В эти белые края, вновь и вновь приеду я… Якутия 1985г
Северные районы в 80-е годы все больше привлекают к себе внимание туристов. Фактор не изученности, неизвестности играет существенную роль в желании многих, устремляющихся сюда, овладеть непознанным, открыть для себя новую землю, и мир совершенно непохожий на наш. Застывшая природа Якутии в этом плане уникальна по своей сути.
К этому времени лыжные походы в нашем клубе «Янтарь» уже занимали одно из основных направлений. Уже были пройдены маршруты по Полярному Уралу, Таймыру, Путоранам, Чукотке. Хотелось разведать новые районы. Якутия, хребет Черского подходили для этого как нельзя лучше.
Из-за труднодоступности и недостатка информации каждый такой поход - это настоящая экспедиция, требующая тщательного подхода при планировании маршрута на всех его этапах.
Горная система, которую принято называть хребет Черского, расположена между Яно-Оймяконским нагорьем на юго-западе и Момо-Селенняхской рифтовой впадиной на северо-востоке, которую, как и хребты к северу от нее, тоже иногда включают в хребет Черского.
Высокие горные хребты почти на одну треть своей высоты лишены растительности и голыми каменными громадами возвышаются над темно-зеленой тайгой, которая в суровых условиях высоких широт останавливается, не добравшись даже до половины склонов. Острые пики, гребни, и причудливые фигуры выветривания гранитов представляют в буквальном смысле каменную пустыню, где на стенах скал и нагромождениях осыпей не растут даже лишайники. Но немного ниже, в глубоко врезанных долинах горных речек и логов, под защитой горных склонов находит себе место растительность, которую нельзя назвать иначе как альпийской.
Наряду с низкими температурами воздуха для Северной Якутии характерны относительно небольшие годовые суммы осадков
Поход по Якутии проходил с 24 марта по 15 апреля 1985 года, лучшее время для лыжных походов в районе. Это была лыжная четверка.
Запланированная нитка маршрута: пос. Хонуу – пос. Буор-Сысы – р. Арга-Юрях – пер. Арга-Юрях – восхождение на пик Марфы Черской – р. Чибагалах – прав. приток р. Чибагалах – пер. Ытабыт-Юрях – р. Ытабыт-Юрях – р. Индигирка – Пороги Бусика – пос. Тюбелях.
Участники похода: Тимофеев Владимир – руководитель, Лавренков Вадим, Набиркин Константин, Решетов Леонид, Сандрыкин Анатолий, Катков Юрий, Толстых Александр, Кропоткин Анатолий, Сапегин Александр, Грель Валерий (слева направо), Таякин Валерий фотографирует
Из дневника Таякина Валерия.
24-25 марта. Такого еще не было. Я прилетел без рюкзака. Вся подготовка, все снаряжение – насмарку. В Толмачево звонил – рюкзака нет. За 15 минут до отлета в Якутск вызвали к нач. смены, выяснили, что рюкзак остался в Томске. Сразу же понял, что рюкзак меня не догонит. А мне выпадает еще одно испытание – пройду или не пройду весь маршрут налегке. Руководитель считает, что смогу пройти, у каждого найдется что-то для меня. А вот рюкзак и пуховик – это проблемы.
Приземлились в Якутске, - 18 °С, ветер. Через 2.5 часа вылетели в Усть – Неру. В Усть –Нере в магазинах в целом купить нечего, но смогли найти для меня пуховое одеяло и меховые ботинки. Одеяло зашил с двух сторон, получился шикарный спальник, хотя и немного тяжеловат. Рюкзак сделан был из упаковочного мешка, по типу солдатского.
26 марта. Спали в зале ожидания аэропорта. Заснули поздно, все обсуждали былые походы. Улетели в поселок Хонуу на вертолете только в 15 часов. Летели на Ми-8 больше часа. В Хонуу нас устроили ночевать в сельсовете. Хонуу или Мома - якутский посёлок, расположенный на правом берегу реки Мома в месте её впадения в Индигирку.
