ОДИНОЧНЫЙ ПОХОД ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ. АВГУСТ 2019

Пишет Кузьмина Елизавета, 02.10.2019 12:50

1 августа

Стою на станции Полярный Урал и смотрю вслед уходящему на Лабытнанги поезду. Стартовый вес рюкзака 23 кг. Предстоит пройти черт знает сколько километров по болотистой тундре, суровым холмам и красивейшим троговым долинам. Местная вездеходная дорога - это просто направление луж, грязи, ручейков и туч насекомых. Сплошная хлюпающая чача по щиколотку. Дошла до красивого урочища, которое местные оленеводы обнесли аж колючей проволокой - это священное место силы. Все ручьи бродируются легко, в отличие от прошлогоднего июля, когда вода была выше бедра, и мощный поток сбивал с ног. Глючит навигатор - спутники не хотят определять мое местоположение. Ну и ладно, пойду по карте с компасом. Голова уже к концу ходового дня переключилась на иной уровень восприятия мира, когда сканируешь все и вся шестым чувством и держишь в голове только одну цель. Принимается единственное верное направление движения, решение принято, любые изменения стоят потерянного времени и лишних трат сил. Погода радует — тишина, ветра нет и солнышко.

Перешла два притока реки Леквож, встала недалеко от стойбища оленеводов.

Автоматически считываю рельеф и простраиваю в голове 3д модель местности, сравниваю с картой и двигаюсь. За плечами рюкзак, где есть все для автономной жизни на месяц. Это чертовски круто!

Удивительно, но я совершенно не волнуюсь — везде и всюду покой, будто должна была оказаться здесь давно. Установила палатку и сразу отключилась — на сегодня пройдено 15 км. Что ж, неплохо.

2 августа. Гвозди от духов.

С утра взмахнула на холмик Яомылык, чача под ногами закончилась, идти одно удовольствие. На параллельном хребте очень красивые безымянные горы-близнецы. Опять тундра, опять чача. Гора Янаскеу, похожая на дьявольские рожки. Когда спускалась с перевальчика, обратила внимание на странный пупырек явно рукотворных очертаний. Подхожу ближе, а в него воткнуто несколько огромных демидовских гвоздей, похожих на копья. Выдергиваю один — легко выходит их каменистой почвы. Тяжелый, зараза. Воткнула на место, чтоб не тревожить местных духов.

Ночевка на притоке Янасшор реки Харута — сверху видны ее изгибы, поблескивающие вдаль. Тут есть уютный лесочек. Газ хоть и тяжело тащить, костер всегда лучше.

На сегодня пройдено около 14 км, их них часть по зарослям ерника.

3 августа. Тальник в тумане

С утра болит все тело. Появилось непонятное тревожное чувство, что кто-то наблюдает. В лесу всегда так. Ночью неплохо поливало, к утру небо прояснилось, но из-за Главного Уральского хребта штабелями идут дождевые тучи. Иду неспеша, учусь читать карту. Навигатор все еще не нашел меня.

Останавливаюсь каждые 20 мин, чтобы сверить направление движения с компасом. Залезла в непроглядный тальник — это небольшая кустарниковая ива, всего-то выше головы, под ногами любимая чача, сверху поливает облако из дождя, ветра и брызг тумана. Видимость 30 м, адреналин зашкаливает. Спустя несколько часов выматывающей борьбы с ядреным тальником на 3 км, выбралась на какой-то перевал. Неожиданно в тумане передо мной вырос черный исполин. Я уперлась в какую-то гору. Стоп! Ее тут быть не должно. Достаю карту и лихорадочно начинаю соображать — похоже я спустилась пришла не в ту долину.

Промок телефон. Еще не хватало оказаться без возможности отправить сигнал SOS своему связному. Показалось бы солнышко хоть на немного…В общем, спустя еще пару часов скитаний решила вернуться немного назад, и тут я вспомнила, что в этом районе должен быть небольшой лесочек, видела по спутнику. Как его найти в тумане? Наугад пошла вниз, и действительно, вскоре появились первые деревья на очередном заветном притоке. В общем, до прошлогодней штурмовой ночевки на Пайер остается около 6 км. Завтра нагоню, в тумане так идти невозможно.

