Кошки «на босу ногу», или почему я не люблю Цей.

Пишет bvn, 24.01.2021 17:35

Судя по всему, наступил момент, когда из загашникови надо доставать самое прикольное.
Попытаюсь.

Кошки «на босу ногу», или почему я не люблю Цей. (Альпинизм)

В Цейском ущелье побывал дважды: в 79 - «Торпедо» и 83 – «Цей».
О 79-м уже было - весьма примечательный год. Именно тогда мне впервые выдали «восторженную девушку» и довелось сходить с ней первую самостоятельную гору, оттуда лучшие снимки «эпохи триконей» и многое другое.
В 1983-м приехал в «Цей» после хороших маршрутов в двойке в 1982, вместе с постоянной связкой - Лёней. И море, естественно, было по колени. Тут же получили по шапке. Поселили нас в огромную комнатень с двухярусными койками и «чужой» публикой, возникли проблемы воровства – приходилось постоянно бдить.
Отделение подобралось весьма разношёрстное: мы с Лёней, радист лагеря, парень из Ставрополя и Серёга из Москвы, впоследствии оказавшийся тем самым Зон-Замом из Альпиндустрии (но всё он с нами не ходил – заморочки с набором необходимых по категориям вершин).
Инструктора и имена участников помню плохо – такое случилось первый и последний раз в истории.
Цикл занятий, похоже, прошел без особых проблем (тоже не запомнился) – и завершился штатно, через многоразовую 2А Николаева.
Сходили несколько гор-руководств: 2Б-3Б.
Затем моё руководство на 4А Лагау (в отделении был почти «саксаулом»).

Дальше, исключительно сюрреализм…
Человек, который мог дать консультацию о маршруте был перманентно увлечён чаем и «выйогивался» каждый раз так … Подобного в горах никогда в жизни не видел – «какие-то ничтожные людишки пришли ко мне …» (инструктор, между прочим).
Начспас не выпускал, пока не вставили (без инструмента, подручными средствами, мать их!!!) замок в спасфонд. После этого случая дрель, болгарку и набор саморезов завсегда возил с собой – самое необходимое снаряжение, как оказалось.
Член группы (радист лагеря) должен был чуть не до позднего вечера обеспечивать связь конторы…
В общем, на канатку мы опоздали, подошли пешком под маршрут уже в густом тумане, а утром (в том же тумане – отступать из-за радиста по срокам было некуда) промахнулись мимо «третьего кулуара».
Сначала, как всегда, было «ничего», а дальше пошёл такой рельеф …
Сейчас это называют «куширями».

Вроде и не сверхкруто, но смёрзшаяся развалюха под тонким слоем льда и снега с редкими скальными выходами. По такому просто стараются не ходить. Если срыв – не задержишься, страховки нет. Ледобуры не закрутишь (пару штук «урыли» сразу), крюк не забьёшь. Дюльферять не на чем – проще вверх «на соплях». Плюс, регулярно слетающие ВЦСПСовские «платформы».

Уже темнеет, а даже для «холодной сидячей» места нет. Практически в темноте, выбрались к месту смены рельефа «лёд-скалы» (утром выяснилось - верёвка до гребня - кто ж знал). В месте перегиба обнаружился большой камень (на три посадочных места) – повесили над ним палатку. «Чужие» ребята в пуховках моментально туда забрались, а на нас с Лёней осталось одно. На руках друг у друга получалось плохо, и, учитывая Лёнино мокрое состояние (он сходил перед этим гору, а я отдыхал) выбрался наружу. Вырубил площадку во льду, забил два крюка (слева и справа), сел на рюкзак, засунул ноги в спальник (туристическое синтепоновое одеяло), обернулся плащом («казённый» пух не выдавали, а своего ещё не было). Ночь была тёплая – не замёрз.
А утром, из висящей мешком надо мной палатки, сначала выпала кружка, а затем ботинок … Народ расслабился …

