Спасработы. Уллутау, 18 июля 1990
Ниже привожу отчет Рассказова Александра Валентиновича ( город Тула, погиб на Адырсу) о спасательных работах на вершине Уллу-тау З. 4б к.тр.
17 июля в 23ч. 25 мин. из аб "Уллутау" вышел спасотряд в составе:
Рассказов А.В.-рук.
Леонов П.Г.
Грунтов А.И
Грунтов Е.И.
Сушко С.В.
Щербина В.И.
Гулецкий В.А.
Гурин Н.М.
с заданием- выйти навстречу двойке Лавриненко-Качко и двигаться непрерывно до момента встречи с ними и оказания необходимой помощи.
На момент выхода местонахождение двойки, остановившейся на холодную ночевку, после спуска на несколько веревок с в. Уллутау З было абсолютно неопределенным, т.к. участники спускались с вершины в условиях непогоды и отсутствия видимости по консультации КСП и оказались не в состоянии оценить, где они стали на ночевку.
В итоге предположительным местом их нахождения была казана верхняя правая часть "доски" Уллутау З.
На момент выхода спасотряда была сильнейшая непогода ( ливень, гроза).
В 1ч. 10 мин. ночи 18 июля спасотряд вышел на Чегетские ночевки, в 2.20- на перевал Гарваш, где встретился с находившейся там группой из Набережных Челнов, которая сообщила о своей готовности двигаться навстречу двойке.. С этого момента обе группы двигались по маршруту 2Б ву словиях непрекращающейся непогоды, пытаяясь установит голосовую связь с пострадавшей двойкой. Были даны 3 осветительные ракеты и зажжены 2 фальшфейера, но в условиях тумана, замечены двойкой не были.
С 3.00 все группы двигались с постоянно включенными рациями ( 36225- Ласточка). Движение ускорялось постоянными призывами двойки ( Ток-30) об ускорении им помощи и информацией об их критическом состоянии.
В 5.30 по радиосвязи было сообщено об становлении голосовой связи идущей впереди группы Набережных Челнов с пострадавшей двойкой, обнаруженной в ледово-снежном клуаре между "доской" и маршрутом 2Б.
В 6.30 спасотряд подошел к дюльферной стенке наверху кулуара, где группа Набережных Челнов уже организовала спуск своих участников на 100 метров( 2х50). Были наращены еще 3 веревки по 40 метров, после чего первый спасатель смог подойти к двойке и дать первую информацию о ее сосотоянии, которая оценивалась как " удовлетворительное".
Из спасотряда первым спустился в кулуар Леонов П.Г. с горячей водой во фляге и аптечкой, затем Рассказов А.В. и Гурин Н.М.
Пострадавшие были переодеты в сухие теплые вещи, напоены горячей водой и спиртом с аскорбинкой. Выяснилось , что они способны передвигаться сами. В итоге, было организовано их движение наверх по кулуару по перилам с верхней страховкой до выхода на маршрут 2Б и далее вниз до Чегетских ночевок и альпбазы, куда спасатели с пострадавшими спустились в 14.00.
Считаю, что спасработы были проведены достаточно оперативно, альпинисты Набережных Челнов и члены спасотряда сделали максимум возможного, чтобы в условиях сильнейшей непогоды как можно быстрее обнаружить пострадавших и оказать им помощь. Что и было выполнено.
Пострадавшие Лавриненко и Качко при проведении спасработ вели себя стойко и мужественно, всячески помогая спасателям
Подпись Рассказов.
В каждой из теней
найти ты сможешь драму,
полную страстей,
сухою строчкою запечатлённой при отчёте.
...
Сýдьбы ...
happy end
Порохня ходил ночью с фонариком по комнатам чернее тучи с: «Ребята, вставайте!»
Только и успел спросить – брать кошки или не брать.
Могу много чего написать, но был там рядовым юзером-транспортировщиком, пусть и ночью по леднику, а потому Петру все карты в руки.
Пардон. "Очепятка". Действительно "позже".
Хотя сути сильно не меняет.
Сигналы тревоги в горах,
Ощерились скалы и льды,
Возник неизвестности страх –
Предвестник он чьей-то беды.
Их трое – московских ребят,
Исчерпан контрольный был срок.
Они не вернулись назад,
На спуске не всем повезло.
Тропой вдоль моренной гряды,
Быстрее бы к тем, кто лежит.
Дай Бог, хоть заметить следы,
Услышать откуда-то крик!
По склону рывок за рывком,
Снег, залитый солнцем, слепит,
Пульсирует кровь, молотком
В висках поминутно стучит.
В цирк под горою поднялись,
Ледник тут громадой лежит.
Где здесь ребята пропали?
Вдруг сверху услышали свист.
Вон видно! Вон машут рукой!
Вот, чёрт, их куда занесло!
Перила под выступ крутой
И полочкой вверх, на ребро.
По рации скупо – нашли!
Два в норме, один пострадал,
Живой, но придётся нести,
В падении ноги сломал.
Как надо всё – шины, бинты,
Инъекцией боль приглушить.
И вниз… До ночной темноты,
Сменяясь, носилки тащить.
Машиной, как только дошли –
В больницу, отдать докторам,
Словами его подбодрить: –
Ещё ты вернёшься к горам!
