Осенний Крым, феррата и «пенсионная программа».

Пишет boroda, 21.04.2020 14:06

Этот пост все никак не хватало времени привести в нормальный вид и опубликовать. А тут на работе обрадовали отправкой на больничный всех от 65-и и старше. Так что прошу любить и жаловать.

Ура! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась(зачеркнуто). Едем в Крым!

Осенний Крым, феррата и «пенсионная программа». (Скалолазание, ласпи, виа-феррата, ильяс-кая, пенсионное)

Закончилась суета с оформлением отпусков, отпрашиваниемсына с занятий в школе, финансами, заказом билетов. И вот мы на остановке поджидаем свой автобус до Севастополя.
В планах, минимум – встреча с друзьями и общение за «некруглым столом», сходить на феррату Ильяс-Каи. Остальное – как получится.
На удивление, все идет по графику, как и появление автобуса. Рюкзаки в багаж, народ в салон. Усевшись в кресло, слышу разговор одной из пассажирок по телефону:
- Представляешь, какой хороший автобус. Кресла велюровые, подголовники красные, новые, чистенькие. Пол – я по нему в носках к водителям ходила…
Автобус действительно аккуратный и чистенький.
Вокруг уже чувствуется осень – желтые поля и лесополосы.

Облака-дракончики.

Проезжаем Саур-Могилу. На вершине, над разрушенным снарядами памятником, полощется на ветру Знамя Победы. Совсем недавно – 8-го сентября здесь проходил многотысячный митинг по поводу Дня освобождения Донбасса от фашистов. Это у нас практически национальный праздник и раньше на Саур-Могилу съезжались люди со всего Донбасса и гости из других областей.
«Дальнобои» сигналят, проезжая мимо.

Границу прошли спокойно . Но долго – суббота и народу в обе стороны много. Перед нами три автобуса. И в каждом по 50-60 человек!
Ростов пролетели без остановок под проливным дождем. Это хорошо – дождь в дорогу-хорошая примета!
Выехали на М-4 «ДОН». И понеслась! Идем под 100. Ровненько. Не колышет. Работает Wi-Fi. Сообщаем свое местоположение на «базу». Народ пишет что на карте ставит флажочки по пути нашего следования.
К сожалению, Крымский мост прошли в темноте. Но все же вереницы огней машин и фонари представляли феерическое зрелище.
Увы, но «мыльница» не может передать этого зрелища.

После моста отключились, и проснулись, когда автобус стоял на какой-то платформе.
-Это где мы?
-Симферополь.
-Как Симферополь? В 4-е утра?
Мы, как и другие пассажиры не учли «влияния» Крымского моста. Ожидали, как раньше на пароме, прибыть в 7 часов. Однако!
У сына назначена была встреча с друзьями-компьютерщиками. Поэтому он, подхватив рюкзачок с подарками, выскочил на довольно свежий утренний холодок.
А мы продолжили путь. Водители пытались включить отопление салона и им это в конце концов удалось. Здравствуй знойный юг!
Поскольку автобус дальше шел в Севастополь через Ялту, то это нам упростило дорогу. После Фороса, подсел к водителю и попросил остановить нам на Ласпи. Экипаж наш донецкий и ребята не знают всех местных тонкостей. Поэтому сказали
– Ты пальцем ткни, где тебе надо.
Тыкнул. Остановили, выгрузили рюкзаки, пожелали счастливого пути.
Ласпи! Семь утра! А мы рассчитывали к обеду. Хорошее дело мост.
Над нами Ильяс-Кая. Вот туда мы намереваемся залезть по разрекламированной феррате.

Идем по дороге вниз.Любуемся видами.
Тут живет пасечник-креативщик

Это, я так понимаю, его мотопчела.

А воздух! Можжевельник, сосна, кипарис и еще МОРЕ!

На проходной нас встречает суровый мужчина, и на просьбу - «Дяденька, пропустите. Мы сами не местные», по рюкзакам определив контингент, спросив пароль, с улыбкой открывает ворота. Даже фамилии не спросил.
Без труда находим дорогу к нашей «базе».А в лагере уже вовсю суета, Задорный смех наших «девушек». Целовашки-обнимашки. К сожалению, "перевальцы" Ира с Виталей уже отбывают. А так хотелось послушать его рассказ о Казбеке, с которого он только что вернулся.

