Северная стена Уллу-Тау. Январь 2021.

Пишет Морозов Дмитрий, 10.01.2021 15:38

Северная стена Уллу-Тау. Январь 2021. (Альпинизм)

"День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня."
Каждое событие нашей жизни, каждая точка пространства, где мы отказываемся на своем пути, есть следствие какой либо идеи, мысли.

Размышления на тему "где провести январские праздники" как обычно начались осенью, в конце альпинистского сезона. В октябре, сидя за рюмкой портвейна под склонам Куш-каи, мы перебирали различные варианты. Пошли за советом к Михаилу Александровичу Ситнику. Недолго подумав, МихСаныч предложил нам попробовать залезть ледовые маршруты Главного Кавказского хребта. Действительно! Летом 2020 произошло знаменательное событие — альпинисты наконец-то смогли договориться с пограничниками и нам разрешили восхождения в ГКХ. Да, пускай доступно всего 39 маршрутов, пускай не доходя 100 метров до вершины, что уже вызвало много споров в сообществе: считать ли это за восхождение? Но сам факт, что многие замечательные вершины стали открыты после десятилетнего перерыва, заслуживал внимания. Такими возможностями нужно было пользоваться, создавая прецеденты восхождений в ГКХ. А теперь нужно было понять, как работает бюрократическая машина по получению нового вида пропусков, информации еще не хватало.

Наш выбор остановился на Северной стене Уллу-тау, маршрут Мальцева по островам Северной стены. Забавная коллизия — маршрут категории 5Б по единогласному утверждению всех, у кого мы брали консультацию, всегда ходился по правому варианту, логичной линией по льду в обход всех скальных островов. Этот вариант в современном классификаторе значится как маршрут Бурлуцкого 5А. При этом 5Б Мальцева есть в списке разрешенных маршрутов для восхождений в ГКХ, а 5А Бурлуцкого — нет. В целом, это было меньшей из наших проблем, но все же вызывало некоторое недоумение. В общей сложности, получение пропуска со всеми размышлениями и консультациями, перепиской и звонками заняло у нас полтора месяца. Бюрократическая машина хоть и требует аккуратности, времени и некоторого количества нервов, в итоге работает и вполне по силам отдельно взятой личности.

Северная стена Уллу-Тау. Январь 2021. (Альпинизм)

Пакет документов включает в себя:

1. Заявление на получение группового пропуска для осуществления хозяйственной деятельности в погранзоне. В заявлении нужно указать номер маршрута восхождения, номер маршрута подхода, а также альпинистское мероприятие, в рамках которого осуществляется восхождение. В январе найти сборы на Кавказе не так уж просто, но в этом нам очень помог альпклуб Freeline с зарегистрированным круглогодичным альпмероприятием. Спуск с маршрута разрешен только по пути подъема, это стоит учитывать при планировании восхождения.
2. Список группы с паспортными данными, контактами, местом работы.
3. Заявление в свободной форме на имя начальника пограничного управления ФСБ Кабардино-Балкарии. В заявлении нужно обосновать, почему вашей группе необходимо находится в погранзоне круглосуточно.
Погрануправление легко идет на контакт, если в пакете документов чего-то недостает или есть ошибки — позвонят, расскажут, что не так, попросят исправить. Стандартный срок рассмотрения 15 рабочих дней. Получение либо лично, либо по почте на любой адрес и получателя.
За несколько дней до Нового года наш пропуск наконец-то пришел в Верхний Баксан на адрес директора альплагеря Уллу-тау Расула Сафаровича Моллаева.