Тут растет куча маленьких белых грибочков, которые так и хрустят на зубах. А еще тут есть баня-каменка.

4 августа. Туман, дождь и броды.

На склонах почти созрела черника. Пахнет багульником. В изобилии встречаются грузди, лисички, мухоморы и обалденные белые грибы.

Всю ночь шел дождь. К утру заметно похолодало. Горы наглухо затянуты туманом. Прямо земля Мордора. Здесь все живое, умеет разговаривать. Каждая туча, которая спустилась из Ямало-Ненецкого округа на Европейский склон, щедро обдавала меня шквалом моросящего дождя, клубами тумана и порывами ветра, и неслась дальше, растворяясь над долиной. Сегодня значительно больше дождя, чем вчера. Теперь понятно, почему местные народы считают горы священными и не поднимаются на них. Потому что это все живое и имеет большую силу.

В общем, с такими мыслями поднялась до штурмовой ночевки у Пайера. Чем выше в горы приток, тем сильнее течение. Из-за дождей вода прямо взбесилась, переходить теперь трудно, но обратного пути нет. Перед каждым бродом зашкаливает адреналин — все чувства обостряются до предела, когда один на один борешься с ледяным потоком по бедра, опираясь на треккинговую палку, с рюкзаком за плечами. Массив Пайер большой, поэтому здесь задерживается много туч. Что же будет дальше?

Похоже, что-то со связкой на правой ноге — наступать больно. Пройдено 10 км в условиях 30-метровой видимости и постоянного дождя.

5 августа

Это уже не смешно - дождь идет еще сильнее, туман не думает рассеиваться. Сегодня планировала прогуляться на Пайер, но в таких условиях об этом не может быть и речи. Видимость все такая же — 30 м. Нога болит.

Ура! Заработал навигатор! Сегодня дневка. Только погуляла до ледниковых озер на массиве Пайера — в тумане страшновато одной ходить среди черных курумников, хотя уже привыкла, что вокруг никого нет. Пайер будто мне говорит — «Забирай свою лопатку и вали из моей песочницы!» А я свободно путешествую в пространстве, как во сне.

6 августа. Приток Кечпель

Слава Богу, небо немного прояснилось, и с высоты склонов Пайера вижу, как обрывки Солнца падают на долину вдалеке, подсушивая топи, висит двойная радуга. Иду дальше на юго-запад по склонам. Притоки страшно переходить — можно подскользнуться. Подошла к очередному притоку Кечпель — что-то он совсем мощный. Оставила рюкзак и добрый час бегала вверх-вниз в поисках подходящего брода. Если наверху, тогда недолго и с очень мощным течением, если спускаться вниз, течение послабее, но приток намного шире. Приняла решение подниматься наверх, к ледниковому озеру. Внизу снежник, приток уносится под него, потом через пару десятков метров вырывается и несется дальше. Спустилась в воду и сразу оказалась по бедро в пенящемся потоке. Все хорошо. Почти подобралась к противоположному берегу, и тут ведущая ногу провалилась в яму, я оказалась по пояс в воде. Всем весом рюкзака навалилась на палку, адреналин зашкаливает, внутренний голос вырвался: «Не останавливайся!». Двинулась вперед, подскользнулась, течение подхватило, и спиной вниз, головой вперед, меня понесло прямо под снежник. Потом резким движением я развернулась на живот, чудом зацепилась за камень, и по кругу ногой зацепилась за берег. До снежника оставалось несколько метров. Руки в крови. Искупалась в ледяной водичке вместе с рюкзаком, хреновое чувство разбитости и подавленности. Я лежу на берегу, а на расстоянии вытянутой руки несется мощный поток, который только что чуть не утащил меня под снежник. На сегодня приключений хватит, хромая, поднимаюсь до ледникового озера в самый верх притока и иду назад через горы. Нога сильно болит. Подошла к перевалу Аркаматлит.

7 августа

Красивые тут горы. Неописуемая тишина. Перевал Арка-Матолоу — это как раз граница Ямало-Ненецкого округа и Коми. Вышла на тракторную дорогу, которую здесь натоптали оленеводы еще с советских времен. После притоков, курумников и тундровой чачи такая дорога кажется асфальтом. Временами попадается тальник.

