Коронавирус и горы. Первый опыт.

Пишет Андрей Мамаев, 12.09.2020 21:15

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)

Можно ли идти в горы, если переболел коронавирусом?
Ответа ни у кого пока нет. Но есть первый опыт...

Планов на горы в начале 2020 года было громадьё. В мае для разминки Альпы, потом в августе любимая высокогорная Азия. В феврале едва не купили билеты до Милана, как вдруг именно в Милане это всё и началось. Вернее сказать, с горами в мае всё быстро закончилось. Пандемия коронавируса резко набрала обороты и вскоре поставила крест даже на всех спешно разработанных майских альтернативах (Качкар в Турции и Чимган в Узбекистане). Пришлось отменить весенний отпуск, самоизолироваться, перейти на работу из дома и начать толстеть по причине круглосуточной близости к родной кухне с холодильником.

В конце мая во мраке самоизоляции забрезжил свет надежды, и мы, вслед за другими группами нашего клуба, начали собираться на Кавказ в августе. В предвкушении встречи с горами жизнь вновь наполнилась смыслом, мир вокруг заиграл красками, работа обрела цель, как вдруг...

В общем, где-то в самом начале июня я его подхватил. Сданный на работе тест на COVID-19 неожиданно оказался положительным. Три недели вяло текущей болезни провёл дома, потом компьютерный томограф разглядел в лёгких двустороннюю пневмонию и пришлось ещё две недели провести в инфекционном отделении нашей медсанчасти. С лечением в больнице повезло, капельницы и уколы в живот произвели волшебное действие. Самочувствие резко улучшилось и за неделю до выписки в голову уже полезли мысли про горы. Ведь пока я болел, группа на Кавказ собралась и надо было что-то решать.

Когда 13 июля меня списали с больничного и отправили на работу, до намеченной даты старта оставалось меньше трёх недель. Первым делом протестировал сам себя несколькими забегами по небывалой нынешней жаре, осторожно нарастив дистанцию с 4 до 8 км. Тестирование не выявило ничего криминального, кроме вполне объяснимой слабой тренированности от малой подвижности последних месяцев. Экспресс-опрос родственников, друзей и Интернета конечно же не дал однозначного ответа на вопрос «можно или нет в моём состоянии идти в горы?». Мнения расположились в спектре от вполне оптимистичного «горный воздух полезен для восстановления лёгких после пневмонии», до пугающего «сдохнешь от отёка лёгких после первой же ночи выше 3500». Так как руководитель и группа не высказывали никаких опасений по поводу участия в походе свежеиспечённого ковидника, то через пару дней я решился на этот «бесчеловечный» эксперимент над самим собой и купил билеты до Минвод.

Оставшееся время до похода лихорадочно восстанавливал физическую форму бегом и приседаниями, параллельно долечиваясь, так как коварная болезнь, конечно же, предпринимала попытки взять реванш. Тем не менее, 1 августа мы стартовали из Тырныауза, намереваясь через две недели и восемь перевалов оказаться в Терсколе. В конце на сладкое традиционно для этого района планировался Эльбрус.

Как ни странно, всё это нам удалось. Сотню километров через восемь перевалов прошли за одиннадцать дней. И вот в 10 утра 13 августа, спустя всего месяц после закрытия больничного с диагнозом коронавирусная пневмония средней тяжести, я стоял на западной вершине Эльбруса, чувствуя себя вполне удовлетворительно.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)Западная вершина Эльбруса - наш ответ коронавирусу.

Какие выводы из всего этого можно сделать? Да никакие. Нельзя делать общих выводов из частных наблюдений. Есть такой непреложный закон современной науки. Однако, судя по всему, коронавирус пришёл к нам всерьёз и надолго. И с этим придётся как-то справляться всем, в том числе и любителям ходить в горы, где и без вирусов опасностей хватает. Видя, какой страх у многих людей вызывает коронавирус, мне захотелось лишь поделиться своим пусть единичным, но вполне успешным опытом. Не сказать, что всё прошло легко и гладко. Физически весь поход мне было тяжелее обычного, да и следить за своим капризно реагирующим на любое переохлаждение организмом приходилось очень тщательно, что негативно давило на психику. Тем не менее, результат обнадёживает. Мне кажется, появились основания считать, что коронавирус не приговор для горных туристов и альпинистов. Более того, возможно, что горы ещё и полезны для борьбы с этой напастью. Ведь по моим ощущениям в поход я ушёл недовылеченным, а вернулся абсолютно здоровым. Кто-то скажет – повезло. А я вспомню про шампанское, которое не пьёт тот, кто не рискует.