Северная стена Уллу-Тау. Январь 2021. (Альпинизм)

3 января наша сборная команда Липецк-Москва встретилась за ранним завтраком в поселке Эльбрус. Четыре человека, две связки: Даниэль Досымбеков, Филипп Федосов, Владимир Гостев и Дмитрий Морозов. Даниэль и Филипп приехали на Кавказ на неделю раньше и пытались сходить маршрут на Бжедух. Они-то и принесли невеселые новости — выше зоны леса слой сухого, перемороженного снега в метр-полтора. Нам светила тропежка.
Подъехали к подъемнику, который предсказуемо не работал, и начали челночить баулы наверх. Здесь же представитель погрануправления провел часовой инструктаж для нашей группы. Мы подробно обсудили тактический план, места стоянок, время начала и окончания движения, снаряжение, местоположение государственной границы, понятие пограничного инцидента... Получили строгий запрет на стрельбу в сторону сопредельного государства и, одновременно, — предложение взять с собой ракетницу для подачи сигналов. Главное же в этом разговоре было то, что нашей финальной точкой на маршруте должна стать вершина третьего скального острова на маршруте Мальцева. Обидно, но предсказуемо — пограничники отсчитывают 100 метров не от вершины по линии маршрута, а как перпендикуляр по вертикали от линии границы. Что конечно крадет гораздо больше расстояния от реальной протяженности маршрута.
Регистрация на пропускном пункте и мы приезжаем в альплагерь Уллу-тау. Остаток дня посвятили посещению МЧС, наблюдению стены в бинокль, перетряхиванию и сбору снаряжения.

Северная стена Уллу-Тау. Январь 2021. (Альпинизм)

4 января выходим затемно, отмечаемся на погранзаставе за лагерем и, наконец-то, все бюрократические и организационные заморочки закончены. Впереди только подход и маршрут, знакомая и привычная уже работа. "И жизнь легка под рюкзаком..." Бодро забегаем на Чегетские ночевки, снега на остром гребне боковой морены почти нет. Нам же нужно дальше под маршрут, на Абалаковские ночевки, траверсом вдоль ледника. Летом, согласно гайдбуку Юрия Ивановича Порохни, этот переход занимает полчаса-час. У нас же этот переход занял четыре с половиной часа. Метр сухого, перемороженного снега, на каждом шагу проваливаешься до самой подложки, никаких ступеней, мы просто гребли и гребли сквозь это плато. Норма тропежки для первого — 20-30 шагов. Снегоступы, возможно, улучшили бы ситуацию, но не слишком, да и не было их у нашей группы. К трем часам дня вышли на Абалаковские ночевки, присмотрели карман между скал, поставили палатку. Всю ночь порывистый ветер с перевала Гарваш мешал спать, да и палатка-трешка четверым рослым парням тесновата в плечах.

5 января решили отдыхать после подхода и акклиматизироваться. До обеда протропили к началу маршрута, нашли хороший снежный мост через бергшрунд. Остаток дня посвятили сборам и методическому уничтожению различной еды, занесенной наверх. Погода держалась ясной, сухой и не холодной. Главным элементом неопределенности была необходимость ночевки на стене. Маршрут длинный, ночевка возможна на вершине первого скального острова, в нижней части стены или на гребне, выход на который нам был категорически запрещен. Кроме крайних ситуаций, конечно... Существовал еще вариант ночевки на вершине третьего скального острова, так указывали первовосходители по маршруту Мальцева в 1985 году. Но команда клуба Freeline, последняя ходившая маршрут в 2008 году, не нашла в той части стены приличного места для бивака. Вырубить полку для сидячей ночевки - вот на что можно было рассчитывать. В итоге мы взяли с собой маленькую палатку, два коврика, пуховки, горелку.

6 января вышли из палатки затемно, в 3.30 утра. Подошли к бергшрунду, развесили снаряжение, связались и, не дожидаясь рассвета, полезли при свете фонариков. Нижняя часть маршрута до ключа — некрутой лед под слоем сухого снега сантиметров в семьдесят. Тропим по стене в одновременном движении, раз в 20 метров крутим бур.

