Хрустальный пик-2018. Номинация «Outdoor-проект года». Волжский лёд-2
Андрей Родимцев и его велосипед преодолели сложный путь по льду Волги от Самары до Саратова. Для Андрея это не первое такое приключение. Хотите узнать, почему велопоход называют именно велопоходом? Читайте рассказ Андрея Риску.
Проект:
Волжский лёд 2, Самарская\Саратовская область РФ
Автор проекта:
Андрей Родимцев
Суть проекта:
Первопроход акватории Волги от Самары до Саратова на велосипеде. Попытка узнать – возможно ли пройти по заледеневшей Волге на велосипеде повышенной проходимости в автономном режиме.
Информация о районе:
Акватория Волги между Самарой и Саратовом представляет большей частью множество проток, мелких островов и в целом – более извилистое русло Волги. Так как идеальным ветром в такой поездке является северный (несет понижение температуры и укрепление наста и льда), решено было ехать с севера на юг – то есть из Самары в Саратов. Прибытие в точку старта на поезде. Дальнейшее движение по льду Волги с 2 выходами на берег (1 – при сходе одного из участников с маршрута. 2 – для обхода ГЭС).
О проекте на Риск.ру:
Велоэкспедиция Волжский лёд 2
- Расскажите немного о себе.
Меня зовут Андрей. Я из Саратова, города на Волге. Я люблю путешествовать на велосипеде, но по своей работе большую часть времени года я провожу не в своем родном городе, а на Кавказе, и там у меня времени на велосипед нет. А когда я возвращаюсь в Саратов, обычно уже наступают холода, большая часть велосипедистов ставят свои велосипеды на хранение, но это меня не останавливает, я считаю, что и в холодное время года можно найти очень красивые и интересные маршруты. Причём у нас в области можно найти и создать зимой такие маршруты, по которым летом, например, проехать невозможно.
- Как в этом путешествии вы оказались соло?
Это драматический момент – я оказался соло в этой экспедиции, потому что мой напарник меня покинул. Это произошло на пятый день нашей экспедиции из-за того, что вышли мы в оттепель. И за первые пять дней прошли всего сто тридцать километров по глубокому снегу. У моего напарника накопилась и физическая и ментальная усталость, и он принял решение сойти с маршрута. Собственно, с Сызрани он это и сделал. Так я оказался в этой экспедиции соло.
- Это было приключение? С чем бы вы сравнили эту экспедицию?
В какой-то мере любой поход является приключением, в том числе и этот был приключением. Но приключение тоже достаточно своеобразное. Например, одиннадцать километров в день – наш самый рекордный пробег. Это день, из-за которого становится понятно, почему велопоход называется именно велопоходом, а не велопоездкой. Одиннадцать километров мы шли пешком, торили тропу, был участок, когда я уже в одиночку преодолевал торосы, один километр торосов преодолевал в течении четырех часов. То есть скорость 250 метров в час. Достаточно разные климатические, гидрологические условия на маршруте. Это можно назвать приключением. С чем можно сравнить такую экспедицию? Ну, первую часть я, пожалуй, сравнил бы с бурлаками на Волге, когда большую часть пути мы не ехали, а тащили груз волоком, ну, а дальше все достаточно динамично стало развиваться. Мороз стал крепчать, наст стал более твердым. И за день пробег становился все больше и больше. Плюс попутный северный ветер помогал в дальнейшем.
- Это не первый Волжский лёд. Расскажите, когда и как прошёл предыдущий?
Волжский лёд-1 проходил в феврале 2017 года от Саратова до Волгограда по льду реки Волги. Это было шикарное приключение. Мы вышли с моим напарником в минус восемнадцать, 16 февраля, и уже 27 февраля прибыли в Волгоград в плюс десять. Эта экспедиция многому меня научила, например, тому, что река шириной в двенадцать километров может растаять за десять дней после суровых морозов, и такое возможно. Но главный вывод, который я из этого первого Волжского льда вынес, то, что ходить на такие расстояния, около четырехсот километров по льду Волги, возможно. И это меня убедило в том, что эту тему можно продолжать. Так и родилась идея Волжского льда-2.
- Вы часто путешествуете на велосипеде зимой? Почему вы выбрали для себя это средство передвижения?
