Австрия, Grossglockner, 3а, сентябрь

Пишет Аркадий, 20.09.2019 19:48

В общем мы тут сходили 3А на самый высокий пик Австрии - Глоссглокнер. Туда идёт классический маршрут, он проще (2А может быть?), но у нас же типа альпкнижки есть значит мы типа крутые альпинисты. Информации в интернете на русском чуть меньше чем мне бы хотелось, поэтому я тут и сидел два часа писал. Вопросы задавайте, отвечу. Надеюсь что аудитория мне простит неформальный стиль повествования.
Австрия, Grossglockner, 3а, сентябрь (Альпинизм)

Гора 3800 (почти), хата где мы жили 2800, машину оставили на 2000. Сразу напишу - это пост для тех кто понимает что такое 3а, если у вас нет альпинисткого опыта то даже не думайте это идти самостоятельно и возьмите гида. За остаток жизни вы заработаете больше чем стоит нормальный гид.

У нас была нормальная страховка которая включает альпинизм от AXA Assistance, по этому поводу задумывайтесь заранее. Кстати, в Альпах в некоторых местах романтическая встреча заката на вершине вполне считается страховым случаем, так что если цивилизованный европеец видит что на часах 6, закат в 730, а ему спускаться 6 часов то он вполне может вызвать спасателей чтобы его забрали на вертолёте. Они видимо считают что лечить или хоронить его потом это финансово дороже чем сгонять вертолёт за пару тысяч (средняя месячная зарплата у них как раз ближе к двум). Если повезёт то и ночью снимут, хз. У меня опыта с такими ситуациями нет, но в новостях видел.

Маршрут красивый, воздушный, несложный. При этом уже нормальные горы с нормальными подходами и нескольими часами непрерывного лазания. Есть ли там очковые места зависит от вашей разлазанности. Сложного лазания нет точно. Нам повезло, погода была хорошая, скалы были сухие. Любые второразрядники или перспективные третьеразрядники должны нормальное его пройти, менее опытные могут встрять немножко.

0. В целом про Австрию

Если хотите горячего можете идти в любой ресторан и заказать там просто суп. К нему принесут хлеб. Воду можно пить из-под крана везде где нет таблички что этого делать нельзя. Национальная еда у них специфичная (жирная, жареная, фритюр), многие возвращаются с гастритом, так что аккуратней с ней. Ну и денег она стоит заметных. А супы норм.
Нормальный магазин - Hofer (цены, ассортимент) или Spar (хороший выбор готовой еды). Вообще любой большой будет нормальным.
На автобанах никогда не заправляйтесь, там очень дорого, съезжайте в городки или деревни и заправляйтесь там (сейчас цена дизеля нормально в районе 1.2, на автобанах 1.5 может быть).
Если вас много то имеет смысл взять машину напрокат (это от 40 евро в день), а вообще как вы будете добираться это отдельная песня, мы были на машине вчетвером. Если вас очень много то взять себе фургончик 7-9 мест под категорию Б может быть хорошей идеей.

1. Кальс ам глоссклокнер
Деревня через которую нельзя не проехать, находится достаточно высоко (но нам ещё выше). Есть маленькие магазины (свежая еда на спуск) и какая-то сувенирная лавка, рестораны. От неё идёт достаточно крутая (угол и качество) дорога до Люкнерхауса - шлагбаум, въезд на 7 дней стоит 14 евро, а в целом там достаточно много тарифов (3 часа, день). Ощущение что платный въезд сделали чтобы лимитировать количество машин наверху, а не чтобы заработать. Нас в машине было четверо и куча вещей, поэтому меня совесть что я еду коптить природу не мучала. Дорога обычная австрийская горная, две машины разъедутся без проблем, автобусы и грузовики лучше прижаться пропустить. Ночью очень аккуратно (ограждения нет), днём проблем нет.

