Спасработы. Уллутау, 18 июля 1990

Пишет leonov, 24.04.2020 11:31

Спасработы. Уллутау, 18 июля 1990 (Альпинизм)

Ниже привожу отчет Рассказова Александра Валентиновича ( город Тула, погиб на Адырсу) о спасательных работах на вершине Уллу-тау З. 4б к.тр.

17 июля в 23ч. 25 мин. из аб "Уллутау" вышел спасотряд в составе:
Щербина В.И.
Гулецкий В.А.
Гурин Н.М.
с заданием- выйти навстречу двойке Лавриненко-Качко и двигаться непрерывно до момента встречи с ними и оказания необходимой помощи.
На момент выхода местонахождение двойки, остановившейся на холодную ночевку, после спуска на несколько веревок с в. Уллутау З было абсолютно неопределенным, т.к. участники спускались с вершины в условиях непогоды и отсутствия видимости по консультации КСП и оказались не в состоянии оценить, где они стали на ночевку.
В итоге предположительным местом их нахождения была казана верхняя правая часть "доски" Уллутау З.
На момент выхода спасотряда была сильнейшая непогода ( ливень, гроза).
В 1ч. 10 мин. ночи 18 июля спасотряд вышел на Чегетские ночевки, в 2.20- на перевал Гарваш, где встретился с находившейся там группой из Набережных Челнов, которая сообщила о своей готовности двигаться навстречу двойке.. С этого момента обе группы двигались по маршруту 2Б ву словиях непрекращающейся непогоды, пытаяясь установит голосовую связь с пострадавшей двойкой. Были даны 3 осветительные ракеты и зажжены 2 фальшфейера, но в условиях тумана, замечены двойкой не были.
С 3.00 все группы двигались с постоянно включенными рациями ( 36225- Ласточка). Движение ускорялось постоянными призывами двойки ( Ток-30) об ускорении им помощи и информацией об их критическом состоянии.
В 5.30 по радиосвязи было сообщено об становлении голосовой связи идущей впереди группы Набережных Челнов с пострадавшей двойкой, обнаруженной в ледово-снежном клуаре между "доской" и маршрутом 2Б.
В 6.30 спасотряд подошел к дюльферной стенке наверху кулуара, где группа Набережных Челнов уже организовала спуск своих участников на 100 метров( 2х50). Были наращены еще 3 веревки по 40 метров, после чего первый спасатель смог подойти к двойке и дать первую информацию о ее сосотоянии, которая оценивалась как " удовлетворительное".
Из спасотряда первым спустился в кулуар Леонов П.Г. с горячей водой во фляге и аптечкой, затем Рассказов А.В. и Гурин Н.М.
Пострадавшие были переодеты в сухие теплые вещи, напоены горячей водой и спиртом с аскорбинкой. Выяснилось , что они способны передвигаться сами. В итоге, было организовано их движение наверх по кулуару по перилам с верхней страховкой до выхода на маршрут 2Б и далее вниз до Чегетских ночевок и альпбазы, куда спасатели с пострадавшими спустились в 14.00.
Считаю, что спасработы были проведены достаточно оперативно, альпинисты Набережных Челнов и члены спасотряда сделали максимум возможного, чтобы в условиях сильнейшей непогоды как можно быстрее обнаружить пострадавших и оказать им помощь. Что и было выполнено.
Пострадавшие Лавриненко и Качко при проведении спасработ вели себя стойко и мужественно, всячески помогая спасателям
Подпись Рассказов.

Источник: Собственная информация

Казалось, - тень событий. ...

В каждой из теней
найти ты сможешь драму,
полную страстей,
сухою строчкою запечатлённой при отчёте.
...
Сýдьбы ...

Ну там драму очень еще поискать нужно...
happy end

Чуть раньше (11.08 1990) происходили воистину драматические спасы на Чегет-Тау (в книжке записаны по 4Б, но по памяти и логике 3Б), что для вечно почти безаварийного Уллу-Тау были нонсенсом.
Порохня ходил ночью с фонариком по комнатам чернее тучи с: «Ребята, вставайте!»
Только и успел спросить – брать кошки или не брать.
Могу много чего написать, но был там рядовым юзером-транспортировщиком, пусть и ночью по леднику, а потому Петру все карты в руки.