Я начал активно ездить зимой на велосипеде только с зимы 2016 года. Но именно зимой я большую часть времени нахожусь в городе, и имею возможность передвигаться и по городу, и в некоторые походы выходного дня, и в маршруты, которые придумываю себе зимой на велосипеде.
- Расскажите о других своих велосипедных проектах. (если они есть)
Да, у меня были другие велопроекты. Например, в 2016 году я провел массовый велопробег Дербент-Пантикапей «Нитка здорового образа жизни и экологичного транспорта», соединившая два древнейших города на территории России – Дербент, Южный Дагестан и Пантикапей, современная Керчь. Тогда в велопробеге приняло участие на разных участках маршрута порядка четырехсот человек, там были и велосипедисты любители, путешествующие в рамках своего города, так и профессиональные спортсмены, которые ехали сотни километров. Это был очень интересный опыт, но летний. Также, в этом году, в 2018, я провел велопробег Алгай-Балтай по Саратовской области. Это был майский велопробег, в течении которого можно было посмотреть различные климатические зоны саратовской области, от полупустынь на юго-востоке до хвойных лесов на северо-западе.
- Что было у вас в велорюкзаке? Расскажите, по какому принципу собирались в дорогу.
Конечно, в зимний велопоход нужно готовиться с большим количеством снаряжения. Нужны пуховые спальники, у меня лично кроме пухового был также еще и синтетический, легкий, который я использовал как конденсатник, нужно заботиться о топливе для горелки, чтобы оно не замерзало при минусе, а бывал и сильный минус, и -22 и -25 градусов. Естественно, термобелье, которое выводило бы влагу, не давало тебе застыть, и внешний слой – комбинезон. Но самое первое, о чем бы следовало, наверное, сказать, это сам велосипед. Не каждый велосипед сможет пройти такую дистанцию. Я использовал фэтбайки – достаточно прочные модели, очень выносливые. Я уже третий поход на них езжу, и они показывают, что могут грести даже десяти-пятнадцатисантиметровый слой снега. То, где иногда и ноги проваливаются, фэтбайк все-таки гребет. Пожалуй, это главный элемент снаряжения.
- Насколько автономным получилось это путешествие? Вы встречали по дороге других людей?
Этот поход задумывался, как автономный. Все снаряжение, топливо, питание мы везли на себе. И багажа настолько было много, что изначально использовали даже сани для транспортировки, привязанные к велосипеду. Ну, так как мой напарник сошел в Сызрани, нам пришлось первый раз на берег выйти в Сызрани. Также для обхода Балаковской ГЭС я выходил на берег из-за того, что Волга не замерзает в течении еще двадцати километров после водосброса, после плотины, эти двадцать километров пришлось пройти по суше. Что касается встречных людей, я встречал достаточно много рыбаков, очень часто предлагали выпить водки, но иногда и чаем угощали. В целом встречал только доброжелательное отношение местных жителей.
- Расскажите про основные препятствия экспедиции.
В первую очередь, это невозможность предсказать погодные условия. Невозможность предсказать длительность самой экспедиции. Из-за того, что гидрография Волги в течении пути от Самары до Саратова весьма различна, и может пойти и северный ветер, который несет понижение температуры, в том числе он попутный, восточный, который несет ясные дни, западный ветер несет осадки, и южный ветер самый плохой в данной экспедиции, несет повышение температуры, соответственно, таяние снега и льда, уменьшение несущей способности наста и льда, возможные проталины. Уровень снега различный в различных местах, все это создает определенные трудности. Самые серьезные, на мой взгляд – это встречный ветер, повышение температуры, и, естественно, торосы, которые встречаются в течении Волги после того, как ветер разламывает лед и уже вздыбленные глыбы льда смерзаются снова. Торосы – это самый тяжёлый для прохождения участок, на который тратится больше всего времени.
- Вы хорошо чувствуете себя в одиночных путешествиях? Что нового вы узнали о себе за время пути?
Если в первый Волжский лёд я узнал, что в принципе такие дистанции по замершей реке ходить возможно. То во второй Волжский лёд я узнал, что такие дистанции в теории возможно ходить и одному, как мне, собственно, и пришлось делать. В третий Волжский лёд я отправляюсь один, и он начнется уже скоро.
Познакомиться с другими номинантами
Партнёр категории: Garmin