Пишет Sergey Ponomarev, 25.04.2020 22:09

Хочется поделится рассказом, видео и фотографиями с нашего большого лыжного путешествия через Становое нагорье (Икатский, Южно-Муйский и Муяканский хребет), которое мы совершили в феврале-марте 2020 года.
Теперь обо всем по порядку.

Вид туризма - лыжный
Категория - 6 (шестая)
Длина маршрута - 370 км
Перепад высот - 23 км
Активная часть маршрута - 25 дней
Препятствия: 10 перевалов, 3 вершины и 1 каскад водопадов (ледопадов)
Количество участников - 9

Идея:
Уже давно рассматривая карту, меня привлекали горные массивы, расположенные между долиной р. Баргузин и БАМом. Места эти особо не на слуху, да и информации о них немного, особенно о маршрутах в зимний период. Хорошая подборка материалов есть у Вячеслава Завьялова вот ссылка: http://slazav.mccme.ru/info_muj.htm . Изучив отчеты предшественников, начал разрабатывать свою нить маршрута. Во-первых, хотелось пройти линейный маршрут, долго изучая всевозможные варианты остановился на варианте р. Ковыли - п. Северомуйск, по прямой между этими пунктами порядка 175 км. Во-вторых, хотелось посетить как можно больше интересных мест, по возможности сделать первопрохождения новых препятствий. В итоге получился 370 км маршрут на карте напоминающий зазубренное полотно пилы.
Лыжная шестерка по Икатскому, Южно-Муйскому и Муяканскому хребтам, 25 дней по редко посещаемым и безумно красивым местам Забайкалья (Ски-тур)
карта маршрута

О районе:
Наиболее возвышенная часть Икатского хребта имеет альпийский облик с красивыми скальными вершинами. Южно-Муйский хребет практически на всем своем протяжении состоит из относительно обособленных массивов, эти массивы, как правило, имеют альпийский облик с относительно пологими южными склонами и крутыми, зачастую обрывистыми северными склонами, многие вершины имеют с севера большие скальные стены. Альпийский рельеф и зимний период предают этому району грандиозность. Еще из особенностей района хочется выделить перемороженный снежный покров, до границы зоны леса (ГЗЛ), идти по такому снегу довольно сложно. Выше ГЗЛ, структура снежного покрова, как правило, благоприятна для схода снежных досок. В основании слоя все та же перемороженная снежная крупа, сверху перекрытая зафирнованной толщей. Так же хочется отметить сложно-проходимость верховьев ручьев и речек, где перемороженный снег сочетается с завалами крупными валунами и зарослями кустарника, идти по таким местам неприятно. Погода в целом радовала, температура редко опускалась ниже -35*, днем как правило было около -10-15*. ГЗЛ располагается относительно высоко, что при грамотном планировании маршрута поможет исключить холодные ночевки.

Снаряжение:
Довольно стандартное: двухслойная палатка-шатер, Снегиревская складная печь. Лыжи были в основном Fischer S-Bound 98 и 112, так же были лыжи производства Андрея Безрукова - Шифонеры, которые хорошо себя зарекомендовали. Из снаряжения очень порадовала складная лучковая пила, брали как запасную, в итоге пилили практически только ей.

Команда:
Слева на право: Юрий Куюков (фотограф и видео), Алексей Соловьев, Олег Казанцев, Сергей Пономарев (рук.), Антон Сунцов, Михаил Черемнов, Роман Лежнин, Мария Сунцова, Евгений Шмидко

Пропуска, заброска:
Первая часть нашего маршрута проходила через территорию Джергинского заповедника. Нам удалось получить официальное разрешение от руководства заповедника, для этого необходимо заблаговременно выслать на почту заповедника заявку на посещение, к заявке мы прикрепляли маршрутную книгу и письмо от регионального отделения федерации туризма. Нахождение на территории заповедника платное (250 р. за человека в сутки). Так же мы воспользовались услугами заповедника для заброски к кордону Ковыли, стартовой точке маршрута. Отдельно хочется поблагодарить Сергея Швецова-сотрудника заповедника-за помощь и съёмку нашей группы с дрона.
Из Новосибирска до Улан-Удэ мы добирались на поезде, далее пересели на заказанный заранее микроавтобус до п. Майский, от п. Майский до старта маршрута мы добирались на ГАЗе "Садко".