Северная стена Уллу-Тау. Январь 2021. (Альпинизм)

На рассвете за вершину Эльбруса зацепилось несколько “чечевичных” облаков, а через несколько часов из Грузии, со стороны Местийского перевала, начала выползать тяжелая, темная облачность. Поднимался ветер.

Ключ маршрута — ледовый желоб, который, раздваиваясь, огибает скалу над первым скальным островом. Мы выбрали левый вариант: крутой ледовый ручеек шириной в полтора метра и протяженностью метров 15. Правый вариант — более пологий и широкий, почти в два раза длиннее. Выше ключа шли в зависимости от состояния маршрута, голый лед предпочитая пролезть с попеременной страховкой, а заснеженные участки проскочить в одновременном движении.

Контрольным временем мы выбрали 15.00, в этот момент нужно было принять решение о ночевке или о спуске. За полчаса до КВ лидер вылез на уровень вершины третьего скального острова и увидел оставшуюся часть пути до гребня. Началась пурга. Мест для ночевки нет, маршрут пройден. После нескольких минут обсуждения начинаем крутить проушины под спуск. Дальше — отработанный до автоматизма дюльфер группой. Четыре тонких веревки-половинки по шестьдесят метров значительно ускоряли спуск. Быстро стемнело, сверху непрерывным потоком шли легкие пылевые лавины, заметая по колено нас, станции и проушины во льду.

Северная стена Уллу-Тау. Январь 2021. (Альпинизм)

Последние дюльфера — при свете фонарей, видимость метров пять, в каждой неясной тени хочется найти заветный бергшрунд. Так мы его и находили последние триста метров, убеждая себя, что эта веревка — точно крайняя. Наконец берг и выполаживание ледника. Продергиваем веревки, собираем снаряжение. В какой-то момент две половинки оказываются вывязаны из всех карабинов и сто двадцать метров веревки по-английски уходят в темноту. Заметили мы это только через полчаса, уже у палатки. Усталость и потеря внимания. В 21.00 последняя связь по рации с МЧС, сообщаем, что все в порядке. Остаток ночи попеременно спим, едим и пьем. Трое спят, один топит снег, варит чай. Просыпаемся, выпиваем, меняем дежурного, трое засыпают.

7 января на рассвете подходим обратно под стену. Сразу же находим веревки, не до конца заметенные ночным бураном. От вчерашней непогоды ни следа: безветренно, солнечно и ясно. Собираем вещи, сворачиваем палатку и уходим вниз.

Несколько часов тропежки и у моста через Адыр-Су нас встречает наряд пограничников. Мы ничего не нарушили, не создали пограничного инцидента, не передавали и не принимали предметы от третьих лиц, не имели контактов, не стреляли в сторону сопредельного государства и т.д. и т.п. Поэтому просто принимаем поздравления с пройденным маршрутом, желаем удачи и расстаемся, вполне довольные друг другом. Дальнейший сценарий был прост и ясен. Теплый домик в альплагере, баня, суета обратных сборов.

Северная стена Уллу-Тау. Январь 2021. (Альпинизм)

8 января тепло попрощались с альплагерем Уллу-тау и спустились в набег на блага цивилизации - шурпа, жау баур, лепешки и домашнее вино. Заскочили в УМЦ Эльбрус, попили кофе и поговорили за жизнь и дальнейшие планы с МихСанычем Ситником, заехали в Пятигорск в гости к альпклубу Freeline и, не спеша, покатились по знакомым трассам в сторону дома. Эту часть пути можно было считать пройденной.

Получение пропуска на восхождения в ГКХ вполне реально и посильно. Дело пока новое, но если мы будем активно пользоваться открывшимися возможностями, список разрешенных маршрутов будет расширяться. Давайте верить, что со временем разрешат и выход на вершины. Уже сейчас лучше сходить красивый и трудный маршрут, немного не дойдя до значимой вершины, чем просто любоваться снизу, считая ее запретной и недоступной.

