Школа ледолазания - 2020. Юбилейная.
«Опять я Баксаном любуюсь как сказкой,
Прекрасной, прошедшей и неповторимой…»
Взято здесь Спасибо автору за красивый снимок!
Мы вернулись: полторы тысячи км в давно ставшей родною Газели за девятнадцать часов непрерывной езды - и мы дома. Закончена очередная, десятая по счету, ледовая школа. Семьдесят один человек: шестьдесят два участника под руководством девяти инструкторов, осваивали различные техники ледолазания по льду крутизной от 45 до 95 градусов разного состояния: от мягкого водопадно-каскадного льда в теплую погоду до перемерзшего глетчерного в минус 20. Учились рационально (с минимальными энергозатратами) лазать, располагаться для кручения буров и отдыха, страховаться, спускаться, извлекать из трещин страдальцев: в общем – всему предусмотренному Учебной программой для подготовки альпинистов и многому сверх программы!
Обычный распорядок дня на сборе:
5-00 подъем,
6-30 выход на занятия,
17-00 возвращение, до 19-00 обед и личное время.
19-00 двухчасовая лекция.
с 21-00 работа по отделениям, подготовка к следующему дню.
Всего занятиям непосредственно на льду было посвящено до шестидесяти часов интенсивной работы (участникам короткой смены – до сорока пяти часов).
Бытует мнение, что современный альпинист не хочет разных лекций, теоретических занятий, бесед. На сборе их было много, очень много (20 часов). И поверьте, всё слушалось с большим вниманием:
Инструкторы Школы ледолазания этого года:
- мастера спорта Советского разлива с большим опытом ледовых восхождений (зимних, летних, высотных), чемпионы и призеры чемпионатов СССР, в т.ч. в ледовом классе: Ситник М.А. (мсмк, 1 кат), Бойко Л.А. (мс, 2 кат), Фенов А.А. (мс, 3 кат при более чем полутора тысяч днями инструкторской работы с отделениями), Ляпун А.В. (мс, 3 кат с предыдущим замечанием),
- инструктор нашей Школы и альпинист с огромным опытом восхождений и работы Алексеев В.В. (кмс, 1 кат),
- и наши воспитанники-инструкторы, прошедшие несколько наших Школ ледолазания и хорошо освоившие техники Школы: Ярунов А.Г., Кудрявцев В.А., Скляр В.А., Краснов С.Л.
Все инструкторы работают по единому плану и учат единым приемам. Это "почерк" Школы.
Участники этой Школы – от новичков до перворазрядников, представляющие клубы и федерации РФ от западной до восточной границы. Многие приезжают ежегодно, включив этот сбор в свой план межсезонной подготовки.
Что заставляет участников ехать к нам, зачем им это? Ведь многих других устраивает по приезду летом в Горы раз – другой тюкнуть по мягкому летнему льду ледорубом на т.н. ледовых занятиях. Не секрет, что предусмотренные Учебной программой 10 часов ледовых занятий перед восхождениями многими инструкторами не выполняются: в занятия включают подход-отход к леднику (1-4 часа), перерыв на перекус (1 час), теоретическую часть. И на обучение времени не остается: дай Бог вспомнить, как по перилам на льду ходить. А если в сезоне предполагаются только скальные восхождения (в Узунколе, Фанах, Ворзобе, Ярыдаге-Ерыдаге) – ледовые занятия вообще не проводятся (а альпинисты недополучают умений по программе и поэтому не соответствуют этапу обучения).
Но ведь для прогресса и десяти часов мало: они в учебной программе только для того, чтобы проверить технику, освоенную до выезда в горы! Вот и едут со всех концов альпинисты к нам восполнять упущенное и недополученное. Ну и еще причина – техники лазания по льду. Отобранные нами техники- наиболее надежные, экономные, современные.
Большинство в СНГ на льду – самоучки, и лазают с двумя инструментами в технике широкой постановки рук на одном уровне и ног на одном уровне: рука-рука-нога- нога. Такая техника имеет множество недостатков, но так лазает большинство:
Видио взято здесь Это первый попавшийся ролик, но очень характерный.
Мы учим более эффективным и более современным техникам для крутого льда: рука-нога-рука- нога и рука-нога-нога, при постановке инструментов один над другим, узкой постановке ног и лазанию на прямых руках, со скрутками, флагами и перетанцовками на нависающем льду,за счет силы и выносливости ног.
Ну а по не крутому льду (до 60 град если лед мягкий) учим ходить в три такта с одним ледорубом. На некрутом, но "жестком" льду правильнее идти с ледорубом и инструментом, но и там техника своя - не ложась на лед и в определенной последовательности.
Фифы у нас под запретом как неэтичное снаряжение, чрезмерно упрощающее ледолазание и из экстрима делающего ледолазание игрой.
Занятия ведутся от простого к сложному, свято чтятся и основные дидактические принципы обучения: доступности, наглядности (все приемы демонстрируются инструкторами), последовательности (новое всегда базируется на предыдущем изученном), систематичности и пр. Всегда соблюдается цепочка «рассказ – показ – опробывание - корректировка- отработка». Каждый новый стиль вначале осваивается с верхней страховкой, затем с нижней по прокрученному, затем с прокруткой буров.
