Восхождение на Белуху (4509м.)
Спустя четыре месяца после возвращения с Алтая я решил написать о восхождении на гору Белуха (4509м.) по классическому маршруту через перевал Делоне.
Воспроизвести события могу точно, так как в пути я вел дневник, записывая заметки в телефоне лёжа в спальнике перед сном. Начну со дня выхода из села Тюнгур (до Тюнгура добирался автостопом).
День первый, 15 августа 2018:
С утра помылся в реке. Холодно, конечно, но можно привыкнуть, если не спешить вылезать из воды.
Добрался до Усть-Коксы автостопом. Подал документы на пропуск в пятикилометровую приграничную зону, хотя и знаю, что пойду на гору без него. Потому что пропуск делают две недели, а у меня нет столько времени, чтобы ждать. Пойду так. Наудачу. Купил продуктов на неделю 5 кг. брутто, два газовых балона, а то один я опустошил, нечаянно нажав на клапан балона в рюкзаке, написал родным (после Усть-Коксы мой доступ к связи и интернету заканчивался). Потерял единственную толстовку с капюшоном. Очень жаль. И случилась потеря, когда другую не купить.Буду пробовать обходиться без неё. Вообще у меня с собой только необходимые вещи и в единственном числе. Нет ни одной вещи, которая "может пригодится, а может нет". За месяц после выезда из дома (сегодня ровно месяц) я
почти полностью уничтожил многострадальный чехол для рюкзака, сломал треккинговую палку и потерял толстовку. Эти потери можно пережить. Хочу завтра заняться просушкой вещей. В особенности сушки требуют спальник (пуховый) и палатка, а то потом вообще не высушишь. Дожди, роса и конденсат в палатке (у меня однослойная) создают непроходящее ощущение сырости всю дорогу. Встал на ночёвку, не доезжая пяти километров до Тюнгура.
День второй, 16 августа 2018:
Утром, глядя на небо сквозь москитную сетку палатки, увидел небо такое серое и низкое, что я был уверен, что дождь начнётся через минуту. Выходить на улицу не хотелось и я спал до 8:00. Вылез из палатки и вижу мужчину, очень тихо крадущегося в сторону моего пакета с продуктами, который я повесил на ветку дерева в двадцати метрах от места, где стояла палатка (чтобы мыши не погрызли мой провиант). Когда он меня увидел, сразу изменил свою траекторию и удалился. Как в японском кино, наша краткая встреча прошла без слов. Интересно мне очень: он и в правду хотел взять мой пакет или просто искал место чтобы в туалет сходить...Я решил для себя, что он туалет искал. Буду думать о человеке хорошо. До 11 часов занимался просушкой вещей. В 11 я отправился в путь и уже в 12 был в посёлке Кучерла. Через 8 часов я встал на ночёвку в месте под названием "три берёзы". Прошёл 17 километров. Кажется, что немного. Но 30 килограммов на плечах серьёзно замедляют процесс. Большинство людей преодолевает этот путь на машине в кузове ГАЗ66 за 1000р. (как мне сказали, стоит дороже). Мне такой подход не интересен. Я ж путешественник, а не турист. Поэтому преодолел это расстояние пешком.
День третий, 17 августа 2018:
Пишу эту заметку утром 18 числа, потому что вчера, как только я залез в спальник и взял в руки телефон, сразу заснул. Сказалась усталость. Опишу вчерашнюю дорогу (от "трёх берёз" до горного приюта Аккем). Начну с хорошего. Мест для стоянок и ручьёв предостаточно. Если устал, то всегда можно быстро разбить лагерь. Нет комаров. Ну вот и кончились хорошие новости... Дальше только пот, кровь и слёзы. Я бы назвал эту тропу 33 неудовольствия. На каждом шагу из земли торчат корни и камни - от маленьких и скользких до размером с холодильник, тысяча поваленных поперёк тропы деревьев ,через которые нужно перешагивать и не подскользнуться на грязи. Грязь на тропе разная. Мне больше всего понравилась та, по которой ноги проскальзывают назад и ты как будто
стоишь на месте. Сотни речек, которые нужно перейти либо по скользким камням, либо по держащимся на честном слове деревьям. Мины из лошадиного говна расставлены очень удачно и грамотно. Так, чтобы поразить как можно большие силы путешественников.С часу дня пошёл безобидный на вид дождь, который тут же размыл грязь,превратил тропу в болото и намочил лес и всё снаряжение. Пока я пишу эту заметку, всё моё добро сушится на солнышке. Сегодня повезло с погодой.
Сделал для себя два вывода касательно снаряжения:
1 - однослойная, безкаркасная палатка для моих задач не годится. Конденсат жуткий. Как с ним бороться - не знаю. Сушу палатку на солнце при возможности и
вытираю полотенцем изнутри.