После завтрака, поскольку время было достаточно раннее, решили размяться. Ну и где же как не на Парусе!
Практически все присутствующие начинали Крым с него.

Я, правда, предупредил, что после ночной поездки гожусь только в качестве «противовеса» на страховке. А что – «солидный мужчина» весом за 90 кг. – попробуй перетяни!

Зато остальные налазались. Даже те, кто не собирался.

«Оттянулись» от души!
Потом поездка «на чебуреки». Не учли, что сегодня воскресенье и в «Шалаше» на Байдарском столпотворение. Посему спустились в Орлиное и у дороги нашли неплохую кафешку. Сотрудники даже не сильно сопротивлялись, когда мы составили под нашу компанию зарезервированные кем-то столы.

А вечером к нам присоединился и сын, проделавший самостоятельный круиз по Симферополю и в Севастополь . Его удачно забрали с вокзала друзья, пробороздившие магазины Севастополя в поисках настоящей русской чугунной сковородки для выпечки настоящих русских блинов в Германии.:-)

Утро понедельника началось с построения и торжественного открытия сборов.

Начспас толкнул речь "об осознаньи и просветленьи". :-))

Честь поднятия флага доверили самому молодому участнику, которому во время сборов исполнился год – шустрому и веселому Борюсику – любимцу всех сборов.

Незаметно в команду влез еще один «шустрик» -кошак, который всеми правдами и неправдами попытался втереться в доверие и проникнуть в кают-компанию в поисках вкусненького или просто поваляться на мягком и теплом.

После завтрака разъезжаемся по своим планам. Тройка едет на мультипитчи на Кошку. Вторая группа выдвинулась на пробег по Чернореченскому каньону. У нашего семейства и Оли было знакомство с виа-ферратой на Ильяс-Каю. Начала мы не знали. Было только слегка запомнившееся фото из поста на РИСКе.. И смутно помнились строки из комментариев в ней, прочитанные за пару дней до отъезда.

Фото с сайта https://bst-sev.ru

Короче – Володя забросил нашу четверку на площадку в 700-х метрах от ласпинскогй развилки, и мы, уверенные что хорошо натоптанная тропа именно то что надо, бодренько тронулась вверх. Ну как бодренько – мне, чтобы разойтись в норму, нужно порядка 20-30-и минут. Поэтому пыхтел сзади как паровозик.
Тропа вьется по лесу.
«Живое и неживое»

Через десять минут начинаем сомневаться – «А туда ли мы идем?». Вроде как начало должно быть буквально рядом с дорогой. Со мной впервые такой случай «топографического кретинизЬма». Но продолжаем двигаться вперед. Тропа уж больно хорошо натоптана. Правда были мы тут последний раз шесть лет назад. И изменения вполне могли произойти.
Через минут двадцать внезапно выходим к началу маршрута "Незнайка на Луне".!!! Как вспомню подход сюда от остановки «Ласпи» - получалось гораздо дольше. Получается мы вышли между гребнем Деликли-Бурун и северным ее отколом. Назад возвращаться не будем. Постараемся выйти к точке «А»,. Пройти простой участок «А-Ж-Б» и выйти по сложному «Б-В»на вершину Ильяс-Каи.
Пошли вдоль стены в распадок. Прохладно. Хорошо.

Торопиться уже некуда. Идем фотографируя причудливые сочетания скал и растений. Любуясь видами. С вершины откола хорошо видна Куш-Кая, бухта и причудливый комплекс «Бухта Мечты». Наш домик почти по центру, прячется в деревьях. На стене Деликли-Бурун виден камень на маршруте «Незнайка…»

На верху откола хорошо оборудованная стоянка со столом, лавками и местами под палатки.

Выходим на тропу с указателем.
По ней к конечной точке маршрута «Незнайка…»

«Пойдемте, я покажу вам то место, с которого видно то место, куда нам надо было!»
Душевно. Особенно когда выходишь с последней веревки на маршруте.

Но мы рассматриваем начало ферраты. Вон в тех деревцах правого распадка перед вершиной. Даже трос видно – блестит на солнце.

А ниже видна табличка точки «Е» ферраты.

Всего мы шли сюда чуть больше часа неспешным ходом с фотографированием и любованием на природу.
Пройдя через лесок подходим к точке «А».

Хотя до самих тросов еще нужно просто идти по хорошей тропе.
Надеть системы и каски можно прямо здесь. Хотя мы сделали это ниже, в удобном месте.
Гребень практически «лежит» и по нему можно идти просто так. У нас подходы под маршруты были посложнее.