Из футболки «руководителя» и пакета соорудили «товарищу из Ставрополя» чуню, привязали кошку и добили оставшуюся верёвку (эх, если б было знать ночью, что она последняя).
На гребне поставили палатку, и состоялась знаменитая трапеза килькой в томате скальным крюком и со сгущёнкой. А затем мы с Лёней отправились искать вершину (сумасшедшие, что возьмёшь) оставляя на каждом подходящем «пупыре» записки. Погода, надо сказать, была преотвратная. Впрочем, вскоре здравый (ну, почти) рассудок взял верх, и решили спускаться.
Достаточно быстро выяснилось, что с кошкой «на босу ногу» до перевала Адай-Хох будем пилить очень долго, и возникла идея: « а не срулить ли нам …» Тут же подвернулся вариант.
Очень пологий снежный кулуар (глядя сверху).
Во что это вылилось - предсказать несложно. Снег превратился в лёд, крутизна увеличилась, попали в лавинный жёлоб, пошёл сильный снег, сошла лавина (хорошо, небольшая). То, что все остались живы и без травм – величайшая удача.
Внизу оказались уже в темноте. За водой дюльферяли (в том состоянии - высший класс). Палатка на таких камнях … Но спали как убитые.

Картину возвращения поутру в лагерь мне не описать (кстати, спасотряд уже сидел в полной боевой готовности). Человек, входящий на утреннюю линейку в одном ботинке - это очень круто. (Дожидаться её окончания было рискованно, спасотряд и вправду мог выйти.)
Гору нам засчитали, руководство мне нет (ну, очень мягко обошлись – наверное, учли установку замка в спасфонде).

А потом?...
А потом мы собирали деньги на ботинок и художественно рассказывали на разборе, как вставляли замок и почему опоздали на канатку.

Ну, и пара (буквально, больше нет) снимков.
Ещё «до».

Кошки «на босу ногу», или почему я не люблю Цей. (Альпинизм)Слева «товарищ из Ставрополя» обнимает пока ещё два ботинка, по центру я (традиционно за керогазом "Шмель"), справа Лёня.

И «владелец газет-пароходов» Зон-Зам, тогда просто Серёга.

Кошки «на босу ногу», или почему я не люблю Цей. (Альпинизм)

"...И висит нога его босая, —
Холодно, наверное, босой!"

Ну тогда уж:
Но как высока грудь её нагая,
Как нага высокая нога!

А следующие две строчки:
Не нужны теперь другие бабы
- Всю мне душу Африка свела:

вспоминались тогда исключительно в духе другой классики: "Эх... сейчас бы потеплее и побольше. И чтобы не приставала!"

Вот и ответ на вопрос из соседней ветки- нужно ли иметь гиду большой опыт восхождений... Нужно, причем средних категорий трудности. Все эти самостоятельные 2А-2Б руководства, блуждания по кушерям, ориентирование в тумане (и, о ужас, без ЖПС...), спуски в неизвестные кулуары, сидячие ночевки, потери и поломки снаряжения... Все это очень нужно, чтобы надежно и уверенно вести неподготовленных людей, так я думаю

Весь это негативный опыт отработанный на менее ценных членах общества будет полезен если ведешь потом клиентов. Тогда Зон-Замом больше или меньше, тогда они все привычные к этому участники.

У каждого, наверное были такие приколы… Спуск, в учебном отделении, в непогоду по незнакомому снежному кулуару, к кажущемуся так рядом леднику. Который, на нашей тройке бэ, превратился в несколько отвесных дюльферов. До сих пор загадка, как инструктор поддался на нашу провокацию, наверное тоже очень хотел спуститься. Замерзали мы тогда насквозь… Был и у меня такой же инструкторский случай, с офицерами прошедшими ад. Не уговорили, как не старались. Вернулись мы назад на вершину и в итоге нашли единичный спуск. Наверное благодаря тому спуску на 3Б, в далеком 83 году...

Но Цей я люблю, хорошо знаю..., и помню все пройденные маршруты и забытые нынешними поколениям тропы.

Alp.St_SLAIDE_91

Очень рада, что, после довольно продолжительного отсутствия, вынырнули знакомые три буквы (не подумайте плохого) - bvn.
Юмор часто становится палочкой - выручалочкой в довольно сложных ситуациях. Ну а в данном случае, когда все уже в прошлом, можно дать простор фантазии и по-измываться вволю. Надеюсь, футболка "руководителя" тоже вошла в список потерь, наряду с ботинком, и на нее тоже сбросились сообща?