27 марта. С утра пока ребята спят, укоротил спальник, вставил шнур. Потом с Костей занялись шитьем рюкзака. Ребята дали из одежды кто что смог: футболку, носки, шапочку, штаны, ветровку. В общем набралось.
Пообедав в столовой, собрались и на прицепе трактора Беларусь отправились по Индигирке в наш пункт отправления в поселок Буор-Сысы, находящийся в 12 километрах. В поселке дома русской постройки, но живут в основном якуты.
Здесь нас разместили в теплых мастерских, где мы занимались подготовкой к походу. Разделили продукты.
28 марта. Собрались, упаковали санки и в 12 часов вышли на маршрут.
Идем вверх по реке Арга-Юрях, по старому нартовому следу, едва заметному, тропим. Большие горы тянутся вдоль реки на большом расстоянии.
Сделали сегодня пять переходов, прошли около 17 км. Днем температура -16 °С, вечером похолодало до -24 °С. Погода тихая, ветра нет. Завтра должны подойти к Черскому хребту.
29 марта. Сегодня долго шли по равнине. Горы кажутся рядом, но на самом деле до них еще идти и идти. Прошли небольшое кладбище, дошли до конефермы. Отошли от нее с полкилометра и встали на ночлег среди леса, около речки. Вечером в лагерь пришел якут с фермы, угостил горячим молоком, поговорили про их жизнь и нашу.
30 марта. От конефермы идет дорога. По ней ушли несколько дальше и пропустили оленью тропу. После обеда пришлось возвращаться на полтора километра назад по дороге, затем еще с километр по целине по пояс в снегу и наконец, вышли на оленью тропу.
По ней уже шли до вечера, пока не расположились на ночлег. На ужин сварили картошку и компот.
31 марта. Ночью похолодало. Ветер встречный. Снег везде глубокий до 1м, постоянно проваливаемся. За день прошли около 25 км и встали лагерем, не зная, что в 500м от нас находится изба.
1 апреля. Время переводить не стали, продолжаем жить по-зимнему. За три перехода по оленьей тропе дошли до границы леса. Здесь поставили базовый лагерь. Перекусили, заготовили дрова, и часть ребят ушли с дровами в разведку на перевал Арга-Юрях. Оставшиеся занялись биваком, установили палатку, раскинули спальники. Толя ушел на охоту и вернулся с куропаткой к ужину.
Юра с Сашей Сапегиным поднялись на перевал, просмотрели склоны на подъем и спуск. Подъем на него идет без лыж, снег неглубокий, а спускаться нужно на лыжах. Тимоха, Костя, Саша Толстых сделали заброску дров до перевала и разведку на вершину М. Черской. Скальный массив горы Черской резко возвышается над окружающими горами, маленьким пиком на нем выделяется вершина М. Черской. Вверх на гребень идет вертикальный взлет с глубоким и рыхлым снегом. Принято решение, исходя из снежной обстановки склонов, на восхождение не идти.
Ребята сегодня прошли по 20км, устали, поэтому вечером за ужином было «по резьбе». От падающего снега палатка отсырела.
2 апреля. Ночью поднялся сильный ветер, подморозило. Утром пошли на перевал Арга-Юрях. По пути остановились у якутского жертвенника. Это скала до 5 метров высотой, одиноко стоящая с вертикальной трещиной. В нише скалы подвешены разные вещи, игрушки, старинные деньги, кольца, медальоны.
За два перехода дошли до перевала. Сильный встречный ветер, - 20 °С, решили надеть маски, чтоб не обморозиться. Нагруженные дровами, серпантином поднялись на перевал. С перевала к западу простираются бескрайние хребты гор, на север они резко понижаются, вдали угадывается долина Индигирки. На седловине достали флаг, сфотографировались, съели по шоколадке и начали спуск.
Спустились в широкую долину, вдали видны сопки в виде усеченных конусов. Развели огонь и организовали небольшое чаепитие. После, выйдя к речке Андыгындя, прошли по ней еще около 7 километров, где организовали ночлег в ущелье.
