Пишет Редакция сайта, 30.11.2018 12:56

Хрустальный пик-2018. Номинация "Социальный проект". «Невозможно – это не навсегда» (Альпинизм, премия, горы, мы в обществе, crystal peak, восточный саян, первопроходы)

Нет более социальных проектов, чем те, что объединяют людей.
Так получилось, что этой осенью российских альпинистов и, как говорят, сочувствующих, собрала вместе трагедия. Гибель Сергея Глазунова на стене Латок I стала кошмаром его семьи. Но поддержка друзей и альпинистского сообщества дала им силы двигаться дальше.

Так родился проект поддержки молодых альпинистов Фонда памяти Сергея Глазунова, делами которого сейчас занимается брат Сергея Евгений, его друзья и его одноклубники из альпклуба "Горы Байкала".

Вы уже поняли, что мы не успели, к сожалению, к старту голосования смонтировать видео о нескольких проектах, но обязательно выложим ролики, в том числе о проекте «Невозможно – это не навсегда» в ближайшие дни.
Потому пока публикуем информацию о проекте и интервью с Евгением Глазуновым.

«Невозможно – это не навсегда» – комплексный проект поддержки молодых альпинистов Фонда памяти Сергея Глазунова.

Идея проекта:
Помогать развивающимся альпинистам в реализации их инициатив, и открывать вместе с ними новые альпинистские районы. Кроме того, фонд занимается просветительской работой, объединяя альпинистов в разных регионах. Этой осенью Евгений объездил с лекциями и выставкой фото десятки городов, где рассказывал не только о жизни брата, но и об альпинизме в целом. Одна из таких лекций прошла в зале Русского Географического Общества в Санкт-Петербурге. На средства Фонда оперативно построен скалодром в Иркутске, на котором уже вовсю тренируются спортсмены клуба "Горы Байкала". Также из Фонда были выделены средства в помощь томичам - на строительство скалодрома в Томске.

Обо всех делах проекта читайте в его группах в социальных сетях:
Фейсбук
ВКонтакте

В рамках проекта «Невозможно – это не навсегда...» этой осенью 26 человек из разных регионов России, а также Монголии, Казахстана и Франции побывали в ущелье р.Чертылым-Горхон, Тункинские Гольцы, Восточный Саян, Республика Бурятия.

За неделю они освоили новый район для совершения восхождений, прошли 16 новых маршрутов от 1Б до 5А категории сложности на вершины ущелья Горхон, на 8 из них совершены первовосхождения.

В будущем район перспективен для проведения учебно-тренировочных мероприятий, он имеет маршруты разной сложности и простую логистику заброски в ущелье, также в нем остается возможность совершения первопрохождений по маршрутам, не пройденным в рамках проекта.
Мероприятие такого формата впервые прошло на территории нашей страны.

Участники экспедиции:

Глазунов Евгений, Иркутск, Основатель проекта «Невозможно – это не навсегда», инициатор освоения ущелья Чертылым-Горхон
Бойко Алексей, Иркутск
Бельская Анна, Иркутск
Мишин Александр, Иркутск

Хроника экспедиции:
15.10.18 Первовосхождение на в.Школьная по маршруту 1Бк.с. С гр Первопрохождение на в.Оптимист по С гребню 2Бк.с. Первовосхождение на в.Носорог по 3Бк.с. по Ц кф Первопрохождение на в.Обманчивая 4Бк.с. по лев. кф В ст
16.10.18 Первопрохождение на в.Обманчивая по 3Бк.с. по В ребру
17.10.18 Первопрохождение на в.Обманчивая по 5Ак.с. по Зубу Первопрохождение на в.Оптимист по 5А к.с. по С стене Первовосхождение на в. Русско-Монгольской Дружбы по Згр Первопрохождение на в.Школьная по Ю гр. Первовосхождение на в.Дракон по 1Бк.с. по Ю гр
18.10.18 Первопрохождение на в.Носорог по 4Бк.с. по 1-му З кф
19.10.18 Первопрохождение на в.Оптимист по 4А по В гребню Первопрохождение на в.Обманчивая по 2А к.с. Первопрохождение на в.Мраморная по 1Б к.с.
20.10.18 Первовосхождение на в.Дальняя по 1Б к.с.по ЮВ гр Первопрохождение на в.Оптимист по 2Ак.с. по Ю гр

