Роман с камнем

Пишет dimon, 22.09.2019 19:00

Роман с камнем (Альпинизм, ала-арча, свободная корея)
Был в Свердловске солист, который ходил каждый год на Ушбу. И вот, как-то, одна моя знакомая обмолвилась, что как дескать ему не надоест, всё на Ушбу да на Ушбу…. Посмотрев на здоровенное фото Ушбы, висевшее в нашем альпинистском углу в главном корпусе УПИ, я подумал, да на ней х….не соскучишься!

Для меня такой «скучной Горой» стала Свободная Корея, в которую я влюбился ,проштудировав сборник «Побеждённые вершины», где описывалось восхождение команды Беззубкина. Вчера, спускаясь после своего двадцать пятого восхождения на Корею, вспомнил давнишний разговор и улыбнулся. Как может надоесть ТАКАЯ ГОРА?! Ведь даже восхождения по одному и тому же маршруту всегда разные. В этот раз вот траверс на Барбере порадовал своим интересным микстом, а в июне он же огорчил неприятными снегами.

Я ходил на Корею по восьми маршрутам, и с каждым связаны какие либо интересные моменты.
Роман с камнем (Альпинизм, ала-арча, свободная корея)
Первый маршрут и первое знакомство состоялись в 1991м году, когда заработав денег на шабашке, я приехал в Арчу закрывать первый разряд, очаровавшей меня Свободной Кореей. Самым простым маршрутом, ледовой плоскостью Лоу. Тогда уже капиталистические отношения начали проникать в рушащуюся систему АУСБ, что было мне очень на руку, поскольку команды у меня не было, а ходить в Горы хотелось.

В Арче меня встретили барнаульские сборы и предприимчивый начуч Чипа, он же Олег Никифоренко, автор одного из самых популярных маршрутов 5Б категории трудности в районе. Он тут же нашёл мне напарника за 200 рублей, но сказал, что надо открыться в новом районе и за стольник прикрепил меня к группе, идущей 4А на Бокс. Бокс пролезли весело с девчонками, песнями и плясками и настало время Кореи.

Точнее сначала настало время подхода на Коронскую хижину. Это своеобразный момент истины, поскольку с Рацека видна только верхняя треть стены, а вся её мощь открывается по мере подъёма на Аксай. И вот этот момент истины довольно заметно поколебал мою уверенность в собственном выборе Возлюбленной, ибо подобных стен я до этого не видел.

В добавок на хижине сидели иркутяне, которые собирались лезть попенковскую шестёрку и у них был целый ВЦСПСовский рюкзак железа! Когда они разложили всё это богатство на нарах, я сделал для себя вывод, что шестёрки мне не светят, потому что столько железа я ни за что не затащу на вертикальную стену. Но чёрт бы с ними, с шестёрками. Меня ждала длиннющая ледовая плоскость, на которой я должен был в первый раз в жизни встать на фифы. От страха не спал всю ночь. Мой напарник, Олег Долгов, напротив был деловит и спокоен.

Настолько спокоен, что когда мы утром подошли под берг и начали одеваться, оказалось, что он оставил кошки на хижине. У меня Гора с плеч свалилась, не идём! Сделав как можно более трагическое выражение лица и голоса, я промолвил, как жаль! На что Олег так же деловито ответил, говно-вопрос, щя сбегаю за кошками и полезем.

Пока он бегал, страх накрыл меня с головой. Но первые шаги на отменных фифах, произведённых однокашником на свердловской оборонке, развеяли и страхи и сомнения, оставив только кайф. Кайф был слегка омрачён тем, что у Олега фифы были без крылышек и не держали на летней корке. Пришлось перилить, что нас порядком задержало и ввергло на спуске в образцово-показательную грозу. Вокруг пахло жареным гранитом и адреналином. Я предложил пересидеть под большим жандармом и Олег в принципе был не против, но оставленная им на спусковой петле пуховка, внесла свои коррективы в наши планы. Он довольно скоро начал замерзать в бушующей пурге, и мы поскакали по гребню под звон всего, что могло звенеть.

Фифы звенели особенно рьяно, и я тащил их за собой на репике. И вот в один из моментов нашего бегства толи рядом, толи в фифу ударила молния и на моих глазах одна из них превратилась в хитрозагнутый рыболовный крючок. В ужасе бросив покорёженный кусок бронестали, я продолжил бегство с уцелевшей фифой в сторону спусковой петли и очень правильно сделал, что не бросил. Ибо на месте начала спуска оказалось, что в пылу бегства я где то оставил одну кошку.

