Бурятия. Фрирайд. Интервью с Григорием Корнеевым
Григорий Корнеев – один из сильнейших российских спортсменов-фрирайдеров, постоянный участник путешествий RideThePlanet в последние годы, лыжный тренер и гид. По итогам прошлого сезона занял 12-е место среди более 600 спортсменов в Мировом Туре по фрирайду – Freeride World Qualifier.
RTP: Основные впечатления от этой поездки в Сибирь?
- Традиционно каждый год я начинаю катание с поездки в горы Сибири, для раскатки перед предстоящим соревновательным сезоном, а также для проведения лыжных мастер-классов и школ. У скитура в Сибири есть свои особенности. В отличие от Альп или Кавказа, здесь можно ходить и кататься на своих любимых райдовых лыжах вместо сверхлёгких скитур-фанерок, ведь их не надо таскать на себе, не надо брать с собой специального снаряжения (кошки, ледорубы, веревки). Здесь отличный, если не сказать идеальный, снег и относительно простые рельефы.
С другой стороны, и этим сибирский скитур сильно похож на катание в Абхазии, ты буквально за несколько часов можешь оказаться в полном отрыве от цивилизации, где рассчитывать приходится только на самого себя. В таких условиях очень важно доверять команде, от надежности, слаженной работы и опыта которой зависят жизнь и здоровье каждого участника.
В этой экспедиции Сибирь открылась для меня с совершенно новой стороны – таких гор, таких рельефов она мне ещё не показывала. Проверка моральной выносливости и силы духа случилась уже на первой заброске в Баргузинских Альпах. Вдоль русла горной речки, по каньону и каменным россыпям курумника, в темноте с огромными рюкзаками мы продирались сквозь заросли к нашему первому зимовью в ущелье Уулзыха. После бессонной ночи в самолете и длинного дневного переезда на машине из Улан-Уде эти шесть часов пешего похода в неизвестность стали настоящим испытанием. Но уже утром, когда вышло солнце, и свет оживил окружающую нас красоту, стало ясно, что все усилия были не напрасны. Взгляду открылись невероятные по масштабу горы Баргузина. К подобным картинкам ты готов на Кавказе или в Альпах, но абсолютно не ожидаешь увидеть недалеко от Байкала.
Мощь скальных бастионов, стоящих высоко над лесом, огромные кулуары, вертикальные стенки – настоящий альпийский рельеф, от которого трудно было оторвать взгляд. Открывающаяся перспектива завораживала, однако, у погоды были свои планы. Буквально к обеду свет выключили, и начавшаяся буря подвергла нас очередному нелегкому испытанию.
За годы подобных вылазок я привык к погодным неурядицам, связанным с суровым сибирским климатом, но к подобной несправедливости, признаться, я не был готов. Сильный ветер и мороз в сочетании с довольно высокой влажностью вблизи Байкала стали настоящим испытанием для нашей экипировки и съемочного оборудования. Мгновенная разрядка аккумуляторов стала настоящей ахиллесовой пятой в давно отлаженном в RTP съёмочном процессе. Чтобы поднять дрон и управлять им нашему оператору-сибиряку Саше приходилось каждый раз отогревать оборудование – поджигать компактную газовую горелку, накрывшись мини-тентом. Экшн-камеры, прежде безотказно работавшие в высокогорье на Кавказе, в заполярной Норвегии или Альпах вдруг тоже начинали «глючить» и мгновенно разряжаться.
Но одна вещь неизменно поддерживала нас каждое утро и помогала выбраться из протопленной избы на мороз и ветер – это окружающая красота неизведанных и диких районов. За две недели нашего путешествия в горах Бурятии мы пережили три обильных снегопада, полетали на вертолете на Хамар-Дабане, покатались с невероятными видами на Байкал в районе Мамая. Надеюсь, у нас получится передать хотя бы частичку этой красоты в фильме!
RTP: Расскажи о формате скитура и бэккантри для тебя?
