Наше Арчинское приключение
Итак, возвернулись мы с традиционной зимней Ала-Арчи и даже успели уже «отдохнуть» на работе. Хочется запилить Маленький «отчётец» о проделанной работе и с чувством глубокого удовлетворения, как говаривал наш незатонезабвенный генсек приступить к выполнению тренировочного плана «Весна-лето-2019».
Собрались мы в этом году расширенным составом конгломерации сибирских городов Новосибирск-Красноярск. Такие мини-сборные сибирских, да и не только городов стали для меня, как для участника, так и руководителя привычным делом. В локации одного города можно и не набрать состав команды даже из трёх человек, тем более зимние горы,- требуется целая плеяда извращенцев холода и бигвола.
Значит, действующие лица:
Тёма-мегалось, традиционный спутник большинства моих технических мероприятий
Лёха- с ним ходили на Победу, а это многого стоит.
Слава- представитель красноярского технического альпинизма, в прошлом году вместе ходили Семилеткина на Свободную Корею.
Я- ваш повествователь, мимо пробегал (на ИТО))
В планах у нас значилось до Нового года сделать два акклиматизационных выхода с ночёвками на Теке-Торе и между 1 и 2 башнями Короны, затем спускаемся, шумно отдыхаем в треуголке(так называем гостиницу в альплагере на 2300), а 2 января поднимаемся сразу на Коронские и 3 января «разминка»:6А на Свободную Корею по Беззубкину, ну и как венец программы попытаться пройти траверс Бокс-Учитель.
Про акклиматизационную часть особо писать не буду,- всё по плану, без сучка, без задоринки. Сходили, поночевали, сделали заброски. Кстати, рекомендую,- делать акклиматизационные выходы с ночёвками на вершинах, так эффективнее(быстрее) акклём.
С новым годом тоже надо сказать всё удалось: выслушали сразу двух президентов, встретили несколько новых годов, за себя и за ближайших друзей, а утром 1 января, плавно перетекающим в сумерки, потренировались ставить новенькую платформу мэйд ин Крас.
Итак, мы на Коронских, 02.01.19, наше сознание и фантазия заняты одним: предстоящим 900-метровым маршрутом.Лёд вначале 7-8 верёвок, с участками микста, затем 400 метров стены 5-6 к.с. и долазы по скалам и ледовым ручейкам. Работы на всех хватит, трудовой маршрут.
Наш маршрут по центру, под номером 2
Ночь, 03.01.19, в 3 часа вышли со всем скарбом, спиной ощущаем, что фаст-энд-лайт опять провален,- груз под 30 кг на человека, только Тёма идёт относительно налегке: на нём патронташ из 3 верёвок, тропит.
Связались, полезли. Ночь безлунная, над нами то и дело нависает то ли лёд, то ли скала. В голову закрадываются мысли: а не было ли тактической ошибкой стартовать по ночи? Уклон достаточно серьёзный, местами «встаёт» градусов до 75.
Только к 11 дня зацепились за скалу.
Тут моё поле деятельности, моя стихия.
В первый день до вечера прошли метров 150 скалы, местами очень развальной.
Вдруг слышу из-под себя крики: «Камень, камни!»,- это верёвка, скользя по рельефу, зацепилась и сдёрнула несколько камней, один из которых прилетел Тёме в плече, пробил все слои одежды и вошёл в мясо. Да уж..-Продолжать можешь?- Могу, но больно, адски!!!
К вечеру поднялась пурга, со скал начало сдувать подмокший снег, движение замедлилось: чтобы видеть рельеф приходится пережидать пока лавина пройдёт сквозь тебя вниз, а затем не смотреть себе под ноги, потому что подхваченный ветром снег, как в аэродинамической трубе подбрасывает в лицо.Даю парням отмашку ставить платформу, а сам стараюсь доработать до темноты верёвку до рыжего отщепа. Удовольствие не из приятных:лицо покрывается сплошной коркой, приходится прочищать глаза.
Голодные, мокрые и усталые залазим в платформу.Крыша над головой это уже огромный шаг к комфорту: нет ветра, мокрый снег не забивает глаза. Термос в этот день протаскали зря: собраться на станции было некогда, а лидер вообще по задумке движется всегда на полверевки впереди. Включаем аварийную горелку на прогрев, ужинаем, окукливаемся в спальники. Завтра большой день: нужно как минимум проработать 250 метров скалы, хорошо бы зацепиться за лёд.
Первое утро в платформе.. -Лёха, ну как?-Норм, тепло было.Завариваем дошики.Артём со Славой собирают платформу, мы сегодня с Лёхой 1й,2ой номер, если удастся закончить с итошной скалой, мы сменимся.
Изюминкой дня были два траверса: в начале дня и в конце участка сложных скал. Первый маятник метров 15, затем 8 метров вверх без точек, чтобы второй не жумарил сверху вниз. Пробую идти траверс лазанием, не получается, полочка под ноги покатая, присыпана снежком, зацепки под руки слишком малы, чтобы их можно было брать руками в варежках. Эх, здесь бы летом в скальниках полезть!