Возможно, кому-то есть что добавить из личного опыта – не стесняйтесь, пишите в комментариях.

Ну и для украшения поста немножко фоток из нашей горной двойки по Приэльбрусью.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)01. Старт вверх от Тырныауза.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)02. Развалины Тырныаузского вольфрамо-молибденового горно-обогатительного комбината.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)03. Затопленная старая шахта на пути к перевалу Тырныауз.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)04. Подъём на седловину перевала Тырныауз 1А.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)05. Спуск с перевала Тырныауз 1А в долину реки Суарык.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)06. Вид с перевала Суарык 1А в долину реки Загулла.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)07. Долина реки Уллуусенчи из-под перевала Кыртык Верхний.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)08. На перевале Кыртык Верхний 1Б.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)09. На перевале Кыртык Нижний 1А.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)10. Спуск с перевала Кыртык Нижний в долину реки Исламчат.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)11. Подъём на перевал Каракайский Северный (н/к) из долины реки Исламчат.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)12. Спуск с перевала Каракайский Северный на курорт Джилы-Су.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)13. На курорте Джилы-Су карантин и доступна только одна ванна с прохладной водой для купания ног.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)14. В начале подъёма от курорта Джилы-Су к ледовому плато Джикаугенкёз.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)15. На озере Бирджалы.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)16. Утренний вид на Эльбрус с озера Бирджалы.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)17. Выход через рантклюфт на ледовое плато Джикаугенкёз возле пика Калицкого.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)18. Подъём на перевал Ирикчат 1Б.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)19. Переправа вброд через реку Ирикчат.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)20. Утро над долиной Ирикчата.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)21. Подъём из долины Ирикчата к перевалам Ассоль и Фрези Грант.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)22. Озеро в висячей долине под перевалами Ассоль и Фрези Грант.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)23. Подъём на перевал Фрези Грант 1Б.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)24. Вид с перевала Фрези Грант 1Б на ледник Ирик и Эльбрус.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)25. Эльбрус на рассвете из лагеря в верховьях ледника Ирик.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)26. Ледник Ирик и наш последний перевал Терскол 1Б.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)27. На перевале Терскол 1Б.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)28. Траверс ледовых полей Эльбруса от перевала Терскол к Приюту Одиннадцати.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)29. Через трещины ледника Терскол.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)30. Лагерь на склоне Эльбруса чуть выше Приюта Одиннадцати (4160 м).

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)31. Акклиматизационный выход на Эльбрус до высоты 4950 м.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)32. Ветреный рассвет во время восхождения на Эльбрус.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)33. Утром на склоне Эльбруса у начала косой полки.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)34. Подъём по косой полке к седловине Эльбруса.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)35. Вид с края предвершинного плато западной вершины на восточную вершину Эльбруса.

Коронавирус и горы. Первый опыт. (Горный туризм)36. Панорама седловины Эльбруса на спуске с западной вершины.

Всем здоровья и удачи в горах! Ходите в горы! Они прекрасны...

С Горой!

Повезло, что в лёгкой форме, да и "органон" у Вас реально могучий, поздравляю! (тоже превозмог ковидлу и маленько в теме)))

Фотки замечательные и по сюжету, и по качеству. А какой камерой снималось? Контраст просто нереальный... где дымка!? :) ...наверное таки фильтрами покрутил? ;)

Спасибо! Но насчёт могучести "органона" это не про меня. Ведь я заболел, а вот жена, которая была постоянно рядом, хоть бы кашлянула разок для приличия )))

Снято на зеркалку Canon 6D с оптикой 24-70mm f/2.8L II. Дома на компьютере всё конечно же "доработано напильником" на мой нынешний вкус, чтоб картинки из прошлого яркостью и сочностью стимулировали позитив, которого порой так не хватает в городской жизни.

Могучий "органон" это в большей мере тот, который, быстро и без осложнений восстановился ... А двустороннее воспаление лёгких это совсем даже не "баран чихнул" ;)

А женщины, которые постоянно рядом с нами ("...в печали и в радости, в болезни, и в здоровье..."©), по большому счету и делают из нас Мужчин...