Первые дни маршрута:
Стартовали мы от кордона Ковыли, первые полтора дня мы шли по долине р. Юргон к одноименному перевалу. Шли с полным грузом на 25 дней, на подъемах напрягал сыпучий перемороженный снег. Втягивались в работу. После прохождения пер. Юргон (1427, н/к) мы попали в Амутскую озерную котловину. На оз. Балан-Тамур еще раз повидались с сотрудниками заповедника и пошли дальше вверх по р. Баргузин.
Верх по р. Юргон
Подход к пер. Юргон (н/к)
Вид на Амутскую котловину с пер. Юргон (н/к)
Движение по оз. Балан-Тамур

Радиальный выход в истоки р. Баргузин:
От оз. Балан-Тамур по р. Баргузин дошли до впадения р. Давачан, неподалеку от устья оставили заброску и налегке пошли к истокам р. Баргузин. Идти по Баргузину на лыжах приятно, в русле сплошная наледь, слегка припорошенная снегом. Остановились на ночлег перед обширной наледью в верховьях Баргузина. С места стоянки открывается замечательный вид на верховья р. Баргузин и скальные вершины в наиболее возвышенной части Икатского хребта. Рельеф здесь альпийский, массив очень живописен.
Группа на фоне Икатского хр.
Живописный вид с места стоянки

На следующий день мы поднялись к истокам р. Баргузин под пер. Весна (1А, 2034), встали на краю леса, протоптали лыжню под перевал.
На пути к истокам Баргузина, на фоне башен Икатского хр.
Выход под пер. Весна

Переночевав, с утра пораньше вышли на пер. Весна. Перевал сложности не представляет, проходится в лыжах по косой полке. Дальше пошли траверсом хребта в направлении пер. 400 лет Саратову, ветер постепенно усиливался, и видимость стала снижаться, поэтому от восхождения на в. 2435 м для обзора района мы решили отказаться, спустились прямо к палатке по контрфорсу рядом с пер. 400 лет Саратову. Спуск был очень приятным. Пообедали, собрали лагерь и поехали по своей лыжне вниз по Баргузину. Катились быстро, лагерь поставили на том же месте что и позавчера, отсюда до заброски рукой подать.
Вышли на пер. Весна
Панорама верховьев Баргузина
На траверсе

Начало линейной части, выход из заповедника:
На следующее утро в хорошем темпе дошли до места заброски, забрали её, и пошли вверх по р. Давачан. Река практически сразу входит в каньон и перед нами появляется водопад. Обходить его по всей видимости не намного быстрее, чем пролезть, к тому же нам надо потренировать прохождение водопадов перед будущими препятствиями. Высота водопада около 8 м. Провешиваем перила и проходим его. Далее движемся по д.р. Давачан, долина широкая, вся покрыта наледью, погода пасмурная, видимость около 1 км. Доходим до устья р. Окукон, обедаем. После обеда поднимаемся верх по р. Окукон. Идти тяжело, рюкзаки забиты под завязку, снег сыпучий. Доходим до ГЗЛ и встаём на ночлег под пер. Биремья.
Прохождение Давачанского водопада

На следующее утро поднимаемся на пер. Биремья Сев. (1Б, 2320), подъем вначале на лыжах, потом в кошках, с подъема впервые увидели, что горы из-за рассеянного освещения имели фиолетовый цвет, как на картинах Рериха, жаль, что фотографии этого не передали. По перевалу проходит граница заповедника и водораздел между бассейнами рек стекающими в Енисей и Лену. К тому времени, когда вышли на перевал, погода значительно ухудшилась, усилился ветер, а видимость упала. Спускались в кошках, далее на лыжах до р. Биремья. Дошли до начала большой наледи на р. Биремья. И дальше поехали на лыжах по наледи, уклон для этого самый подходящий. На ночь встали в устье ручья, по которому нам завтра подниматься.
Подъем на пер. Биремья Сев.

