Пишет toporchillo, 15.02.2019 11:28

В этой небольшой статье я расскажу немного о том, как ходить альпинистские маршруты чуть быстрее. Статья рассчитана на начинающих альпинистов, опытные посчитают это слишком очевидным. Так и должно быть, они же опытные. Тем не менее, комментарии приветствуются, вдруг я что-то забыл или не знал.

Альпинистские маршруты можно и нужно ходить быстро. Время - это один элементов безопасности: чем меньше времени вы находитесь в опасной среде гор, тем безопаснее ваше восхождение. На первый взгляд может показаться, что “быстро” равнозначно “опасно”, но можно ходить и быстро, и безопасно. Кроме того, многие маршруты нужно ходить либо быстро, либо никак.

Когда читаешь отчеты опытных альпинистов, то диву даешься: “КАК ЭТО ИМ УДАЕТСЯ?!” И одно дело Даниэль Арнольд - скайраннер, ски-альпинист, у которого МПК, как у олимпийского чемпиона. А другое дело Дмитрий Павленко, которому и лет немало. А если вы с ним побежите кросс, то может даже и обгоните, если бегаете регулярно. По крайней мере, не отстанете на круг или два. Но пройти за день два маршрута: 4Б и 5А не у каждого получалось.
Как сходить гору и успеть к ужину
Многие повторяют мантру: “Надо больше тренироваться.” Надо конечно, да только общая тренированность - это лишь один компонент. Есть и другие, не менее важные составляющие успеха.

1: Акклиматизация и адаптация

Если вы только приехали в большие горы, то какие могут быть забеги? Медленно, с передышками с двойным-тройным запасом времени сходить какой-нибудь короткий маршрут. Только обретя высотную адаптацию, можно рассчитывать на хороший темп на маршруте.

В малых горах, где высотная адаптация не требуется, тоже нужна адаптация. В скальном районе, например Крыму, нужно “разлазиться”: почувствовать себя раскованно на скалах, совладать со своим страхом - привыкнуть.

2: Знай, куда идешь

Для хорошего темпа на маршруте, надо маршрут знать, или хотя бы представлять, куда идти. Нужно разглядеть гору, лучше в хорошую оптику. Нужно изучить все доступные описания, узнать свежую информацию о маршруте и его состоянии. Даже если вы ходили этот маршрут в прошлом сезоне, за год все может поменяться, да и память человеческая ненадежна. Если заблудиться на маршруте, и пролезть одну веревку не туда, то времени впустую будет потрачено очень много. Это время уже не наверстать.
Наметить план

3: Нужен план восхождения

После того, как стало ясно, что вас ждет на маршруте, можно планировать свои действия. Нужно составить тактический план - тот самый, который так не любят писать альпинисты, но любят читать ответственные за безопасность альпсборов.

Выходить на маршрут нужно вовремя. Ледники, снежные склоны, гребни и кулуары быстрее и безопаснее проходить в предрассветной прохладе. По скалам лучше лезть, когда тепло.

Лучше заранее знать, как предстоит двигаться на каждом участке маршрута: по льду или по скалам, одновременно или попеременно.

4: Запас в технике - залог хорошего темпа

Если вы рассчитываете на быстрое восхождение, то на маршруте не будет времени осваивать новые технические приемы, или собираться с мыслями и силами, чтобы лезть сложный участок. Нужно просто лезть, используя навыки, доведенные до автоматизма.

Чтобы быстро и надежно лезть по скалам 5a категории, надо уметь лазать маршруты категории 6c и труднее. Благодаря запасу в технике (и не только), Сергей Нефедов и Максим Сотник сходили 5Б на Шхару за день. Маршрут они лезли одновременно.

5: Не теряйте время в “транзитных зонах”

Много времени тратится на разные остановки: снять лишнюю одежду, когда солнце вышло, развесить снаряжение перед технически-сложным участком, сеансы радиосвязи, немного отдохнуть, сделать фото и прочее прочее. Это все складывается часы - те самые часы, когда вы не движетесь по маршруту, а значит теряете время. Надо уменьшать время в “транзитных зонах”.