... лёгкая дымка придаёт романтичности и загадочности горным пейзажам... ( это мне сейчас "мои тараканы в голове" нашёптывают наперебой, глумятся, в горы просятся)))

Правильно, плевать на болезни, горы всё вылечивают.

Хороший, красивый маршрут. И такие родные перевалы, долины, в большинстве из них столько раз пройденные. Красота! Молодцы.

На пер. Ирикчат ледник присклоновый совсем потаял... А на пер. Кыртык верхний на спуске совсем фирнового языка не стало. Я его описывал, как 1Б в 2008, когда он совсем по другому выглядел. В таком состоянии, как сейчас, это уже обычный 1А стал. Да, этим летом на Кавказе снега, фирна совсем мало стало.

Да, ледники на Кавказе очень заметно стаяли. На больших ледниках это не так заметно, а вот края, где лёд тоньше, заметно подъело. Кыртык с Ирикчатом это ещё цветочки, больше всего глобальное потепление нам подгадило на Фрези Грант и Ассоль - по сравнению с фотками из Интернета в реальности ледники стаяли так сильно, что характер перевалов изменился радикально в худшую сторону. По старым описаниям подходишь ножками по леднику и потом по крутой осыпи немножко. Не увидев ничего похожего, долго выбирали, какой из перевалов стал хуже. Решили, что хуже Ассоль. Полезли на Фрези Грант, что пришлось делать очень осторожно. Оказалось примерно 1,5 верёвки по очень камнеопасному склону. Больше всего первому и второму досталось, спустили несколько самосвалов камней в кулуар, только после этого остальным стало полегче.
А Верхнему Кыртыку 1Б можно и оставить - всё ж склоны покруче и подлиннее, да сыпухи попротивней, чем на окрестных 1А )))

Да, Ассоль и Фрези Грант уже года три назад, когда я к ним на разведку из Ирикчата поднимался, уже были неузнаваемы по сравнению с фотками 10-15 летней давности. Уже тогда там на обоих образовались скальные стеночки с противной живой сыпухой, а леднички в нижней части почти исчезли. А сейчас ещё хуже стало... Без верёвок их летом уже вряд ли возможно пройти. И камнепадоопаснось высокая. Не понравились мне они ещё тогда, решил их не ходить.

А Кыртык Верхний, конечно, пусть остаётся 1Б, я не против ;)) Тем более, что к официальной точке зрения, моё частное мнение никак не относится и ни на что не влияет :)

Кстати, сегодня уезжаю на Кавказ. Как раз через дол. Ирик, Ирикчат, через пер. Ирикчат буду начинать маршрут, проведаю эти места, посмотрю, как там всё сейчас выглядит.

я бы сказал, для Кавказа последний сильно-тающий год 2015. последующие как-то покрепче. но в 15м вообще атас был. будем надеяться на лучшее.

Мда... реально организм у Вас могучий...

С 18.08 аналогичная картина болезни, до сих пор на больничном, планы горные на вылазку в Гвандру отменены. На сегодня самочувствие лучше, но понимаю, что под рюкзаком в этом сезоне я уже не ходок. Максимум порадиалить из долины, на большее сил просто нет. Но ваш опыт вдохновляет и заряжает оптимизмом )

Хочется пожелать Вам здоровья, удачи и осторожности, особенно в горах. Коварная штука, мне кажется, эта зараза. Ну и если будут успехи в горах, пусть даже не большие - не держите в себе, поделитесь. Интересно же!

Рассказываю. 16.09. закрыл больничный по двухсторонней вирусной пневмонии при отрицательном ПЦР. Пару недель аккуратно увеличивал активность, но без фанатизма, ибо реально ослаб за время болезни (так хреново мне, наверно, не было еще никогда) - велотренажер, лестница вниз-вверх. 05.10 в матрасно-реабилитационном формате выбрался в Домбай и походил радиалки.
06.10. - Бадукские озера и чуть дальше побурился по тропе пока не завяз в криволесье совсем +/-600м, макс. высота 2000м
07.10 - дол.Аманауз (Суфруджинские водопады) +/-650м, макс высота ~2200м
08.10 - в.2731м и чуть выше из дол.Алибек ~ +/- 1100м, макс.высота 2780м
09.10 - предвершина Тогузкельбаши от Петли над Мухинским озером. авто+пеше +/-250м, макс.высота 3245
10.10. - пер.Чучхур и чуть вверх от него, ~ +/- 1000м, макс.высота 2785м

Состояние - норм. Все не так плохо, как казалось. в сентрябре. Можно было бы и под рюкзаком пройтись что-нибудь не слишком пахотное. Но кто ж знал... Было бы гораздо хуже, если бы под рюкзаком вышел на маршрут и не потянул на высоте более 2,5км. Выбранный вариант проверки восстановления организма считаю для себя верным.

