Большое Памирское путешествие. Часть3. Послевкусье.

Пишет pavelb, 20.10.2018 12:53

Большое Памирское путешествие. Часть3. Послевкусье. (Путешествия)

На следующее утро загрузившись в очередной джип( угадайте, что было с кондеем?) двинули снова на Памирский тракт. Это была уже другая дорога, не та, что проходит вдоль границы с Афганистаном. Здесь вы едете на высоте около 4000 м , изредка забираясь на 4500, чтобы преодолеть очередной перевал.

Ехали по бескрайней широкой равнине , с видневшимися на горизонте горными цепями. Дорога ровной( или почти ровной )стрелой уходила в даль. Ну чем вам не Невада?

А вот и местная " Долина Смерти"

Большое Памирское путешествие. Часть3. Послевкусье. (Путешествия)

Редкая машина встречалась по пути. Время остановилось . Иногда казалось, что вот-вот на горизонте появится караван c грузом шелка из Китая или же очередная орда кочевников.

Временами тракт подъезжал совсем близко к границе с Китаем и мы любовались могучими шеститысячниками на фоне «колючки».

Периодически проезжали какие-то остатки былого величия времен СССР, брошенные заставы, машинные дворы и т.д. А каменные развалины форпоста , оставшиеся еще со времен «большой игры», и по сию пору хорошо сохранились.

Большое Памирское путешествие. Часть3. Послевкусье. (Путешествия)

«Большая Игра»- геополитическое соперничество между Британской и Российской империями за господство в Южной и Центральной Азии] в XIX в.
Выражение the Great (Grand) Game впервые использовал британский консул в Кабуле в 1840 году.
Началом противостояния принято считать англо-афганскую войну в 1838 году, где впервые столкнулись интересы двух держав в Азии.
Последовавшее затем продвижение русских в Средней Азии(60-80 годы) заставило честолюбивых британцев напрячься . На Памире то и дело сталкивались русские и английские разведчики, геодезисты и военные отряды.
Афганцы-сунниты, подстрекаемые британцами, вторгались на Памир, причем вели себя по отношению к жителям очень жестоко, так как считали памирцев-исмаилитов еретиками. Поэтому российские военные экспедиции , поддерживаемые местными жителями , без труда закрепились на этих территориях
«Игра» закончилась в 1895 году совместной демаркацией границы Афганистан-Туркестан и братанием русских и англичан. На горизонте замаячил призрак Антанты, надо было дружить против Германии …

Большое Памирское путешествие. Часть3. Послевкусье. (Путешествия)

На этом отрезке дороги имеется лишь один значительный населенный пункт-ПГТ Мургаб, расположенный на перекрестке дорог . Как и все вокруг, его внешний вид напомнил Тибет, с его выбеленными домами и пестрым составом населения .

Головные уборы памирцев с обязательным «цветком» соседствуют здесь с большими войлочными киргизскими панамами-топу. Ведь до Алайской долины, что в Киргизии, рукой подать, какие-то 300-400 км.
В этот день в поселке был праздник-здесь запускали электростанцию! Целое событие для жителей , ведь до сих пор свет и тепло производилось исключительно дизель-генераторами. Остается только порадоваться и за этот забытый Богом уголок Евразии.

К вечеру добрались до озера Каракуль-первого по размерам в Таджикистане. Сквозь вечернюю дымку проглядывал Заалайский хребет и массив п. Ленина. Заночевали в одноименном поселке, живо напомнившем нам произведения Ч. Айтматова типа «Буранный полустанок».

Большое Памирское путешествие. Часть3. Послевкусье. (Путешествия)

К сожалению, у нас не было времени для исследования окрестностей этого красивейшего водоема и с утра после стремительного броска по тракту по направлению к Заалайскому хребту и преодоления пер. Кизил-Арт мы пересекли границу и въехали в Киргизию. Пересечение границы не вызвало проблем ни с той, ни с другой стороны.

Горный баран (аргали) Марко Поло. Охота на него по трудности сравнима с охотой на снежного барса. Лицензия дорогая и выдается не всем. Поэтому прием туристов-охотников это неплохой бизнес в Таджикистане и Киргизии .

Перевал Кизил Арт

Большое Памирское путешествие. Часть3. Послевкусье. (Путешествия)

Покидая Таджикистан, путешественник попадает на южные склоны хребта, в знаменитую Алайскую долину. Слева нас все время сопровождал массив п. Ленина, вдоль дороги носились бесконечные табуны лошадей .

Здесь климат повлажнее и мы, уже привыкшие к суровой природе Большого Памира, с умилением смотрели на сочную траву, заросли кустарника и арчи , на мягкие полутона Памиро-Алая.

Азия тут уже немного другая, с налетом Евразийского союза. Часто вдоль дорог встречаются деревянные избы, жители славянской внешности, а в любом магазине со словами :"Все равно в Москву скоро ехать", у вас примут российские рубли.

Путешествие наше закончилось в г. Ош, центре южного Киргизстана. Город этот знаменит своим огромным базаром(по слухам, самым большим в Средней Азии) и горой Сулейман с пещерами доисторических людей и несколько вымученным природно-историческим музеем.

Большое Памирское путешествие. Часть3. Послевкусье. (Путешествия)

По большому счету, делать здесь особо нечего. Но как же приятно, черт возьми, после сурового похода, или восхождения , да даже после несложного трекинга побродить по бесконечным рядам ошского базара, неспешно посидеть в чайхане в тени густых крон платанов , поплавать в бассейне отеля .

Эпилог

Памир, этот суровый , но красивый горный край нескоро отпустит нас . Даже сейчас, по прошествии двух месяцев, мы тоскуем по его величественным пейзажам и бескрайним просторам. И без ложного пафоса -это место, куда хочется вернуться

За время нашего путешествия мы встречались со многими людьми, гостями Памира, пешеходами , велосипедистами, автотуристами. К сожалению , лишь малая часть из них из России.

Целью рассказа является попытка привлечь внимание к этому незаслуженно забытому у нас горному району, открытому, изученному и освоенному нашими с вами соотечественниками.

Вот пожалуй и все!

Большое Памирское путешествие. Часть3. Послевкусье. (Путешествия)

Данная статья не является нашим отчетом о походе, она может содержать некоторые географические , исторические и другие неточности.