Оле хотелось более сложного и она высказывала свое мнение о данном участке.
Но надо учитывать, что здесь сделано для начинающих, иногда впервые приехавших даже в такие «горы».Наконец показалась сама Ильяс-Кая. По вершине двигались фигурки людей.

Подошли к точке «Ж» и Оля приспустилась чтобы сделать снимок маршрутов с фотографии на табличке. Вдруг решим «повторить заход». Будут «штабные карты». Не все ж ориентироваться по пачке «Беломора».

Начались первые более-менее сложные участки. И тут выяснилось что у специальной ферратной страховки не всегда хватает длинны усов на некоторых участках перестежки.

И вот мы под стеной вершины. Отсюда можно уйти по тропе к «Храму Солнца». И дальше по тропе вниз к остановке.

Но мы «вперед и вверх».
Первые пару метров по скобам без пристегивания к страховочному тросу.
В виду его крепления довольно высоко.

Наше семейство впереди.
За нами Оля своим темпом, регулируя нагрузку по ощущениям. Но все время в прямой видимости.

В некоторых местах откидывает, но скобы удобные и позволяют двигаться уверенно.

Вдали видно Чернореченское водохранилище. Где то там наши бегут...

В один прекрасный момент, оглядывая открывающиеся виды, заметили движущихся по гребню двух человек. Явно без снаряжения. Думали что они дойдут до стены и повернут на тропу. Не тут то было! Два «орелика» полезли по скобам за нами. Без страховки и касок. Если задний еще пыхтел и бурчал, то первый, борзый, еще и хотел пролезть вперед. На что, после увещеваний насчет сохранения своего здоровья и непринесения печали родственникам, получил отказ. Так и плелись они печально сзади.
Нет, если бы это были нормальные мужики со снаряжением, тогда без проблем – обгоняйте. А так - не хватало еще нам получить на голову несколько десятков килограмм от случайно «упохнувшей» тушки.

И вот мы наверху. Ловим на себе взгляды народа, пришедшего по тропе снизу – «Откуда это они вылезли?!» Чувствуем немного «марсианами» среди гуляющего люда.
Фото на память. Снимаем снарягу ниже на площадке. И тут на нас буквально натыкается женщина, идущая снизу. Впечатление что идет с закрытыми глазами, потому что едва не наступает на меня. Остановившись, пытается сделать шажок в сторону, но видно что боится. И это на практически ровном месте. Придержал за руку и обвел вокруг. Побрела дальше к кресту на вершине. «Вот для таких и делают ферраты на ровном месте» - говорю Оле.
Пока раздевались, услышал еще один интересный разговор по телефону от восторженной блондинки – «Представляешь! Мы сейчас в горах! Совершаем восхождение!» Мдя… А я то тут че делаю?!

Гребень участка А-Ж-Б, по которому мы пришли.

«Храм Солнца» и Форос сверху.

Идем вниз. На центральном камне «храма» кто-то камлает.

Тропа хорошо маркирована. Ребята проделали огромную и нужную работу.
Видно сколько народу ходит. Тут уже не тропинка, как раньше, а настоящая дорога.

На базу идем пешком. По пути откушиваем крымского пломбира. И что-то он у меня долго естся. Взглянул на упаковку. Ну конечно! 100грамм вместо привычных 60-и у нас! Да еще под приятный крымский лимонад.
После возвращения в лагерь, двинули наконец «пощупать море».
Некоторые даже искупались.
Солнце уходит за Куш-Каю.

Наш тренажерный городок на фоне Ильяс-Каи. Как всегда, с него доносится смех наших «девушек», опробующих снаряды и комментирующих этот «фитнесс».

А вечером были увлекательные рассказы о том, как группа опытных альпинистов с большим успехом обошла две трети виаферраты, чернореченцы нашли массу воды в летне-осеннюю межень в Крыму, а немец и украинка и русская лазили на Кошку в окружении российской армии.

#Сэлфисебяшка на вершине.

«А потанцевать!»(а всего-навсего выпутывались из веревки).