Можно снять лишнюю одежду и нанести крем от солнца сейчас, а можно потерпеть 10 минут, и сделать это вместе с сеансом связи. Питье лучше носить в гидраторе, если конечно нет угрозы замерзания. Так вы сможете пить когда вздумается, не тратя время и силы, чтобы снять рюкзак. Даже во время страховки можно успеть попить через трубочку. Перекус по этой же причине лучше разложить по карманам. Если носить компактный фотоаппарат в кармане, то можно сделать пару кадров на ходу, только без ущерба безопасности.
Как сходить гору и успеть к ужину
Фото на ходу на гребне Тютю-Баши (Кавказ)

6: Оптимизация снаряжения

Пожалуй, самый очевидный способ идти быстрее - уменьшить вес рюкзака, т.е. не брать лишнего и использовать облегченное снаряжение. Только не стоит доходить в этом аспекте до фанатизма - не надо облегчать снаряжения в ущерб надежности. И не стоит идти маршрут, имея минимальный набор страховочного снаряжения, небольшой запас страховочного снаряжения должен быть. Одна из лучших статей на тему минимизации веса доступна здесь. Учтите, что лучшее снаряжение — узкоспециализированное снаряжение. Например, некоторые альпинисты покупает одну веревку на все случаи жизни, и это часто 70-метровая динамика для спортивного скалолазания. В горах такая веревка непрактична: тратить силы ее таскать, тратить время на ее перекладывание и собирание в кольца. Лучше подбирать веревки под восхождения: для маршрутов, проходимых лазанием лучше взять двойную тонкую веревку. Если предполагается много перил, то нужна веревка потолще.

Подумайте, что из снаряжения нужно иметь каждому, а что можно взять на всю команду в единственном экземпляре. Например, крем от солнца можно взять один на всех. Два спальника на троих — более чем достаточно. А вот питье и перекус нужно иметь индивидуально.

7: Командная работа

Альпинизм - командный вид спорта, поэтому успех восхождения зависит от всех и каждого. С одной стороны, темп команды зависит от темпа самого слабого. Но с другой стороны, команда равных по силам альпинистов могут быть чрезвычайно быстрыми, особенно на длинных маршрутах. Советские альпинисты в командах по 6 и более человек ходили такие маршруты, которые до сих пор вызывают трепет. А 40 лет назад снаряжение было другим.

Вес командного снаряжения, приходящийся на каждого участника, меньше, чем в малых группах. Нести одну палатку на четверых куда легче, чем одну на двоих. Еще на сложных участках лидера надо разгружать, чтобы лез без рюкзака и иногда не в ботинках, а скальных туфлях. Если его снаряжение разделить на всех участников, будет легче каждому, особенно когда участников много.

Еще в команде можно и нужно помогать друг другу: отвязать ледоруб от рюкзака или достать очки из клапана друг другу куда легче, чем каждому снимать рюкзак.

Только ходить командой куда сложнее: команду нужно собрать, нужны совместные тренировки, нужна схоженность и дисциплина.

Если вышло солнце, и надо снять лишнюю одежду, то надо раздеваться одновременно. Если решили, что дальше по скалам удобнее лезть без кошек, то кошки надо снимать всем, без всяких: “мне удобнее в кошках”. Через 100-200 метров, когда скалы станут совсем сухими, в кошках будет уже не так удобно, а всем придется ждать того одного, кому было удобнее. Часто нужно жертвовать собственным комфортом во благо общего успеха.
Как сходить гору и успеть к ужину
В хорошей команде и в непогоду весело

Современная тенденция в альпинизме — fast and light. К сожалению, это словосочетание перевели на русский язык не совсем правильно: «быстро и налегке». Создается впечатление, что залог скорости — лезть на большую гору без запаса одежды, бивуачного снаряжения, почти без страховки. На мой взгляд, более точный перевод — «быстро и легко». Можно ходить маршруты быстро и с легкостью. Нужно лишь немного научиться. Учиться лучше у кого-то.

Александр Топорков, инструктор альпинизма, г.Рязань

Толково. А на фото, в пальто, кто? На язык просится - "конь".

Это плащ)

Ну пожалуй "не теряйте времени в транзитных зонах" можно отнести к более-менее "новому " совету. А так все советы взяты из советской методики обучения альпинизму. Мы это проходили ещё ... надцать десятилетий назад. И пользовались в работе с той молодёжью, с которой работали. Просто современная методика оказалась слабовата по сравнению с советской. ИМХО.

Может быть у вас есть что добавить от имени советской методики?