- Начинать сезон в формате скитур лично мне доставляет огромное удовольствие. Сочетание общей физической нагрузки на подъёме и средней технической сложности на спуске идеально подходит для первых дней катания. При этом ты постоянно находишься в движении, а отдых и перерывы в течение дня случаются довольно редко – в начале зимы солнце короткое, надо успевать.
Да, когда поднимаешься в гору своим ходом, вряд ли удастся сделать какое-то безумное количество спусков за день. Но во время подъёма успеваешь хорошо изучить рельеф, каждая линия получается очень продуманной, вместо количества получаем качество. И подобный способ взгляда на гору затем отлично работает на соревнованиях. Парадоксальная вещь – ведь вроде бы, чтобы хорошо выступать, нужно как можно больше кататься. На Чемпионате Мира слабых участников просто нет, все и сильные и техничные – и здесь на первый план выходит умение прочитать склон и выбрать линию спуска, а именно эти качества при скитуре прокачиваются в первую очередь.
Не секрет, что популярность фрирайда в последнее время взрывообразно выросла. Если катаешься на курорте, то шанс выхватить «мягкого» есть только в первый, максимум второй день после снегопада. И еще скитур для меня – это об одиночестве. Не том одиночестве, когда никто не звонит, а когда стоишь наверху горы, на которую пришел своими ножками и предвкушаешь сочнейший спуск по нетронутому склону и не видишь вокруг себя толпу снегожорок, готовую под музыку из переносных колонок с гиканьем и улюлюканьем уничтожить всю эту красоту.
RTP: Ты уже не в первые раз летаешь с нами на вертолете – Архыз, Италия, Байкал – в чем фишка и в чем сложности этого формата катания и съемок для тебя?
- В отличие от скитура, заброски на вертолётах для меня являются постоянным стрессом. Может быть, это связано с общим недоверием к полетам – на самолете мне тоже не очень-то комфортно летать, а может просто с небольшим опытом катания в подобном формате. Но одно могу сказать точно – когда ты оказываешься на вершине со скоростью телепорта, не успев как следует изучить склон и сопоставить масштабы рельефа, то начать спуск по сложной, объективно опасной линии психологически гораздо труднее.
RTP: Расскажи о своем соревновательном опыте в FWQ. Насколько это тебе потом помогает в жизни, в профессии?
- В прошлом году я выступал на нескольких этапах Freeride World Qualifier – это что-то вроде Кубка Мира во фрирайде, квалификационный тур. Победил на одном из этапов, был в призах на другом, а также занял первое место на российских соревнованиях в Красной Поляне.
Сезон закончил на двенадцатом месте в мировом квалификационном рейтинге, это в списке из более чем шестиста участников. Для выхода в основной тур – Freeride World Tour, где соревнуется только двадцатка сильнейших фрирайд-лыжников планеты, нужно участвовать во многих этапах и занять минимум третье место в квалификационном туре FWQ. Этой задаче я постараюсь посвятить себя в предстоящий сезон.
Для меня соревнования – это способ получить бесценный опыт во фрирайде, покататься с сильнейшими лыжниками и сноубордистами на их домашних спотах, ну и, конечно, провести время в компании людей, которые близки мне по духу и также сильно любят горы.
RTP: Вместе со спортивными результатами появляются спонсоры, но и спонсорские обязательства. Раскажи об этой стороне профессии прорайдера?
- В настоящий момент я работаю со многими компаниями, которые обеспечивают меня всем спектром необходимой экипировки. Качественный экип – это особенная часть фрирайда, ведь без него приятное времяпровождение в горах в какой-то момент может превратиться в выживание. Казалось бы, технические навыки райдера сильно важнее того, в какие шмотки он одет, но, поверьте, нет ничего приятного в том, чтобы промокнуть насквозь в первый же час катания по краснополянскому свежему пуху – это, как минимум, испорченные впечатления от дня, а как максимум, к вечеру полный нос соплей и никакого катания на завтра. И уж не дай бог оказаться на открытом кресле вставшей канатки в Шерегеше в бодрящие минус восемнадцать с ветром, в одежде, которая не защищает вас должным образом. А если взять скитур, экспедиционный формат – то там каждая деталь, каждый элемент вашей экипировки должен работать наилучшим образом и быть максимально неприхотливым и надёжным, ведь в случае чего, до магазина бежать далековато.
