Статья-отчет: Фишт, Лаго-Наки.

Пишет MOX, 21.02.2019 15:24

В этой небольшой статье я попытаюсь рассказать о своём опыте посещения горы Фишт и плато Лаго-Наки. Данное место очень хорошо для получения первого альпинистского опыта. Поэтому и статья больше рассчитана на новичков, которые решились на этот шаг и хотят получить ответы на свои вопросы. Опыт мой заключается в 15ти активных дней похода (июль 2018г) и подъеме на три основные вершины.

Статья-отчет: Фишт, Лаго-Наки. (Горный туризм, оштен, пшеха-су, кавказ, ледник, поход, горы)
Так же прошу сильно строго меня не судить, так как это мой первый опыт написания подобных статей.
Итак. Плато Лаго-Наки сформировано тремя основными вершинами – Фишт(2867м.), Оштен(2804м.) и Пшеха-Су(2743м.) и расположено в среднем на высоте 2000 метров. Известность этому месту придают, так называемые, альпийские луга, распространенные на плато. А так же интерес представляет Большой Фиштинский ледник, расположенный на северном склоне горы, который не тает полностью, даже в самые жаркие летние месяца. Интерес к леднику, возникает в связи с возможностью получения на нем ледового опыта.
Задачей моего похода было посетить все три вершины. Да и вообще, посмотреть в этом месте, как можно больше всего. Далее опишу нюансы, что бы сделать посещение для новичков более легким и безопасным.
Транспорт и заброска.
К плато можно подобраться с нескольких сторон. Я же использовал подход от поселка Гузерипль (старт) и подход от поселка Солох-Аул (финиш). Оба они достаточно удобные, живописные и не требуют больших финансовых затрат для заброски.
Что бы заброситься со стороны п. Гузерипль вам нужно добраться до города Майкоп. Это столица Адыгейской республики. Если вы едете из далека то ваш поезд дойдет, скорее всего, только до станции Белореченской. От туда до Майкопа рукой подать, но все же это разные населенные пункты. На Белореченской можно пересесть на поезд «Ласточка» и проехать одну остановку до Майкопа. Мероприятие вроде простое. Но осложняется тем, что поезда с некоторых направлений прибывают в Белореченск только в вечернее время (в районе 9 часов вечера), а значит, в Майкоп вы попадете только к 11-12 часам вечера. Внимание! Ж/д вокзал города Майкопа закрывается на ночное время! Что конечно очень неслыханно. Но с этим ничего не поделаешь. И туристу, который привык, что на любом ж/д вокзале страны можно переждать ночь, делать нечего. Теоретически можно провести ночь в какой-нибудь гостинке, а утром уехать на автобусе до п. Гузерипль. В таком случае главное не забыть что Майкопский автовокзал и Майкопские автокассы – это абсолютно разные вещи. И вам буден нужен второй вариант. Практически же выгоднее сразу же возле ж/д вокзала взять машину. Благо местные таксисты и разного рода извозчики уже поджидают таких как мы. Конечно, не стоит падать к первому встречному таксисту. Тем более что на площади перед вокзалом их в изобилии. Обычно на вопрос о цене до п. Гузерипль таксист отвечает суммой в 2500р. Но легко торгуется до 2000р. Легковая машина берет по 2 (с большими рюкзаками) либо по 3 (с не очень большими рюкзаками). Поэтому если раскинуть цену машины на 2-3 человек, получается достаточно бюджетно. Дорога достаточно живописная, но если ехать ночью, практически ничего не увидишь. Маршрут на машине составляет примерно 80км, но большую часть нужно двигаться по серпантину, поэтому скорость будет не более 50-60км/ч и дорога займет 2 часа.
Если хочется добраться до гор побыстрее, то можно доехать на такси до базы Яворовая поляна(N44*00’34”; E39*59’44”). Там есть кафе с очень вкусными блинами и платная парковка со шлагбаумом. Это будет конец асфальтированной дороги и начало похода. На дорогу до базы нужно свернуть направо перед мостом, чуть-чуть не доезжая до самого п. Гузерипль. Если же лишних денег на такси нет, то по дороге на базу ездят лесовозы и лесотехнические погрузчики. В большинстве случаев, водитель может подбросить до развилки, где ЛЭП уходит вправо (это будет основной набор высот). Дальше идем пешком.
Как на Яворовой поляне, так и в Гузерипле можно найти место под палатки. Иногда таксисты сами показывают, где лучше встать.
От Яворовой до подножия Фишта – 1 день хода, от п. Гузерипль – 2 дня, но первый день достаточно сложный.
