Путешествие к подножию Белухи на собачей упряжке

Пишет Михаил Репин, 03.03.2019 05:27

Идея похода на собачей упряжке к подножию Белухи зрела на протяжении пары последних лет. Автономное путешествие по красивейшим местам Горного Алтая в компании четвероногих, преодоление трудностей и встреча с дикой природой, все по классике Джека Лондона. В наш век моторизованных самоходных саней и скоростного интернета, для человека осталось не так уж много мест, где можно побыть наедине с собой и насладиться окружающим миром. Зимний маршрут к высочайшей горной вершине Сибири проходит от деревни Кучерла, через перевал Кузуяк и далее по долине и замерзшему руслу реки Аккем. В некоторые зимы «Высотник» в буквальном смысле строит снегоходную дорогу прямо до Аккемского озера, однако многочисленные хрупкие снежные мостики довольно скоро разрушаются под всепроникающими лучами февральского солнца.
В нашу команду вошли настоящие смельчаки, истинные ценители рискованных приключений, опытные мохнатые атлеты, тщательно испытанные годами тренировок и спортивных состязаний - 5 собак из семейства сибирских хаски. Мы выдвинулись с окраины Кучерлы в утреннем часу, сорвались с места и понеслись быстрее ветра в направлении к перевалу Кузуяк. В среднем ездовая собака способна тащить около 20 кг груза, однако речь идет о ровной поверхности, нам же предстоял набор высоты около 1500 метров до конечной точки нашего путешествия. Поэтому, несмотря на первоначальное бурное проявление радости вскоре пришло осознание что впереди тяжелый труд. Впрочем, это относится в равной степени и к каюру, ведь все подъемы приходилось преодолевать на своих двоих.
Теперь оставлю лирику и опишу некоторые технические детали для тех, кто захочет повторить подобную экспедицию:
1. Перевал Кузуяк. Подъем от Кучерлы изнурительный и длинный, на нарте заехать не получится, придется идти/бежать самостоятельно чтобы не перегружать и перегревать собак. Продолжительность подъема около 40 минут при условии хорошей физической формы. Спуск с перевала затяжной и довольно крутой, полностью проходится на мягком и жестком тормозе. По пути встречаются продолжительные участки наледи, на которых тормоза не работают. С груженой нартой это довольно экстремально. Ближе к Аккему после крутого спуска находится животноводческая стоянка, необходимо тщательно контролировать собак чтобы они не сорвались в погоню за овечками и телятами.
2. Русло реки Аккем. Дорога каменистая, сильно петляет, по пути множество промоин и ледовых участков. В нескольких местах русло сильно сужается, приходится буквально протискиваться между крупных валунов и отвесных стен каньона. Рукотворные снежные мостики к концу февраля сильно подтаивают. Есть несколько участков с наледью и маленькими ручейками, которые бегут поверху и пересекают дорогу. В пути попадается много следов и признаков присутствия живности, разнообразных лесных обитателей. Дорога по руслу идет с постоянным набором высоты (1000 метров), поэтому расслабиться не получится. При движении вниз по руслу Аккема скорость выше, но приходится много маневрировать и балансировать на сложных участках и поворотах.
3. Аккемское озеро и долина Ярлу. Перемещение по озеру относительно безопасно, ближе к часовне попадается много скальника, есть участки открытого льда, на которых собаки сильно поскальзываются. Долину Ярлу можно пройти полностью вдоль и поперек, в верхней части долины вдоль русла реки встречаются продолжительные обледенения. В целом - это отличный дикий маршрут для каюров, которые имеют подготовленную, обученную упряжку и хорошую физическую форму. Общее расстояние в одну сторону составило 40+ км, набор высоты 1500 м, время в пути: 6 часов.

и еще немного фото
Путешествие к подножию Белухи на собачей упряжке (Горный туризм, горный поход, по Алтаю на упряжке, сибирские хаски)Путешествие к подножию Белухи на собачей упряжке (Горный туризм, горный поход, по Алтаю на упряжке, сибирские хаски)Путешествие к подножию Белухи на собачей упряжке (Горный туризм, горный поход, по Алтаю на упряжке, сибирские хаски)Путешествие к подножию Белухи на собачей упряжке (Горный туризм, горный поход, по Алтаю на упряжке, сибирские хаски)Путешествие к подножию Белухи на собачей упряжке (Горный туризм, горный поход, по Алтаю на упряжке, сибирские хаски)Путешествие к подножию Белухи на собачей упряжке (Горный туризм, горный поход, по Алтаю на упряжке, сибирские хаски)Путешествие к подножию Белухи на собачей упряжке (Горный туризм, горный поход, по Алтаю на упряжке, сибирские хаски)Путешествие к подножию Белухи на собачей упряжке (Горный туризм, горный поход, по Алтаю на упряжке, сибирские хаски)

и пара видео

Очень люблю этот район! Но зимой,к сожалению,побывать там не удавалось. Есть планы в этом году сходить туда в начале апреля. В связи с этим вопрос тем,кто был там весной:какое состояние тропы и много будет снега или нет? И вопрос к автору: зимует там кто-нибудь или нет?

В начале весны по аккемской тропе будет много грязи и местами снег. На озере круглый год живут сотрудники метеостанции, связь с ними есть, но не стабильная, поэтому если рассчитываете остановиться на гмс, лучше договариваться заранее.
Сейчас на Аккеме только начальник метео и Володя Стрелков в одной из бочек МЧС

плюсую, хоть что-то интересное... а то только тухлые пенсионеры в каждой ветке елозят, создавая иллюзию заинтересованности.

Фуу, как Вы грубы.

я старый солдат, я груб, я не знаю слов любви ))
но я всегда отплюсую достойный пост
всяко интереснее, чем читать пенсионеров, у которых белка с колотушкой лучшие друзья

Спасибо что поделились, приятно было ознакомиться

Спасибо,Михаил! Про Володю и хотел узнать. А про тропу: ходил в начале мая туда и в середине обратно. Было относительно сухо. Клещей только тьма. А вот как будет со снегом в начале апреля? Что на ноги одеть?

Володя этой зимой курсирует между Аккемом и метеостанцией Кара-Тюрек, говорил что после моего отъезда пойдет на Кара-Тюрек и вернется на озеро ближе к апрелю.
В этом году много снега, в апреле он как раз будет активно таять. Если идти в трекинговых ботинках, то только с гамашами, а в идеале в ЭВА сапогах.

"Если идти в трекинговых ботинках, то только с гамашами, а в идеале в ЭВА сапогах."

много лет мучился мокрыми ногами при хождении по снежной жиже (март-апрель) в трекинговых Lowa с Гортексом и c гамашами (походы всегда по три-четыре дня), пока не посоветовали купить тот тип ботинок, который называется "canadian boots". купил такие боты марки Сорел, кстати, за менее чем полцены треккинговых бот, теперь никаких проблем, ногу весь поход сухие. привлекательно и то что canadian boots стоят существенно дешевле чем трекинговые ботинки.

Если речь идет про алтайские тропы, то здесь на 99% маршрутов присутствует грязища в огромных количествах. После дождя и коней тропа превращается в хлюпающую фачу, в которой можно смело похоронить все без исключения треккинговые ботинки, вне зависимости от бренда, пропитки и степени гидро/пароизоляции. Поэтому зачастую половину похода треккинговая обувь едет в рюкзаке, а на убой в грязевом ралли используются карематовые сапоги или кроксы.

Михаил,большое спасибо за исчерпывающий ответ! Буду готовиться.