Пишет Сергей Чеботов, 24.11.2020 15:06

Первые американцы на Дуссе-Алине. Начало коммерческого туризма на Дальнем Востоке. ()Хр. Дуссе-Алинь, фото О. Ломанова.

Хребет Дуссе-Алинь - один из самых красивых и труднодоступных хребтов Дальнего Востока. Но первые походы с иностранцами были интересны в первую очередь не в спортивном плане, а прежде всего в недоступном ранее общении с людьми из другого мира. Полный текст.

В конце 80-х в СССР разрешили коммерческую деятельность. При этом дали реальную возможность работать, первые три года никаких налогов, проверками особо не досаждали. Тогда появились и первые частные туристические компании, многие из которых предлагали активные туры. В том числе и иностранцам, которых привлекала возможность побывать в прежде закрытой стране, а также необычайная дешевизна туров. Цены года до 92-ого оставались советские, это когда час полета на вертолете МИ-8 стоил порядка 50 долларов. В такие приключенческие туры приезжали, конечно, только отчаянные экстремалы.

По началу сервис на таких маршрутах отсутствовал полностью. Первую группу американцев мы приняли в 89-м году. У нас тогда были только брезентовые палатки. В дождь хорошо натянутая брезентовая палатка не пропускала воду, но только если не прикасаться к брезенту. Палатки были не очень просторные, а американцы ребята в основном габаритные втолковать им, что нельзя прикасаться к брезенту, было очень сложно. И они никак не могли усвоить лайфак, что, если прикоснулся, но нужно провести пальцем по скату палатки до днища, чтобы вода по следу пальца скатывалась вниз, а не капала внутрь. Несколько следующих групп мы принимали за снаряжение, и вскоре мы уже были хорошо оснащены.

В те же годы в начале 90-х летал прямой рейс Хабаровск - Анкоридж - Сан-Франциско.
От Хабаровска до Анкориджа лететь около 5 часов, бесплатного багажа 50 кг, никаких таможенных пошлин. Благословенные времена!

Году в 94-м доллар резко скакнул вверх, цены взлетели на 1000%, а сервис остался прежним. Иностранцы перестали приезжать. Туристов заменили челноки.

В 1991 г. мой партнер из Анкориджа Джон Джон Викторс- директор компании "Sunctuary travel" попросил меня организовать тур для троих американцев.
Я им предложил маршрут по одному из самых красивых районов Хабаровского края – хребту Дуссе Алинь. Мне и самому было интересно побывать здесь летом, до этого мне приходилось бывать там только зимой.
Подъехать к хребту можно только через город Комсомольск на Амуре, закрытого в ту пору для иностранцев.
Во времена СССР для того, чтобы провезти иностранцев по какому-то маршруту нужно было получить разрешение от Краевого комитета КПСС и от управления КГБ.
Я написал соответствующее письмо и, к свой радости, получил добро на посещение американцами г. Комсомольска на Амуре.

Американцы попросили прислать подробное расписание маршрута по дням. Дуссе-Алинь это не национальный парк с маркированный тропами и определенными местами для стоянок. Объяснять это американцам было бесполезно, и я составил расписание, как они требовали, не особо придавая этому значение. В походе время завтраков, обедов, ужинов, переходов соблюдать не составляло труда, а проследить в том ли месте мы встали на ночевку, они все равно не в состоянии. В последний день нас должна была подобрать машина артели золотопромышленников, они и сами не знали куда машина сможет подъехать, так что я просто написал, что окончание маршрута в 19 час, особо не придавая этому значение. Как оказалось позже, американцы же отнеслись к расписанию очень серьезно.