2. Люкнерхаус (Lucknerhaus), Люкнерхутте
Люкнерхаус - большая парковка, большая хата, ресторан, бесплатные чистые туалеты (я набрал воды в гидратор на подъём - пока живой). Оставляем машину и ненужные вещи в ней, идём дальше пешком. Туда ещё ходит автобус (номер 916 или что-то такое), но откуда я не знаю. Я на 100% уверен что добраться можно на общественном транспорте из любого крупного города. Кемпинг везде запрещён, так что если припёрло - ныкайтесь где-нибудь под камнем или в кустах, а лучше рассчитывайте всё так чтобы ночевать на хатах. Подъём на Штудльхутте технически несложный, тропа хорошая и протоптанная, можно идти ночью или в тумане если надо (но карту на телефоне иметь обязательно - советую приложения maps.me & bergfex - второе имеет бесплатный период толи неделю толи месяц, так что ставьте прямо перед поездкой, иначе функционал урежется или просто заплатите 2-3 евро за месяц использования).
Парковка достаточно большая, уровень безопасности - норм, ценные вещи с собой, а за одежду я не переживал.
И на Люкнерхаусе и на Люкнерхутте есть вайфай и мобильная связь (на люкнерхаусе что-то хочет, на люкнерхутте работает без вопросов).

Кстати, скалы рядом с Люкнерхаусом пробиты (видел какие-то железки блестят) и достаточно крутые сами по себе.

К коровам не приставайте. Белую оградку не трогайте.

3. Подъём до Шьтудльхютте (Stüdlhütte)

Это метров 800 и часа три вверх (по табличкам), набор высоты с 2000м (люкерхаус) до 2800 (Штудльхутте). От Люкнерхауса сначала идёт тропа по правому берегу реки (если смотреть вверх) или автомобильная дорога по левому, ночью и в дождь идите по дороге, в хорошую погоду - где хотите. Тропа хорошая, протоптанная, в развилках указатели, технически несложная (каски не нужны, пешком всё идется), чисто набор настроение подпортит (если вы заехали на машине или автобусе на 2000 а потом идёте пешком на 2800 в тот же день то может придавить). Забегая вперёд - меня придавило.

Спустя метров 200 (высоты) есть Люкнерхутте (Lucknerhütte), небольшая хата где есть ресторан, наверняка туалет и вода (не пользовался) и возможность отправить вещи подъёмником на Штудльхутте.

Услуга эта стоит 5 евро и работает только в безветренную погоду. В теории там можно завезти и человека, но я не знаю подробностей, может это вип-услуга. Чтобы этим воспользоваться надо выйти в домик чуть над Люкнерхутте, найти там говорилку (кнопка как в лифте или в поезде), нажать её, подождать пока ответят и спросить можно ли отправить рюкзак. Нам сказали нет, ветер, тащите сами, мы такие "ну вооот" и пошли дальше. Так-то было бы прикольно скинуть пару рюкзаков с едой и железом и подняться налегке, только с запасной одеждой, водой, аптечкой и так далее. Подъём от Люкерхутте до Штудльхутте больше двух часов, по дороге есть только одно место где можно спрятаться от дождя (чуть ниже середины, большой нависающий камень), так что совсем без рюкзака я бы себя неуверенно чувствовал.
На Stüdlhütte надо зайти внутрь в помещение где висят треккинговые палки, потом первая дверь налево - вонючая комната с обувью - оставить там обувь, взять белые общаковые тапки и дальше идти уже в них. В обуви в хату нельзя, огребёте. Идём прямо, находим ресторан, сдаёмся им, они говорят что делать дальше. Нужен английский или немецкий. Если не понимаете что вам говорят то берёте браслет, улыбаетесь, киваете и в последний день приходите все вместе и суёте им браслет и много денег.

4. Шьтудльхютте (Stüdlhütte)
Важные детали:
* забита, резервируйте заранее
* внутри хаты нельзя никакой открытый огонь (пожаробезопасность). Горелки официально 200 метров от хаты, фактически - там каменная стеночка построена, мы за ней готовили. Раньше хаты горели, поэтому сейчас, когда огонь запретили, они не горят.
* в комнатах нельзя есть никакую еду (чистота). я не совсем понял можно ли есть в принципе в помещении (в коридорах например), я иногда сидел на лесенках в коридоре и жрал колбасу или вафли, но горячую еду мы ели на улице (там есть скамейки и столы). Мне кажется что яблоко сожрать можно, но если люди начнут проливать чай на кровати то это будет обломно.
* кошки и ледорубы нельзя поднимать на второй этаж (безопасность, чистота - хз). Внизу есть ящики с замочками, ключ можете попросить и оставлять там ценные вещи. Но у меня сложилось ощущение что всем пофиг, все бросают острое железо где попало на первом этаже, я тоже бросил, не спёрли. Если затаскиваете кошки наверх то хотя бы прячьте их в рюкзаки. Самое сложное потом утром это не забыть, если рюкзак собирается с вечера.
* есть свою еду в ресторане нельзя, но там можно купить и есть. Он у них не очень большой, вечером забит, можно подсаживаться на полупустые столы если пустых нет.