Странная какая-то постановка вопроса - "можно ли ходить в горы после коронавируса"?

Давайте еще порассуждаем, можно ли ходить в горы после насморка (гриппа, перелома, тромба, простатита ...) - нужное подчеркнуть, недостающее вставить.

У меня целый список болезней наберется, после которых я ходил, в том числе и достаточно серьезных - что в этом такого?

Хватит уже изображать коронавирус как нечто особенное, болезнь как болезнь.

Постановка вопроса может быть и странная, но актуальная. Для меня точно была очень актуальна в июле.
Поясню.
Лёгочными заболеваниями не страдаю. Когда был на больничном последний раз не смогу сейчас вспомнить. И тут бац, тебе говорят - воспаление лёгких. Двустороннее. Без малейшей провокации со стороны внешней среды, в начале тёплого лета. Уже это лично для меня делает COVID-19 нестандартной болезнью. Потому что массовая, но вот с таким отягощением. И новая - нет статистики, как эта болезнь потом аукнется в горах. Вот у простатита - есть такая статистика. А у коронавируса - нет.
Кроме того, хоть я и технарь по образованию, с медициной знаком слабо, но в базовых знаниях сидит чёткая уверенность, что с пневмонией шутить не стоит. Даже в городе. А уж в горах на высоте и без вирусов можно получить такую проблему с лёгкими, когда встанет вопрос жизни и смерти. Не так давно одну знакомую едва успели спасти с отёком лёгких на Эльбрусе с севера, хотя она всего одну ночь на 3600 провела.

Вот поэтому и встал вопрос именно таким образом. Что не так?

++с пневмонией шутить не стоит.++

Согласен, но это любой пневмонии касается - хоть коронавирусной, хоть какой.

Я ходил после воспаления легких, когда еще не знали ни про какой коронавирус - и в чем разница? Те же самые риски, что и у Вас.

Почему надо выделять коронавирус как что-то особенное? ОРВИ - она и есть ОРВИ, риск осложнений на легкие к ней всегда прилагается.

Но не припоминаю такой постановки вопроса: "можно после ОРВИ ходить в горы или нет".

С Горой!!

Спасибо!

Давно ждал такого рассказа, так как рано или поздно коронавирус должен был докатится и до горовосходителей. Вопрос хождения в горы после этой болезни всё больше будет актуален. Вы не написали сколько Вам лет и насколько были поражены легкие, а это очень важные моменты.

Что касается вопроса лечат ли горы легкие, то в истории было много случаев излечения в горах от легочных болезней. Может не сразу в высокие горы, но в среднегорье точно ходить после болезни можно, постепенно увеличивая и высоту и нагрузки.

Да, "технические" подробности как-то пропустил. Извиняюсь и исправляюсь )))

Возраст 49 полных лет, в марте будет 50.

КТ делали дважды с периодом 10 дней и в выписке из истории болезни написано так:

Спасибо за подробности. Честно говоря рисковый Вы человек. Удачи Вам и с горой!

Скажите, а пневмонию только при помощи КТ обнаружили? При обычном прослушивании ничего не было?

Основной диагноз сформулирован так:

С горой!

Да уж, страшно все-таки после пневмонии.

У меня, при базовом пульсе последние лет 30, в 72 удара, при том что практически за все это время серьёзно не болел , после болезни (односторонняя пневмония в начале июля 2020 и потери 7 кг веса. Вроде как ковид, переболела вся семья в легкой форме), при восстановительных мероприятиях, в виде простых прогулок в в подмосковные леса от 5 до 10 км, поднимался до 160....базовый был 88. И так недели 3.

Потом на море, занимался тем, что нырял с задержкой дыхания, раз по 100 в день.

И сделал несколько прогулок на Красную поляну до 2500...гуляли и вверх и вниз...

