77-й Горно-таёжный. Жесть, made in USSR.

Пишет shprot, 05.10.2019 22:23

77-й Горно-таёжный. Жесть, made in USSR. (Туризм)
Предстоящий трек со всеми его объективными трудностями знаком нам не понаслышке. С будущей женой преодолели его в 1986 году, только в обратном направлении. Тогда туристов с путёвками набралось вдвое больше и половину запустили «задом наперёд», обозвав всё это «Маршрут 377». Воспоминания остались самые положительные, но эта «нитка» была выстроена менее логично по ряду параметров. С тех пор осталось желание пройти пешую часть 77-го в «правильной» последовательности.

4 июля 2019 года на турбазе около селения Эдиган собралась коммерческая группа на бывший «77-й всесоюзный» в количестве семи человек и одной собаки. Состав сложился вполне боевой: две девушки: одна – моя жена, опытная туристка, дружащая, по прежнему, с физкультурой, другая – неофит в туризме, зато, полная сил и здоровья, фитнесс-тренер по тяжёлой атлетике, любящая ходить пешком и пятеро «парней»: гид (около 30 лет), получивший недавно профессиональное образование где-то на юге России, самый возрастной участник (за 60), преодолевший этот маршрут в 2014 году, но оставшийся неудовлетворённым от того процесса, ваш покорный слуга (50+, в активных коммерческих турах с 2012 года) и двое молодых ребят, один из которых регулярно бегает полумарафоны, а другой просто был в достаточно хорошей физической форме. Нас сопровождала похожая на волка собака местной породы, прибившаяся к гиду на прошлом треке. Существо энергичное, ласковое и бесполезное в таёжном быту.
На турбазе встретили очень хорошо. Вкусно, по-домашнему накормили. Желающим была предложена баня. Надо отметить, что, как «пешеходники», мы пользовались повышенным уважением у некоторых участников конных и сплавных туров из-за какой-то «виртуальной крутизны». Мелочь, конечно, а приятно!
На собрании группы, выяснилось, что поведёт нас не тот гид, которого в предварительной переписке указала фирма, как прошедшего 77-й и сохранившего личный трек в навигаторе, а его тёзка, который этот маршрут не ходил, но трек из сети в телефон скачал. Так же у нас будет карта, навигатор и спутниковый телефон.
Получить эту информацию уже на базе, за ночь до выхода, было несколько обескураживающе, но меня успокаивала наивная вера в современные технологии: все эти навигаторы, записанные треки, ну и анонсированное наличие бумажной карты, внушало надежду на благоприятный исход предприятия. Тем более, что в 1986 году инструктор вёл группу по описанию и характерным приметам из заветного блокнотика, а о карте и речи не было.
К тому же, основу продуктовой раскладки, аккуратно рассчитанной и расфасованной гидом, составляли сублиматы «Гала-Гала» вместо своеобычных консервов в банках, что заметно снижало вес рюкзаков на 12 дней автономки и поддерживало в моём воображении положительный имидж предстоящего мероприятия.
Не влезая в высокие OUTDOOR – технологии, я, рискуя выглядеть занудой, поинтересовался на месте, чем будем добывать дрова? В предварительной переписке были обозначены ленточная пила и топор. Но, раз гид другой, вопрос «провентилировать» по новой надо. Про пилу было сказано, что она есть, а вот топор, параллельные группы «куда-то засунули». Пришлось мягко обозначить необходимость сего инструмента для выживания в тайге. И утром, перед выходом, его нашли и продемонстрировали. Я успокоился. После отличного завтрака, приключение стартовало.
1-й день треккинга. Идём прямо от турбазы, через Эдиган с плавным набором высоты по дороге, переходящей в хорошую, затем, в посредственную тропу. Редкие броды преодолеваем с переобуванием. Не торопимся необратимо намочить ноги. Чем выше, тем подъём круче, тропа становится сложнее. За полтора часа до запланированной стоянки попадаем под сильный дождь с грозой. Промокшие и слегка продрогшие, уже под средним дождём добираемся до строений в урочище «Кызыл-Гак». Других людей нет.
Встаём на ночёвку в бане и в аиле с чуть дырявой крышей. Натягиваем тент, собираем дрова. Они сырые и довольно толстые для нашего туристического топорика. Картинно разминая плечи, прошу выдать мне пилу. Тут выясняется, что её, оказывается, нет. Гид говорит, что вообще не считает нужным брать инструменты в лес – там полно веток, можно руками наломать. Но как раз здесь-то, их очень мало. Туповатый топорик выручил, хотя с пилой, мы сделали бы костёр гораздо проще и быстрее. Готовим ужин на сырых дровах. Хорошо, что это кедр. Его можно разжечь даже в таких условиях. Дождь заканчивается или переходит в морось, костёр разгорается, жизнь налаживается. За день осилили 20 км с набором высоты 1 100 м. Ночь в аиле прошла беспокойно, в борьбе с мышами, шумно претендующими на наши харчи.
