Хрустальный пик-2018. «Лучший поход». Соло-поход по Таймыру

Пишет Редакция сайта, 30.11.2018 16:59

Хрустальный пик-2018. «Лучший поход». Соло-поход по Таймыру (Туризм, премия, горы, номинация, crystal peak, мы в обществе)
Отправиться в соло-поход - это всегда вызов. Брянский турист Сергей Варнаков прошёл в одиночку пеше-водный поход по полуострову Таймыр.

О районе, подготовке и о том, что соло-поход - это всегда что-то личное, Сергей рассказал нашей редакции в небольшом интервью.

Нитка маршрута

Рудник Талнах — пешка — р.В. Таловая-р.Пясина-р.Тарея-р.Хрустальная — пешка — р.Ленивая—пешка— р.Москвичка — р.Шренк-Н. Таймыра—р.Траутфеттер—р.Коралловая—р. Поперечная—р.Заозерная—р.Ленинградская—р.Баркова —пешка— р.Подхребетная —пешка — р.Нюнькаракутари — р.Бикада-Нгуома — р.Холидьетари — пешка— р.Гусиха-р. Большая Балахня-Хатангская губа—Мыс Турупк.

О походе
Одиночный водно-пеший поход. Продолжительность самостоятельной части: 79 дней. Пройдено более 2000 км (без учета челночной пешки на В. Таловую).

Идея похода: пересечение Таймыра с запада на восток без посторонней помощи, только за счет своих ног и рук.

Обзор района (от Сергея)

Полуостров Таймыр — самый северный полуостров Евразии, расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом моря Лаптевых. Побережье его сильно изрезано и оканчивается мысом Челюскин, где находится самая северная точка материка (77гр 43мин с.ш.). С юга полуостров ограничен уступом плато Путорана.

Крупнейшие населенные пункты: Дудинка и Хатанга. На территории района проживают долганы, ненцы, нганасаны, энцы и эвенки. Населенных пунктов в северной и центральной части полуострова нет. Фактически постоянное население есть только по берегам крупных рек Енисея, Хатанги и Пясины.

Климат суровый, часто дуют сильные ветра. Средняя температура июля в Бырранга 3-5 градусов Цельсия. Лето очень короткое, относительно теплый период с конца июня до середины сентября. При этом частенько погода в середине июля напоминает погоду центра России где-нибудь в конце ноября-декабря. Снег летом здесь обычное явление. Еще одна особенность климата в этих местах - резкая перемена погодных условий.

В какой момент вы решили отправиться на Таймыр в одиночку?

- Летом прошлого года я совершил свой первый одиночный автономный поход на Югорске. До этого я ходил только в составе групп, ходил достаточно давно: и Кольский полуостров, и Карелию, Югорский полуостров, Приполярный Урал – были в составе маршрутов. То есть накопилась большая база знаний уже и опыта, оставалась какая-то неудовлетворенность, хотелось чего-то большего - видимо, я созрел. И уже через месяц, осенью, разглядывая карты меня посетила идея - мой взгляд в очередной раз остановился на Бырранге, они магическим образом притянули мой взгляд, и дальше мысль уже работала в сторону осуществления и проработки этого маршрута.

И в прошлом году совершил свой первый сорокадневный поход, прошел больше семисот километров, пересек Югорский полуостров, пешком и по воде, и получил достаточно опыта и знаний для того, чтобы в этом году совершить путешествие на Таймыр.

Как вы решали вопрос снаряжения и раскладки?

- Раскладка у меня была обычная. Мне хотелось поставить эксперимент с одной стороны, то есть использовать возможность в длительном походе с таким километражом повторить то, что я делаю в обычных походах. Я и по раскладке немного ужесточался, и по вещам. Не увеличивать, а уменьшать. То есть средняя раскладка у меня была четыреста пятьдесят – четыреста шестьдесят, плюс дополнительно была рыба где-то, на Пясине я несколько килограмм оленины завялил, у рыбаков приобрел. По поводу подножного корма – на Таймыре это достаточно проблематично, особенно в таком длительном походе, то есть на всем маршруте нет стабильной возможности ловить рыбу, поэтому зачастую можно попасть в сложную ситуацию.

Для меня это был первый такой длительный поход. Время в походе летело незаметно, особенно первый месяц пролетел, как мгновение. Каждый день ты работаешь-работаешь, если что-то недорабатываешь, уже не знаешь, чем себя занять. Я старался не делать дневок, у меня получилось только две дневки. Из-за погоды ситуация так сложилось, уже у Гусихи внизу, когда я у Бархатова застрял на два дня. Рыбаку с Гусихи отдельная благодарность, что меня приютил.

Совпали ли планируемый маршрут и реальный?

- Я могу идти, где мало воды, где ее вообще нет, то есть это пешие переходы, только в начальном этапе у меня получилась челночная пешка, около сорока километров, и она не планировалась, в последний момент получилось.

Основная проблема для меня при выборе начала маршрута была связана со сложностью попадания на Пясину в конце июня. Вертолетная, или иная, дорогостоящая заброска исключалась (даже если такая бы и была возможность в этом случае поход терял для меня ценность). Первоначально от старта из Норильска через В. Таловую отказался из-за чрезмерной сложности в самом начале маршрута. Этот вариант выхода на Пясину казался мне нереальным. В качестве основного рассматривался вариант старта от Воронцово вверх по Гольчихе с небольшим волоком на Моховую и далее по Пуре до Пясины, а затем подъем 150 км вверх по Пясине. Идти по Пясине пришлось бы против течения, но с попутным западным ветром преобладающем в этом районе. Обстоятельства сложились таким образом, что планы пришлось координально поменять, обстоятельства практически не остовляли другого выбора. Уже когда я был в дороге, наконец то, появилось расписание паромов до Воронцово от Таймырторга. Первый паром оказался в этом году неожиданно поздно только 29 июня, я же прибывал в Дудинку вечером 22. Решение пришло очень быстро - идти сразу через В. Таловую на Пясину, сделав лишних 200 км, чем ждать парома неделю.

Расскажите о своём ощущении времени на всё протяжении вашего путешествия: как прошли 79 дней похода? Незаметно, бесконечно долго или как-то по-другому?

- Вначале, первые тридцать-сорок дней для меня пролетели, как одно мгновение. Только в конце похода время ощущалось и тянулось в два раза дольше. Обстоятельства складывались таким образом, что постоянно приходилось преодолевать какие-то трудности: и усталость, и нехватку питания, и в конце погода наложила свой отпечаток. В момент преодоления этих критических ситуаций, время тянется особенно долго: тебе приходится принимать важные решения, ты балансируешь на грани принятия правильного и неправильного решения. Момент выбора очень сложный.

Когда ты мечтаешь, ставишь перед собой цель и тебе потом удается воплотить это в реальность, чувствуешь определенную удовлетворенность от этого, получаешь опыт. Те знания, которые я получил в таких походах в разы, а, может быть, в десятки раз больше, чем те знания и опыт, которые я получал в других, более коротких или групповых походах.

Для меня принципиальным был вопрос сделать все от начала до конца самому. Так ты чувствуешь определённую свободу, начинаешь чувствовать границы своих возможностей, лучше себя оцениваешь, и физически, и психологически. У человека всегда есть желание раздвинуть границы, достичь чего-то нового. У каждого есть свой Таймыр, у кого-то он большой, у кого-то маленький совсем, для каждого человека есть возможность роста и даже в своих пределах для себя сделать что-то новое.