Туалеты хорошие, чистые, на первом и втором этаже (на втором чище и уютней). В раковине можно помыть голову (немного шокировав немцев рядом) и ноги, но лучше это делать в гордом одиночестве. Бумага туалетная есть, за этим следят. Мыла общакового нет. Душ стоит 4 евро за 3 минуты воды (жетоны в ресторане), мы не пользовались. Вода есть горячая и холодная, пить можно из-под крана. При этом горячая вода достаточно горячая (если пропустить немного), поэтому если сами себе что-то готовите то набирайте горячую, скипит быстрей в два раза.

Розетки есть 4 шт около ресторана и одна на третьем этаже (возьмите тройник если есть возможность). Может ещё есть, я не нашёл. В нашей комнате номер 4 не было.

При заезде вам выдадут чип-браслет на который вы будете покупать еду, и попросят прийти с ним и расплатиться в последний день вечером. Если хотите ужинать - сначала ужинайте и покупайте пиво, а потом уже платите за всё вместе.

Люди начинают просыпаться с трёх до шести утра и уходить, ложатся спать в 9-10 вечера. Днём в хате почти никого нет, ночью забита. Будьте людьми и старайтесь рано утром или поздно вечером не шуметь в комнатах, разбирайте железо в коридоре, используйте красные диоды на фонариках когда ночью ходите, закрывайте дверь в коридор и так далее. Немцы и австрияки (которых 90%) вообще очень милые и вежливые стараются быть. По секрету скажу что в 4 утра в душевой можно запереться, открыть окно и быстренько себе скипятить воду на кашу и кофе, но если из-за вас сгорит хата или вас поймают - огребёте.

Ели мы сами, но нас придавливало иногда и мы почти не ели. Сейчас я скажу что завтрак точно надо делать себе самостоятельно (заливать овсянку из пакета и делать чай) по финансовым соображениям. А ужин можно и заказать если есть аппетит и вы успели на него.

Кормят с пяти утра, еду варить перестают в 8 вечера, пиво наливают до 10 примерно. Около девяти утра по хате ходит улыбчивая девушка и убирается везде. Литр кипятка нальют только если вы член их альпийского клуба за три евро. Пиво стоит 4.50 (разливное хорошее 0.5 литра), шнапс 3 евро. Питьевая вода - бесплатно из-под крана, местная (из ледника чуть выше). Вообще если не зажать эти 40-44 евро за двухразовое питание и ночлег то будете кататься как сыр в масле, но я сейчас понимаю что если бы мы это заказали то у меня все ужины бы просто улетели (первый день придавило и есть не хотелось, второй день нормально себе сами сварили, третий день придавило). Перекусы на маршруты как обычно, внизу покупаем себе орешки, чернослив, вафельки, батоны и так далее.

Вообще хата крутая. Для рублеговорящих людей может показаться дороговато, но с сервиса офигеть можно (в положительном плане). Когда мы по незнанию положили кошки на балкон нашей комнаты пришёл чувак и наругался, заставил убрать. Я думал что когда они сказали что кошкам нельзя это только комнат касается, но на балконе их сушить тоже нельзя (пусть внизу сохнут). Зато верёвка на балконе сушится отлично. Кстати, дверь на балкон немного тугая на закрытие, любит когда с ней пожёстче обращаются.

Ночью достаточно тепло (иногда душно), спальники не нужны. Вам выдадут два пледа и одну подушку (без постельного белья), если хотите спите прямо на них, если хотите - приприте с собой такой гигиенический чехол или просто пододеяльник с дыркой сверху и спите в нём. Кровати умеренно чистые - если не принюхиваться то всё отлично, если в первую ночь принюхаться то может что-то и будет, а потом вы уже будете грязней чем эти кровати.