И только спустя почти два месяца, вернувшись домой, и продолжая прогулочные мероприятия , все вроде пришло в норму, вес не восстанавливается...набрал всего 1 кг обратно...

По личным ощущениям, сердечно-сосудистая все-таки как-то не так работает...

Может это старость... -:)))

Хочу на следующий год на Эльбрус на юбилей...

Спасибо!

Думаю, моральная составляющая лечения - это универсальное народное средство от всех болезней. Ну то есть надо очень хотеть и помнить всегда о том, что если нельзя, но очень хочется, то можно. И даже нужно.

Так что если с мотивацией всё в норме, то и Эльбрус на юбилей будет в качестве подарка наверняка )))

Ратраки, гусенечные монстры, портят картинку. Будь моя воля, я бы их запретил-)

Это сейчас объективная реальность на Эльбрусе с юга. Ратрачный бизнес расцвёл до невиданных ранее размеров. Когда ходили на акклимуху до вмёрзшего ратрака, едва прицелился снимать своих на фоне восточной вершины, как снизу пригнал и лихо перекрыл вид на Эльбрус новенький ратрак (на фотке 31). Оттуда гурьбой высыпали мальчики и девочки в городской одежде и давай фоткаться. Спросили их, как это они так. Оказывается, просто экскурсия - платишь 5000 рублей и тебя завозят пофотаться на высоту 5000 м. Рубль за метр - не так уж и дорого )))

Регулярно на Эльбрусе экологи любители убирают мелкий мусор.А мусор покрупнее ратрак,ленд ровер,вертолеты выпадают из зрения общественности.

Автора - с горой! Всем (автору - в особенности) - здоровья! Ну и пару комментариев на тему ковида19.

1. "ПрицЕпится" коронавирус к конкретному организму или нет - это никак не зависит от здоровья, возраста, пола, ориентации и тд. данного организма. На сегодня нет НИКАКИХ (ни научных, ни около-, ни даже псевдонаучных) данных, хоть как-то объясняющих (не)избирательность передачи и инфицирования. Т.е. шанс ЗАРАЗИТЬСЯ - равный у всех (ИМХО, пока не доказано иное).

2. Тяжесть течения - почти такая же рулетка, как и сам факт заражения. Но тут есть понятийный нюанс.

Тяжелое течение, требующее интенсивной терапии - почти всегда сопровождается т.н. цитокиновым штормом (т.е. раскоординированной реакцией иммунной системы). Где тут причина, а где следствие - не могу сказать. Просто с июля бросил нафиг следить за литературой, ибо
а) дурной объем информации
б) в которой ~90% мусора.
Судя по последнему докладу на рабочем ковид-семинаре, ничего нового (как минимум - достоверного) не найдено.

3. Но именно с этого момента начинает играть важную роль "здоровость" организма.

Т.е. из состояния тяжелого течения условно здоровой тушке проще выйти без тяжелых потерь. "Условно здоровой" - имеется ввиду без тяжелой/хронической патологии, тренированной, с хорошими резервами адаптации и т.д.

Собственно, потому и средний возраст умерших от ковида (по тем данным, которые есть у меня, и это не про РФ) смещен в сторону более возрастных, у которых именно в силу возраста больше тяжелых форм хронических заболеваний. Смещен относительно средних значений возраста заболевших.

4. Внимание, с этого места начинается, пожалуй, самое важное и напрямую касающееся темы поста: Можно ли идти в горы, если переболел коронавирусом?

После-ковидные осложнения. Если быть точным в формулировках - осложнения после пневмонии, вызванной ковидом. В числе самых настораживающих в контексте горохождения - фиброзы и плевриты. Опасность этих осложнений связана со снижением функциональной способности легких. За деталями - обращайтесь к узким специалистам-пульмонологам (я к таковых не отношусь).

5. Но и это - не приговор. У меня перед глазами (точнее - перед экраном, поскольку лично пока не получилось пообщаться) пример одного из ближайших друзей, с которым ходим в горы с 89 года.

В мае Игорь перенес коронавирус, тяжелая/средне-тяжелая форма (но без госпитализации). По данным КТ - снижение функции легких от 25 до 40%. Субъективно, основная жалоба после выздоровления - одышка. Тем не менее, не удержался от поездки в горы (впрочем, без фанатизма). Для подстраховки купил пульсоксиметр (что весьма мудро).

