ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ».

Пишет Никита Степанов, 10.12.2019 21:29

ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Уважаемые читатели Риска! В 2019 году в Ставрополе вышло второе издание автобиографической книга Геннадия Шаталова «История учёного горовосходителя». К сожалению, о ней пока мало кто знает, и я решился восполнить этот пробел. Автор – первый МС СССР по горному туризму в Ставрополе, альпинист-перворазрядник, инструктор альпинизма, доцент Северо-Кавказского Государственного Университета ярко и интересно описывает свой жизненный путь. Книга в мягком переплёте, объёмом 270 страниц, иллюстрирована большим количеством фотографий из личного архива автора.
Знакомьтесь – Геннадий Иванович Шаталов – МС СССР по горному туризму.
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Представленные материалы отражают личный опыт или являются размышлениями на актуальные для автора темы. Наиболее значимая часть посвящена горному туризму и альпинизму.
Появление подобных мемуаров, написанных живым эмоциональным языком, поможет читателям приобщиться к замечательному миру горовосхождений. Кроме того, в книге прослеживается мысль автора, что вся наша жизнь – это преодоление препятствий, в том числе, социального и морально-этического характера.
Приведу несколько отзывов о книге:

Мемуары Г.И. Шаталова читаются легко и интересно, внося определенную ясность в некоторые вечные вопросы. Я от души поздравляю читателей, которым повезло с ними познакомиться.
Николай Григорьевич Кобыляцкий, экс-президент Ставропольской краевой федерации альпинизма, кандидат в мастера спорта по альпинизму, судья всероссийской категории по альпинизму, инструктор-методист по альпинизму 3 категории, кандидат социологических наук.

Я – не писатель и не поэт. Не умею «красиво» писать. Могу только сказать, что Гена – один из самых выдающихся горовосходителей г. Ставрополя и его «окрестностей». Он очень красиво, умно и надежно ходил по горам.
В.А. Шипулин, руководитель четырех горнотуристских «пятерок».

Первый мой инструктор

Далёкий июнь 1983 года. В верховьях ущелья Тютюсу стояли несколько палаток. В течение недели в них жили слушатели первой в истории Ставропольского края школы инструкторов горного туризма, в том числе, я. Под руководством Геннадия Шаталова мы отрабатывали на горных склонах технику и тактику высокогорных путешествий.
До этого, осенью и зимой, он давал нам теорию горовосхождений в виде лекций. Кстати учил хорошо! Было очень интересно на занятиях, и многое пригодилось на практике.
В самую разную погоду из базового лагеря в верховьях Тютюсу мы ходили на близлежащие перевалы. Побывали на Ташлянском, Килар, Штернберга, прошли «сквозняком» перевал Тютю.
Всё время и везде впереди был наш наставник и тренер - Гена, ровесник по возрасту, но несравнимо более «старший» по походному опыту человек. В ненавязчивой форме и с юмором учил, что и как надо делать, как поступать в разных ситуациях, с которыми часто встречаешься в горах.
Кто знает, как сложилась бы моя жизнь в дальнейшем, но вполне возможно, именно эти сборы послужили окончательным толчком к выбору любимого дела всей жизни.
Уже больше 40 лет я хожу по Кавказу. И, вспоминая о днях, проведённых в южных ущельях Баксана, всякий раз мысленно говорю Геннадию, нашему тогдашнему шефу – Спасибо за судьбоносный посыл!
Виктор Жижин, мастер спорта по горному туризму, Заслуженный путешественник России.
А теперь несколько фотографий и выдержек из текста книги:

Горы меня любили. За все время моих путешествий в горах (а их было много - около 15 горных спортивных походов и 40 восхождений на вершины) я лишь однажды получил травму средней тяжести - ушиб голеностопа.

Начну в хронологическом порядке.

Горная секция НПИ

«Карьеру» горного путешественника я начал осенью 1973 г. в Горной секции Новочеркасского политехнического института (ныне Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова). Секция называлась Горной, потому что объединяла всех любителей путешествий и экстрима: альпинистов, туристов всех мастей, горнолыжников, спелеологов, байдарочников и даже дельтапланеристов.
Сейчас удивляет, насколько методически правильно был поставлен процесс подготовки новичков. Хотя чему удивляться?! В, так называемое, бюро секции (наверное, по аналогии с Политбюро ЦК КПСС) входили Владимир Овсянников, Владимир Светличный, Иван Бринк, Юрий Кудрявцев, Андрей Вершинин, Александр Пятницын и др. Все - замечательные люди и выдающиеся горо¬восходители.
Подготовка состояла из одной лекции, двух тренировок по физической подготовке в неделю, 3-4 выездов в выходные дни на скалы для отработки навыков лазания, организации страховки и ведения бивуачной жизни. Сохранилось несколько фотографий с моих тренировок на скалах в районе речки Кундрючки.
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 19. Спуск «дюльфером»
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 20. Скалолазанье в галошах.