Это как карта ляжет... Спасатели тоже люди.

Сигналы тревоги в горах,
Ощерились скалы и льды,
Возник неизвестности страх –
Предвестник он чьей-то беды.

Их трое – московских ребят,
Исчерпан контрольный был срок.
Они не вернулись назад,
На спуске не всем повезло.

Тропой вдоль моренной гряды,
Быстрее бы к тем, кто лежит.
Дай Бог, хоть заметить следы,
Услышать откуда-то крик!

По склону рывок за рывком,
Снег, залитый солнцем, слепит,
Пульсирует кровь, молотком
В висках поминутно стучит.

В цирк под горою поднялись,
Ледник тут громадой лежит.
Где здесь ребята пропали?
Вдруг сверху услышали свист.

Вон видно! Вон машут рукой!
Вот, чёрт, их куда занесло!
Перила под выступ крутой
И полочкой вверх, на ребро.

По рации скупо – нашли!
Два в норме, один пострадал,
Живой, но придётся нести,
В падении ноги сломал.

Как надо всё – шины, бинты,
Инъекцией боль приглушить.
И вниз… До ночной темноты,
Сменяясь, носилки тащить.

Машиной, как только дошли –
В больницу, отдать докторам,
Словами его подбодрить: –
Ещё ты вернёшься к горам!

И вот, дан тревоге отбой,
Другие дела подождут.
Сидим, отдыхая душой,
Тут, в лагерном баре – уют.

Над столиком – дым сигарет,
Раскрыт на груди пуховик.
Спасателя знак – алый крест
На свитере тускло блестит…

Прошу извинить за повтор старых стихов.

Вы знаете, уважаемый buxal, там не там, тут не тут, но за каждыми из таких, многих, разных, скупых канцелярских строк проглядывают свои "спасти рядового Райана".
И слава Богу, что драма не завершилась трагедией ...

(А у меня до сих пор, а это прошло уже под полстолетия, в глазах стоит картина, как наш товарищ летит-летит со стены, стукается (мы слышим этот звук!) плашмя на ледник, отскакивает как упругий резиновый мячик и чудом, высокой дугой пролетает над трещиной, катится-катится веретеном и замирает бездвижно. Спускаемся. К нему. — Подушки конечных фаланг пальцев обеих рук сине-чёрные от запекшейся внутри крови. От обуви на ногах - лишь один только зашнурованный верх и неведомо где остались обе подошвы. Шок ...
... Радиосвязь... гмм... в те годы про это и разговоров не было походу)

Спасы и драма - близкие соседи. И официоз полуста строк.

... Интересно, отзовётся ли на них кто-нибудь из участников по рассказанному
Уллутау-90 ...

Хочу обратить внимание тех, кто ходит в горы, на единую частоту радиосвязи. Раньше УКВ было 36225. Ну а потом, и по сейчас- кто в лес, кто по дрова. Сейчас ФАР работает над тем, чтобы рекомендовать всем восходителям и горным туристам единую частоту при работе в горах. Это очень важно на спасах. Да и при движении на маршруте тоже очень важно. По примеру Безенги мы пользуемся в Ерыдаге 145550. Говорят, что это не совсем законно. Но лучших вариантов, кроме 2-х метров я не вижу

Раз у ж упомянули, то -
Сурков Дмитрий Вячеславович, 25, Беларусь, Минск, 1р., 10.08.1990, под Чегеттау, 4Б, ледовый обвал на спасательных работах. RIP

Список у͟͟͟ш͟͟͟е͟͟͟д͟͟͟ш͟͟͟и͟͟͟х͟͟͟ ͟͟͟в͟͟͟ ͟͟͟г͟͟͟о͟͟͟р͟͟͟а͟͟͟х͟ ͟н͟а͟в͟с͟е͟г͟д͟а альпинистов ( ͟1͟9͟2͟9͟-͟2͟0͟1͟7) (сост. В. Шатаев) - В списке - 11 ребят на спасработах.

