Нужны ли регионам инструктора альпинизма?
На сайте ФАР по случаю усталости от самоизоляции был выброс пара - оживлённая дискуссия по всем вопросам сразу.
Ну и в том числе о подготовке инструкторов, стоимости, региональных ШИ и т.п.
Несомненно интересная тема, которую периодично бурно обсуждают на моей памяти не первый десяток лет.
Что заметил - эта тема весьма мало интересует тех, кто рулит альпинизмом на местах и принимает решения на конференциях ФАР - руководителей ФА регионов.
Так может, проблема надумана и из-за уменьшения количества альпинистов и нет недостатка инструкторов на учебных мероприятиях? Ну есть какие-то "часы пик", майские праздники, например. А в остальном локальные проблемы, больше связанные с недостатком информации?
Пока большинство #сидят дома, может поделятся реальной картиной альпинизма в провинциях?
P.S. этим постом хочется собрать мнения от участвующих в организации региональных учебных альпмероприятий.
Я уже давно работаю инструктором на сборах московского клуба. Другой наш инструктор ездит в курсантами ВДВ в Безенги. Но это не совсем клубный альпинизм.
Существующие альпинисты давно ездят в альплагеря на смены (Безенги, Туюк-Су,...), либо на сборы других городов.
Из неклубного альпинизма единицы ездят на горные туры (Эльбрус, Казбек, Белуха, ...)
Вся эта система перекошена. В регионах очень много ветеранов старой школы (в т.ч. инструкторов) и мизерное количество тех, кому инструктор нужен. А потребности начинающих альпинистов перекрывают альплагеря и многочисленные турфирмы.
З.Ы.: Сейчас набегут разоблачители, которые авторитетно сообщат, что все не так, я все сочиняю и вообще ниче не понимаю. И примеры приведут, вон там, в таком то городе есть инструктор/тренер, который занимается. А в Москве вообще целый МАИ есть. Так вот, один-два-три человека и даже полтора клуба не меняют общую картину.
Альпинизм в любом случае затратное занятие, и зарплата инструктора совсем не главная статья расходов.
Вопрос о том - есть ли потребность в инструкторах в регионах при такой реальности?
Я тут недавно решил поискать себе ботинки - прежние сносились на инструкторской работе. И вспомнил, как отличить инструктора от участников в группе - это который в самой рванине
У нас в области большинство инструкторов регулярно работает на чужих а/м, дефицит участников
Но я про людей-звёздочек, здесь любая текущая и будущая система не причём, оно где то в душе.
Все остальное - коммерческие туристические услуги. Там все нормально и без вас-нас. Хотя Бюрократия усложняет эту сферу, людям хочется в горы, а с них требуют бумажку и поклон, ещё и заплатить за всех троих.
Вы, Алексей, причастны к организации а/м?
А потребность в инструкторах есть, на всех уровнях подготовки.
Глобально, с моей точки зрения, пока мы не сможем платить инструкторам достаточно, чтобы это было не только на энтузиазме, проблема всегда будет, ибо мало кто готов работать с полной отдачей постоянно много лет на такой мотивации - у всех есть семьи и гражданская жизнь. А разовая работа отдельных людей проблемы не снимает. Пока позволить себе этого не можем, и невысокую оплату стараемся хотя бы частично компенсировать нематериальными ништяками - клубной атмосферой и участниками, любящими горы.
Если каждый руководитель местной ФА напишет открытое письмо о здесь, на сайте ФАР, в Правление - а так в большинстве ж молчат. Значит, всё хорошо ну или уже и нет ничего.
В чем проблема? В желании прошлого президента ФАР сделать федерацию по типу коммерческого альпклуба, где за все надо платить. Но ФАР - ОБЩЕСТВЕННАЯ организация, и главная цель общественной организации - удовлетворение нужд членов организации. Инструктор-методист по альпинизму - не профессия, а специальность в рамках ФАР. И если эти специалисты нужны членам ФАР, то ФАР должна сделать все, что бы их стало достаточно для работы в ФАР, вплоть до бесплатного обучения.
Я неоднократно просил сделать анализ: кто из выпускников ЦШИ работает в АМ ФАР. Сделать это не трудно по отчетам о проведенных мероприятиях. Но такой анализ никто не делает. Боюсь потому, что по результатам станет очевидно, что ЦШИ работает не на федерацию, а "на сторону".
малооплачиваемой и опасной работой? Для большинства работа инструктором - волонтёрство в меэсезонье и раз в год способ провести отпуск в горах без своих затрат после завершения спортивной карьеры. Мотивация потратить сотку тыр для этого - только статус в сообществе?
Ну и поэтому реальный пример о желающих стать инструктором - ФАиС Ростовской области смогло таки провести РШИ в межсезонье, дешевле и меньше затрат времени на выездной части; приглашались все желающие ЮФО и СКФО(это 2 области, два края и 6 республик). Результат - всего 5 курсантов. Может, конечно, где-то проблемы были с информацией, я не в курсе, но в нашей области все знали.
Т.е. желающих стать инструктором за свои деньги ну очень мало, ценник должен быть сильно дешевле, фактически работа ШИ должна быть спонсируема. Что сейчас тоже малореально, на мой взгляд.
Какие будут сценарии будущего провинциального альпинизма, когда по здоровью уйдут 50-60 инструктора(значительная часть ныне работающих), можно только гадать. Но скоро сами узнаем:)
https://alpfederation.ru/news/907/
Была в материалах конференции.
1. На сайте ФАР в каталоге вершин есть не все классифицированные маршруты, много напутанного (например Адылсу-Адырсу). Ходим, но в отчет включить не можем.
2. Не все участники АМ зарегистрированы на сайте ФАР
3. Когда за одно мероприятие 100 участников совершит 100 восхождений, то даже при хорошем интернете чтобы в электронном виде через сайт подать отчет - нужно уйма времени и терпения.
Отчет в старой форме - краткий, думаю подавать все будут. А к нему прилагать сводный протокол.
Интересно, а есть ли статистика, насколько уменьшилось регистрация а/м после нововведений?