Массив пика Доронг, два перевала и две вершины
С утра начинаем подъем по ручью, в устье которого остановились накануне. Информации о том, что здесь кто-либо проходил до нас, нам найти не удалось. Практически сразу стало понятно, что подъем будет непростым. Русло ручья завалено крупными камнями, берега поросли лесом с густым подлеском. Идем пешком, постепенно ручей заходит в каньон, здесь мы видим место расправы над каким-то копытным зверем, от которого осталась только шерсть, вокруг множество волчьих следов и экскрементов, поэтому ручей между собой мы решили назвать "волчий лог". Оказавшись в каньоне, понимаем, что идти вдоль русла не лучший вариант, поэтому начинаем подъем вверх по контрфорсу. Подъем сложный, идем пешком, пробираясь через кусты и валежник. Постепенно набираем высоту, и лес становится более разреженным, надеваем лыжи. Далее движемся на лыжах, придерживаясь гребня. На гребне видны красивые останцы, рядом с такими останцами мы ставим лагерь, чуть выше ГЗЛ. Часть группы обустраивает лагерь, а часть отправляется на разведку завтрашнего перевала. Из информации о характере предстоящего перевала у нас была только фотография Вячеслава Завьялова, сделанная издалека с противоположенной стороны. Траверсом гребня доходим до седловины. На север перевал обрывается крутым обрывом, но при более подробном осмотре, мы находим оптимальный путь спуска. С траверса просматриваем путь на в. Камираки (2495), на которую мы хотим завтра сходить радиально, информации о горе нам найти не удалось, хотя на её вершине заметен триангуляр.
Волчий лог
Вид с траверса на перевал и вершину Камираки (2495)
Вид на наш лагерь

На утро всей группой вышли в направлении перевала. Прошли траверс. Оставили на перевальной седловине рюкзаки, взяли снаряжение и все необходимое и пошли траверсом к вершине Камираки. Подъем на саму вершину по всей видимости несложный, а вот подход до конца не просматривался. Сначала, от перевала поднимаемся на локальную вершину высотой 2350 м., сама вершина обрывается на север грандиозной практически отвесной стеной порядка 300-400 метров высотой. Идем по острому гребню. От вершины вниз гребень становится еще более острым, решаем провесить здесь перила, для страховки, в итоге провешиваем 150 метров перил на траверс и спуск под вершину Камираки. Подъем на вершину сложности не представил, прошли его в кошках. На вершине стоит Триангуляционный пункт, ни тура ни записки мы не обнаружили. Было впечатление, что после установки знака, на вершине больше никого не было. С вершины открылись замечательные панорамы. Хорошо виден Баргузинский хребет на западе, Северо-Муйский и даже Верхне-Ангарский на севере. На северо-востоке простирается Южно-Муйский хребет, на юго-западе Икатский. Отлично виден пик Доронг (2538), на который нам предстоит взойти завтра. Полюбовавшись видами, начинаем обратный путь. Возвращаемся на перевал, который решаем назвать Камираки. На спуск с перевала бросаем 50м перил, далее спуск идет в кошках, довольно неприятный. Спустившись с перевала, проходим вниз по р. Озерная порядка 2,5 км и встаем на ночлег под пер. Горизонт
Начало подъема к перевалу
Вид на наиболее возвышенную часть Икатского хр. в верховьях р. Баргузин
На пер. Камираки 1Б
Прохождение ключевого участка траверса
Выход на вершину
Панорама на запад, серо-запад
Группа на вершине г. Камираки (2495)
Панорама на восток, северо-восток
Вид на Баргузинский хр. на зуме
Вид на массив пика Карт
Спуск с пер. Камираки
Для того чтобы понять масштаб, найдите человека