5. Акклиматизация до Эксгерцога (Erzherzog Johann Hütte), первый полный день

Нам хватило мозгов в первый полный день просто погулять акклиматизационный выход на хату которая стоит уже на одном из гребней (высота 3400). Сначала метров 100-200 по тропе, потом метров 100 ледника, остальное - простые пешеходные скалы с двумя ферратовыми участками в начале и в конце. Я очень советую эти ферратовые участки лезть свободным лазанием чтобы немного разлазаться, но на спуске если торопитесь то просто бегите по троссам. В сухую погоду они совершенно не нужны, но если мокро или лёд то пригодятся. Ещё для некоторых новость что обычные самостраховки не работают на ферратах как ожидается - на вертикальных участках можете не щёлкаться, если улетите то вам самостраховка не поможет (80 кг летят три метра свободным падением на 60 см ус ввязаный узлом в систему - сами считайте что с ними будет и какой там фактор), на горизонтальных - нормально, но лучше иметь из динамики.

Если видите спокойного хорошо одетого чувака с круглой нашивкой UAGM (или что-то такое, какой-то там UIAA mountaneering guide association) ведущего 1-3 клиентов на верёвке или без, с кошками или без - это наверняка гид, он наверняка знает куда идёт и как это делается.

Ледник там взрослый и улететь можно как в него так и с него (в некотрых местах), так что думайте головой, одевайте кошки, связывайтесь если есть возможность. Там будут протоптаны тропы, но их может засыпать. Мы когда утром шли на нашу 3а пешком мы не связывались, но шли по тропинке. Потом я сошёл немного с тропинки на 10 метров, нашёл охеренную трещину засыпанную рыхлым снегом и больше с тропинки уже не сходил. В конце лета открытый и можно идти развязанными по тропинке, но ситуация быстро может поменяться и всё уже начнётся по-взрослому. Не смотрите что люди ходят в кроссовках и с лысиной вместо каски, или что гиды ведут клиентов без кошек - это их проблемы и они дорогу знают. Солисты в Альпах улетают регулярно, гиды с клиентами редко но целой своей недосвязкой.

В общем до хаты 3400 мы спокойно сходили в очень спокойном темпе (нас в этот момент было 4), подышали, спустились на наши 2800 и отдохнули. Железо - на связку на ледник, скальное не нужно вообще. На верхней хате есть бесплатный чистый туалет, ещё говорят что они продают воду, но у меня была своя. Кормят и наливают, естественно. Чай три евро вроде стоит. Можно там заночевать. Вид хороший в обе стороны. Вайфая по-моему нет, но хорошо берёт мобильная связь. Через эту хату идёт спусковая тропа с самой горы, поэтому там достаточно много народу.

Очень советую писать трек подъёма, потому что когда мы на второй день спускались в этом же месте то чуть поплутали в тумане на морене. Тропа на интернет-картах не совпадает с реальной, иногда есть хорошие туры, иногда нет. Без телефона с картой и GPS было бы грустненько.

Если в этот день есть время - сходите в сторону Штудльгратта, хотя бы до ледника, чтобы запомнить дорогу и в темноте на следующий день проще было.

7. Штудльграт, второй полный день

Тут нас уже трое.

Если на хату эксгерцога надо идти направо с Штудльхутте, то на нашу 3а надо идти прямо вверх на холм (есть указатель). Сначала минут 30 подъёма по осыпным некрутым плитам (есть что-то вроде тропинок, стрёмно если скользко), потом немного по гладкому до ледника, потом ледник метров 200 (взрослый, связки, трещины, кошки, ледорубы), потом уже по описанию маршрута по гребню. В хорошую погоду народу идёт много, до жёлтой таблички надо просто найти себе тропу, а потом уже идти по царапинам от кошек и пробитым местам.

Если идетё хорошо то можно встать в 5-6, если не уверены то вставайте в 4 и выходите пораньше (мы вообще очень умно поступили встав в 4 и выйдя в 5:05).

Описание маршута на австрийском https://www.bergsteigen.com/touren/klettern/stuedlgrat/
Переведите его, прочитайте и читайте дальше.

По леднику подходим под маршрут (по тропе и навигатору если нужно), потом начинаем лезть очень простые скалы до жёлтой таблички. Берга в конце сентября я не видел, проблем с ним не было. По левому склону гребня как-нибудь лезем до жёлтой таблички под начало маршрута. На жёлтой табличке написано "Если до этого места вы шли с Штудльхутте больше 3х часов то разворачивайтесь, детская часть кончается тут, отсюда можно безопасно спуститься, дальше будет нельзя и дальше уже надо лезть нормально". Могу сказать что авторы таблички знают о чём говорят. Если вы на табличке позже 10 утра то вам надо было идти классикой.