И вот, дан тревоге отбой,
Другие дела подождут.
Сидим, отдыхая душой,
Тут, в лагерном баре – уют.
Над столиком – дым сигарет,
Раскрыт на груди пуховик.
Спасателя знак – алый крест
На свитере тускло блестит…
Прошу извинить за повтор старых стихов.
Там весь драматизм и состоял в том , что погиб спасатель - Дима Сурков из Минска. На последних метрах спуска под ледовым обвалом (осталось двое детей).
А пострадавший (кого спускали) отделался совместимыми с жизнью и здоровьем травмами.
Группа забурилась на 3Б.
Драматизма добавляло, что Дима переехал к нам в комнату в день перед ночными спасами (дальше планировали ходить вместе) и вечером чаем-гитарой собирались это отмечать.
Но не судьба.
Протащив Диму по ночному леднику и вспомнив своих двоих (5 и 3 лет) я завязал.
И слава Богу, что драма не завершилась трагедией ...
(А у меня до сих пор, а это прошло уже под полстолетия, в глазах стоит картина, как наш товарищ летит-летит со стены, стукается (мы слышим этот звук!) плашмя на ледник, отскакивает как упругий резиновый мячик и чудом, высокой дугой пролетает над трещиной, катится-катится веретеном и замирает бездвижно. Спускаемся. К нему. — Подушки конечных фаланг пальцев обеих рук сине-чёрные от запекшейся внутри крови. От обуви на ногах - лишь один только зашнурованный верх и неведомо где остались обе подошвы. Шок ...
... Радиосвязь... гмм... в те годы про это и разговоров не было походу)
Спасы и драма - близкие соседи. И официоз полуста строк.
... Интересно, отзовётся ли на них кто-нибудь из участников по рассказанному
Уллутау-90 ...
и горячее сердце и крепкие руки на помощь в беде обернул
Сурков Дмитрий Вячеславович, 25, Беларусь, Минск, 1р., 10.08.1990, под Чегеттау, 4Б, ледовый обвал на спасательных работах. RIP
Список у͟͟͟ш͟͟͟е͟͟͟д͟͟͟ш͟͟͟и͟͟͟х͟͟͟ ͟͟͟в͟͟͟ ͟͟͟г͟͟͟о͟͟͟р͟͟͟а͟͟͟х͟ ͟н͟а͟в͟с͟е͟г͟д͟а альпинистов ( ͟1͟9͟2͟9͟-͟2͟0͟1͟7) (сост. В. Шатаев) - В списке - 11 ребят на спасработах.
Другие спасы были лет через десять. Тогда в группе Великого Новгорода погиб руководитель на Северной стене Уллутау. Остались девочки и парень. Парень ушел с гребня влево, в Сванетию. Мы шли к Уллутау Главная. И под Уллутау З. я случайно увидел следы этого парня. Тоже пришлось надвязывать веревки. По рации сообщили имя и я орал в туман и в разрыве увидел его в позе эмбриона. Зашевелился, услышав свое имя. Стряхнул снег, который валил стеной. Там спасы были серьезные. И девчонок потом встретили за Западной вершиной. А погибшего руководителя осенью снял альпинистский клуб г. Прохладный. Руководитель Дунцов Валентин Сергеевич. Мужчина.
Подниму архивы и дам более подробную информацию.
Несколько мыслей по поводу этой ситуации – может, молодым пригодятся.
1. Сбегать куда-то налегке по-быстрому – вечное искушение альпиниста. С искушениями надо бороться, ходить с запасом прочности и учитывать неблагоприятные варианты тоже. Железное правило старой школы – на маршруты от 3А и выше ходить только с палаткой. И тогда уже хоть как – криво, боком, лежа, сидя – но это уже не холодная ночевка. В 90-е бивачных мешков у нас еще не было, но люди шили небольшие штурмовые палатки весом 1,5кг (в такой, практически одноместной, пришлось однажды ночевать вчетвером, и ничего, валетом уместились). Газ тоже весит немного, было бы только желание и здоровье тащить…
2. То, что ребята стали искать короткий путь, конечно, не очень разумно на трезвую голову – делать первопроход, когда ты устал, промок, непогода и скоро стемнеет… Шансы были близки к нулю. Подавляющее число маршрутов в горах – логичны, и люди там ходят, потому что так безопаснее и быстрее. Разумеется, в грозу надо было слезать с гребня на веревку-две вниз и ждать прекращения молний. А потом – есть возможность и силы – иди, нет – ищи место для бивака (см. п.1).
3. Одежда альпинистов часто рассчитана на холод и снег, но, оказывается, в горах бывает и дождь. Большой анорак, который можно натянуть поверх пуховки, защитит вас и от холода, и от воды, вопрос только в том, есть ли он в вашем рюкзаке…
- вытащил товарища
- остался жив сам
На спасработах приходится нарушать правила писаные и неписаные. Возьмем наш случай. Непогода. Тепло. Гроза на гребне. Кулуар неходовой. Сам погибай... Нет, уж лучше выжить. И товарища выручить.
Поэтому спасатель должен быть прежде всего спортсменом, подготовленным отлично к передвижению по всем формам горного рельефа, выносливым физически, стойким к преодолению опасностей и трудностей, способным оказать ПМП. Банальные вещи. Но без них в нашем сообществе будет трудно.