Переночевав у основания скалы колокол, названной так за характерную форму, начинаем подъем к пер. Горизонт (1Б, 2270). Сначала поднимаемся в висячую долину, далее идем на лыжах под перевальный взлет. Перевальный взлет проходим пешком. Поднявшись на перевал, оставляем рюкзаки и идем на пик Доронг (2538)-высшую точку всего массива. С вершины открываются отличные панорамы. Солнце припекает по-весеннему, любуемся открывшимися видами и начинаем спуск. На перевале обедаем, забираем рюкзаки и идем вниз в долину р. Камираки.
Спуск с перевала пешком, далее одеваем лыжи и довольно быстро идем вниз. Но постепенно долина реки сужается, в русле появляются завалы больших валунов, берега густо поросли кустарником. Дальше мы продвигались очень медленно, периодически исполняя различные акробатические приемы, чтобы не сломать лыжи в хаусе заваленного русла. Поковырявшись таким образом часа полтора, начинаем понимать, что можем задержатся здесь надолго. Поэтому решаем прибегнуть к проверенному методу, забираемся по крутому берегу наверх отрога, отсюда уже хорошо видно оз. Доронг. Находим удобную площадку и встаем на ночь.
Верховья р. Озерная
Наш лагерь под скалой Колокол
Подъем к пер. Горизонт
Вид на пер. Горизонт и пик Доронг с севера
Группа на вершине пика Доронг
Панорама с вершины на запад, юго-запад
р. Камираки

С утра благополучно спустились траверсом отрога к оз. Дорон, озеро имеет длину около 10 км, по форме напоминает большой бумеранг. Очень живописен лед на озере: различные трещины, пузырьки и хрустальная чистота, завораживает. Дойдя до северной оконечности озера сворачиваем в устье верхней Точи, где устраиваем полудневку, за последние дни мы изрядно подустали. Вечером делаем оладьи.
На озере Доронг
Вид на пик Доронг с озера
Вечерние оладушки

Путь от массива пика Доронг к массиву пика Карт
После полудневки мы продолжили подъем по д.р. верхней Точе. Нам нужно было как можно более прямолинейно и быстро попасть под пик Карт. Подъем по верхней Точе в целом был приятным, шли и в кошках и на лыжах и руслом и берегом. В верховьях Точи запланировали первопрожодение перевала на р. Инамакит. Перевал оказался довольно логичным. Поднимались на перевал по гребню небольшого отрога, поэтому решили назвать перевал Гребневой (1Б, 2150). С перевала было хорошо видно массивы пика Доронг, откуда пришли, и массив пика Карт, куда нам предстоит идти. Спускались с перевала в кошках, дальше на лыжах, были и завалы с буреломами, но не долго. На р. Инамакит большая наледь.
Идем по д.р. Верх. Точа
Вид на пер. Гребневой
Подъем на перевал
На перевале
Вид на массив пика Доронг
Вид на массив пика Карт
Спуск в д.р. Инамакит

По реке Инамакит шли хорошо, до скальных ворот, за которыми вышли на мокрую наледь, как мы не старались, а ноги все же немного подмочили. Увидев устье р. Стланиковая поняли, что опять пойдем по отрогу. По отрогу поднялись до ГЗЛ и встали на ночь.
Скальные ворота на р. Инамакит
Устье р. Стланиковая
Подъем по отрогу

Перевал Разведчиков и попытка восхождения на пик Карт (2661)
И вот мы подошли под пик Карт. Собираемся и продолжаем подъем по гребню отрога. Поднявшись выше любуемся открывшимися видами на пик Карт и окрестные вершины. Траверсом гребня доходим до пер. Разведчиков. На перевале оставляем рюкзаки берем снаряжение и продолжаем траверс в направлении пика Карт. Еще на траверсе понимаем, что снега в цирке довольно много, и структура снежного покрова благоприятна для схода снежных досок ( в основании перемороженная крупа, перекрытая зафирновонной толщей). Намечаем линию подъема на пик, вначале придерживаясь каменного пояса, далее по линии падения воды до выхода на гребень и далее по гребню на вершину. При подъеме на вершину держим интервал. Снега много, местами по развилку. Постепенно крутизна склона возрастает до 40*. Аккуратно проходим участок по линии падения воды. Далее движемся по гребню. Крутизна гребня возрастает, появляются скальные участки. Слева от гребня обрыв. Сверху нависающий скальный лоб. Остается вариант движения справа по ходу по склону. Но склон представляет из себя круто-наклонные скальные практически гладкие плиты, поверх которых лежит достаточно много снега с неблагоприятной структурой. В добавок ко всему склон имеет южную экспозицию, и солнце активно его освещает. Поковырявшись в скалах, решаем не рисковать и начать спуск. До вершины не дошли 40 м по высоте, обидно, но чутье подсказывало, что рисковать не стоило. По своим следам возвращаемся к перевалу, быстро обедаем и начинаем спуск. Спуск с перевала требует провешивания как минимум 2-х веревок по 50 м в самой верхней части. Дальше в зависимости от техники участников возможно провешивание еще одной веревки. Первые две веревки идут по скалам. Далее начинается кулуар с очень плотным фирном. Спуск очень долгий, перевал постоянно держит в напряжении. С перевала спускаемся в висячую долину и далее в д.р. Ветвистая, где на ГЗЛ встаем на ночлег.
Идем по гребню
Вид на траверс
На траверсе
Вид с траверса на север
Начало подъема на пик Карт
Вид на пик Карт и нашу траекторию подъема
Вид на массив в верховьях р. Аку
Спуск с пер. Разведчиков
Вид на пер. Разведчиков со стороны р. Ветвистая