Приезжайте летом 3 июля в Нальчик. Оттуда едем в ущелье Хызни. Там намечено несколько первопроходов 2-3 категории трудности Там и обсудим методики. Увидим их на практике. Слабо?

Все же визитной карточкой "советской школы" были (и в некотором смысле остаются) восхождения большими командами в осадном стиле.

Не путайте тёплое с мягким. Осадный стиль и большая команда - не значит работать медленно!
Простой пример: маршрут 5Б Мышляева на Свободную Корею - в 1985 г. группа из 6 человек (Туркевич, Бершов, Автомонов, Василенко, Врейкис, Носков) с коронских ночёвок вышли в 4:00, в 15:00 были на вершине, а к 22:00 по пути подъёма спустились на ледник.

Можно я, вместо Валеры добавлю? Существовало правило: когда бройлер сильно активно в течении одного сезона набирал горы, на каком- то этапе, для роста категорий гор, требовался официально записанный в разрядную книжку разряд. В лагерях это не делалось, т.е. надо было вернуться домой, там оформить разрядную книжку, потом вернуться в лагерь. Что нереально. В то время это мне казалось маразмом. А, на самом деле, в этом был глубинный смысл. В голове накопленный опыт должен был "устояться", перейти в подкорку, приобрести качества "автоматизма". А для этого нужно было зиму с этим прожить, время надо. И это только один пример, навскидку.

Я не понял этой рекомендации. Чтобы быстрее сходить маршрут, надо уехать домой?

Это иная история, на мой взгляд не имеющая отношения к посту. Т.е. если ты хочешь быстро закрываться клеточки, то тебе специально ограничивали такие возможности. Что может и не плохо.

Для toporchillo: "глубше, глубше". Чтобы быстрее ходить маршрутЫ, ВСЮ жизнь, надо, время от времени, уезжать домой. А ежели цель быстро сходить 1маршрут, и очко железное, - фри-соло к Вашим услугам.

Такого "правила" НЕ существовало, поскольку в Правилах была сноска, допускающая продолжение восхождений на следующий разряд БЕЗ оформления в случае выполнения оного в текущем сезоне.

Возможно, Алишер. Но меня в юном возрасте отправили домой для оформления 2-разряда, с разговором: "оформишь, - тут же можешь возвращаться".

Очень по делу написано. Я бы добавил приоритетов.
С точки зрения ускорения ключевыми являются п.4 и 5. Они дают скорость всегда и независимо ни от чего.
п. 6 Это тоже очень важно. Причем не всегда речь идет о облегчении в прямом смысле слово. Помню как в какой-то момент мы перешли с 12 обычных оттяжек на 24 легкие. Вес не изменился, а все процессы на маршруте ускорелись. Ну и вообще, чем меньше веса, тем больше дает личная техника.
Дальше поставил бы 7, потому как все зависит от команды и маршрута. Можно придумать маршрут под двойку, а можно под команда. А можно даже под солиста. Но сильная команда, извините за тавтологию, это определенно сила.
1,2,3 имеют место быть. Очевидно, что когда ты лезешь на пике формы и точно знаешь куда, то это будет быстрее. Но если есть предыдушие пункты, то иногда можно быстро проскочить даже незнакомый маршрут в не самых лучших кондициях

Еще хотелось бы сказать про транзитные зоны, не упомянутые в тексте. Один из самых главных источников задержек - это треп на станциях и медленная передача снаряжения. Если отработать систему, в которой лидер приняв второго в течении нескольких минут начинает лезть, то это существенно сократить общее время восхождения.

залипание на станциях (не только при передаче, но и первого от момента прихода на станцию до начала страховки) может быть результатом накапливающейся усталости - поэтому п.1 и ОФП.

Не надо искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет:)
В подавляющем большинстве случаев, которые я видел, оно было связано с тем, что альпинизм - это не только и не столько способ проявить себя и помериться силами с природой, а скорее способ общения с друзьями в приятной обстановке с красивым видом вокруг:) И со временем ты так к этому привыкаешь, что когда решаешь пролезть в том же Крыму 4 маршрута за день, то почему-то сначала делаешь акцент, что надо будет быстро лезть. Хотя на практике трепашки за жизни в процессе передавашек снаряжения отнимают времени как лишние 2-3 веревки:)

В.А. Мальцев {мой инструктор} : "Скорость есть быстрая смена неспешно и тщательно выполняемых действий".
"Неспешно", в моем понимании - не суетливо.
Я это и внизу, в обычной жизни, проверял - работает.