2 - нужен большой рюкзак. Всё моё снаряжение в один рюкзак 65 литров не влезает и я исползовал второй на 20 литров и нёс его на груди. Это очень неудобно.
Вес правильно не распределить и не видно, что под ногами происходит. Можно упасть и травмироваться.
День четвёртый, 18 августа 2018:
Тронулся в путь поздно. В 14:00. Прошёл Аккемское озеро, мимо кучи людей, которые там тусуются. Записался на пограничном посту, прослушал инструктаж, куда мне можно и куда нельзя и что будет, если сделать так как нельзя (мне за неимением пропуска, пришлось делать, как не позволено законодательством). Очень добродушный был пограничник. На пути к горе, самой дальней точкой до которой разрешено идти, была часовня. Я подошёл к часовне в 17:30. Как дальше идти
незамеченным - непонятно. Бинокль у погранца хороший. Уверен, что у МЧСников тоже неплохой. В общем, я решил что как получится, так получится, и пошёл дальше не прячась. По дороге нашёл круглую поляну диаметром метров 6, окружённую камнями. Решил заночевать на ней. Поужинал рисом со шпротами. Сижу, пишу заметку, жду темноты. Завтра выйду засветло, чтобы не палить контору. Будильник поставил на 2:20. Планирую завтра дойти до "Томских стоянок". Только что мимо проходил седовласый мужчина по имени Борис. Местный проводник. Он запросил 12000 за свои услуги. Я бы и рад пойти с проводником, да денег нет. Проконсультировался у него по важным вопросам. Первый: Борис говорит, что наверху на "Томских стоянках" наряд пограничников и они всех проверяют, и что вероятно, они завтра утром пойдут вниз. Надо придумать, как остаться незамеченным.
Второе: по словам Бориса, от "Томских стоянок" до вершины за один день не дойти (позже я узнал, что так уже делали в слите фаст энд лайт).
День пятый, 19 августа 2018:
Я спал под открытым небом без палатки. Просто так захотелось. Встал в 6 утра и пошёл вниз к часовне ждать, пока пограничники свалят. Взял там книжек и сел на скамейке на улице пить чай. В 10 утра я увидел мужчину, спускающегося вниз и спросил у него, знает ли он что-нибудь о том, где сейчас военные. Он показал большим пальцем назад и сказал, что они идут за ним и что они конвоируют его как нарушителя. В общем, сижу я такой безучастный с рюкзаком, из которого торчит
ледоруб и сверху привязана каска, и говорю проверяющему мой паспорт погранцу, что я тут просто посидеть пришёл и дальше никуда не собираюсь. Солдат даже не моргнул, отдал мне документы и весь конвой пошёл дальше вниз. Я им даром не сдался со своими намерениями. Я подождал тридцать минут и пошёл к "Томским стоянкам". Идти было трудно. До "Томских" дошёл в 20:00.
В этот момент в лагере был только один человек. Никита. Это его напарника я видел утром (которого конвоировали вниз). Я был один, и Никита один. У Никиты была хорошая палатка, верёвка и реактор (у меня бесполезная в таких условиях туристическая горелка). У меня был минимальный опыт горовосхождений и навыки, наработанные на занятиях по альптехнике в скалодроме. Вобщем из нас вышла отличная команда. Мы договорились, что если будет хорошая погода, то утром пойдём до Берельского седла.
День шестой, 20 августа 2018:
Всю ночь поливал дождь. Надежда на погоду таяла. В 9:00 дождь. В 10 часов прояснилось и мы, недолго думая, взяв только необходимое, пошли в гору. Вышли в 11:30. Прошли ледник Арбуз (он так называется, видимо, потому что он розового цвета и имеет форму дольки арбуза). Пролезли снежноледовый склон перевала Делоне. Там были провешаны перила. У меня не было жумара, и я лез на австрийском схватывающем узле. Ледобуры, на которых были организованы станции, были
вкручены не в лёд, а в фирн. Пришлось несколько перекрутить. Потом мы с Никитой связались верёвкой и прошли ледник Менсу (сковородка). Там огромные трещины. Просто громадные. По дороге сделали важный вывод: перепрыгивать бездонные трещины, пусть даже и не широкие, без страховки небезопасно. Края - прочные на вид - могут обваливаться. В 17:30 мы были на Берельском седле. Народу там было как на распродаже. Человек 40 из России и Казахстана. Очень вкусно покушали, пообщались с народом и легли спать в 21:00. Будильник стоит на 1:00. В 2:00 планируем выйти на вершину.
День седьмой, 21 августа 2018:
Собирались долго и вышли только в 2:45. Взяли с собой в связку третьего. Пенсионера, которого врач из коммерческой группы не выпустил на вершину. Как вам такое решение?