Живописные долины рек Ветвистая и Укуолкит:
С утра выйдя из палатки, мы увидели остроконечные пики в верховье р. Ветвистая. Собираемся и начинаем спуск вниз по Ветвистой, на лыжах, пешком и в кошках доходим до впадения в р. Укуолкит. Долина р. Укуолкит очень живописна, есть каньон. После слияния Укуолкитов русло реки сухое, идем по камням. На ночь встаем у устье р. Озерная, недалеко от каскадов водопадов, по которым нам завтра предстоит подниматься.
Вид на верховья р. Ветвистая
В каньоне на р. Укуолкит
В устье р. Озерная

Водопады на р. Озерная и жемчужина маршрута пер Озерный
С утра по раньше начинаем провешивать и проходить каскад водопадов. В общей сложности мы прошли пять водопадов различной конфигурации. После прохождения каскада водопадов, мы еще должны были пройти перевал Озерный. Пожалуй, это был самый сложный физически, но в то же время самый живописный день маршрута. Перевал Озерный смело можно назвать жемчужиной зимнего Забайкалья. С одной стороны перевала чуть ниже седловины находится озеро. С другой стороны перевала, фильтруясь через камни за зиму нарастает большой водопад. На перевале провешали 20 м перил в обход водопада.
Провешиваем

Жумарим
Греемся
Разной конфигурации
Подходим под перевал
Зимняя жемчужина Забайкалья

Массив в верховьях р. Аку и пер. Ю. Визбора
Не смотря на то, что вчера изрядно подустали, расслабляться рано, до Северомуйска еще далеко. Сегодня поднимаемся на пер. Ю. Визбора (2360). Подъем на перевал на лыжах, потом пешком. Определяющая сторона на спуск. В туре находим записку 2007 года от группы под руководством А.С. Шорикова. На перевале довольно сильно дует, поэтому не задерживаемся . Первую перильную веревку крепим рядом с туром и начинаем спуск по кулуару. В итоге на спуске мы провешали 3 перильные веревки по 70 м (в сумме 210 м). Спускались с перевала довольно долго, так как группа относительно большая. С перевала спустились на дно висячей долины, перекусили, и продолжили спуск в долину р. Аку. Дойдя до первых деревьев, встали на ночь. Хочется отметить красоту верховьев долины р. Аку.
Подъем на пер. Ю. Визбора
Панорама верховьев р. Аку
Начало спуска
Проходим вторую веревку
Вид на пер. Ю. Визбора со стороны р. Аку
Живописные верховья р. Аку

Долгий путь по р. Муе, неожиданная встреча:
После прохождения пер. Ю. Визбора нам предстоял долгий подход к крайнему перевалу. Спустившись по р. Аку, мы взяли азимут на р. Мую, изрядно побродив по бурелому и марям, мы вышли на реку Мую. О, Муя, ты прекрасна! Местами ширина реки достигает 200 метров, практически вся покрытая наледью, в общем идти одно удовольствие, единственный минус-река изрядно петляет. По Муе мы прошли порядка 75 км, не могу сказать, что они были простые. Да, в техническом плане этот участок был несложным, иди да иди. Но это было уже на 20 день маршрута, изрядно накопилась усталость, поэтому, дневные 30-35 км пути давались не просто. На третий день, после того, как мы вышли на Мую, с нами произошло маленькое чудо. Мы встретили людей, да каких людей. Такого душевного тепла мы не ожидали! Мы встретили ответственного за хозяйство на базе отдыха золотодобывающей артели "западная", нас отогрели и накормили, хорошо накормили. Большое спасибо Ивану Матвеевичу и его жене за такой прием. После встречи с людьми у нас открылось второе дыхание (ну и калории лишние помогли), и мы ожили.
Утро в верховьях р. Аку
Вышли на Мую
Вид на зад
Просто красивое фото
На привале
На третий день пути