Американцы прилетали утром транзитом через Токио. Они ограничены по времени, поэтому выезд в Комсомольск запланирован на вечер этого же дня. День прошел в предпоходной суете. Наши клиенты привезли с собой большой запас сублимированных продуктов, газовые горелки с баллонами.
Все ночевки у нас планировались в лесной зоне, так что горелки и баллоны я предложил американцам оставить в Хабаровске. Они отнеслись к этому очень настороженно и согласились только после долгих уговоров. Позднее, когда я сам походил по трекинговым маршрутам в национальных парках за рубежом, такая настороженность стала понятна, во многих парках разводить костры запрещено. Но у нас с этим проблем пока нет.
Из продуктов, привезенных американцами, нам понравились смеси из сухофруктов и орехов на перекусы, у нас в те времена таких не было. К остальным их сублимированным продуктам, мы отнеслись скептически. Американцы в свою очередь с недоверием отнеслись к нашим продуктам. После совместных обсуждений пришли к соглашению, что один день мы готовим пищу из своих продуктов, а на другой американцы из своих.
Маршрут был короткий – всего 7 дней, а нас было четверо сопровождающих на троих американцев, поэтому мы особо не ограничивали себя в весе, взяли свежие овощи, капусту на борщ, тушенку.

Поезд отходит из Хабаровска в 11 часов вечера и в 6 утра прибывает в Комсомольск. Наши американцы были первые иностранцы, которые приехали в этот доселе закрытый город. Соответственно для встречающих нас девочек из местного отделения «Спутника» это была первая встреча с иностранцами, и они основательно подготовились к приему. Первыми кто встретил нас на выходе из вагона была съемочная группа местного ТВ.

Комсомольский вокзал ранним утром 91-ого года.
Идет дождь, на потрескавшемся асфальте грязные лужи, освещение отсутствовало в принципе. День назад американцы вылетели из Анкориджа, вчера еще бродили по Токио, а сегодня они, осторожно спускаясь в сумраке из вагона, высматривают почище место, куда можно было бы наступить.
В это время к ним подскакивает молодая жизнерадостная девушка репортер и бодрым голосом задает заготовленный заранее вопрос: «Как Вам понравился наш город?» Американцы просто впали в ступор. Они долго ничего не могли из себя выдавить, в конце концов произнесли какие-то дежурные фразы, и мы загрузились в автобус.

В Комсомольске мы должны были пробыть до вечера, все что нам требовалось это гостиница и автобус на встречу – проводы. Но девочки решили провести для нас экскурсию по городу, особо смотреть в Комсомольске нечего, во время экскурсии я тихонько дремал в автобусе, и вдруг услышал, как наш экскурсовод объявляет, что мы подъезжаем к заводу Гагарина. Меня прошиб холодный пот, это секретный завод, на котором производятся знаменитые истребители СУ. Если бы нас застукали рядом с ним, да еще с группой американцев, то неприятности могли быть очень большими. Останавливаю переводчика, чтобы он ничего про завод американцам не говорил. К счастью, их это и не интересует, им главное добраться до гостиницы и отдохнуть. Прошу экскурсовода поскорее уехать подальше от завода и везти нас в гостиницу.
С приличными гостиницами, наверно, и сейчас в Комсомольске проблемы, а тогда их просто не было. Нас поселили в дом приемов городского комитета КПСС.

Дом приемов горкома партии представлял из себя двухэтажный особняк на огороженной территории. Нашу семейную пару поселили в ВИП номер, в котором когда-то останавливался Михаил Сергеевич Горбачев. В этом номере помимо спальной и ванной комнат была огромная светлая гостиная с высокими оконными витражами и большим обеденным столом. На нас, имеющих опыт проживания лишь в обычных советских гостиницах, это все произвело сильное впечатление, впрочем, не только на нас. Американцы восхищенно оглядывались и говорили, что никогда не жили в таких условиях за 25 долларов в сутки.

В начале 90-х поездки по России обходились иностранцам очень дешево, поскольку цены еще оставались советскими. В этот раз поездка обошлась американцам по 25 долларов с человека в сутки, эта стоимость включала питание и проживание, билеты на поезд, все трансферы на 7 человек, так нас с ними было четверо сопровождающих.