3 апреля. К утру резко похолодало до -39 °С. Палатка и спальные мешки заиндевели. Позавтракали, надо собираться, а никому неохота отходить от костра. К 11 часам потеплело до -35 °С. Прошли 30 минут и наткнулись на стойбище оленеводов, где решили сделать дневку.
Сейчас здесь живут два молодых оленевода и один проверяющий, который сегодня должен улететь на вертолете.
Ребятам весело, фотографируются с собаками, оленями, пробуют их оседлать. А вечером был праздничный ужин, танцы по-якутски, песни.
4 апреля. Фотосессия с оленями утром продолжилась. После оленеводы ушли в стада работать, а мы стали готовиться к выходу на маршрут. Сегодня теплее, всего -12 °С.
За день прошли около 25 км, спустились к реке Чибагалах. Завтра должны быть на реке Мюрюле, правом притоке Чибагалаха. Вечером безветренно, луна полная с ореолом, значит должен быть циклон через 1-2 дня.
5 апреля. Сегодня топтали весь день. След нарт быстро кончился, ушел за левый перевал, а нам надо идти по Чибагалаху, где лед и снег. Со временем вышли на старый нартовый след, но снегу намело много, поэтому все равно пришлось топтать через всю долину. Остановились на ночлег на высоком берегу. Вечером погода хорошая, к утру снова подморозило.
6 апреля. Снова идем весь день по реке Чибагалах, то снег глубокий топчем, то по льду, то по воде. Реки тут вскрываются в мае, но уже в апреле на реках идут поверхностные потоки. Прошли днем р. Мюрюле, теперь ищем наш правый приток Чибагалаха, из ущелья которого идет второй наш перевал Ытабыт-Юрях.
7 апреля. Утром сначала шли по старой лыжне, потом вышли на нартовый след и по нему стали подниматься вверх по безымянной речке. Когда след закончился, поставили лагерь. Впереди большие наледи и глубокий снег, придется завтра хорошо поработать. А сейчас отдыхаем. Идет мелкий снег и постоянно дует ветер.
8 апреля. Утром вышли вверх по долине, по реке покрытой наледью. Вокруг снегу по самые уши. Стоим среди гор, куда идти, где перевал не знаем. Может быть, вчера в снегопад проскочили нужное ущелье. Поставили лагерь и две команды отправились в разведку. Сегодня день рождения Кости, исполнилось 42 года. Леха готовит мясо на вечер. Тимоха переживает, успеем ли мы в срок выйти.
Пришли ребята с разведки, обследовали почти все выходы на гребень. Все перевалы проходимы летом. А сейчас очень много снега, висят карнизы, и нет четкой карты перевалов. Решили использовать запасной вариант маршрута, возвращаться по речке вниз до Чибагалаха и по нему идти до Индигирки. Но это уже завтра, а сегодня праздничный вечер.
9 апреля. Ночью, как обычно в Якутии после снегопада, подморозило до -30 °С. Видимости нет, ветер снизу навстречу ходу. За день спустились к Чибагалаху и разбили лагерь недалеко от стана геологов.
10 апреля. Сегодня идем вниз по Чибагалаху. До Индигирки где-то 25км. В 19 вечера были уже в устье и затем вышли на Индигирку. Остановились у избушки рыбаков. Место для рыбалки изумительное. До Тюбеляха осталось 80км. Это где-то 3-4 дня.
11 апреля. Сегодня ход по Индигирке. Идем то по зимнику, то по льду, ноги можно сломать, а снег все равно не скользит, свежий лежит, как порошок – наждак.
Прошли все крутые изгибы Индигирки. Природа и речка суровая, берега крутые до 800 – 1000м, дикие, ни подхода, ни подъезда. Пороги Бусика зимой не просматриваются, все затянуто льдом.
В 16 часов нас подобрала попутная машина до Тюбеляха. Проехали буровую, которая уже не работает, остался один участок. В Тюбеляхе поселили нас в поселковом совете. Отметили окончание похода, все остались довольны, но каждый со своим мнением.
Но вот фото 60 и 63 - это явно Восточный Саян... Радон на Шумаке и полянка перед перевалом. С уважением!