77-й Горно-таёжный. Жесть, made in USSR. (Туризм)
2-й день треккинга. С утра солнце, становится жарко. По плану впереди перевал Таманел (2 090). Проходим мимо последней стоянки в горах в августе 1986 года, где мы когда-то собирали шишки и играли в снежки. Сейчас она заброшена, но на место указывает характерная скала и пересохшее русло ручья откуда брали тогда воду.
На перевал поднялись в хорошем темпе, отдохнули и двинули вниз.
Обедали с чаем у небольшого красивого озера. Втроём сходили на него, мокнулись. Прохладная вода в жаркий полдень приятно освежает.
Потом, продолжили путь до хорошей стоянки. Где-то после 16:00, поставили палатки и ещё прогулялись вчетвером искупаться на «9 озёр» На первом, встретили группу из Новосибирска и прошли дальше. Там парни купались в озере, где, по их словам вода была выше 23 градусов, а мы с женой в ближайшей речке. Очень понравилось. Пил вкуснейшую воду, стоя в ней по колено и зачёрпывая горстями. Прекрасное ощущение от единения с природой!
3-й день треккига. Подъём на перевал Сойгонош (2 200). Погода по-прежнему солнечная и жаркая. Жизнь облегчают порывы свежего ветра на высотах под 2 000. На седловине перевала лежит небольшой снежник.
77-й Горно-таёжный. Жесть, made in USSR. (Туризм)
Потревожили семейство местных куропаток. Мамаша летала вокруг, а жёлтые цыплята с чёрным пунктиром на спинах перебегали тропу прямо у нас под ногами. Далее, нормальный спуск. Встали на удобной, оборудованной стоянке. Это был последний день с «сухими бродами», на знакомой гиду тропе. Дальше простиралась неопределённость с надеждой на записанный в телефоне трек и карту в навигаторе Garmin (без трека).
4-й день треккинга. Теперь ориентируемся по треку в телефоне гида. Тропы разной степени отчётливости расходятся и периодически пропадают в зарослях. Иногда в ущелье теряется сигнал GPS, или, если мы успели сильно отклониться от записанного трека, телефон просто «уходит в отказ», не показывая наше положение относительно «нитки». Так как карты в нём нет, а в Garmine нет правильного трека, только какие-то отдельные точки и карта неудобная, это затрудняет ориентирование. Жаль, что сам не овладел этим искусством. Там, оказывается, есть нюансы, которые, на первый взгляд, должны были бы решаться автоматически, без привлечения интеллекта пользователя. Начались «мокрые броды», когда из-за приличного течения и частоты переходов через реку нецелесообразно переобувать каждый раз ботинки. Теперь в них постоянно хлюпает вода.
Хорошо, что не холодно. Но ногам постоянная сырость не нравится. Пластырь не справляется с профилактикой мозолей, мокрые ноги начинают стираться и наминаться, идти становится некомфортно.
Собака, оказалось, любит воду, постоянно заходила в неё и окунала своё тощее брюхо. Но на втором полноводном броде, её чуть не смыло – вытащили за лапу. После этого, она начала бояться сильного течения и при переходах приходилось тащить её за загривок. Пёс не обижался.
Переход через пологий перевал Тюрдем (1 915). В зарослях высокой травы и в лесу иногда теряем тропу, но, придерживаясь известного направления, быстро находим её. Узкая сырая тропа с грязью и камнями постоянно идёт по высокой, в пояс, траве, пересекая несколько раз реку и много небольших заболоченных участков. Все ощутили заметное присутствие комаров и мошки, которых не чаяли здесь встретить. Баллончик с «антикомарином» всего один, да ещё глючит постоянно – забивается сопло распылителя. Выйдя к концу дня на точку стоянки по треку, находим только заросшую поляну рядом с рекой. Поиски более обжитой площадки в окрестностях ничего не принесли. Ставим лагерь прямо в траве, что несколько коробит после предыдущих удобств и из-за боязни клещей. Но река близко, подход удобный. Кострище организуем на узком галечном пляже.
77-й Горно-таёжный. Жесть, made in USSR. (Туризм)
В принципе, место вполне нормальное. Возможно, и в 1986 году мы здесь стояли. Только травка тогда явно была менее дикая.
5-й день треккинга. Идём к перевалу Безымянный (1 950). Погода по-прежнему благоволит. Лезем по болотистой низине, преодолеваем много «мокрых» бродов, больше плутаем по лесу, среди лиственниц.