Выброска от поселка Солох-Аул даже немного проще, чем заброска от Гузерипля. От подножия г. Фишт до поселка примерно два дня хода. Но я бы оставлял три дня. Так как затяжные спуски тоже сложны.
Вечером 2го или 3го дня вы должны подойти к деревне Бзогу. В ней есть спуск к реке Шахе. Который, очевидно виден с дороги. В этом месте очень часто на берегу стоят палатки. Там можно сделать ночевку. Так же ночевать можно перед самим Солох-Аулом, у ручья «Скалистый» (N43*48’16”; E39*41’23”). Там есть место только для 2-3 палаток.
На следующий день, желательно ранним утром, нужно идти в Солох-Аул на автобусную остановку (N43*48’04”; E39*40’32”). Путь до остановки по поселку не очевиден. Но в основном все дороги ведут к ней. Желательно, нужен, какой-либо навигатор.
От остановки идут автобусы как до ж/д станции «Дагомыс», так и до самого Сочи. Расписание этих автобусов не понятное. НО! Данные автобусы возят людей из поселков в Сочи на работу. Поэтому если прийти к остановке в 6ть часов утра, то вы в любом случае, попадете на какой то утренний автобус.
Автобусы эти достаточно комфортные и едут быстро (по серпантину чересчур быстро). Но в любом случае поезд из Сочи должен быть не раньше 12ти часов дня. Стоимость проезда (один человек + большой рюкзак) варьируется от 120 до 200р. Что достаточно бюджетно.
Вершины.
(здесь описаны самые легкие из возможных вариантов подъемов)
Фишт. Подъем на Фишт выполняется радиальным выходом. Старт от одноименного приюта. Подъем и спуск занимают 5-8 часов у подготовленного физически человека и до 15ти часов у не подготовленного человека. Стартовать лучше в 3-4 часа утра. Как и положено, по правилам восхождений. Если не успели до 5ти часов, то старт лучше отметить.
Маршрут начинается с перехода реки «Белая» (мост), в восточном направлении. Затем сразу после моста поворачиваем налево, в сторону перевала. На первой половине пути присутствует очевидная тропа, не требующая маркировки. При подъеме примерно на 1750м. вам попадется очевидная развилка с камнем и нарисованными на нем стрелками. Поворачиваем налево. При выходе на основной склон горы тропа заканчивается. Но есть маркировка краской до самого ледника. На этом участке есть два места с провешенными перилами, облегчающими подъем на крутых участках.
Ледник. Это самый сложный участок подъема. Сложность прохода по леднику во многом зависит от сезона и предшествующей (на несколько месяцев назад) погоде. Кошки для прохода по леднику – обязательны!!! Так же желательно иметь альпеншток с прямой рукоятью. При отсутствии альпеншток могут заменить трекинговые палки. Некоторые «ловкачи» умудряются подняться и без кошек и без альпенштока или палок… Да это возможно. Но велика вероятность получения травм во время срыва (если таковой случится).
Вариантов прохода по леднику – очень много. Здесь нет какой либо тропы. Я опишу – как поднялся я.
При выходе на ледник практически сразу начинаем отклоняться вправо. И примерно через 20-30 минут ходьбы оказываемся на середине ледника. На юге от нас находится хребет, на который нам нужно подняться. Левее по хребту – вершина горы. Форма ледника из года в год разная, но скорее всего в правой его части вы увидите скальные выходы. Подъем на сам хребет нужно частично осуществить именно по ним или же правее них. Подъем на хребет «в лоб» очень сложен и требует обучения и отдельных навыков. При увеличении угла наклона ледника (после скал) более 30 градусов, двигаемся, втыкая альпеншток (ручкой в снег) перед собой, и постоянно имеем под собой минимум две точки опоры. При подъеме на хребет, поворачиваем налево и двигаемся до вершины.
Для движения по леднику (на случай облачности) необходим навигатор.
Максимальный угол наклона ледника в холодное лето может достигать 45 градусов.
Оштен. Подъем на г. Оштен достаточно прост. Но конечно требует физической подготовки. Выполняется радиальным выходом. Причем стартовать лучше, находясь уже на плато. Например, от стоянки на озере Пседонах. Нежели от приюта Фишт. Так как в таком случае вы избежите изнурительного подъема на Фишт-Оштеновский перевал.
Находясь на перевале нужно искать тропу на северо-восток. Она есть, хоть и не сильно протоптана. Далее держимся тропы и следим за маркировкой. После подъема на хребет вершина окажется чуть левее нас.
Пшеха-Су. Почему то, на эту гору мало кто стремиться подняться. Но вид, как с самой вершины, так и с хребта при подъеме достаточно хорош.