После завтрака нам предложили пойти в сауну, первыми отправилась семейная пара, мы же в ожидании своей очереди грелись на солнышке во внутреннем дворике. В это время во двор вошли двое крепких молодых парней. Они спросили кто из нас старший, я представился. Ребята показали мне красные корочки, сказали, что они из КГБ и, что я должен проехать с ними. На мой вопрос в чем дело, мне сказали, что все объяснят в управлении. По дороге я пытался лихорадочно сообразить, в чем же дело. Вроде документы у нас все в порядке, может быть нас все-таки видели около завода Гагарина, тогда все могло окончиться печально.
Однако оказалось, что информация о нашем приезде, где-то потерялась и до Комсомольского КГБ не дошла. Утром начальник КГБ просматривая новости на местному ТВ за чашечкой чая, вдруг увидел, что в их секретный, закрытый город приехали американцы! Тут же были подняты дежурные, которые нас и накрыли.
В управлении мне зачитали бумагу, что, привезя в Комсомольск иностранцев, я нарушил какую-то там статью уже не помню уголовного или административного кодекса.
Прежде всего прошу показать мне эту статью, не вникая в ее суть, смотрю внизу какое же наказание мне грозит. Оказалось, что штраф 35 рублей.
В начале 90-х не только цены на продукты и товары оставались советскими, так же суммы штрафов и других платежей тоже оставались прежними. Хотя коммерческая деятельность уже была разрешена, и работая директором коммерческого центра, я получал около 1000 руб в месяц. Поэтому не стал терять время на оправдания. Сказал, что полностью признаю свою вину, готов понести заслуженное наказание и сегодня же вечером увезу иностранцев из города. Но возникла проблема, это была суббота, бухгалтерия в управлении не работала, сберкассы тогда по субботам тоже не работали. Хорошо хоть ребята оказались вполне адекватными, они быстро разобрались, что на шпионов мы не тянем, да и им не очень хотелось субботним утром тратить свое время. Так что выписали мне квитанцию на оплату, сказали оплатить по приезду в Хабаровск и отвезли в гостиницу.
Остаток дня прошел без приключений и вечером мы выехали из Комсомольска.
У нас была договоренность с артелью золотодобытчиков «Прогресс», о том, что мы переночуем у них на базе на станции Березовка, и утром нас на бензовозах подбросят до участка под перевалом Токоланский.
Поезд приходил на станцию Березовка часа в два ночи.
Из Хабаровска мы выехали больше суток назад, в поездах и в Комсомольске практически не спали, так что мечтали поскорее добраться до базы и выспаться. Но для сотрудников базы, да и для всех жителей этой небольшой станции приезд американцев случился впервые в их истории и, конечно же, они не могли позволить американцам сразу по приезду отправиться спать. А как же русское гостеприимство и деревенское любопытство? Когда мы подъехали к базе, она вся сверкала огнями, гремела музыка из радиолы, на веранде были накрыты столы, которые ломились от еды и выпивки, вокруг столов суетились празднично разодетые дамы, мужики курили в томительном ожидании у приготовленных рюмок. Тут американцы впервые познакомились с русским гостеприимством неотвратимым и беспощадным. Посиделки с песнями и танцами, бесконечными тостами продолжались практически до утра. К счастью, местные ребята быстро набрались, и нам не составило большого труда подливать в рюмки иностранцам минералку.
Я думаю, что на свои 25 долларов американцы еще никогда в жизни столько не ели и не пили.

Первые американцы на Дуссе-Алине. Начало коммерческого туризма на Дальнем Востоке. () Утро в ожидании отъезда. Рич, Алех и Дебра.

Утром нас рассадили по кабинам бензовозов, и мы тронулись в путь.

Первые американцы на Дуссе-Алине. Начало коммерческого туризма на Дальнем Востоке. ()Дебра в кабине бензовоза.