Нога нестерпимо болит — наступать невозможно, поэтому я опять встаю на полудневку, на благо виды тут потрясающие.

8 августа

Распогодилось, солнышко, горы преобразились, засверкали, остаюсь на дневку любоваться и ногу лечить.

9 августа

По вездеходной дороге идти полегче. Прохожу через дьяволький перевал Янаскеу, хотела захватить один демидовский гвоздь-копье, но в последний момент передумала: «Зачем-то забили эти гвозди именно в это место, лучше не тревожить». Над хребтом опять сгущаются тучи, на этот раз черные, уношу ноги подальше в долину. Спускаясь с перевала в долину, увидела вдалеке двигающиеся мне навстречу два геологических вездехода. Тогда восторг, восхищение и адреналин вырвались из меня одним криком, и несмотря на боль в ноге, я понеслась навстречу. На первом вездеходе сидел коми, помахал мне рукой, когда поравнялись. Мы не стали останавливаться — вездеходы бы сразу увязли в чаче после дождя. Надо мной бесшумно пролетел большой орел. С грехом пополам доковыляла до своей первой ночевки и без сил рухнула в палатку.

На сегодня пройдено 25 км.

10 августа. Возвращение

Тут живет зайчик. Сделал круг вокруг палатки и исчез. До железки 15 км. На расходившиеся ноги это расстояние почти не ощущается, но с больной ногой каждый шаг — испытание. Первая стоянка оленеводов исчезла — из-за горки показался коми на квадрацикле и направился к стоянке. Белые чумы исчезли — коми сняли белые чехлы, остались только каркасы. Лагерь свернули, оленей угнали. Мы махнули друг другу, я пошла дальше. Вот показалась заветная железка, и еле виднелся дымок уходящего от станции поезда. Доковыляла на станцию, дежурная сказала, что следующий поезд на Москву будет только на следующий день, станция техническая, и поезда вряд ли подберут пассажиров. В общем, решила идти до следующей станции пешком 10 км.

Только отошла от станции, сзади подъехал товарный поезд, я стала внимательно смотреть, куда бы прицепиться — лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Поезд остановился где-то посередине, и из вагона напротив выглянула лысая голова с вязаной шапочкой. «А поезд под напряжением? Можно я прицеплюсь до следующей станции?» — «Да хоть до Москвы, — ответил механик, — только поедешь внутри. Запрыгивай!». Вагон 70-х годов, механик рефрижераторного оборудования Виктор с отменным чувством юмора, на стене карта РСФСР, решетки на окнах, дизельная печка, прогнивший туалет, Hennesey XO. Поезд возит грузы из Москвы на Север, а Виктор как халявный дальнобойщик — сопровождает товар. Через 15 мин после того как я запрыгнула в вагон, небо затянуло невероятным грозовым фронтом. Вышла в Инте пообщаться с группами туристов. Оказалось они попали в ураган, их сильно потрепало, порвались палатки, даже МЧС вызывали.
ИТОГИ

Полярный Урал очень капризный. За 10 дней пройдено 100 км. В одиночку гулять можно, но при хорошей погоде.

PS
К большому сожалению, с промокшего телефона не удалось вытащить фотографии и видео, снятые в походе, поэтому для формирования образов ПРИЛАГАЮ ПРОШЛОГОДНИЕ ФОТОГРАФИИ Уральских похождений. Прилагается топографическая пятикилометровая карта с отмеченным маршрутом, кому интересно. ОДИНОЧНЫЙ ПОХОД ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ. АВГУСТ 2019 (Туризм, пайер, полярный урал, троговая долина, кечпель, тундра)

Есть женщины в русских селеньях!
...
А что за модель навигатора, который глючил??

Garmin gpsmap 64, новенький, испытанный, позднее выяснилось, это было связано с перемещением на 2000 км на поезде без включений. То есть спутники нашли навигатор только спустя несколько дней

Инициализация приемника GPS при первом включении на новом месте, обычно занимает времени не более 5-10 минут. Если это не так, попробуйте обратится в сервис-центр.
У модели Garmin 64 хороший приемник, но это первая у меня модель из Гарминов, которая не с первого раза загружается после смены батарей/аккумуляторов. Смена прошивки не помогает.