И родная армия из-за угла как выпрыгнет! ;-)

Утром, как всегда, немного кофе с добавкой коньяка по выбору – «Бахчисарайский», «Кахети» и.т.п. Потом уже на основной завтрак в столовую, где несколько шокировали своим видом присутствовавших детишек. Хотя некоторые «детишки» были как наш Иван ростом и статью – выше на полголовы. Но для них непривычно было встретить эдаких «пенсионЭров» среди молодежной аудитории. Не тянули мы на «спортсменов». Скорее «группа здоровья с нашего раЁна».
Планов особых на день у нас не было. Было желание наконец сходить в Батилиман к Ситнику.Тройка вчерашних «кошкистов» сначала собиралась на другую гору. Но когда народ, намылился на Сюрприз, победил коллективизм. Вовочка предложил поехать с ними, полезть параллельно, с тем, чтобы романтически, эпически или символически встретиться на вершине.Женская двойка - Алена с Инной предложили поддержать их. А мы чо… Поехали. Лишь бы не как вчера с Кошкой.
Но масштабные горные учения нашей доблестной армии просто преследовали нас в этом году, нам оказалось от них ни спрятаться, ни скрыться.Подъехав к началу тропы, замечаем армейский тентованый транспорт. Оп-па! Да и ниже трассы слышны частые хлопки выстрелов. У кого-то на объекте идет стрелковая подготовка.

Вся Уарч-Кая усыпана народом. В основном серо-зеленого цвета. На Сюрпризе тянутся по всему гребню. Сбоку, на «Карнавале», тоже. Вся надежда на то, что пока подойдем, оденемся, обвесимся, эта шайка-лейка уйдет наверх.
Тройка уходит вбок на свой маршрут, а мы на удобной лавочке, рядом с тропой, неспешно натягиваем манели. Мимо проходят люди . Один пробежал, активно маша треккинговыми палками. На что я ему заметил – «НЕ спеши, а то до верху добежишь уставшим!» Обернулся с квадратными глазами. Юмора не понял…

И вот старт. Юля и Инна параллельно «гребут» по маршруту. «Парные гонки».

Мы страхуем.Решаем идти параллельными связками до ключа, пока есть возможность.
Но скоро сказка сказывается, да медленно дело делается. Народ перед нами на гребне скучковался на ключе и явно менжуется. Обойти их сбоку по «Карнавалу» тоже не выйдет – там тоже «паровоз». Эдак нам придется под ключом сидеть на ветродуе, пережидать всех этих неизвестно сколько.

И решено было слинять вниз, пока Аллочка с нашими тапками не убежала на вершину. Ушли вправо в распадок. На деревьях наладили спуск дюльфером с детальным разбором действий последнего. На что Инна заметила – «А бергфюрер нам такого не рассказывал». Век живи-век учись! Как хорошо, что мы, собираясь из разных уголков, и не только России, можем обменяться умениями и навыками – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

«Сама, милая! Сама…»
В общем – спустились на тропу удачно, переобулись и вниз. А на ключе народ продолжал сидеть.

И пока мы так неспешно шли, нас догнал бородатый мужичок.
-«Уважаемый, что-то мне ваше лицо знакомо»
-«Так горы, они маленькие. Возможно где и встречались.»
Через некоторое время.
-«Михаил Александрович, это вы?»
-«Да вроде я»
Вот неожиданность. Сколько собирался заехать в гости к Ситнику в Горную школу, а встретились вот так на тропе. Представился. Поручкались. Немного побеседовали на темы гор и скал, конечно же. Спустившись к дороге, попросил сделать памятное фото. Расстались тепло, с приглашением заходить в гости.

Грузимся в машину. Высматриваем на стене нашу тройку. Видим их уже выше середины стены, но вроде как немного не там. А на ключе «Сюрприза» по прежнему людно. Правильно мы сделали, что вернулись.
Уже вечером узнаем что нашим вчерашним «кошкистам» пришлось лезть «Елену Прекрасную», потому что это оказался единственный свободный от армейцев маршрут.
Традиция нашего коллектива и в этом году сохранилась – на нее снова полезла группа, в составе которой было 2 Елены.

В лагере они сообщили, что с Сюрприза спустились правильно, потому что военные в провале повесили горизонтальные перила, и отрабатывали движение по ним до победного. А те, кто слезли со стенки устроили не слабую перестрелку в лесу. Наши еще волновались, что они слишком удобные мишени на стене.
А мы тем временем едем в «Шалаш» на чебуреки и пиво. Сегодня будний день, и там должно быть без аншлага.
И действительно, в ресторане тихо и уютно. А на улице ветрюган.Вот бы мы сейчас мерзли в отколе на маршруте.

