О тропах и приютах для Галины

Пишет Кирилл Семенов, 06.11.2019 20:26

Спасибо за поддержку и советы, высказанные в обсуждении предыдущей публикации!

Район Дагестана, выбранный нами для обустройства, сегодня сложно назвать популярным.
Длительный подъезд по грунтовой дороге, необходимость оформления погранпропуска (Куруш находится в 5-ти километровой пограничной зоне), отсутствие размеченных троп не способствуют притоку туристов.

В интернете встречаются отрывочные сведения о местных достопримечательностях: про горный массив Ярыдаг, про Куруш - самое высокогорное село в Европе, про Базардюзи - самую высокую гору в Дагестане, про самую южную точку России, про Шалбуздаг – священную для мусульман гору. Однако найти и скачать хоть какие-то треки и иную информацию практически невозможно.
Петр Леонов, возглавляющий Федерацию альпинизма Дагестана, уверен, что район незаслуженно обделён вниманием, его можно и нужно развивать. Благодаря климату место славится круглогодичной доступность для альпинистов (знаменитый Ярыдаг с маршрутами сложностью до 6Б). Но любителями иных видов активностей, несмотря на множество плюсов, район освоен мало. Во многом именно энергия Петра вдохновила нас на запуск проекта «Парк приключений Каспиан».

Концепция развития парка Каспиан не предполагает строительства глобальных туристических объектов. Мы рассчитываем минимальными средствами, не нарушая экологию и уклад жизни местных жителей, создать более комфортные и безопасные условия пребывания для поклонников аутдора (включая любителей ходить с палатками).
Инфраструктура парка разрабатывается исходя из основного принципа – минимальное вмешательство в среду. Наличие туалета, душа, места для сбора мусора, информационных указателей не создаст катастрофического увеличения турпотока, а спортсменам будет проще придерживаться принципов «не оставляй следов» на уже оборудованных тропах и стоянках.

Нами предполагается следующий состав инфраструктуры:

• сеть промаркированных маршрутов разной сложности и протяженности с указателями и информационными табличками.
• базовый приют
• горные приюты на протяженных маршрутах
• сайт парка (caspiane.ru , пока на сайте отражены в основном альпинистские мероприятия, так как трекинговые маршруты в настоящее время только создаются).
Мы сделали отнюдь не все, и по многим пунктам есть вопросы к сообществу.

Несколько слов о приютах.

Базовый приют.

Считаем, что приют имеет 2 функции – основную - повышение безопасности.
Остальные – касаются удобства туристов.
В повышение безопасности видятся два равнозначных аспекта.
Первый - обеспечение связи, как с группами, так и с МЧС.
Второй - предоставление информации о маршрутах и их текущем состоянии, погоде и тд.
Связь (кроме голубиной почты, случаев использования в альпинизме не зафиксировано) невозможна без электроснабжения.
К несчастью, или к счастью, в лагере отсутствует магистральное электричество и крайне чахлая сотовая связь. Поэтому эти вопросы решали в боевых условиях. В результате появилось вполне работоспособное и масштабируемое решение и по связи и по электроснабжению. Технические подробности будут описаны в отдельных постах.

Информация о маршрутах будет выкладываться на сайте и дублироваться на информационных щитах.
Что касается удобства - опять же, к счастью в окрестностях лагеря исчезла пригодная к употреблению вода. Что заставило смонтировать водоснабжение - небольшой колодец, насос, питаемый солнечной батареей и накопительный бак. К лету планируем солнечный водонагреватель и оборудовать душ. О простых вещах – газ, кухня и тд писать не будем.
Очень хочется поставить септик типа топаса. И система питания его вполне потянет. Вопрос лишь в деньгах.

Приют на маршруте, думаем, может быть оборудован скромнее - но как минимум вода и электричество ( хотя бы для зарядки средств связи) должно быть. Для приюта хотим использовать заброшенный строения ( летовки и тд, естественно по согласованию с местными жителями) либо стационарные палатки.

По приютам на маршруте много ещё неясного: откуда деньги, кто будет обслуживать, как защитить от разграбления и пр. Для обкатки есть идея развернуть приют предстоящим летом хотя бы на время проведения планового мероприятия – трейла, трекинга.

Маршруты.

Обязательно должны быть разной сложности, для людей с разным уровнем подготовки.
Предполагают маркировку, указатели, информационные таблички. Мы руководствовались рекомендациями: https://rutrail.org , ФАР ( https://alpfederation.ru/event/294/ ). Решили начать с маршрута Куруш –Ахты. К сожалению, довершение начатого пришлось отложить. Возникла проблема маркировки на осыпях, конгломерате и прочих зыбких субстанциях. Вешки? Может, есть проверенное решение?
Указатели изготовлены, и предоставляются на ваш суд.
Подробности уже сделанного мы опишем в следующих постах, но может, мы упустили что то важное?