Безусловно, в комплекте с «плюшками» идут и обязательства перед спонсорами, но тут важно понимать, что рассказывать о снаряжении, которое ты сам выбираешь и которое действительно тебе подходит – это, во-первых, интересно, а во-вторых, честные и подробные отзывы об экипе – это в том числе то, чего ожидают мои подписчики в соцсетях. Благодаря постоянному участию в съёмочных проектах, взаимодействию с фото- и видео-операторами, я стал замечать, что меня и самого потянуло к творчеству. Увлекся фотографией и даже, вопреки царящей эпохе «фоточек на мобилу», купил новый большой фотоаппарат, который теперь почти всегда со мной. Экшн-камера на шлеме также стала неотъемлемой частью процесса. Фотографиями я пытаюсь показать, насколько красивый и интересный мир вокруг нас – особенно, когда ты в горах. Завел канал на YouTube, с помощью видео рассказываю истории про своё катание и путешествия, делюсь опытом, а также разной другой полезной информацией, связанной с горными лыжами.
К сожалению, пока всё, что связано с творчеством, двигается со скрипом, и особенно тяжело заниматься видео, ведь монтаж и постпродакшн отнимает кучу времени, которого мало. Но я постоянно стараюсь найти хоть какую-то свободную минутку для обработки фото и видео, чтобы радовать свою аудиторию новым интересным материалом. Ведь не для того-же все эти отличные ребята и девчонки подписались на меня, чтобы получать что-то новенькое не чаще раза в месяц.
RTP: Что для тебя работа инструктором и гидом сейчас?
- Фактически, уровень моего инструкторского образования (сертифицированная категория), позволяет мне обучать всех – от начинающих, делающих свои первые шаги в лыжах, до продвинутых райдеров, желающих поработать над тонкими нюансами техники. Но сейчас я мало работаю инструктором в привычном понимании этого вида деятельности.
Моя основная деятельность в настоящее время – это школы фрирайда, на которые собираются люди из самых разных уголков страны и ближнего зарубежья. Сейчас опытных лыжников набирается в группы значительно больше, чем начинающих, и скажу честно, для меня, как преподавателя, это намного интереснее. Во-первых, я полностью могу применить все свои знания и методики как инструктор с более чем десятилетним стажем, а во-вторых, привношу в обучение определённые практики на основе опыта соревновательного фрирайда – и это сложно найти на каких-то иных лыжных курсах.
Каждая школа – это общение с интересными людьми, близкий по духу коллектив, желающий получать знания и приобщаться к культуре фрирайда и правильного поведения в горах. Могу сказать без всякого преувеличения, что люблю свою работу.
С недавним рождением дочки, мне кажется, я не стал кататься как-то иначе – безопасность и до этого была на первом месте – но вот времени совершенно точно стало ещё меньше (думаю, на этом месте утрут скупую слезу все молодые родители). Плюс, сейчас я активно занялся физподготовкой в межсезонье, да и график соревнований в этом году у меня еще более плотный. Конечно, хочется проводить время с семьей, а по факту – папа на соревнованиях, папа на съёмках, короче говоря, опять уехал.
RTP: Как для тебя выглядит твой идеальный сезон?
Считаю, что мой сезон и сейчас вполне близок к идеалу, не хватает только свободного времени на тренировки и катание с друзьями – звучит странно и неочевидно, но для прорайдера просто покататься с друзьями, увы, является редкой роскошью.