Чебуреки были выше всяких похвал.Разливной «Туборг». Второй заход по чебурекам, поскольку вкусно. А потом на воздух подышать и пообозревать окрестности.
А вечером приезд «краснодарской фракции» и традиционные посиделки.

Утро 25-го сентября было хмурым и оправдывало прогноз. На скалы совсем не хотелось. Поэтому группа пред- и пенсионеров выдвинулась в парк Партенита – при бывшем санатории ВС СССР. Еще его называют парк Парадиз или «Айвазовское».
Пенсионеры проходят по скидке. Аллочка умудрилась по украинскому пенсионному.
Нас встречает Айвазовский. Хотя некоторые жертвы ЕГЭ считают его Пушкиным.
И тут вспомнился анекдот –
— «Это памятник Толстому»
— «А! Это тот, который написал «Муму»?
— «Нет, «Муму» написал Тургенев».
— «Да? Но если «Муму» написал Тургенев, то какого хрена памятник Толстому поставили?».

Экскурсовод честно предупредил что практически все в парке – новодел. И создано и отреставрировано совсем недавно. Но смотрится очень органично и поражает масштабом. Это сколько сил и средств нужно на разработку стиля, создание и поддержание в порядке.

В колодце немного водички и традиционные монетки на дне.

А это древний ангелочек, разговаривающий по устаревшей модели мобильного телефона. Явно не смартфон. Китайская корявая модель.

Наглый птиц ходит и выпрашивает вкусненькое. Предпочитает сыр и колбасу.
«Жить на вершине голой,
Писать простые сонеты...
И брать от людей из дола
Хлеб вино и котлеты.»

А этому вообще все и всё пофиг!

И флегматичные, невозмутимые крымские коты, уставшие от внимания экскурсантов.
Этот рыжий, кстати, на нашего Батона похож.

Опунция созрела. Рекомендуют собирать и чистить от шкурки в плотных, желательно кожаных, перчатках. И счищать хорошо, поскольку оставшиеся в мякоти мелкие иголочки могут доставить неприятности желудку и кишечнику, вплоть до оперативного вмешательства. Ну его нафиг такой фруктоовощ! Хотя итальянцы очень даже пользуют в пищу.

А это агава цветет. Та самая, из которой текилу гонят. И вовсе не из кактуса, как некоторые думают.

А оливковой роще уже более двух сотен лет!

Бананчики. Вот и не верь после этого в белорусские бананы и креветки!

А это патагонская араукария. Патагония далеко, а тут можно руками потрогать.

А над цветами, несмотря на погоду, вьются бабочки, похожие на колибри. Называется «бражник». Интересно, но у него есть особенность «разумного» поведения. Если бражник залетает в дом, то не носится по комнатам, врезаясь в лампочки и оконные стекла, как это делают мотыльки или мухи.
Вместо этого он внимательно изучает пространство, аккуратно подлетая к заинтересовавшим его предметам, а затем возвращается к оконному/дверному проему и спокойно покидает жилище тем же путем, которым в него попал. Нехарактерное для насекомых поведение!

«Ты чо?!»
«А ты чо?»
Встреча двух эпох.

Пока мы бродили по парку, самая неналазившаяся часть таки понадеялись на милость погоды и поехала на Кушкаю. И ведь погода гидрометовцев не подводит. Она, конечно, не стала кардинально меняться, но полазить дала столько, сколько захотели. Весь день периодически собирался мелкий дождичек, иногда в виде мороси, но сильно стенку он не мочил, в нужный момент прекращался, чтобы скалы оставались пригодными для лазания.

Немного посомневались в выборе района, потому что Ситник в это время проводит свою школу на Кушкае. Но это получилось только на руку. Он сам посоветовал маршруты по силам.
Полазили знатно. Маршруты там некоторые прямо квинтэссенция технического удовольствия. Очень разнообразные.

Сколько спин упиралось в этот можжевельник!

Единственное но.. В этот день нас дважды и впервые назвали ветеранами. Сначала Михаил Александрович сказал, что пришел повидать ветеранов Гидромета, а потом младший из участников. И впечатление от такого наречения, надо сказать, очень противоречивое. С одной стороны конечно сквозит уважение, а с другой, мысли: «Ну вот, дожили или докатились»…
Вечерние посиделки были осложнены выбором завтрашнего маршрута. но по этому вопросу так ни к чему и не пришли Потом поинтерьвьюировали «главмедика» Юру по разным медицинским вопросам, и разошлись спать в надежде, что утро вечера мудренее.