Известно, что у нас нет дорог, одни направления, но порой дороги не было от слова совсем, не понятно как водители вообще угадывали направления. Стараясь произвести впечатление водилы со всех сил давили на газ, и бензовозы мчались там, где это казалось абсолютно невозможным, что приводило американцев в дикий восторг. Реки проходились на полном ходу, так что вода летела через кабину, вызывая каждый раз восхищенные визги американцев.

К участку старателей под перевалом Токоланский приехали после обеда, старатели показали нам как они добывают золото, приглашали остаться ночевать.

На прииске.

Но и нам и американцам не терпелось поскорее выбраться на маршрут.
Золотари подвозят нас еще около 9 километров в сторону перевала на грузовике, и вот наконец-то мы в тайге.

Нас семь человек: трое американцев:Рич и семейная пара Алех и Дебра, я, Саша Глотов – председатель нашего турклуба «Фортуна», Виталий Яшенков – фотокорреспондент местной газеты, великолепный фотограф и классный повар, и еще один Алекс – преподаватель пединститута, отличный переводчик, но со своими странностями. Он круглый год ходил босиком, зимой в самые лютые морозы его можно было встретить на улице в пиджаке, шапке ушанке, огромных меховых рукавицах и босиком. За все фотосъемки и за слайды отвечал Виталий, к сожалению, он вскоре трагически погиб. И из фотодокументов о походе у нас осталось лишь несколько старых слайдов. Поэтому здесь я использую фотографии, предоставленные мне Ломановым Олегом, чтобы можно было оценить красоту Дуссе-Алиня.

Выгрузившись из грузовика, мы решаем немного отойти от дороги и остановиться на ночевку, чтобы как следует отдохнуть. Пока мы разбираем рюкзаки, обращаю внимание, что Алекс - переводчик, снимает вибрамы. На мой вопрос, что случилось, он объявляет, что планирует пройти весь маршрут босиком. И сильно обижается, когда я запрещаю ему это делать. Чтобы как-то его успокоить, говорю, что рисковать всем маршрутом не могу, но в последний день разрешу ему попробовать походить по тайге босиком. Впрочем, ходьба по каменным осыпям, кедровому стланику и бурелому быстро отбила у него такое желание, и мы к этому вопросу больше не возвращались.
Останавливаемся на ночевку около ручейка с кристально чистой водой. Алекс – американец достает из рюкзака керамический фильтр и начинает прокачивать через него воду из ручья. Говорит, что боится подхватить какую-нибудь заразу из воды. Пытаемся объяснить, что в горах выше по течению никто не живет, нет никаких источников загрязнения. Но Алекс упорно качает воду через фильтр. Дебра и Рич, следуя нашему примеру, с удовольствием пьют воду из ручья и делают нам знаки, чтобы мы с Алексом не связывались.
Американцы предлагают приготовить ужин из своих продуктов, так как это будет быстро. После ужина Виталий моет посуду и ворчит: «Чем же они нас кормят, отмыл котелок холодной водой, ни одной жиринки. На такой пище далеко не уйдешь».

Первые американцы на Дуссе-Алине. Начало коммерческого туризма на Дальнем Востоке. ()Таежный обед, Рич, Алех, Дебра, Саша Глотов.

Этой ночью в палатках на свежем воздухе, мы наконец-то выспались.

Идем вдоль реки Токолан, периодически переходя ее с берега на берег по валунам, русло реки перегорожено завалами, да и на берегах много бурелома, идти довольно тяжело. Американцы постоянно спрашивают: «Почему мы лезем через бурелом, а не идем по тропе?» Объясняю, что это дикие места, тайга, здесь нет никаких троп. Они не могут понять, говорят, что у них на Аляске тоже дикие места, но везде, где ходят туристы оборудованы тропы.

Первые американцы на Дуссе-Алине. Начало коммерческого туризма на Дальнем Востоке. ()Река Токолан.

