Лестница Иакова

Пишет putnik-kz, 02.11.2020 19:58

Лестница Иакова (Туризм)

Утро 31 октября выдалось солнечным, но мой постоянный напарник в хождениях по горам почему-то не звонил.

«Затаился,- подумал я,- наш Затаевич. Наверное, получил заказ перевода на английский».

Стал обдумывать свои перспективы на дальнейшую жизнь:

«То ли стать мне президентом США,
То ли взять да и закончить ВэПэШа…»

Завтрак прервал звонок от Виктора Сторопова. Заказ он не получил и предложил прошвырнуться на пару-тройку часов куда-нибудь в горы, развеяться. Но куда? На часах уже 10 утра, пока доеду на остановку 12 маршрута, будет 11 дня.

«А пойдем на Кок-Джайляу,- предложил Виктор. – Там, говорят, построили ступеньки». Решено, идем на перевал Кок-Джайляу.

Лестница Иакова (Туризм)вид сквозь березы

В 12 часов начали движение по отрогу вершины Кумбель. В советские времена на Кок-Джайляу шли туристы из турбаз «Горельник», «Алма-Тау», отдыхающие из многочисленных домов отдыха и санаториев. «Тропа пенсионеров» - так высокомерно отзывались мы об этом маршруте в свои молодые годы. А теперь и сами стали пенсионерами, а теперь и сами идём по этой тропе и наслаждаемся её красотой.

На склонах нижней части ущелья речки Батарейка – заброшенный совхозный сад, где можно полакомиться яблоками.
Чуть выше растет лиственный лес из березы, осины, боярки, диких яблонь, и кустарников – барбариса, шиповника и т.д.

Выше лиственного леса начинается хвойный лес из елей и сосен, посаженных лесниками в советское время.

С живописной тропы, поросшей лесом, открывается потрясающий вид на город, улицы которого вползают в прилавки Заилийского Алатау. Воздух наполнен благоухающим запахом трав, сосны и ели.

У родника Ак Булак вывесили новый билборд со схемой подъема на в.Кумбель (3200 м).

Лестница Иакова (Туризм)

Нам на вершину не надо, поздно вышли.

А вот и сама лестница, устремленная прямо в небо.

Крутой склон изрезан горизонтальными площадками, укрепленными деревянными брусьями.

С одной стороны, работа проведена большая, средств и, возможно, чувств в неё вложено много. С другой стороны, как это обычно бывает, работа не доведена до конца. Горизонтальные ступеньки - из грунта, под действием атмосферных осадков оплывут, опоры из деревянных брусьев продержат недолго. Все это грандиозное сооружение продержится не более трех лет. Однако, не беда, городские власти снова выделят из бюджета энную сумму заинтересованным организациям. И снова история повторится. «Лучше меньше, да лучше» - ленинский лозунг задвинут в сторону интересами рынка.

Виктор Сторопов, по привычке, на ходу сочиняет стихи:

«Не тратьте усилий, вершин домогаясь.

К комфорту привыкшие выстроят вам

Ступеньки подъема; в восторге купаясь,

Привыкните к легкой стезе к небесам.

Ах, как мы болеем за то, чтобы горы

Все больше туристов себе обрели.

И тянутся всюду ступеньки-узоры

Эрозией будущей грешной земли.»

Пробуем двигаться по ступеням, нам быстро перестает это нравиться. Сходим с них и идем рядом по мягкому чернозему, сброшенному по сторонам при изготовлении ступенек. Дело в том, что ступеньки отражают неравномерную крутизну склона. Два шага по каждой из них не сделаешь, но и для одного шага они велики. Подниматься можно только приставным или широким шагом. Такой стиль движения утомляет через десяток-другой ступенек. Куда лучше двигаться равномерно по пологой тропинке, в такт с дыханием и биением сердца. Вполне возможно, что для детишек, ставящих свои ножки на горизонтальную поверхность и делающих на ней 2-3 шага, такие ступеньки как раз впору.

Забегая вперед сообщу, что и на спуске мы оббежали лестницу. Ни к чему прыжки по ступеням для травмированных коленных суставов.

По ходу движения стали думать, как назвать эту лестницу, уходящую круто вверх прямо в небо.

Вначале Виктор предложил назвать её Потемкинской лестницей. Но на ней расстреливали людей, а здесь всего лишь мучают и то под благовидным предлогом. Не подойдет.

Тогда Виктор предложил назвать её лестницей Иакова. Согласно Библии, Иакову приснился сон о лестнице, соединяющей небо с землей:

«И ему снится лестница, воздвигнутая на земле, и вершина ее достигла небес, и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.»

Таким образом, лестница Иакова - это лестница, которую ангелы используют для прохода между небом и землей.

Мне понравился такой вариант. Наши дети – наши любимые ангелы, а их поднялось и спустилось по этой лестнице сегодня очень много. Они и будут главными героями этого фоторепортажа.

Лестница Иакова (Туризм)Зауре с 3-мя детьми

Встречаем стройную девушку с тремя детьми. Мне показалось, что она их старшая сестра, в ответ она радостно улыбается. Оказалось, что она - мама этих троих детей, её зовут Зауре. Старшей дочке –10 лет, среднему сыну – 7, младшему – 4.