Мои первые спортивные походы

ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 22. Так я иногда отдыхал на перекурах. Ущ. Тютюсу, 1976 г.

Первый поход - один из самых эмоциональных.
От Новочеркасска до Баксанской долины мы добирались приблизительно так. В начале, на электричке из Новочеркасска до Батайска. Потом на товарном поезде (товарняке!?) до Минеральных Вод. После на рейсовом автобусе до аула Верхний Баксан.
Прикол состоял в том, что большую часть пути мы проезжали «на халяву» - билеты на товарняк не продают и не покупают. «Знающие» люди (Ваня Бринк и Миша Бондарец) за бутылку дешевого вина выяснили в диспетчерской маршрут следования товарняка, и мы скрытно проникли в открытые товарные вагоны. Нашей группе достался вагон с металлопрокатом. Какие-то там швеллера и уголки. Уезжали ночью. Помнится, спать было очень жёстко - тогда ещё не было кари матов - пенополиуретановых ковриков. Утром я играл в шахматы с «Кудрявым». Меня удивило, что в горный спортивный поход он взял с собой полноформатную (не дорожную) шахматную доску с фигурами. Её же потом надо на «горбу» нести!
Самый опасный момент такого путешествия на товарняке - проехать станцию «Кавказская» и не засветиться. Мы лежали тише воды и ниже травы, чтобы не заметили обходчики.
Прикольно было справлять нужду при движении товарняка. Для этого нас выпускали по очереди в межвагонное пространство (на сцепку) со страховкой на основной, 10 мм веревке.

*****
Летом 1976 г. я впервые побывал в альплагере, и получил заветный значок «Альпинист СССР».
Ходили мы в одном отделении со Славиком Лелюком. Он любил делать неожиданные фотоснимки - окликнет и тут же «щёлкнет»
Интересно, что зачётное восхождение на вершину Софруджу мне пришлось совершать с ошпаренной ногой - накануне наступил на котелок со свежезаваренным чаем. Он был накрыт астботканью, и в сумерках я не различил его среди камней того же цвета. Получил ожог 2-й степени - весь голеностоп превратился в волдырь.
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 23. «Как молоды мы были...». Альплагерь «Домбай». 1976 г.

Представьте, как больно было идти на гору с такой травмой.
Мало того, через день, после окончания смены и посвящения в альпинисты в альплагере «Домбай» я с братом и другом Славиком Лелюком пошли через перевал Джаловчат (1Б) на встречу с группой «Кудрявого». Его группа начинала «четвёрку» из ущелья Аксаут. Встретились и удачно прошли поход.
Помимо проблем с ошпаренной ногой, запомнились еще несколько случаев в этом походе.
Во-первых, тогда я впервые «спорхнул», то есть сорвался. Мы с братом Анатолием ходили на разведку пути спуска с перевала Хамурза. Возвращаясь, я нагрузил «живой» выступ скалы, он отвалился, и я завис на страховочной веревке. Братец не подвел, удержал меня. Во-вторых, поход был полной голодовкой. Продуктов явно не хватало, мы шли впроголодь. Помнится смешной случай, когда «Кудрявый» сказал оголодавшим нам: «Ребята, у нас есть ещё икра минтая!», и достал 50-граммовую баночку икры. Это на 8 человек!

*****

После «четвёрки» по Западному Кавказу с «Кудрявым» я ещё успел в сентябре пройти руководителем «тройки» в Приэльбрусье.

ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 25. Мы с братом и Серёгой Бобровым на перевале Хамурза, 1976 г.

ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 26. Группа «Кудрявого» (он в центре): я, Вова Шипулин, Юра Кудрявцев, брат Анатолий, Сережа Никулин и Сережа Бобров, сидит – Саша Чернов. Слава Лелюк фотографирует. «Четверка». 1976 г.

Памир – 1977

1977 год тоже был весьма эмоциональным!
Последний год обучения в институте, а потом военные сборы в г. Волжский.
Конечно, не в тему, но как мне было противно на этих военных сборах! Всё-таки, армия должна быть контрактной. Может, кому-то и нравится жить по Уставу, маршировать и ходить в столовую строем, с песней. Я же считаю это идиотизмом.
Боеготовность армии не зависит от умения маршировать (для военных парадов есть спецподразделения). Важен боевой дух и практические навыки ведения боя. А этому, к сожалению, уделялось ничтожное внимание и время.
Короче, с этих сборов меня отозвали досрочно, за две недели до официального их окончания.
«Кудрявый» и «Светлов» (Светличный Володя) прислали письмо от имени ректора НИИ - он тоже был «злостным» туристом, с просьбой досрочно принять экзамен у курсанта Шаталова, так как этот курсант отправляется в очень важную научно--спортивную экспедицию на Памир.
Итак, я ушёл с командой в «пятёрку» на Памир. Этот был, безусловно, выдающийся поход!
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 27. Я, Володя Светличный и Серёга Никулин под перевалом Бивачный (3А)
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 28. Команда на ледовом «грибе». Шипулин снимает. «Кудрявый» поскромничал, да и не поместился бы