Маршрут пролегал, петляя между трещинами. Уклон сначала был не очень крутой, потом начались участки с крутизной градусов 60. На них наш старец вывязался из верёвки и пошёл назад. Впереди была очередь на перила и можно было себе позволить не спешить. Добрались до вершиниы без приключений в 8:30, пофотографировались и двинули в обратный путь. Утреннее солнце растопило снег на вспаханной альпинистскими кошками тропе. Мы стали то и дело падать и съезжать вниз. Приходилось зарубаться ледорубами. Никита потерял каску во время падения, потому что она была не застёгнута, и мы смотрели ей вслед пока она набирала скорость. В лагерь на Берельском седле мы пришли в 11:30. Решили не спускаться дальше, а спокойно переночевать. Спокойно переночевать не получилось. Поднялся ураганный ветер метров 40 в секунду со снегом. Палатку прижимало к земле так, что пололок касался лица, когда лежишь. Пришлось отсиживаться, отлёживаться и наблюдать, как снаружи нас заваливает снегом.
День восьмой, 22 августа 2018:
Утром погода лучше не стала. Решили идти вниз. Ветер дул с такой силой, что было трудно устоять на ногах. Петляя вдоль трещин прошли ледник Менсу и достигли перевала Делоне. Все перильные верёвки (8 штук) были заметены снегом и намертво примёрзли к склону. На дюльфер было не встать. И я, завязав свой любимый австрийский схватывающий узел и пристегнув ус самостраховки в верёвке, начал движение вниз, вырывая верёвку изо льда и очищая её попутно. Муторная была работа. В 16:00 мы уже были на Томских стоянках. Час мы потратили на сборы. Нужно было всё заново упаковать. (Мы оставили ненужные на восхождении вещи на Томских в пакетах).
Следующую стоянку мы организовали в 20:30, не доходя до часовни 1.4 км. Утром следующего дня я хотел выйти пораньше, а Никита хотел отдохнуть. Так мы на следующий день и пошли, каждый своей дорогой. Я пошёл обратно в Тюнгур тем же путём, а Никита решил пойти через перевал Кара-Тюрек.
Приключение вышло что надо.
Практические выводы:
- заказывать пропуска в пограничные зоны заранее
- ледовые поля с трещинами проходить только в связке
- не брать в свою связку неизвестных людей
- подбирать снаряжение тщательно
- застёгивать каску:-)
У нас даже "кофты" есть! :-))
И все это - Mammut!
Вам разница между дождевиком и тренчем существенна? А в определенных кругах попробуйте сказать "хороший плащик у вас".
Понты...
Ежели б он знал, как оно обернётся...
В "толстовке", заметим.
чего на зеркало пенять
Фотографии красивые, а в остальном - новичкам везёт.
Этому - повезло как с Джекпотом.
Главное - чтобы он это вОвремя понял, а не думал что так оно будет всегда и везде.
- "крутой подъём, градусов 45" -- около 30,
- "очень круто, градусов 60" -- около 45,
- "практически вертикальная стена" -- около 65,
- "нехилый отрицательный уклон!" -- 90.
;-)
А просто хотеть узнать как правильно держать ледоруб - это как хотеть получить молока, не подоив корову
Ты всё обидеть норовишь
Тут за день так накувыркаешься
Придёшь домой - там ты сидишь
Весьма философский вопрос – от чего урон организму больший: выпить, когда надо, но «нельзя по показаниям», или не выпить, проявляя «твёрдость духа» следуя этим «показаниям», но при этом урыть кучу нервных клеток.
Василий, большая часть человечества, к радости или горести, но с Вами.
Чего не могу понять по поводу ледоруба, так где его народ увидел в рабочем состоянии (первый снимок считаю приколом), по которому можно оценить умение автора им владеть.
А что внушает оптимизм, так восприятие топикстартером критики (даже не совсем обоснованной). Очень правильный подход – не упираться и обижаться, а мотать на ус.
Фри так фри - личное горе. А уж ввязался в верёвку, то на другом конце тоже кто-то есть.
Про сложные места - Вы сами сказали...
Есть в сообществе элита- альпинисты высочайшего класса, отдавшие себя горам: Р.Меснер, К.Бонингтон, В.Бонатти, У.Штек и др. Они не только эталон для подражания, но и совесть сообщества. Они считали и считают (те, кто остался жить), что лучше не пройти маршрут, вернуться, чем пройти его в плохом стиле (например- по перилам). И они пытаются донести эту мысль каждому из нас.
Это только у нас люди могут делать одно и тоже дело, но идентифицировать свою принадлежность по разному. Идти на Гору одним маршрутом, но при этом считать себя или горным туристом, или альпинистом, или скалолазом. Сколько не доказывай гаишнику, останвившему машину с тобою за рулем, что ты пешеход - он не согласится. Лезешь по скале - ты скалолаз. Поднимаешься на гору- ты горовосходитель (альпинист по нашему). А не горный турист.
Поэтому нет необходимоти выискивать у автора, кем он ебя читает.