Перевал Бамовец 2, адский вентилятор:
На перевал Бамовец мы поднимались по р. Оран, идти по которой очень приятно, практически на всем протяжении наледь. Поднявшись под перевал встали на ночь на ГЗЛ.
Выйдя из палатки утром почувствовали, что ветер постепенно усиливается. Начали подход под перевальный взлет, ветер продолжал усиливаться, видимость в целом была нормальная. Начали подъем на перевал. Чем выше мы поднимались, тем крепче становился ветер. На подходах к седловине, мы шли между порывами ветра. Ветер дул в лицо. На перевале с трудом вытащили лыжи из рюкзаков и одели на ноги. Ветер был северный, холодный и очень сильный. Даже под перевалом и на р. Оран Муяканский, хоть и в меньшей степени, но все равно ветер доставлял неудобства. Но не смотря на противный нашему ходу ветер, за день мы дошли до БАМа, и вечером в палатке слушали стук колес проносящихся по близости поездов.
Подъем по р. Оран
Подъем на пер. Бамовец 2
По реке Оран Муяканский внизу уже БАМ

У гостеприимных хозяев, за фото Спасибо Юрию Куюкову

Отдельно хочется поблагодарить команду за стойкость и терпение.

Спасибо, Сергей. Возможно, что ваши походы - одни из самых интересных региональных, а в целом - ощутимо значимых по-большому.
Отлично сбалансированный рассказ и тщательный наглядный фоторитм.
ЗдОрово, что погода вам благоприятствовала и редко когда опускалась ниже минус 35.
Чья складная лучковая пила была у вас и как садилось полотно?
Нечаянные обстоятельства?
Промышленно-промысловое использование региона, или заповедное?

С интересом буду ждать продолжения.

Спасибо.
Удачи и благополучия!

Валерий, Спасибо за добрые слова! Пилу заказывали такую как по ссылке https://kavrovec.ru/p364165803-skladnaya-pohodnaya-pila.html?utm_source=email2customer_click_name&utm_medium=Email&utm_campaign=after_neworder
Полотно садилось в распор.
Мы прошли практически через весь заповедник, так что использование по всей видимости заповедное.

Оценил ответ. Спасибо. Доброго здоровья!

Интересно. А почему ставили на пластиковые лыжи универсальные крепления?

Нас они вполне устраивают:)

Наверное ехать вниз не слишком удобно?

Просто обязан дополнить:

* для любителей самых простых слов — скажу: Отличное Видео!

* для тех, кому не чужда прелюдия — восклицаю: Только что испытал удивительное дело - ощущение катарсиса:

Который раз листаю-рассаматриваю историю вашего "зазубренного" путешествия, и всякий раз нахожу что-то новенькое, как мне кажется, — то в оттенках тепла слов, то в новизне открывающихся от раза к разу по-другому фотографий из пленительной серии их ..;

... И вот, только сейчас уразумел, что под заголовком до ката — не фото, а видео.
(наверное, меня так настроили тэги "Ски-тур, ͟Ф͟о͟т͟о, Отчет");

Вот именно этот изящный трёхминутный, обласканный в монтаже видеофлайер,— именно этот ролик с собранными в нём крылатыми кадрами,— летающими кадрами, напоенными хрустальной прозрачностью чистейшей воздушной перспективы, окаймлённой живописными гроздями седых усталых хребтов нагорья, — именно это видеополотно и!– ИМЕННО с наложенной на него масштабной КОСМИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ земной Аэлиты, — пронзило вдруг сейчас всё моё существо, оковало мурашками, пробило экстазом насквозь, от виска до виска, от плеча к плечу.
Катарсис.
Отличное видео!
* * *

PS/Фото258 — "Живописный вид с места стоянки" — вызвало призывное желание оказаться в партерных объятьях этого природного Театра, схваченного объективом.

