ПОДГОТОВКА И ТРЕНИРОВКА АЛЬПИНИСТА

Пишет Михаил Ситник, 13.06.2020 13:16

ПОДГОТОВКА И ТРЕНИРОВКА АЛЬПИНИСТА (Альпинизм, горная школа Категория трудности, А.М.Ставницер, михаил ситник, обучение альпинистов)

Многие альпинисты зачастую считают, что безопасность в горах обеспечивается в первую очередь использованием страховочного снаряжения: страховочной веревкой, элементами страховки и самостраховки, страховочным устройством. И чрезмерно много времени тратят на освоение приемов использования страховочного снаряжения. В ущерб другим, более важным видам и направлениям подготовки. Но в перечне причин НС в горах неправильная страховка или её отсутствие далеко не на первом месте.

О безопасности в альпинизме говорят много. Постоянно слышно: альпинизм должен быть безопасным! А может ли быть альпинизм безопасным? Это миф. Горы – всегда будут опасным для человека местом. Они живут своею жизнью, в них постоянно что-то происходит: землетрясения, обвалы скальной породы, камнепады, снежные лавины, обрушения висячих ледников, грозы, бури и прочие грязе-каменные потоки (сели). И окажись человек в это время в опасном месте - возникнет опасность не только его здоровью, но и жизни.

Поэтому снизить уровень опасности в горах можно и нужно в первую очередь изучая природу гор, их опасности, причины возникновения этих опасностей, наиболее опасные места, меры предосторожности.

Полноценная подготовка альпиниста к восхождениям – основа безопасности в горах! Она должна быть всеобъемлющей и многогранной. Вот основные виды и направления подготовки:

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ. Кроме изучения природы гор и глубокого понимания происходящих в горах процессов необходимы знания в области геологии, метеорологии, гляциологии, анатомии, физиологии, медицины, психологии, теории и методике физического воспитания, теоретических расчетов усилий в страховочной цепи с пониманием следствий не правильной страховки и др.

2. ТЕХНИЧЕСКАЯ. Альпинист должен научиться уверенно и надежно передвигаться по горному рельефу: скалам (в скальниках, в горных ботинках, в кошках), снегу разного вида и состояния, льду (глетчерному, водопадному, натечному), миксту. При этом на тренировках альпинист должен уметь уверенно проходить участки более сложные, чем планируется на восхождении (т.н. «запас прочности»). Необходимо помнить, что страховка – это последний аргумент, когда ты уже сорвался и летишь! И она не всегда спасает. На восхождении СРЫВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ! И поэтому техническая подготовка в рейтинге факторов безопасности – на втором месте!

3. ФИЗИЧЕСКАЯ. Развитие физических возможностей организма альпиниста длительное время эффективно и устойчиво функционировать в условиях высокогорья. Традиционно делится на общую и специальную. Физическая подготовка очень важна, но даже на начальном этапе не следует ей уделять более 50% тренировочного времени. По мере роста мастерства акценты с ОФП переносятся на СФП и ТП (см ниже).

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ. Альпинист должен постоянно совершенствовать навыки работы со снаряжением, организации страховки и самостраховки, поисковых и спасательных работ, организации биваков на различном горном рельефе, оказанию первой помощи при заболеваниях и травмах, радио- и другим видам связи, ориентированию в горах, радиосвязи, приготовления пищи на восхождении, транспортировки грузов, уходу за снаряжением и и др.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ВОЛЕВАЯ - комплекс мероприятий, направленных на развитие личностных качеств альпиниста, а также повышающих его психологическую устойчивость к воздействию экстремальных условий горной среды (разреженный воздух, фактор глубины, метеоусловия, “спартанские” бытовые условия, ограниченное питание, возможные травмы и заболевания). Знание законов психологии и укрепление воли в сочетании с постепенным набором опыта разнообразных восхождений важны для работы на фоне усталости, при ухудшении погоды, в экстремальных ситуациях. Это и умение подчиняться или при необходимости подчинять себе других, психологическая «выносливость» при длительном нахождении в малой группе, приобретение умения владеть собой, руководить своими чувствами, действиями, эмоциями, поведением.