Прогноз на 26 сентября был благоприятным .
Утром для спортивной части сборов выбор маршрута дался не легко. В конце концов решили слазить Лукоморье на Зубе Шаан-Каи.

Места там уникальные, первозданные. Кругом стоят вековые сосны с серо-розовой корой. Издалека их кроны смотрятся как какие-то экзотические зонтичные деревья.
Кругом тишина, цветы, пейзажи и еще много чего.

А наше семейство, плюс Аллочка,, пожелавшая испробовать новое крымское развлечение, наконец решили выдвинуться на прохождение ферраты с ее начала от точки «Г», как планировали вначале.
Чтобы мы не сбились, как в прошлый раз, нас подвезла Алена, уже побывавшая здесь. Поскольку на трассе стоянка запрещена, включили «аварийку» и покинули «борт» в экстренном порядке. Когда машина уже скрылась вдали, и мы стали собирать по обочине выброшенное снаряжение, обнаружили цветастый зонтик. Явно никто не признал в нем свой. Ничего, значит погода будет нам благоприятствовать, раз зонтик прихватили.

Получается что от поворота на Ласпи до захода на феррату порядка 1300м. А машину можно оставить и на площадке за 600 метров до захода и потом спуститься к ней по тропе через откол и у начала маршрута на «Незнайки…»

Быстро перебираемся на другую сторону дороги и натягиваем системы с причандалами. Когда мы ехали сюда, заметили группу в полосатых купальниках(зачеркнуто) с касочками, явно направляющуюся к началу ферраты. И поскольку впереди, на маршруте, уже кто-то работал, не хотелось встрять в очередь как на Уарч-Кае.
Ну наконец пошли! Опять первые ступеньки без страховки. Хотя их можно обойти по тропке и подойти выше.

«Конкурирующая фирма» только подходит от дороги. Хорошо! Оторвались от земли!Полет нормальный!

Выходим со ступенек на плоскую плиту. Идется в полный рост на трении.

Дальше немного «куширей» и склона с небольшими осыпными участками. Видим впереди идущих.Похоже что темп у них низковат. Догоняем на повороте на полку. Довольно упитанный мужчина в «Кассиде» явно умаялся. Хотя разговаривает с нами довольно живо.

Делать нечего. Обгоняем на повороте и уходим на траверс под скалу.

Позади бухта и Куш-Кая.И мы, такие еще шустрые.

Траверс по полке между скалой и можжевельниками. Солнце сюда еще не добралось и виды фантасмагорические.
Даже фотоаппарат самостоятельно выдает нечто в стиле «ретро».

Чуть выше полочки старый крюк. Над ним еще выше виден шлямбур. Интересно, кто же это тут ходил и в какие времена?

Выходим к стенке. На ней сделаны хорошие ступени .Но не всем они по росту и приходится напрягаться.Но ничего, справились и идем дальше.

И опять с траверса выходим на подьем. Здесь уже приловчились в местах, где не хватает длинны стандартной виаферратной страховки между тросами, страховаться за ступеньки.

Вначале не видно было движущихся за нами. Но вот с вертикали стало заметно пару человек ниже. Продолжаем идти спокойным темпом. «Погоня» не страшна.

И вот выходим на верх первой ветви «Г-Д» «Нижняя стена». С учетом фотографирования, бесед и прочего, понадобилось два с небольшим часа.

-«Кудой? Тудой!?»
-«Тудой, тудой! Вон табличка видна».

А мы разглядывали впередиидущих на стенке. И весьма впечатлило то, что один из участников в желтых штанах выделывал эдакие «шпагаты» на стене. Неужели и нам так придется?
На верху, у конца участка, стоял, видимо, гид, поджидающий группу снизу. Наша «пенсионная» группа для него была полной неожиданностью.
Нас предупреждали Лена с Аленой, ходившие весной, что главное выйти к началу следующей ветви и не заплутать в лесу. Но похоже что с весны тут уже столько народу протопало! Широченные «кабаньи» тропы, конечно, ветвились, но в конце концов приводили куда надо.