Информация о районе
Ущелье Чертылым-Горхон, Тункинского Хребта Восточного Саяна, находится к западу от ущелья реки Хубуты, по которому идет тропа на Шумакские минеральные источники, излюбленный туристический маршрут нашего региона. Ближайший населенный пункт пос. Нилова Пустынь и деревня Хойто – Гол. Тункинского района респ. Бурятия (райцентр пос. Кырен). От которого двигаться по старой автодороге до турбазы «Сухой Ручей», далее заброска автомобилем повышенной проходимости вверх по автодороге, либо пешком до р. Чертылым-Горхон, откуда в ущелье идет хорошая тропа. Ущелье является тупиковым, регулярно посещается местными сборщиками трав и дикоросов, имеет очень простой подход. По тропе возможна заброска в базовый лагерь на лошадях.

Информация о маршрутах

Фонд существует благодаря частным пожертвованиям.
На сегодняшний день в фонд поступило 273280 р.
Израсходовано на инициативы фонда и адресную помощь альпинистам и скалолазам 145250.
Остаток - 128030 р.
Отчётность опубликована в группе ВК.

На вопросы Риск.ру отвечает Евгений Глазунов

- Расскажи о том, как ты впервые попал в горы и начал заниматься альпинизмом.

Я попал в горы 14 или 15 лет тому назад в ранней юности. В 14 лет совершил свое первое восхождение, и с тех пор не пропускал ни одного сезона, все время был в горах, один или с ребятами, с какими-то спортивными проектами. Мой спортивный рост и зрелость прошли в Саянах, и с этими горами связано очень много в жизни. Но потом было много других районов, в которых было много интересных и разных восхождений.

- Как ты пришёл к мысли о том, что хочешь сам обучать альпинизму других? С чего ты начал и что представляет собой клуб «Горы Байкала сейчас»?

Так получилось, что инструктором по альпинизму я стал в 23 года, получается, что 8 лет назад. И с тех пор не пропускал ни одного сезона, работал на сборах, мероприятиях различного уровня и последние несколько лет возглавляю такие мероприятия. Самый большой опыт у меня был одновременное руководство сборными из 70 человек. Самые разные ситуации случаются. Самые разные люди приезжают. И рост мой как инструктора был одновременно и ростом личностным, наверное, и спортивным. Поэтому все эти вещи — они неразделимы в жизни.

- Мы ваш проект воспринимаем комплексно – не только сборы в Саянах, но целиком: паровоз выставок, стройка стенда, помощь другим клубам, затея с альпинистскими сборами нового формата, выросшая в 16 первопроходов. Расскажи об этом.

Клуб «Горы Байкала», который мы открыли вместе с Сергеем, представляет из себя спортивный клуб в широком понимании этого слова, т. е. Самой главной целью в клубе стоит спортивный рост и совершенствование участников. Понятно, что в наше время, когда мы живем при определенных ценностях на одном энтузиазме такой клуб не может выйти, и у нас конечно есть разные способы и источники, из которых мы берем средства. Но мы никогда не ставили в клубе деньги и коммерческие отношения во главу угла. Мы всегда ставили главной задачей спортивный рост, и мы помогаем многим ребятам, в частности, у нас есть сборная команда - это мой авторский проект, это люди, которые проходят начальную подготовку, потом попадают в команду, и я их тренирую совершенно бесплатно в личное свое время. И мало того, что я тренирую, постоянно мы делаем какие-то задачи, создаем какие-то проекты: заливаем лед, пробиваем скалы, обследуем маршруты новые. И эти люди, они стали моей семьей. И благодаря этим людям, в частности, появился этот наш проект «Невозможно — это не навсегда».

- Почему ты этим занимаешься?