Спасибо, Забайкалье!

Валерий, еще раз Спасибо, за добрые слова и очень поэтичный комментарий! По всей видимости действительно видео немного теряется.

Здравствуйте !
Ответьте, пожалуйста,
какие лыжи вы использовали ?
Пытался разобраться сам, - увеличивал фотографии, - не определил.
Спасибо за рассказ и фотографии !
Всего Доброго !
- Николай

Николай, здравствуйте! Лыжи были в основном Fischer S-Bound 98 и 112, так же были композитные лыжи производства Андрея Безрукова - Шифонеры, которые хорошо себя зарекомендовали. У двух участников были деревянные, лыжи типа "Лесные"
Спасибо, за добрые слова!

Спасибо !

И много вам дальних дорог впереди !

От лица участника похода, хочу поблагодарить руководителя за грамотную подготовку к маршруту, а также всю группу за соучастие! Есть лишь претензии к авторам гимна бурятии, которые, скорее всего, никогда не были в ее северных районах. Оказывается Бурятия не только таежная, озерная и степная, но еще и горная, снежная и суровая. Будь счастлива, родная сторона!

Рома, я тут послушал в инете гимн Бурятии.... ну не то... в твоем исполнении душевнее было:) И там все картин летние. Может сделаешь горно-зимнюю версию;)

Сильный маршрут! Спасибо.
База отдыха золотодобывающей артели на Муе где находится? Может, есть координаты? Они туда как добираются? На моторках вверх по речке? Или зимой на снегоходах?
Вы писали, что все ходили на универсальных креплениях - на каких? Тросиковые бойцовские?
Шатер какой? Век?
Ледорубы брали? или просто пару ледовых инструментов для первого?

Олег, приветствую! База находится в устье "сухой" Олни (карту прикрепляю). Добираются зимой и на снегоходах и на Трэколах и на воздушной подушке. Летом если не ошибаюсь на лодках и на воздушной подушке. У семи человек были Бойцовские, еще у двоих с качающимися щечками. Шатер, был самошитый, двухслойный. Брали пару ледовых молотков.

Серёжа, поздравляю! Очень рад за тебя и за команду! С самого начала хотел, чтобы у вас всё получилось. Поход отличный, всё по настоящему. Читал с удовольствием. Судя по фото, район замечательный. Привет семейщикам - Ане и Ярославе, надеюсь ещё увидимся!

Валера, Спасибо, очень приятно) Район действительно интересный и живописный! От семейщиков ответный Привет!

Интересно было бы ещё увидеть подробные фото снаряжения , особенно лыжного .

Добрый день! Поправлю Сергея - бойцовские крепления у 6ых участников на фишерах, мэдшусах, шифоньерах и лесных, у двоих на фишерах крепления с качающимися щёчками. У одного участника (меня) на фишерах крепления с качающимися щёчками совмещённые с лягушкой натяжения и тросиком от бойцова ( фото прилагаю)

Гуляя в среднегорье , в зоне леса на скитурных лыжах , когда основная задача именно походить а не скатываться всегда хотелось поменять пластиковые скитур ботинки на что нибудь более дружелюбное к ногам , а если менять ботинки то и крепы тоже нужны другие . Спасибо за фото .

Шикарный поход! Просто супер! Некоторые фоты напоминают Саяны.))

А "лесными" Вы называете "Бескиды"? На фото есть, а в описании "бескидов" нет.)) Мне казалось, это немного разные лыжи.

Сергей здравствуйте! Поздравляю вас с прохождением отличного маршрута!
спасибо за фотографии этого района в зимнее время.
В прошлом году мы были там.
Жалко что на пик Карт вам не удалось зайти, вершина крайне редко посещается.
Мы сняли записку 2007 года, в которой в свою очередь говорилось что предыдущая группа была аж в 1989 году.
небольшое уточнение:
Мы побывали на 2 вершинах, которые у вас обозначены под другими наименованиями,
2414 м - назвали пик Ольга
2388 (Хегды) пиком Валерия Попова

С уважением Евгений.