Так что вышли в точку начала «Верхней стенки» как надо. Вот тут была бы для начинающих засада. Троса есть. И держаться за них удобно. Но ноги надо ставить на рельеф. А для этого немного надо быть знакомым со скалолазаньем. И подошвы на обуви должны хорошо держать на камне.Немного вспотели, конечно, но ничего особенного для нас. Просто нужно было перестроиться на передвижение по настоящему рельефу без искусственных ступенек.
Ну и на вертикали все ж ступеньки.

Наверное самый видовой участок.
Да еще есть полочка для посидеть/полюбоваться.

Пока отдыхали и рассматривали окрестности, группа, шедшая за нами, выбралась из леса к началу нашего участка. Помахали нам радостно руками. О чем то посовещались, став в кружок, поглядывая на нас. Мы прокричали им предложение присоединится к нашей «пенсионной программе». На что они, помахав руками и покачав головами отправились по более простому маршруту « Д-Е». Тут мы расслабились по-полной. Теперь мы на маршруте одни и торопиться не надо вообще!

От полочки маршрут начинается прямо вверх. Опять роста Аллочки не хватает до первой ступени и приходится использовать опорой петлю троса. Постепенно добрались до места, где «желтые штаны»(два раза «КУ») делали «шпагат». Тут оказалось нужным умение находить зацепы на скале и правильно их применять. Поскольку от ступеньки до ступеньки просто не дотянуться даже с нормальным ростом. Приходится становиться на полочку и с нее, придерживаясь за скалу(а зацепы выражены неявно и их нужно «нащупать»), сделать переход на полку и потом уже перехватиться за ступеньку. Вот тут и пригодился короткий третий ус из оттяжки с карабином. Зацепившись им за ступеньку, помогал снизу, как дополнительная точка опоры для Ивана и Аллочки. Место реально стремное. На скальных маршрутах, если «слиняешь» то прошуршишь хоть относительно рельефа. Да и веревка спружинит. Привычно. А здесь торчащие ступени из арматуры, анкера троса. Одна надежда на амортизатор виаферратной страховки. Неуютно. Но все ж преодолели и это препятствие и вышли на полку со скамейкой. Спасибо спонсору. Получилось хорошее и прикольное место отдыха и обзора окрестностей.

Ну и сфотографироваться эффектно. Мои коллеги-женщины на работе, увидев это фото, ужаснулись – «Это ж какая высота а вы у самого обрыва!».
Мужики выразились короче – «Конченые вы там все!»

Посидели на дорожку. 
Дальше маршрут почти прямо от лавочки. Можно сидеть и наблюдать как народ идет. И выбирать эффектные кадры. Но поскольку в наличии опять только те же «вид сзади снизу», долго не посидишь.

Несложный подъем и интересный видовой траверс.

Ну что ты будешь делать - опять не хватает роста!

Опять вертикаль. После нескольких ступенек снова на трении по плите.

И вот выход на гребень к точке «Ж». Несложный склон. Сверху за нами наблюдала пара в системах и касках. Судя по виду снаряжения, одежды и улыбкам, больше похожим на судоргу челюстей – иностранцы. Когда мы приблизились на несколько метров, шустро повернулись и урулили вниз.

Мы тоже постояли на гребне, посмотрели на Ильяс-Каю, до которой оставалось 500 метров по гребню и 80 метров по вертикали. И решили что на сегодня нам приключений хватит. Тем более что время было около 3-х дня. А на последний участок ушло около 2-х часов. А еще и спускаться вниз. Поэтому пошли по гребню вниз к концу маршрута «Незнайка».Там, раздевшись и опять позаглядывав на маршрут «Незнайки», по уже знакомой тропе спустились к ласпинской развилке.
Опять забредаем в магазинчик за вкусным пломбиром и лимонадом. Наслаждаемся в тенечке. Идем вниз, по пути снимая интересные растения в «сиротском поселке».

А у этого растения стояли долго, обсуждая. Даже рискнули сорвать несколько плодов, похожих на большой зеленый финик. Но это не пальма ведь. Даже попробовали их на вкус. Нечто непонятное. Издалека как яблоко или…
а теперь – ПА-БАМ!!! Это ЖОЖОБА! Мы его потом таки разыскали в интернете. Это из него изготавливают, как гласит реклама - «уникальное масло жожоба, не имеющее себе равных по воздействию на кожу» :-)))

На повороте дороги открылся почти весь сегодняшний маршрут всем великолепии.
Вот так, приблизительно, выглядело то, что мы прошли.

А для сходивших Зуб Шаанкаи, это стало своеобразной скоростной заминкой сборов.Поскольку пробежали они его достаточно быстро.
Так продуктивно прошел наш день.

Часть последняя.Грустная.
Проснулись. День хмурый. Народ настроился на баню. И посещение Массандры.

А с утра решили прогуляться в сторону Куш-Каи.
На одном из поворотов хорошо видно нашу «базу» с «купальней».

Вот уже и Куш-Кая рядом. Навстречу, приветливо «бибикнув» пролетел бусик Михаила Александровича. Человек в постоянном движении и застать его днем только под маршрутами.

Экскурсия на Массандру конечно впечатлила, особенно вдохновила на экскурсию дегустационная часть, которая ей предшествовала. Еще бы 9 образцов коллекционных массандровских вин! Неожиданно портвейны оказались очень благородными напитками, а два кагора такими разными. Хересы тоже не разочаровали. А уж о мускате белом Красного камня не зря ходят легенды.

Но рассказывать об этом, тоже что повторять «халва-халва». Это надо пробовать.

Вечером, отказавшись от сауны, занялся привычным делом. Как кто-то заметил – «Ну наконец нормальная картина – ты, ноут, куча шнуров и гаджетов.» Перебросил фото в общий банк, чтобы потом не искать по всей Европе и прилегающим территориям. Завтра отъезд. Времени в обрез.

Вечером сходили попрощаться с морем.

А следующим утром провожали Краснодарскую фракцию.
Следом и нас. Диспетчер нашего рейса извинилась за то, что водители молодые и с Крымом знакомы слабо. Попросила дать им ориентир для остановки на трассе. Сошлись на Форосе, куда нас Алена благополучно доставила.

Фото на фоне родных Форканта, «Вилки» и «Филатовской», с которых осенью 2007-го мы начали заново крымские выезды.
Прощались и не могли расстаться, заново вспоминая приключения того года и тыкая пальцами в сторону маршрутов.

На прощанье Крым подарил нам прекрасные виды.

Наконец появился припозднившийся автобус. И чуть не проскочил мимо! Остановился только когда я резким взмахом руки обозначил «Стоять!»
Едем, подгружаясь по пути. Автобус полон – 50 с лишком человек. Мдя! И это конец сентября и в день в нашу сторону минимум два рейса. А что же летом?
На вокзале в Симферополе интересная табличка.
«Многоязычный Крым!» :-)

Незаметно, по новой трассе доехали до Белогорска и полюбовались Ак-Каей.

К сожалению Мост опять проехали в темноте. Но подсвеченный яркими лампами он все же впечатлял. Уже на таманской стороне позвонили друзьям из таманской фракции с «пламенным приветом от проезжающей донбасской фракции». Получили приглашение завернуть «на огонек». Увы…
Водители действительно оказались молодыми и неопытными. В результате мы всю ночь шарились по каким то «куширям», пока не выбрались на трассу М-4. Дело пошло веселее. И в нужную столовую мы попали то ли на поздний ужин, то ли на ранний завтрак.
Но все когда-нибудь кончается. Кончилась дорога. Пройдена граница. Мы дома.
Задумки выполнены. Семейство побывало в осеннем Крыму. Встреча с народом прошла «на высоком морально-политическом уровне». Пройдена, как и намечалась, феррата(за исключением нижнего несложного участка).
Но вот маловато. «Маловато будет!», как восклицал персонаж из мультика. Хочется побольше(ага, и таблеток от жадности). Надо бы недельки две на все.
Спасибо севастопольцам за организацию сборов. Все было очень замечательно. Спасибо всем кто приехал за ваше общество, в котором отдыхаешь душой. И спасибо Крыму, что он нас принял. Будем надеяться и ждать теперь уже «Крымулиаду 2020».Какие цифры приятные.
P.S. Пока я думал выкладывать пост на РИСКе, на феррате добавилось маршрутов. Эдак все выезды будет что-то новенькое.

Фото с сайта https://goclimbing.ru

P.P.S. Пост писался еще до того, как грянул вирус. Отменен, к сожалению наших активных бегунов «Вертикальный километр» и забег на Эльбрус. Порушены весенние и летние планы. Но все ж надеемся что осенние осуществятся.
Удачи нам всем и выйти без потерь из этой ситуации.