6. ТАКТИЧЕСКАЯ- приобретение и совершенствование знаний, умений и навыков, необходимых для разработки и принятия принципиальных решений, обеспечивающих восхождение с наименьшей затратой времени, сил, материальных средств, а также необходимой степени безопасности. От решения «стратегических вопросов» выбора стиля восхождения до выбора оптимального пути и графика движения, выбора отдельного технического элемента или сочетания технических элементов на участке пути, выбора условий и средств для уверенного достижения цели, с учетом своей технической, физической подготовленности и психологического состояния.

7. МАТЕРИАЛЬНАЯ. Поиск средств на организацию и проведение восхождения, снаряжения, продуктов питания, аптечки. Здесь надо знать меру, руководствуясь поиском «золотой середины» между желаемым и возможным. Так при подборе снаряжения для восхождения хочется взять все, что есть у членов команды. Но все не унесешь. Или унесешь, но очень медленно! То, без чего можно обойтись, надо оставить (например, кордалеты, самостраховки, зажимы, крупные камы от №2 и выше). Философия исповедуемого сегодня большинством альпийского стиля и его производного – «фаст-н-лайт», утверждает: «Горы – объективно опасное для человека место, и чем меньше времени мы там (на восхождении) находимся- тем меньше подвергаем себя опасности. Поэтому маршруты надо проходить быстро, а для этого надо облегчаться.» Также надо помнить, что из тех, кто прошел данный маршрут (при равных условиях прохождения) тот альпинист лучше, кто воспользовался меньшим количеством снаряжения. Это один из постулатов современного альпинизма. Маршрут надо проходить за счет личных качеств альпиниста, но не за счет использования большого количества разнообразного снаряжения.

За основу для подготовки альпиниста надо брать «Программу подготовки альпинистов», где для всех уровней квалификации альпиниста указаны минимальные объемы знаний и умений и способы их достижения.

Я неоднократно повторяю: «Альпинизм – не развлечение, не игра и не разновидность отдыха. Альпинизм – занятие опасное для жизни, и если вы решили заняться альпинизмом, то заниматься им надо круглогодично, находя возможности для подготовки!»

В основе спортивной подготовки лежат следующие принципы:

1. Общепедагогические: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности.
2. Единство общей и специальной подготовки
3. Непрерывность тренировочного процесса
4. Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок
5. Волнообразность динамики нагрузок
6. Цикличность тренировочного процесса

Подробнее – смотри по ссылке .

Если вы хотите лучше вникнуть в суть – потрудитесь изучить «Теорию и методику физического воспитания» Л.П. Матвеева (см часть вторая Раздел I «Спорт. Спортивная тренировка» со стр 442, где вы познакомитесь с понятием суперкомпенсации, способами энергообеспечения мышечной деятельности, зональностью нагрузок, циклами (микро-, мезо- и макро-) подготовки спортсмена и их классификацией, принципами тренировки, способами и средствами развития отдельных качеств спортсмена, и многому другому, нужному при планировании подготовки.

Несколько важных замечаний:

1. Все существующие физические упражнения по отношению к данной специализации в виде спорта делятся на обще- подготовительные, специально- подготовительные и соревновательные.

Например, бегун-спортсмен на 100 м. Бег на 100 м с максимальной скоростью на стадионе с покрытием дорожки, таким же, что будет на соревновании- упражнение соревновательное. Тренер часто для улучшения результатов использует подводящие упражнения – например, бег с максимально возможной скоростью на 90 м или на 110 (в зависимости от целей). Для данного бегуна это будет упражнение специально - подготовительное. В обще-подготовительном периоде, а иногда – в основном, тренер дает бегуну задание в виде бега на 3 км, на 10 км и пр. в разных режимах (в зависимости от цели: трусцою, в среднем темпе, быстро) – это обще-подготовительные упражнения. На разных этапах подготовки используются разные упражнения: у начинающих в подготовительном периоде преобладают (до 70%) упражнения обще-подготовительные, тогда как у мастеров в этот период их не более 25-30%. И так, бег во всех трех случаях, но эффект разный: наиболее эффективны соревновательные упражнения!