Самое важное что надо запомнить: маршрут популярный, и правильная дорога выцарапана кошками. Это заметно если приглядеться и очень помогает в навигации (у нас с ней проблем не было, разве что до таблички я этого ещё не заметил и мы лезли где-то не там).

Маршрут пробит на 100% но для хорошей погоды (шлямбуры каждые 7-12 метров в воздушных местах). Двоечные скалы и плоские места естественно не пробиты. Имеет смысл связаться длинной верёвкой, чтобы между лезущими было что-нибудь материальное. Мы всё шли одновременно, в трёх-четырёх местах страховали на оттяжке через узел УИАА (если следующий лезущий просит или если первый считает что не хочет быть сдёрнутым в этом месте). Лидера не меняли.

Так, за жёлтой табличкой сразу вверх такой микро-камин (3 UIAA) с двумя железяками для помощи и шлямбуром куда надо щёлкнуть оттяжку, дальше тоже какие-то шлямбуры есть. Рядом с табличкой есть удобная площадка для поесть, попить, отдохнуть и если там шагнуть за камень на западную сторону то и не только поесть/попить. С туалетом кстати проблем на маршруте нет, всегда можно найти плоское место, но сильно там не засирайте.

За камином чуть направо, там дальше лезем по схеме и по царапинам от кошек, лезем лезем до места которое на карте "3 А0". Там висит вертикальный тросс, если вас придавило высотой то место будет физически сложным. Держитесь за тросс если хотите, лезьте дальше по царапинам. Если у вас нет ферратового амортизатора (у кого он есть) то не щёлкайтесь в тросс самостраховками, а страхуйтесь оттяжками в шлямбуры и своей основной верёвкой (если надо - объясню почему в комментарях, мне лень сейчас).

Пролезаем это место, отдышимся и дальше по царапинам. Первую половину маршрута лезется по западной стороне (тень) в основном. Иногда можно стопнуть пофоткаться, мы торопились и почти этого не делали. Огороды, огороды, и подходим до такого интересного места (Platte).

https://www.youtube.com/watch?v=23gljNac2W0 вот видео где чуваки фигнёй страдали в этом месте. Я облазил по плите и страховался в шлямбуры.

Это такая пробитая плита на большом камне, за которой идёт другая лежащая пробитая плита. Первая смотрит на запад, другая освещена солнцем. Место красивое, тёплое. Лазание несложное (3 УИАА), но немного ссыкотно - ноги на трение, руки на шикарных отколах. У меня такое ощущение что один шлямбур там лишний (второй по счёту), но там всё так хорошо пробито что лезется норм. Мне было немного ссыкотно но несложно вообще, мои спутники там немного дольше висели. Когда на первом конце лезешь то особо не расслабляешься, пролезть бы уже и отдохнуть в спокойном месте, а второй-третий видимо видит верёвку перед собой и расслабляется (и пофиг что полетит вниз мятником всё равно :-) )

Потом там немного блуждаем по смешным местам (красиво, гладко) и лезем дальше. В одном месте надо лезть между камнем и камнем так что появляется ощущение что ты только что родился из этого камня.

Platte mix Fixseilen - горизонтальное место с троссом (метров 10 всего). Место хоть и горизонтальное, но до него надо ещё долезть. Там есть две помогательных железных палки, кусок верёвки, кусок тросса, но учитывая высоту (ближе к 3700 уже) будет достаточно силовым - надо вышагнуть, взяться, чуть подтянуться руками, перехватиться и ещё раз подтянуться на скале градусов 70 без особых зацепов под ноги. Первый пусть перед ним хорошо отдышится, второго имеет смысл пристраховать с тросса. Девочка этот четырёхметровый вертикальный кусок лезла с 5 стопами, мальчик с одним или двумя (не помню). Всем очень понравилось, все были радостные и счастливые (хаха). Отдых - самостраховкой в горизонтальный тросс или шлямбур, отдышались и потом очень простым траверзом направо по троссам.

Потом огороды на вершину (не пробито, легко).