Так и дюльферял на одной кошке и одной педали с фифой. И всё было бы ничего, но Олег решил вместо самовыкрута воспользоваться двадцать первым пальцем, как я тогда окрестил его приспособу для сдёргивания верёвки. Вот под этот палец надо было пробурить отверстие, которое естественно моментально запрессовывало рекой крупы, стекающей по кулуару. В общем, ощутив под ногами твердь Аксая, я стал самым счастливым человеком на Земле.

В лагере Чипа, поздравив меня с Горой, предложил лохматить с ним пятёрки Б на Пятую башню Короны. Всего по 300 рублей. Предложение было весьма заманчивым, но я решил больше не испытывать нервы беременной жены и купив кооперативную пуховку и огромную фотку Кореи, мы отправились восвояси.

В дальнейшем с маршрутом Лоу связана ещё одна забавная история, когда я первый раз ходил его соло в декабре 2002го. Тогда я первый раз переехал в Киргизию. У меня были новые G-14 и новые Гривелёвские альпвинги и я решил, что с такой снарягой смогу спуститься без верёвки, то есть лазанием. Не учёл я только одного, короткого зимнего дня. И поимел несколько часов в темноте и низовой метели. С тех пор не ленюсь.
Роман с камнем (Альпинизм, ала-арча, свободная корея)
Вот. А вторым маршрутом был Беззубкин. Ибо конечно КМСа я приехал закрывать именно им. Красивый директ, выводящий прямо на вершину. На месте Серёга Борисов, начальник сборов, огорошил вестью, что в книжке маршрут Беззубкина нарисован неправильно и этот красивый директ- маршрут Мышляева и он 5Б. А маршрут Беззубкина проходит левее по отчасти нависающему телевизору центральной части Северной Стены. И в этот раз Корея решила подавить меня своим величием.
Кроме того, у всех это была первая шестёрка, и формально никто не имел права руководить. Что то пробормотав про некую схоженность, Серёга назначил руководителем меня, как идейного вдохновителя мероприятия. Видимо это была какая то особенная схоженность, поскольку часть команды видела друг друга впервые.

Но делать было нечего, и мы начали резать на гамаки казённую палатку сургутского турклуба. Испытывая сие произведение инженерной мысли я провёл ночь над ручьём, текущим из под водопада и пришёл к выводу, что хочу как можно меньше ночей провести в этой душегубке.

Решили собрать максимум верёвок и обработать маршрут насколько это возможно. В результате получилось выйти за день на крышу, а там можно хоть полку заночевать. Что мы и сделали. В новом тёплом спальнике обалденно спалось на полочке под холодными аксайскими звёздами, и к утру я чуть не выехал из расслабленной перед сном системы.
Роман с камнем (Альпинизм, ала-арча, свободная корея)
А потом был спуск на котором мы оставили все собранные буры начинающего тогда солиста Валеры Бабанова, который перед нами пробовал Беззубкина.

В результате мы стали первой группой, закрывшей КМСов на борисовских коммерческих сборах практически с нуля, что и было нехило отмечено на стадионе «Трудовые резервы».

Третьим маршрутом стал Барбер. Его я пролез соло в январе 2003го, едва оправившись от декабрьского Лоу и новогодних празников. Причём с этими же Гривелями я пролез его и сейчас! Настоящая классика никогда не стареет.

Четвёртым маршрутом совершенно спонтанно стал маршрут Андреева, вернее его вариант с обходом нижней разрухи по крутому ледово-микстовому желобу. Произошло это совершенно случайно в октябре 2007го, когда мы пошли обрабатывать под клиента маршрут Егорова на Пятую башню Короны, но в самом начале кулуара, выводящего под маршрут нас накрыло глобальным камнепадом, который пробил мою Кассиду, оторвал клапан от рюкзака и начисто отбил желание продолжать это мероприятие.

На обратном пути, проходя мимо Кореи, я вспомнил, что летом отправил молодых питерцев в крутой желоб, выводящий на середину маршрута Лоу. Они хотели чего нибудь интересного и, кажется, им понравилось. После чего для себя я окрестил этот ход питерским желобом.

У меня были ВЦСПСовские кошки и три бура. И на первых двух верёвках их вполне хватало. А вот когда крутизна льда приблизилась градусам к семидесяти, я начал вспоминать отче наш и понял, почему питерцам тут понравилось. Благо кошки были новыми, а на самом деле у ВЦСПС прекрасная геометрия как для льда, так и для скал. Сталь только говно, быстро стачивается. В общем, тихой сапой, с громкими матами мы вылезли этот желоб, и потом весело и непринуждённо сходили с клиентом весьма трудовую 5А, как оказалось.
Роман с камнем (Альпинизм, ала-арча, свободная корея)
Пятый маршрут тоже связан с гидовской работой и случился в декабре 2009го. Это самарский вариант маршрута Барбера с выходом в верхний кулуар по отвесной стенке с натечным льдом, слева от Багаевского треугольника. Я давно хотел его попробовать и предложил технически готовому клиенту этот интересный вариант .
В процессе обработки мы вылезли на отвесные ледяные сопли, на которых было весьма сложно застраховаться, а завершалось всё это великолепие нависающим ледовым козырьком. Натерпевшись страха, я предложил смайнаться, утром снять верёвки и выбрать маршрут попроще.