Потому что я жить не умею по-другому. Потому что есть эти ребята, которые смотрят тебе в глаза, и если бы не они, я бы наверно к чертовой матери все это побросал и просто бы ушел бы заниматься другими делами. Но когда я вижу их успехи, вижу то, как они растут над собой, я понимаю, что это и есть то, что ты можешь принести в этот мир. Серёга был моим учеником. До Серёги было несколько других ребят, некоторых из них уже нет в живых, но мы будем двигаться дальше. И это наверно лучшее, что я могу сделать сейчас в данной ситуации. И не только я, нас целая команда, разбросанная по разным городам. И сообща, мы можем решать трудные задачи, которые по одиночке кажутся невыполнимыми.

- Чему ты считаешь важным научить парней и девчонок, которые приходят в «Горы Байкала»?

Может, мой подход покажется кому-то жестким или может покажется там кому-то неправильным. Но мой подход сделает людей и обучит людей не быть потребителями в горах, быть созидателями в горах — это самое главное. Научить людей раскрыть свой потенциал и возможность самим принимать решение в будущем и самим нести ответственность за свои поступки. Это трудно, порой проще делать работу за них, порой проще там пролезть самому и так далее, но я, работая инструктором, никогда не лажу первым, я никогда не бываю нянькой среди них. Я учу их делать все самостоятельно, поэтому они и вырастают. Многие уходят, многие переходят в другие форматы, но мы не держим никого, у нас страна свободная. Но те, кто остаются, они получают возможность высокого спортивного роста. Это сейчас почти забыто, это сейчас почти не культивируется. Очень мало где такие форматы сохранились, но в этом я и вижу все-таки будущее. Пусть это не будет массовое будущее, мы никогда не гонялись за массовостью, я всегда стоял за качеством.

- Ты можешь представить жизнь без гор, без альпинизма, теперь – без этого дела?

Как ни странно, могу, потому что я не считаю себя альпинистом до мозга-костей и не считаю себя в праве заниматься только этим. У меня куча разных увлечений, у меня куча разных знаний и я найду чем заняться даже без гор и альпинизма. Но пока у меня есть молодая энергия, есть силы, здоровье и время, то почему бы и нет. А если так получится, что мне придется оставить альпинизм, будут и другие. Но в них точно также будет полный анализ ситуации и будет желание расти и не оставаться на одном месте — это самое главное.

И ещё немного о проекте.
Рассказывает Евгений Глазунов

Так получилось, что наш проект «Невозможно — это не навсегда» начался не с очень хорошей ноты, но он был нужен в это время. Этот проект позволил нам всем обрести дело, занимаясь которым мы могли пережить утрату, которая до сих пор не дает нам всем покоя. И этот проект был сделан в память о нашем товарище. Начиналось все, конечно, с организации выставок, фотографий Серегиных, потому что нам достался очень большой архив, и этот архив не должен быть утрачен. Эти моменты должны жить, они должны попадать на страницы изданий, на обложки путеводителей. Их должны видеть люди, потому что за этими моментами стояла его жизнь. Это как дневник, который должен быть опубликован.

Мы начинали эту выставку со скромного масштаба. Мы думали, что она пройдет в двух-трех городах в Сибири, ну и может быть ее увидит чуть больше людей. Но мы получили такой отклик людей по всему миру, что выставка превзошла наши ожидания. Она шагнула за горизонты, за наши горизонты, она шагнула за границы, и она начала объединять самых разных людей в разных точках мира. Это самая большая заслуга Сергея и его творчество. Дальше родилась идея ответа, ответа этому миру на поток вот этой грязи, которую вылили на ребят, которую вылили на нас. Но этот ответ должен быть совсем другим. И в рамках этого ответа, мы запустили проект. Мы сделали несколько дел, пусть масштабы их пока очень скромные, пусть возможности наши финансовые сначала очень ограниченные, но я еще раз говорю — деньги не решают.