В этом походе впервые в истории Горной секции НПИ мы сделали промежуточную вертолётную заброску продуктов и снаряжения на известную «Берёзовую рощу» в конце ледника Гармо. Это была, как раз, середина нашей запланированной нитки маршрута.
Я летал на том вертолёте (кажется, Ми-4), зарывал заброску в пещере камнями, какие только мы могли поднять. Но «И шо это нам дало?».
Через пару недель, придя к нашей заброске, мы обнаружили только остатки медицинской аптечки! Первая гипотеза: медведь. А у меня возникает вопрос: «Что, это медведь съел мои замшевые перчатки и гитару Валеры Шматкова?».
Но «пятерку» мы все же сделали, благодаря гению - Володе Светличному! Он сориентировался на месте, изменил маршрут в соответствии с требованиями МКК, и отослал соответствующую телеграмму в Ростов.
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 31. Я прыгаю через ледовую трещину на перевале Пулковский 1. Другого пути нет. Валера Шматков «с понтом» страхует. И это 1Б???

*****

Где-то вверху над нами раздался оглушительный грохот. Мы одновременно подняли головы. Сверху, приблизительно со стометровой высоты, на нас надвигался каменный ливень. Камней было так много, что они почти закрыли небо над головой.
К счастью, опасных для жизни было не больше 2-х десятков - остальное - щебень. Я, как учили, по классике смотрел вверх, вычисляя траекторию падения опасных крупных обломков. Убедившись, что не один из них в меня не попадет, я опустил голову, и прижался к скале. В это время заметил, что Костя, находившийся в полутора метрах ниже меня, сжался калачиком и (что странно и даже смешно) накрыл руками защитную каску на голове.
Стало очевидным, если бы Костя не поджал под себя ноги, их бы, наверняка, раскромсал упавший в то место большой камень.
Перевал решили назвать (опять-таки по моей инициативе) именем Александра Васильевича Суворова - выдающегося русского полководца и основателя моего родного города Ставрополя.

*****
Юра отпросился домой. Причина была уважительная. Конечно, мы с Костей отпустили его, а сами пошли на Эльбрус заканчивать «пятерку».
На «Приюте одиннадцати» (тогда ещё не сгоревшем) возникла проблема: местный начальник спасателей отказался «выпускать» нас с Костей на гору, мотивируя теми же соображениями минимального количества участников восхождения.
Тут Костя проявил чудеса изобретательности - он обошел «Приют» и нашел желающих отправиться с нами. А потом достал из рюкзака и поставил на стол начальника заначку - бутылку «Портвейна». В результате начспас подобрел, и задал только один вопрос: «Кошки у вас есть?». Мы показали альпинистские кошки, и он разрешил: «Ну, тогда можете идти».
Сходили быстро: вышли около 2 часов ночи, а в 8 утра были уже на «Приюте». Конечно, высотные восхождения имеют свои особенности. Эльбрус, все-таки. Формально руководил походом Кудрявцев Ю.Д. Однако с нами шел гениальный стратег, действующий Мастер спорта по горному туризму Володя Светличный - человек, от которого я «нахватался» опыта стратегического планирования сложных горных походов. Это - высотное восхождение. Что бы там не говорили, но выше 5000 метров ходить трудно! Сидеть, курить, пить чай - легко, но, когда надеваешь рюкзак, и начинаешь идти, становится «скучно». «Дыхалка» на пределе, темп движения снижается.
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото № 41. На седловине Эльбруса.

Памир - 1981

Через 4 года после «пятерки» «Кудрявого», в 1981 г. я повторил задуманный Светличным, но реально несостоявшийся маршрут на Памире в качестве руководителя «пятерки» Ставропольского общества «Буревестник». Только я еще усложнил путь: вместо перевала Бивачный (3А) запланировал перевал Вавилова (3А*, выше Эльбруса) и вместо перевала Юбилейный (2Б) - перевал Летавета (3А). Амбициозный я тип! Хотел «переплюнуть» своих учителей…
…Когда я пришел с маршрутной книжкой к начальнику КСС в поселке Ванч (Горно-Бадахшанская АО Таджикистана), и заявил, что мы начинаем «пятерку», он покрутил пальцем у своего виска: «Вы, что офонарели? В это время здесь даже «двойки» никто не ходит!».
Но мы это сделали!
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 45. Таким я выглядел на другой день после падения в трещину.
Ещё и нос поцарапал.

*****

ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 56. Вот такие рюкзаки были у нас в начале Памирской пятерки 1977 г.