На следующее утро, обогнав Саню, я подошёл к концу обработки, и накатившая обида на собственное бессилие заставила меня пролезть самое страшное до его прихода. Подойдя к станции и обнаружив меня уже под козырьком, Саня без проблем согласился продолжить восхождение, что мы и сделали. Второй раз мы прошли этот маршрут с Артурычем зимой 2015го и, похоже стали последними его проходимцами, ибо он растаял, как и питерский желоб и ещё много чего.
Роман с камнем (Альпинизм, ала-арча, свободная корея)
Прохождение шестого маршрута напрямую связано с Самарой, поскольку он идёт параллельно и в процессе обработки я пристально к нему присматривался. Ручкинский директ. Моя первая зимняя и, так получилось, сольная шестёрка.
После весьма продуктивной зимы 2008-09, меня опять потянуло на зимнюю стену, и слегка модернизировав свою одноместную телегу, я стартовал. Всё прошло довольно штатно, если не считать дикой непогоды в штурмовой день, из за которой я на спуске в темноте заблудился на Аксае и учапал на лыжах на коронский ледовый лоб. Только, когда лыжи отказались нести меня вверх, я понял, что что то идёт не так, поскольку по факту я должен был спускаться вниз. Второй раз мы прошли этот маршрут с Артурычем зимой 2015го. Он стал для Артурыча первой шестёркой, а для меня полным откровением после двухлетнего перерыва. Двадцать шесть часов нон стопа, опять дикая непогода на спуске и блуждания в темноте по Аксаю.
Но зато это маршрут подарил мне массу положительных эмоций, когда Артурыч лидировал в темноте на крутом миксте под гребнем. Лидировал надёжно и уверенно в то время как я просто умирал на перилах. Тот самый момент, когда ученик перерастает учителя. То, ради чего стоит жить!

Ну и конечно, я понял, что снова придётся очень много тренироваться.

И я очень много тренировался и летом 2017го прошёл таки очаровавшую меня в альпинистском детстве линию. Маршрут Мышляева. Абсолютный директ с выходом прямо на вершину!
Роман с камнем (Альпинизм, ала-арча, свободная корея)
Там на ночёвке я умудрился без привычки упустить только что купленный Джет, вернее горелку с баллоном, даже не успев напиться. Ситуация была так себе, но полочка, как оказалось, вся пробивалась капелью. С одной стороны это сделало мой спальник мокрым насквозь ещё до полуночи, но с другой, я нащупал место, где капало сильнее всего, и к утру у меня был целый стакан воды!

На спуске, по пути к спусковому маршруту Лоу, на гребне я обнаружил целый водопадик. К сожалению приближалась гроза и надо было спешить. Но я без сожаления решил, что лучше напиться и схватить ночёвку в грозе, забил на всё, и до хрипоты наглотался ледяной корейской влаги. Гроза, видя такой пофигизм, опешила и дала мне время свалить с гребня.
А на спуске я нашёл под маршрутом покорёженную горелку, пролетевшую около 500м и к моему удивлению, после недолгой реанимации она заработала и пашет до сих пор!

Восьмой маршрут, шестёрка Семилеткина, случился в конце августа этого года и описан в предыдущем посте. Тоже забавное получилось приключение. Пришить рукав, оторванный съехавшим на меня куском рельефа, не могу до сих пор. Благо рука уже зажила.

И вот вчера я в какой то раз сходил маршрут Барбера, реабилитировавшись за июньский прокол, когда я в первый раз решил не идти до Лоу, а дюльфернуть по пути подъёма и встрял на косых дюльферах, уступив целых два часа прошлогоднему результату.

В этот раз прошлогодний результат был улучшен почти на час. Десять с половиной часов с Рацека на Рацека, без выхода на вершину, до которой остаётся верёвка троечной ходьбы и на которой я совсем недавно был.
Роман с камнем (Альпинизм, ала-арча, свободная корея)
Тоже не обошлось без лёгкого приключения, ибо в целях экономии решил воспользоваться слегка обломанным клювом. Клюв, совершенно логично отказался держаться во льду и ночное начало прошло под яростное его заколачивание с нулевым результатом. Но, зная особенности гривелёвских клювов, я всегда на соло беру запасной. Немного слесарки и дело пошло как по маслу.

Такая вот нескучая история моего романа со «скучной» Горой.

Читается на одном дыхании.