Тем, не менее, под конец дня удаётся выйти к Голубому озеру, которое лежит чуть в стороне от тропы, требуется переходить реку вброд туда и на следующий день обратно. В 1986 году мы сюда вообще не заглядывали. Место весьма примечательное, жаль, что пришли поздновато, и, как следует оценить прелести стоянки не удалось. Но искупались в озере почти все.
77-й Горно-таёжный. Жесть, made in USSR. (Туризм)
6-й день треккинга. Пасмурно с прояснениями. С началом движения чуть задержались (искали снаряжение), а после первого брода, перед выходом на основную тропу, некоторое время потратили на заклеивание мозолей, которое становится всё более трудоёмкой и времязатратной процедурой. И тут начался «настоящий Алтай». Надвинулись тучи, пошёл дождь средней интенсивности и сопровождал нас больше часа.
Сегодня по плану – перевал Уйменский. Красивый перевал. Дополнительную эпичность открывшимся видам придавали промозглость и клочья облаков, ползающие по ущельям и между окрестных скал.
Кстати, виды на спуске к озеру, вполне могут посоперничать с аналогичными из более экзотических мест типа Исландии или Новой Зеландии.
77-й Горно-таёжный. Жесть, made in USSR. (Туризм)
Дальше путь к озеру Уймень и вожделенная днёвка. Спуск проходил по неплохой, но крутоватой тропе.
Внизу нас ожидала пара самых серьёзных, за весь маршрут, бродов.
Под конец дня народ прилично вымотался. Хорошо, что обошлось без дождя и температура была приемлемой, хотя можно было бы и теплее. Встали на обустроенную стоянку под кедрами, с кострищем и брёвнами для сидения. Натянули тент, принесли дров. Несколько раз принимался накрапывать дождь, но мы уже «были в домике».
7-й день треккинга. Днёвка. Пасмурно, сыро, не очень тепло, с ветерком. В озеро никто не так и не полез.
77-й Горно-таёжный. Жесть, made in USSR. (Туризм)
Один товарищ прогулялся вокруг него, остальные тусовались в лагере. Помнится, в 1986 году, я побывал на Уймени коротко, наблюдал его с тропы уже на марше. И очень сожалел, что не могу полнее ощутить красоту этого места. Сбылась полузабытая мечта. Я вдоволь насмотрелся, и даже начал испытывать некоторое давление окружающих скал. Возможно, будь день тёплым и солнечным, ощущения были бы другими.
Гид планировал связаться с базой по спутнику, но, оказалось, что телефон не работает. Правда, эта информация была доведена до группы позже, а в тот момент нас решили не грузить.
8-й день треккинга. Через перевал Карасаазган (2 200), подход под перевал Штатив. Вот тут мы уже плутали конкретно.
77-й Горно-таёжный. Жесть, made in USSR. (Туризм)
Телефон регулярно уходил «в отказ», приходилось лезть под дождём по дебрям. Я попросил глянуть карту и получил два листа А4 с убористо напечатанной цветной двухкилометровкой. Наш трек с точками стоянок жирно выделялся на слабо различимом зелёно-коричневом фоне, плотно покрытом извилистыми линиями горизонталей. Прочитать ничего невозможно. Тогда была предложена технология, «движение к точке» с помощью Garmin, позволившая придерживаться нужного направления в моменты потери трека телефоном. На плановую ночёвку с кострищем мы, мокрые и измотанные, всё-таки вышли, хотя и заметно позже, чем хотелось бы. Зато свою палатку поставили под кедром, и это было здорово!
9-й день треккинга. Первая половина прошла «на ура». Подъём на самую высокую точку маршрута по достаточно удобной тропе. Пасмурно, но сухо, идти вполне комфортно. Замечательные виды с перевала. Узнаваемые места.
В 1986 году над ущельем, куда нам предстояло теперь двигать, светилась радуга после небольшого дождя. Garmin показал высоту 2 337 м. На спуске начало пробиваться солнце. Постепенно тропа истончилась и мы опять начали плутать.
77-й Горно-таёжный. Жесть, made in USSR. (Туризм)
Позже она нашлась, но уже завечерело, и группа встала в лесу на редко используемом месте с заросшим кострищем, не дойдя до контрольной точки, с обещанной шикарной стоянкой в кедрах на высоком берегу. Места под палатки было достаточно, «рядом» шумела река, дров хватало. До реки оказалось метров 400 по бурелому. Поэтому, захватив все имеющиеся ёмкости, двое «скаутов» за водой ходили около часа. И второй раз повторить сей подвиг отказались. Воду экономили. В остальном, стоянка оказалась отличной: сухой и тёплой. Утром не было росы и даже удалось подсушить палатку. Возмущённая непрошенным визитом кедровка подняла нас ровно в 6 утра.
10-й день треккинга. Самый протяжённый по заявленному километражу. И он с лихвой оправдал ожидания! Меньше чем через километр, мы вышли к той самой замечательной стоянке из описания. Правда, поляна с действительно прекрасным ручьём находилась в 100 метрах от кострища под кедрами, где уклон был слишком крутым, чтобы ставить палатки. Так что больших сожалений, кроме недовыполнения плана по формальному километражу, данное открытие не вызвало. При подъёме на перевал Сынырлу мы старались не терять набитую тропу.