Отличный список. Я бы добавила отлаженную систему коммуникации между участниками, а именно между лезущим и страхующим. В отсутствии прямой видимости иногда теряется время на понимание долез ли первый, сделал ли станцию, встал ли на самостраховку, можно ли стартовать второму. Естественно здорово иметь рации оки-токи или систему сигналов (подёргивание веревки не всегда очевидно). Однажды наблюдала двойку австрийцев, они общались свистами: первый свисток - встал на самостраховку, второй - станция и страховка готова. Работали очень эффективно.

Главное - соблюдать последовательность освоения приемов и накопления опыта. В альпинизме скачки от "написания косых палочек в строчку" к "сочинениям двустопного ямба" чревато потерями живых людей. Я к тому, что важна последовательность усвоения теоретического и практического материала. Зачем тебе навыки заложения френдов, если ты не можешь маршрут найти?! Сиди, и ничего не находи - целее будешь.
Была хорошая, старая, добрая, скучная Программа подготовки альпинистов. Регламентировала: научись сначала шнурки на ботинках завязывать, дыхание на тропе контролировать, маршрут находить, лишнего не набрать, нужного не забыть. Пройти МНОГОКРАТНО маршруты на одинаковые категории сложности, поняв, что они все - разные, не похожие друг на друга. Получить на каждом драгоценный опыт. И постепенно подходить к более сложным и более ОПАСНЫМ линиям. И ценить напарников, товарищей по группе, где все незаменимы, все готовы подставить плечо, понять без слов, прийти на помощь, если что. В этом ценность альпинизма.

Елена Валентиновна, у меня такое чувство, что многие в моей скромной статье ищут двойное дно, либо вставляют 5 копеек за советский альпинизм. Ну нет тут всего этого, может темой ошиблись? Про последовательность и программы - это вам к Михаилу Ситнику.
У меня простые советы практического толка, которые я не из книжки или учебно программы ФАР вычитал. Это мой опыт, который получилось как-то сформулировать.
За или против советской системы клеточек пусть другие агитируют.

Саша, всё таки приводить в пример соловосхождения по очень знакомому маршруту не совсем по теме. Киргиз(А.Шейнов) на моих глазах ходил ледовую пятёрку на Уллутау из лагеря к завтраку без большинства этих принципов - просто шел туда и обратно(ну да, аклиматизация круглогодичная и многократно хоженный маршрут).

ты просто зря начал с Павленко:)

Я ни в коем случае не умоляю ваш опыт и всячески приветствую ваше желание поделиться своим опытом с начинающими альпинистами. И понимаю, что это большой труд - систематизировать, сформулировать и донести до людей свои знания. Чем больше таких публикаций, тем только лучше будет всем.
Начинающему альпинисту трудно разобраться и выстроить в порядке значимости и постепенности постоянно увеличивающееся количество модулей по всем направлениям альпинистской техники. И хватаются они то за это, то за то, следуя рекламным призывам с профильных сайтов. И тут должен найтись тренер-инструктор, который выстроит последовательность подготовки, обладающий авторитетом. То, о чем Ситник и говорит.
А так - все верно.

Александр!
То что вы написали полезно.
Только самостоятельно это всё понять и освоить могут не все.
И здесь важны все же учителя и друзья по команде.
Еще 30 с лишним лет назад, находясь в системе советского альпинизма, применял ровно все тоже самое.
Что позволяло да, быстро и достаточно безопасно восходить.
Что говорить о ведущих командах страны.
И еще десятках команд со всей страны.
Их было много, и восхождения тех лет еще долго будут удивлять.
Принцип раньше было всё неправильно, не очень хорош.
И да, моё личное мнение, хочешь быть уверенным и подготовленным, надо много заниматься самообразованием, самоподготовкой и самое главное больше восхождений.
Должен быть такой принцип роста - на третий разряд не 1Б, 2А, 2А и 2Б, а как минимум в два раза больше...
И так на каждый последующий разряд...
Это если быть в системе, ну а свободным горовосходителям для перехода на каждую последующую категорию, рекомендую объем восхождений в три раза больше...
И желательно в разных горных районах....
Про деньги, сколько это стоит, лучше не начинать....

Спасибо автору. На ту же тему существует хорошая лекция Кирилла Белоцерковского.