Подъем лучше так же начать от озера Пседонах. Доходим до перевала «Майкопский». И ищем тропу налево вдоль по хребту. Она заросшая и почти не видна. Но ведет почти до самой вершины. Затяжной и однообразный подъем кажется достаточно изнурительным. Но все это перекрывает великолепный вид с вершины на Большой Фиштинский ледник.
Тропы на Пшеха-Су со стороны Фишт-Оштеновского перевала нет.
Контингент.
(в данной части статьи я не хочу никого оскорбить, а лишь высказываю свое мнение, сложившиеся из моего походного опыта).
Контингент на Лаго-Наки, как и в любых горах, достаточно разношерстный. Но данный горный массив, по сравнению со всем остальным Кавказом, считается чуть ли не самым доступным и простым. И именно по этому, на своем пути вы встретите много людей, которые вообще не готовы к горам. Я скажу вам так. Мой поход длился 15ть активных дней. За это время я обошел всё Лаго-Наки. И за все это время я не встретил ни одного человека с навигатором или картой в руках (пускай даже навигатором в телефоне). Зато вопрос – «а вы не знаете, сколько идти до такого то места», там самый распространенный. И подобного разгильдяйства там много. Я, например, на второй день своего похода, под перевалом «Армянский», встретил двух детей 11-12 лет, которые не знали куда идти и были совершенно одни. А их руководитель тем временем был за перевалом (с другой его стороны!!!) и даже не думал их искать…
Обусловлено все это тем, что прочитав в интернете о том что Лаго-Наки это легко не уточнило по сравнению с чем легко.
Кстати на саму г. Фишт поднимется не более 5-7% всех людей, которые сидят у его подножия. Но зато где то на тропе почти все говорят «мы идем на Фишт», имея ввиду одноименный приют у подножия.
Конечно не все посетители Лаго-Наки такие. Есть очень опытные и грамотные туристы и альпинисты. И благодаря одному из таких людей моя попытка восхождения на Фишт увенчалась успехом. Спасибо (не знаю вашего имени).
Заповедник.
Итак. Подходя к плато, вы оказываетесь на территории Кавказского биосферного заповедника. И должны иметь при себе оформленные билеты на посещение. Билет стоит – 300р за 1 человека день. То есть если вы идете вдвоем на 15ть дней, то должны заплатить 9000р. За это вы получаете маркировку троп, сделанную еще в СССР, и возможность размещать свою палатку на поляне приюта, где есть общие навесы и краны с водой из ручья. На приюте Бабук-аул в эти деньги есть душ с холодной водой. А за доплату в 150р/чел вам эту воду подогреют на газовом котле.
Кстати фактически наши билеты проверили только один раз. На КПП в сторону Солох-Аула. КПП со стороны п. Гузерипль – нет. И никто ничего не проверяет.
Еще работники заповедника не разрешают вам организовывать стоянки в местах кроме приютов. Но это все просто слова. На самом деле, во всех тех местах где, как мне говорили работники заповедника, ставить палатку нельзя, стоят целые палаточные города до 30-40 палаток. А в одном месте даже какой-то непонятный дом.
Я же убил кучу времени(ушло почти 3 месяца), для того что бы как то дозвониться до заповедника и купить билеты за немыслимые 9000р, для нашего бюджета. Решайте сами.
Животные.
За время моего похода, я три раза видел стада горных козлов, одного бобра, один след маленького медвежонка и одного рыжего шакала, рыщущего по тропе. По сути опасность представляет только шакал. Но при правильном поведении она сводится к минимуму. Шакалы склонны собираться в стаи по ночам и выть (этот вой похож на крик ребенка). Помните об этом. Если не подходить к стае, сами они не нападают.
И еще... как бы не казалось смешно. На одной из стоянок в сторону Солох-Аула, ночью возникла проблема, в виде через чур активной(ну очень активной, никогда такого не видел) популяции мышей. Человека, как такового, они не боялись и заползали в рюкзак прямо на глазах и под звук брякающей посуды. Координаты этой стоянки, с сожалению, дать не могу.
В заключении.
Лаго-Наки место прекрасное и живописное. И идти туда стоит. Тем более если вы планируете взобраться на гору Фишт.
Напоследок, я бы порекомендовал (тем кто раньше не был на Кавказе) взять с собой по 2 «бафа» на человека. Там бывает страшная жара. «Бафы» завязанные на шею и голову – очень спасают!

Еще могу порекомендовать вот такое видео, получившиеся в результате моего приключения - https://www.youtube.com/watch?v=CplhDJLOQYk