К вечеру прошли 250 метров скалы 5-6 к.с., зацепились за снежно-ледовую полку. Силы ещё есть, но стемнело. Зимний рабочий день короток:итошить в потёмках не будешь, миксты в темноте лезть тоже сомнительное удовольствие,- на всё про всё 10 часов. Встаём на ночёвку. Парни гадают во сколько завтра вылезем на гребень и что делать: вставать на ночёвку или дюльферять? Я, как руководитель, считаю, что нужно дюльферять в любом случае: маршрут Барбера нам знаком, мы спускались по нему в прошлом году после Семилеткина, да и ставить платформу на пешеходном гребне тот ещё квест.
Третий день нас порадовал микстовой верёвкой перед выходом на гребень: ручеёк, шириной в корпус и с толщиной льда в полбура.
Но, не бывает худа без добра: можно загребать ногами по скале справа-слева. Лёха героически прорубился на фифах: на таком рельефе они выигрывают у молотков.
Стоим на гребне в лучах закатного солнца. Над вершинами Топ-Карагая лёгкая дымка, свидетельствующая об ухудшении погоды, а нам пора валить вниз.
Скалу вершинной башни успеваем сдюльферять ещё посветлу, а последний дюльфер со скалы в кулуар делаем уже в темоту.
В 23.30 стоим на леднике.Уставшие, счастливые: мы это сделали! Трудовая 6А, скалы в 1.5 раза больше, чем на Семилеткина.
После двухдневного отдыха в апартаментах Аксай-Тревелвыяснилось что в команде необходимо сделать замену:Артёму срочно нужно уехать в Новосибирск,- дела по подготовке к походу на Коммунизм с москвичами, а Слава так и не вылечился с акклиматизации и уже глотает антибиотики как витаминки. На наше счастье земляк-сибиряк из Барнаула Макс бьёт копытом, просится на траверс. Прикидываем: пойдём втроём, должны смочь, да и вариантов особо нету.
Собственно Макс
Собираем остатки еды на траверс, провожаем парней вниз, а сами готовимся: на завтра, в 5 утра назначен выход.
Морозное утро 9 января..Снег хрустит под ботинками, поднимаемся по «крокодилу». Настроение почти праздничное: идём на первопроход, вспоминаем альпинистские песни, рассказываем анекдоты: так проще идётся.Ещё сумерки, а мы уже на первой вершине: БОКС, Лёха пишет записку,- рождается идея оставлять записки на каждой вершине траверса.
Забегая вперёд, скажу, что нашу записку с Теке-Тора сняла новосибирская группа под руководством Сергея Миронова на следующий день после нас, а с Ак-Тоо вряд ли когда вообще снимут: маршрут 4Б, и без того не пользующийся популярностью, стаял, обнажив разрушенную скальную стенку, несколько групп уже развернулось с этого участка.
На Теке-Торе нас ждал пренепреятнейший сюрприз:от нашей первой заброски остались лишь коньяк да два баллона газа.И красные следы от сублимированного (такого вкусного!) борща.
Хотя закапывали мы её надёжно, под слоем битого льда. Кто же это мог быть? Подозрения падают на упитанных воронов - «Ж.. то пошире моей будет!» Немного потосковав, решаем идти дальше, урезав пайку втрое: у нас с собой было то что не вошло в заброски: сало, сыр, чай, самодельные батончики. Жить можно..впроголодь..
Первая ночёвка на заборе между Ак-Тоо и Теке-Тором,- великолепная ледовая мульда, палатку присверливаем бурами прямо ко льду.
Ужин аскетичный:съели с чаем по овсяному батончику, как фитоняши, и легли спать.
Второй день,-к обеду перепархнули Ак-Тоо и тут началась настоящая работа: пилообразный гребень со скальными стенками 4-5 к.с. и дюльферами на верёвку.
В 2 дня энергия упала в «0»,- видимо(естественно!) тех 3 кусочков сала и 3 кусочков сыра, что съели утром, оказалось мало чтобы с рюкзаками пилить весь день по гребню. Остановились, вскипятили воды (газ- это единственное, чего у нас вдоволь,- решили пока не выбрасывать), съели по самодельному батончику.
Вечер застал нас на подходах к гребню Кореи, ночёвка опять в ледовой мульде, но уже с «уголком», градусов 7,- всю ночь приходилось синхронно восползать к верхнему краю палатки. Сегодня решили себе не отказывать ни в чём: за ужином съели на троих кусочек сала величиной с пол моей ладони и закусили вершинной шоколадкой: у нас сегодня была вершина!
Да, и коньяк в бутылочке стал испаряться..
Третий день..Гребень от Лоу до Барбера особых сложностей не вызвал: попалась одна пятёрочная стенка длинной метров 10, которую мне показалось проще залезть по микстовому кулуару, нежели вставать в лесенки.