Все хорошо, что хорошо кончается))) Умничка, Елизавета! Читал с огромным волнением.
А вот - "В одиночку ГУЛЯТЬ можно, но при хорошей погоде " - это Вы верно подметили. Именно - гулять... А в тех краях - да... Кто бывал, тот знает... Все равно - браво!
А с ногой то что?

Спасибо! Когда писала текст, думала, меня тут пошлют или высмеют - тут все матерые профи))а на ноге просто хорошее растяжение

Советы:
- надо было бы выложить в заглавии фотку с похода, да поинтересней.
- в заглавии надо было бы поставить хотя бы после пары предложений. Чтобы была затравка (или же написать предисловие).

А для начала - хороший пост!

Очень круто! Это подвиг! А для женщины - вдвойне! Явный претендент на Хрустальный пик в классе походов!

По сравнению с походами Марины Галкиной 100 км. рядом с железкой это пока детский сад, но, наверное, все еще впереди.
Правда, не понимаю, что тянет женщин в одиночные походы. Мужики еще понятно, у них склонность к риску генетически заложена. А вот утянул бы поток под снежник и нашли бы лет через 10-20.

А мне кажется, что склонность к риску, как и гендерная принадлежность, тут ни при чём.
Людей тянет и в одиночные, и не в одиночные походы отнюдь не из-за склонности к риску.
Желание проверить себя, побыть наедине с природой, индивидуальные устремления... -
причин много может быть.
Может быть, что тривиально компании не нашлось в силу каких-то обстоятельств -
как, например, у меня в этом сентябре получилось: договаривались идти вдвоём,
но в последний момент напарник отпал под предлогом - обычная, в общем-то, история.
Больше попутчиков не нашлось, абы с кем тоже не хотелось путешествовать,
вот и пришлось самому отправиться в почти 2-недельный походик на Западном Кавказе -
поскольку имеются навыки и опыт одиночных походов.
Хотя совсем не против ходить и не в одиночку, но только не с кем попало.

Склонность к риску при совершении походов никогда не была определяющим фактором
(про себя говорю), более того - считаю, что от тех, у кого такая склонность чересчур
ярко выражена, стоит держаться подальше.
Но тут у каждого свои критерии.
Другое дело, что по определению любой поход, даже и обычный ПВД -
связан с той или иной долей риска - такова уж сущность вопроса, что ж поделаешь.
Тем не менее, отчёты типа как тут у Елизаветы, или той же М.Галкиной,
многих кого сподвигают совершить нечто подобное, пусть хоть и в меньшем масштабе.

Человеку надлежит жить с самим собой и постоянно заботиться, чтобы это была хорошая компания. Ричард Хьюз.

«А вот утянул бы поток под снежник и нашли бы лет через 10-20.»
Очень правильно подмечено.
Но есть ли на этом сайте люди, кто хоть раз не бывал в подобной ситуации?

Спасибо за рассказ, интересно было почитать, тоже люблю по Северу путешествовать. Хорошо описываете, эффект присутствия создается.

Подошла к перевалу Аркаматлит.

7 августа

Красивые тут горы. Неописуемая тишина. Перевал Картаматлоу — это как раз граница Ямало-Ненецкого округа и Коми.

Первый раз слышу, чтобы так перевалы Арка-Матолоу и Хара-Матолоу называли :))

brds, вы когда столько дней по горам, тайге в одного бродите у вас все буковки в правильные слова складываются?)

VladSS, независимо от того, где, когда и с кем я гуляю, я всегда могу правильно прочесть по карте географические названия, особенно когда пишу в домашних условиях отчёт.

спасибо за правки, исправлю. на всех картах названия было действительно трудно разобрать, а в интернете мало информации.

Елизавета, вот здесь и далее по ссылкам можете найти кой какую инфу по горам и перевалам южной части Полярного Урала. Описания, правда, зимние, но и пешеходники ими тоже пользуются.

Погуляла одна, немного искупалась, немного побилась, откровенно всё здесь описала, нормально, чо. Осталась живая и довольная, никого на маршруте не напрягала, всё сама, значит всё норм. Жаль, что фоток мало.