Благодарности команды:
Михаилу Александровичу Ситнику — за постоянную поддержку, консультации и помощь в организации восхождения.
Горной школе "Категория Трудности" — за наше спортивное развитие, умения и навыки.
Директору альплагеря Уллу-тау Расулу Сафаровичу Моллаеву — за огромную помощь в получении пропуска, организации трансфера и проживания.
Службе МЧС и лично Сергею Барабанову — за регулярную радиосвязь и ценные рекомендации по маршруту.
Альпклубу Freeline и лично Михаилу Попову, Олесе Семеновой, Николаю Ильичу Мотиенко за помощь в оформлением пропуска и консультации по маршруту.
Пограничному управлению ФСБ России по Кабардино-Балкарской республики — за корректную и вежливую организацию работы по доступу в погранзону.
Нашим родным, близким и друзьям — всем кто переживал, поддерживал и верил в нас.

Всем гор, прекрасных и разных!

Ребята, прочитал внимательно, а можно спросить честно : В чем прикол? целая куча бумажной волокиты, тотальный контроль во время подходов и отходов, ни шагу в сторону во время восхождения и спуска. Как итог ты не залез на гору? Получается даже с горой вас поздравить нельзя по-человечески - а хотелось). Честно не понимаю для чего это в таком формате делать - других гор что - ли нет в стране и мире?

1) ИМХО - они "вставили ногу" в чуть-чуть приоткрытую "дверь" этой недружелюбной СИСТЕМЫ - „Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага“!
Спасибо им за это!!!
Когда мы будем скитурить в этих волшебных местах в следующий раз - может мы сможем подняться чуть выше, без конфликта с погранцами, которые сами по себе адекватные люди, но функционируют в рамках этой жесткой системы
2) Адыр Су - район невероятной красоты, а Уллу Тау - это Уллу Тау, классика альпинизма, красивейшая вершина Кавказа и Мира

Друзья, с Горой Вас!!!

Женя, не соглашусь: в мире есть много примеров, когда пройдя стену альпинисты не идут на вершину- высшую точку. Таких примеров много в Альпах, в Йосемити, да вот даже в Крыму!

На Канченджанге Далай-лама попросил нас, а Индийские власти записали в разрешение не подниматься на вершину (5м по высоте и 10 по расстоянию), и мы, пройдя сложный маршрут шестой категории, на вершину не поднимались.

Другая сторона медали. В ГКХ разрешили (пусть с ограничениями) прохождение маршрутов. Это прорыв. Но это не заслуга ФАР. От президента ФАР было только письмо в погрануправление, далее все переговоры вели директора лагерей и начучи, подготовку документальную - то же. В т.ч. согласование с властями КБР. И я вложил в это свою скромкую лепту. Это большое достижения для альпинизма в КБР, и даже в таком, каличном виде, позволит вернуть в жизнь давно забытые маршруты. В т.ч. - снежно-ледовые, которые по красоте, протяженности и трудности как минимум ничем не хуже Ала-арчи. Последние 100 м на них - пешеходная зона, и она не принципиальна.

Этот маршрут я ходил зимою в 86 году, помню его. Спускались по пути подъема: пилить гребень вправо на Гарваш или влево на Местийский - себе дороже. Помню и последнюю стометровку: после крутого льда это пешеходная тропа.

Теперь - для чего это нужно ("других гор что - ли нет в стране и мире"). Каждая гора по своему уникальна. И если правительство страны, где находится гора, делает ограничения, альпинисты выполняют их ради уникальности горы. Так во всем мире. А Уллутау- очень красивая Гора, и маршрут - красивый. Ради этого стоит выполнить требования ПУ.

Ну а мы продолжим переговоры с погрануправлением КБР для упрощения пропуска и уменьшения ограничений.