*****

В альпинизме я слегка не дотянул до кандидата в мастера спорта.
Иногда я ходил в горные походы для души, активно работал в Горной секции СтПИ. Альпинизм привлекал наличием сложных препятствий на маршруте, техникой лазания по скалам или хождения на кошках по крутому льду. Это определенный экстрим с выбросом адреналина в кровь.
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 57. У нас в гостях первый советский альпинист, поднявшийся на Эверест - Владимир Балыбердин

Я храню книгу «Эверест-82» с автографом Эдуарда Мысловского - «связчика» В. Балыбердина. Автограф получил случайно. Меня послали на ФПК во Всесоюзный заочный машиностроитель¬ный институт, где, по счастливой случайности, преподавал в должности доцента Э. Мысловский.
Мои высшие достижения в альпинизме - прохождение марш¬рута Рыжикова по стене Тютюбаши (5А) - шел, как обычно, пер¬вым в непогоду, и северной стены пика Щуровского (5А) в двойке с Игорем Солодовниковым, причем тоже в непогоду.

*****

ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 58. На ледовых занятиях в школе инструкторов. Ледник Кашкаташ, август 1990 г.
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 60. Готовлюсь к ледовым занятиям на леднике Караугом («двойка»). 1974 г.
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 62. Еще один неожиданный снимок Славы Лелюка. Домбай, 1976 г.
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 63. «Дюльфер» на Южно-Каракайском ледопаде.
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 67. Группа на фоне ледника Федченко и пика Корженевской: я, Сережа Никулин, Валера Шматков, Володя Шипулин, «Кудрявый» и «Светлов». Слава, как всегда фотографирует. Памир 77.
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 71. Едва проснувшийся… Слава-фотограф в своем стиле… «Четверка», 1978 г.
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 72. Та же «четверка. На «самопальной» кепке из джинсовой ткани мой любимый значок – вершина Ушба.
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 74. Юра Токарев проходит сложный участок Ушбинского ледопада без рюкзака.
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 75. Костя Машков выходит на седловину перевала Ушбинский с двумя рюкзаками.
ВЫШЛА КНИГА ГЕННАДИЯ ШАТАЛОВА «ИСТОРИЯ УЧЁНОГО ГОРОВОСХОДИТЕЛЯ». (Горный туризм)
Фото 78. Я зимой на Чегете на фоне Эльбруса. Конец 90-х гг.


По вопросу приобретения книги пишите в личку. Стоимость книги в Ставрополе – 500 руб., в Москве с учётом пересылки около 600 руб.
Также в Москве в продаже есть книги Бориса Абрамова «Посвятивший себя врачеванию» (https://www.risk.ru/blog/216861) - 600 руб. и Олега Остапцова «Говорят лавины Приэльбрусья» (https://www.risk.ru/blog/215015) - 2020 руб.
В начале 2020 года должен выйти в свет четвёртый сборник рассказов Виктора Жижина «Рассказы горного туриста», https://www.risk.ru/blog/214581, а к концу следующего года вторая книга Александра Мирзонова «БИТВА ЗА ПЕРЕВАЛЫ. Другой взгляд», https://www.risk.ru/blog/214983 которая будет посвящена битвам в Приэльбрусье и на Клухорском и Марухском направлениях. На 06.12.19 от первого тиража оставалось 11 экземпляров. Торопитесь! Лосёнка практически обглодали.

73


Комментарии:
5
Мне довелось прочесть книгу Шаталова, когда готовилось ещё первое издание. Её содержание увлекло стилем изложения, сочностью языка, неожиданностью ряда суждений и, конечно, описанием восхождений и походов, в которых участвовал автор. Короче - читал её, не отрываясь, как говорится "от корки до корки".

Считаю, что "История учёного горовосходителя" будет интересной как для начинающих ходить в горы, так и для тех, кто уже испытал там огонь, воду и медные трубы. Сразу подчеркну - не только в горах, но и в обычной жизни вне них, которая у каждого своя, со всеми её радостями и печалями, успехами и неудачами и прочими перипетиями.

Рад тому и горжусь, что на моей книжной полке стоят мемуары Гены, с которым знаком уже много лет, думаю что его автограф на титульном листе даёт мне право называть автора просто по имени.

Никита! Большое спасибо за то, что представил аудитории Риска книгу Шаталова! Она заслуживает того, чтобы о ней знали!

Конечно, мне лестно читать такой отзыв! Правда нет подписи. Vikzhi - это Виктор Жижин?
А Никита зря не сделал выдержек из других (не про горы) глав книги. Считаю их тоже достойными внимания читателей.

С днём гор! Спасибо за представление книг и фото.
Никита Степанов, с возвращением на Риск.

1
В Москве в продаже - это где?

1
В районе метро "Октябрьское поле".

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru