Книга «Дорога к вершинам». Отзыв, рецензия, вольные рассуждения

Пишет Nefedov Sergey, 13.02.2020 11:01

Книга «Дорога к вершинам». Отзыв, рецензия, вольные рассуждения (Альпинизм, артюхин, алексей, сумберг, нефедов)
Спойлер — полезная.

О книге я узнал задолго до её появления, Алексей периодически писал в соцсетях о процессе создания. Признаюсь честно, тема карьерной лестницы в официальном разрядном альпинизме меня не сильно интересовала, и я думал, что это будет странная и скучная книга. Почему-то считал, что она будет только про соревнования и оформления разрядов.

Книга попала мне в руки почти сразу после издания, весной 2019. Прочитал её быстро и с интересом, в палаточном лагере под крымскими скалами. Уже тогда решил написать рецензию, но не было времени. Вторую попытку предпринял в августе, пришлось прочитать ещё раз, но опять не написал. И вот, после третьей, уже беглой вычитки хорошо знакомого текста, с чувством, что не обманулся при первом контакте, представляю вам краткий анализ пользы этой книги для вас.

Первые впечатления

Обложка красивая и в тему.

Перелистываю томик пальцами, как игральные карты, — нет картинок! Несколько черно-белых фото-рисунков теряются в массиве черно-белых страниц текста. В эпоху потокового видео, привыкшим к восприятию иллюстраций людям это сильно бросится в глаза. Нет шоу, так сказать.

С точки зрения издания малотиражной книги для узкого сегмента общества, всё оправдано. И, как показало дальнейшее изучение, не всё то золото, что блестит. Хотел привести в пример новый учебник ФАР по альпинизму, но так как было давно и не дочитал, и нет под рукой (верните, кто взял и не вернул), не хочу быть голословным.

Структура

Структура есть скрытое за обложкой оглавление, и оно на высоте:

Часть 1. Теория

3.2. Подтверждение разрядов
3.3. Разрядные нормы

Часть 2. Учебный альпинизм

Глава 4. Альпинистский клуб (секция)
4.1. Выбор клуба
4.2. Занятия и тренировки
4.3. Что делать, если клуба нет

Глава 5. Снаряжение для тренировок на начальном этапе
5.1. Общая физическая подготовка (ОФП)
5.2. Беговые тренировки

9.6. Обеспечение безопасности

Часть 4. Соревнования

Глава 10. Соревнования в альпинизме
10.1. Мастерские баллы: за что их получают?
10.2. Уровень соревнований

12.3. Баллы на заочных классах
12.4. Стратегия восхождений
12.5. Скальный класс

Даже при беглом изучении оглавления понимаешь, что это не только про клетки и разряды — это выжимка опыта человека, прошедшего путь до мастера, и его анализ того, как стать сильным, как это сделать оптимальным способом, даже если вы еще не сделали и первого шага в альпинизме. А если сделали, то это путеводитель по предстоящему пути. С такой точки зрения книга полезна и тем, кто совсем не собирался закрывать разряды.

Смотрим что внутри

Например,

Про выбор как и с кем начать:

Абсолютно согласен. Для большинства людей это лучший путь — сильный коллектив, традиции, преемственность, скидки-бонусы и запасы клубного снаряжения. Если есть выбор, выбирать стоит внимательно. Не всегда нужно идти к близким по духу — иногда лучше пристроиться к более сильным духом, заразиться им, даже если вначале тяжело. Особенно, если с ними безопаснее.

Иначе вас научат делать так, как не совсем правильно.

Петербуржцам и жителям некоторых других крупных городов проще — у них есть несколько клубов. Что делать тем, у кого нет выбора — тоже есть в книге.

Про скалолазание и его важнейшую роль:

Это действильно важно. Как бы быстро вы ни прошли этап с двойками, тройками и даже четвёрками (в больших горах они зачастую простые), при переходе к пятёркам вы встретитесь с непреступным барьером в виде вертикальных или даже нависающих стен.

Придётся выбирать снежно-ледовые маршруты, ограничивая раскрытия всех своих граней как альпиниста, или надолго надевать на ноги лесенки и точить скайхуки. В худшем случае — врасти в жумары. Ещё можно смириться и получать удовольствие на категориях своего уровня.

Своей скалолазной формой лучше озаботиться заранее. Это сложно понять новичку из-за кривобокого лингвистического разделения понятий скалолаз и альпинист в нашем языке и обществе.

В правильном клубе или в правильной горной тусовке вам про это расскажут своим примером старшие товарищи, но не всем так повезло как Алексею, жившему в столице скалодромов России, где тусовки горных людей переплелись в тесном клубке еженедельных соревнований всех мастей и рангов.

Пятёрки — это где-то около первого разряда:

Как говорит старая пословица, проще научить хорошего скалолаза класть френды и закладки, или лазать с ледорубами по снежным скалам, чем хорошо забивающего якоря альпиниста научить хорошо лазать.

Личный опыт автора

Немного, но его есть, и оно в тему:

Личный опыт делает примеры убедительнее.

Стоит ли верить автору

Если вам как-то важно моё мнение — стоит. Я бы подписался под 99% всего сказанного.

Вот одно из самых понравившихся мне умозаключений автора:

Это золотые слова. Даже если они уже пересказаны под разным соусом много раз и разными людьми, повторять их стоит снова и снова. А в этой книге это сделано ёмко, чётко и просто.

Про соревнования и мастерское звание

Здесь целая стратегия, почти как в покер играть. И именно эта часть делает книгу уникальной. Разложено по полочкам.

Улыбнуло:

Информационная ёмкость книги

Высокая плотность полезной информации, отсутствие воды. Текст при этом не сухой (не технический-юридический) — читается легко. То, что читается легко, читается быстро.

Время прочтения: 3-5 часов.

Объём книги: 137 страниц (со всеми обложками).

Выводы

Я выборочно осветил какие-то отрывки, которые меня зацепили. Вас зацепит что-то другое.

Это не учебник по альпинизму. Здесь нет ничего про узлы, как одевать кошки и какие бывают лавины. Немного есть, но это уместно и в контексте книги.

Эта книга — ось, показывающая наиболее правильное направление общего развития в современном российском классическом альпинизме, в контексте максимальной эффективности и безопасности. Путеводитель взращивания «универсального альпиниста», стоящего на крепком фундаменте, который в итоге сможет углубиться (или возвыситься) в нужном ему направлении и достичь там предельного совершенства.

По каждому пункту, кратко освещённому в этом произведении, в мире существует много разной и иногда очень детальной информации, которую легко найти и изучить. А ось и нужна для того, чтобы вести от начала до конца, не углубляясь в дебри деталей. Кстати да, это на самом деле путеводная нить, а не ось.

Точно знаю людей, у кого в голове альп-каша и им стоило бы прочитать эту книгу.

Целевой аудиторией я бы назвал всех альпинистов.

Если бы иструкторы и тренеры в клубах, секциях и альплагерях пользовались подходом из книги при подготовке новичков и разрядников, мир стал бы лучше.

Польза книги — в структуре, простоте и чёткости, и в уникальных лайфхаках, связанных с соревнованиями и мастерскими баллами.

Книгу можно купить как в бумажном, так и в электронном виде