Находка в туре на гребне,прочитали, оставили
Взлёт на вершинную башню тоже не стал проблемой – 60 метров верёвки хватило как раз до выполаживания, куча местного железа, по которому можно ориентироваться куда лезть. Встал вопрос с ночёвкой, время за полдень, нам доподлинно известно, что удобных мест под палатку дальше по гребню нет. Я вспомнил что год назад ночевали, правда в Библере, в районе вылаза с Семилеткина, там можно дооборудовать как-то, попытаться.Так и решили: в 4 дня нашли это место, ровняем площадку: скидываем в Топ-Карагай камни, величиной с принтер, рубим лёд. Заметно холодает.Наступила настоящая Арчинская зима, а не то безобразие, курорт, что творится здесь последние годы. Забиваемся в палатку. Прикидываем по еде: до следующей заброски нужно дойти за 2 дня. Верится слабо, но попробовать стоит. Иначе на 3й день мы не едим вовсе. Для этого завтра мы должны ночевать минимум в конце Байляна.
Решаем утром выйти, не дожидаясь рассвета.
Встаём.Обычные приготовления. Одеяло спасателя на спальники, соскребаем снег с купола и стенок палатки, за завтраком доедаем остатки сала, теперь у нас на 1,5 дня остался только сыр и батончики. Вылазим из палатки как в космос: мороз под 30, всё в инее, ветер сдувает изморозь со скал, она слепит белой пеленой, отражаясь от налобных фонариков.
Постоянно приходится отмахивать руки в варежках и верхонках. Лёха делает предположение что ощущение холода субъективное, ведь отапливать организм особо-то нечем..
Последующий гребень и спуск с него неприятно удивил, из пешеходного он постепенно выродился в острый нож, местами приходится облазить со стороны маршрутов Северной стены, местами двигаться, оседлав конёк на гребне.
Вспоминаю описания Сани Жигалова про этот участок, как они проходили его с баулами, после первопрохода, 6А.Я думал наработались парни, устали, с кучей железа, опять же.Как они всё это шли?!!Гвозди из таких людей делать!
Но вот, после 3 часов пахоты показался конец гребня.Находим камень с накинутой на него старой петлёй для спуска.Только вот куда с него уходить?,- на выбор минимум два кулуара и ещё возможность сдюльферять на склон в Топ-Карагай.
Выбираем кулуар со льдом, ведущий примерно в направлении Семагина.
Спускаемся на 1,5 веревки, оказываемся на 80-метровой стене и левее перевальной седловины!То есть до «земли»,до льда маршрута Родикова на Семагина минимум 150 метров.Ошибочка вышла! Вылажу по крутоймикстовой стенке-полке вправо на 40 метров, нахожу подходящую «балду».Собираемся здесь.Снова ухожу в неизвестность. Стена представляет собой «вертикальную сыпуху».
Найти камень, чтобы с него сдюльферять, здесь не реально.Будем уходить с двух якорей.Нужно только найти участок монолитной стены, хотя бы полметра.Вижу слева крючья, сблокированные петлёй из основной верёвки.Закачиваюсь туда: готовая станция на трёх лепестках, только верёвку заменить. Пытаюсь добить один из крюков: по звуку понимаю, что он не держится в трещине. То же и с остальными.Трещины расширились и уже не под эти крючья.Спускаюсь дальше. Когда остаётся 5 метров верёвки, нахожу подходящее место, делаю станцию, отсюда до льда остаётся 35-40 метров, но мы уже правее перевала! Короче на дюльфера и подлазы потратили больше 2 часов.На Семагина вылезли уже в сумерках.
Что мы имеем в сухом остатке?Еды на день, силы при такой кормёжке, а, следовательно, и темп падают к обеду, а то и раньше, до заброски ещё работать дня 2-3 минимум. Что-то наше мероприятие начинает напоминать мне изощренный подвиг маразма: рубиться без еды и шансов на успех. Решаю поговорить с парнями, подозреваю что такие же мысли посещали и их. Предлагаю спучкаться в сторону перемычки Семагина и Кореи.Тем более что площадки под ночёвку нет и не предвидится, до тех пор, пока не выбрались на гребень Байляна.Уходим вниз. В 9 часов вечера уже стоим на леднике.
Получившийся трасверс
Горького чувства, которое бывает обычно, когда не закончили начатое нет и в помине.Мы сделали всё что могли, прошли половину траверса, с разорённой заброской, в новом составе.Лёха вспоминает строки из песни В.С. Высоцкого: «Мы славно поработали и славно отдохнём»- это дело мы умеем!))Завтра Старый Новый год!Мыслями уносимся домой, к уюту, любимым женщинам. До Коронской дошли молча, по подмёрзшим следам.Выпросили у нашего друга Андрея Головачёва (спасибо, огромное!) сублемуть индейки, сварили суп из «7 природных компонентов», попили чай и спать.Завтра все блага цивилизации и даже душ!
Хочется сказать огромное спасибо компании Альпиндустрия и фирме Petzl за невесомые, заходящие с ультразвуковым свистом буры и скидку на ботинки ZamberlanDenaliEvo.Спасибо компании Аксай Тревел и лично Д.Грекову, В.С. Нефёдова помощь в организации нехитрого альпинистского быта зимой.До новых встреч в горах, кому мы рады, и кто нам рад!
Фотки классные...
Красота!!!
Жаль фото в таком низком разрешении,Ю хотел парочку слямзить на рабочий стол...