Но это была конная тропа, она петляла, иногда сильно отклоняясь от трека в телефоне у гида, так как шла там, где удобнее проехать на лошади. На перевал мы так и не попали, преодолев пологую гряду почти по вершине Сынырлу (со слов гида).
77-й Горно-таёжный. Жесть, made in USSR. (Туризм)
В результате перманентных потерь, поисков и находок, мы накрутили к концу длинного дня (а вышли специально на час раньше) не менее 25 км. При этом, оказались на пороге сумерек около уединённого бессточного озера в несколько мрачноватом месте.
Где и решено было заночевать, вывесив оставшиеся продукты на деревья для защиты себя любимых от возможных визитов медведей. Ночь провели тревожно, под периодические взвывания ветра в скальном коридоре. Слава богу, обошлось без неприятных инцидентов.
11-й день треккинга. Предпоследний день похода обещал быть не менее напряжённым, чем предыдущий, так как до предположительной контрольной точки мы не дотянули где-то 1,5 км (по навигатору). Ещё предстояло выйти на «правильную» тропу, взять перевалы Кызылташ (2 203) и Таныс. Погода окончательно наладилась. Вышло солнце, начало припекать, ботинки подсохли, идти стало удобней, но ноги, подубитые предыдущим беспощадным треккингом, громко заявляли о себе. Я так же начал чувствовать реальный недостаток калорий, когда есть вроде не очень хочется, а идти не очень можется. Хорошо ещё, что вес рюкзаков сильно сократился. Где-то через 1:40 прошли мимо контрольной точки, как позже сказал гид. Я не заметил по пути признаков стоянки, хотя места встретились действительно очень дружественные. Группа удачно выскочила на тропу, совпадающую с треком, но позже, уже на склоне, гида вновь начали «терзать сомнения».
77-й Горно-таёжный. Жесть, made in USSR. (Туризм)
Тут участник, ходивший этот маршрут в 2014 году, вспомнил и указал тропу с того места, где мы находились. Дальше всё пошло веселее.
С перевала Кызылташ по солнечной погоде открывались замечательные виды.
Подъём на него состоял из переходов по пологим косогорам, покрытым альпийскими лугами с преодолением каких-то складок местности, тоже напоминающих перевалы. Спуск, сначала, крутоватый, продолжился по удобной красивой тропе среди кедров, а потом по заросшим карлушкой, болотистым долинам рек. Тут мы уже твёрдо стояли на правильной тропе, точнее, пешеходная и лошадиная тропы здесь полностью совпадали. Под конец ходового дня немного поломали ноги на трёхкилометровом спуске с перевала Таныс. Встали прямо перед последним бродом за 300 м от контрольной точки 11 дня из-за того, что, как показала разведка, высланная к той стоянке, за водой оттуда надо было ходить через 80 м заболоченного леса. А у нас до реки было рукой подать по хорошей тропинке. Палатку снова удалось уместить под кедром. Спалось очень уютно.
12-й день треккинга. Вышли около 10 утра, форсировав в тапочках реку и болото, заклеились и переобулись на той самой стоянке. Дальше была коровья тропа вдоль реки, которую перешли по мосту. Броды неожиданно кончились! Встретили большую группу на поляне у моста, куда вчера активно призывал нас дойти «ветеран 14 года». Порадовались, что разум в союзе с ушатанными ногами возобладал над «комсомольским задором».
Потом был «бесконечный» спуск по широкой, но местами крутой тропе к селу Балыкча, где и заземлились полвторого дня в скромном и чистеньком придорожном кафе.
77-й Горно-таёжный. Жесть, made in USSR. (Туризм)
Большая часть группы отправилась закупать продукты и ловить машину до турбазы «Кырсай», где нас ожидали места под палатки с беседкой, кострищем, и баня. Последние 8 км по просёлочной дороге энтузиазма ни у кого не вызывали. Поэтому, с деньгами расстались легко, хотя сумма за трансфер несколько превышала обговариваемые ранее лимиты.
Баня была великолепна! Какая на Алтае вода! Как приятно её ощущать всем телом! Парилка небольшая, но жаркая и не душная. Остужались в Телецком озере. Вечер был тихим и тёплым, по крайней мере, так нам показалось. После заныривания, стояли и любовались картинкой на горизонте. Лепота!
День закончили в просторной местной столовой, обсудив на позитиве под вино и коньячок итоги и нюансы пройденного маршрута с экскурсами в психологию, социологию, философию и фольклор.
13-й день. Экскурсия по Телецкому озеру и обратный трансфер.