Нам уже приходилось принимать американцев, так что нас не удивляет, что они не предлагают помощь Дебре, хотя и видят, что ей сложно. Мы же помогаем ей пролезть через бурелом или перейти реку. Это ее никак не задевает, она с удовольствием принимает помощь.
Вечером наша очередь готовить ужин, и Виталий постарался на славу, борщ и солянка с грибами, которые здесь росли в изобилии, были просто великолепны. Особенно после тяжелого перехода и под стопочку. После этого сублимированные продукты были забыты, и вопрос о том, чьи продукты используются для приготовления горячей пищи больше не возникал.

Утром после завтрака начинаем подъем на Токоланский перевал.
Моросит дождь, сыро. В верховьях р. Токолан небольшое озеро от него до перевальной седловины около километра, перевальный взлет протяженность 200 м и крутизной 40° зарос мощным кедровым стлаником, в начале подъема стволы этого стланика толщиной в руку и пролезть через них не просто.
По мере подъема дождь усиливается и, когда мы выходим на перевал, он льет уже стеной. Торопимся поскорее спуститься до границы леса. С перевала крутой спуск около 80 метров (30°) по мокрому травяному склону, показываем американцам, как пользоваться альпенштоками. Спустившись в лес, находим поляну среди высоких сосен, и под проливным дождем начинаем разбивать лагерь. Прежде всего натягиваем большой тент, под которым будем разводить костер, и еще один тент, чтобы американцы могли под ним поставить свою палатку. Слышу, как они шепчутся между собой, что нужно было взять с собой газовые горелки, а то сейчас непонятно, как готовить пищу.

Но для нас развести костер в любую погоду особой проблемы не представляет. У елки внизу у самого ствола всегда найдутся сухие иголки, которые вспыхивают как порох, береста горит даже сырая, а если свалить сушину, то дождь промочил ее лишь на пару сантиметров, внутри она сухая. После того как костер разгорелся, дождь ему уже не страшен, главное вовремя подбрасывать дрова.
Валим сухостой, пилим его на чурки длинной пару метров и разжигаем надью, рядом с которой под наклоном натягиваем тент. Устраиваемся все под тентом, греемся, сушим вещи. Спрашиваю американцев, как лучше так вот с костром и под тентом или в мокрой палатке с горелкой. Они, смеясь говорят, что очень боялись этой ночевки под дождем.
Среди ночи слышу, как кто-то выползает из соседней палатки. По жужжанию фонарика «Жучок» понимаю, что это Алекс – переводчик. Одна из его странностей - он пользуется только фонариком «Жучок». Это такая небольшая динамомашина, работает без батареек и светит только когда ты нажимаешь на ручку. Жужжание удаляется, затем вовсе стихает. Проходит довольно продолжительное время, Алех не возвращается. Выползаю из палатки, свечу фонариком, ничего не видно и не слышно. Бужу Сашу Глотова, мы осматриваем окрестности лагеря, пытаемся кричать, но шум реки заглушает крики. Запускаем ракету, но все безрезультатно. Приходится прервать поиски до рассвета. Мы разбили лагерь на высокой стрелке между двумя притоками реки Курайгагна. Надеемся, что в ночи у Алекса хватит ума не лезть в воду, а устроиться где-нибудь под деревом. Утром с рассветом продолжаем поиски и вскоре находим Алекса в нескольких десятках метров от лагеря.

Выходим в красивый скальный цирк в верховьях р. Курайгагна, разбиваем лагерь и делаем радиальный выход на хребет. В верхней части склона под скалами снежник из-под него бежит ручеек с чистейшей водой. Остановившись отдохнуть, пьем вкусную ледниковую воду, Дебра и Рич так же припали к ручейку. Алех достает свой фильтр. Качать воду через керамический цилиндр довольно утомительно, сделав несколько качков, Алех решается последовать примеру друзей и пробует воду прямо из ручья. После этого фильтр был упрятан на дно рюкзака, и больше не доставался.