Дошел до скал Пастухова (прислал фото в подтверждение) :)
Выше просто не рискнул, ибо - напомню - функция легких, по данным КТ, снижена на 40%.

5. Вывод: следите за состоянием здоровья (желательно, с помощью квалифицированных специалистов и современной медицинской техники), и после этого осознанно взвешивайте риски.

Всё выше написанное - моё сугубо личное мнение (как человека с высшим мед. образованием и степенью к.м.н., но НЕ вирусолога, НЕ пульмонолога, и даже НЕ работника практического здравоохранения).

Спасибо!

Перед другом с одышкой - снимаю шляпу. Если бы у меня была одышка - никуда бы точно не пошёл. Но у меня одышки не было, ни намёка. Пульсоксиметр за время болезни ни разу не показал пониженного содержания кислорода в крови. Так что у меня болезнь протекала несомненно в более лёгкой форме. Мне кажется, если одышка появляется, то надо быть гораздо осторожнее.

Крайне странно, что Ваш друг такое перенёс без госпитализации. У меня коллега на работе переболел пневмонией почти параллельно со мной (ковид ему так и не диагностировали, из 5 тестов 3 потеряли, а 2 отрицательные), но два месяца в больнице, дошёл до ИВЛ в реанимации и теперь вот восстанавливается при потере 25-30% объёма лёгких, с одышкой еле ходит. Но он совсем не спортивный и массивный.

Показать комментарий

Прикольное мнение ))) Только не понял - "не попустило" - это как? и что?

Насчёт не открывать рот и бессимптомные процессы - откуда такие данные? есть конкретные факты или так, потрындеть? Реально не подкалываю, на самом деле интересно, если есть что конкретное сказать по теме. Вдруг злое правительство и коварные медики от нас что-то скрывают? Поделитесь ссылками на секретные статьи из даркнета?

Андрей, соглашаюсь с Murat, что общей картины с ковидом в мире пока не сформировалось. Поэтому приводимое мнение госпожи Поповой ("Переболевший человек выделяет коронавирус до 90 дней, заявила глава Роспотребнадзора") принимаю к сведению.
Лично сам стараюсь быть максимально осторожным в мире всеобщего пофигизма (все ходим в людные места, наблюдаем воочию)

Андрей, спасибо за отличные фотографии!
Немного поделюсь своим ковидным опытом. Мы с супругой переболели в конце апреля. Когда состояние нормализовалось вышел на первые пробежки. И тут понял, что легкие и сердце не работают. Даже после спокойного бега трусцой страдал после жжения в легких. При повышении пульса выше 150 ударов в минуту, сильно чувствовалось сердце. На пару недель бросил попытки бегать и ограничился велостанком. Позже вернулся к бегу, но первое время ограничивал нагрузку. Полноценно бегать и разгонять пульс смог только к концу июня, через 2 месяца после болезни. Во второй половине июля-августе поехал в горы и там ни каких ограничений по здоровью, темпу и дыханию не чувствовал.

Сергей, спасибо за интересную информацию от собрата по несчастью!
Ну и за невероятно крутые безенгийские фотки конечно же тоже )

Но если можно, интересно было бы узнать чуть подробнее: как тяжело у Вас протекала болезнь? Дома удалось переболеть или в больнице? Диагностировали именно пневмонию или нет?

У меня болезнь протекала относительно легко, даже температуры не было. Пару дней провалялся без сил в кровати. У супруги чуть тяжелее. 5 дней держалась небольшая температура, неделю болели легкие со спины. В процессе и после болезни появилась одышка. Так как болели дома, пневмонию не диагностировали. Но, как я писал выше, возможность полноценно тренироваться появилась только спустя пару месяцев. Одно время переживал за состояние и восстановление, но потом дела пошли на поправку и к середине лета каких-то видимых мне физических ограничений не осталось.

Интересная беседа с профессионалом на понятном для всех языке

Пару недель назад почувствовал себя плохо и самоизолировался. Давно так не колбасило. Трясло, свело грудные мышцы, температуру даже сил не было померить. Поехало зрение, вистюбилярный аппарат, сложно пройти по прямой. Неделю встань не мог с постели. Но потом когда смог померил температуру выше 35 и 35,5 не поднималась. Полегчало, решил сдать на короновирус, приехал в поликлинику. Сдал. До сих пор не ответили.