77-й Горно-таёжный. Жесть, made in USSR. (Туризм)

Утром моторная лодка Yamaha, без лишней спешки, позволив насладиться напоследок
алтайскими красотами, доставила нашу команду в Артыбаш, с заездом на местную достопримечательность – водопад Корбу.
Самые рациональные члены команды потратили отведённое время на второй завтрак, тогда как более романтичные наслаждались этим явлением природы. В Артыбаше, в ожидании нашей «лошади», вкусно пообедали на веранде кафе с живым пивом за вполне приемлемую цену. На сувениры времени почти не осталось.
Из Артыбаша уехали, кто в Горно-Алтайск, кто в аэропорт Барнаула. Всё.

Заключение. Пройденный маршрут – честная пешая «двойка». Около 200 км по невысоким горам и местами заболоченным долинам рек. На ¾ маршрута тропа, даже если с неё не сбиваться, оставляет желать много лучшего. В основном, она проходит по высокой, в пояс, иногда выше, траве и по упругим зарослям карликовой берёзы и ивы, высота которых варьируется от 20 см наверху, до 1,2 метра внизу. Тропа, по большей части, узкая, под лошадь, часто влажная, с лужами и грязью, нередко встречаются заболоченные участки разной протяжённости. Иногда она исчезает в траве или в буреломе на косогорах. Много бродов. Из-за напряжённого графика движения и, местами, сильного течения, их приходится преодолевать не разуваясь. Поэтому, начиная примерно с 4-го и вплоть до 12 дня с перерывом на днёвку, в ботинках будет хлюпать. Сырости постоянно добавляют мокрая трава и заболоченные участки. Неожиданно в низинах было заметное количество комаров и мошки, чего я в 1986 году не упомню. Наличествовали клещи! Хотя в описании на сайте фирмы было заявлено об отсутствии на маршруте и тех, и других. Возможно, в августе с этой мерзостью заметно проще.
С погодой повезло. Холодно не было, вставали на бивак и снимались по сухому, кроме первого дня, когда удачно подвернулись стационарные постройки. «Скользкие» участки тоже проходили на приемлемой сырости. Солнца было достаточно, желающие сгорели, на обеде иногда удавалось искупаться.
Опасных зверей не встречали. Видели следы жизнедеятельности медведей и моралов. Несколько раз на перевалах наблюдали местных куропаток, один раз вспугнули тетёрку (собака даже ухом не повела), разок видел прикормленного бурундука. Пользуясь, по необходимости, медвежьими тропами, вели себя нарочито шумно при прохождении наиболее заросших участков леса. Вспоминать не очень приятно, тем более, что потом, на Телецком, нам сказали, будто бы из-за пожаров в районе Абакана, волки и медведи массово переместились сюда, говорили, что охотники даже гималайских, с манишкой, встречали.
Но главная проблема 77-го – это проводники. Маршрут сегодня редко посещаемый – прежние тропы местами сильно заросли, перегорожены упавшими деревьями, да и вообще, природа постепенно берёт своё. В сети предложений немного. И с одним ветераном мы идти не решились из-за его возраста и категоричного требования все броды проходить, не снимая ботинок. Для моих нежных ножек оно неприемлемо. Зато маршрут он знает очень хорошо. Но сочетание возраста и некоторого экстремизма, настораживает. Наш гид шёл по треку, скачанному из сети, без привязки к карте. И это было далеко не лучшим навигационным решением. Так что надо иметь более достоверный трек, более совершенное наложение его на карту. А ещё лучше, опытный, но не старый проводник. Вот тут реальная засада!
А вообще, кому он теперь нужен, этот «77-й Всесоюзный»?
77-й Горно-таёжный. Жесть, made in USSR. (Туризм)
Нам-то очень хотелось «гештальт закрыть», да с природой северного Алтая пообщаться. Воздух, вода, просторы, ностальгия! Ну, от ностальгии мы, похоже, излечились. К тому же, сполна получили всё, что входило в «джентельменский набор» 77-го времён Союза, и даже больше! По итогам, очень довольны таким приключением с привкусом СССР.

P.S. Во время обратного трансфера сотрудник турфирмы посетовал, что только наша группа заявилась на «77-й» у них в этом году. Однако, недавно, наш гид, вышел на связь после окончания сезона и сообщил, что провёл там ещё одну команду из трёх человек. Одним из участников «по классике», был турист 72-х лет, решивший «в последний раз пройти 77-й». Опыт нашего «первопрохода», позволил гиду выстроить маршрут оптимально, без блужданий, полюбоваться недоступными нам «бомбическими видами» на 10-й день треккинга, воспользоваться более удобными стоянками. А также записать удачный трек «для будущих поколений», что вообще здорово!
Возможно, поживёт ещё этот непафосный, но такой цепляющий, «настоящий» «77-й Всесоюзный».

Спасибо за интересное описание и фотографии. Для тех, кто не знает о «77-ом всесоюзном» маршруте, хорошо бы для наглядности приложить карту с пройденным треком и стоянками.
Всякий раз, читая подобные отчеты, не понимаю, по какой причине, люди соглашаются идти на маршрут с незнакомым «гидом»?
На мой взгляд, скачать карты, проложить маршрут и загрузить в навигатор, не составляет особого труда и много времени. При этом, можно более оптимально проложить нитку маршрута, как по трудности, так и по протяженности для каждого дня.

Блин, как же мы в своё время ходили без навигаторов...ума не приложу! Всё по картам, да по картам...удачей было, если смогли раздобыть 500метровку. Только один раз пришлось использовать компас, когда работал инструктором турбазы на Камчатке, но там был новый, немаркированный маршрут плюс очень плотные океанские туманы (выносы). А вообще то, плановые маршруты должны быть с маркировкой (раньше так и было!), причём её надо постоянно обновлять, особенно в лесистой зоне.

Красивые места. Слов нет. Если бы не сказали, что это Алтай (я там не был), то и не определился бы. И рассказ интересный. Но я бы в такой поход точно карту района закачал в смартфон, независимо от остальных участников, компас тоже прихватил бы .

Со смартфоном я пока "на Вы", с навигатором тоже. Видимо поэтому, мои робкие попытки найти в сети приемлемого вида карту и трек ни к чему не привели. Но прошло то всё нормально! С гораздо меньшим уровнем риска и большей трезвостью, чем некоторые представленные на сайте путешествия.
Между прочим, и в 86 году карты не было вообще. И мне сказали, что её нет потому что район стратегический ( близко граница и падают отработанные части ракет).
И гид нормальный был. Только молодой и с малым опытом хождения по лесу. Но он быстро осваивается, и я не отказался бы сходить с ним ещё куда-нибудь, если интересы совпадут.

"Но прошло то всё нормально! С гораздо меньшим уровнем риска и большей трезвостью, чем некоторые представленные на сайте путешествия.
".

