“По следам снежного барса”: итоги XI добровольческой экспедиции

Пишет Редакция сайта, 01.10.2020 13:56

“По следам снежного барса”: итоги XI добровольческой экспедиции (Путешествия)

С 4 сентября по 14 сентября 2020 года в средней и южной частях хребта Чихачёва в Кош-Агачском районе Республики Алтай участники XI добровольческой экспедиции “По следам снежного барса”проверили сеть из 35 фотоловушек, установленных в конце мая и в начале июня 2020 года во время предыдущей экспедиции. О том, как это было, Редакции рассказал участник экспедиции Вячеслав Заметня.

Экспедиции "По следам снежного барса" регулярно проводятся с 2015 года я в рамках Программы мониторинга снежного барса в РФ. Основная цель – оценить численность трансграничной группы хищников на алтайской части хребта Чихачëва, синхронизируясь с информацией по другую сторону хребта в Монголии и Туве. Для снежных барсов не имеют значения государственные границы, поэтому общая численность будет известна только после обработки результатов, полученных всеми участниками этого международного проекта.

В работе XI Добровольческой экспедиции приняли участие 16 человек, среди которых сотрудники Алтайского государственного природного биосферного заповедника, РОО "Аргали" и опытные добровольцы из Республики Алтай, Алтайского края, Курска, Новосибирска и Санкт-Петербурга.

Экспедиционные будни

...Нас засыпало снегом, обдувало ветром, морозило ночью: температура опускалась до минус 7 градусов по Цельсию. Даже техника не выдерживала условий высокогорья и бездорожья: по очереди ломались все три экспедиционных машины (вышло из строя сцепление, пробито колесо, сломана рессора, барахлил термостат). Но добровольцам все трудности по плечу, мы не боимся суровых погодных условий.

Мы выходили на маршруты тремя группами. Каждый из нас неоднократно был испытан на прочность в предыдущих экспедициях и по праву может называться ветераном добровольческих экспедиций. В команде царили взаимопомощь, взаимопонимание и сотрудничество.

Удивительную стойкость и выносливость показали наши девушки. В этой экспедиции приняли участие 7 девушек. Сразу после тяжелейших подъëмов на гривы хребта Чихачëва они радовали нас кулинарными изысками, а утром всегда удивляли разнообразными завтраками! Вы не представляете, какое наслаждение после спуска с горы в заснеженном лагере лакомиться сахарным арбузом, горячим чаем с зизифорой и горной смородиной, селëдкой под шубой, солянкой или борщом и только что испеченной пиццей; а с утра выпить свежезаваренный чай, свежесваренный натуральный кофе или даже какао. И это всë благодаря нашим девушкам-добровольцам. Без их поддержки наш проект не имел бы будущего.

“По следам снежного барса”: итоги XI добровольческой экспедиции (Путешествия)

Отдельного упоминания заслуживают вечера в нашем базовом лагере. В первый вечер, например, Наталья Демьянова напомнила нам про раздельный сбор бытовых отходов – как распознать маркировку сырья на упаковке, и какие виды можно отдать на переработку, а какие нет.

После этого мы обсуждали актуальные проблемы нашего проекта и стратегических целей. А планы у нас грандиозные! Много было песен под гитару в сопровождении треска берëзовых поленьев в печке. Вечером после возвращения групп со своих маршрутов мы все вместе на проекторе просматривали кадры с фотоловушек, которые еще утром стояли на гривах хребта Чихачëва, подводили итоги дня, бурно радовались появлению снежных барсов в объективе камеры. Было особенно приятно сознавать, что именно твоя группа принесла сегодня фотоловушку с этими ценными кадрами. А в один из вечеров Ульяна Шалыгина выступила с интереснейшей презентацией по теме "Анимация – эпоха перемен. 1910-1930 е годы".

В экспедиции мы все сознательно отказываемся от алкоголя и курения на всех этапах нашего путешествия. Наш проект пропагандирует здоровый образ жизни. Добровольцы дорожат трезвой атмосферой, которую общими усилиями создают с целью безопасности. Многие добровольцы регулярно купаются в горных реках и озëрах при любых погодных условиях!

В центре внимания...