Тридцать лет уже тому как. Сушко Сергей в Тольятти, Леонов- Махачкала. Набережные Челны- даже не успели фамилии спросить.

А что случилось то? Просто спуск в непогоду и заблудились

Из изложенного отчёта и зная маршрут, предположу: от грозы ушли с гребня 2Б или заблудились в тумане, промокли, замёрзли, не было сил вернуться на гребень.

Да, примерно так и было. Они попали в плохой кулуар. Страшновато было туда спускаться. Ночь теплая. Но все обошлось, так как рано утром похолодало.
Другие спасы были лет через десять. Тогда в группе Великого Новгорода погиб руководитель на Северной стене Уллутау. Остались девочки и парень. Парень ушел с гребня влево, в Сванетию. Мы шли к Уллутау Главная. И под Уллутау З. я случайно увидел следы этого парня. Тоже пришлось надвязывать веревки. По рации сообщили имя и я орал в туман и в разрыве увидел его в позе эмбриона. Зашевелился, услышав свое имя. Стряхнул снег, который валил стеной. Там спасы были серьезные. И девчонок потом встретили за Западной вершиной. А погибшего руководителя осенью снял альпинистский клуб г. Прохладный. Руководитель Дунцов Валентин Сергеевич. Мужчина.
Подниму архивы и дам более подробную информацию.

Мне почему-то запомнилось, что они хотели «сократить путь» и «спуститься быстрее»… Когда ребята на связи сказали, что у них небольшие трудности, нас (двойку разрядников) послали с палаткой им навстречу – подождать их на перевале, сделать чай, разгрузить и т. п. Потом стало ясно, что они застряли крепко, и вышел спасотряд А.Рассказова (эх, Валентиныч)... Перед глазами стоит эта картина: в темноте вспышки молний освещают группу в плащах-серебрянках, медленно идущую наверх в грозу на гребневой маршрут кого-то спасать… Конечно, все понимали, что это опасно. Обычные герои.

Несколько мыслей по поводу этой ситуации – может, молодым пригодятся.

1. Сбегать куда-то налегке по-быстрому – вечное искушение альпиниста. С искушениями надо бороться, ходить с запасом прочности и учитывать неблагоприятные варианты тоже. Железное правило старой школы – на маршруты от 3А и выше ходить только с палаткой. И тогда уже хоть как – криво, боком, лежа, сидя – но это уже не холодная ночевка. В 90-е бивачных мешков у нас еще не было, но люди шили небольшие штурмовые палатки весом 1,5кг (в такой, практически одноместной, пришлось однажды ночевать вчетвером, и ничего, валетом уместились). Газ тоже весит немного, было бы только желание и здоровье тащить…

2. То, что ребята стали искать короткий путь, конечно, не очень разумно на трезвую голову – делать первопроход, когда ты устал, промок, непогода и скоро стемнеет… Шансы были близки к нулю. Подавляющее число маршрутов в горах – логичны, и люди там ходят, потому что так безопаснее и быстрее. Разумеется, в грозу надо было слезать с гребня на веревку-две вниз и ждать прекращения молний. А потом – есть возможность и силы – иди, нет – ищи место для бивака (см. п.1).

3. Одежда альпинистов часто рассчитана на холод и снег, но, оказывается, в горах бывает и дождь. Большой анорак, который можно натянуть поверх пуховки, защитит вас и от холода, и от воды, вопрос только в том, есть ли он в вашем рюкзаке…

После тяжелых спасов радуют две вещи:
- вытащил товарища
- остался жив сам
На спасработах приходится нарушать правила писаные и неписаные. Возьмем наш случай. Непогода. Тепло. Гроза на гребне. Кулуар неходовой. Сам погибай... Нет, уж лучше выжить. И товарища выручить.
Поэтому спасатель должен быть прежде всего спортсменом, подготовленным отлично к передвижению по всем формам горного рельефа, выносливым физически, стойким к преодолению опасностей и трудностей, способным оказать ПМП. Банальные вещи. Но без них в нашем сообществе будет трудно.