Здоровья,путешествий,удачных восхождений и спусков ))

Был на Приполярном Урале летом 2016 года с сыном, ему тогда было еще 6 лет. Забрасывались через Инту до Желанного. Почти неделю жили там в палатке. Счастья и у меня и у ребенка было ужас как много, впечатлений столько же. Место очень красивое.
За время пребывания там сделал один жизненный вывод для себя: мошки и прочая гадость куда то деваются в обед. То есть утром и особенно вечером туши свет, а в обед мы просто до трусов раздевались и загорали и никто не мешал. Может это только вокруг нас такая особенность была?!)))
Уже 3 года хотим еще раз съездить, но уж больно не часты заброски стали, не подогднать под заранее запланированный отпуск нормальному рабочему человеку.

Да, Елизавета, глядя на Вашу многострадальную карту, решил дать Вам один совет, если позволите. Когда меня душит финансовая жаба ( а она меня душит практически всегда), я сам ламинирую карты широким скотчем. Быстро, качественно, надежно и дешево!
Можете убедиться. Карта Карелии, Верхняя Шуя, после 2-х сплавов на байдарках -надувашках. И после трех оверкилей)))

Впрочем, наверняка у местных ходильцев тоже свои секреты есть? Поделитесь тогда с новой звездочкой сайта, коллеги, а?))))

Эмоционально, честно, мне очень понравилось !.

«За плечами рюкзак, где есть все для автономной жизни на месяц. Это чертовски круто!»

Для таких путешествий надо быть очень собранным и крепким физически ! А в непогоду особенно опасно идти одному ! Для женщины, думаю, что это очень сложно !!!
Полярный Урал – суровое место !

Было мне 33 года и шел я тогда один на Памире по леднику Бивачному и Федченко слегка прихворавший ((
И такие незабываемые впечатления остались от этого краткого похода в одиночку.

полностью согласна:) на момент первой одиночки по Северному Уралу мне было 22 года. Сейчас 24, и каждый раз после таких гулянок на душе ноет, что мало, хочется еще адреналина

А дикие животные, например медведи, там встречаются? Нет такой опасности? А то с этими ребятами каким бы храбрым не был, сожрут и фамилию не спросят (ну, хотя бы продукты).

тяга к адреналину это чистая психология, рекомендую погуглить психологию чтобы понять что происходит с Вашей личностью.

Здорово!!! Полярный Урал в одиночку да еще и женщина... Молодец!!!

Я просто восхищен!!!!
Простая девочка - просто так пошла и погуляла!! Мы тут про супер восхождения, стены и маршруты, а она просто собрала рюкзак на месяц и пошла!! Немногие понимают, каково это одному ходить - это не только состояние души, но и немаленькая отвага для девочки. Надеюсь, что в дальнейшем ей будет сопутствовать удача, и ангелы не уберут своих крыльев над ее головой!!!!

А если бы Ваша дочка-внучка так "гуляла"?

Кому суждено быть повешенному - тот не утонет!!!!!
Мой внук гуляет в группе скаутов по Италии , кормит волков с рук, но согласен - это не то поколение, из "раньшенего" времени, но слава Богу ростки пробиваются, и от этого ни куда не деться! Это своеобразное состояние души, а что из этого вылупится, никто не знает! Может новая Ванда Руткевич, или еще кто. У них свой взгляд на жизнь! Это намного лучше, чем сидеть в сетях, курить мухоморы, и смотреть Дом-2, или что то подобное.

Я только не пойму почему чача? Няша же.

В 2007 году я в одиночку с Елецкой пошёл на Пайер. Сначала по дороге, потом свернул в тундру. Уже поднимаясь к тому снежнику увидел внизу, в долине Кечпеля, палатку у воды. Подумал, что геологи, их база была километрах в трёх, с горы видно. Остановился у горного озера. Погода испортилась и я двое суток просидел на месте. В конце концов пришлось спускаться, т.к. ветер грозил сбросить меня вниз.
Дошёл до того места, где была палатка, но её уже не было. Переночевал, потом сплавился по Кечпелю.
Возвращался поездом с пересадкой в Кирове. При покупке билета познакомился с туристкой из моего города. Ходили втроём на Пайер, это их палатку я видел. Тоже не смогли взойти. Обменялись адресами, через неделю встретились на дне города. Через два года поженились. Теперь ходим вдвоём, чего и Вам желаю!