Важно понять, что не любое лазание по любым скалам – упражнение соревновательное (лучше всего готовящее нас к восхождениям). В большинстве случаев лазание по искусственным скалам – обще-подготовительное упражнение (лучше, чем занятия с отягощениями или гимнастические упражнения, но хуже специально подготовительных упражнений и тем более соревновательных). Соревновательным упражнением будет лазание по скале на восхождении максимальной или близкой к нему сложности, а специально-подготовительным, например, лазание по скале той же сложности, крутизны и породы что на планируемом восхождении в той же обуви при похожих погодных условиях.

То же касается и льда, снега, микста. «На безрыбье и рак- рыба»- лучше обще-подготовительные упражнения, чем никаких. Но при возможности выбора это надо учитывать!

2. Надо помнить, что для поддержания какого-то нашего качества или умения нужна минимум одна тренировка в неделю. При перерывах в подготовке мы теряем наработанное, и потом надо будет восстанавливать.

3. Альпинизм - коллективный вид спорта. Что толку, если вы подготовлены хорошо, а остальные члены команды - плохо. Создавайте свои команды, группы постоянного состава. Вместе тренируйтесь, вместе готовьтесь, вместе ходите!

Чем лучше подготовлены вы и члены вашей команды - тем безопаснее для вас горы.

В избранное.

Михаил Александрович, спасибо за статейку. Восприняла это как небольшой заслуженный камушек в свой огород в плане первого пункта подготовки - теоретической (мое поведение на лекции в батилимане, когда я, вместо того, чтобы вникать в фактор рывка, пыталась плести какой-то узел, который у меня все равно в итоге не получился)) Впредь буду слушать Вас внимательно.
порекомендуйте, пожалуйста, какую-нибудь книгу, справочник альпиниста, может быть, из старой школы. Например, в туризме есть Основы туристкой подготовки автора Штюрмера. Все четко разложено по полочкам, как темы лекций. Мне теория хорошо заходит, я люблю читать книги. Хочу набраться теоретических знаний.
Фотография атмосферная, супер!!

Оля, на фото - наша тренировка этой зимою на л.Кашкаташ (курс ледовой подготовки, мое отделение). Из старых книг- Спутник альпиниста 1970 г под редакцией М.Ануфрикова. Но я готовлю интернет -книгу по альпинизму, скоро будет на сайте Школы: там найдешь все с видеофильмами по разным темам.

Спасибо. Буду следить

Приятно притронуться к доброте методической науки, заботящейся о безопасности.
По-моему, я прикоснулся к автореферату диссертации. И это не излишне.

Считаю правильным, считаю здорОвым, считаю полезным
обратить внимание на эту названную Горную Школу - https://kt-school.ru -
и на её странички в СоцСетях:
ВК - https://vk.com/kategoriya_trudnosti
ФБ - https://www.facebook.com/kategoriya.trudnosti

Добротная метода. А физическую подготовку я бы все же поставил первым пунктом.

Петр, при всем моем уважении к Вам не могу согласиться. Конечно, важны все стороны подготовки. Но большая часть НС - от плохого знания природы гор, опасностей, либо пренебрежение ими.

Примеров много. Так в 2003 году на Дыхтау по Северной стене 5Б по Абалакову погибли (снесены лавиной) три молодых сильных альпиниста, Лебеденко Сергей, 23, Леонтьев Константин, 23, Ущаповский Александр, 24 (все - кмс). Подготовка прекрасная: физическая, техническая, снаряжение современное. Но главные ошибки - выбор маршрута "вслепую" без разведки его состояния и попытка пройти за день. И оказались в опасном месте в опасное время. Вызвано это плохим знанием горной природы, не знанием истории (теоретическая подготовка).

Первопроходец маршрута В.М.Абалаков неделю наблюдал за стеною, фиксируя на фото и в дневнике все лавины, обвалы, камнепады. И затем составил график движения, учитывающий все опасности. Маршрут шли долго, но прошли безопасно.

Соглашусь, Михаил. И теория и опыт. Чувство гор, когда ты живёшь с ними одной жизнью. Всё важно.

Михаил Александрович, я рада, что встретила вас, проводника в мир гор. Вы транслируете взгляды, которые мне очень близки.