Дим, на мой вкус, вы сейчас лучший автор на Риске!

А я тоже, как увидел эту гору, тоже влюбился. Жаль, уже ноги не ходят. Долгой Вам спортивной жизни, Димон, успехов, вот только на спусках аккуратнее

Про: " А вот когда крутизна льда приблизилась градусам к семидесяти, я начал вспоминать отче наш и понял, почему питерцам тут понравилось." - это пять из пяти!

Как-то ходивши 4ку в Пеннинских Альпах, мы с ребятами вылезли на полку, встретили группу питерских альпинистов уже сходивших маршрут и спускавшихся вниз.

Они шедшие несвязанными повергли меня в шок и внимание, спросили: "а что тут ножками никак?". И тут то я понял, что для питерцев мы с ребятами были просто как детский сад!

Dimon, спасибо за Ваши восхождения и Ваши замечательные рассказы о них!!!!

Спасибо всем на добром слове. Постараюсь подольше не убиться и, надеюсь, Горы будут ко мне снисходительны в этом моём стремлении. А там, глядишь и будут получаться события, достойные обнародования.

Рассказы очень интересные, как и восхождения.
Но мне показалось, что тема "свободного лазания" в Ала-арче как-то не раскрыта.-)

Опять туда, где воздух разряжЁн.
Где в облаках застыли исполины.
Я вновь спешу взойти на горный трон,
Где ждут наградой белые вершины.

И пусть болит предательски спина.
Рюкзак стирает до мозолей плечи.
Но это всё - такая ерунда,
Которая не стоит даже речи.

В сто раз важней, что я ещё могу.
Отбросив прочь сомненья и тревогу.
Вновь уходить в рассветную зарю
По влажным росам пролагать дорогу.

Опять сорвать травинку ковыля,
Вдыхая грудью чистый горный воздух.
Воды напиться просто из ручья,
Присесть, дав телу долгожданный отдых.

И смыв с души наносы прошлых лет.
Черпая гор могучие флюиды.
Вернуться к вам, опять помолодев.
В бездонном небе растворив обиды.

"Портвейн утру не помеха"(с)
Долгих лет и здоровья!

Давно было а до сих пор каждая пятерка+ помнится и вспоминается с ознобом , а здесь человек на Корее для разминки маршруты как семечки щелкает , - ас .

Ну,не щелкаю конечно, просто тренируюсь. Кому то по парку в кайф круги наматывать,а мне по Корее))) или по Байче)) для альпиниста,как ни крути,главная тренировка это восхождение. А всё остальное так,межсезонная сублимация. А я живу в Горах и могу обойтись без сублимации.))

Всегда казалось что зрелому альпинисту можно в какой то мере заменить круги в парке восхождениями до 3а . Восхождения все до 5а - как тренировки альпинистских навыков и для удовольствия но именно в коллективе с друзьями или другом . От 5б и выше это уже очень серьезно и требует значительного напряжения , что значит - на него надо настраиваться , морально (психологически) в том числе . Хотя конечно кто то и на Корее "скучает", те же Бабанов , Ручкин , Греков , тоже , в том же районе , маршруты 5 и выше для тренировки десятками в копилку клали .

У нас под Ташкентом тоже была гора, к которой доставлял рейсовый автобус. Тренировки шли круглый год, была Флюра Жернова , скалолазка, 15 золотых медалей чемпионата СССР, наша команда занималась скоростными спусками, я регулярно бегал на вершину по 1б, Алмаатинцы тоже в выходные у себя в горах время проводили. Так, что всё нормально, никакого хвастовства я не вижу

Лет 40 назад я видел "тигра Виатау".

Случайно, это не Виктор Павлович?
Он на Виатау с завязанными руками всходил. На спор, на ящик коньяка. )

Dimon, спасибо за нескучную историю. Не всегда удается дочитать до конца длинный пост, а тут, некоторые места перечитывала. Очень интересно, о серьезных вещах со сдержанным юмором, некоторой иронией по отношению к себе. Но даже человеку, не бывавшему на этих маршрутах видно, что маршруты серьезные! И еще мне понравилось вот это:"Тренировка без перегрузки не тренировка,это аксиома. Не заставляя себя работать близко к пределу невозможно расти". Изложенное приятно читается, прекрасные фотографии, радует еще то, что мужчина пишет практически без грамматических ошибок. Пишите больше! Хороших вам маршрутов! Берегите себя и своих друзей!

Такой вопросец возник, Димон: в гору влюбился, 25 подъемов по 8 маршрутам, а что свой маршрутец не проложил?

Не успел. Последнюю логичную, причем чисто сольную линию увели из под носа Свердловчане)) А лезть что то рогатое,чисто ради первопрохода,эт не моё)) есть правда одна задумка)))