Лестница Иакова (Туризм)

На подъеме нам встречается интересный человек. Зовут Ярослав Монастырский. Пережил инфаркт и инсульт, побывал в двух клинических смертях, и, имея несколько смертельных болезней, обратился к религии. На удивление врачей обрел здоровье, сейчас благоустраивает в соответствии со своими религиозными убеждениями тропу. Строит скамейку для отдыха.

Лестница Иакова (Туризм)Ярослав

Навстречу нам спускается группа молодых людей.

Лестница Иакова (Туризм) Группа на спуске

По пути любуемся красивыми видами.

Лестница Иакова (Туризм)Вид на лестницу сверху

Лестница Иакова (Туризм)Лестница Иакова

Лестница Иакова (Туризм)Вид на п.Комсомола сквозь березы

Лестница Иакова (Туризм)Вид на пер.Талгарский (заснеженный). На переднем плане - седловина гребня в.Кумбель. С седловины туристы уходят влево на вершину Мохнатка. Мохнатка возвышается над плотиной.

Лестница Иакова (Туризм)На заднем плане, слева направо: пик Фурманова (3050 м)-пик Панорамный (3100м)- п.Башута(3400м) - п.Чимбулак (3480 м) -перевал Талгарский (свыше 3100м). За перевалом - п.Чкалова (3892м). Справа из-за гребня выглядывает п.Комсомола (4376 м) и крайний справа - трехглавый пик Абая (4010 м).

Лестница Иакова (Туризм)Тропа у сосен, высаженных лесниками

На пути встречаем маму с сыном, занимающимися учебой на свежем воздухе

Лестница Иакова (Туризм)Мама и сынок с книгой

Встречаем и маму с сыном, идущих по тропе

Лестница Иакова (Туризм)

Тропа у сосен вытоптана настолько, что обнажились корни, имеющие поверхностное расположение на почве.

Лестница Иакова (Туризм)IMG_20201031_134037Корни

Здесь же, на поляне среди сосен, встречаю своего бывшего коллегу по работе Андрея Вичкуткина со своим четырехлетним сыном Давидом. На этой тропе они впервые. Малыш поднимался на своих двоих. Малыш бодр, весел и жизнерадостен.

Лестница Иакова (Туризм)Андрей с сыном

Идем далее. Вот снова на тропе трое детей. На этот раз их сопровождает папа. Фотографирую на ходу. Они проходят мимо. Ба! Да это же Максут Жумаев - 27-й альпинист из клуба «Quest-14» и 12-й альпинист, взошедший на все эти восьмитысячники без использования дополнительного кислорода. Здороваемся и деловито разбегаемся в разные стороны.

Лестница Иакова (Туризм)Максут Жумаев со своими детьми

Сегодня, на его странице на ФБ читаю:

«Уже вторые выходные подряд мы с детьми гуляем в горах. Просто погода хорошая и в нашей новой школе High Tech Academy открылся клуб Туризма. Каждые выходные, несмотря на родительскую занятость, народу собирается прилично. Мне приятно, что необходимость времяпрепровождения с детьми на природе в разы ценнее премиального iPhone 12.

В нашем клубе Туризма активно принимают участие все преподаватели, включая директора школы и учредителей. У нас уже было 2 школьные поездки в Чарынский каньон и в город Кочевников. Школьники разных возрастов помогают друг другу, поддерживают. Учителя раскрывают тематику поездки, проводятся конкурсы, мастер-классы и даже театральные постановки 😍

Это очень здорово как для тела, так и для души. И что мне особенно нравиться, так это заинтересованность родителей. Папы, мамы и дети, от мала до велика включены в процесс.

В моём сердце есть отклик и, возможно, в ближайшем будущем мы запустим более высокий и международный проект! Идея, которую я вынашиваю под сердцем уже много-много лет».

Этот малышок едет на папе

Лестница Иакова (Туризм)На папе

А этот спускается сам.

Лестница Иакова (Туризм)Сам

Мы опешили. Но на наш вопрос малыш отвечает, что мама идет следом.

Лестница Иакова (Туризм)девочка с мамой

Действительно, через пару минут появляются мамы с осторожно ступающими дочками. Скользко. На наш вопрос мамы отвечают, что они – родители детей, обучающихся в школе High Tech Academy.

Виктор, в свою очередь, встречает свою знакомую. Люда -заядлая туристка.

Лестница Иакова (Туризм)Виктор с Людой

По пути Виктор угощает Андрея и его сына Давида приятной и полезной смесью из плодов барбариса и листочков зизифоры, сорванных недалеко от тропы.

Лестница Иакова (Туризм)Виктор предлагает зизифору

Такое впечатление, что на тропу вышло полгорода. Люди приветливы, при встрече здороваются, желают приятного пути, по казахски – «Ак жол».

Ну вот и Давид взобрался на перевал Кок-Джайляу.

Лестница Иакова (Туризм)Давид на гребне (2500м)

В 4 часа дня мы с Виктором уже внизу на остановке, через пять минут подходит автобус.

Возвращаемся домой бодрыми и отдохнувшими.