Первые американцы на Дуссе-Алине. Начало коммерческого туризма на Дальнем Востоке. ()Верховье р. Курайгагна. Фото О. Ломанова.

С хребта открывается красивый вид на цирк, где расположено оз. Медвежье.

Первые американцы на Дуссе-Алине. Начало коммерческого туризма на Дальнем Востоке. ()оз Медвежье. Фото О. Ломанова.

Еще несколько фотографий Олега хребта Дуссе-Алинь в верховьях рек Курайгана и Нилан.

Первые американцы на Дуссе-Алине. Начало коммерческого туризма на Дальнем Востоке. ()Оз.Горное. Фото О. Ломанова

Первые американцы на Дуссе-Алине. Начало коммерческого туризма на Дальнем Востоке. ()Водопад Медвежий. Фото О. Ломанова

Первые американцы на Дуссе-Алине. Начало коммерческого туризма на Дальнем Востоке. ()Ключ Медвежий, экспозиция на оз.Медвежье. Фото О. Ломанова.

Сделав несколько радиальных выходов в верховьях реки Курайгагна, переваливаем в долину реки Диер.

Первые американцы на Дуссе-Алине. Начало коммерческого туризма на Дальнем Востоке. ()Левый приток Курайгагны. Вид на перевал в реку Диер. Фото О. Ломанова.

Верховья реки Диер. Фото О. Ломанова.

В последний день спускаем по реке Диер к реке Керби.
По берегам реки заросли голубицы. Медведи любят лакомиться этой ягодой, и мы встречаем их многочисленные следы. А затем видим и медведя метрах в 15 от нас. Ветер дует от него, шум воды заглушает все звуки, так что медведь нас не чувствует. Он идет в том же направлении что и мы. И нам ничего не остается, как двигаться по его следам. На всякий случай готовим фальшфейера, так же Алекс – переводчик несет большой газовый баллон, который оставила предыдущая группа американцев. Якобы этот баллон может помочь отбиться от медведя. Но как-то не хочется проверять это на деле. Так идем минут 40, возможно медведь что-то почуял и свернул в сторону от реки. Дальше идем, стараясь произвести как можно больше шума, очень не хочется неожиданно столкнуться с каким-нибудь мишкой.
В 18 час встаем на привал. Американцы весь переход между собой обсуждали, что поход должен заканчиваться, а никаких признаков жилья не видно. На привале они показывали на часы и говорили, что по предоставленному мной описанию тура в 19 час мы должны выйти к золотарям.
Перекусив и выпив чаю, идем дальше и в 18-40 упираемся в реку, на той стороне видно что-то вроде дороги. Река бурная, к тому же после дождя уровень высокий, американцы с опаской спрашивают, как мы будем через нее переправляться. На поиски брода отправляю Сашу с Виталием. Они берут шесты и обнявшись заходят в воду, видно, что идут с большим трудом преодолевая течение. Перейдя реку, они скрываются за прибрежными кустами, и оттуда доносится крик, что нас ждет машина. Кричу в ответ, чтобы отправляли машину за нами. Тяжелый КАМАЗ с открытым задним бортом сдает задом и ровно в 19-00 подъезжает к нашему берегу.
У американцев просто приступ приключился. Они смеялись, хлопали друг друга по спинам, тыкали пальцами в часы и орали, что маршрут закончен ровно в 19 час, как и было обещано по программе.

На сколько сильное впечатление это на них произвело, я понял на следующий год, приехав в Анкоридж.
Они пригласили меня на встречу в местном турклубе, где показывали слайды об этом походе. Они очень эмоционально рассказывали, что шли по каким-то совершенно диким местам, где не было маркированных троп, и, что даже представить не могли, как можно точно рассчитать время окончания маршрута.
Я скромно промолчал и не стал их убеждать в случайности произошедшего.

