхорн - инструкция для одиночек. (Альпинизм)хиж.Сольвей
При свете мощного фонаря легко находить тропу, которая идет то по склонам, то по скалам, иногда теряясь на небольших стенках, которые нужно пролезть. Тропа в нижней части логичная, но потом начинает уходить то вправо, то влево. Минуя первый небольшой кулуар, среди больших жандармов в гребне, нужно держаться очень близко к вершине гребня, но затем тропа уходит опять чуть левее. В общем, чтобы идти ночью по этой тропе, нужно как следует её изучить заранее или сделать разведку днем, или же иметь очень хороший опыт ориентирования на скалах. Главное на подъеме не забирать сильно влево, а то легко сбиться с пути.
Маттерхорн - инструкция для одиночек. (Альпинизм)
Пока я разбирался куда идти правильнее, меня обогнал местный гид. "Вовремя"-подумалось мне. Зачем тратить время на поиски, когда тут такой проводник. Могу сказать, что местные гиды, и их клиенты в очень хорошей спортивной форме. Они не идут по скалам, а бегут. Лукас отстал гораздо ниже, из-за отсутствия достаточной акклиматизации.Скальный участок прямо перед хижиной заставляет немного понервничать,т.к.скалы становятся покруче, а вода, которая превратилась за ночь в лёд, заполнила все ямки и удобные зацепки за которые очень хочется держаться.
С 4000 метров хорошо видны в лучах восходящего солнца блестящий, ледяной панцирь массива Monterosa и Breithorn.
Маттерхорн - инструкция для одиночек. (Альпинизм) Monterosa.
Погода была просто безупречной. Поскольку я не очень торопился, можно было долго наслаждаться этим видом. Но, ребята которые ночевали в хижине Сольвей нарушили мою гармонию с природой и солнцем, напомнив мне о восхождении.
От хижины рельеф меняется на более сложный и крутой, но в некоторых опасных местах уже появляются канаты. Хочу сказать, что канаты установлены не везде, и есть места где без них небезопасно, особенно если снег, и опять же, если вы один. Все провешено до самой "крыши".
Маттерхорн - инструкция для одиночек. (Альпинизм)
Местами канаты были так закреплены, что с трудом достаешь скалу ногами, чтобы оттолкнуться. У последней точки закрепления канатов удобно надеть кошки. Можно было бы идти только в ботинках и дальше по набитой тропе, но это не очень безопасно,так как рельеф представляет собой большие ступени и покатые камни со льдом и мелкой крошкой. Поэтому проще выйти левее тропы, на снежно - ледовый склон и по нему быстро подняться на высшую точку.
Маттерхорн - инструкция для одиночек. (Альпинизм)на швейцарской вершине
На вершине еще никого не было, кроме местного гида и его клиента. Это редкое явление, когда на такой горе почти никого нет и это доставляет большое удовольствие.
Маттерхорн - инструкция для одиночек. (Альпинизм)Швейцарская вершина
Дул легкий ветерок, солнце уже приобрело яркий оттенок, но пока еще было слишком слабым для того, чтобы начать согревать. Видимость была почти идеальная, только со стороны Италии стояли низкие, утренние, разорванные, холодные облака, дающие сильный контраст идеальной панораме. Маттерхорн - инструкция для одиночек. (Альпинизм)
Италия , долина Аосты
Недалеко, можно сходить до итальянской вершины 4476,4 метров, но швейцарская вершина выше - 4477,5 метров. На связь выйти не удалось, да и телефон вскоре совсем замерз.
Вниз идти гораздо тяжелее и напряженнее, идти нужно очень осторожно, с удвоенным вниманием. На "плитах" выше Сольвея я достал веревку для дюльфера, т.к. скалы еще были в снегу и льду. 20 метров как раз хватило спуститься до безопасного места и пока спускался опередил пару групп на этом участке. Перед хижиной, также можно дюльферять, что оказалось быстрее, безопаснее и эффективней. Опять повторюсь,тропа неоднозначная и очень легко ее потерять.
"плиты" выше Сольвея
В целом спуск вниз занял столько же времени, сколько и подъём, и это при идеальных условиях. Время подъема от озера до вершины заняло 4,5 часа. В общем, уже во второй половине дня можно оказаться в Церматте.
Резюмируя все сказанное, хочу отметить, что в первую очередь маршрут не рассчитан на людей с маленьким опытом скальных восхождений и низким уровнем ориентирования. Тем у кого этого опыта достаточно, необходимо как следует изучить, разведать маршрут, и потренироваться на скалах. Маршрут примерно 3а-3б. На первый взгляд покажется, что ничего сложного, гребень как гребень, но на сам гребень при восхождении ты попадаешь только выше 4000 метров. Восходителям, особенно одиночкам, просто необходимо реально и здраво оценивать свои силы, рассчитывать время подъёма и спуска, особенно учитывать состояние маршрута и погоду накануне и в день восхождения. Также, важно учитывать наличие большого количества людей на маршруте, иначе есть места, где вы просто не сможете обойти "пробку".
Маттерхорн - инструкция для одиночек. (Альпинизм)после восхождения
Касаемо снаряжения, 40 метров веревки вполне будет хватать, еще также может пригодиться расходный репшнур около 5-10 метров, система, карабины, спусковое устройство, вода на маршруте только из снега,(если он там есть), поэтому рекомендую обязательно брать с собой.
Также иметь в виду что канатная дорога работает до 16-17 часов и стоит 46 евро до станции Swarzsee и обратно,билет выбрасывать не стоит. Палатку лучше ставить у озер. Если вы боитесь, что вас могут оштрафовать за незаконно установленную палатку, просто поднимайтесь на последнем вагоне канатки, а ночью, перед восхождением, уберите её под какой-нибудь камень. Либо, одна ночь в хижине Хёрнли 150 франков/евро.

В центре города находится замечательный музей истории покорения одной из самых красивых вершин Альп,и недалеко от него кладбище, именно там находятся могилы тех, кто в 1865 году взошел, но так и не спустился с Маттерхорна.