Ну да - давайте это введем в норму, и нигде не будем ходить на вершины, ссылаясь на погрануправления, и прочих властьимущих. Через определенный срок, это станет в порядке вещей, как сейчас скальный класс, мастера спорта не знающие узлов и прочее прочее. Истиные причины этого явления мне понятны - закрытие разрядов, а именно комбинированный маршрут 5А на 1 разряд.

Я вам так скажу, даже на Арче свет клином не сошелся, в том же Киргизском хребте целая куча пиков - на которых нет маршрутов и ничего не закрыто.

Район Саук-Джайляу с 5000, на которых огромное количество ледовых речек - и все 5 ки с 6 ками. В районе Аксу и этот список можно продолжать и продолжать.

Думаю и на Кавказе их навалом, в том же Безенги и Цее но за них не присваивают разряды, да и лезть надо - а тут сбегал по быстрому до середины кулуара, и готово!Вот куда завела кривая дорожка игры в поддавки, сегодня не доходить до вершины будет нормой, а завтра здравствуйте разряды в зале, и прощайте горы.Через 10 лет на ЧР будут уже и 4 допускаться, вот увидите.

"Другая сторона медали. В ГКХ разрешили (пусть с ограничениями) прохождение маршрутов. Это прорыв. Но это не заслуга ФАР. От президента ФАР было только письмо в погрануправление, далее все переговоры вели директора лагерей и начучи, подготовку документальную - то же. В т.ч. согласование с властями КБР. И я вложил в это свою скромкую лепту. "

Михаил Александрович, уж не ожидала от вас.

Автору спасибо за доходчивость и оптимизм.

Порохня Юрий Иванович , а не Петрович, исправьте, пожалуйста.

Поправил, спасибо вам за внимательность.

Парни поздравляю. Когда-то этот маршрут даже заявлялся на чемпионат России

Альпинизм альпинизмом, но для скитура это класс. Можно к Местийской хижине сходить или чуть выше и скатится, или из под той же стены Уллу-Тау. Полной свободы не существует. Или чуть осталась где то на Северах. И то если ствол за спиной.

Хижина и "чуть выше" - это и сейчас можно... - до красной линии пограничники терпят... Но в "до граничное время" мы спускались с самой вершины, с 4000 м (Местия 4000 + )

приятный маршрут, ходили его зимой 2005, где-то гуглится рассказ

Жаль, что вам постоять на вершине полноценно не довелось, это ж отдельное ощущение, особенно, когда во всем регионе на горах ни души. Но хорошо, что без обморожений. Холодно было? У нас в Джайлыке -35 было (когда мы на стене были, наблюдатель меряла), на Казбеке в этот же уикэнд коньяк замерз, уверяют люди.. Был потом на Мак-Кинли дважды - рядом не валялась по ощущениям холода.

Рассказ подробный и интересный.

Добрый день!А где посмотреть список 39 маршрутов на ГКХ?Спасибо большое.

Спасибо большое!!!

Хочу внести некоторые уточнения: маршрут по островам был пройден не в 1985 году, как вы пишите, а на полтора десятка лет раньше. И по маршруту: то, что вы прошли, не является маршрутом Мальцева по островам - маршрут Мальцева называется по островам, потому что идёт через эти острова, а не в обход их. В 1980 году я с товарищем ходил этот маршрут именно по островам, по описанию. По тем временам мы прошли его довольно быстро: над третьим острове мы были в 11 часов дня, остановились там отдохнуть и перекусить и стали свидетелями несчастного случая на соседнем маршруте (по Абалакову) в группе инструкторов из а/л Джайлык. Ну а потом и первыми участниками продолжительных спасательных работ. Описание маршрута есть на сайте лагеря Уллу-Тау: ullutau.ru/routes/?id=32

Наверное не стоит сильно утверждать , что маршрут не тот. В то время, когда было первое прохождение этого маршрута, лед обходили по скалам, сейчас быстрее скалы обойти по льду. Нитки близки, а в названии маршрута достойная фамилия сохранилась!