Я тут не пишу особо подробное описание маршрута потому что эти царапины кошек вообще решают все проблемы. Но если выпал свежий снежок и вы их не видите - мои соболезнования. Возможно перед вами пройдёт гид с клиентом, а возможно будете лезть нормально, ориентируясь по схеме машрута и собственному представлению (схема по ссылке на австрийский сайт, текст копируется гуглтранслятор).

Из железа: верёвка на связку (связывайтесь подлинней, между нами было метров 10 и было очень удобно - учитывая что пробито каждых метров 7-10 где это нужно), побольше оттяжек (чем больше возьмёте тем меньше раз лидер будет ждать последнего и забирать железо, у нас было 7 коротких и 5 длинных), штук пять петель + индивидуальное снаряжение.

У нас ещё был набор из 6 френдов (сунул только 1) и 6 ходовых стопперов (не пригодились). Но если бы погода чуть подпортилась, стало бы мокро или выпал снег то всё это бы ушло на промежуточные точки и я бы закладывал гораздо больше. Так что мысли "нафига я это тащу" у меня не было. Плюс мы взяли больше петель чем надо. Маршрут отколистый, теоретически вам хватит только петель на страховку. Плюс железо на ледник как обычно. Лёд хороший, буры держать будет. Лёд идётся одновременно, крутых участков где надо страховаться бурами нет, все более-менее крутые места под снегом.

Вода только на хатах, с собой берите на весь день. Гидраторы наруливают - лезешь, попил, лезешь. Люди с водой в рюкзаке сначала ленятся его снимать каждые полчаса, а потом киснут от обезвоживания. Ледник на подходе утром подмёрз и жидкой воды там не было, на маршруте была пара снежников (грязненьких), на вершине можно найти пару кусков снега погрызть если припёрло, спуск частично через ледник где вода уже есть.

На вершине плоско, большой железный крест, хорошая панорама и обычное для меня одновременное желание блевать и валить вниз уже наконец-то сколько можно тут сидеть. Но с полчасика мы там просидели.

Кстати, спуск стрёмный но пробитый вертикальными железными палками, за которые все страхуются накидывая петлю основной верёвки. На спуске бывают пробки. Сложность примерно 2 УИАА (аккуратно лезется вниз в связке). В самом конце спуска, там где указатель "хата туда" в кулуар, имеет смысл надеть кошки - там будут куски снега сбитого в лёд, куски грязи, лёгкое лазание. Если бы я надел кошки сразу то был бы гораздо счастливей (их всё равно придётся надеть). Этим кулуаром до ледника, там немного вниз, вниз, по тропинке, вниз и на ту хату где мы вчера акклиматизировались.
Кто-то пытается тут дюльферять, но быстрее слезть связкой, можно даже страховаться иногда оттяжками или петлями.

На хате 3400 можно отдохнуть, снять ботинки, просушить ноги, попить чай или сожрать суп (если в вас лезет еда вообще) и идти дальше (спуск до Штудльхутте ещё часа три). На спуске с ферраты на ледник будет мощный берг который каким-то чудом ещё не провалился (я думаю потому что зимой снег утаптывают и лето он держит).

Поскольку меня в этот день опять придавило то за целый день я сожрал кашку с кофе на завтрак и два литра воды. Аппетит вернулся уже на хате часов в 10, ночью ходил ел колбасу и яблоки и вафли.

Мы шли этот маршрут очень долго (вышли в 5 утра, до таблички шли 5 часов, на вершине были в два, верхняя хата в 6 вечера и домой вернулись к 8 вечера). Очень много времени убили на спуск из-за очередей и просто лезли медленно. Нормальное время на машрут такое чтобы в три часа вы уже были на Штудльхутте. Имеет смысл работать над физухой, акклиматизацией и лазанием по простым скалам. Для успешного хождения таких маршрутов надо бежать скалы сложности 2 УИАА и просто быстро идти троечные. По поводу сложности я ничего не скажу ибо не разбираюсь в российской классификации, а УИАА смотрит на самый сложный участок (3) и оценивает весь маршрут по нему (без учёта высоты и подходов). Другой товарищ с более выраженным опытом на Кавказе сказал что 3а тут есть точно.

С Штудльхутте до Люкерхауса спускаться час-полтора в хорошем темпе.