Евгений, добрый вечер! Спасибо, за поздравление! Да, как всегда, после возвращения, жалею о том что не получилось, в данном случае это пик Карт, но, на месте, при попытке восхождения, внутренний голос говорил, "не надо, может поехать..." Если не ошибаюсь до вас на горе были группа А. Ерохина в 1989 (первые, лето), группа О. Кулешова в 2006 (первые, зима), и группа А. Шорикова в феврале 2007, и совместная группа М. Васильева и А. Семилета в марте 2007.
Про вашу экспедицию слышал еще до маршрута, а вот отчет прочитал недавно, уже после возвращения, панораму подписывал, то же до прочтения отчета) В ближайшее время поправлю. На счет вершины Хэгды (2388 м) которую вы назвали пиком Валерия Попова, я ссылался на отчет Михаила Васильева, они поднялись на эту вершину 3 марта 2007 года при прохождении лыжного маршрута, группа поднималась со стороны пер. О. Куваева вот ссылка на отчет http://tlib.ru/doc.aspx?id=32027&page=1 и http://www.manturs.narod.ru/ot4et/muy_vas/muy_vas.htm, возможно я что-то путаю

Здорово - спасибо большое за ссылку.
Для отчета скачал ваши фотографии, по ссылке из Вк - думаю вы против не будете?

Этим летом обираемся туда снова - с целью еще лучше изучить и освоить район!

Евгений, Сергей, вы оба - большие молодцы! Южно-Муйский хребет - место настоящих мужчин. Приятно, что этот район не забывают.

Отметил на фотографии вершины, на которые поднимались.
На в Макарова - мы нашли развалившийся геодезический знак 1968 года,
На в. Мечты не было никаких следов пребывания человека

Евгений, спасибо!

Записка с вершины Карта.

Спасибо, за фото записки, значит еще и группа из Смоленска была:)

пик Карт 1989 год Алексей Ерохин - это наш пеше-водный маршрут с водным выходом по Муе. Процетов на 50 был первопроход. Любопытно услышать про нашу записку спустя 30 лет. Грустно, что там мало ходят. Район очень интересный. Алексей еще ходил там зимой за пару лет до похода 89 года.
Где то на полке лежит отчет, если не сохранился оригинал на Таганке, кому интересно можно оцифровать
Всем удачи и интересных маршрутов

Здравствуйте, спасибо за информацию и фото.

Алексей, мне было интересно прочесть тот Отчёт.
Я нашёл его на Таганке.
Вот он → http://tlib.ru/doc.aspx?id=36586&page=1
Полтораста страниц молодости! Раритет.
Хороший Документ. С чернилами печатей и подписей.
Вещь.

Ерохин в 86-м ходил с Ривкиным зимой вокруг Карта

Спасибо, посмотрел, действительно в одной группе были

Ого, отличный поход и отчет! Даже завидно.

Слава, спасибо тебе за твой отчет и подборку материалов по району! Один из перевалов, прошли опираясь на твой снимок сделанный чуть выше оз. Сюрприз в районе пика Камираки, а вот информации о восхождении на сам пик так и не удалось найти, сейчас пытаюсь узнать кто из геодезистов на него поднялся и когда!

А ты, кстати, видел отчет Геллера и к. с прошлого года? Те же места примерно:
Надо бы мне повнимательнее вчитаться во все эти материалы, обновить каталог перевалов и карту...

На вопрос ↑↑↑ ... :
Лыжи с торговым названием "Лесные" и лыжи с названием "Бескид" - это две различные конструкции, имеющие существенные отличия и в слоях древесины и в остутствии/наличии маталлической окантовки, и др.

Лыжная фабрика Маяк - был сайт. Наверное и есть

Приятно было увидеть знакомые места и названия перевалов, присвоенных при первопрхождениях нашей группой - г. Саратов руководитель Алексей Углов, год эдак 1980-й.
пер. 400 лет Саратову, пер. Ю. Визбора и другие. Прижились названия.

Михаил, Здравствуйте! Спасибо за комментарий, отчет вашей группы очень актуален и навсегда останется в истории туристского освоения Икатского хребта.

Помню, что в каком-то номеров "Ветра странствий" была статья про зимние тур.сборы на Южно-Муйском в районе пика Карт.

интересно, вспомните в каком?

эх, вряд ли. но номер точно был уже не советского периода.