На Бештау (Горный туризм)
Во время рождественских каникул компания ставропольских туристов-неформалов собралась в очередную традиционную поездку на Бештау. С чьей-то лёгкой руки группа получила кодовое название – «Вершина Бергшрунда».

Да-да! Вершина той самой снежно-ледовой ямы, которая встречается на ледниках по всему земному шару! Такой вот оксюморон получился!

Всякий раз на гору мы ходили по новому маршруту. Так было и сейчас, пятое ежегодное восхождение началось от Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря, возле которого оставили тройку своих коней – «Калину», «Опель» и «Хонду». Сам храм был закрыт со стороны дороги деревянным каркасом, обтянутым полиэтиленом.
На Бештау (Горный туризм)
По всей вероятности, это было защитой от пыли со стороны строящейся входной арки на монастырскую усадьбу.
Переодевание, переобувание, подгонка по росту трекинговых палок и четырнадцатиголовая «Вершина Бергшрунда» стронулась с места.
С обеих сторон тропы привлекали внимание творения природы – необычные каменные скульптуры,
причудливые корни,
редкие огоньки уцелевшей осенней листвы.
От границы леса открылся вид на Машук с характерной антенной телевышки,
На Бештау (Горный туризм)
игрушечными домиками смотрелись строения монастыря.
Всё остальное закрыла туманная облачность, сквозь которую едва проклёвывались Юца и Джуца.
Через пару часов после старта команда «Вершина Бергшрунда» оказалась на макушке Бештау. С юга сильные порывы ветра грозили выплеснуть налитый в чашки чай из термосов. Процесс восстановления сил заключился в поедании блинчиков с повидлом и в глотоке дагестанского коньяка из маленькой фляжки для желающих.

Совсем неожиданным для бывавших здесь раньше, оказалось появление на обращённой к югу стене метеостанции иконы с ликом Христа, поразившая своими размерами.
На Бештау (Горный туризм)
При возвращении домой из интернета узнали подробности, проиллюстрированные несколькими фотографиями.

С инициативой установить святыню выступила группа неравнодушных граждан. На свои средства они изготовили образ из мрамора и гранита в мастерских Павла Музенитова – бизнесмена из Ессентуков.

Прихожане и братия Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря исполнили просьбу людей. 27 ноября 2018 состоялось торжественное принесение на вершину горы Бештау иконы Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
фото из интернета

С молитвой образ несли, сменяя друг друга, 40 человек.

Шествие возглавили полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Матовников и архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
фото из интернета

Утверждение святыни на Бештау стало данью многовековой традиции молиться Богу на вершинах гор.

Но пора и вниз. Бештау, Северная стена!
На Бештау (Горный туризм)
Как торжественно прозвучали случайно оброненные кем-то слова, от которых у «чайников» загорелись глаза, а у опытных «верхобергшрундников» горделиво расправились плечи! Спускаться решили в сторону Пятигорска, новичкам помогли надеть кошки, всё когда-то происходит в первый раз!

Снова гребень, обдуваемый ветром, затем скалы,
крутая оледенелая тропа в лесу, а на ней – встреча с Историей!

На относительно ровной поверхности скалы, окружённой кустарниками и стволами деревьев, выступала местами стёршаяся надпись с буквами ять:
На Бештау (Горный туризм)
– «Благодарное Кавказское Горное Общѣство Директору Кавк. Минер. Водъ В. В. Хвощинскому и Председ. Общ. О. А. Чечотту 14 Декабря 1902 года. Исполнилъ Товарищъ Председателя Р. Р. Лейцингеръ».

Если имена Чечотта и Лейцингера были известны некоторым участникам восхождения из книги "Кавказское горное общество. Избранная публицистика за 1904-1916 гг.", то в поисках сведений о Хвощинском пришлось обратиться к Википедии. Да простят за это критики автора рассказа!
фото из интернета

Владимир Васильевич Хвощинский – участник русско-турецкой войны 1877-78 годов, был награждён орденами Святой Анны 4-й степени с надписью «за храбрость», Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, а также Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. В 1900 году получил назначение в должность директора Кавказских Минеральных Вод, где проявил отменные организаторские способности. При его содействии была построена первая в стране распределительная сеть электроснабжения региона – ГЭС на р.Подкумок и дизельная электростанция, запущена трамвайная сеть в Пятигорске, построено много архитектурных памятников.
На Бештау (Горный туризм)
Иллюстрация из книги "КГО.Избранная публицистика за 1904-1916 гг."

Доктор Оттон Антонович Чечотт – первый председатель Кавказского горного общества (КГО), основанного в Пятигорске в 1902 году. Именно под его непосредственном наблюдением и руководством на вершину Бештау была проложена удобная пешеходная тропа.

Рудольф Рудольфович Лейцингер – швейцарский гражданин по рождению и альпинист, товарищ председателя КГО. Он первым поднял вопрос о создании Кавказского горного общества и затем с 1907 по 1916 год был его председателем.

Более двух часов длился с небольшими паузами непрерывный спуск до кольцевой дороги,
На Бештау (Горный туризм)
по ней дошли до ворот монастыря. Конечно, невозможно сравнивать прогулку по Пятигорью с восхождением на Эльбрус. Но среди «верхобергшрундников» было трое участников, для которых Бештау стал первой в жизни горой! Как сложится у них жизнь – время покажет, всё ещё впереди и кавказские горы рядом!
В багажнике «Хонды» растелилась скатерть-самобранка, заставленная всякими вкусняками, вид и вкус которых усилил радость от совершённого путешествия. Затем под колёса нашей «тройки» легла мокрая от прошедшего январского дождика трасса до самого Ставрополя.

Рассказ хочется завершить стихами.

Бештау встретил пасмурной погодой,
В лицо пахнула утренняя стынь.
Стоявший рядом с кольцевой дорогой
В туман оделся сонный монастырь.

Наверх пошли тропой оледенелой,
Пейзаж был бледен в красках января.
Горели лишь на фоне чёрно-белом
Местами листья цвета янтаря.

Причудливо деревьев голых корни,
Подобно змеям, скалы оплели.
Глаза порой, движением невольным,
Постичь пытались вязь той кисеи.

За лесом путь продолжил острый гребень,
Где сильный ветер с юга задувал.
Под хрустким снегом то трава, то щебень,
То вдруг ледышкой – лужицы овал!

Ещё рывок, и встали под вершиной,
Весь облаками был затянут юг!
Макушки две торчали сиротливо –
Юца с Джуцой, поодаль чуть – Машук.

Огромное панно – гранит и мрамор,
К востоку устремлённый лик Христа.
Нам у иконы подсказала память
Молитвы подобающей слова…

Недолгий отдых и опять дорога
К лесистому подножью, там скала
Хранила благодарность от народа,
Явив первопроходцев имена.

Вот, наконец, внизу подходим к храму,
Отсюда нам машинами домой…
Пускай не схожий с Эльбрусом Бештау,
Поздравят одинаково – С горой!