Классическое начало сезона – это Шерегеш. Самый ранний снег, причём его может быть по-настоящему много уже в ноябре. Велика Россия, а другого такого места, где лучше всего начать сезон, нет. И хоть сегодняшний Геш, как мы с друзьями его ласково называем, уже и отличается довольно значительно от того места, где я когда-то «заболел» фрирайдом – он по-прежнему самобытен и прекрасен.
И даже если это вдруг не Геш, то в любом случае сезон начнётся в Сибири. Конечно же, на скитуре и по возможности на двух-трёх разных локациях. Нет, даже не пытайтесь узнать, на каких именно – всё равно не скажу, в наше время рыбные места уже приходится беречь.
Затем Сочи, Красная Поляна – отличный субтропический снег уже в начале зимы (равно как и в середине, и в конце – полянский горшочек варит без устали). Да, подложки не всегда достаточно, зато количество выпадающего сверху порой превосходит даже самые нескромные ожидания. В марте внизу у моря уже вовсю цветёт мимоза, и начинают потихоньку выходить из зимнего анабиоза продавцы фотографий с обезьянкой, а наверху при этом легко может зарядить парочка мощнейших снегопадов. Раскатать их – это дело чести, и вот после этого с лёгкой душой можно двигать дальше.
В роли вишенки на торте – весеннее Приэльбрусье: самые высокие горы, самые длинные спуски, самый твёрдый «бетон» в узких чегетских кулуарах и шикарные ледниковые поля на Эльбрусе, самые вкусные хичины – короче, true big mountain freeride.
Для полного счастья я бы добавил немного катания в хороших сноупарках европейского типа, в ледниковой зоне – как в начале сезона, так и весной. В последнее время всё сильнее ощущаю нехватку паркового катания, ведь чем больше времени я уделяю фрирайду, тем меньше его остается на остальные виды лыж, а это обедняет стиль.
Ещё душа просит не просто катания, а каких-нибудь приключений, например, пару экспедиционных вылазок в суровую дичь или проектов в формате Ski-extreme – когда к точке старта выбранной линии необходимо совершить альпинистское восхождение.
RTP: Твои любимые районы катания, например 3 места?
- Можно сказать, что мне повезло, потому что весь сезон я катаюсь на своих любимых спотах, о которых уже рассказал выше. Шерегеш и потаённые уголки Сибири, Красная Поляна, Приэльбрусье – вот уже много лет я не устаю от этих мест, и открываю там для себя всё новые грани и линии.
А что касается точек на карте мира, где я не бывал, но хотел бы посетить – очень интересно было бы покататься в Японии в горах Хоккайдо и в Гульмарге в Кашмире, поскольку эти места знамениты своим бездонным паудером. Конечно, с удовольствием бы оказался на легендарных склонах Северной Америки – Аляска, Британская Колумбия. Это что-то вроде детской мечты – превратить в реальность кадры из засмотренных до дыр старых ски-муви, c Шейном Макконки и Сетом Моррисоном. Также, в прошлом году серьезно рассматривал необходимость, именно необходимость, поездки в Новую Зеландию на этап FWQ – как хорошую возможность добрать соревновательного рейтинга, когда все европейские этапы тура уже завершились, но не сложилось, видимо это в перспективе.
Партнеры проекта: Subaru, энергетический напиток GORILLA, облачный интегратор КРОК, фото и видеотехника Panasonic, экшн-камеры GoPro, телеканал «МАТЧ! Страна», социальная сеть Одноклассники и сервис OK Live, журнал «Полный Привод 4×4», кинохостинг ivi.ru.
Информационные партнеры в интернете: ведущий экстремальный портал Рунета risk.ru, горнолыжный портал ski.ru, внедорожный журнал www.offroadclub.ru
Люди живут в какой-то иной реальности.
Как сказал начальник одного из подразделений МЧС (нормального, что крайне редко бывает) - "когда мы откапывали из лавинного выноса тела фрирайдеров - я не был на них сильно зол, потому что сам катаюсь, и потому знаю, что в последние минуты своей жизни они были очень счастливыми людьми".