На прииске нас заселяют в дом, где останавливается руководство приезжая на участок. Условия для тайги более чем отличные, чистые просторные комнаты, баня с огромным, выложенным синей плиткой бассейном. Несмотря на то, что на приисках сторожащий сухой закон, холодильник забит водкой и красной икрой. Вкусный ужин, баня и стопочка водки - отличное окончание похода.

Для американцев любая поездка будет неудачной, если она не заканчивается шопингом.

Поэтому на обратном пути мы не заказываем гостиницу в Комсомольске, а посвящаем день магазинам.
Курс доллара тогда составлял 30 руб. Заходим в магазин, скрипка стоит 16 руб - пол доллара, Алех в шоке, их сын занимается музыкой, так что они тут же покупают скрипку. Большие красивые павловские платки ручной работы по 30 руб, эти платки закупаются оптом для всей родни и знакомых. Увидев желтый фильтр для фотоаппарата за 30 копеек Алех, спрашивает у переводчика, сколько тот стоит. Переводчик машет рукой: «Бесплатно».
В течении дня американцы как пылесосы гребли все, что видели, но смогли истратить при этом только 80 долларов на троих!

Рич - известный американский адвокат, в начале 2000-х он еще пару раз приезжал в Хабаровск по делам. Гостиница в Хабаровске теперь ему обходилась в 200 долларов за ночь. Сидя за кружечкой пива у меня в бане, мы вспоминали те благодатные времена, когда за 25 долларов в сутки можно было ни в чем себе не отказывать.

Полный текст.

Спасибо, столько воспоминаний нахлынуло.... с этими комическими группами в СССР. Такое больше не повторится.

«Почему мы лезем через бурелом, а не идем по тропе?» - вопрос вопросов! Наповал...

«Почему мы лезем через бурелом, а не идем по тропе?» :))) Именно этот вопрос 10 дней назад многократно задавали мне участники на загородной тренировочной прогулке, когда шли 44 км :) Буреломинг - это и есть "изюминка" нашего национального туризма! ;))

А ходить за медведем в 15 метрах от него, это наша национальная забава! ;))

Спасибо за историческое описание похода и фото, очень интересно.

Скажите, пожалуйста, если Вы уже были на Дуссе-Алине и там действительно так красиво, то почему Вы не ездите туда самостоятельно в летний период? Территория огромная, можно годами посещать и открывать для себя все новые места. Наверняка, можно найти свободные зимовья. Для чего нужны все эти стрессы, сюрпризы с недобросовестными гидами, пограничниками и закрытой Белухой? Если бы не было этих проблем, то времени выбирать погоду, как правило нет, в коммерческих маршрутах. Поднялись, все в молоке, обзора нет. Смысл, неужели для галочки, я там был?

На Дуссе-Алине я уже бывал много раз, хочется другие места посмотреть. Мне сейчас 67 лет, друзья туристы, с которыми ходил в молодости, сейчас уже не ходят. Нет своей группы, так что приходится обращаться в коммерческие фирмы. Но так неудачно попал в первый раз.

Принимали на Байкале иностранцев в 1990 г. Билет на самолет Москва-Иркутск стоил 11.5 доллара, на поезде купейный вагон 4.5 доллара. Правда, и зарплаты были соответствующие. "Волгу" или "Жигули" "девятку можно было обменять на 3-хкомнатную квартиру. Говорят, что кое-кому удавалось обменять видеомагнитофон на однокомнатную квартиру.

В том и проблема была в те времена, для нас все было дорого, для иностранцев копейки. 1500руб. час на вертолете сумасшедшие деньги, а для них 50 долларов. В те годы по Амуру курсировали круизные теплоходы, заходившие в небольшие национальные деревни. Поляки и прибалты очень любили эти круизы. В поселковых магазинах годами лежали золотые украшения, которые местных жителей не интересовали из-за их дороговизны. Для иностранцев же цены были бросовые, вполне приличное золотое кольцо можно было купить за 3 - 4 доллара (по курсу 91-го года).