Сочетание Вашей нетребовательность к турфирме, в частности, подготовки гида к маршруту и личного оптимизма, приводят в результате к отрицательным последствиям в будущем. Может именно для Вас, это вносит в поход некоторую изюминку и дают дополнительный адреналин. Иначе как объяснить, отсутствие подробных карт местности, отсутствие проверенного инструмента для заготовки дров и не рабочего спутникового телефона на всю группу? Если после всего, Вы пишите, что сходили нормально? Для чего компании нанимать ответственного проводника, за более высокую оплату и лишаться части прибыли, который все 10 раз проверит, а если маршрут для него новый, пройдет его заранее, чтобы выяснить лучшие места стоянок и нитку маршрута? Проще и дешевле, взять гида «на улице», жить захотят, как ни будь дойдут. Как Вы правильно заметили, у других коммерческих групп бывает еще хуже и заранее это определить довольно сложно.
Мне так же довелось быть свидетелем, когда люди в 2016 году заплатили по 120 т.р. за недельный тур (предоставленные палатки протекали, запаса продуктов на случай непогоды не было, с транспортом проблемы…). Гиды кивали на руководство, а дозвониться до офиса было невозможно.
В некоторых районах, мне было бы удобно воспользоваться коммерческим предложением, но зная, что в нашей стране это будет лотерея, с большой вероятностью не в мою пользу, приходится всю логистику и маршрут прорабатывать самостоятельно или в случае отсутствия на это времени, отказываться от поездки.

Пейзажи похожи на условия, в которых работал геодезист Г.Федосеев, когда не было интернета прочитывая его книги сложно было представить в образах как всё выглядело в реальности.

На маршруте Федосеева вспоминал регулярно. Сознание того, что вокруг нас даже не детский сад по сравнению с его экспедициями, помогало справляться с текущими проблемами.
Но у него природа была гораздо суровее, однако и люди там ходили - не нам чета.

в осм прописан такой маршрут
а карты нет, надо будет добраться какнить порисовать :)

To DICOM: Мне вовсе не добавляет радости иметь дело с косяками коммерческого туризма, честное слово. "Мы же в отпуске"! Но, не могу самостоятельно организовывать походы по горам в отдалённых местностях по разным, в основном, неубедительным для большинства здешнего сообщества, причинам. Однако, прекрасно понимаю про имеющую место лотерею из нескольких неопределённостей. Грабли бывают разные, но здоровье пока вывозит, хоть и с трудом. Сознательно снижаем уровни проходимых треков, пытаемся получить максимально полную информацию "ДО", стараемся не забрасывать физкультуру в межсезонье, оптимизируем снаряжение и психологические установки..
А к людям, способным самостоятельно организовать свои путешествия, относимся с искренним восхищением. Когда ходили на воду, сами всё готовили, но выше головы не прыгали и команда была.

Интересный рассказ и фотки.
Три вопроса осталось:
1. Как можно заблудиться на маршруте, где тропа представляет из себя траншею, выбитую копытами лошадей?
2. Зачем ходить со случайными людьми и снаряжением и платить деньги "гиду"?
3. Как все сумели выжить с мокрыми ногами? Обычно в тайге мосты через все ручьи и дождь со снегом разгоняют.

Спасибо всем, кому понравился маршрут и фото. Приятно, что ни говори. "почесать ЧСВ"!
Для r1:
1. Заблудиться на 77-м нетрудно, так как, в средней его части там мало кто ходит и ездит. Лошадиные тропы вовсе не траншеи, а, местами, угадываемые направления в высокой траве, да ещё, ветвящиеся и неожиданно обрывающиеся. Почва там в ущельях очень влажная, нерегулярные проплешины травой зарастают быстро.
2. Критическое снаряжение у нас давно своё. Общегрупповое снаряжение подробно обговаривается в предварительной переписке. Но иногда "жизнь вносит свои коррективы";)
На протяженных, малопропиаренных маршрутах вероятность встретить "случайных людей", ниже, чем на турах типа "Восхождение". Дополнительным фильтром служит упоминание в описании тура, что дежурить по лагерю будут все участники.
3. "Мокрые ноги" это фишка 77-го ещё времён Союза. Там никогда не было мостов. Об этом сразу предупреждали на турбазе тогда и не скрывают в описаниях в наши дни. С другой стороны, такая проблема остро стоит далеко не у всех. Холодно не было, и у нас половина группы вполне терпимо пережила эту сырость. Если есть "здоровье", многое можно пережить даже с недостаточным снаряжением. К тому же, сейчас можно найти ботинки под такой тип тропы. Они в сочетании с трекинговыми носками могут заметно облегчить жизнь походника.

Вот один из неочевидных участков тропы.

shprot, спасибо за рассказ, почитал с удовольсвием. иногда меня посещали мысли сходить этот 77 маршрут.
я не намного моложе Вас, но что хотел бы порекомендовать Вам исходя из своего скромного опыта.
в первую очередь конечно облегчить снаряжение. я в этом году ходил в рюкзаке у меня было коло 5-6 кг снаряги всего. И то было немного лишнего. Готов я был к любой погоде, от жары до снегопада и ливня с ветром.
на фото видно, что вещей у вас в группе очень много лишних.
Обувь- лучше одеть легкие быстросохнущие треккинговые кроссовки, с такой сеточкой, чем тяжелые несохнущие кожаные ботинки. Легкие топтопки быстро высохнут, в них я и в брод перехожу всегда, высыхают махом. Хорошие носки треккинговые избавляют от каких-либо мозолей. Да, переходить брод без обуви- опасно, может плохо закончится.
Дрова. Топор и пила не зачем летом. Возьмите щепочницу. её действительно можно набить щепками и приготовить поесть. Дров в десятки раз меньше чем на костер.
Коммерческая группа- там люди самые разные, чаще всего с тяжелым снаряжением, неопытные, идти с ними тяжело.
Чем тратить деньги на коммерческий тур, потратьте на GPS. Руками забивает в него точки, по которым идти и жизнь в походе сильно упрощается.
По еде, наличие сублиматов существенно все упрощает. Гречку можно замочить вводе с вечера а утром только скипятить, чтоб не тратить время и силы. вечером развести например мюсли или сублиматы в кипятке.
200 км за 12 дней, это около 20 в день, очень немного. Имея легкие рюкзаки все было бы куда проще.