После проверки 35 фотоловушек в 18 локациях выяснилось, что наш Хоргай (доминантный самец снежного барса на исследуемой территории, наблюдается с 2011 года), старейший из известных ирбисов на Алтае – ему уже примерно 13 лет – жив и здоров, активно передвигается по своей территории.

Хоргай.

Наша Гута, одна из старейших самок ирбиса на Алтае (наблюдается с 2012 года), не только жива и здорова, но и воспитывает уже четвëртый выводок из трëх годовалых озорных котят: предположительно двух самцов и одну самочку. Эти любопытные хулиганы за лето повредили две фотоловушки (доказательства на видео прилагаются). Это лето вообще порадовало нас молодым пополнением снежных барсов.

Три годовалых котёнка Гуты. Ночная съёмка.

Годовалые котята Гуты заинтересовались фотоловушкой.

К трëм годовалым шалунам на обследуемой территории ещё добавился один молодой самец трëх лет из выводка самки Инегалэ и два молодых самца, которые предположительно регистрировались вместе с матерью летом 2017 г. в составе выводка из трёх котят в возрасте около 3 месяцев (точно сказать невозможно, т.к. регистрация была сделана с другого ракурса и с дальней дистанции, рисунок пятен плохо различим). Вот так, к двум старейшим снежным барсам этим летом добавилось на хребте Чихачëва шесть молодыхбарсов! Появление такого количества молодых ирбисов на алтайской части хребта Чихачëва закономерно, так как в этом году на летних станциях в самой высокогорной части хребта были снова обнаружены скопления аргали в отличие от прошлого года, когда мы наблюдали лишь одиночек.

Молодой самец трëх лет из выводка самки Инегалэ.

Скопления аргали.

Конечно, снежные барсы не единственные герои фотоловушек. Среди почетных гостей и друзей экспедиции: манул – который год очень редко попадает в объективы фотоловушек – всего две фотофиксации в этом году; каменные куницы и росомахи – завсегдатаи наших фотоловушек... Азиатский барсук этим летом не заглянул к нам в камеры, но впервые за всë время наблюдений к нам в высокогорную местность хребта Чихачëва пожаловал кабан! На одной из камер мы увидели портретные снимки молодого бородача (ягнятника), который словно специально позировал в кадре.

Росомаха оставляет метку.

Проход кабана на хребте Чихачёва.

Лиса с добычей.

При тщательном анализе снимков с камер за разные годы мы отметили существенное снижение количества фоторегистраций аргали и горных козлов на гриве над озером Киндыктыкуль и его притоком Нарын-Гол с момента начала функционирования там высокогорной турбазы Кок-Кёль (лето 2016 г). Есть снимки 2013 и 2015 гг. с проходящими по гриве на водопой и обратно большими группами самцов аргали численностью до 25 голов. После 2017 г. отмечаются лишь единичные регистрации копытных на этом участке. Архары и горные козлы ушли в соседние более спокойные урочища из-за фактора беспокойства (машины, люди).

Бородач (ягнятник).

Мы выражаем огромную благодарность пограничникам за помощь и опеку, ведь практически вся работа проводится в пятикилометровой полосе вдоль государственной границы с Монголией. Уже много лет (с 1998 г.) между участниками экспедиции и пограничниками существует сотрудничество и взаимопомощь. Мы надеемся и на дальнейшее укрепление наших совместных усилий в стратегически важном государственном деле сохранения биоразнообразия.

Весь проект осуществлялся при финансовой и информационной поддержке WWF и Алтайского заповедника, на материальной базе РОО "Аргали" и добровольцев (машины, оборудование, лагерное снаряжение).

“По следам снежного барса”: итоги XI добровольческой экспедиции (Путешествия)

Участники XI Добровольческой экспедиции «По следам снежного барса».

И в заключение нам хочется добавить, что одной из стратегических целей нашей Добровольческой экспедиции является долговременное сохранение снежного барса на территории Российской Федерации и создание ООПТ в средней и южной частях хребта Чихачëва (местах обитания одной из ключевых группировок снежного барса в РФ). Надеемся, что радушный приём и внимание с стороны России помогут барсам возвращаться снова и снова.