Спасибо Сергей, что поделились...интересно!

А про то что было дорого, смотря для кого, мы уже начали промальпить и за 2-3 дня зарабатывали месячную зарплату среднего гражданина.

Правда импортный видеомагнитофон стоил тогда месяц- два, пахоты на высотных работах... -:))) Если правильно помню 6000руб в 89г.

Да, я и имею ввиду среднего гражданина, те кто в те времена начал заниматься предпринимательством, зарабатывал хорошо.

Вот так нашу страну и все её богатства и скупили за гроши иностранцы в 90-х. Кто-то из наших граждан успел хорошо устроится и зарабатывать тогда. А моя семья, как и семьи всех моих друзей и знакомых, в первой половине 90-х жили в полной нищете... И я не мог позволить себе в 90-е поехать в поход дальше родных Жигулей, а иногда даже на поездку в них за Волгу не хватало, не смотря на то, что родители работали, а я учился в ВУЗе на повышенной стипендии и подрабатывал. Но, к теме поста это отношения не имеет ;) Красивые горы в том районе. И пост душевный.

Согласен ФанКав заработать 8000-9000 тысяч долларов с группы тогда было нереально круто, и где то даже неприлично. Иногда жалею что что ушел в другую область зарабатывания денег. Ходить в горах и зарабатывать на том что умел и любил здорово.

А может и нет, и правильно что ушел. Я тоже пытался продать себя подороже, получилось 1 раз когда Эльчибеков позвал сводить югославов на п.Ленина в 90 и когда на Москвина в 94 наш тур.организатор, привез россиян на Москвина. И то работал бесплатно, из-за желания ходить в горы. Ну а ценник , который был для гидов, 5-10 баксов /день, практически никого не устроил. И потихоньку " физкультурники-альпинисты" слились из этого бизнеса.

В промальпе тогда уже больше зарабатывали.

вижу что там заповедник, в 87 году организовали, вы встречались с егерями?
а птицу дикушу встречали (похожа на рябчика)? которую чуть ли не руками брать можно в затаивании. мне как биологу интересно.

Да, дикуш встречал не однократно, действительно человека не боится.Поймать очень легко, поэтому их осталось уже немного.

Присоеденюсь к воспоминаниям.

В начале 90 водил немцев по Камчатке. один из них был чемпионом мира по парапланам. Крутой парень пролетел Амазонку на параплане с мотором, для безопасности даже покупал там на черном рынке автомат... так что сюда приехал с таким же настроением. Сплавлялись по реке Камчатка, далее восхождение на Ключевскую. Он должен был с нее спрыгнуть на крыле и полететь в сторону Ключей. Кто в курсе туда наши болванки с Белого моря летают и городок был закрытый. В общем мы дали ему записку с текстом "Немецкий парашютист ФИО, просьба оказывать содействие, и адрес в Петропавловск Камчатском". Через пару дней он нас догнал, на наше счастье не прыгнул. Потом перелет в Крым. Там горы и полеты на куполе. В общем все мероприятие на месяц с небольшим. Крутое путешествие по тем временам. Маленькая досада, кинули меня тогда Киевляне с оплатой, все группу это оплатил сам.

Марат,

Где-то года до 94-го получал наслаждение от работы, ходишь в горы, сплавляешься занимаешься любимым делом и еще и хорошо зарабатываешь.

Получил большое удовольствие от такого занятного чтения. Строчки как духмяные таёжные картины. Жаль, что коротко. Спасибо.
Утекает вода, сочиться время, всё так стремительно меняется. И что там, за оборотом ...

К слову, Алекс наутро не испереживался за свой ночной заблуд?

Спасибо! Здесь немножко подсократил у себя в блоге поподробнее написал https://www.skitour.club/post/pervie-americanci-na-dusse-aline

Алех немного подзамерз, но был вполне бодрый.