To Harding:
Спасибо за рекомендации, но мы с Вами, наверное, "выступаем в разных лигах". Я - коммерческий турист, пользующийся, с разной степенью успешности, услугами турфирм, а Вы, возможно, опытный "волк-одиночка". Например, переть 12 дней по 20 км - для меня серьёзный вызов в принципе! Тренируюсь мало:)
Интересно было бы узнать: в каком районе и какой протяжённости маршрут Вы преодолели в этом году?
Постоянно работаю над облегчением снаряжения, но года 3 как, ничего кардинально улучшить не могу. Рюкзак 2,5 кг (удобный), палатка- двушка 2кг, спальники пуховые...
Продукты и бивак в компетенции принимающей фирмы.
Кстати, почти ВСЁ снаряжение, что мы взяли, пошло в дело на маршруте. А ведь холодно не было! И так повторяется на протяжении последних нескольких лет.
Про обувь могу сказать, что разные источники настоятельно рекомендуют ходить по Алтаю в ботинках. Характер тропы очень разный, редко бывает "сухо и комфортно". Так что мембрана, поддержка голеностопа и достаточно жёсткая подошва там не помешают. Уж мне то точно! Правда, если вы спортсмен с железным голеностопом и прекрасным чувством равновесия, тогда, ДА! Сеточка сохнет быстрее.
Кстати, на фото в посте не мои ботинки. У меня с кордурными вставками. И легче и сохнут быстрее, хоть и недостаточно:)
На Алтае бывает довольно сыро, так что наколоть щенок для печки без опыта сложнее, чем собрать костёр (простых дров там хватает). Я не сравнивал на опыте, но мне кажется, что кипятить 2 кана на 8-10 человек на костре всё же удобнее, да и погреться заодно можно.

To shprot:
я больше частью одиночка. не спортсмен, туризм за спорт я не считаю. Туризм я рассматриваю как отдых, и каждый волен определять как ему ходить и сколько. Исключение- для туриков, именующих себя спортсменами и претендующих на спортивные звания и достижения. Эти должны ходить много больше и быстрее матрасников и обычных людей, раз они спортсмены.

ходил в этом году на Шавло и окрестности. Были некоторые причины, по которым дальше не ходил. До Шавло с рюкзаком около 17-20 кг дошел за один день не торопясь, туда турики-спортсмены идут 2-3 дня. Обратно тоже за день )))
Еще некоторое количество походов походил по тайге, в день прохожу около 40 км, по тропам конечно и дорожкам, не по бурелому.

вот моя снаряга , есть чуть лишнего, но думаю поправить, чтоб было легче

я не зарабатываю денег с со своего канала, поэтому выкладываю ссылки с чистой совестью. Посмотрите еще, я так рассказываю о легкой спальной системе например, легкой палатке .

2.5 кг- это очень тяжелый рюк, в нем много лишних деталей. Палатку можно заменить тентом, самый легкий у меня около 250гр. Жил под таким тентом 2 дня под сильным дождем, все ок. Печку-щепочницу можно нагружать любыми мелкими веточками и щепками. Разжигаю я её на Алтае засохшей смолой, смолы надо совсем чуть для растопки, где есть кедры, везде есть засохшая смола. Так что летом топор не нужен, хотя топор я очень люблю.
Вам, если облегчите снарягу, проходить по 20 км в день будет не сложно. Я этим летом ходил для тренировки почти каждый день по почти 20 км, с несколькокилограммовым рюкзаком, 20 км в день совсем не ощущается, если вы не несете много тяжестей.
Котел на 10 человек легко кипятится на щепочнице. Щепочницу только надо поздоровее, я использовал в таких случаях друшлаг из нержавейки, по объему чуть больший котелка. можно взять очень большую миску из 555 стали, пробить в ней отверстия.

еще Вы сказали, что все взятое снаряжение пошло в ход. Конечно пошло. Но можно взять куртку весом в 1.5 кг, а можно в 500гр и согреют они одинаково. Можно брать котел 3 л на каждого, а можно 0.7 на человека. Спать можно в 3 кг палатке, а можно в 400гр. Спать так же . Но нести есть разница.

Да, щепочница это тема, Сергей Ермаков ходил в горы с мульти горелкой и она его подвела, пришлось ему вернуться несколько раньше чем планировал, шепочница с некоторым запасом палок была бы ему хорошим решением, но Сергей по какой-то причине эти мини печки не пользует. Всем известный АБВГАТ недавно был на Алтае, правда в лесной зоне он становался, носит газ вместо щепочниц, и тоже носит тяжелый рюкзак.

to тенига, Абвгат явно не тот человек у которого стоит чему-то хорошему учиться ;)