Неполная карта проведения выставок

Всё решает идея. А за нами стоит половина России. И с этой идеей мы сможем сделать хорошие дела, и они уже сделаны. Дальше появилась мысль собрать ребят, действительно заинтересованных ребят, в проект, в котором опять же деньги ничего не решают, в котором все решает твой труд, в котором решает желание учиться и работать и желание отодвигать горизонты. У нас пока скромное начало, но мы освоили небольшой учебный район, выехали там в Восточные Саяны, в район, в которм мы уже были один раз с ребятами. Ну и просто освоили его для учебного альпинизма. У нас получился очень хороший, маленький, компактный, учебный район с маршрутами от 1b до 5a. И я думаю, что он будет набирать популярность, потому что там очень простая заброска, очень простая логистика. И добраться туда несложно. Но самое главное - мы поняли, что есть люди, которым это нужно, которые готовы это поддержать. И с эими людьми мы пойдем дальше, мы будем проводить некоторые экспедиции в разные уголки. В основном нашей родины. У нас уже есть конкретная задача — мы хотим освоить стенные маршруты Южно-Муйского Хребта в следующем году летом. Мы сейчас копим и ищем деньги на этот проект. Ну попутно с этим проектом мы будем адресно помогать нуждающимся. В этом я нахожу смысл. В этом я нахожу существование и память нашего проекта. Сейчас у нас много талантливых ребят, у нас много разных школ, но у нас нет той силы, которая может это объединить и эту энергию направить не в пустое место, а направить эту энергию на созидание. И если у нас получится, это будет действительно достойное и настоящее дело. Будем работать.

Ну а теперь немножко о фактах и цифрах. Разные мнения есть по нашей деятельности. Слышал, что я продаю чью-то память. Но пусть эти вещи останутся там, откуда они были произнесены. Пока мы не имеем никаких миллионов, не пилим никаких средств и так далее. Мы собрали порядка 250 000 рублей для нашего фонда, из которых практически 60% ушло на проекты. Мы поддержали несколько начинаний. Отправили переводы ребятам в Томск, в Барнаул на модернизацию ледовых конструкций.

Мы строим ледодром в Иркутске в клубе, где занимался и тренировался Сергей. Но строительство ледодрома идёт на те средства, которые перевели в помощь нашей семье люди со всего мира. Да, это проект фонда, но средства, собранные в рамках встреч, они не идут туда. Также мы не оплачивали ни один из переездов участников наших на выступлениях и фестивалях средствами фонда. Все это делалось за мои личные средства либо за средства, привлеченные из других источников, т. е. спонсоров и просто неравнодушных людей. В планах при достаточном количестве средств уже может быть в этом году объявить несколько грантов. Я вижу 3 номинации. Номинации: «Спортивная экспедиция», «Спортивный проект»(это может быть там свободное прохождение какого-то маршрута или какой-то рекорд или еще что-то) и «Развитие инфраструктуры клуба».

Но это ни в коем случае не должны быть проекты, которые несут под собой коммерческую составляющую в будущем. Т.е посторили допустим скалодром и организовали на нем фитнесс-клуб коммерческий. Нет, так, ребята, не пойдем. Строим и делаем это все в открытом доступе. Также мне интересны и нам интересны проекты по поддержке инициатив и начинаний, которые исходят от ребят. Наш друг, Алексей Артюхин, написал книгу. И мы выделили ему средства, 6ю часть примерно от объема, который нужен был, на печать и издание этой книги. На книги, и на путеводители, на пробивку каких-то скал. Мне кажется, всего этого очень не хватает как раз в маленьких клубах, всего этого очень не хватает нашему сообществу. И помогать надо действительно тем, кому это надо. Глупо помогать людям, у которых и так все есть. Они сами уже могут поделиться с кем-то, как делимся мы. Но вопрос в том, хотят ли они это делать или нет?

Хочется сказать спасибо всем, с кем мы делаем этот проект, каждому, кто откликнулся на наши просьбы, кто помогал нам в организации, кто просто следил за нами в социальных сетях и на страницах нашего проекта и всем тем, благодаря кому совершились все наши начинания и все наши поступки. Мы с вами, мы помним о вас и искренне вам благодарны за возможность объединять людей. Эту возможность я считаю самым главным нашим достижением — объединять разных людей и делать совместные дела. Спасибо вам от всех нас.

Тем временем горы Сергея Глазунова продолжают шагать по разным городам планеты!