На сборе были СТ (страшный тренер), ОБ, врач и даже парикмахер:
Естественное наполнение программы: проушины, самовыкруты, спасы, лекции по снегообразованию и жизни снежного склона, состояниям снега, способам формирования ступеней в снегу, причинам лавин, их типам, лавинной безопасности, поиску в лавинах, опасностям на снегу и на льду при восхождениях и способам их избежать (или хотя бы снизить), причинам срывов на снегу и льду, психологии, как тренироваться дома, и многому другому.
Теперь вопрос: можно ли научить всему этому только на восхождениях? Без учебных занятий на леднике, как утверждают некоторые? Если всего только одного - двух человек на гида, наверное, обучить можно. Но не систематично и не в полном объеме, т.к. в условиях восхождения не найти лед всех разнообразий по крутизне, характеру, рельефу и состоянию. Да и погода может не позволить: тогда обучение плавно перейдет в спасение необученных клиентов гидом. Обучение на восхождении малой группы (1-2 клиента) - сродни домашнему обучению (без посещения общеобразовательной школы) богатенького наследника нанятым за большие деньги репетитором, вариант дорогостоящий и не всегда эффективный.
У нас же - доступная любому Школа, где обучение ведется в классах (отделениях по уровню подготовки). В СССР, если бы не школы советского типа, никогда бы не достигли всеобщего среднего образования населения. Вот и мы этим путем идем.
Я пытаюсь сосчитать, скольких альпинистов мы подготовили за десять Школ? Сосчитать трудно. Но все чаще на льду встречаешь наших учеников. Иногда не узнаешь их – лицо скрыто балаклавой, очками или маской. Но видишь наш стиль, «наш почерк» лазания. «Ты был у нас?». «Да, был!» «Пригодилось?» «Многократно: в Арче, в Безенги, в Уллутау…Спасибо вам!»
И это главное, ради чего мы работаем!
Прошлогодний сбор
Позапрошлогодний
Выше я перечислял дидактические (педагогические) принципы, но один пропустил: сознательности. Слабо физически подготовленный альпинист должен сам понять важность физической подготовки, а поняв - начнет ею заниматься регулярно и серьезно. Отстранение уже приехавшего (потратившего на проезд время и деньги) кроме обиды ничего не даст.
Я говорил, что мы - Школа. Из школы (общеобразовательной) исключают только в случаях серьезнейших нарушений дисциплины, но не из-за неуспеваемости: могут перевести в класс ниже или оставить на следующий год в том же. И мы так поступаем: не хватает физподготовки в классе СС или СП- переводим в НП - там нагрузки меньше.
Так мы сочетаем оплату и слабую физподготовку)))
Михаил Александрович, а почему именно - неэтичное? Ну да, вертикальный лед не удобно, если нависание так вообще анриал, наверное). Но в других то случаях, если маршрут чисто ледовый и позволяет идти на фифах, почему нет? Это же будет гораздо быстрее, а физически намного легче. Ведь скорость прохождения это одна из составляющих безопасности.
Постулаты современного спортивного альпинизма:
Важен не маршрут, а стиль! Не что ты прошел, а как ты это сделал! Из нескольких альпинистов лучше тот, кто обошелся меньшим количеством снаряжения. Снаряжение, чрезмерно облегчающее лазание и упрощающее его - использовать неэтично!
"гораздо быстрее, а физически намного легче" подняться по провешенным по маршруту перилам. Еще быстрее и легче - если тебя лебедкой вытащат. Я утрирую, но иначе этого не понять. Стремиться к "легче" - это и есть перерождение альпинизма в игру в альпинизм.
Поэтому, альпинист должен вводить самоограничения на использование снаряжения.
Почитай. Он выразил мои мысли лучше, хотя и позже.
И вот там, на зимнем льду Аксая рядом с хижиной Рацека, был у нас 1 день льда. С инструментом и фифами.
Так вот, лично у меня с инструментом получалось лучше. Да и не только у меня. Дмитрий тогда озвучил своё наблюдение, основанное на довольно таки большой статистике, что мужчины лучше ходят на молотках, а женщины на фифах.
По-видимому, это так устроено что мужики любят сильно, а женщины - нежно, им можно )
Скоро придем просто к большой фифе с возможность ее подбивать. Только с карбоновой ручкой и кучей болтиков регулировки наклона клюва.
Тот же Саша Шейнов в конце сделал гигантскую фифу с утяжелением. Главное удобство работы...
А использовать ИТО на положилове - вот это лукавство
Дима, вот в этих случаях (если участки протяженные) как раз правильнее идти на фифах от ноги: на инструментах на нависаниях никаких сил надолго не хватит)))
там народ с железными руками выступает
У всех своя этика и восприятие гор.
А фифы мна нравятся, легкие, мало места занимают.
Одевал их на ноги только пару раз на чемпионатах еще при союзе.
На маршруте просто к поясу пристегнуты. У меня их несколько.
С большой лопаткой, маленькой и с утяжелителем, чуть больше чем обычная.
Ею бить можно. Правда и ледобуры у меня несколько штук сохранились с
ручкой от водопроводного крана, Удобно, 3-4 секунды на то что бы завернуть.
В этом году попробывал, действительно много лучше современных, заходят моментально.
И со льдом у меня достаточно хорошо. Когда ходил на Денали ледоруб не взял.
Хотя как оказалось от там нужен. Пару мест стремных было, но отработал на равновесие, чем немало позабавил местных рейнжеров.
Ну с кем не бывает, пепел с трубки не удачно стряхнул
и шляпу снял потому что жарко а не потому что слетела?
даже каски роняют