Неужели это просто грипп. Думала от модной болезни уже отмучился, не свезло

Нюх пропадал?

Врачу бы тоже не помешало показаться....

Ну теперь-то стало известно, кто занёс заразу на Западную вершину.

А там на Западной обнаружена зараза?

Нда, теперь все ходят на Восточную. Кирдык Западу...

Скорее, Марат, теперь кирдык Восточной. Итак Западная загажена, а с Юга - кучи мусора, очереди людей и море торгашей. Теперь, такая же участь ждёт долину реки Ирик.

Удивительное дело, но окружаемый коронавирусными больными в течение этого года (в том числе, у меня кое-какие участники походов болели ею, соседка напротив и даже моя девушка!), я умудрился не заболеть. Возможно, дело в том, что "та самая пневмония", которой болели люди тогда, в конце 2019/начале 2020 и есть коронавирусная зараза. Поясню: болезнь протекала тяжело, долго и сам я чуть не помер во время неё, задыхаясь от ужасных приступов кашля (обычно около 2-3 часов ночи) и затихающему через полчаса-час мучений. Может, мы тогда и переболели?

То что Эльбрус загадят, это точно. Нужны деньги на ТУАЛЕТЫ и вывоз мусора. Но это вряд ли решаемо. На Эгюий-дю-Миди на скале сделали теплый туалет, а мы...

Странно, у мамы антитела, когда успела.... Возможно от меня, я добровольно отлежал дома, сложно, вестибулярный аппарат до сих пор барахлит

В продолжение бесчеловечного эксперимента над собой пять месяцев спустя после Эльбруса (через 6 месяцев после выписки из больницы), 5 января 2021 залез на Килиманджаро 5895 м.
Ещё и с довольно жёстким графиком акклиматизации, утром на 5-ый день от начала подъёма (так было дешевле). Чуть не сдохли с женой в ночь штурма, но как-то осилили )))

Килиманджаро через полгода - наш второй ответ коронавирусу!

У мены прошло месяца 3-4 после болезни. Поражение 25 левое м 50 правое легкое. Не могу восстановится. То что обаяние нет, хрен с ним. Хотя постоянный запах гниющий листвы немного бесит. И все кажется пересоленным, даже если ни грамма соли нет, типа картошка запечная в костре вся соленая. Основное, нет дыхалки, раньше нырял на 50 метров, сейчас еле 25 проныриваю. Еще думаю осложнение на сердце, темп сложно держать при беге, пульс зашкаливает. Думаю 20% осталось от прошлого здоровья. Единственное решение это заставить тренироваться, через "не могу"

Если кто то подцепит эту болячку. Лучше сразу сдастся и лечить по нормальному. Я девять дней под 40 температуру держал, думал переборю. Хренушки. С таблетками сбросил за 3 дня, но видимо организм подорвал

Случайно минусанул вместо плюса. Не советую ускорять восстановление. Вместо бега лучше налегайте на пешие горные прогулки. Горный воздух в этом случае очень полезен в среднегорье конечно. Говорят на полное восстановление в многих случаях требуется возможно до года, если не больше. Хорошо кушайте, полное сбалансированное питание, все нужно и белки и жиры и витамины.

Sergey N читаю вас и улыбаюсь))))) Пешие горные прогулки, это невозможно. Если попадешь туда то хочется ходить не пешком. Хотя допускаю забить на все и кататься на борде и ходить на нем по окрестностям. Но бег это самый быстрый восстановления функционален, другого не придумали.

А что смешного, я каждый день бегаю вдоль моря, а по выходным хожу пешком, а периодически и бегаю по горам. Просто меня смутила фраза о том что вы не можете держать темп из-за высокого пульса. Это значит, что ваша сердечно-сосудистая система не готова к такому темпу. Простой вывод снизить темп. А уж по горам тем более в Вашем случае лучше передвигаться пешком. И именно не для удовольствия как на борде, а для тренировки ССС. Ковид провоцирует образование мелких тромбов в капиллярах, от этого и высокий пульс. При форсировании нагрузки чревато ещё худшими осложнениями. Если же Вы живете на равнине, то возьмите отпуск и на месяц съездите погулять по горам в Кисловодск. Это лучше чем несколько месяцев восстанавливаться на равнине.