To Harding:
На мой взгляд, я угадал с Вашим "профилем". В моей терминологии "спортсмен" - человек, от природы двигательно одарённый, даже если он не занимается формально спортом, подобные активности даются ему относительно легко и приносят непосредственное удовольствие.
Если рюкзак меньше 2,5 кг, значит в нём не очень жёсткая спина, а это неприемлемо для меня, и ещё раз подтверждает, что Вы "спортсмен" по моей классификации. Ну и проход от Чибита до Шавло за 1 день в ту же копилку. Опять же, одиночка гораздо более мобилен, "ясно даже и ежу".
Завидую! Поскольку, это не про меня. Каждый пройденный маршрут даётся достаточно тяжело. Настолько, что не возникает желания повторить. Зато остаётся приятное послевкусие!
Кстати, с Шавло в 2013 году мы уходили до Чибита за 2 дня. Это был финал "голодного похода" без белка и сладостей (так уж вышло). И теперь туда меня не тянет. Там, кстати, по большей части, довольно широкая,удобная (если без дождя) тропа. На "77-м" идти гораздо менее удобно, или я старше стал:)
Про щепочницу я повнимательнее подумаю. Спасибо!
Ваше видео гляну после смены.

to shprot,
Вы не совсем меня поняли. Рюкзак весом в 1 кг не мягкий, с отличной спиной и поясом. У меня есть видео- рюк литров 120, вес 1180гр с жесткой спиной, отличным поясом, регулировкой по росту и разнообразными утяжками. Его я получил отрывая с покупного ненужные элементы.
я в своих обзорах ни в коем случае не на физически одаренных или спортивных людей, не ориентируюсь на людей тратящих много денег на снарягу. Я говорю только то, что доступно несильному, немолодному и даже нездоровому человеку, подростку или женщине. Я говорю о том, что может помочь сделать жизнь на маршруте легче. И потом не придется мучиться на маршруте. У туристов просто головы забиты нелепыми стереотипами.
На Ваш вполне достойный поход по 77 маршруту вес снаряги и еды мог быть всего килограмм 12, без ущерба для удобств и без вреда для здоровья.
Посмотрите сайт legkohod.com узнаете много интересного.
Уверяю, можно сильно облегчить себе снарягу, причем без затраты денег. В своих обзорах я говорю сключительно о легкой и достпной снаряге.

to Harding:
Свой комментарий писал до ознакомления с Вашим видео.
Принародно беру назад свои слова про рюкзак! Интересно было посмотреть про одеяло из утеплителя и печку-щепочницу. Спасибо.
Но, так как мои маршруты обычно проходят между тремя и четырьмя тысячами, Ваши рекомендации мне не очень подходят.
Всё-таки, Вы соптимизировали снаряжение под собственные задачи и собственное видение похода, как мероприятия в целом.
У меня несколько другой взгляд.
Если есть желание, можно пообщаться в личке, так как, я не думаю, что окружающим будут интересны детали расхождений наших с Вами взглядов на этот предмет.

to shprot,
как Вам угодно. я хожу по тайге , не люблю безлесье. маршруты по курумнику и сыпухе мне не нравятся. не люблю царство льда и камня. мне нравится ходить по лесу. хотя со своей примитивной и надежной снарягой я хожу не только летом, так что её, при небольшом изменении можно использовать и в горных походах. На Ваш 77 маршрут вполне можно. Можно заменить мое одеяло более теплым спальником, на все надо включать голову, чуть модифицируя под свои задачи. Подумываю еще облегчить снарягу, сейчас переделаю рюк 80л, с поясом и латами, вес думаю может быть 700-600гр.
Если хотите, пишите в личку, как считаете нужным, с удовольствием пообщаюсь.

to Harding:
Да, на 77-й Вам с вашей снарягой вполне можно. Там ночёвки все в зоне леса. Я вовсе не считаю вашу снарягу примитивной. Сам люблю оптимизировать. Просто она заточена под Вас, схожих с Вами по физическим кондициям людей и под Зону леса. Именно специализация позволяет так кардинально снизить вес. Печка и одеяло, вообще чудо!
Мне же в лесу, если это не кедры, жарко, душно и страшно. Предпочитаю, как раз, свежий ветер, хороший обзор, виды на вершины и ледники.
А там неизбежны курумники, возможны переправы через мощные реки, где без верёвки не обойтись, сильные ветра, требующие более-менее устойчивых палаток, защищающих от горизонтального дождя или снега, горные ботинки, каска, кошки, система, усы самостраховки, карбины, ледоруб. А так же горелка и газовые баллоны. И это ещё не всё.
Поэтому, рюкзаки на 77-м не были особенно тяжёлыми без всего этого железа.
Если у меня созреет, что Вам написать, скину в личку, но скорее всего, это будет просто "лирика", раз Вы не планируете подниматься выше зоны леса.

to shprot, да, пишите, рад буду пообщаться.
хотя я люблю кедровое редколесье в горах, я не понимаю открытых пространств в тайге. лес, он защищает, согревает. Хотя бывают вполне прозрачные, чистые леса, не хуже кедрача. Та же лиственничная тайга.
В одиночку чрез серьезные реки не перехожу, опасно, тем более через горные, с сильным течением. Планирую маршрут так, чтоб таких приключений избежать.
По поводу палаток. в 2002 году попали на подступах к Конжаку в сильнейший ветер. Надуло горизонтальные сосульки 70 см длиной. Палатка была обычный домик, укрытый полиэтиленом. Моя сегодняшняя спальная система- биви, в который вложен лист строительного утеплителя. отлично защищает от ветра, горизонтального дождя, снега. Это все равно, что домик из пенки, непродуваемо, не промокаемо, тепло.