Спасибо на добром слове.
Там больше (кроме ботинка - платить пришлось за пару) потянули взятые взаймы и урытые ледобуры (своих было маловато), а хлопок в Союзе стоил копейки.

В подобных случаях говорят: "Хорошо, что взял деньгами".

Спасибо за рассказ, чудесно! По такому поводу у нас в разные годы говорилось "в кровь сломать затылок", "упало в пропасть" (с) Витя Кириллов, и "она была плохая". В каком то сезоне популярным было "Ах ты бл.дь безрукая!" (говорилось товарищу упустившему, например, френд с нежностью и легким укором).

В очередной раз, при косяке с горелкой, кто то привычно начал было "Ах ты..." - но рядом была барышня из соседней группы, поэтому осекся и продолжил - "... обнаженная женщина без верхних конечностей!"

- Это Венера Милосская что ли?! - удивленно захлопала глазами барышня.

С тех пор это как то вошло в обиход.

Сравнив даму с Венерой Милосской, вызвав у неё восхищение и притупив бдительность, обычно заканчивали диалог фразой "что-то в тебе есть венерическое".
Дикий народец, однако.

С возвращением! Там немного по другому - "Не Венера, но что-то венерическое в вас есть".

А Цей мне нравился. Все было прекрасно. Особенно со снаряжением. Мы даже девушке новый спальник пуховый вытребовали на складе - снега в первую смену было поуши. :-)

А в 90-м году на 4-ке Кальпера мне пристегнули девушку. Хорошую - идет молча, команды выполняет без разговоров. Так и ходим теперь по жизни.

В 2004-ом.

Однако, судя по вашим комментариям и своему опыту, без теток в горах было бы скучновато: можно поухаживать, можно подшутить, можно решить семейный вопрос.
Ну а я столкнулась с ситуацией, когда во время своего первого пребывания в а/л "Талгар" наш инструктор распорядился в приказном порядке во время зачетного восхождения спать в спальниках по-двое (мужчина + женщина), чтобы избежать простудных заболеваний. Опять же польза от женщин, тепленькие они.

Придётся наверное ещё один пост писать.
Был у меня в истории безразмерный траверс в двойке с "девушкой" и одним спальником с ночёвкой на вершине.
Снимок приложу, хотя это уже не Цей.

"...в двойке с "девушкой" и одним спальником с ночёвкой на вершине."

Я конечно помню в студенчестве проблему "ГДЕ ?" Но не до такой же степени...

"наш инструктор распорядился в приказном порядке во время зачетного восхождения спать в спальниках по-двое (мужчина + женщина)"

Тут даже возразить нечего... Велика роль инструктора в обучении альпинистов...

Характерно то, что факт про "2-х местный спальник" вы рассматриваете с позиции нынешнего поколения. Уточняю, события происходили в 70-х годах, спальники в лагере нам, "новичкам", выдали такие, что инструктор принял, возможно, единственно правильное решение, погода выдалась еще та... Кроме того, мы, студенты, ехали в лагерь только с личными вещами, никакого доп. снаряжения, штормовки тоже получали на складе. О ковриках не было и речи, позднее мы делали их из кусочков пенопласта. Да и проблема "ГДЕ?" не была очень актуальна, другое было поколение. Не берусь судить, хорошо это было или плохо, отмечаю как факт.
Но вы, наверняка, знаете случаи из истории восхождений, когда ночевка вдвоем в одном спальнике в обнаженном виде спасала от неминуемой смерти.

О. Да. Коврики из кусочков пенопласта.)).

Прекрасно)). Не только история, но и комментарии к ней!

Довольно банальная лагерная история. Для Кавказа даже слишком либеральная - могли тупо запретить выход на что угодно сложнее 2А, ибо неча.

Кто ту слезу вечно льет по советским альплагерям?

да. все кроме вас, похоже что

Это точно! В азиатских лагерях всё было прекрасно...

Поэтому кто туда приезжал после кавказа, были просто в восторге...

Тепло, фрукты, мясо, близкие подходы...нелавиноопасно....и спальники двойные не нужны...

В замусоленый ватный "гробик" вдвоём? Новичкам и значкам в 70-е годы давали на Кавказе только такие гробики. Мёрзли капитально. Инструктор в пухе с краю, девчонок в середину палатки.